Чем страшен синдром аспергера у взрослых. Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания. Гендерные стереотипы и другие мифы о людях с аутизмом

Когда вы встречаете ребёнка с синдромом Аспергера, можно сразу обнаружить две вещи. Он не отстаёт в развитии от других детей, но у него имеются проблемы с социальными навыками. У такого ребёнка наблюдается тенденция к навязчивой концентрации на одной теме или к воспроизведению одной и той же манипуляции снова и снова.

Долгое время специалисты выделяли синдром Аспергера как самостоятельное заболевание. Сегодня он больше таковым не является. Синдром Аспергера — это часть более обширной категории, называемой расстройством аутистичекого спектра. Это нарушения нервной системы, характеризующиеся трудностями с коммуникацией и социальным взаимодействием, стереотипными и повторяющимися моделями действий и неравномерным умственным развитием, часто с когнитивными недостатками.

При синдроме Аспергера проявления менее выражены, чем при других типах расстройства спектра аутизма.

Синдром получил своё название в честь доктора Ханса Аспергера, педиатра из Австрии. В 1944 году он впервые описал это состояние. Доктор рассказал о четырёх мальчиках; у них наблюдалось «отсутствие сопереживания, слабая способность формировать дружеские отношения, разговор с самим собой, глубокое «погружение» в интересующий объект и неуклюжие движения». Из-за их навязчивых интересов и осведомленности о конкретных предметах он называл мальчиков «маленькими профессорами».

Многие эксперты сегодня обращают внимание на особые таланты и положительные аспекты болезни Аспергера и полагают, что это расстройство подразумевает другой, но не обязательно дефектный образ мышления. Положительные черты людей с синдромом Аспергера были названы полезными во многих профессиях и включают:

  • повышенную способность сконцентрироваться на деталях;
  • упорство в конкретных интересующих вопросах, не поколебавшись;
  • способность работать самостоятельно;
  • выделение деталей, которые могут быть упущены другими;
  • интенсивность и оригинальность мышления.

Хотя поставить диагноз болезнь Аспергера невозможно без прямого тестирования и наблюдения индивида, некоторые авторы предположили, что многие успешные исторические личности, вероятно, имели синдром Аспергера, включая Альберта Эйнштейна, Моцарта, Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и Марии Кюри. Конечно, окончательный диагноз исторических фигур с синдромом Аспергера невозможен, и многие из признаков, проявляемых людьми с этим расстройством, также могут возникать из-за умственной одарённости или даже синдрома дефицита внимания.

Причины

Этиология синдрома Аспергера неизвестна. У некоторых детей с расстройством были случаи осложнений в пренатальный и неонатальный периоды и во время родов, но связь между акушерскими осложнениями и синдромом Аспергера не подтверждена.

Неблагоприятные события в пренатальном, перинатальном и послеродовом периодах могут увеличить вероятность развития синдрома Аспергера. В шведском исследовании были зарегистрированы негативные перинатальные инциденты примерно у двух третей из 100 мужчин с синдромом Аспергера, а у матери наблюдались инфекции, вагинальное кровоизлияние, преэклампсия (поздний токсикоз) и другие критические эпизоды во время беременности. Неизвестно, является ли синдром следствием или причиной перинатальных осложнений в таких случаях.

Исследования мозга с помощью визуальных методов показали, что существуют структурные и функциональные различия в определённых областях мозга между лицами с синдромом Аспергера и теми, у кого он отсутствует.

Изучение истории семей, в которых у нескольких членов есть синдром Аспергера, позволило предположить, что имеется генетический вклад в развитие расстройства.

Исследования показали, что несколько генов, вероятно, задействованы в расстройстве спектра аутизма. У некоторых детей синдром Аспергера может быть ассоциирован с генетическими нарушениями, такими, как (тяжёлая патология ЦНС) или синдром Мартина-Белл (синдром хрупкой Х-хромосомы). Кроме того, генетические изменения могут увеличить риск развития расстройства спектра аутизма или обуславливать степень тяжести симптомов.

Экзогенный фактор

Влияние окружающей среды имеет определённое значение. Несмотря на то, что некоторые семьи по-прежнему обеспокоены тем, что вакцины и/или консерванты в них могут играть некоторую роль в развитии синдрома Аспергера и прочих расстройств аутистического спектра, эксперты дискредитировали эту теорию.

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек. Необходимы дополнительные эпидемиологические исследования с использованием общепринятых критериев и скринингового инструмента, который ориентирован на эти параметры.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно. Однако в других частях мира, где ни один из этих факторов не может применяться, распространённость может быть совершенно иной.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира. Например, в Нью-Йорке многие жители являются иммигрантами, и не всегда можно получить медицинские записи из страны их происхождения.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

У детей с синдромом благоприятный прогноз, когда они получают поддержку от членов семьи, хорошо осведомлённых о расстройстве. Эти индивидуумы могут обучаться конкретным социальным ориентирам, но, как предполагается, основные социальные нарушения будут пожизненными.

У лиц с болезнью Аспергера наблюдается нормальная продолжительность жизни; однако у них более распространены сопутствующие психические заболевания, например, депрессия, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) и (нервно-психическое расстройство). Коморбидные психические расстройства (взаимосвязанные заболевания), когда они присутствуют, существенно влияют на прогноз.

Депрессия и гипомания (мания в лёгкой степени) распространены среди подростков и взрослых с синдромом Аспергера, особенно с семейной историей этих состояний. У людей, ухаживающих за лицами с этим заболеванием, также может быть склонность к депрессии.

Повышенный риск самоубийства наблюдается у лиц с этим синдромом. Этот риск возрастает пропорционально количеству и тяжести сопутствующих заболеваний. Во многих случаях суицида синдром Аспергера у человека не диагностирован, так как уровень осведомлённости о состоянии часто невелик и методы, используемые для его идентификации, часто оказываются неэффективными и ненадёжными. У людей с этим расстройством, которые совершают самоубийство, часто есть другие психиатрические проблемы.

Симптомы

Симптомы индивидуума варьируются от лёгких до тяжёлых. Также будет разным уровень функционирования у каждого ребёнка. У детей могут быть все или только некоторые из описанных ниже характеристик. У них возможно будет больше проблем в неструктурированных социальных условиях или в новых ситуациях, связанных с навыками решения коммуникационных задач.

Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении со сверстниками и могут быть отвергнуты другими ребятами. У подростков с расстройством обычно развивается депрессия, и они чувствуют себя одинокими.

За пределами общения с ближайшими родственниками пострадавший ребёнок может проявлять неуместные попытки инициировать социальное взаимодействие и подружиться с окружающими людьми. Дети с синдромом могут бояться демонстрировать искренние желания общаться со сверстниками. Но члены семьи могут научить такого ребёнка выражать свою любовь к родителям с помощью многочисленных репетиций на протяжении многих лет.

Бывает, что пострадавший ребёнок не может проявлять привязанность к родителям или другим членам семьи.

У детей с синдромом Аспергера имеются особенные и узкие интересы, они исключают другие виды деятельности. Эти интересы могут иметь приоритет над их отношениями со своей семьей, школой и сообществом.

Перемены в повседневной жизни ребёнка (развод родителей, смена школы, переезд,) может также усугубить тревогу, депрессию и другие психологические нарушения.

Коммуникативные нарушения

Пострадавшие дети очень ограниченно используют жесты. Язык тела или невербальное общение могут быть неуклюжими и неуместными. Мимика может отсутствовать. При ответе на вопросы у ребёнка обычно возникают ошибки. Эти дети часто дают неуместные ответы.

У детей с синдромом Аспергера наблюдаются некоторые аномалии в речи и языке, включая скрупулёзную речь и странность в подаче, интонации, просодии (постановка ударения) и ритме. Непонимание языкового нюанса (например, буквальные интерпретации оборотов речи) является обычным явлением.

У детей часто наблюдаются практические проблемы речи, в том числе:

  • неспособность использовать язык в социальных контекстах;
  • прерывание речи другого человека;
  • неактуальные комментарии.

Речь бывает необычно формальной или трудной для понимания других людей. Дети могут озвучивать свои мысли без цензуры.

Объём речи может сильно различаться и отражать текущее эмоциональное состояние ребёнка, а не требования к коммуникации в социальной сфере. Некоторые дети могут быть разговорчивыми, другие молчаливые. Более того, один и тот же ребёнок может демонстрировать как многословность, так и стойкое молчание в разное время.

Некоторые дети могут проявлять селективный мутизм (отказ от говорения в определённых ситуациях). Некоторые могут говорить только с теми, кто им нравятся. Таким образом, речь может отражать индивидуальные интересы и предпочтения личности.

Форма выбранного языка может включать метафоры, которые имеют смысл только для говорящего. Сообщение, что-то значащее для оратора, может быть не понято тем, кто его слышит, или оно может иметь смысл только для некоторых людей, которые понимают личный язык говорящего.

Дети часто проявляют слуховую дискриминацию и искажение, особенно когда сталкиваются 2 или более человек, говорящих одновременно.

Сенсорная чувствительность

У детей с синдромом Аспергера может проявляться ненормальная чувствительность на звук, прикосновение, боль и температуру. Например, они могут демонстрировать либо чрезвычайно большую, либо уменьшенную чувствительность к боли. Возможна гиперчувствительность к текстуре продуктов. У детей бывает синестезия, когда раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе вызывает автоматический, непроизвольный ответ в другом сенсорном режиме.

Задержка моторных навыков

  • видимая неуклюжесть и слабая координация;
  • дефицит визуально-моторных и визуально-перцептивных навыков, включая проблемы с балансом, ловкостью рук, почерком, быстрыми движениями, ритмом.

Несколько факторов затрудняют диагностику синдрома Аспергера. Как и другие формы расстройства спектра аутизма, он характеризуется ухудшением социального взаимодействия, сопровождаемого повторяющимися и ограниченными интересами и поведением; он отличается от других расстройств аутистического спектра отсутствием общей задержки в речевом или когнитивном развитии. Проблемы диагностики включают несогласованность между критериями, противоречие в отношении различий между синдромом Аспергера и другими формами расстройств спектра аутизма.

Педиатр при проверке развития ребёнка может идентифицировать признаки, требующие дальнейшего изучения. Необходима всесторонняя оценка команды специалистов, чтобы подтвердить или исключить диагноз. В эту группу обычно входят психолог, невролог, психиатр, логопед, педиатр и другие специалисты, имеющие опыт диагностики синдрома Аспергера. Комплексная оценка включает неврологический и генетический аспекты с углублённым когнитивным и речевым тестированием для установления IQ. Также сюда включена оценка психомоторной функции, словесных и невербальных способов коммуникации, стиля обучения и навыков самостоятельной жизни.

Скрининг способов коммуникации включает в себя оценку:

  • невербальных форм общения (взгляд и жесты);
  • использования метафор, иронии и юмора;
  • постановки ударения и громкости речи;
  • содержания, ясности и согласованности разговора.

Тестирование может включать аудиологическое исследование, чтобы исключить нарушение слуха. Большое значение имеет выявление семейной истории расстройств аутистического спектра.

«Понимание чужого сознания» можно рассматривать как способность постигать смысл психических процессов самого себя и других, что позволяет прогнозировать реакции других людей на обычные ситуации. У ребёнка с синдромом Аспергера наблюдается недостаток в развитии этого понимания.

У детей с возможными проблемами развития скрининг на «понимание чужого сознания» является важным процессом, который специалист может использовать для выявления некоторых основных поведенческих симптомов синдрома Аспергера. Типичные дети демонстрируют его наличие перед началом школы. Таким образом, неспособность школьного ребёнка выполнить правильно какую-либо процедуру из скрининга указывает на необходимость направить его на дополнительное обследование.

Скрининг «понимания чужого сознания» состоит из двух основных компонентов: моделирование кукольной пьесы и задачи на воображения. Его можно выполнять в кабинете врача и других повседневных условиях, он занимает всего несколько минут.

Врач и пациент сидят на противоположных концах стола. Специалист показывает пациенту 2 куклы и называет их, говоря: «Это Света. Это Аня».

Моделирование включает в себя 2 процедуры. Во-первых, врач описывает и показывает Свету, помещая камешек в корзину. Затем удаляет Свету из комнаты и закрывает дверь, оставляя её снаружи. Далее врач описывает и показывает, как Аня вынимает камешек из корзины и помещает его в коробку. Наконец, специалист возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Ребёнок с развитым «пониманием чужого сознания» ответит, что Света будет искать камешек в корзине, куда она положила его перед выходом из комнаты. Если этот ответ получен, процедура заканчивается, и тогда врач может перейти к задаче на воображение.

Ответ «Света будет искать в камешек в коробке» сигнализирует о том, что у ребёнка нет «понимания чужого сознания». Такой ответ указывает на то, что пациент не может отличить разум Светы от своего собственного и, таким образом, не признаёт, что Света отсутствовала и не могла знать, что камешек был перемещён из корзины в коробку. Ребёнок предполагает, что, поскольку он знает, что камешек находится в коробке, Света тоже должна это знать.

Если пациент не отвечает, что Света будет искать камешек в корзине, врач продолжит задавать вопросы, чтобы прояснить понимание пациентом ситуации. Специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» Как здоровые, так и дети с синдромом обычно утверждают, что камешек находится в коробке. Затем врач спрашивает: «Где был камешек вначале?» Обычный ребёнок и малыш с расстройством заявит, что камешек был первоначально в корзине.

Во второй процедуре врач описывает и показывает, что Света помещает камешек в корзину, затем удаляет её из комнаты и закрывает дверь, оставляя куклу снаружи. Затем специалист описывает и показывает, как Аня вынимает камешек мрамор из корзины и помещает его в карман доктора. Наконец, врач возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Здоровые пациенты с «пониманием чужого сознания» отвечают, что Света будет искать в корзине, потому что именно сюда она последний раз помещала камешек. Если этот ответ получен, врач переходит к задаче на воображение. Если нет, специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» И «Где был камешек вначале?», чтобы удостовериться в понимании пациентом ситуации.

Процедура состоит из 3 частей. В первой врач говорит пациенту: «Закройте глаза и подумайте о большом белом плюшевом медведе. Мысленно сделайте снимок изображения. Вы видите белого плюшевого медведя»?

Здоровый пациент сообщит о том, что он видит изображение большого белого плюшевого мишки. Если пациент этого не утверждает, врач спрашивает: «Что вы видите, когда закрываете глаза?» Если пациент сообщает о каком-либо постороннем изображении, врач спрашивает: «О чём вы думаете?» Здоровый пациент будет с готовностью сообщать об изображении большого белого плюшевого мишки.

Следующая часть задачи — повторение первой части, с заменой медведя на большой красный шар. Здоровый пациент сообщит, что перед ним большой красный шар.

В третьей части задачи на воображение специалист просит пациента идентифицировать первое изображение, визуализированное во время упражнения. Здоровый ребёнок вообразит большого белого плюшевого медведя. Возможность вспомнить более ранний ментальный образ является доказательством наличия «понимания чужого сознания»; таким образом, невозможность распознать свои собственные прежние мысленные образы предполагает отсутствие этого понимания. Соответственно, если пациент сообщает, что первым изображением был красный шар, это свидетельствует о дефиците «понимания чужого сознания».

Специального лечения синдрома Аспергера нет. Все вмешательства, описанные ниже, в основном ориентированы на симптоматику и/или реабилитацию.

Выработка надлежащего социального поведения

Учителя имеют много возможностей помочь детям в развитии соответствующего социального поведения. Например, они могут моделировать различные ситуации, требующие определённого действия и поощрять совместные игры в классе. Педагог может показать соответствующие способы поиска помощи, когда ребёнок демонстрирует проблемное социальное поведение в классе. Учителя могут идентифицировать подходящих друзей для детей с синдромом и поощрять перспективную дружбу. Они также помогают детям справляться с социальными ситуациями, осуществляя контроль в перерывах между занятиями, в столовой и вовремя мероприятий на игровых площадках.

Показ видеороликов может способствовать самоконтролю за соблюдением правил в классе. Ребёнок может научиться наблюдать за другими детьми, за социальными сигналами и поведением. Поскольку смена школы, классной комнаты и преподавателя может усугубить симптомы, необходимо приложить усилия для минимизации изменений в графике и образовательной среде пациента.

Реализация коммуникационных и языковых стратегий

Детей с синдромом Аспергера можно научить говорить фразы для определённых целей (например, открытие беседы). Их также рекомендуется научить искать разъяснения, спрашивая людей перефразировать запутанные выражения. Их следует поощрять просить, чтобы сложные инструкции повторялись, упрощались, разъяснялись и записывались.

Педагоги, используя моделирование, могут научить пострадавших детей тому, как интерпретировать чужие разговорные сигналы, чтобы отвечать, прерывать или изменять темы. Поскольку интерпретация метафор и фигур речи часто затруднена, воспитатели должны объяснять эти тонкости языка, когда они возникают. При передаче серии инструкций ребёнку с синдромом Аспергера необходимо делать паузу между каждым отдельным пунктом.

Ролевая игра поможет детям с синдромом Аспергера научиться понимать намерения и мысли других людей. Пострадавших детей следует поощрять останавливаться и думать, как будет чувствовать себя другой человек, прежде чем действовать или говорить. Их можно научить воздерживаться от произнесения каждой мысли.

Некоторые дети с болезнью Аспергера обладают хорошим наглядно-образным мышлением. Этим детям рекомендуется объяснять всё с помощью диаграмм и других иллюстраций.

Дети с синдромом Аспергера могут часто сосредоточиться на занятиях в течение нескольких часов без перерывов и продолжать эту концентрацию ежедневно в течение многих лет. Например, многие дети отказываются от занятий на музыкальном инструменте даже на несколько минут в день, а ребёнок с синдромом может наслаждаться ежедневными упражнениями часами.

При правильном обучении таланты детей с синдромом Аспергера могут плодотворно развиваться. Соответственно, в раннем возрасте полезно выявлять и развивать особые интересы и способности ребёнка (например, к музыке или математике). Эти таланты также помогут ему заслужить уважение от одноклассников.

Родители и учителя должны применять творческие подходы к раскрытию навыков, способностей и талантов детей с болезнью Аспергера. Для развития таких талантов необходимо квалифицированное обучение.

Заключение

Иногда, когда люди слышат, что у ребёнка есть синдром Аспергера, их первый ответ будет чем-то вроде: «Но он выглядит совершенно нормальным». Это ошибочно и невежественно, потому что нет ничего ненормального или нетипичного в отношении ребёнка с синдромом Аспергера. У этих детей могут быть трудности с взаимодействием или другие проблемы, но во многом он такой же, как и любой другой ребёнок. Им просто нужен кто-то, который покажет им путь и поможет вписаться в общество.

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи. Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени. Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния. Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • , которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • встречаются также у трети больных;
  • Различные к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, и расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях . По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Аннотация

В статье разобраны ключевые вопросы, связанные с корректным проведением самодиагностики расстройств аутистического спектра, в частности синдрома Аспергера: правильным использованием скрининговых тестов, интерпретацией уже имеющихся диагнозов, выявлением ключевых симптомов расстройства спектра аутизма во взрослом возрасте, а также тому, как не перепутать аутистические расстройства с другими особенностями психики. Материал может быть полезен в условиях отсутствия возможностей официальной диагностики, а также для прочтения перед обращением к психотерапевту или походу в группу поддержки для людей с синдромом Аспергера и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Введение

Идея написания статьи о самодиагностике синдрома Аспергера (СА) возникла у нас, ведущих московской группы поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в ходе бесед с потенциальными участниками группы и вновь приходящими пользователями форума . Оказалось, что из-за малодоступности в России официальной диагностики СА у взрослых в сочетании с незнанием многими людьми симптоматики РАС, мы столкнулись с необходимостью отвечать на ряд достаточно однотипных и повторяющихся вопросов. Вместе с тем, формат FAQ не позволил бы отразить многих важных вещей, и поэтому было решено написать полноценную статью, посвящённую советам по корректной самодиагностике РАС у взрослых людей.

  • существенно облегчить поиск психотерапевта, который специализируется именно на Вашей проблеме
  • способствовать лучшему пониманию самого себя и ускорять решение ряда проблем (коммуникативных, сенсорных и т.п.)

Внимание! Данная статья не является научной, а информация в ней не может рассматриваться как медицинские советы и не заменяет консультацию специалиста!

Анализ имеющихся диагнозов

Хотя подавляющее большинство людей, родившихся в СССР, не могло получить диагноза "синдром Аспергера", может иметь смысл узнать о том, были ли Вы в детстве объектом внимания психиатра, невропатолога или логопеда.
Если оказалось, что да, то обратите внимание на следующее:

  1. Если у Вас есть диагноз "ранний детский аутизм", то Вы на самом деле являетесь официально диагностированным, т.к. синдром Аспергера является разновидностью аутизма.
  2. Диагнозы "черты аутичной личности", "черты аутизма", "аутоподобное поведение", "аутистическая психопатия", "шизоидное расстройство детского возраста" приблизительно соответствуют синдрому Аспергера.
  3. Записи в медицинской карте о:
    • бурной реакции на громкие, резкие, "металлические" звуки
    • неадекватных ответах на вопросы врача, в частности, повторения вопроса вместо ответа (т.е. эхолалии)
    • навязчивых движениях (иногда они могут быть отражены как тики или повышенная моторная возбудимость)
    • навязчивых интересах
    • повышенной нервной возбудимости, невротических реакциях и т.п.

    могут косвенно указывать на наличие РАС.

Прохождение скрининговых тестов и их интерпретация

Прохождение скрининговых тестов на аутичные черты является важной частью самодиагностики, т.к. позволяет более объективно (по сравнению с простым самостоятельным сопоставлением себя с критериями МКБ-10) оценить их наличие или отсутствие. Опыт общения на очной группе поддержки и форумах позволяет условно разделить их на несколько групп:

1. Тесты на аутичные черты

К этой группе относятся тесты
, Aspie Quiz , RAADS-R ; они предназначены для предварительной оценки наличия аутичных черт и степени их выраженности. Практика ведения группы поддержки показала, что наиболее предпочтительным является тест AQ, т.к.:

  • самый короткий и простой из них
  • изначально предназначен для самостоятельного использования в качестве скринингового теста
  • опубликован в рецензируемом научном журнале и его чувствительность и селективность подтверждены статистически

Тест Aspie Quiz во многом похож на AQ, но содержит в три раза больше вопросов и при этом сопоставим с ним по чувствительности и селективности (The AQ test vs Aspie Quiz).
Тест RAADS-R предназначен для применения в условиях клиники и может давать завышенные результаты при самостоятельном использовании (Ritvo R.A., Ritvo E.R., et al. // J. Autism Dev. Disorders. 2011 V.41. N.8. P.1076-1089).

Повышенные (>=26) и особенно высокие (>=32) баллы по тесту AQ свидетельствуют о наличии выраженных аутичных черт, но не говорят об их природе (т.е. обусловлены ли они РАС), а в случае наличия РАС, как правило, не отражают степень его тяжести или легкости.

2. Тесты на алекситимию

К этой группе тестов относится Торонтская шкала алекситимии (TAS), существующая в двух вариантах на и вопросов.
По возможности следует использовать более новый и короткий вариант TAS-20 из 20 вопросов.
Алекситимия (трудности с идентификацией и словесным описанием своих эмоций) встречается у 85% людей с аутистическими расстройствами (Berthoz S., Hill E.L. // European Psychiatry. 2005. V. 20, P. 291-298. , Hill E., Berthoz S., Frith U. // J. Aut. Dev. Disorders. 2004. V.34(2). P. 229-235.)

Для синдрома Аспергера характерен повышенный или высокий результат в тесте TAS. Если же результат свидетельствует об отсутствии алекситимии, то с высокой вероятностью Вы столкнулись не с РАС, а с чем-то иным.

3. Тест SPQ (на шизотипические черты)

6. Тесты на особенности поведения в детстве

При самодиагностике синдрома Аспергера необходимо уделить внимание тому, как Вы вели себя в детстве: многие его симптомы особенно ярко и специфично проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что позволяет отличить его от ряда других проблем (прежде всего социофобии, особенностей характера и расстройств шизофренического спектра).

Для оценки степени выраженности аутичных черт в детстве можно использовать тест ASSQ и шкалу оценки детского аутизма . Преимуществами теста ASSQ являются его простота и краткость, проверенность на реальных выборках детей, а также наличие публикации в рецензируемом журнале. Сильной стороной теста "шкала оценки детского аутизма" является подробное описание разных степеней выраженности симптомов РАС в детстве, что может быть полезным при самодиагностике.
Эти тесты следует заполнять на основании воспоминаний о Вашем поведении в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Настоятельно рекомендуется дать заполнить их одному из Ваших родителей (или иному человеку, который хорошо помнит Ваше поведение в детстве) и учесть полученные результаты при самодиагностике.

Настоятельно рекомендуется совместить заполнение этих тестов с беседой с одним из родителей о Вашем поведении в детстве и его сходстве с синдромом Аспергера. "Взгляд со стороны" делает самодиагностику более объективной. Если родитель не знает, что такое синдром Аспергера, то можно дать почитать ему(ей) статьи:
"что такое синдром Аспергера?" ,
"диагностические критерии синдрома Аспергера ,
"дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера? , "ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о РАС .

Резюме

Для качественной самодиагностики необходимо прохождение тестов AQ, TAS, SPQ и HS1944. Также желательно пройти тест EQ и один из тестов на особенности поведения в детстве ("шкала оценки детского аутизма" или тест ASSQ).
Характерные в случае наличия РАС результаты:

  • - высокий или повышенный
  • TAS-20 - высокий или повышенный
  • SPQ - нормальный
  • HS1944 - ослабленная склонность к антропоморфизации
  • - низкий
  • тест ASSQ и Шкала оценки детского аутизма - высокие

На что обращать внимание?

Итак, Вы прошли скрининговые тесты и они показали положительный результат. Возможно даже, что Ваши родители заполнили тесты "шкала оценки детского аутизма и тест ASSQ , а также признали сходство Вашего поведения в детстве с критериями синдрома Аспергера, а в медицинских картах остались какие-то косвенные доказательства наличия РАС. На что же теперь следует обратить внимание при попытках разобраться в происхождении Ваших аутичных черт? Далее мы рассмотрим несколько групп симптомов, которые характерны для синдрома Аспергера во взрослом возрасте.

1. Врождённость синдрома Аспергера

В случае РАС симптомы проявляются в 2-3 года и очевидны к 6-7 годам.
С возрастом они не проходят, но их выраженность зачастую постепенно снижается.

2. Специфические проблемы с общением с раннего детства:

Основными проблемами в общении при синдроме Аспергера являются не застенчивость или замкнутость, а сложности с интуитивным и быстрым пониманием чужих эмоций, состояний, неписаных правил поведения в социальных ситуациях.
Характерные примеры таких сложностей во взрослом возрасте:

  • интуитивное понимание по взгляду и мимике только базовых и достаточно выраженных эмоций вроде радости, страха или гнева. Проблемы с "чтением" слабых и сложных эмоций: например, может быть трудно понять, спокоен ли человек, устал ли, расстроен, раздражён или обижен.
  • использование "контакта глазами" скорее как навыка для соблюдения правил приличия, чем для лучшего понимания собеседника; напротив, аутичного человека необходимость смотреть в глаза может отвлечь от восприятия речи и мешать пониманию предмета разговора
  • ориентирование в социальных ситуациях скорее за счёт жизненного опыта и запоминания готовых и детальных шаблонов поведения. Тревога в ситуациях, где уже имеющийся опыт неприемлем и нужна интуиция.
  • слабое "заражение" чужими эмоциями и пониженная спонтанная чувствительность к чужой физической боли
  • алекситимия и проблемы с регулированием собственного эмоционального состояния (например, склонность к повышенной тревожности и/или вспышкам плохо контролируемой ярости (т.н. "мелтдауны").
  • склонность к репликам, "воспринимаемым окружающими как излишняя прямолинейность, категоричность, грубость или хамство, причём не из-за каких-то сознательных побуждений, а из-за непонимания тонкостей людских взаимоотношений и неформальной иерархии

3. Сенсорные трудности

При синдроме Аспергера очень часто можно встретить повышенную чувствительность к каким-либо сенсорным раздражителям: звукам, прикосновениям, свету. Примеры:

  • звуки: резкие, высокие, "металлические", а также шум сложного характера в торговых центрах, шумных компаниях, гулкой аудитории и т.п. Часто ведёт к невозможности разобрать чужую речь даже на фоне довольно тихих шумов, в отдельных случаях - к дезориентации, фрагментации восприятия, дереализации, дурноте и даже обморокам.
  • визуальные стимулы: мерцание ламп дневного света, старых мониторов, большое количество предметов в поле зрения, особенно движущихся и/или мерцающих.
  • тактильные стимулы: повышенная чувствительность к прикосновениям, очень неприятные ощущения от некоторых тканей (например, грубой шерсти), бирок на одежде, некоторых видов пищи из-за её консистенции
  • повышенная или пониженная чувствительность к боли. Необычное восприятие некоторых видов боли

В ходе самодиагностики рекомендуется посмотреть следующие ролики , в которых показана резко выраженная сенсорная перегрузка (т.е. попытки воссоздать ощущения аутичного человека).

Помните о том, что человек не всегда может осознавать наличие сенсорных перегрузок и "списывать" их проявления на дурноту, переутомление, тревожность, вегето-сосудистую дистонию и т.п. Но при этом не следует путать сенсорные перегрузки с паническими атаками.

4. Специнтересы

Навязчивые интересы - очень частое проявление РАС. От обычных хобби их отличает навязчивость (отчасти напоминающая влюблённость), природная склонность сводить разговор к ним, часто - узкая направленность, необычность, отсутствие прикладного значения. Особенно ярко специнтересы проявляются в детстве, по мере взросления они могут становиться более абстрактными и практичными, и напоминать хобби и/или увлеченность профессией.

5. Стимминг, т.е. моторные стереотипии, навязчивые движения

Стереотипии нередко сохраняются и во взрослом возрасте. Часто они представляют собой повторяющиеся движения кистями рук, раскачивание, качание ногой и т.п. От похожих движений нейротипичных людей их отличает бо льшая степень навязчивости, нередко - их неосознанность.

6. Неуклюжесть (проблемы с координацией движений)

Моторная неловкость - частое, но не обязательное проявление синдрома Аспергера.
Обычно проявляется с раннего детства и может создавать проблемы с обучением чистописанию, пользованием столовыми приборами, завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, вдеванию нитки в иголку, катанию на велосипеде, роликах, бегу, гимнастическим упражнениям, танцам и т.п.

7. Бедная и/или своеобразная мимика, а также просодия (интонация) речи , а также "язык тела" в целом.

Со стороны невербальное общение аутичного человека может производить впечатление "чудаковатости" и/или отстранённости.
Интонация может восприниматься окружающими как "роботоподобная" или "скандирующая". Выраженность этого признака сильно варьируется от человека к человеку. Также без опыта общения с заведомо аутичными людьми может быть сложно оценить, о каких именно особенностях невербальной коммуникации идёт речь

Что можно ошибочно принять за синдром Аспергера и расстройства аутистического спектра?

При самодиагностике расстройств аутистического спектра некоторую проблему представляет их внешнее сходство с другими психическими и неврологическими расстройствами и/или особенностями характера, особенно для человека, мало изучившего их симптоматику и не имеющего опыта общения с аутичными людьми "в реале". Далее будут рассмотрены некоторые особенности психики, наиболее часто принимаемые за РАС.

1. Социофобия

Социофобия представляет собой сильный и плохо контролируемый страх каких-либо конкретных социальных ситуаций (публичных выступлений, романтических знакомств, разговора с продавцом в магазине и т.п.) или же страх перед общением в целом. Нередко её появление связано с каким-то прошлым негативным опытом общения и/или страхом произвести негативное впечатление на окружающих. Может приводить (не всегда) к повышенным баллам в тесте AQ и иногда - TAS.

Социофобия нередко встречается среди аутичных людей, но сама по себе аутичностью не является, т.к. в её симптоматику не входят нарушения эмпатии и социального интеллекта, сенсорные перегрузки, специнтересы, склонность к рутине, характерные для РАС особенности мимики и просодии и т.п.

2. Интроверсия, шизоидная акцентуация характера, шизоидное расстройство личности

Нередко с РАС путают варианты нормального характера или расстройства личности, которые проявляются замкнутостью, желанием пребывать в своём внутреннем мире, избирательностью в общении, обострённым восприятием нарушения личностных границ и т.п. На первый взгляд, глубокий интроверт очень похож на аутичного человека (и даже скрининговое тестирование может дать ложноположительный результат), но на самом деле существует несколько важных различий:

  • РАС проявляется с 2-3 лет и очень заметен к моменту поступления в школу, характер же формируется скорее в подростковом возрасте
  • социальный интеллект и эмпатия при обычной интроверсии или шизоидности, как правило, нормальны, хотя коммуникативные навыки могут быть слабо развиты из-за малого опыта общения
  • для интроверсии и шизоидности не характерны стимминг (стереотипные движения), сенсорные перегрузки, специнтересы
  • интроверсия - склонность к замкнутости вне зависимости от коммуникативных способностей, синдром Аспергера - серьёзные проблемы с интуитивным пониманием других людей вне зависимости от желания общаться (более того, аутичный человек может быть экстравертом)
  • для синдрома Аспергера не характерна склонность к сильно метафорическому мышлению, сложным аллегориям, "метафизической интоксикации" и т.п.

Хотя многие аутичные люди - интроверты, часть из них всё же являются экстравертами (так называемая "активная группа по Гиллбергу").
Более подробно о разнице между аутичностью и интроверсией/шизоидностью можно прочитать в заметке
Даниэлы Тейт: "Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм").

3. Вторичная аутизация

Причины вторичной аутизации заключаются не в расстройстве аутистического спектра, а в неблагоприятных условиях в детстве:
- недостаток общения (из-за физической инвалидности, например, ДЦП, и/или частого нахождения в больницах, замкнутом образе жизни семьи, исключительно надомном обучении ребёнка),
- психологические травмы (насилие в семье, воспитание в детском доме, смерть близких людей, травля со стороны сверстников и т.п.).
Иногда она может появиться также из-за транссексуальности или гомосексуальности по причине необходимости скрывать свою подлинную природу в обществе, не очень терпимо относящемся к подобным особенностям психики.

Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, "модели психического", социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, и специфического для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.

4. Шизотипическое расстройство и шизофрения

Хотя эта группа расстройств характеризуется замкнутостью, она имеет мало общего с синдромом Аспергера. На скрининговом тестировании могут проявляться высокими показателями в тестах AQ и TAS, а также SPQ. Важные различия:

  • Синдром Аспергера всегда начинает проявляться в раннем детстве, а шизофрения - как правило, начинается в подростковом или юношеском возрасте
  • для синдрома Аспергера не характерна психотическая симптоматика (галлюцинации, бред, "голоса"), а также негативная симптоматика (нарушения мышления и т.п.)
  • СА не прогрессирует, но при этом не поддаётся лечению психотропными препаратами и у него не бывает обострений и ремиссий
  • про шизотипическое расстройство - см. выше подробнее описание теста SPQ.

Внимание! При подозрении на шизофрению или шизотипическое расстройство необходимо обращение к врачу-психотерапевту! Самодиагностика и тем более самолечение недопустимы: опасно!

5. Иные психические расстройства

Иногда с РАС путают генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессию и т.п. Следует помнить, что

  • ни одно из этих расстройств не даёт всего набора симптомов РАС, а их картина в целом существенно иная
  • как правило, они не начинаются в раннем детстве
  • любое из них может быть как у нейротипичного, так и аутичного человека

6. Расширенный фенотип аутизма (РФА)

РФА представляет собой вариант нормальной психики, с качественной точки зрения крайне сходной с синдромом Аспергера, но по выраженности проблем "не дотягивающей" до психиатрического или неврологического диагноза. Во взрослом возрасте РФА может быть сложно отличить от лёгких вариантов СА даже специалистам.
При самодиагностике помните о том, что синдром Аспергера - скорее лёгкая форма аутизма (но во многом пограничная с нормой), чем особенности характера.

Заключение

Таким образом, корректная самодиагностика синдрома Аспергера (и вообще расстройств аутистического спектра)
включает в себя следующие шаги:

  1. Сбор информации об уже поставленных в раннем детстве диагнозах, прямо или косвенно связанных с РАС
  2. Прохождение скрининговых тестов AQ, TAS, SPQ, HS1944 в обязательном порядке, а также по возможности тестов EQ и "Шкала оценки детского аутизма".
  3. По возможности беседа с родителями (или иными людьми, хорошо знавшими Вас в раннем детстве) о детстве и показ информации о синдроме Аспергера; заполнение одним из них "шкалы оценки детского аутизма"
  4. Поиск у себя ключевых симптомов РАС (см. выше).
  5. Сопоставление своих проблем с другими особенностями психики, внешне похожими на РАС, для снижения вероятности ошибочной самодиагностики

Авторы статьи выражают благодарность всем участниками и посетителям группы поддержки в Москве, а также пользователям форума asdforum.ru за приобретенный нами ценный опыт общения и выявления аутичных черт у других людей.

Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.

Считается что синдром Аспергера - это легкая форма , психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.

На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.

Характеристика патологии

Фото мальчика с синдромом Аспергера:

Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер , и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.

Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.

Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов .

Коммуникация

Взаимодействие

Социальное воображение

Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением.

Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение.

Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями.

Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики.

Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей.

Причины возникновения

Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития .

Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены . Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.

Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.

В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.

К развитию синдрома Аспергера может привести и головного мозга.

Основные черты заболевания

Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей , и далеко не все из них можно считать отрицательными.

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Ребенок зачастую обладает развитым интеллектом, у него хорошо развита речевая функция, имеется обширный словарный запас.
  2. Хорошо воспринимает большие объемы информации, но только той, которая ему интересна.
  3. Имеет нестандартное мышление.
  4. Способен к самостоятельному обучению.
  5. Умеет заниматься каким- либо делом в одиночестве, не отвлекаясь на других людей и посторонние раздражители.
  6. Могут сосредоточиться на выполнении работы, не упуская даже незначительных деталей.
  7. Хорошо выполняют рутинную работу, которая требует определенного порядка действий.
  8. Соблюдают установленные и прописанные правила, к которым уже привыкли.
  9. Не воспринимают ложь и не умеют лгать сами.
  10. Такие дети видят в посторонних людях больше позитивных качеств, верят в добро и справедливость.
  1. Сложности в восприятии информации, неинтересной ребенку.
  2. Невозможность распознавать эмоции других людей, их поведение.
  3. Неспособность принимать негласные правила в обществе.
  4. Сложности в обработке слуховой информации, требующей подключения воображения.
  5. Склонность к стрессам.
  6. Проблемы в общении, неумение построить беседу или найти подходящую тему для разговора.
  7. Неадекватное восприятие посторонней критики, неприятие помощи от других людей.
  8. Нарушения сна.
  9. Неумение правильно выражать свои эмоции.

Симптомы и признаки

Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:

Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?

Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга .

В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное в интеллектуальном развитии, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.

У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным , ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.

Тесты для выявления

Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:

Лечение

Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков , которыми он не обладает.

В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.

Медикаментозная терапия

Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:

Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке , своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.

Поведенческая коррекция

Основная задача терапии - научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих . Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.

На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.

Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.

Особенности воспитания

Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:


Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка . Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.

Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными . Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.

О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и , детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.

Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.

Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.

Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

  • творческая деятельность может быть ограниченной, а также повторяющейся или строго последовательной;
  • мысли интерпретируются проблематично, как и действия или чувства окружающих;
  • упускаются едва заметные мимические послания собеседника;
  • представлять предсказывания и альтернативное развитие ситуации достаточно сложно;
  • представлять и понимать точку зрения других людей тоже сложно.

Часто дети отдают предпочтения занятиям, связанным с системностью и логикой.

Отличительные признаки

Симптомы также представлены следующими признаками.

  1. Стремление поддерживать определенный порядок всегда и во всем обусловлено желанием сделать мир менее запутанным и беспорядочным. Пациент может настаивать на собственных распорядках и правилах.
  2. Особая увлеченность выражена сильным, в некоторых случаях одержимым интересом к коллекционированию или другим хобби. Иногда интерес не угасает на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях пациент переключает внимание на что-либо иное. Под воздействием стимула навыки и интересы совершенствуются настолько, что человек с рассматриваемой патологией невероятно успешно работает и учится в кругу собственных интересов.
  3. Сенсорные проблемы могут проявляться во вкусе, осязании, обонянии, слухе или зрении, также возможны варианты сложностей во всех видах ощущений одновременно. В зависимости от пациента определяется и степень этих затруднений. Чаще рассматривается два варианта – малочувствительность или сверхчувствительность.

Диагностика

Сложность диагностики рассматриваемого недуга заключается схожести его симптоматики с признаками других патологий.

Выявление расстройства чаще всего происходит в возрасте от 4 до 12 лет, при этом ранняя диагностика напрямую влияет на успешность дальнейшего лечения и социализации

Среди актуальных методов диагностики необходимо отметить следующие:

  • беседа с родителями и общение с ребенком посредством игр;
  • проведение тестов на психомоторику, определение навыков самостоятельного поведения;
  • проведение интеллектуальных тестов;
  • генетические и неврологические исследования.

Значимость дифференциальной диагностики при таком заболевании сложно переоценить. В некоторых случаях удается выявить такие патологии:

  • генерализированное или обессивно-компульсивное тревожное или биполярное расстройство;
  • депрессивное состояние;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • вызывающе оппозиционное расстройство.

При этом упомянутые расстройства имеют место быть одновременно с рассматриваемым типом восприятия мира, и диагностика пациента будет различной в каждом отдельном случае.

Методические указания для дифференциальной диагностики

Зачастую требуется дифференциация с аутизмом (синдром Каннера).

  1. В первый год жизни ребенка можно заметить первые признаки аутизма, тогда как в ситуации с аспергером симптоматика проявляется лишь спустя 2-3 года после рождения.
  2. Аутический ребенок сначала учится ходить, а затем разговаривать, тогда как при рассматриваемой патологии сперва проявляется бурно развивающаяся речь, а затем навыки хождения.
  3. При аутизме нарушена функция коммуникации, и речевые навыки для общения не используются, во втором же случае наблюдается своеобразное использование речи для коммуникации с окружающими.
  4. Аутичные дети в 40% ситуаций обладают сниженным интеллектом, а в 60% умственная отсталость ярко выражена. При аспергере наблюдаются нормальные и высокие показатели интеллекта.
  5. При аутическом расстройстве следует готовиться к неблагоприятному прогнозу из-за атипичной деменции и дальнейшей шизоидной психопатии. Для рассматриваемого в данной статье синдрома характерен благоприятный прогноз, но в редких случаях с возрастом развивается шизоидная психопатия.
  6. Часто специалисты сравнивают с шизофренией, тогда как признаки аспергера более схожи с психопатией.

Лечение

Требуется тщательная диагностика прежде, чем начать планирование лечения. В данном процессе участвуют невролог, психолог и другие специалисты, компетентные в данном вопросе. Учитывать необходимо не только симптомы, но и возраст пациент, а также индивидуальные особенности его развития. Среди эффективных направлений стоит отметить следующие:

  1. Психотерапия. Задача психиатра – наблюдение и коррекция поведенческих навыков. Вместе с терапевтом он планирует индивидуальную лекарственную и немедикаментозную терапию. Высоким спросом пользуются тренинги, цель которых заключается в поддержании и развитии коммуникативных умений, а также адаптирующие к общественной жизни тесты.
  2. Для профилактических и оздоровительных целей следует ввести в режим дня обязательную лечебную физкультуру, которая будет положительно сказываться на работе всех систем и органов организма. Временно траченные и нарушенные функции можно будет восстановить. Лечебно-физкультурный комплекс составляется врачом для каждого пациента в индивидуальном порядке.
  3. Возможные побочные эффекты являются причиной столь редкого и аккуратного использования медикаментозной терапии. Данный подход актуален для контроля симптоматики при наличии сопутствующих заболеваний. Этот список включает:
    • медикаменты для контроля приступов;
    • психотропные препараты;
    • стимуляторы;
    • ингибиторы обратного захвата серотонина;
    • нейролептики
  4. Облегчению симптоматики способствует также особый подход к питанию и индивидуальное планирование диеты. Негативное воздействие оказывают продукты с глютеном и казеином, мучные изделия и молочная продукция, поэтому их необходимо исключить.
  5. Прогноз

    Актуально говорить о благоприятном и иногда относительно благоприятном прогнозе лечения, который напрямую зависит от того, насколько рано была проведена достоверная диагностика.

    Смертельного исхода в данном случае не предвидится, но статус личности теряется в 20% случаев. Грамотное лечение и профилактика позволяет вести пациенту полноценную жизнь, заводить семью и друзей, подниматься по карьерной лестнице, заниматься любимым делом.