Буровые установки и их схемы. Общие сведения. Сооружение станка для шнекового бурения

Посетили Берлин, нашли там уцелевшие реликты нацистской архитектуры и изучили фантастические планы фюрера по превращению этого города в столицу целого мира.

«Ни один из наших крупнейших городов не обладает такими памятниками, которые господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи. Совсем другое - города древности. Там каждый город обладал каким-нибудь особенным памятником, являвшимся монументом его гордости».

Этой цитатой можно вкратце сформулировать воззрения Адольфа Гитлера на архитектуру. С приходом национал-социалистов к власти они обнаружили, что в немецких городах категорически не хватает «монументов их гордости». Вместо этого архитекторы, распоясавшись в либеральные времена Веймарской республики, вовсю строят модернистские здания в стиле «баухауз». Последние были немедленно объявлены «культурным большевизмом», чуждым национальному духу германского народа. На снимке школа середины 1920-х годов в городе Дессау.

Вместо этой «бездушной» интернациональной (и, стоит заметить, ультрасовременной на то время) архитектуры 1920-х годов эстетическим идеалом, выражавшим в первую очередь вкусы самого Гитлера, было объявлено возвращение к античной классике, которая при этом творчески перерабатывалась в минималистичном духе суровых тевтонских традиций. Грандиозные размеры, рубленые прямоугольные формы, бесконечные колоннады и арки - даже римские императоры, по задумке фюрера, должны были преклониться перед мощью Третьего рейха, выраженной в архитектуре. На фото главная трибуна на территории съездов НСДАП в Нюрнберге.

Чем объясняются столь грандиозные размеры Рейхсспорткомплекса и городского аэропорта? Для обслуживания Берлина, пусть и столицы Тысячелетнего, как надеялся фюрер, рейха, они все же чрезмерны, даже учитывая болезненную гигантоманию, свойственную всем диктаторам. У Гитлера были большие планы насчет Берлина, который он считал провинциальным городом, в современном ему виде навсегда оставшимся бы в тени Парижа или Вены. Фюрер хотел превращения Берлина в главный город ни больше ни меньше всей планеты.

«Берлин станет столицей мира, сравнимой лишь с древними Египтом, Вавилоном или Римом. Что там Лондон, что Париж!» - заявлял Гитлер. Более того, в процессе этого город должен был получить и новое имя. Автором проекта «Столица мира Германия» (Welthauptstadt Germania) стал любимый архитектор фюрера Альберт Шпеер.

В соответствии с этим замыслом предусматривалась масштабная реконструкция центральной части города с массовым сносом существующей застройки, невзирая на ее историческую ценность. На ее месте планировалось создание двух центральных магистралей («осей»), которые бы в дальнейшем застраивались общественно-административными зданиями, своим размером соответствовавшими бы новому статусу бывшего Берлина. Столица мира Германия получила бы те самые памятники, которые «господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи», как и мечтал фюрер.

Главная ось проходила бы в направлении север-юг и ограничивалась двумя гигантскими вокзалами. При этом железнодорожное сообщение из центральной части города полностью изымалось. На макете справа на переднем плане Südbahnhof, Южный вокзал. От него широкий и полностью пешеходный проспект, который планировалось использовать для парадов и демонстраций, уходит на север, через Триумфальную арку к массивному зданию с огромным куполом в левом верхнем углу - Залу народа, главному репрезентативному сооружению всей Германии.

Южный вокзал Берлина.

Интерьер главного зала.

На этой компьютерной модели красный - локомотив т. н. Breitspurbahn, еще одного любимого проекта Гитлера, железнодорожной сети со сверхширокой трехметровой (!) колеей.

Триумфальная арка также планировалась самая большая в мире, высотой 120 метров. Первые ее эскизы нарисовал лично Гитлер еще в 1920-е годы, впечатленный аналогичным сооружением в Париже. Предполагалось, что на арке будут выбиты имена всех немцев, погибших в Мировой войне. Согласно нацистским представлениям об устройстве вселенной, Первая мировая никогда не заканчивалась, а с перерывом возобновилась в 1939-м.

С Триумфальной аркой у нацистских архитекторов возникли необычные проблемы. Сооружение планировалось таким массивным, что у архитекторов появились сомнения, выдержит ли его берлинская почва в этом районе, где она отличалась особенной нестабильностью и высоким уровнем грунтовых вод. Для решения вопроса на месте будущей арки было возведено одно из самых интересных архитектурных сооружений времен Третьего рейха.

Это т. н. Швербеластунгскёрпер, что в переводе с немецкого означает «Объект для создания тяжелой нагрузки». Железобетонный цилиндр высотой 14 метров, диаметром 21 метр и весом 12,5 тыс. тонн был построен в 1942 году на 18-метровом фундаменте. Постройка, обошедшаяся в 400 000 рейхсмарок, должна была дать ответ на вопрос, насколько осядет в грунт будущая Триумфальная арка и, соответственно, возможно ли ее строительство в этом месте в принципе.

После войны взрывать его не решились, опасаясь за сохранность близлежащих жилых домов, а в 1995 году и вовсе объявили историческим памятником. Около Швербеластунгскёрпера даже построили специальную обзорную площадку, с которой посетители могут не только осмотреть уникальнейшее инженерное сооружение, но и насладиться панорамами Берлина.

Где-то здесь, на месте этих домиков, должен был располагаться Зюдбанхоф, Южный железнодорожный вокзал Берлина.

А туда, к центральной части города, должен был уходить широкий проспект «оси» север-юг с представительной застройкой Столицы мира.

От Триумфальной арки «ось» была протянута к главной площади новой имперской столицы, размещенной в районе рейхстага. Впрочем, рейхстаг был лишь одним (и самым маленьким) зданием на ней, да и то его планировалось сохранить лишь по личному настоянию Гитлера, питавшего к нему ностальгические чувства. Абсолютной доминантой площади предполагали сделать т. н. «Зал народа», спроектированное Альбертом Шпеером по образцу римского Пантеона огромное сооружение высотой 290 метров.

Не сравнимый ни с чем на планете купол диаметром 250 метров должен был накрывать зал, где фюрер германской нации имел бы возможность выступать перед 180 000 зрителей. По оценкам специалистов, дыхание такого количества людей привело бы к конденсации под куполом облаков и выпадению осадков. Здание с собственным естественным климатом - что может лучше символизировать масштаб замыслов нацистов.

Верхушку купола «Зала народа» планировалось увенчать традиционным «рейхсадлером», орлом, держащим в когтях свастику. По личному требованию Гитлера Шпеер был вынужден заменить свастику земным шаром.

Кроме «Зала народа» и рейхстага по периметру главную площадь рейха задумывалось окружить важнейшими административными зданиями: рейхсканцелярии, верховного командования вермахта и личной жилой резиденции Гитлера. Так, например, должен был выглядеть Führerpalast, главный дворец Германии, логово фюрера общей площадью (помещений и садов) 2 млн кв. м (!). Гитлер, кстати, пожелал, чтобы на фасадах здания отсутствовали окна. Вообще.

За главной площадью ось «север-юг» продолжалась бассейном длиной более километра, в котором по задумке должен был отражаться «Зал народа» во всем его циклопическом величии. Вдоль бассейна располагались еще несколько из важнейших зданий Германии. Штаб-квартира Кригсмарине, военно-морского флота страны.

Новая ратуша столицы мира.

Заканчивалось все это градостроительное образование гаргантюанских пропорций еще одним вокзалом, Nordbahnhof, Северным.

Вторая «ось» нового нацистского Берлина проходила перпендикулярно, в направлении «восток-запад». Ее формирование, в отличие от проспекта «север-юг», начать успели. Для этого было расширено Шарлоттенбургское шоссе, проходившее от главной улицы старого Берлина, Унтер-ден-Линден, и Бранденбургских ворот на запад к Олимпийскому стадиону. Фонари для освещения магистрали спроектировал лично Альберт Шпеер. Они частично уцелели до наших дней и сегодня являются единственным сохранившимся в Берлине произведением главного нацистского архитектора, осужденного к тому же Нюрнбергским трибуналом как военный преступник.

Вдоль этой «оси» на западной окраине города планировалось строительство нового кампуса БГУ, Берлинского государственного университета с главной аудиторией, экстерьером и габаритами напоминавшей бы греческий Парфенон.

Рядом Шпеером было запроектировано Военно-техническое училище рейха, которое даже успели частично возвести до начала Второй мировой войны.

После окончания боевых действий, в ходе расчистки берлинских руин, наполовину законченный каркас огромного здания засыпали 75 миллионами кубометров строительного мусора и грунта, а сверху посадили деревья.

Получившийся 80-метровый искусственный холм назвали Teufelsberg, Дьявольской горой. На ее верхушке американское Агентство национальной безопасности соорудило радиолокационную станцию разведывательной сети ECHELON. Сейчас она заброшена, но под ней до сих пор погребены руины одного из имперских дворцов Третьего рейха.

Кроме этого в непосредственной близости от восточно-западной «оси» в 1937 году по проекту архитектора Рихарда Эрмиша построили выставочный комплекс Messe Berlin.

Его главный Северный павильон, наряду с Олимпиаштадионом и аэропортом Темпельхоф, и по сей день остается одним из самых крупных уцелевших образцов эстетики национал-социализма в Берлине, к тому же прекрасно отражающим всю ее специфику: минималистичный неоклассицизм, функционалистский в своей основе, прямые углы, темная серо-коричневая облицовка. Суровая архитектура, не оставляющая места для сантиментов.

Именно поэтому здание регулярно используется кинематографистами, нуждающимися в харизматичной нацистской натуре. Например, в фильме «Операция Валькирия» (2008), посвященном неудавшемуся покушению на Гитлера в июле 1944 года, этот павильон Берлинской выставки исполняет роль штаб-квартиры SS.

Выбора у «киношников» на самом деле немного. Несмотря на фантастического размаха планы, на практике за 12 лет у власти нацисты успели построить сравнительно немного. Объясняется все просто. Развязав в 1939 году Вторую мировую войну, Германия стала фактически ее заложником, в том числе в вопросе строительства. Проект «Столица мира Германия», который Гитлер намеревался завершить к 1950 году, требовал беспрецедентных ресурсов: финансовых, человеческих и материальных, которые рейх вынужден был направлять не на архитектурные прожекты своего фюрера, а на нужды фронта. На Новый Берлин должна была работать вся оккупированная Европа, в том числе (и в основном) Восточная, но, как известно, дела на Восточном фронте у нацистов складывались чем дальше, тем все более неудачно.

К тому же многие из все-таки построенных нацистами в Берлине зданий, прежде всего входившие в т. н. Правительственный квартал вдоль ул. Вильгельмштрассе, были полуразрушены во время штурма города в 1945-м и разобраны властями ГДР в 1950-1960-е годы. Такая участь, к примеру, постигла комплекс Рейхсканцелярии. Интересно, что Старая, бисмарковская, Рейхсканцелярия размещалась в бывшем дворце Антония Радзивилла, здании XVIII века, принадлежавшем когда-то представителю знаменитой магнатской семьи, выходцу с территории современной Беларуси. Здесь, в берлинском дворце Радзивиллов, в конце 1930-х годов находилась официальная жилая резиденция Адольфа Гитлера, которой, впрочем, он пользовался крайне редко, предпочитая баварскую виллу в Бертехсгадене или ставку «Волчье логово» в Восточной Пруссии.

Недовольный размерами и недостаточно имперским обликом этого дворца, Гитлер в 1938 году поручил все тому же Альберту Шпееру в кратчайшие сроки возвести для Рейхсканцелярии новое здание по соседству. Шпеер с успехом справился с непростой задачей - крупный комплекс, основной задачей которого было своим внешним видом отражать специфику нацистской идеологии, был готов примерно за год.

Главный фасад новой Рейхсканцелярии длиной 450 метров.

Личный кабинет Гитлера.

Т. н. «Мраморная галерея», коридор длиной более 200 метров, через который должны были проходить все гости фюрера, в особенности иностранные, и по дороге впечатляться имперской роскошью Третьего рейха.

Здание Рейхсканцелярии значительно пострадало во время штурма Берлина советскими войсками. После войны правительство ГДР решило его не восстанавливать и снести. Характерный красно-бордовый мрамор, которым была облицована «Мраморная галерея», был использован при строительстве советского военного мемориала в Трептов-парке и станции метро «Моренштрассе». Вот эта станция и этот мрамор, повидавший на своем веку многое.

Территория бывшей Рейхсканцелярии долгое время пустовала, пока в 1980-е годы не была застроена правительством ГДР панельными домами для собственной элиты. Теперь о месте, где когда-то принимались решения, менявшие судьбу целых наций, напоминает разве что планировка улиц.

Среди всех этих довольно невзрачных «панелек» у туристов пользуется с первого взгляда не слишком очевидной популярностью вот это место. Именно здесь, на обычной на вид автостоянке, 70 лет назад находился сад Рейхсканцелярии, а под ней Фюрербункер, где Гитлер провел свои последние дни.

Именно тут, в этой самой точке, сожгли трупы его и Евы Браун вечером 30 апреля 1945 года. Здесь фюрер германской нации встретил свою бесславную кончину за 8 дней до капитуляции Германии.

Рейхсканцелярия не сохранилась, но все же некоторые административные здания времен нацистов в Берлине остались. Речь, прежде всего, идет об Имперском министерстве авиации, штаб-квартире Германа Геринга, построенной в 1936 году по проекту автора Темпльхофа Эрнста Загебиля. Здание, входившее в Правительственный квартал, стало образцом для строительства государственных учреждений рейха.

Именно здесь в 1949 году была провозглашена Германская демократическая республика, а сейчас размещается Министерство финансов ФРГ.

Комплекс на Ляйпцигер-штрассе отлично сохранился до наших дней и, благодаря этому, также вовсю используется в кино про Берлин Второй мировой. Кадры из той же «Операции Валькирия».

Бывший Рейхсбанк 1940 года на набережной канала Шпрее (справа), после войны занятый ЦК СЕПГ (восточногерманский эквивалент КПСС), а сейчас Министерством иностранных дел Германии.

Целый ансамбль зданий времен Третьего рейха сохранился на площади Фербеллинер-платц. В глаза бросается очень похожая эстетика всех этих административных построек.

Транспортное управление, занимавшееся строительством и обслуживанием знаменитых рейхсавтобанов у Кляйст-парка.

Одним из немногих реализованных элементов, относящихся к проекту «Столица мира Германия», был комплекс посольств иностранных государств у парка Тиргартен. Некоторые из них, в основном принадлежавшие бывшим союзникам Третьего рейха, по-прежнему используются по прямому назначению. Уничтожена только соответствующая символика, существовавшая до войны на фасадах зданий. Италия.

Посольство Японии.

Испания.

Югославия.

Кроме зданий гражданского назначения интереснейшими архитектурными реликтами времен Третьего рейха являются несколько сохранившихся бомбоубежищ, построенных уже в 1940-е годы после начала активных бомбежек Берлина авиацией союзников. Один из таких объектов находится рядом с упоминавшимся выше Кляйст-парком на Палласштрассе. Четырехэтажный железобетонный бункер, возведенный в 1945 году силами военнопленных, располагался рядом с несуществующим ныне Берлинским дворцом спорта, зданием, где регулярно проводились сборища нацистов, где, в частности, Геббельс произнес в 1943 году свою знаменитую речь о тотальной войне.

Дворец спорта в 1973 году снесли и построили на его месте жилой дом. При этом массивный бункер, также мешавший этой стройке, оставили на своем месте. Архитекторы предложили элегантное решение, просто накрыв бомбоубежище многоэтажкой. Комплекс получился очень оригинальным.

Еще одно похожее сооружение можно найти на Райнхардтштрассе. Здание, известное сейчас просто как «Бункер», было построено в 1943 году как бомбоубежище для 2500 сотрудников Германских железных дорог. После войны его использовали как цех текстильной фабрики, а в 1990-е годы он был реконструирован под хардкор-техно клуб.

Это практически все самые значительные и интересные здания и сооружения, напоминающие современным берлинцам и гостям города о его нацистском прошлом. Отношение к ним постепенно меняется, и в настоящее время многие из этих образцов своеобразной архитектуры воспринимаются полноценными городскими достопримечательностями. Выходят описывающие их специальные путеводители, по реликтам нацистского Берлина водятся экскурсии. Между тем после окончания Второй мировой войны в восточной части города на смену одной тоталитарной архитектуре приходит другая, социалистическая, во многом эстетически выглядящая естественным преемником и наследником нацистской.

По характеру воздейст­вия на горные породы способы бурения подразделяются:

· механический,

· термический, физико-хи­мический,

· электроискровой.

Наиболее широко применяются способы, связанные с механическим воздействием на горные породы. Механическое бурение осуществляется ударным и вращательным способами.

Ударное бурение скважин широко распространено при геолого-разведочных работах на воду, инженерно-геологи­ческих изысканиях, открытой разработке месторождений твердых полезных ископаемых, вентиляции горных выработок.

Ударное бурение . Буровой снаряд под собственным весом сверху падает на забой, разрушая долотом породу. Для равномерной обра­ботки забоя и придания скважине цилиндрической формы необходимо после каждого удара снаряд поворачивать на некоторый угол. По мере разрушения породы канат постепенно сматывают с барабана лебедки, подавая долото вслед за продвигающимся забоем.

Принципиальная схема ударно-канатного механи­ческого бурения изображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема ударно-канатного бурения

1 – долото

2 – ударная штанга

3 – раздвижная штанга

4 – канатный замок

5 – канат

9 – мачта

10, 12 – ролики

13 – барабан лебедки

Долото (рисунок 2) служит для разрушения породы на забое и обра­ботки стенок скважины. Основные элементы долота - рабочая головка с лезвиями 1, корпус 2, шейка с плоскими выемками 3для захвата инструментальным ключом и резьбовой конус 4для соединения с ниж­ним концом ударной штанги.

В зависимости от разбуриваемых пород применяют долота с головками разной формы:

· плоское;

· крестовое;

· широкобортное.


Рисунок 2. Долота для долота ударно-канатного бурения:

а-плоское; б-крестовое; в - широкоборт­ное

В процессе бурения на забое скважины должна быть вода, в которой частицы разрушенной породы находятся во взвешенном состоянии. При достижении определенной величины плотности шлама долбление по­роды прекращают, лебедкой извлекают снаряд на поверхность и проводят чистку скважины.

Для предотвращения осыпания стенок в скважину спускают обсадные трубы.

Вращательное бурение. При бурении нефтяных и газовых скважин применяют вращательный метод, при котором скважина как бы высвер­ливается непрерывно вращающимся долотом. Разбуренные частицы породы в процессе бурения выносятся на поверхность непрерывно циркулирующей струей бурового раствора или нагнетаемым в скважину воздухом или газом. В зависимости от местонахождения двигателя вращательное бурение разделяют на роторное двигатель находится на поверхности и приводит во вращение долото на забое колонной буриль­ных труб и бурение с забойным двигателем (гидравлическим или при помощи электробура) - двигатель переносится к забою скважины и уста­навливается над долотом.

Процесс бурения состоит из следующих операций: спуско-подъемных работ (опускание бурильных труб с долотом в скважину до забоя и подъем бурильных труб с отработанным долотом из скважины) и работы долота на забое (разрушение породы долотом). Эти операции периодически прерываются для спуска обсадных труб в скважину, чтобы предохранять стенки скважины от обвалов и разобщить нефтяные (газовые) и водяные горизонты.

Одновременно в процессе бурения скважин выполняют следующие вспомогательные работы: отбор керна, приготовление промывочной жидкости (бурового раствора), каротаж, замер кривизны, освоение скважины с целью вызова притока нефти (газа) в скважину и т. п. В случае аварии или осложнения (поломка бурильных труб, прихват инструмента и т.д.) возникает необходимость в дополнительных (ава­рийных) работах. Схема буровой для осуществления вращательного метода бурения показана на рисунке 3.


Рисунок 3. Схема буровой установки для глубокого

вращательного бурения:

1 - долото; 2 - гидравлический забойный двигатель (при роторном бурении не устанавливается); 3 - бурильная труба; 4-бурильный замок; 5-лебедка; 6-двигатели лебедки и ротора; 7-верглюг; 5-талевый канат; 9-талевый блок; 10 крюк; 11-буровой шланг; 12-ведушая труба; 13-ротор; 14-вышка; 15-желоба; 16-обвязка насоса; 17-буровой насос; 18-двигатель насоса; 19-приемный резервуар (емкость)

Самая верхняя труба в колонне бурильных труб не круглая, а квад­ратная (она может быть также шестигранной или желобчатой). Она называется ведущей бурильной трубой. Ведущая труба проходит через отверстие круглого стола (ротора) и при бурении скважины по мере углубления забоя опускается вниз. Ротор помещается в центре буровой вышки. Бурильные трубы и ведущая труба внутри полые. Ведущая труба верхним концом соединяется с вертлюгом. Нижняя часть вертлюга, соединенная с ведущей трубой, может вращаться вместе с колонной бурильных труб, а его верхняя часть всегда неподвижна.

К отверстию (горловине) неподвижной части вертлюга присоеди­няется гибкий шланг, через который в процессе бурения закачивается в скважину промывочная жидкость при помощи буровых насосов. Жидкость через ведущую трубу и всю колонну бурильных труб попадает в долото и через отверстия в нем устремляется на забой скважины (при бурении гидравлическим двигателем промывочная жидкость вначале поступает в него, приводя вал двигателя во вращение, а затем в долото.) Выходя из отверстий в долоте, жидкость промывает забой, подхваты­вает частицы разбуренной породы и вместе с ними через кольцевое пространство между стенками скважины и бурильными трубами подни­мается наверх, где направляется в прием насосов, предварительно очищаясь на своем пути от частиц разбуренной породы.

К верхней части (неподвижной) вертлюга шарнирно прикреплен штроп, при помощи которого вертлюг подвешивается на подъемном крюке, связанном с подвижным талевым блоком. На самом верху буровой вышки установлен кронблок, состоящий из нескольких роликов. Во время бурения колонна труб висит на крюке и опускается по мере углубления. Как только долото срабатывается, всю колонну труб поднимают на поверхность для его замены.

Пробурив с поверхности земли скважину на глубину 30-600 м, в нее спускают кондуктор, служащий для перекрытия слабых (неустойчивых) пород или верхних притоков воды и для создания вертикального направления ствола скважины при дальнейшем бурении. После спуска кондуктора проводят цементирование (тампонаж), т.е. закачивают це­ментный раствор через обсадные трубы в кольцевое пространство между ними и стенками скважины. Цементный раствор, поднимаясь вверх, заполняет затрубное пространство. После затвердения цементного раст­вора бурение возобновляется.

В скважину спускают долото, диаметр которого меньше диаметра предыдущей обсадной колонны. Затем в пробуренную до проектной глубины скважину опускают колонну обсадных труб (эксплуатационную колонну) и цементируют ее. Цементирование проводят для того, чтобы изолировать друг от друга водоносные и нефтеносные пласты. Если при бурении под эксплуатационную колонну возникают большие осложне­ния, препятствующие успешному бурению, то после кондуктора спу­скают одну или две промежуточные (технические) колонны.

). Буровой инструмент включает также ударную штангу 2 и канатный замок 3. Он подвешивается на канате 4, который перекинут через блок 5, установленный на какой-либо мачте (условно не показана). Возвратно-поступательное движение бурового инструмента обеспечивает буровой станок 6.


Рис. 4.7.

По мере углубления скважины канат удлиняют. Цилиндричность скважины обеспечивается поворотом долота во время работы.

Для очистки забоя от разрушенной породы буровой инструмент периодически извлекают из скважины, а в нее опускают желонку, похожую на длинное ведро с клапаном в дне. При погружении желонки в смесь из жидкости (пластовой или наливаемой сверху) и разбуренных частиц породы клапан открывается и желонка заполняется этой смесью. При подъеме желонки клапан закрывается и смесь извлекается наверх.

По завершении очистки забоя в скважину вновь опускается буровой инструмент и бурение продолжается.

Во избежание обрушения стенок скважины в нее спускают об- садную трубу, длину которой наращивают по мере углубления забоя.

В настоящее время при бурении нефтяных и газовых скважин ударное бурение в нашей стране не применяют.

Нефтяные и газовые скважины сооружаются методом вращательного бурения. При данном способе породы дробятся не ударами, а разрушаются вращающимся долотом, на которое действует осевая нагрузка. Крутящий момент передается на долото или с поверхности от вращателя (ротора) через колонну бурильных труб (роторное бурение) или от забойного двигателя (турбобура, электробура, винтового двигателя), установленного непосредственно над долотом.

Турбобур – это гидравлическая турбина, приводимая во вращение с помощью нагнетаемой в скважину промывочной жидкости. Электробур представляет собой электродвигатель, защищенный от проникновения жидкости, питание к которому подается по кабелю с поверхности. Винтовой двигатель – это разновидность забойной гидравлической машины, в которой для преобразования энергии потока промывочной жидкости в механическую энергию вращательного движения использован винтовой механизм.

Буровые установки, оборудование и инструмент

Бурение скважин осуществляется с помощью буровых установок, оборудования и инструмента.

Буровые установки. Буровая установка – это комплекс наземного оборудования, необходимый для выполнения операций по проводке скважины. В состав буровой установки входят (рис. 4.8):

  • буровая вышка;
  • оборудование для механизации спуско-подъемных операций;
  • наземное оборудование, непосредственно используемое при бурении;
  • силовой привод;
  • циркуляционная система бурового раствора;
  • привышечные сооружения.


увеличить изображение
Рис. 4.8.

Выпускаются отечественные буровые установки:

Буровая вышка – это сооружение над скважиной для спуска и подъема бурового инструмента, забойных двигателей, бурильных и обсадных труб, размещения бурильных свечей (соединение двух-трех бурильных труб между собой длиной 25 36 м) после подъема их из скважины и защиты буровой бригады от ветра и атмосферных осадков.

Различают два типа вышек: башенные и мачтовые. Их изготавливают из труб или прокатной стали.

Башенная вышка представляет собой правильную усеченную четырехгранную пирамиду решетчатой конструкции. Ее основными элементами являются ноги, ворота, балкон верхнего рабочего, подкронблочная площадка, козлы, поперечные пояса, стяжки, маршевая лестница.

Вышки мачтового типа бывают одноопорные (рис. 4.9) и двухопорные (Л-образные). Последние наиболее распространены (рис. 4.10).

А-образные вышки более трудоемки в изготовлении и поэтому более дороги. Они менее устойчивы, но их проще перевозить с места на место и затем монтировать.

Основные параметры вышки – грузоподъемность, высота, емкость "магазинов" (хранилищ для свечей бурильных труб), размеры верхнего и нижнего оснований; длина свечи, масса.

Грузоподъемность вышки – это предельно допустимая вертикальная статическая нагрузка, которая не должна быть превышена в процессе всего цикла проводки скважины.

Высота вышки определяет длину свечи, которую можно извлечь из скважины и от величины которой зависит продолжительность спускоподъемных операций. Чем больше длина свечи, тем на меньшее число частей необходимо разбирать колонну бурильных труб при смене бурового инструмента. Сокращается и время последующей сборки колонны. Поэтому с ростом глубины бурения высота и грузоподъемность вышек увеличиваются. Так, для бурения скважин на глубину 300 500 м используется вышка высотой 16 18 м, глубину 2000 3000 м – высотой – 42 м и на глубину 4000 6500 м – 53 м.

Емкость "магазинов" показывает какая суммарная длина бурильных труб диаметром 114 168 мм может быть размещена в них. Практически вместимость "магазинов" показывает на какую глубину может быть осуществлено бурение с помощью конкретной вышки. Размеры верхнего и нижнего оснований характеризуют условия работы буровой бригады с учетом размещения бурового оборудования, бурильного инструмента и средств механизации спускоподъемных операций. Размер верхнего основания вышек составляет 2x2 м или 2,6x2,6 м, нижнего 8x8 м или 10x10 м.

Общая масса буровых вышек составляет несколько десятков тонн.

Оборудование для механизации спуско-подъемных операций включает талевую систему и лебедку. Талевая система состоит из неподвижного кронблока (рис. 4.11), установленного в верхней части буровой вышки, талевого блока (рис. 4.12), соединенного с кронблоком талевым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а другой закреплен неподвижно, и бурового крюка. Талевая система является полиспастом (системой блоков), который в буровой установке предназначен в основном, для уменьшения натяжения талевого каната, а также для снижения скорости движения бурильного инструмента, обсадных и бурильных труб.

Буровая установка предназначена для бурения скважин различного назначения, отличающихся глубиной, диаметральными размерами и конструкциями. Эти отличия определяются целями бурения. Скважины бурят для решения инженерных, изыскательских, геофизических, структурно-- поисковых, геологоразведочных и нефтегазодобывающих задач. При этом существенное значение имеют климатические, геологические и дорожные условия, а также среда, где проводится бурение: суша или море.

Такое многообразие факторов предполагает необходимость разработки системного ряда буровых установок. Наличие такого ряда позволяет осуществить единственно целесообразный выбор типоразмера буровой установки для заданных условий бурения.

В связи с этим все типы буровых установок подразделяют на две категории:

первая -- для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения;

вторая -- для бурения неглубоких геологоразведочных, структурных и инженерного назначения скважин.

В нефтегазовой промышленности применяются буровые установки первой категории. Они обеспечивают бурение скважин вращательным способом для поисков и разведки месторождений, а также для добычи нефти и газа.

Анализируемая кинематическая схема.

Фамилия студента

Кинематическая схема буровой установки

Приложение

БУ 5000/320 ДГУ-1

Уралмаш 3Д - 86

Уралмаш 5Д

БУ 3200/200 ДГУ - 1

БУ 2500/160 ДГУ - М

БУ 3000 - БД

БУ 50 - БрД

БУ 75 - БрД - 70

Иванников

В соответствии с заданной кинематической схемой, выполнить описание передачи мощности от двигателей до крюка и стола ротора.

Вычислить КПД кинематической схемы от двигателей до крюка и стола ротора.

Вычислить скорости вращения валов, барабана лебёдки и стола ротора и построить диаграмму скоростей вращения.

1. Описание участка кинематической схемы, объединяющего мощность силовых двигателей

Примеры описания участка кинематической схемы выполним, используя фрагменты несколько кинематических схем.

Для более современных буровых установок применяется схема объединения мощности двигателей с применением цепной объединяющей трансмиссии.

Эта схема с малыми изменениями применяется в большинстве буровых установок. Рассмотрим её на примере БУ 80 БрД (рисунок 1)

Движение от первого дизеля передаётся через муфту на турботрансформатор. С него через карданный вал движение передаётся на ШПМ. Здесь обе полумуфты установлены на вале объединяющей трансмиссии. Полумуфта с шиной - глухо, а полумуфта с барабаном - на подшипниках качения. Поэтому потерь при такой установке муфты - нет.

Рисунок 1

С муфты движение передаётся на вал, далее через цепную передачу на выходной вал. (По рассмотренной выше причине потери в ШПМ на выходе из объединяющей трансмиссии не учитываем). С него, через карданный вал, движение передаётся на входной вал наклонного редуктора, далее через цепную передачу на входной вал коробки скоростей.

При передаче мощности от второго двигателя на коробку передач кинематическая цепочка, по сравнению с кинематической цепочкой от первого двигателя, удлиняется на одну цепную передачу и один вал.

При передаче мощности от третьего двигателя на коробку передач кинематическая цепочка ещё удлиняется на одну цепную передачу и один вал.

Формула расчёта КПД от первого двигателя до первичного вала коробки скоростей выглядит так

зд1-кор = зм * зтт * зкв * зв * зц * зв * зкв * зв * зц

зд1-кор = 0,991 * 0,9922 *0,991 0,991 *0,993 *0,991 *0,991 *0,991 *0,993 = 0,9934 = 0,711

зд2-кор = 0,9938 = 0,682

ри передаче мощности на насосы получаем такие же кинематические цепочки, только в нумерации первый и третий двигатели меняются местами.

При расчёте суммарной мощности приводов с турботрансформаторами, мощность двигателей просто складывается.

При постоянной скорости вращения валов двигателей, вторичный вал турботрансформатора будет изменять скорость вращения в зависимости от нагрузки. В среднем скорость вторичного вала турботрансформатора вдвое меньше скорости вращения вала двигателя.

2. Коробки перемены передач

Коробки перемены передач и передачи с них на лебёдку и на ротор выполняются по-разному на установках Волгоградского завода буровой техники и Уралмаш завода.

Коробки перемены передач Волгоградского завода буровой техники с планетарными передачами рассматривать не будем ввиду их редкого применения.

Наиболее часто коробки перемены передач Волгоградского завода буровой техники выполняются по схеме, ставшей почти стандартной. Рассмотрим её на примере БУ 80 БрД (рисунок 2)

Между первичным и вторичным валами коробки имеются четыре цепных передачи с различными передаточными отношениями, что позволяет вторичному валу вращаться с четырьмя скоростями. Эти четыре скорости передаются с помощью цепной передачи 5 (z=23 - z=72) на подъёмный вал лебёдки. Эти же четыре скорости через цепную передачу (z=31 - z=31), вал, коническую передачу (z=24 - z=25), вал, карданный вал передаются на ротор.

Отметим, что числа зубьев конической передачи на данной схеме не указаны. К сожаленью почти все кинематические схемы имеют такие недостатки. Найти необходимые данные можно рассмотрев другие родственные кинематические схемы. Так установки БУ 80 БрД и БУ 80 БрЭ отличаются видом применяемых двигателей. Коробки скоростей и лебёдки в них одинаковы. Используем данные с этой кинематической схемы.

При подсчёте КПД участка кинематической схемы следует учесть, что при работе может быть включена только одна скорость. Потери в цепных передачах, вращающихся в холостую считаются пренебрежительно малыми. Полумуфты для каждой из всех муфт на рассматриваемом участке кинематической схемы находятся на одном и то же вале. Следовательно - потерь в муфтах нет.

Рисунок 2

При расчёте КПД от первичного вала до крюка последовательность учёта КПД элементов следующая: КПД первичного вала коробки, КПД цепной передачи, КПД вторичного вала коробки, КПД цепной передачи, КПД подъёмного вала, КПД талевой системы. Здесь отметим, что КПД подъёмного вала отличается от КПД других валов (см. приложение 1).

КПД талевой системы также см. в приложении 1.

При расчёте КПД от первичного вала до ротора следует учесть следующие составляющие: КПД первичного вала коробки, КПД цепной передачи, КПД вторичного вала коробки, КПД цепной передачи, КПД вала, КПД конической зубчатой передачи, КПД вала, КПД карданного вала, КПД ротора.

Математическая запись КПД, будет следующей:

зпв-крюк = зв * зц * зв * зц * зпв * зтс

зпв-крюк = 0,991 * 0,993 * 0,991 * 0,993 * 0,993 * 0,9913 = 0,9924 = 0,786

Принята оснастка 4х5

зпв-ротор = зв * зц * зв * зц * зв * з кзп * зв * зкв * зротора

зпв-ротор = 0,991 * 0,993 *0,991 0,993 *0,991 *0,993 *0,991 *0,991 *0,997 = 0,9921 = 0,81

Расчёт скоростей вращения барабана лебёдки и стола ротора

Скорость вращения выходного вала двигателей равна 750об/мин.

Для удобства описания обозначим валы на которых происходит изменение скорости вращения римскими цифрами как показано на рисунке3.

На вале 1 имеем 750об/мин.

Для расчёта скорости вращения вала 2, приводимого во вращение от вала 1через цепную передачу (z=31 - z=46), выполним вычисление:

Где 31 - число зубьев звёздочки цепной передачи, находящейся на вале 1;

46 - число зубьев звёздочки цепной передачи, находящейся на вале 2.

Действуя аналогично, подсчитаем скорость вращения первичного вала 3 коробки передач:

Рисунок 3

Вторичный вал коробки передач 4 будет иметь четыре скорости.

Первая самая низкая скорость получится при наибольшем передаточном отношении:

Цель работы : Изучить назначение, устройство основных узлов и агрегатов буровых установок для глубокого бурения нефтегазоносных скважин, технические характеристики установок, главные параметры, порядок проведения скважин, провести выбор класса установки, а также рассмотреть основные конструкции и параметры буровых вышек, применение вышек и расчет их параметров.

Основные положения : Нефтегазоносной скважиной (рисунок 1) называется вертикальная или наклонно-горизонтальная выработка в массиве горных пород глубиной 500-8000 м до поверхности продуктивного пласта, при этом осевая протяженность скважины значительно превышает ее диаметр. Поиск, разведка и извлечение нефти и газа более чем в 90% производится через скважины, которые создаются буровыми установками путем вращательного или ударно-вращательного бурения. Интервалы скважины (направление, кондуктор, технические промежуточные колонны, эксплуатационная колонна) после бурения обсаживаются для предотвращения обвалов стенок специальными обсадными колоннами (рисунок 2).

Рисунок 1 - Конструкция скважин:

а - профиль; б - концентрическое расположение обсадных колонн в стволе скважины; в - графическое изображение конструкции скважин; г - рабочая схема конструкции скважины

Буровая установка (рисунки 2а, 2б) - это техническая система, включающая комплекс наземного оборудования (вышка, привышечные сооружения, силовой привод, лебедка, талевая система с кронблоком и талевым блоком, вращатель - ротор, оборудование для бурового раствора, вертлюг), которая, взаимодействуя с погружным оборудованием (буровая колонна, инструмент - долото), осуществляет технологический процесс проведения скважины.

Бурение скважин было изобретено до нашей эры в Китае, а позже забыто. В разных частях света издревле применялся принцип бурения для добычи соли и питьевой воды. Но в XIX в. бурение было взято на вооружение нефтедобытчиками и вновь возродилось. Это не было принципиально новым промышленным методом добычи, скорее заимствованным у добытчиков соли и бурильщиков водяных колодцев как метод, обеспечивавший более глубокое проникновение в недра земли и более эффективную добычу "земляного масла" (нефти).

Рисунок 2а - Буровая установка

С бурения первых промышленных скважин на нефть и начинается собственно история добычи нефти.

Первой, по настоящему нефтяной скважиной, целенаправленно пробуренной для добычи "черного золота", принято считать скважину, пробуренную в США в 1859 году в местечке Тайтусвилл (штат Пенсильвания) изыскателем Эдвином Дрейком по поручению бизнесмена Джорджа Бисселя.

В России первая скважина на нефть была пробурена в 1865 году в долине реки Кудако на Кубани.

В Республике Казахстан началом промышленного освоения ее запасов считается 29 апреля 1911 года, когда после года с начала бурения на промысле Доссор в местечке Карашунгул дала нефть с глубины 225 м скважина № 3. Скважина фонтанировала в течение 30 часов и дала 16700 пудов нефти.

Техника и технология бурения постоянно совершенствуются. Основным методом бурения на суше и на шельфе моря является вращательное (роторное, погружными бурами, верхнеприводное) с использованием шарошечных долот. Самая глубокая эксплуатационная скважина на нефть пробуренная на суше имеет глубину 6300 м (США, Калифорния), а пробуренная на море, включая толщу воды, - 7700 м (Мексиканский залив). Самая глубокая газовая эксплуатационная скважина - 8900 м (США, Техас). Максимально достигнутая глубина скважины 12100 м (Россия, Кольский полуостров). Одним из важнейших технологических достижений последних лет является развитие наклонно-направленного и горизонтального бурения: если в 1988 г. в мире было пробурено 200 скважин с горизонтальным стволом, то в 2010 г. - более 6000. При этом протяженность скважин достигла 10 км.

Рисунок 2б - Схема буровой установки для глубокого вращательного бурения: 1 - талевый канат; 2 - талевый блок; 3 - вышка; 4 - крюк; 5 - буровой шланг; 6 - ведущая труба; 7 - желоба; 8 - буровой насос; 9 - двигатель насоса; 10 - обвязка насоса; 11 - приемный резервуар (емкость); 12 - бурильный замок; 13 - бурильная труба; 14 - гидравлический забойный двигатель (при роторном бурении не устанавливается); 15 - долото; 16 - ротор; 17 - лебедка; 18 - двигатели лебедки и ротора; 19 - вертлюг

Рисунок 3 - Функциональная схема буровой установки (цифрами указаны передаточные элементы)

1 - переводник и центратор; 2, 3 - переводник ведущей бурильной трубы и вертлюга; 4 - буровой крюк; 5 - ведущая ветвь каната; 6, 7, 9 - трансмиссия лебедки и роторного вращателя (ротор); 8 - линия высокого давления подачи бурового раствора в скважину; 10 - зажимы (клиновые вкладыши) ротора

Главными параметрами буровых установок являются допустимая нагрузка на буровом крюке талевой системы и глубина бурения скважины. По этим показателям буровые установки СНГ (выпуска Волгоградского завода буровой техники и Уралмаша) делятся на 11 классов (таблица 1)

Таблица 1. Технические характеристики буровых установок СНГ

Показатели

Тип буровой установки

Условная глубина бурения, м

Расчетная мощность на входном валу подъемного агрегата, кВт

Расчетная мощность привода ротора, кВт

Мощность бурового насоса

Скорость подъема крюка при расхаживании колонны, м/с

Скорость подъема элеватора (без нагрузки), м/с

Высота основания (отметка пола буровой), м

Просвет для установки стволовой части превенторов, м

Масса установки, т

Допускаемая глубина бурения, м

Примечание: Установки БУ-10000 и БУ-12500 выпускаются заводом Уралмаш по специальному заказу.

Назначение основных узлов и агрегатов буровой установки

Буровая вышка - это сооружение над скважиной для спуска - подъема бурового инструмента, бурильных и обсадных труб, забойных двигателей, размещения бурильных свечей (соединений 2-3 бурильных труб) после подъема их из скважины, а также для защиты буровой бригады от атмосферного влияния.

нефтегазоносная скважина буровая установка

Талевая система предназначена для уменьшения натяжения талевого каната, снижения скорости движения бурового инструмента, обсадных и бурильных труб и состоит из неподвижного кронблока (рисунок 6) в верхней части вышки, талевого блока (рисунок 7), соединенного с кронблоком талевым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а другой закреплен неподвижно внизу буровой вышки и бурового крюка.

Буровая лебедка служит для выполнения следующих операций:

спуска-подъема бурильных и обсадных труб;

удержания на весу бурового инструмента;

подъема различных грузов и оборудования.

Вертлюг - это механизм, соединяющий невращающуюся талевую систему с буровым крюком с вращающейся буровой колонной и обеспечивающий подачу бурового раствора для охлаждения бурового инструмента и выноса шлама с забоя скважины.

Буровые насосы служат для нагнетания бурового раствора в скважину. При глубоком бурении используются двухцилиндровые поршневые насосы двойного действия или многоцилиндровые одинарного действия. Промывочная жидкость под давлением по напорному рукаву от насоса подается к перемещающемуся вертлюгу и далее по ведущей трубе и буровой колонне к инструменту.

Роторный вращатель (ротор ) передает через ведущую буровую трубу вращение бурильной колонне и инструменту, поддерживает на весу колонну бурильных или обсадных труб и воспринимает реактивный крутящий момент бурильной колонны, при оснащении ее погружным забойным двигателем (турбобуром, электробуром, винтобуром).

Силовой привод (электрический, дизельный, дизель-электрический) обеспечивает функционирование буровой установки. Электропривод от двигателей постоянного или переменного тока прост в монтаже и эксплуатации, но применим только в электрофицированных районах. Дизельный привод применим в районах не обеспеченных электроэнергией. Дизель - электрический привод состоит из дизеля, который вращает генератор, питающий электродвигатель.

Суммарная мощность привода буровой установки составляет 1000-4500 кВт и распределяется на приводы буровой лебедки, насосов, ротора, автоматического бурового ключа, клиновых пневмозахватов.

К привышечным сооружениям относятся:

помещения для размещения привода и буровой лебедки;

насосное помещение;

приемные мостки для подачи бурового технологического оборудования;

трансформаторная площадка;

стеллажи для размещения бурильных и обсадных труб.

Спуско-подъемные операции (СПО) по подъему и спуску буровых труб и обсадных колонн занимают 18-20% времени бурения и для их сокращения разработаны специальные механизмы типа МСП, АСП, АКБ-ЗМ, клиновые захваты и др.

Магазин (свечеприемник) предназначен для размещения и удержания бурильных свечей и утяжеленных бурильных труб, которые устанавливаются на платформе буровой установки вертикально на подсвечник и в магазин. Магазин представляет собой раму, разделенную на секции в виде гребенки. В установках с ручной расстановкой свечей на определенной высоте вышки монтируется площадка верхового рабочего, а в установках с АСП - располагается механизм расстановки свечей.

Направляющие. В последние годы в связи с развитием систем верхнего привода буровые установки оснащаются специальными съемными направляющими по высоте буровой вышки, длина которых определяется длиной хода вращателя (верхнего привода). Они изготавливаются из труб или профильного проката.

Процесс проведения бурения состоит из следующих операций:

установка в вертлюг и ротор ведущей трубы с долотом и бурение скважины на ее длину (13-15м);

подъем ведущей трубы из ротора, отвинчивание долота от ведущей трубы и ведущей трубы от вертлюга и установка ведущей трубы в шурф;

подъем крюком на элеваторе бурильной трубы, навинчивания на нее долота, установка на элеваторе или на клиньях ротора бурильной трубы с долотом, навинчивание на муфту бурильной трубы ведущей трубы и закрепление ее на вертлюге, спуск буровой и ведущей труб в ротор и закрепление ведущей трубы в роторе;

запуск ротора и бурового насоса для закачки бурового раствора;

по мере углубления скважины производится наращивание бурильной колонны свечами из 2-3 труб, вновь установка ведущей трубы на вертлюг и ротор и запуск бурового раствора и ротора.

Подъем колонны состоит из повторяющихся операций, которые заключаются в подъеме свеч, установке их на специальном подсвечнике внутри вышки.

После бурения каждого интервала скважины производится ее крепление обсадными трубами с их цементированием (рисунок 4).

Рисунок 4 - Цементирование