Что такое эмоциональные компетенции? Эмоциональная компетентность (EQ) — мощный ресурс успешного менеджера

В 1995 году американский психолог и журналист Даниэль Гоулман заявил, что эмоциональный коэффициент (EQ) играет большую и важнейшую роль, чем коэффициент интеллекта (IQ).

Ознакомьтесь с результатами исследований в западных компаниях:

  • 27% сотрудников компаний чувствуют себя настолько плохо, что саботируют работу и мешают другим;
  • 60% сотрудников не заботятся ни о чем, кроме зарплаты.
  • и всего лишь 13% счастливы в своей работе и прекрасно справляются со своими обязанностями.

В наших компаниях ситуация, по моим наблюдениям, не лучше, а местами еще хуже. Я мало встречал наёмных сотрудников, которые счастливы на своём рабочем месте.

Эмоциональный показатель интеллекта это:

  1. Способность распознавать свои эмоции;
  2. Контроль над собственными эмоциями;
  3. Понимать свои намерения, желания и потребности;
  4. Способность правильно воспринимать чужие эмоции, мотивацию и намерения других людей.

Эмоциональная компетенция это — когда Я МОГУ ! Иными словами — я умею это и делаю это без усилий.

Таблица эмоций

Чем полезно развивать эмоциональный интеллект или свою эмоциональную компетенцию ?

Ещё раз, Эмоциональная компетенция – это способность или могущество. Если вы что-то можете, значит, вы компетентны в этом.

Способность осознавать и признавать собственные чувства и чувства других людей нам нужна для само-мотивации, для управления своими эмоциями, как для себя, так и по отношению к другим людям. И прежде всего, на 90%, это нужно для эффективного общения, влияния на коммуникации .

Доказано, что эффективность любой работы , а также цена любого успеха (или неудачи) зависит на 85% от наличия у вас эмоциональной компетенции и ее развития, и только на 15% — от IQ.

Вывод: эмоциональная компетенция – это огромный ресурс для управления своей жизнью и достижения ваших целей!
Нужно различать эмоциональную компетенцию и темперамент. Это разные вещи.

4 главных составляющих эмоциональной компетенции:

  1. Самоосознание;
  2. Самоконтроль;
  3. Эмпатия;
  4. Навыки коммуникабельности, т.е. умение строить гармоничные и эффективные взаимоотношения.

Развитие Эмоциональной Компетенции в Кемерово

Пройдите личную сессию по эмоциональной компетенции за 2500 1000 рублей онлайн , получите результат или я верну Вам деньги.
Звоните или пишите: Телефон/WhatsApp:

  • Самоосознание – это глубокое понимание себя, своих чувств, потребностей, своих мотивов, побуждений. Это способность понимать чего я хочу, или не хочу, зачем мне это нужно, и при этом делать это на автомате.
  • Самоконтроль – это следствие самоосознания, второй шаг. Когда вы умеете осознавать себя – вы умеете управлять собой (или у вас это получается уже более эффетивно). Представьте, что эмоции — это тройка лошадей, а вы – кучер. Если вы не умеете управлять лошадьми, то они вас понесут туда, куда они хотят, а вы просто будете сидеть и ничего не делать. Но если же вы умеете с ними справляться, то вы сможете доехать туда, куда вам угодно.
  • Эмпатия – это умение ставить себя на место другого, учитывать, в процессе принятия решения, чувства, эмоции, желания и потребности других людей. Она помогает нам строить успешные взаимоотношения с другими людьми, понять, чего хотят люди, как они себя чувствуют, зачем им это нужно. Эмпатия помогает эффективно договариваться с людьми.
  • Коммуникабельность – проявление дружелюбия с определенной целью. Это умение наладить взаимоотношения таким способом, чтоб это было выгодно и вам и другой стороне.
    90% нашей жизни занимает общение.

По данным исследований специалистов из США, Европы и России эмоциональный интеллект или эмоциональная компетенция – это навык, который может развить у себя каждый .

Развитие эмоционального интеллекта помогает человеку стать лучше и эффективнее как профессионалу , а профессионалу становится более человечным .

Когда издательство «Манн, Иванов и Фербер» прислало мне книгу Дэниела Гоулмана « в бизнесе» , признаться, я ойкнула – уж очень увесистый том: 500 страниц формата А4. Когда читать – вот в чем вопрос…

Начала чтение только потому, что с возрастом понимаешь, насколько важен EQ в жизни. Да и занимаясь бизнесом, связанным с людьми, рассчитывать на успех, не повышая эмоциональную компетентность уже, вроде как, легкомысленно.

Признаюсь честно: сказать, что прочла ее на одном дыхании, я не могу.

Это не облегченный вариант чтива из разряда пособий «для чайников»: «по-рабоче-крестьянски», «на пальцах», с шутками и прибаутками.

Эта книга, как фундамент – добротное, качественное многолетнее исследование практика, подкрепленное фактами и доказательствами.

В ней нет инструкций по типу «7 шагов», «3 прыжка», «делай раз, делай два» - Гоулман вообще советует осторожно относиться к всевозможным тренингам и коучингам развития эмоционального интеллекта, слишком много спекуляций развелось вокруг этой, сверхпопулярной на Западе, темы

В ней принципы взаимодействия с людьми и рекомендации специалиста высочайшей эмоциональной компетентности, понимающего, что люди не доски в заборе, а инструкция, которая подойдет одному, смертельна для другого.

Чем отличаются понятия эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность?

Эмоциональный интеллект определяет наш потенциал. Т.е, насколько мы способны развить, применить и превратить в практические навыки пять составляющих EQ: самоосознание, мотивацию, саморегуляцию, эмпатию и искусство поддерживать отношения.

Показатель того, насколько полно мы этот потенциал реализовали на работе или в бизнесе.

Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой навык эмоциональной компетенции, основанный на развитой эмпатии.

В бизнесе или работе, как умение заставить/воодушевить других людей выполнять свою работу более эффективно – эмоциональная компетентность, основанная на мотивации и умении поддерживать межличностные отношения.

По своему опыту знаю, что отключение этих составляющих приводит к скоротечному развалу любой, даже самой работоспособной, команды. Т.е. лидер в бизнесе не может позволить себе роскошь не развивать и не использовать эти качества постоянно.

Самая главная мера силы или слабости эмоциональной компетентности лидера – степень умения . Не подчеркивать их слабости, а находить и раскрывать их возможности, их силу, их потенциал.

Гоулман в своей книге показывает различия между неуспешными руководителями и успешными на конкретных примерах. В этом сравнении четко прослеживается эмоциональная неустойчивость одних и стабильность/надежность других, амбициозность и претенциозность одних и равнодушие к внешней показухе других, необязательность и вероломство одних и ответственность других, людьми одних и укрепление веры других...

Т.е. практическая реализация на более или менее высоком уровне все тех же составляющих: самоосознания, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусства поддерживать отношения.

Из этого не следует, что только стабильность, надежность и ответственность в бизнесе – основные критерии успеха. Что люди творческие, одержимые новаторскими идеями, эмоционально нестабильны и, следовательно, успеха в бизнесе им не видать.

Творческие люди нужны в бизнесе обязательно. Именно такие люди способны находить связи и проводить параллели, на которые большинство обычно не обращает никакого внимания. И это важное качество именно в бизнесе. Необходимое, но не достаточное…

Творческий человек по своей природе недисциплинирован и необуздан – его идеи бьют фонтаном, а на реализацию просто не остается энергии и сил. Но бизнес не делается на одном порыве, помимо идей и взлетов, есть рутина, которую никто не отменял. Поэтому между стремлением к новаторству и самоконтролем существует постоянная и естественная напряжённость. Эмоциональная компетентность в этом случае - баланс между этими составляющими.

Загнать в рамки самоконтроля себя для новатора – это верх эмоциональной компетентности. Творческий человек с высокой степенью самодисциплины?!! Вы много таких людей встречали?

Обычно эта проблема решается мудрыми руководителями командно. Если творческий человек Вы сами – Вам нужны те, кто будет реализовывать на практике Ваши идеи, если Вы реализатор, нужны те, кто даст Вам идею.

В книге Гоулмана много идей, которые заставят Вас задуматься. Не готовых решений, а именно общих принципов, из которых можно вывести частное решение применительно к Вашему бизнесу, к Вашей ситуации.

У Вас бывало так, что Вы вдруг прозреваете? До Вас доходит мысль, и Вы не понимаете, почему Вы об этом не задумывались раньше? Ведь ЭТО же лежало на поверхности! ЭТО же так просто!

Уже не новость то, что эмоциональный интеллект находится в постоянном развитии в отличие от коэффициента умственного развития, который статичен, (т.ч. успех зависит не от Ваших школьных оценок, а от того, как развивается Ваш EQ)

Эмоциональная компетентность в последнее время приобретает все большую популярность, становится новым критерием достижения успеха для каждого в бизнесе: от директоров, топ-менеджеров компаний до линейных сотрудников, которые общаются непосредственно с клиентами. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что к людям наконец-то приходит понимание, что, научившись управлять своими эмоциями, мы облегчаем жизнь не только себе, но и многим окружающим нас людям.

Эмоциональная компетентность - что это?

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Lewis Stern) предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Даниел Гоулман (Goleman D.) произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) — эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение - ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю рассматривать свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает 1) как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея (Mayer J.D., Salovey P.), «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни.

Основные «ингредиенты» эмоциональной компетентности

Говоря об главных составляющих EQ, можно выделить четыре:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • эмпатия (empathy);
  • навыки отношений (relationship skills).

Составляющая первая. Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя , своих потребностей и побуждений.

Составляющая вторая. Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств» . Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоционального интеллекта – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии . Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, как многим может показаться. Ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон .

Чем EQ полезен для руководителя?

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным управленцем. Ведь работа руководителя на 90% состоит из общения , успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта.

Без сомнения, харизма лидера и широкий кругозор сопутствуют друг другу. Но при определении соотношения между специальными знаниями и когнитивными способностями лидеров, с одной стороны, и их эмоциональным интеллектом - с другой, установлено, что чем выше ранг руководителя, тем больше эмоционального интеллекта заложено в фундамент успеха.

Исследования показывают, что 2/3 основных компетенций, необходимых сегодня эффективному лидеру, относятся к категории эмоциональных компетенций . Великие лидеры приводят людей в движение с помощью эмоций. Будучи лидером, Вы можете направлять эмоции своей команды. Если Вы управляете эмоциями позитивно, Ваши подчиненные начинают работать с увлечением, проявлять свои лучшие способности. Чтобы заставить эмоциональный фактор работать, Вы должны обладать высокой эмоциональной компетентностью, определяющей Ваше умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Возможно ли развивать EQ?

Если с уровнем IQ все достаточно просто – исследования показали, что он практически не меняется со временем и повысить его практически невозможно, это явление генетическое, то с эмоциональным интеллектом все сложилось по-другому.

В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Данные научных исследований в США и Европе в области эмоционального интеллекта говорят о том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека!

Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой когда-либо встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность . Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг.

Впрочем, не стоит ударяться из крайности в крайность и судорожно начинать шерстить все возможные источники информации. Бесспорно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. Цитируя одного из авторов, стоявших у истоков образования понятия EQ, Маршу Рейнольдс (Marcia Reynolds), «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным».

Развиваем свой EQ

Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто мы испытываем трудности, пытаясь описать словами те чувства, которые испытываем. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Ч ем четче Вы научитесь определять каждую свою эмоцию, тем шире будут Ваши возможности по управлению собственным поведением .

Для того чтобы научиться легко распознавать свои эмоции, проведите следующую работу. В течение двух недель ведите свой «Дневник эмоций». Для этого разделите свой день на интервалы и записывайте про каждый интервал 1) что Вы делали и с кем 2) что Вы при этом чувствовали, какие эмоции испытывали. Важно оценивать (записать) то, что Вы чувствуете непосредственно в момент, когда ощущаете эмоцию. Свои чувства старайтесь понять, а не менять их.

Не существует «правильных» или «неправильных» чувств. Они такие, какие есть. Будьте честны с собой. Иногда осознания своих эмоций достаточно, чтобы рассеять или увеличить эмоциональную реакцию.

Итак, первоочередная задача – распознать источник своих эмоций . После этого Вы увидите, как происходит манипуляция Вашими мыслями и реакциями.

Затем необходимо проанализировать причины, которые вызывают ту или иную эмоцию. Задайте себе вопросы: «Почему я так себя чувствую?», «Что вызвало именно такую реакцию?», «Что я получил (а) или не получил (а)? Почему? Что помешало?».

После определения источника разрушительных эмоций (а ведь именно они доставляют нам дискомфорт и заставляют задуматься, что вызвало их появление), важно научиться переходить как минимум в нейтральное эмоциональное состояние. По возможности вспомните, что вызывает у Вас улыбку, ощущение радости, спокойствия, умиротворения. Сосредоточьтесь на том, что Вы хотели бы почувствовать, а также на том, как бы Вам хотелось, чтобы ситуация разрешилась:

  • Проговорите, а лучше – пропишите, что Вам нужно;
  • Направьте свою энергию в другое русло, отвлекитесь;
  • Придерживайтесь действий, которые обеспечат Вам желаемый результат.

Чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем список из 80-и эмоций, заимствованный из книги Марши Рейнольдс «Коучинг: эмоциональная компетентность» («Outsmart your Brain: How to Use Emotional Intelligence»).

Удачи и настойчивости Вам. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага!

Спокойствие
Удовлетворенность
Облегчение
Мирность
Расслабленность
Довольство
Комфорт
Сдержанность
Восприимчивость
Прощение
Принятие
Ощущение, что вас любят
Безмятежность

Уныние
Ощущение тупика
Запутанность
Потелянность
Дезориентация
Бессвязность
Ощущение ловушки
Одиночество
Изолированность
Грусть
Горе
Угнентенность
Мрачность
Отчаяние
Депрессия
Опустошенность
Беспомощность
Слабость
Ранимость
Угрюмость
Серьезность
Подавленность
Разочарование
Большое спасибо, отсталость
Застенчивость
Чувство отсутствия к вам любви
Покинутость
Болезненность
Нелюдимость
Удрученность
Усталость
Глупость
Апатия
Самодовольство
Скука
Истощение
Расстройство
Упадок сил
Сварливость
Нетерпеливость
Вспыльчивость
Тоска
Хандра

Стыд
Униженность
Ущемленность
Смущение
Стыд
Неудобство
Вина
Сожаление
Укоры совести
Рефлексия
Скорбь
Отчужденность
Неловкость

Удивление
Шок
Поражение
Остолбенение
Изумление
Потрясение
Впечатлительность

Сильное желание
Энтузиазм
Взволнованность
Возбужденность
Страстное желание
Помешательство
Эйфория
Трепет
Дух соперничества
Твердая уверенность
Решимость
Уверенность в себе
Дерзость
Готовность
Оптимизм
Удовлетворенность
Гордость
Излишняя сентиментальность

Счастье
Радость
Блаженство
Забавность
Восхищение
Триумф
Удачливость
Удовольствие
Безобидность
Мечтательность
Очарование
Оцененность по достоинству
Признательность
Надежда
Заинтересованность
Заинтригованность
Увлеченность
Оживленность
Живость

Расположение
Обожание
Восхищение
Благоговение
Любовь
Привязанность
Безопасность
Уважение
Дружелюбие
Симпатия
Сочувствие
Нежность
Великодушие

Страх
Нервозность
Трепет
Обеспокоенность
Испуг
Тревога
Волнение
Стресс
Боязнь
Ужас
Подверженность навязчивой идее
Ощущение угрозы
Ошеломленность
Опасение

Злость
Гнев
Возмущение
Ненависть
Обида
Сердитость
Досада
Раздражение
Мстительность
Оскорбленность
Воинственность
Бунтарство
Сопротивление
Зависть
Надменность
Неповиновение
Презрительность
Отвращение
Подавленность
Уязвленность
Подозрительность
Циничность
Настороженность
Озабоченность
Тревожность

Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, недостаточно быть образованным и высокоинтеллектуальным человеком

Профессор Гарвардского университета Дэвид Макллеланд в изданной еще в 1973 г. книге "Testing for Competence Rather than Intelligence" утверждал, что базовое образование и интеллект мало что могут сказать о том, как человек будет справляться с работой и как сложится его карьера. По мнению Макллеланда, есть другие параметры, с помощью которых можно установить, кто добьется успеха, - это способность понимать других, самодисциплина и инициативность.

Насколько успех в бизнесе зависит от "классического", умственного интеллекта? На этот счет ученые имеют различные мнения, но большинство согласны, что интеллект обеспечивает "не менее 4 и не более 25%" успеха. Одно исследование в Гарварде вообще дало курьезный результат: зависимости карьерного роста от интеллекта нет вообще, а если таковая и наблюдается, то может быть как положительной, так и отрицательной. Так где же недостающие 75-96%?

Очень много (конечно, не все) зависит от так называемого "эмоционального" интеллекта. Даниэль Големан дал ему такое определение: это способность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в отношениях с другими. Немного туманно. Мне больше нравится более краткое определение - "рамки эмоциональной компетенции".

Эмоциональный интеллект, по мнению специалистов, состоит из следующих элементов:

  1. Личностная компетентность (определяет, как мы "управляем" собой):
    • Осознание самого себя
      • эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют;
      • точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны;
      • уверенность: развитое чувство собственного достоинства, высокая оценка своих возможностей.
    • Способность управлять собой
      • самоконтроль: не допускать всплеска эмоций, агрессии;
      • честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства;
      • ответственность: всегда понимать, что только вы должны отвечать за результаты своей работы;
      • способность приспосабливаться: гибкость в периоды перемен;
      • новаторство: быть открытым к новым идеям, решениям, информации.
    • Заинтересованность
      • стремление к высшим достижениям: все время поддерживать высокие стандарты в работе;
      • преданность: "близко к сердцу", заинтересованно воспринимать задачи команды или компании, участвовать в делах "без остатка";
      • инициатива: готовность использовать (и создавать) возможности;
      • оптимизм: добиваться поставленной "цели" несмотря на трудности, не падать духом.
  2. Социальная компетентность (определяет, как строить отношения):
    • Сочувствие
      • понимать других: "распознавать" их чувства и взгляды, активно интересоваться их заботами;
      • развивать других:
      • понимать потребности их роста, создавать им для этого новые возможности;
      • предугадывать, понимать и удовлетворять потребности других;
      • уважать различные мнения: уметь извлечь пользу из того, что мы окружены совершенно разными людьми.
    • Социальные навыки
      • умение влиять на других: способность убеждать окружающих;
      • умение общаться: внимательно слушать и четко формулировать ответы;
      • умение управлять конфликтами: вести переговоры и разрешать конфликтные ситуации;
      • способность понимать политическую ситуацию: где центры власти, что хотят те или иные группы, как они относятся друг к другу;
      • лидерство: способность воодушевлять и вести за собой отдельных людей и группы;
      • умение инициировать перемены и управлять процессом перемен;
      • умение строить формальные отношения, придавая им атрибуты, которые могут их улучшить и упорядочить;
      • умение работать в команде: способность сотрудничать с другими на пути к достижению общих целей.

Многие знают вошедшую в историю фразу Мартина Лютера Кинга, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов "мне вчера приснился сон...", его слова, мысли, чувства дошли до всех, затронув и разум, и сердца людей.

Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии инаугурации он сказал соотечественникам: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать для своей страны". Это тоже пример сообщения "от сердца к сердцу".

Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей: соус из него прекрасный), я спрашиваю, а что в нем было такого, что его избирали дважды? Наверное, в том числе и эмоциональный интеллект.

как утверждают некоторые исследователи (Райбак, Големан и другие), элементы эмоционального интеллекта можно оценить, измерить и изменить в лучшую сторону. Если человек - приверженец теории "вот я такой, и ничего тут не поделаешь", это одно. Но если мы не хотим использовать это "алиби" для оправдания наших слабых сторон, то мы со временем можем сделать так, что их у нас будет меньше.

Итак, каков уровень вашего эмоционального интеллекта? Чтобы ответить на этот вопрос, оцените каждое из приведенных ниже утверждений* по следующей шкале: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.

  1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
  2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
  3. Я готов переложить на других ответственность за свои ошибки.
  4. Я стараюсь избегать влияния на других, уговоров.
  5. На каждую проблему я реагирую гневно.
  6. Я стараюсь не заниматься конфликтами и разногласиями, так как верю, что они "рассосутся" без моего участия.
  7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие проявляют свои чувства.
  8. Я показываю, когда я сердит.
  9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
  10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
  11. Я предпочитаю общий подход к деталям и специфике.
  12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заниматься деталями.
  13. Я избегаю проблем в надежде, что со временем они решатся без меня.
  14. Я делегирую первоочередные проблемы другим.
  15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не проявлялись эмоции и чувства.
  16. Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть в них".
  17. Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
  18. Я с уважением отношусь к чувствам других.
  19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
  20. Когда я выслушиваю конфликтующие стороны, то стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли эмоции других.
  21. Я хочу делать другим добро.
  22. Я чувствую, что мои спонтанные поступки мешают мне как руководителю.
  23. Я уверен в своих способностях.
  24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
  25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
  26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
  27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
  28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и убеждать их.
  29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
  30. Я обращаю внимание на разногласия и стараюсь заняться ими сразу же, как я их обнаруживаю.
  31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
  32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
  33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, - и в личной беседе, и при людях.
  34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердит или агрессивен.
  35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
  36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
  37. Я стараюсь не вмешиваться и не занимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участия сначала.
  38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
  39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
  40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом их не контролирую.
  41. Я всегда стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
  42. Готов рассматривать идеи своих оппонентов.
  43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
  44. Готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
  45. Я прямо обсуждаю с персоналом и те факты, которые оцениваются неоднозначно.
  46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
  47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
  48. Я готов понять чужие чувства, даже в ходе дискуссии на повышенных тонах.
  49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
  50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я обнаружил свои чувства.
  51. Я открыто и прямо выражаю свои чувства.
  52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
  53. Я четко излагаю свои намерения.
  54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
  55. Я внимательно отношусь к чужим чувствам и намерениям.
  56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
  57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше.
  58. Я получаю удовольствие от сложных задач и очень доволен, когда, анализируя факты, могу прояснить ситуацию.
  59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
  60. Я в равной степени осознаю свою ранимость, свои возможности и силу.

Ответы с оценкой уровня вашего эмоционального интеллекта читайте в следующем номере.

Связаться с Радмило Лукичем и получить дополнительную информацию можно по электронной почте
[email protected]

* Из книги Дэвида Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе».

Эмоциональная компетенция представляет собой приобретенную способность, в основе которой лежит эмоциональный интеллект. Именно она приводит нас к достижению выдающихся результатов в работе. Возьмем, к примеру, тонкий подход, продемонстрированный бортпроводницей. Она оказалась настоящим виртуозом по части воздействия, обладая важной эмоциональной компетенцией: умением заставить других реагировать нужным вам образом. В основе этой компетенции лежат две способности: эмпатия и социальные навыки. Эмпатия подразумевает умение «прочитывать» чувства других людей, а социальные навыки позволяют искусно манипулировать этими чувствами.

Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения. Наша эмоциональная компетентность показывает, насколько полно мы преобразовали этот потенциал в способности, необходимые на рабочем месте. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Точно так же надежность – это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями. Умение обслуживать клиентов и надежность являются компетенциями, способными сделать людей выдающимися работниками.

Наличие высокого эмоционального интеллекта не гарантирует, что человек усвоит эмоциональные компетенции, необходимые для его работы, но предоставляет отличную возможность им научиться. К примеру, некто способен глубоко сопереживать собеседнику. Но при этом он так и не приобрел навыков, основанных на эмпатии, чтобы «переплавить» их в практику виртуозного обслуживания клиентов, первоклассного репетиторства или наставничества. Более того, у него никак не получается объединить раздираемую разногласиями команду. Это напоминает ситуацию с музыкой. Допустим, какому-то человеку повезло – у него от природы абсолютный слух. К тому же он брал уроки пения – и в итоге стал выдающимся оперным тенором. Однако, несмотря на большие задатки, без специальных занятий не стоит и мечтать об оперной карьере. Иными словами, мы имели бы Паваротти, у которого не было ни единого шанса прославиться.



Эмоциональные компетенции объединяются в группы. Причем основу каждой из них составляет какая-либо общая главная функциональная возможность эмоционального интеллекта. Такой потенциал эмоционального интеллекта имеет жизненно важное значение для человека, который намерен как следует усвоить компетенции, необходимые, чтобы преуспеть на рабочем месте. К примеру, при недостатке социальных навыков он не сможет убеждать или вдохновлять других, возглавлять команды или стимулировать перемены. Если же у него плохо с самоосознанием, он не заметит собственных недостатков и не приобретет должной уверенности в себе, которая рождается из убежденности в своих достоинствах.

Во врезке «Структура эмоциональной компетентности» показана взаимосвязь между пятью параметрами эмоционального интеллекта и двадцатью пятью эмоциональными компетенциями. Никто из нас не обладает всем этим в совершенстве. К сожалению, у каждого человека есть лишь некий профиль достоинств и ограничений. Однако, как мы узнаем далее, для достижения выдающегося мастерства достаточно, чтобы каждый из нас был силен только в определенном количестве этих компетенций. Обычно человеку требуется минимум шесть таких компетенций, чтобы его сильные стороны соотносились со всеми пятью областями эмоционального интеллекта. Иными словами, есть много путей к достижению выдающегося мастерства.

Структура эмоциональной компетентности

Функциональные возможности эмоционального интеллекта являются:

● независимыми : каждая вносит свой особый вклад в выполнение работы;

● взаимозависимыми : каждая до некоторой степени подпитывается другими посредством множества сильных взаимодействий;

● иерархическими : функциональные возможности эмоционального интеллекта опираются друг на друга. Так, самоосознание необходимо для саморегуляции и эмпатии, а саморегуляция и самоосознание способствуют мотивации. При этом все они вносят свой вклад в развитие социальных навыков;

● необходимыми , но не достаточными: наличие основной способности эмоционального интеллекта не гарантирует, что люди разовьют или проявят связанные с ней компетенции, к примеру, умение сотрудничать или лидерство. Такие факторы, как обстановка в организации или заинтересованность человека в своей работе, также будут определять, проявится данная компетенция или нет;

● общими : весь список в какой-то степени применим ко всем профессиям. Однако разные профессии все же вносят различия в требования к тем или иным компетенциям.

Данный перечень предоставляет нам возможность провести инвентаризацию собственных достоинств и точно указать компетенции, которые нам хотелось бы закрепить. Во II и III частях этой книги каждая компетенция рассматривается более глубоко и подробно. Это дает нам представление о том, как выглядит их полное раскрытие… или полное отсутствие. Возможно, читатели захотят сразу перейти к компетенциям, в наибольшей степени отвечающим их интересам. Главы, в которых приводится их описание, в какой-то мере взаимосвязаны (как, собственно, и рассмотренные в них компетенции), хотя вовсе не обязательно читать их в строго определенном порядке.