Албанские парни. Хорошие плохие парни. Да, вот я вижу, что в хиджабах здесь никто не ходит

Хронический панкреатит в стадии ремиссии характеризуется снижением интенсивности процессов поражения поджелудочной железы, а также отсутствием симптоматических признаков. Данный период сам по себе не наступает, для его достижения необходимо применение специальных терапевтических процедур с применением определенных групп медикаментозных препаратов, средств народного лечения, а также соблюдение специальной диеты до ремиссии и во время нее. В материалах представленной статьи рассмотрим подробнее, период наступления ремиссия при панкреатите, сколько нужно для этого времени, что она представляет собой, ее признаки, а также основные принципы поддержания поджелудочной железы, предотвращающие возникновение повторного обострения.

Стадия ремиссии хронического панкреатита

Ремиссией называется тот продолжительный период времени, на протяжении которого у пациента полностью отсутствуют симптомы и признаки развивающейся болезни.

Основной задачей пациентов при наступлении данного периода является применение современной методики профилактического лечения панкреатического заболевания.

Назначается применение патогенетической терапии при отсутствии признаков обострения патологии для нормализации секреторной функциональности желудка, стимулировании регенерационных процессов в поджелудочной железе, а также для ликвидации дискинезии в полости желчного пузыря и желчных протоков, для чего также назначается специальная белковая диета с уменьшенным количеством жиров и углеводов.

Признаки ремиссии

Существует две разновидности периодов ремиссий:

  1. Период полной ремиссии, характеризующийся полным отсутствием признаков заболевания.
  2. Период частичной ремиссии, при котором сохраняются отдельные симптоматические признаки, напоминающие о постепенно развивающейся патологии.

Период полной ремиссии также подразделяется на два подвида:

  1. Стойкий период, для которого характерно стойкое состояние пациента и полное отсутствие признаков панкреатической патологии на протяжении от половины года до 3-5 лет.
  2. Нестойкий период, характеризующийся нестабильным состоянием и поочередной сменой периодов ремиссии и обострений.

Могут ли быть боли в этом периоде?

Период ремиссии хронической формы панкреатического поражения поджелудочной железы характеризуется отсутствием симптоматических признаков, а это означает, что и болезненные ощущения также не беспокоят людей на протяжении всего срока ослабления болезни, что в значительной мере повышает уровень и качество жизнедеятельности людей с данной патологией.

Ремиссия: устойчивость стадии, возможны ли новые приступы

Панкреатическое поражение поджелудочной железы, имеющее хроническую форму развития, относится к заболеванию прогрессирующего характера, это означает, что наступивший период ремиссии с течением времени может смениться обострением заболевания. В результате этого, начинают развиваться патологические метаморфизмы в виде диффузного и очагового поражения паренхиматозной железы.

Спустя определенный промежуток времени, происходит частичное замещение железистых тканей поджелудочной железы на фиброзные, причем пациент начинает ощущать снижение интенсивности проявляющихся симптомов, но уровень функциональности пораженного органа уже становится меньше. С течением времени, поджелудочная железа полностью перестает вырабатывать панкреатические ферментативные компоненты, необходимые для обеспечения нормальных процессов переваривания пищи.

Стоит отметить, что при панкреатической патологии хронического характера в полости железы отсутствие симптоматических признаков и болезненных ощущений может также означать развитие осложнения болезни.

Как выйти на стадию ремиссии? Сколько требуется времени?

Выход больного из стадии острой формы панкреатической патологии либо из стадии обострения хронической разновидности болезни должен осуществляться в условиях стационара в хирургическом либо реанимационном отделении под четким руководством лечащего врача.

Длительность лечения острой патологии напрямую зависит от степени поражения паренхиматозного органа и от наличия параллельно протекающих патологий. При обострении хронической разновидности болезни может понадобиться для лечения не менее 2-3 дней для устранения острой болезненности, ликвидации интоксикационных процессов и проведения полного анамнеза. После чего, пациента выписывают домой, где ему необходимо продолжать лечение патологии, согласно предписанной схеме. Назначается обязательная диетотерапия, заключающаяся в соблюдении специальной диеты со столом №5.

При острой форме панкреатического заболевания необходимо более продолжительный курс госпитализации, продолжительность которого может варьироваться от 10 дней до 2-х месяцев.

При наступлении стойкой ремиссии соблюдение диетического рациона питания назначается на срок от 5 и более лет.

Очень важно! При панкреатическом поражении паренхиматозного органа полностью исключить употребление алкоголесодержащей продукции.

Народные способы поддержания поджелудочной во время ремиссии

Оказать эффективную поддержку пораженному паренхиматозному органу в период стойкой ремиссии помогут следующие рецепты от народных целителей:

  1. Применение самого популярного метода с использованием продукта пчеловодческого дела – натурального меда, способствующего усилению интенсивности регенерационных процессов. Мед рекомендуется к употреблению в количестве 5 гр, или 1 чайной ложки в растворенном виде с молоком за полчаса до еды.
  2. Ускорить процессы по оттоку желчи поможет прием отвара из шиповника, который также оказывает профилактический эффект против развития холецистической патологии. Принимать его необходимо по одному стакану при приеме пищи.

Не менее эффективными считаются настои из целебных трав, таких как:

  • люцерна;
  • золотой ус;
  • календула;
  • бессмертник;
  • горькая полынь;
  • ромашка;
  • укроп и тд.

Важно помнить, что полностью устранить панкреатическую патологию народными средствами не получится, но регулярное их применение будет способствовать увеличению периода ремиссии и уменьшению частоты обострений.

Принципы диетического питания для избежания осложнений

Принципы диеты при ремиссии панкреатита заключаются в следующем:

  • обеспечить организм всеми необходимыми веществами;
  • соблюдение термического и химического метода щажения;
  • обеспечение дробности питания;
  • максимальный уровень ограничения продуктов с повышенным уровнем содержание жиров;
  • тщательное пережевывание продуктов питания;
  • предупреждение возникновения перегрузки функционирования пораженного органа.

Приготовление блюд необходимо осуществлять методом тушения, отваривания либо запекания в духовке, жарить категорически запрещено.

Но, перед готовкой какого либо блюда, необходимо знать о том, что разрешено есть, согласно диете в стадии ремиссии при панкреатите, а какие ингредиенты необходимо полностью исключить из рациона питания.

  1. Овощные культуры: цветные разновидности капусты, картошка, морковь, тыква и свекла.
  2. Фруктовые культуры: абрикосы, яблоки, сливы, бананы.
  3. Молочные изделия: все разновидности кисломолочных продуктов, цельное молоко и творог.
  4. Хлебобулочные изделия: сушеный хлеб из пшеничной муки, сухарики из белых сортов хлеба, макароны не более 2–х раз в неделю.
  5. Разновидности круп: гречка, рис, овсянка, манка и пшеничная крупа.
  6. Рыбные продукты: нежирные разновидности рыбного мяса в отваренном либо запеченном виде.
  7. Мясные изделия: куриное мясо и мясо индейки без кожи, а также говядина, баранье и кроличье мясо.
  8. Жидкость: слабый чайный напиток, компот из сухофруктов, фруктово-ягодный сок, отвар шиповника.
  9. В минимальном количестве разрешено употреблять сиропы и варенье.

Запрещенные продукты

К списку запрещенных продуктов, способных вызвать острый панкреатит либо обостренную фазу хронической патологии, относятся следующие ингредиенты:

  • все копчения и соления, а также замаринованные продукты и острая еда;
  • обжаренные продукты питания;
  • консервы;
  • алкогольные и газированные напитки;
  • соки, фруктовые и ягодные культуры с повышенным уровнем кислотности;
  • крепкий чай и кофе;
  • бородинский хлеб;
  • выпечка и кондитерские сладости;
  • рыбный и мясной бульон.

Профилактика и лечебная физкультура

Когда наступает ремиссия при панкреатите, рекомендуется лечебные гимнастические упражнения.

Первичные задачи ЛФК направлены на достижение следующих результатов:

  • в улучшении процессов кровообращения в зоне ЖКТ, что оказывает положительный эффект на пищеварительные процессы;
  • предупреждение застоев в области ЖКТ;
  • нормализации движения сока, секретируемого желудком.
  • спокойный ритм хождения;
  • проделывание легких массажных движений на животе;
  • упражнения на дыхание из курса йоги, или гимнастических упражнений по Стрельниковой.

Значительно улучшить историю болезни и продлить период ремиссии поможет отдых в условиях курортных санаториев с предоставлением лечебных процедур.

Не стоит забывать, что даже в продолжительном ремиссионном периоде при нарушении диеты и употреблении алкогольной продукции может начаться обострение панкреатической патологии, способствующее еще большему поражению паренхиматозного органа.

Список литературы

  1. Винокурова Л. В., Трубицына И. Е. Особенности клинического течения и терапии хронического панкреатита в зависимости от стадии заболевания. Лечащий врач, 2010 г. № 2, стр. 48–51.
  2. Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение. Руководство для врачей под ред. А. В. Калинина, А. И. Хазанова. М. Миклош, 2007 г.
  3. Максимов, В. А. Клинические симптомы острого и хронического панкреатита. Справочник врача общей практики. 2010 г. № 3 стр. 26–28.
  4. Минушкин О.Н. Масловский Л.В. Евсиков А.Е. Оценка эффективности и безопасности применения микронизированных полиферментных препаратов у больных хроническим панкреатитом c внешнесекреторной недостаточностью поджелудочной железы РМЖ, раздел «Гастроэнтерология» №17 2017 г. стр. 1225-1231.
  5. Жукова E.H. Сравнительная оценка различных диагностических критериев при обострении хронического панкреатита. Российский гастроэнтерологический журнал 1998 г. №1.

Журналист рязанской «Комсомолки» побывала на красивейшем побережье Средиземноморья и своими глазами проследила общую судьбу двух стран с социалистическим прошлым

Фото: Татьяна БАДАЛОВА

Изменить размер текста: A A

Свою землю этот маленький народ называет «Шчиперия» (в переводе на русский язык - страна орлов ). Потомки гордых воинственных иллирийцев, чьи женщины с точеными тонкими носами и маленькими вздернутыми ушками будто бы сошли с античных амфор, прекрасно уживаются со своими соседями. Итальянские рестораны, греческие магазины, македонская рыба, черногорские водители, не говоря уже о смешанных браках… Но больше всего здесь хотели бы видеть русских, братьев по социалистическому прошлому, о котором с нежностью ностальгирует старшее поколение. Все они учили русский язык в начальной школе, а многие и сейчас могут прочитать наизусть детские стишки Маршака или Барто. Каждый год в течение четырех теплых месяцев для нас открывают безвизовый въезд в страну, нам готовы делать скидки в отелях и ресторанах. Но мы об этом даже не догадываемся. Зато твердо знаем, что в стране ведутся военные действия, туристов разрезают на органы, а женщин продают в рабство.

Чтобы увидеть настоящую Албанию мы распланировали маршрут так, чтобы и на Ривьере позагорать, и на задворки страны заглянуть. В итоге нам удалось побывать сразу на двух побережьях – Адриатического и Ионического морей, окунуться в будни модного курорта, прочувствовать быт сельской глубинки и даже на время стать членами албанской семьи. Знакомьтесь, Албания!

У албанских бабушек русские глаза

Почему русские не любят албанцев? – спросил у нас пожилой Иса, в доме которого мы снимали апартаменты на одну ночь. - Мы – мусульмане, вы – христиане, но живем ведь по одним божьим законам.

Жители Албании искренне недоумевают… почему дружественный народ, с которым трудились бок о бок и строили светлое будущее, оказался отрезан от них стеной непонимания… почему за последние десять лет в страну въехали всего несколько сотен туристов…

Здесь помнят те времена, когда в стране были расквартированы русские военные части. В казармах наши солдаты жили вместе со своими семьями. И эта русско-албанская дружба оставила свой неизгладимый след. В первые несколько дней пребывания в стране мы были слегка огорошены фенотипическим сходством албанцев с коренными жителями русской деревни. Вот представьте, сидит в маршрутке паренек лет 20, на голове копна соломенных волос, широкое лицо, глаза голубые-голубые… Смотрит на нас и улыбается во весь рот. Неужели русский? Познакомились – оказалось, коренной албанец.

Откуда в Албании столько русоволосых и светловолосых людей? – спросили мы, не удержавшись, у нашего знакомого Рапо – хозяина местной строительной компании. В молодости он учился в СССР на геолога, много ездил по нашей стране и сейчас великолепно разговаривает по-русски.

А вы разве не знаете про базу подводных лодок в Орикуме ? – засмеялся он. – Там долгое время жили и работали советские подводники…

Какая гордость нас взяла за отечественный военно-морской флот. Не подкачали бравые русские парни – даже в глухих горных селах до сих пор рождаются русоволосые малыши.

Об общем прошлом двух народов напоминают построенные по советским лекалам заводские и фабричные цеха, кварталы жилых «хрущевок», типовые здания средних школ.

Кажется, что время здесь остановилось лет двадцать назад, и никто этого не заметил. Рабочий класс по утрам привычно для русского глаза штурмует автобус, а зажатый толпой кондуктор героически продирается из одного конца салона в другой, обилечивая пассажиров. Бабушки на улицах торгуют семечками, дедушки в парках на лавочках эмоционально играют в домино… Кстати, бабушки в Албании тоже очень похожи на наших. Сгорбившиеся, с глубокими морщинами на лице, одетые во что-то очень простое, скромное. Они всегда при деле, хлопочут либо на кухне, либо в саду. А по вечерам увлеченно смотрят турецкие сериалы. И поглядывают на других исподволь - ну совершенно по-русски. В их умных, с лукавым прищуром глазах читается судьба целого поколения, на долю которого выпало много тяжелой работы и лишений. Именно поэтому старшему поколению албанцев трудно понять, каким образом в стране с разваленной промышленностью, где молодежь в общей массе не хочет работать, с каждым годом растет число иномарок и роскошных вилл.

Самые богатые люди у нас в городе – мэр и судья, - рассказал нам Кристач, таксист из Влеры . – Они строят себе дома, покупают дорогие машины.

И не мудрено. По словам местных жителей, в стране очень высокая детская смертность на дорогах. Частники носятся по улицам, не пропуская пешеходов даже на зебре. Но законом вертят как хотят, и очередному автомобилисту, виновному в гибели ребенка, за взятку удается избежать уголовной ответственности. Ничего не напоминает, уважаемые сограждане?

Завод - на слом, оливки – на дрова

После развала Советского союза в Албании начали происходить те же процессы, что и у нас. И в результате – полный развал экономики. Разруха пожрала крупные производства, в том числе и оборонные. О былой экономической независимости албанцев напоминают брошенные, заваленные мусором здания заводов и фабрик. Нынешнему руководству страны их судьба не интересна. Вместо того чтобы поднимать промышленность, правительство залезает во все новые кредиты у западных благодетелей. На улицах албанских городов работает американская строительная техника и немецкие грузовики, купленные на кредиты США и Евросоюза . На те же деньги строятся дороги и тоннели, благоустраиваются населенные пункты. Еще недавно так же беззаботно цвела и пахла Греция , пока не настала пора возвращать долги… Как Албания будет выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, сейчас, похоже, никто не задумывается. Небольшие месторождения нефти, газа , цветных руд прибрали к рукам западные капиталисты. У этой крохотной страны и богатств-то осталось кот наплакал: море, пастбища, оливковые и фруктовые рощи. Но даже к ним зачастую относятся с изрядной долей беспечности. Вот лишь один пример: в той же Греции каждое оливковое дерево огорожено каменной кладкой, подстелено сеточкой для сбора плодов и на счету у государства, в Албании оливковые деревья растут как сорняки – местные жители вырубают их и пускают на дрова. То, что не успели вырубить люди, выжигают пожары.

Весь сор – из избы

Зачатки бесхозяйственного отношения к своей стране, как я заметила, проявляются здесь еще в детстве. И в этом, увы, тоже наша похожесть, разница – только в деталях. Как бы поступил русский мальчик, съев мороженое на палочке? Правильно, засунул бы ее в какую-нибудь трубу или между досками лавочки. А вот албанские пареньки лет десяти спокойно швыряют палочки на тротуар. Именно так, очевидно, и разрастаются шикарные помойки. Их можно увидеть всюду: и на обочине дороги, и в курортной зоне, и в историческом месте. Мусор охотно поедают обосновавшиеся на помойках ослы, коровы и свиньи.

Особенно обидно видеть забытые пластиковые бутылки, обертки и прочий хлам на роскошных албанских пляжах. Если у моря стоит отель, то его пляж убран и ухожен. А если побережье дикое – считай, пропало, обречено зарастать бытовой грязью. Природа одарила эту страну великолепным климатом, изумительно чистым морем, бескрайними галечными и песчаными пляжами. Как жители средней полосы России , не избалованные морскими пейзажами, мы искренне не понимали, как можно не дорожить такой красотищей.

При этом в пределах своего подворья и дома албанцы - невероятные чистюли. Даже в очень скромных жилищах все вылизано, выкрашено и обложено плиткой. При недорогой мебели – очень хорошая качественная сантехника. Входя в дом, жильцы снимают даже тапочки. Вообще уют в албанских семьях ценят превыше всего. И отвечают за него всецело женщины. Глава семьи к ведению хозяйства и приготовлению пищи не прикасается, единственное, чем он может себя утрудить, – указать жене или дочери, что нужно сделать по дому. И женщины, надо заметить, не ропщут, а вполне довольны своей участью. Мечта каждой албанской женщины – выйти замуж и родить много детей. Какие-либо карьерные амбиции у них в принципе отсутствуют. Как оказалось, такое отношение к браку у европейских мужчин, подуставших от прогрессирующего эмансипе, очень востребовано. Они приезжают в албанские деревни из других стран и покупают себе невест. Происходит это не тайно, под покровом ночи, а открыто, по договоренности с родителями девушки.

Воровать не приучены

А теперь немного о том, чем мы с албанцами, к сожалению, не похожи. Это исключительная честность. Склонность тырить все, что плохо лежит, у нас передается на генетическом уровне от родителей к детям. Таким образом обкрадываемый веками русский народ пытается вернуть свое. Как брошенный на произвол судьбы албанский народ не начал воровать? Как умудрился избежать соблазна, подобно другим теплым странам, наживаться на многочисленных (преимущественно итальянских) туристах? Загадка. За две недели, что мы жили, обедали, загорали, ездили с албанцами, хранили у них вещи и деньги, их порядочность не вызвала у нас ни тени сомнения. Вот живой пример. Будучи проездом в одном городе, мы решили снять комнату на ночь. Номер стоил 25 евро, а у нас - сотенная купюра. На часах 22.00, разменять негде, и у консьержа нет сдачи.

Оставьте деньги здесь, завтра утром заберете сдачу - 75 евро, - предлагает он нам.

Мы нервно переглядываемся. Порывшись в русско-албанском словаре, вылавливаем нужное слово:

А не обманете?

Собеседник лишь укоризненно улыбнулся и дотронулся до своих седых волос. Утром, когда мы выезжали, в кассе наш ждали 75 евро.

В номерах албанских отелей, как и на пляжах, вы можете без страха оставлять документы, деньги и ценности. Их никто не возьмет. В ресторане вас не обсчитают и не попросят чаевые. Признав в вас туриста, таксист не станет накручивать цену.

И еще одно качество, которое меня очень сильно поразило, - отзывчивость, готовность прийти на выручку, несмотря на языковой барьер. Нам помогали в городах, селах, рано утром на трассе, поздно ночью в аэропорту. И во многом благодаря этому радушному отношению местных жителей нам удалось увидеть страну такой, какая она есть. Открытой, светлой и немного наивной…

Виноваты - исправимся

Вылететь из Албании мы должны были 30 августа в 20.50. Рейс был стыковочный, с пересадкой в Стамбуле . Дорога из курортного городка Влера, откуда мы стартовали, до столицы Албании Тираны занимала порядка трех часов. Мы выехали в четыре вечера, то есть за пять часов до самолета.

Уже в пути мы узнали, что автобус поедет не по новой дороге, а по старой – через горные села. За две недели мы привыкли доверять тем, кто сидит за баранкой, будь то такси или городская маршрутка. На место назначения они прибывают минута в минуту.

Однако в этот раз все пошло как-то не так. Через час с задних рядов послышалось недовольство – женщины возмущались, что водитель уж очень неторопливо ведет автобус. Действительно, в этот раз мы ползли на редкость медленно, а через два часа машина сломалась на трассе между двумя селами. Водитель со своим помощником в течение 30 минут пытались оживить агрегат, пока он, наконец, начав плеваться клубами дыма, снова не зарычал. Мы двинулись дальше, но время было потеряно.

Это очень плохо, - замотал головой водитель и притопил педаль газа.

Мы вызовем для вас такси, - сказал его напарник и стал куда -то названивать.

Пассажиров высаживали практически на ходу, слегка притормаживая. Понимая, что сейчас решается наша судьба, люди торопливо хватали вещи и покидали салон. Оставшиеся исподволь бросали на нас сочувствующие взгляды. В Тирану мы въехали в 20.20. Огни албанской столицы разливались в сумерках мягким светом. На какой-то из улиц водитель затормозил и сказал, чтобы мы выходили.

Подхватив наши чемоданы, они с напарником бегом погрузили их в багажник припаркованного у обочины «Мерседеса», пожелали удачи. Шины взвизгнули…

Пожилой мужчина за рулем признался, что он не таксист, а просто отец водителя автобуса. Сын позвонил и попросил выручить – подбросить нас до аэропорта.

Пусть все закончится хорошо, - повторяла я, сжимая в пальцах приготовленные билеты.

В 20.40 мы были у пустой стойки регистрации. Все было напрасно.


Обменяем билеты… за тысячу евро

По удивительному и счастливому расположению звезд на небе в заначке у нас было еще 100 евро – неприкосновенный запас на непредвиденный случай. И это позволило нам вернуться в Тирану и переночевать в отеле. А рано утром мы отправились в офис туроператора «Turkish Airlines», чтобы обменять билеты. В офисе немолодая дама с уставшими глазами объявила, что за опоздание в аэропорт нам придется заплатить пенальти – штраф в 150 евро. Но это полдела. Поскольку прямых перелетов из Тираны в Москву нет, пересадку нужно делать в аэропорте Стамбула. И тут оказалось, что весь эконом-класс из Турции в Россию забит нашими соотечественниками вплоть до конца сентября.

Я могу оформить на вас билеты в бизнес-класс, нужно только доплатить разницу, - и она вывела на листке трехзначную сумму - 980 евро.

Покупать новые билеты за тысячу евро мы не хотели по двум причинам: это обошлось бы нам в ту же сумму, что и все путешествие по стране, а кроме того, мы не представляли, где взять такую сумму в течение нескольких часов.

У вас проблемы? Позвоните родным

Во время экскурсии по столице наша албанская приятельница Элиса мельком показала нам здание российского посольства. И вот теперь мы шли к нему по памяти, почти наощупь. И вот оно – огромное, белое, за высокой оградой. Мы позвонили в дверь.

Вы к кому? - очень вежливо спросил мужской голос на чистом русском языке.

Среди изнуряющего зноя отчаяния на нас приятно пахнуло родиной. Услышав, что мы граждане России и у нас проблемы, голос порекомендовал обратиться в консульский отдел. Доселе запертая дверь метров через десять приоткрылась, в проем высунулся охранник и пригласил нас войти.

Маленькая тесная комнатка напомнила мне зал провинциального банка. По одну сторону – кресла и столик для посетителей. По другую, за стеклом – сотрудники посольства. Честно говоря, я ожидала большей камерности что ли, доверительности. Потому что, когда ты стоишь навытяжку перед стеклянной конторкой, делиться своей бедой как-то не с руки…

Из-за конторки приветливо улыбнулись молодые парень и девушка. Слушали они нас не перебивая, и про то, что собираемся в России написать большую правдивую статью об Албании, и про злосчастный автобус, и про забитые рейсы, и про пустые кошельки…

У нас нет денег, нет жилья, нет билетов. Вы – наша последняя надежда. Больше нам обратиться некуда, - было последними нашим словами.

Значит, вся проблема в деньгах? Так попросите родных, пусть вышлют вам, - с очаровательным безразличием предложила блондинка.

Видя наше недоумение, девушка продолжила:

Если не хотите платить сами, пусть заплатит автобусная компания. Выясните, какой компании принадлежит автобус, из-за которого вы опоздали, и подайте на нее в суд.

Более циничного совета мне еще нигде не давали. Таким образом нам следовало вернуться назад, во Влеру – три часа пути, не говоря о транспортных расходах, разыскать офис транспортной компании (как такового здания автовокзала там в помине не было), затем найти юриста, который составит иск на албанском языке и отнесет его в суд. Ну и самая малость – перекантоваться где-то месяца два-три, пока дело рассмотрят и вынесут решение. И все это на полном серьезе попавшим в переделку гражданам России предложили в родном российском посольстве.

Еще по пути в посольство у нас родилась идея – попробовать вырваться на родину через одну из соседних с Албанией «неевросоюзных» стран. Например, переправиться в Сербию , а оттуда - поездом «Москва – Белград ». Но для этого требовалась транзитная виза через Венгрию . Поэтому этот вариант мы оставили на самый крайний случай…

Увидев пустые глаза сотрудников посольства, мы поняли – он наступил. Последняя попытка.

Мы хотим выехать в Россию из Белграда. Но поезд идет через страну шенгенской зоны – Венгрию. Вы могли бы позвонить в венгерское посольство и попросить, чтобы нам сделали транзитную визу в ускоренном порядке?

А мы при чем?! – округлила глаза девочка за конторкой. - Вы придите к ним так же, как вот к нам пришли, и все объясните.

Но вам же проще…

Думаете, у нас телефоны есть?! И потом такие вещи быстро не делаются. Нужно писать ноту, пока они ответят… Проще вам самим.

Мы вышли из посольства, нет, даже не расстроенные – ошарашенные, ошалевшие от того, что произошло. И это было похлеще, чем опоздать на самолет. Казалось бы, родина так далеко от нас, а вот смогла же – доплюнула.

Тем же вечером мы на свой страх и риск уехали в Черногорию . Пока мы пересаживались с одного автобуса на другой, друзья перевели нам на пластиковую карту 600 евро и забронировали билеты на самолет через три дня.

Остановившись на ночлег в черногорском городе Ульцин , мы решили ускорить наш отъезд на родину и отправились в местное Интернет-кафе посмотреть, нет ли авиабилетов до Москвы на ближайшие дни. И чудо! Два билета эконом-класса ждали нас уже на завтрашний рейс. Забронировать их мы не успевали, поэтому просто решили пораньше выехать в аэропорт Тивата, чтобы первыми быть в кассе.

На месте мы были еще до восхода солнца. За те 5-10 минут, пока пришлось ждать у окошечка авиакомпании, я так боялась спугнуть удачу, что мысленно прикидывала, как прожить на чужбине еще три дня. Но полоса невезения закончилась. Билеты нашлись, и уже через двенадцать часов я тихонько открывала ключом дверь своей квартиры.

Спасибо всем, кто не помог

Сейчас, когда схлынули переживания, а я сижу в своей кухне перед ноутбуком, с чашкой горячего чая, в душе неумолимо зреет признательность. В первую очередь, отзывчивым сотрудникам авиакомпании «Turkish Airlines», которые пытались дважды продать нам билеты на родину. Отдельное спасибо сотрудникам российского посольства в Албании за сердечный прием и десять минут драгоценного рабочего времени, потраченных на бестолковых соотечественников. Что и говорить, достойные кадры МИДа


СЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Стоимость проживания в отелях на Ривьере Влеры и южном побережье Албании (здесь простираются одни из самых красивых пляжей в Восточном Средиземноморье ) в августе 1000-1600 рублей за ночь за трехместный номер или домик.

Билет на автобус Влера-Тирана - 145 рублей.

Пятилитровая бутылка питьевой воды - 24 рубля.

Рыба гриль (дорада, сивас , мерлуц) в ресторане - 230 рублей.

Осьминог гриль в ресторане - 290 рублей.

Хлеб (серый, белый) в пекарне – 24 рубля/буханка

Персики - 28 рублей/кг.

Арбузы - 6 рублей/кг.

Мороженое, 150 гр. – 28 рублей.

Кефир (местное название – кос ) 0,5 л. – 28 рублей.

Вино белое сухое в магазине 0,75 л. – 140 рублей.

Коньяк «Скандербег» 0,75 л. – 160 рублей.

Вход на все пляжи (даже при отелях) - бесплатный.

Морфологические черты (по Куну (т.е. некоторая их часть безнадёжно устарела)):

Рост. Племена Мальсия е Мадхе – 173; Дукагин (живут на границе с Черногорией) -174 см. Племена Центральной Албании – 169 см. Племена Мати и Мирдита (живут на юга страны) – 167 см. Тенденция уменьшения роста: Север-Юг. Рост албанцев, с хронологической точки зрения, является постоянным – нет письменных свидетельств о его изменении.
Средний рост в сидячем положении – 52,8 см
Средний головной указатель – 85. У племён, живущих на побережье – 86,5 / 87. У племён живущих на восточной границе страны – 83. Тенденция уменьшение ЦУ: Запад-Восток.
Длина головы: 186-190 мм - на Севере. 183-185 – на Юге. Ширина головы: 162 мм – у племени Мальсия е Мадхе; 165 мм – у племени Лума. Высота черепа: 129 мм – на Севере; 126 мм – на Юге.
Метрика лицевой части черепа. Тенденция к уменьшению значений: Северо-Запад – Юго-Восток.Ширина лба – 110-112 мм на Северо-Западе; 107-108 мм – на Юго-Востоке.
Ширина лица – 144 мм - на Северо-Западе; 140-141 мм – на Юго-Востоке.
Ширина челюсти – 109 мм - на С.-З.; 107 мм – на Ю.-В.
Высота лица: 124 мм – на Севере; 126 мм – на Востоке; 121 мм – в Центре.
Лицевой указатель: 86 – в Центре и на Западе; 89 – на Востоке.
По антропометрическим показателям Север и Запад страны являются продолжением антропогеографической области, которая берёт начало в Черногории.
Жировая прослойка в мягких тканях лица практически отсутствует.
Цвет кожи. Почти все геги светлокожи (оттенки 3-7 по Лушану). Веснушки встречаются редко – 5% (максимум) - на Севере.
Цвет волос (выборка – 1100 человек): 40% - чёрные; тёмно-каштановые и каштановые – 45%; светло-каштановые и светлые – 15%. Лишь у 2-х человек были найдены пепельные оттенки.
Цвет бороды: 6% - чёрная; 36% - каштаново-рыжая или тёмно-рыжая; 30% - золотисто-белокурая или светло-каштановая с золотистым оттенком; 3% - рыжая; 25% - другие оттенки. Самые тёмные оттенки – у племени Мирдита на Востоке; самые светлые – у племен, живущих на Юге и Западе.
Форма волосы – волнистаа.
Рост волос на лице и на теле – выше среднего.
Форма спинки носа: 50% - выпуклая; 6% - вогнутая; 44% - прямая или волнистая.
Затылка обычно являются слабовыпуклыми. Плоские затылки – 30% (у Мальсия е Мадхе – до 50%). Уплощение лямбды – в 44% случаев.

Албанцы динарского типа:

Албанец из баираки Лума:

Представители племени Лума обладают наиболее светлой пигментацией, длинными и узкими лицами, мезо-/долихоцефалией. К. Кун предполагал, что они являются потомками освеших в Иллирии германцев.

Географические вариации ЦИ на территории Балкан...

Здесь заметно, что для черногорцев и гегов характерны аномально большие значения ЦИ.

“…албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает аналогии с болгарским, румынским и новогреческим языками, с которыми образует так называемый балканский лингвистический союз. Это обстоятельство указывает на очень древние связи коренного населения Балкан. По лексическому запасу албанский язык – единственный живой наследник исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которым принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. То обстоятельство, что предки албанцев принадлежали не к фракийским, а к иллирийским племенам, подтверждают материалы археологии. VIII-VII вв. до н.э. – период широкой греческой колонизации. На землях, занятых иллирийцами, возникали греческие колонии – Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония Иллирийская, Бутротум (современный Бутринт) и др. С этими приморскими центрами иллирийцы поддерживали оживлённые связи, происходил постоянный обмен культурными ценностями между ними и греками. Иллирийский этнический элемент был довольно силен среди жителей греческих колоний, особенно в последние века до н.э . “

© сборник "СТРАНЫ и НАРОДЫ"

[ + если учитывать типологическую ретро-концепцию, среди албанцев, помимо классических динарских и ультра-динарских вариаций, распространены варианты, широко распространенные среди греков и болгар - как классические атланто-средиземноморские, так и переходные атланто-средиземноморско-динарские вариации. ]

Принадлежность человека к тому или иному полу – это признак не только физиологический, но и социальный. В любом обществе такие понятия, как имя, одежда, привычки и поведение, права и обязанности, четко разграничены на мужские и женские. Однако некоторые жительницы Албании добровольно соглашаются на смену социальной роли и берут на себя большинство мужских функций. При этом они дают клятву хранить девственность до самой смерти. Почему на Балканах появилась такая необычная традиция?

Кто такие бурнеша?

Как известно, примерно две трети албанцев являются мусульманами, еще примерно треть – христианами, остальные не придерживаются какой-то конкретной религии. И хотя ни ислам, ни православие, ни католицизм не одобряют смены человеком своего пола, даже в подобной, исключительно социальной форме, часть албанцев до сих пор придерживаются таких старинных устоев. Особенно те, которые живут в отдаленных горных районах страны.

Бурнеша – так называют женщин, взявших на себя обязанности мужчин. В прежние века они встречались во многих странах Балканского полуострова, сейчас эта традиция полностью утрачена в Черногории, Хорватии и Боснии, но в Албании и приграничных с ней регионах Македонии она еще жива.

По приблизительным подсчетам социологов, в настоящее время несколько тысяч женщин откликаются на мужские имена, носят соответствующую одежду и ведут себя в обществе, как представители сильной половины человечества. Правда, смена пола носит лишь социальный характер, бурнеша никогда не вступают ни с кем в интимные отношения, поэтому их еще именуют «клятвенными девственницами».

Такой странный закон

В XV веке албанский князь Лека III Дукаджини (1410-1481 гг.) издал свод законов для жителей своей страны, получивший название «Канун». Этот кодекс официально утвердил бытовавшие среди жителей Балкан обычаи, в том числе и кровную месть, характерную для многих замкнутых горных сообществ, живущих патриархальными кланами.

Статья № 88 старинного свода законов гласит, что наследовать имущество отца после его смерти может только сын. Ни у вдовы, ни у дочери такого права нет. А если у почившего не осталось наследника мужского пола, то дочь покойного может получить во владение его имущество, но только если принесет обет вечной девственности и станет бурнеша.

Следует уточнить, что традицию социального перевоплощения женщин в мужчин ввел не сам Лека III Дукаджини. Он лишь узаконил в «Кануне» устоявшийся горский обычай, существовавший на Балканах издревле.

По правде говоря, албанские женщины и сегодня имеют гораздо меньше прав, чем мужчины. Несколько столетий назад они вообще приравнивались к имуществу главы семейства. Представительницы прекрасного пола не имели права самостоятельно владеть и распоряжаться имуществом, работать на «мужских» должностях, заходить в питейные заведения и т.п. Например, ставшая вдовой женщина, если у нее не было сына, могла или вернуться в родительский дом, или снова выйти замуж, или… стать рабыней в семье покойного мужа.

Кровная месть – повод для смены пола

Патриархальные горные сообщества и сейчас живут по древним законам, один из которых – кровная месть. Согласно местным понятиям, даже если вина за какое-то преступление или проступок лежит на одном конкретном человеке, мишенью для возмездия со стороны родственников пострадавшего может стать любой член семьи обидчика.

Интересно, что за убийство мужчины полагалось в ответ лишить жизни одного представителя враждебного клана или двух его ближайших родственниц. Например, дочь и сестру преступника. Впрочем, далеко не все албанские воины стремились убивать женщин, все же решая такие вопросы с мужчинами.

Некоторые кланы враждовали веками. Непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что во многих семьях просто не осталось ни одного мужчины. И кому-то необходимо было возглавить род, взять на себя обязанности по распоряжению имуществом, защищать младших сестер. Поэтому бурнеша обычно становились старшие дочери семейств, потерявших всех наследников мужского пола.

Причиной для кровной мести могли быть не только серьезные преступления, но и оскорбление чести и достоинства гордых албанских горцев. Даже толчок в спину на узкой дороге являлся поводом для развязывания кровавой вендетты, длившейся десятилетиями. Многие люди, опасаясь мести, годами не покидали своих домов, превращенных в настоящие мини-крепости. Причем, от суровых карателей страдали обычно совершенно невиновные мужчины и женщины.

Потеря женственности

Как правило, именно старшая дочь должна была пожертвовать своей женственностью ради интересов клана. Она больше не имела права вести себя естественно, красиво наряжаться, и навсегда отказывалась от возможности стать женой и матерью.

Во время специального ритуала юная албанка в присутствии своих родственников и соседей произносила клятву вечной девственности. Затем ей торжественно давали новое – мужское – имя. Бурнеша отстригала длинные волосы, одевала вещи из мужского гардероба. С этого момента она брала на себя все социальные права и обязанности мужчины, в том числе "подписывалась" и на участие в боевых действиях. Фактически, ритуал превращения девушки в бурнеша представлял собой аналог празднования по случаю рождения нового члена родовой общины.

Такие женщины не имели право вступать в брак и заводить интимные отношения с кем бы то ни было. Во всем остальном они даже выигрывали: могли сами распоряжаться своей жизнью и имуществом, заниматься мужскими делами, выпивать и курить в дружеской компании, брать в руки оружие. Со временем подобный образ жизни сказывался на облике бывших девушек. Нося брюки с подтяжками, тяжелые сапоги или ботинки, бесформенные темные пиджаки, бурнеша настолько теряла всякое сходство с женщиной, что почти невозможно было отличить ее от мужчины.

Некоторые юные барышни принимали решение о смене социальной роли не только потому, что у них не было братьев, но и по ряду других причин. Одни стремились к личной независимости от отцов-деспотов, другие - к образованию, третьи не желали вступать в навязанные родителями брачные союзы, четвертых прельщали мужские права и привилегии, пятые хотели получить возможность с оружием в руках отомстить кровным врагам и т.д.

Если девушка выбирала такой образ жизни, то никто не мог препятствовать ей в этом. Албанцы, и мужчины, и женщины, относились к бурнеша с почтением, отдавая должное их силе воли и характеру.

К счастью, жительницы современной Албании все реже решаются на смену социальной роли. Эта традиция жива только в отдаленных горных регионах страны. Но и там многие понимают, что потеря женственности и возможности стать матерью – слишком высокая плата за поддержание устоев патриархального общества.