Чем психика отличается от сознания? Разница между психикой и сознанием

Сознание и психика

Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика - способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия "сознание" и "психика" кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные образы, и звуковые, настоящие впечатления и воспоминания, схемы и идеи.

Однако похожая психическая деятельность по формированию и сопоставлению психических образов происходит и у животных, особенно таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Сознание, каким мы его только что описали, безусловно есть и у животных.

Важным отличием является не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание человека активно опирается на речь, и в этом его основное преимущество. Благодаря речи - внешней и внутренней - сознание становится способным на организацию очень сложной деятельности. Животные оперируют почти исключительно наглядным мышлением, благодаря речи человек способен к абстрактно-логическим размышлениям.

Сознание человека значительно более активно, чем сознание животного. Животное просто не способно составить жизненный план хотя бы на несколько лет вперед. Человек не только способен составить такой жизненный план для себя, но также может принять участие в составлении коллективного плана с другими людьми. До сих пор, разумеется, человеком двигают инстинкты и эмоции, которые являются проявлениями инстинктов, однако человек способен "жертвовать" текущими эмоциями ради успеха в будущем, ради абстрактных идей и ценностей.

Сознание человека в большей степени обладает свойством интенции (направленности). При восприятии окружающие объекты проходят сильную дифференциацию: некоторым уделяется максимум внимания, некоторые игнорируются. Человек может управлять своим вниманием на уровне понимания, осознавая важность того или иного объекта. Также он имеет способность непосредственно управлять собственным вниманием, направляя свой взор туда, куда надо.

Очень характерной особенностью сознания человека является наличие самосознания - способности к самонаблюдению, самопониманию (рефлексии). Наше самосознание весьма развито, благодаря нему мы не только саморефлексируем, но и отражаем сам факт наличия у нас самосознания. Самосознание важно, например, для понимания собственных возможностей, способностей, для управления собственным психическим состоянием. Самосознание позволяет человеку оперировать нравственными категориями, применять эти категории к себе самому, ругать себя или хвалить.

Самосознание делает возможным другую нашу способность - к критике. Критика - чуть ли не самый главный инструмент нашего разума. Она позволяет отделить истину от лжи, очевидное от неочевидного, доказанное от сомнительного, хорошее от плохого, красивое от некрасивого и т.д. Самосознание вырабатывает у нас привычку сомневаться. И эта привычка срабатывает не только тогда, когда нам сообщают нечто фантастическое, но и, например, когда нам говорят совершенно убедительно. Благодаря самосознанию мы знаем, что нас часто обманывали в совершенно уверенных интонациях. Самосознание предоставляет и другие механизмы для "тонкой адаптации" к окружающему миру.

У любого человека имеется картина (модель) мира. У одних она более научная и менее противоречивая, у других наоборот. Тем не менее эта картина мира должна обладать целостностью. Наше сознание во многом занято именно тем, что формирует эту целостную картину мира, сопоставляя разные факты и явления, моделируя возможные события, причинно-следственные связи.

Если сознание так много может и умеет, можно ли было бы вообще отказаться от термина "психика"? Нет. Дело в том, что психику можно рассматривать как содержательное наполнение высшей нервной деятельности человека. Можно провести аналогию (довольно грубую): нервная система это компьютер, психика это операционная система и программы. Но деятельность центральной нервной системы так сложна, и информации обрабатывается так много, что сознание можно рассматривать лишь как верхушку айсберга психики. Подавляющее большинство информации не доходит до сознания, а если и доходит, то уже в обобщенном виде. Слуховой анализатор обрабатывает многие тысячи "килобайт" поступившей информации - сознанию достается лишь "сообщение" вроде такой: "поющий низкий женский голос".

Бессознательное имеет огромное значение в работе психики. Благодаря бессознательным механизмам мы, например, строим свои движения. Маленький ребенок даже и не слышал такого слова "инерция", однако умело использует ее в своих движениях. Большинство людей очень слабо представляет то, как устроено цветовое зрение, однако прекрасно различают цвета. То же можно сказать и про инстинкты: даже в науке найдены далеко не все инстинкты, двигающие нами, но они продолжают управлять нашим поведением, невзирая на наши знания.

Психическая деятельность включает в себя огромное количество процессов. Часть этих процессов элементарные, часть - очень сложные, включающие в себя подпроцессы. К числу таких самых сложных процессов относится и сознание. Сознание можно считать высшим психическим процессом, так как оно интегрирует в себя все другие сложные процессы, такие как память, внимание, речь и др.

Интересно, что благодаря клиническим исследованиям мы теперь знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. То есть теряется способность к целеполаганию. Человек продолжает действовать, но или по привычке, или под воздействием наглядных стимулов. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях. Утрачиваются также логические связи.

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Сегодня благодаря клиническим опытам мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяются передньолобовими и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении передньолобових полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Если лобные поля у обезьяны занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме того, передньолобові и нижньотім"яні участки коры у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

И сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.2. Понятие психики и сознания

1. Понятие психики, функции и структура психики, психическое отражение. Взаимосвязь психики, нервной системы и мозга.

2. Основные отличия психики и поведения человека и животных.

3. Природа человеческого сознания, его характеристики.

4. Самосознание личности: понятие и основные компоненты.

1. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Подходы к наличию психики у живых существ:

    Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.

    Панпсихиз м (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.

    Биопсихизм  психика – свойство живой материи и растений тоже.

    Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.

    Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг, а не с узелковой.

    Сенсоропсихизм – чувствительность - критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Таким образом психическое отражение - не зеркальное, фотографическое, но субъективное и преобразующее.

Объективный мир (отражаемое) – Отражающая система (психика) = Отраженное (реальное и созидательное) – результат отражения

Психику нельзя свести просто к нервной системе . При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не сотдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; впсихическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Соотношение субъективной и объективной реальности Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек - совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него -это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни - психоза, поэтому его называют психотик) - безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.

«Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба - неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей.

Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему. А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

    сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

    гностические зоны (ответственны за процесс восприятия);

    моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

    праксические зоны (обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения);

    ассоциативные зоны (служат для переработки информации, связаны смыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве)

Межполушарная асимметрия. Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого - представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, чувствительность к смыслу

Восприятие эмоционального состояния

Видение мира веселым, легким

Видение мира мрачным

Детальное восприятие

Целостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. «Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга - это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить.

Полная противоположность - отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах - отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией.

Структура психики:

1) психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, имеющие начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому - непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма (Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные - активные и пассивные переживания, волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

2) психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

3) психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума, волевые - решительность, настойчивость, эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

4) психические образования - это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки,убеждения).

Структура психики

Психические процессы

Психические

состояния

Психические свойства

личности

Психические образования

Познава-тельные процессы

Эмоцио-нальные

процессы

Волевые процессы

    Настроение

    Страсть

    Стресс

    Усталость

    Агрессия

    Фрустрация и др.

    Направлен-ность личности

    Темпера-мент

    Характер

    Способ-ности

      знания,

      умения

      навыки

      привычки

      убеждения

    Ощущения

    Восприя-тие

    Внимание

    Память

    Предста-вление

    Вообра-жение

    Мышле-ние

    Речь

    Чувства

    Эмоции

Воля

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное .

Историческое развитие психики и сознания

Развитие сенсорных процессов

Простые безусловные рефлексы

Развитие перцептивных процессов

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

Развитие интеллектуальных действий

Навыки животных

Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда

Законченно-оформленная нейропсихологическая структура

Развитие сознание человека

Высшая ступень развития психики

Развитие самосознания

Умение познать себя путем познания других

Развитие социального поведения

Сложные умения интерпретации законов общественного развития

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия  стадия элементарной чувствительности ;

2 стадия  стадия предметного восприятия ;

3 стадия  стадия интеллекта.

См.ксерокопию табл.

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Этап

Основные этапы психического отражения

Основные этапы развития поведения животных

Элементарная чувствительность

Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Предметное восприятие.

Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.

Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта)

Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

ЖИВОТНЫХ

ЧЕЛОВЕКА

Инстинктивно-биологическая основа

Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Не существует общества, нет совместно деятельности

Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности

Руководствуются наглядными впечатлениями

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей

Типичны наследственно закрепленные программы

Передача опыта через язык и другие социальные средства общения

Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций

Изготовление орудий труда

3. Сознание человека

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет), направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социально системы, в которой существует индивид).

Основные характеристики сознания

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики:

    сознание есть совокупность знаний об окружающем мире . В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

    закрепление в сознании различий субъекта и объекта . Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

    третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

    четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения . В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто - предмет - осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение , смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания - это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции 4 ; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое - это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты - это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта - единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии 5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества - американского и российского - всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

A. Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское "cogito, ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

B. Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое - это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка - при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

C. В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

A. Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание - это единство переживания и знания.

B. Психическое переживание - непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт - единство непосредственного и опосредованного.

C. Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека - не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом - это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой - по существу своему общественной - деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание - абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение - отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т. д. Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни - реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа - это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯМы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют в нем

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Сознание и психика Статьи

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Психика, сознание, бессознательное Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО Но, если психика - сигнальная деятельность, регулирующая все активности организма человека в соответствии с потребностями и реальными обстоятельствами, то определяющей специфику человека частью этих реальных обстоятельств является общество.

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

§2. Психика и деятельность Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи - своим

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Психика и тело Очевидно, что, размышляя о том, как работает гипнотерапия, нам необходимо лучше разобраться в соотношении между психикой и телом. Роль генетических, средовых, социальных и других факторов в истории болезни общепризнанна. Поэтому больше неприемлемо

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Из книги автора

Мозг и психика Связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое.И. М. Сеченов и

Из книги автора

7. Природа реальности: психика, космос и сознание Некоторые наблюдения, полученные при изучении холотропных состояний, столь радикальны, что не только подвергают сомнению теорию и практику психиатрии, психологии и психотерапии, но и подрывают кое-какие из наиболее

Из книги автора

1. Психика и общество