Что отвечает левое полушарие головного. За что отвечает правое полушарие головного мозга. Моторная зона коры

Ученых всегда интересовало устройство человеческого мозга. Это главный орган центральной нервной системы, управляющий движениями, эмоциями, информационными процессами. Его еще сравнивают с компьютером, а два полушария - с процессорами. Правое ответственно за чувства, образное восприятие, интуицию, а левое полушарие мозга отвечает за анализ, логику и последовательное выполнение любых задач.

Главный компьютер организма

Ученые и медики считали, что раз мозг управляет всеми процессами в организме, то, научившись управлять им, можно повысить количество интеллектуальных гениев, исцелить болезни, исключить психические расстройства, да и просто быть полноправным хозяином жизни. Отчасти это возможно, если понимать, за что отвечают левое и правое полушария мозга, а их гармоничная, связная работа необходима для правильного всестороннего развития.

Обмен информацией происходит через соединяющее их мозолистое тело, а при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование невозможно.

Правый и левый процессоры

С помощью электроэнцефалограммы можно определить активность серого вещества. Когда испытуемый шутит, решает сложную задачу по физике, считает, смотрит эмоциональное кино, рисует, то возбуждение нервных окончаний происходит в разных отделах.

Единой универсальной зоны нет. Однако одна из частей может быть ведущей, а другая вспомогательной. Очень важно определить, какая из них наиболее активна у ребенка. Эти знания помогут подобрать нужные упражнения и не допустить отклонений в развитии, или же усилить имеющиеся врожденные способности.

(ЛП) Левое полушарие головного мозга отвечает за умения читать, писать, формулировать мысли и изучать иностранные языки, а также контролирует речь. Врачи долгое время полагали, что оно всегда сильнее, но на самом деле ЛП превалирует при выполнении конкретной деятельности:

  • запоминание детальной информации (цифры, даты, фамилии, имена, аббревиатуры, номера телефонов) и способы их записи;
  • распознавание чисел, формул, иероглифов, любой знакописи;
  • восприятие слов в прямом значении, без иносказаний;
  • обработку информации поэтапно;
  • составление логических схем;
  • стереотипное поведение и мышление;
  • управление правой стороной тела.

Без таких базовых навыков было бы трудно полноценно существовать в социуме, но это больше напоминает описание робота или калькулятора. Главная задача ЛП - аналитическая работа с фактами и последовательное решение проблемы.

Долгое время спорили, какое полушарие отвечает за творчество. Мало вообразить что-то, необходимо и воссоздать это в реальности через символы и знаки. Но сейчас нет сомнений в том, что у творцов доминирует правое полушарие (ПП), ответственное за чувства, фантазию, интуицию - то, без чего нельзя представить человека. К его функциям также относятся:

ПП умеет видеть за частным целое и распознавать внешность, объединяя детали в единый образ. Оно превращает буквы книг в кинокартину внутри головы, а ноты в музыкальные произведения, затрагивающие глубинные эмоции, заставляет сердце биться чаще при виде красивых людей или произведений искусства.

Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания.

Прежде всего, следует определить - правша человек или левша (у взрослого это известно уже изначально)

  • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
  • ладони во время произвольных хлопков;
  • предплечья при скрещивании рук на груди;
  • ноги, если присев, перекинуть одну на другую.

Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, индивидуум склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

Тренировка для работы в команде

При доминирующем левом полушарии и очень слабом правом одаренный ученый не сможет вдохновиться на открытия, проникнув сквозь сеть математических формул к новым величинам. Творческая личность с развитым правым полушарием не будет способна записать и структурировать потрясающий сюжет новой книги, довести до конца работу над картиной или спектаклем. Только слаженная работа ЛП и ПП формирует успешную и гармоничную личность.

Существуют определенные упражнения на эту тему, которые не только развивают мозг, но и приучают его части работать сообща, помогая друг другу.

Если выполнять их с раннего детства, то даже не имея природных талантов, ребенок будет с легкостью достигать намеченных целей, в отличие от одаренных, но неорганизованных сверстников.

Увлекательные и полезные задания

Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать. Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

  • шахматы и шашки;
  • покер, нарды;
  • игры монополия и эрудит;
  • головоломки и пазлы;
  • вышивка и вязание.

Есть и более конкретные упражнения, стимулирующие обе зоны мозга. Для большего эффекта их лучше выполнять ежедневно .

Творческие этюды

Есть определенные упражнения, чтобы развить правое полушарие мозга, но самый лучший способ - соприкосновение с искусством и музыкой, желание понять образы, которые в них воплощены. Походы в музей, театр, чтение классики с детства формируют правильное развитие ПП.

Можно представлять буквы алфавита, а потом имена друзей и знакомых, пытаясь разглядеть какого они цвета. Услышав голоса в толпе, можно пофантазировать, людям с какой внешностью они могли бы принадлежать, а потом сравнить свои догадки с реальностью. Если в жизни происходит застой и необходим творческий импульс, значит, нужно целенаправленно развивать ПП:

Воспитание детского сознания

Пальчиковые игры, любые упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на работу мозга. Дети, как правило, обладают очень развитым правым полушарием с рождения, с радостью фантазируют и представляют себя в разных образах.

Многие детские игры включают оба полушария, например, как «Да и нет не говорить, черное с белым не носить». Тут представление всевозможных красочных предметов сочетается с одновременным контролем сознания, чтобы не впустить запрещенную информацию. «Море волнуется, раз» - образное мышление воплощается в конкретной форме через двигательную активность. «Казаки-разбойники» - интересный сюжет сочетается с знакописью и символами.

Творческого ребенка видно сразу, однако, если не уделять достаточно внимания развитию у него левой части мозга, позже он будет витать в облаках, не сможет сосредоточиться, а точные науки будут даваться с трудом. Поэтому стоит включить в постоянные занятия:

  • разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • ментальную арифметику;
  • собирание пазлов;
  • использование правой руки вместо левой (для левшей).

По мере взросления начинает доминировать левое полушарие, особенно с началом повышенной нагрузки в школе. Редко, но встречаются дети с врожденной доминантой ЛП. Они с легкостью решают математические задачи, с раннего возраста отличаются педантичностью и повышенной бережливостью: собирают разные коллекции, раскладывая составляющие по цвету или размеру, любят запоминать цифры и номера машин.

Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению. Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

Им нужны четкие указания на последовательные действия, поэтому они часто добиваются больших успехов в спорте и в учебе, но испытывают сложности в дружбе и общении. Тем более необходимо постоянно развивать правое полушарие мозга через любой вид творчества, особенно хороши для таких детей танцы и занятия музыкой.

Восстановив баланс между ЛП и ПП, родители с гордостью будут наблюдать за многочисленными победами и успехами своего чада.

Обычный человек редко использует больше 5% от возможностей мозга, просто из-за незнания или лени. Но если целенаправленно заниматься, зная тонкости работы этого удивительного органа, можно удивить не только окружающих, но и самого себя.

Головной мозг – самый главный отдел человеческой нервной системы, надежно защищенный черепной коробкой. Этот орган вмещает в себя огромное множество связанных между собой синоптическими связями нейронов. При взаимодействии этих нейронов, в головном мозгу человека возникают сложные по природе происхождения импульсы, которые, благодаря нервной системе, передаются по всему человеческому телу и позволяют контролировать весь организм.

Несмотря на достаточно продолжительный период изучения всем миром процессов, протекающих в мозгу человека, об этом удивительно важном органе известно немногое, особой загадкой до сих пор остается, как протекают процессы контроля всего тела посредством одной маленькой массы внутри черепной коробочки. Однако несколько фактов все же удалось обнаружить за годы исследования. Так, точно известно, что человек способен контролировать лишь самую малую часть своего мозга . Еще один момент, известный всем, это то, что человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Функции и особенности левого полушария и будут рассматриваться в дальнейшем, а также будут описываться способы его развития.

Основная информация

Как уже было упомянуто ранее, в головном мозгу принято выделять левое и правое полушария. Они разделены между собой корой головного мозга, однако не утрачивают связь, ведь нормальное функционирование этого органа возможно лишь при оптимальном взаимодействии обоих полушарий. Именно для этого в мозгу человека имеется мозолистое тело. У каждого из полушарий свои функции. Условно, именно левому полушарию принадлежит ответственность за последовательное выполнение определенных задач .

Правому же, не менее важному, необходимо также выполнять ряд второстепенных задач параллельно. Очень часто в быту говорят о том, что у творческих людей более развито правок полушарие, а людям с развитым левым полушарием даются успехи в точных науках, например в математике или физике. И это вполне логично, ведь правое полушарие отвечает за обработку информации, поступавшей в человеческое сознание в виде образов и символов. А вот особенности и функции левого полушария стоит рассмотреть подробнее.

Функция мышления

В отличие от правового полушария, левое отвечает за обработку поступающих извне фактов , для чего используется логическое мышления. В данном случае учитывается конкретная информация, при этом такие факторы, как чувства и эмоции, абсолютно не играют роли. Стоит отметить, что именно левому полушарию, как было указано раньше, свойственно обрабатывать несколько задач друг за другом, что и способствует анализу фактов.

Вербальная функция

Именно левое полушарие несет ответственность за вербальные способности человеку. В зависимости от степени развитости этих способностей, у человека по-разному формируются навыки письма и способности прочтения текста. Помимо этого, именно благодаря работе левого полушария мозга, человек может контактировать с окружающим миром посредством речи и, конечно, развивать навыки общения.

Функция контроля человеческого тела

В аспекте контроля головным мозгом тела владельца человеческое тело напоминает зеркало. Так, левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое полушарие контролирует левую половину. То есть, говоря иначе, поднимая правую руку или же делая шаг правой ногой вперед, человек осуществляет эти действия именно за счет работы левого полушария головного мозга.

Функция «счета»

Так называемая функция «счета» относится только к левому полушарию. Ее основное значение отражается при проведении человеком математических и прочих точных расчетов. Говоря иначе, именно левое полушарие подает сигналы всему телу при решении математических или физических задач, расчете бюджета, мысленного сложения суммы на покупку той или иной вещи и т.д. Потому справедливо говорить, что если ребенок одарен в аспекте, к примеру, алгебры, то у него развито именно левое полушарие.

Развитие левого полушария мозга

Очень часто у многих возникает вопрос: «А можно ли развивать левое полушарие мозга? И если да, то как?». Ответ будет положительным. И вот несколько вариантов:

  • В статье раннее было упомянуто, что правое тело контролируется левым полушарием. Добавив сюда факт о положительном влиянии физических нагрузок на развитие мозга, можно сделать вывод: для развития левого полушария мозга, необходимо придавать физические нагрузки правой половине тела.
  • Поскольку левое полушарие ответственно за счет и логику, то следует уделить внимание именно решению математических задач. Конечно, необязательно брать сразу задачи по высшей математике. Лучше начать с простых уравнений, постепенно повышая уровень сложности. Это обязательно поможет развитию левого полушария.
  • Странно, но лучший и самый простой способ развития левого полушария головного мозга состоит в разгадывании кроссвордов . Пытаясь угадать слово, которое необходимо вписать в клетки, особенно работает аналитическое мышление, свойственное левому полушарию.
  • И напоследок необходимо вспомнить о разработанных командами психологов специальных тестов, которые способствуют развитию левой части мозга человека. К счастью, огромное их множество сейчас легко можно найти на просторах всемирной паутины.

Совместная работа

Следует отметить, что полушария не могут работать порознь. Потому при развитии одного полушария, необходимо уделять время развитию и второго. Здесь играет роль социальный фактор, ведь люди, у которых одинаково хорошо развиты и левое, и правое полушарие, то есть и творческие, и логические способности, более востребованы в обществе.

Более того, есть особые люди, так называемые амбидекстры, чьи полушария развиты в равной степени. Порой такие люди даже умеют одинаково хорошо писать обеими руками. Таких вершин мастерства может достигнуть каждый желающий, но для этого стоит приложить немало усилий.

Интересное видео про работу полушарий:

Мозг безраздельно властвует над человеческим телом. Именно из него исходят все команды, и, благодаря им, каждый из нас дышит, говорит, двигается, эмоционально воспринимает окружающий мир. Но, как и в любой сложнейшей системе, в сером веществе существует множество самых разнообразных центров. Каждый из них имеет свои чётко ограниченные функции. Один центр отвечает за речь, другой за зрение, третий контролирует работу слуха и т. д.

Все эти источники внешних проявлений не разбросаны, как попало, а объединены в две системы. Называются они: правое и левое полушария мозга . Полушария выполняют как общие, так и специфические задачи, а, следовательно, в чём-то схожи, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что в одном человеке живёт два «Я».

Правое полушарие контролирует левую половину тела. Левое полушарие, как нетрудно догадаться, осуществляет контроль над правой его половиной. Казалось бы, в этом нет ничего необычного. Рациональная природа посчитала, что именно такое распределение будет самым оптимальным. Однако различия гораздо более значимые, чем может показаться на первый взгляд.

Полушария работают абсолютно по-разному, то есть воспринимают окружающий мир не одинаково. Правая доля серого вещества делает нас творческими личностями. Это наша неуёмная фантазия, любовь к живописи, архитектуре, классической музыке. Горечь, обида, восторг, вдохновение, интуиция - всё это также заложено в правой части нашей головы.

А вот, благодаря левой доле, мы становимся прагматиками и рационалистами. Решение математических задач, написание курсовых работ, изучение иностранных языков, расследование уголовных преступлений, то есть логические умозаключения - это всё воспроизводится в левой части головы. Сюда же можно отнести финансовую, судебную, производственную деятельность - всё то, что лишено эмоций. Если учёные когда-нибудь создадут искусственный интеллект, то он в точности скопирует именно левую долю серого вещества.

На первый взгляд кажется, что всё прекрасно. Правое и левое полушария мозга делают нас гармоничными личностями. Человек способен производить сложнейшие математические расчёты, и в то же время обладает великолепным чувством юмора. Он ведёт судебное заседание, а в перерывах пишет лирические стихи. Днём выдаёт кредиты в банке, а вечером наслаждается классической музыкой в театре.

Но жизненный опыт подсказывает, что не всё так безоблачно в подлунном мире. Помните фразу: лирики и физики. Это как раз про те самые доли серого вещества. Кто-то рождён ползать, а кто-то летать. Бывают приземлённые личности, а другие парят в небесах и очень редко опускаются на грешную землю.

Дело же в том, что у одних людей доминирует левая часть головы, а у других правая. Помните психологический тест с вращающейся тётенькой. Если вы видите, что она кружится по часовой стрелке, то, стало быть, в вашей голове главенствующее положение занимает левое полушарие. Если же дама кружится в другую сторону, то господствует правая доля серого вещества.

Причём, если долго смотреть на картинку, то прекрасное создание начинает вращаться то туда, то обратно. Это лишний раз подчёркивает женское непостоянство. Что же касается определения доминанты в мозге таким способом, то тут вопрос довольно спорный.

Но, как быт там ни было, факт остаётся фактом. Одни люди склонны к логике, другие к творчеству. Однако и среди физиков попадаются лирики. Тот же Альберт Эйнштейн говорил, что без богатого воображения невозможно сделать серьёзного открытия. То есть образное мышление, полёт души должны быть неразрывно связаны с сухими цифрами и научными экспериментами.

В наши дни всем хорошо известен такой термин как дети индиго . Это совсем молодые люди с очень высоким уровнем интеллекта. Им пророчат блестящее будущее и возлагают на них надежды по спасению человеческой цивилизации. Так вот, у детей индиго правое и левое полушария мозга работают абсолютно одинаково. То есть получается два в одном.

У них одинаково развиты логика, рационализм, интуиция и вдохновение. Согласитесь, довольно сильная смесь. Отсюда и удивительные способности, поражающие учёных.

А что же делать остальным людям? Довольствоваться тем, что есть, или попробовать развить в себе ту половину головы, которая несколько отстаёт от другой. Это вполне возможно осуществить на практике, но только при регулярных занятиях и тренировках. Они, кстати, совсем не сложные. Их только нужно постоянно выполнять.

Как мы уже говорили, левая доля серого вещества отвечает за правую часть тела, а правая, наоборот, за левую. Поэтому для начала следует поменять приоритет рук. Если вы чистите по утрам зубы правой рукой, то прямо с завтрашнего утра начинайте чистить их левой. Разговаривая по телефону, вы держите его в левой руке - держите в правой. Когда пьёте воду, берите стакан или кружку не той рукой, какой привыкли, а другой.

И ещё одно упражнение. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите ногу, согните её в колене и коснитесь его локтём противоположной руки. Проделайте это раз 10, а затем поменяйте ногу и локоть. Данное упражнение также способствует развитию более «слабого» полушария.

Но не надейтесь на чудо. Вы не станете ни великим музыкантом, ни математиком. Просто несколько сгладите различия основных функций противоположных частей тела. Это обязательно пригодится в жизни. Ведь она так богата и разнообразна. Делают же её такой именно полушария нашего мозга. Ведь, по сути, они представляют собой единство и борьбу противоположностей. А это фундаментальная основа всего живого на нашей планете.

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель , а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Правое полушарие воспринимает информацию в целом, обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно работает сразу по многим каналам и способно восстанавливать целое по его частям, в частности, отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию.

Организация речи

Правое полушарие мозга формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциации. Оно опирается на метафорическое отображение предметного мира.

Распознавание цветов

Правое полушарие мозга человека обеспечивает восприятие и словесное кодирование основных, простых цветов, таких как синий, красный и др. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом.

Как работает правое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что правое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется левое у правшей, и наоборот. Отчасти это так, но есть и свои особенности. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.