Что значит быть православным человеком краткое содержание. Что значит быть православным человеком? Суть и основы православия

Авраам - Авраам бен Терах, великий праведник, пророк, праотец еврейского народа, один из столпов монотеизма . Годы жизни: 1948-2123 . гг. от Сотворения мира (1812-1637 гг. до н.э.). Авраама называют первым евреем, т. к. Авраам - первый из трех еврейских патриархов-праотцов (два других, Ицхак и Яаков - это его сын и внук), родившись среди идолопоклонников, самостоятельно осознал единство Творца, открыл особый путь служения Ему и воспитал это знание в своих потомках. Возможно, по тем же причинам Авраам считается основателем названных его именем т. н. «авраамических» религий - иудаизма и берущих из него начало христианства и ислама.

Первый праотец еврейского народа

Творец открыл нашему праотцу Аврааму: «все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками». Вот несколько примеров: Авраам спустился в Египет из-за голода - и его потомки спустились в Египте из-за голода; Авраам сражался с четырьмя царями - и против народа Израиля в будущем, в конце дней, объединятся все цари, как сказано (Теилим 2:2 ): «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Б-га и Его Машиаха» (Танхума, Лех 9 ). И как Аврааму в войне против четырех царей было дано великое избавление, так и в будущем, когда четыре царства будут пытаться уничтожить народ Израиля, в конце человеческой истории он их одолеет (Берешит раба 42:2, Матнот кеуна ).

Великий знаток сокровенного учения раби Моше бен Нахман (Рамбан) сформулировал этот принцип в более общей форме: все, что происходит с отцами, - «знак для сыновей». «В Торе, - отмечает Рамбан, - подробно рассказывается о путешествиях праотцев или о рытье колодцев, а также о многих других подобных событиях, и может показаться, что это лишние подробности, от которых нет пользы, - однако все они содержат предсказания будущего. И когда что-либо происходит с одним из трех пророков, которые были нашими праотцами, вдумайся в это, чтобы узнать, какие события предопределены для их потомков» (Рамбан, Берешит 12:6 ).

В царстве Нимрода

Незадолго до рождения этого сына Терах стал главным визирем царя Нимрода , который властвовал в тот период над всем человечеством.

В ночь, когда ребенок появился на свет, астрологи и маги Нимрода увидели на небе знамение: большая комета стремительно пролетела по небосклону и «поглотила» четыре другие звезды. Астрологи предсказали царю, что родившийся ребенок достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь безотлагательно умертвить опасного конкурента, - но чадолюбивый отец обманул его, подменив Аврама на новорожденного сына рабыни. Царь своей рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность. А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни. Это многолетнее пребывание в тайном укрытии стало первым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Сефер аяшар; Раши, Авот 5:3 ).

До десяти лет ребенок прожил в пещере. В три года он впервые «познал Творца» (Недарим 32а; Сефер аяшар; Седер адорот ). Однажды, когда ему в первый раз разрешили выйти из пещеры к реке, он увидел восходящее солнце и решил, что это и есть Владыка мира. Он молился солнцу в течение всего дня, но вечером оно исчезло за горизонтом.

Однако вместо него на небе появилась луна в сопровождении множества звезд - и Аврам заключил, что именно луна управляет всем на земле, а звезды являются ее слугами. В ту ночь ребенок молился луне - но утром она исчезла, и опять появилось солнце.

Наблюдая всё это, Аврам пришел к выводу: в мире есть единая и высшая сила, которая создала и солнце, и луну, и его самого (Зоар 1, 86а ).

«Ребенок был совсем еще мал, когда начал глубоко задумываться, - пишет об этом периоде жизни праотца Авраама Рамбам . - Он размышлял днями и ночами и был поражен: как это возможно, что планеты и звезды непрерывно вращаются по своим орбитам, если нет никакого, кто бы их вращал, - ведь не могут же они вращать себя сами?! И не было у него наставника, и никто не мог направить его. Он был окружен примитивными звездопоклонниками: и его родители, и весь народ преклонялись перед созвездиями и различными природными силами, и он - вместе со всеми. Но сердце мальчика терзали сомнения - до тех пор, пока он не нащупал путь к истине, познав, что есть единственный Б-г, который приводит в движение небесные сферы, и что этот Б-г сотворил Вселенную, и нет в мире никакой силы, кроме Него. И он понял, что весь мир ошибается, преклоняясь перед силами природы и созвездиями» (Законы идолопоклонства 1:3 ).

В эти годы подданные царя Нимрода возводили гигантскую башню в городе Бавель (Вавилон) [известная как ]. Это величайшее сооружение было призвано установить оккультную власть Нимрода не только над силами природы, но и над высшими духовными мирами (Санхедрин 109а; р. Хаим Виталь, Ликутей Тора; Эц Йосеф, Берешит раба 38:8; Мимаамаким 1 ). Более того, Нимрод объявил самого себя «Б-гом» и установил особый культ поклонения себе (Мидраш агадоль, Берешит 11:28; Оцар ишей аТанах, Нимрод ). И только несколько благочестивых людей - Ноах, его сын Шем и праправнук Эвер - отдалились от всего человечества, сохранив веру в единого Творца (Сефер аяшар; Рамбам, Законы идолопоклонства 1:2 ).

В 1958 году (1802 г. до н.э.) десятилетний Аврам покинул свое убежище и поселился в доме Ноаха, где в течение 39 лет учился у него, а также у Шема и Эвера, перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека - Адама (Сефер аяшар; Кузари 1:95; Зоар хадаш 22; Седер адорот ).

В 1996 году /1764 г. до н.э./ подданные царя Нимрода, подчиняясь воле Творца, были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни - и они расселились «по лицу земли» (Берешит 11:8-9; Седер олам раба 1; Седер олам зута 1:2 ). В том же году, в возрасте сорока восьми лет, Аврам пережил глубокое духовное озарение, связанное с постижением абсолютной власти Творца над миром (Берешит раба 64:4; Седер адорот ).

А год спустя, в 1997 году /1763 до н.э./, Аврам покинул общину Ноаха. В 1998 году, в возрасте пятидесяти лет, он возвратился в Ур Касдим , в дом отца, который по-прежнему оставался главным визирем и полководцем царя Нимрода (Сефер аяшар; Седер адорот ). Вместе с тем, Терах являлся жрецом вавилонских культов: в его доме изготовляли и продавали идолов (Берешит раба 38:13; Оцар ишей аТанах, Терах ).

Второе испытание: Авраам в огненной печи

Однажды в отсутствие отца Аврам разбил всех многочисленных божков и идолов, наполняющих его дом, кроме самого крупного, и вложил молоток в его каменную руку.

Когда отец вернулся, Аврам объяснил ему, что идолы передрались из-за порции хлебного приношения - и самый большой из них всех побил. «Ты смеешься надо мной! - возмутился Терах. - Разве есть в этих изваяниях дух жизни? Ведь они изготовлены по моему заказу из дерева и камня - они ничего не чувствуют и не знают!» «Вслушайся сам в то, что ты говоришь!» - подловил его на слове Аврам. И Терах пожаловался на сына-вольнодумца царю Нимроду. По приказу царя Аврама заключили на десять дней в темницу, а затем привели на суд.

Увидев Аврама, астрологи и маги Нимрода сказали ему, что это и есть тот самый человек, о рождении которого они предупреждали пятьдесят лет назад. И тогда Терах признался, что из жалости к сыну скрыл его от царя (Сефер аяшар; Берешит раба 38:13; Седер адорот ).

«Если ты не хочешь поклоняться каменным богам, поклонись огню, - приказал Авраму Нимрод, - ведь огонь - величайшая сила в мире». «Вода заливает огонь», - возразил ему Аврам. «Тогда поклонись облакам, приносящим воду», - приказал Нимрод. «Ветер разгоняет облака», - возразил ему Аврам.

В конце концов, Нимрод приказал бросить его в огонь, чтобы доказать, что огонь сильнее невидимого Б-га Аврама (Берешит раба 38:13 ).

По приказу царя с Аврама сорвали одежду, обнажив его до пояса, связали его руки и ноги веревками и бросили его в печь. Но сгорели только веревки, которыми он был связан, - а его одежда и плоть не пострадали. Он ходил по печи на глазах у слуг царя (Сефер аяшар; Седер адорот ).

Комментаторы Торы поясняют, что Аврам вошел в огонь, чтобы своей смертью освятить Имя Творца, - хотя он и не понимал расчеты Небес: почему он должен погибнуть вместо того, чтобы нести в мир свет веры. Но поскольку он сумел преодолеть свои естественные сомнения, для него было совершено чудо, изменившее естественный порядок вещей (Михтав меЭлияу т.2 стр. 118-119, т.3 стр. 198 ). И это стало вторым жизненным испытанием, в котором выстоял Аврам ().

Женитьба на Саре и бегство

После неудавшейся казни Нимрод вручил Авраму множество даров, и среди них двух рабов, один из которых - Элиэзер , сын Нимрода от рабыни, стал близким учеником Аврама. В те дни вокруг Аврама собралось около трехсот учеников, перенимавших от него пути служения единому Б-гу (Сефер аяшар; Седер адорот; см. также Таргум Йонатан, Берешит 14:14; Йома 28б ). И отец Аврама, Терах, тоже перешел на его сторону и стал его последователем (Зоар 1, 77б ).

Вскоре после спасения из огненной печи пятидесятилетний Аврам женился на своей племяннице Сарай, дочери погибшего в огне Арана, которая была на десять лет моложе его (Берешит 11:29; Санхедрин 69б; Сефер аяшар ). Сарай была одной из самых красивых женщин за всю историю человечества (Мегила 15а ), она обладала исключительной скромностью и нравственной чистотой (Бава меция 87а; Берешит раба 58:1 ). Но позднее выяснилось, что она бесплодна (Берешит 11:30; Йевамот 64б ).

Спустя два года Авраму стало известно, что царь Нимрод направил к нему своих стражников, чтобы, следуя совету астрологов, наконец, с ним расправиться.

[…] Авраам, вместе с отцом Терахом, женой Сарай и племянником Лотом , сыном Арана, по направлению к земле Кнаан - подальше от Вавилона, где правил Нимрод (Берешит 11:31; Сефер аяшар ).

И это было третьим испытанием Авраама: ведь человеку тяжело покидать родные места, где он прожил в течение многих десятилетий (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3 ).

Из Харана - в Кнаан

По пути они задержались на севере Междуречья, в земле Харан, где вокруг Аврама собралась большая группа учеников: он обучал мужчин, а Сарай - женщин (Авот дераби Натан; Берешит раба 39:14; Раши, Берешит 12:5 ).

По определению Талмуда, в этом 2000 -ом году от Сотворения мира (1760 г. до н.э), когда 52-летний Аврам стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, Творца Вселенной, завершились два тысячелетия «хаоса» и начались два тысячелетия Торы (Авода зара 9а ).

В 2003 году /1757 г. до н.э./ в возрасте 55 лет Аврам впервые пришел в землю Кнаан (Сефер аяшар; Седер адорот ).

В 2006 году /1754 г. до н.э./, на третий год его пребывания в Кнаане, умер старейший из наставников Аврама - Ноах (Берешит9:29; Сефер аяшар; Седер адорот ).

После смерти старейшины человечества Аврам стал одним из общепризнанных глав своего поколения. Вокруг него сплотилось множество учеников, и он обучал их на святом языке иврите, на котором говорили первые люди - Адам и Хава, а также Ноах, Шем и Эвер (Седер адорот ).

Авраам-иври

Жители Кнаана называли Аврама «עברי - иври » (еврей) (Берешит 14:13 ), ведь слово עבר (эвер) означает«противоположный берег реки», а иври - это «человек с того берега», т.е.чужеземец, пришедший в страну Кнаан из Харана, с противоположного берега реки Евфрат (Берешит раба 42:6; Раши, Берешит 14:13).

По иной версии, Аврама называли иври - евреем, потому что «весь мир был на одном берегу, а он (и его ученики) - на другом» (Берешит раба 42:6 ). К тому же, словом иври называли учеников и последователей мудреца Эвера, - а Аврам был величайшим из них (Берешит раба 42:6;Кузари 1:95; Сефорно, Берешит 10:21 ).

В 2008 году /1752 г. до н.э./ Аврам был все же схвачен по приказу царя Нимрода и в течение десяти лет находился в заточении: три года в городе Кута и семь лет в Карду, в горах Армении (Бава батра 91а, Рашбам; Седер адорот ).

В эти годы произошли важные исторические события, вскоре отразившиеся на судьбе Аврама: в 2013 году /1747 г. до н.э./ разразилась война между Нимродом, правящим в Шинаре (Вавилоне), и Кедарлаомером, царем Элама, который в период строительства вавилонской башни был одним из полководцев Нимрода, а затем отделился от него. И хотя армия Нимрода состояла из семи тысяч человек, а войско Кедарлаомера - всего из пяти, царь Элама одержал убедительную победу, а Нимрод, потерявший в бою своего сына Мирдона и около шестисот воинов, был вынужден признать его верховную власть (Сефер аяшар, Лех ).

(Примечание . В этот период царя Нимрода стали называть также именем Амрафель (Эрувин53а; Сефер аяшар; Берешит раба 42:4; Раши, Берешит 14:1 ). Некоторые историки идентифицируют Нимрода-Амрафеля с царем Хаммурапи , который правил обширным вавилонским государством предположительно в 1792-1750 годах до н.э. Археологи обнаружили древние клинописные таблички, на которых имя Хаммурапи читается как «Амураппи» или «Амурафель». И также найдены таблички, повествующие о войнах Хаммурапи с царем Элама, - и в одной из этих войн царь Элама захватил и разрушил столицу вавилонян (Р. Й. Шварц Эмет меэрец тицмах 4, стр.75-76 ).

Первое пророчество

В 2018 году /1742 г. до н.э./, после крушения империи царя Нимрода, семидесятилетний Аврам возвратился в Кнаан. 15 Нисана того же года он удостоился своего первого пророчества, в котором Творец обещал даровать ему многочисленное потомство, а спустя четыреста лет передать землю Кнаан во владение его потомству (Берешит 15:1-20; Седер олам раба 1 и 5; Пиркей дераби Элиэзер 28; Тосафот, Брахот 7б ).

После этого пророчества Аврам вновь вернулся в землю Харан, где оставались его отец и родные, и провел там еще пять лет. И опять вокруг него собралась община, включающая более семидесяти учеников (Седер олам раба 1; Сефер аяшар;Авода зара 9а ).

Распространение Учения

Одной из основных составляющих его учения было представление о посмертной жизни человеческой души, а также о переселении душ, переходящих из одного земного воплощения в другое. И поэтому об его учениках сказано в Торе: «души, которые они (Аврам и Сарай) сделали в Харане» (Берешит12:5 ) - т.е. люди, которые благодаря ним обрели веру в бессмертие своей души (Р. Менаше бен Исраэль Нишмат хаим 4:21 ).

В кабалистической книге Сефер Йецира (Книга Творения) повествуется, что Аврам, не ограничиваясь знаниями, полученными от своих великих наставников, самостоятельно исследовал окружающий мир и свою внутреннюю природу. Поднимаясь со ступени на ступень, он сумел постичь тайну сотворения мира с помощью двадцати двух букв еврейского алфавита, и он мог создавать, а, возможно, и создавал человеческие существа - и на это тоже намекают слова Торы: «души, которые они сделали в Харане». И лишь когда Аврам дошел до предела постижения, возможного с помощью самостоятельного исследования, ему открылся Творец и заключил с ним вечный союз, избрав его в родоначальники еврейского народа (Сефер Йецира 6:7, Раза дейецира; см. также Берешит раба 61:1; Кли якар, Берешит 1:1; Хохма умусар 1, 445 ).

Испытание в Египте

И вот, в 2023 году /1737 г. до н.э./, когда Авраму было семьдесят пять лет, он вновь удостоился пророческого откровения, в котором Творец повелел ему: «Уходи из своей страны, со своей родины, из дома твоего отца, в землю, которую Я тебе укажу…» (Берешит 12:1 ). Следуя этому повелению, Аврам навсегда оставил Харан и, взяв с собой Сарай, ее брата Лота и всех своих учеников, возвратился в Кнаан.

Но в стране свирепствовал голод, вызванный тяжелейшей засухой, и Аврам был вынужден повернуть в сторону Египта, где, по доходившим до него сведениям, оставался хлеб (Берешит 12:1-10; Рамбан и р. Бехайе, Берешит 12:9-10 ). И это было четвертым испытанием, в котором устоял Аврам, - ведь он даже мысленно не упрекнул Всевышнего, направившего его в страну Кнаан, где невозможно отыскать пропитание (Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 40:2; Раши, Берешит 12:10 ).

Египтом в тот период правил Рикъён из земли Шинар, прозванный египтянами Паро (Фараон).

Чиновники Паро доставили сохранившую красоту своей юности Сарай к нему во дворец.

И это было пятым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3 ).

В ту ночь, пятнадцатого Нисана 2023 года, Паро не сумел приблизиться к Сарай, поскольку в ответ на ее мольбу о защите ангел Всевышнего поразил его и всех слуг болезнью раатан , которая делает близость невозможной. И тогда Сарай открыла ему, что она жена Аврама, и Паро возвратил ее мужу, а также отдал ей в служанки свою дочь Агарь, рожденную одной из его наложниц (Берешит 12:17-19;Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 41:2, 45:1 ).

25 лет в Хевроне. Отделение от Лота

По истечении трех месяцев, проведенных в Египте, Аврам и его спутники возвратились в Кнаан. Аврам разбил свой шатер в дубраве Мамре, возле города , а его племянник Лот кочевал в долине реки Иордан, а затем поселился в городе Сдоме(Берешит 13:1-18; Седер олам раба 1 ).

И как только Аврам отделился от Лота, не обладавшего необходимым духовным совершенством и чистотой, к нему вернулась сила пророчества. Всевышний вновь обещал Авраму, что дарует ему потомство, многочисленное, как песчинки земли, а затем навечно отдаст его потомкам всю страну Кнаан (Берешит 13:14-16; Зоар 1, 85а). После этого обещания Аврам возвратился к супружеской жизни с Сарай - ведь прежде, убедившись, что она бесплодна, он на много лет отдалился от нее (Берешит 13:18, Мусаф Раши; Оцар ишей аТанах, Сара).

Война царей

В том же 2023 году к долине Иордана подступило войско четырех союзных царей, возглавляемое Кедарлаомером, царем Элама, и Нимродом-Амрафелем, царем Шинара (Вавилона). […]

Решающая битва произошла в долине Сидим , где теперь расположено и Кедарлаомер одержал победу. Его войска ворвались в Сдом и окрестные города, разграбили их, а всех жителей угнали в рабство - в том числе и Лота, племянника Аврама (Берешит 14:1-12; Седер олам раба 1; Сефер аяшар ). […]

Узнав о пленении Лота, Аврам сразу же собрал отряд и ночью, неожиданно, напал на лагерь четырех царей, уничтожив его почти полностью (Берешит 14:14-15; Сефер аяшар ).

Лицо младенца было удивительно похоже на сияющее внутренним светом лицо Авраама (Берешит 21:2-3; Рош ашана 10б-11а; Сефер аяшар; Берешит раба 53:6; Седер олам зута 1:3 ).

В том, что столетний старик произвел потомство, не было ничего чудесного, так как «и в наших поколениях люди, сохранившие свежесть, производят детей в девяносто и в сто лет, и уж тем более в дни Авраама, - ведь он еще не миновал двух третей своей жизни, и еще через сорок лет после этого у него родились многочисленные дети от Ктуры» [Агарь]. А чудо заключалось в том, что женщина, от которой у него не было детей даже в молодости, родила от него сейчас, когда ему было сто лет, а ей девяносто, и у нее на много лет прервался женский месячный цикл (Рамбан, Берешит 17:17 ).

Но и это было скрытое чудо, поскольку и у женщин способность к деторождению иногда сохраняется даже в очень преклонном возрасте (Р. Бехайе, Берешит 17:1 ).

В 2050 году, в день, когда ребенок был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема и Эвера, своего отца Тераха и брата Нахора, а также царя Авимелеха и его военачальника Пихоля. По окончании этого пира отец и брат остались у него в гостях на долгие дни (Берешит 21:8; Сефер аяшар; Седер адорот ).

Изгнание Ишмаэля

Вскоре после рождения Ицхака изменилось отношение Сары к Ишмаэлю, старшему сыну Авраама: с тех пор его перестали называть по имени, а только «сыном служанки» (Зоар 1, 118б ). Когда все радовались рождению Ицхака, он говорил: «Я - первенец, и мне причитается двойная доля наследства» (Берешит раба 53:11 ). Через год после рождения Ицхака пятнадцатилетний Ишмаэль начал приносить в дом изображения идолов, - он забавлялся ими и служил им так, как видел на улице (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1 ).

[…] Сара потребовала, чтобы Авраам изгнал из дома Ишмаэля и его мать, а Всевышний в пророческом откровении повелел ему, чтобы он последовал словам Сары (Берешит 21:10-12 ).

В 2051 году /1709 г. до н.э./ Авраам выслал из дома Ишмаэля и Агарь, снабдив их мехом воды и хлебом (Берешит 21:14; Ягель либейну ). Изгнание Ишмаэля стало девятым жизненным испытанием, которое прошел Авраам, и из пережитых им бед, эта была тяжелее всех (Пиркей дераби Элиэзер 30; Раши, Авот 5:3 ).

Несколько лет спустя, все же, […] раскаявшись во всех своих прошлых прегрешениях, Ишмаэль поселился рядом с шатром отца (Пиркей дераби Элиэзер 30; Бава батра 16б; Сефер аяшар; Седер адорот ).

Обычаи дома Авраама

В 2074 году /1686 г. до н.э./ Авраам и его семья покинули землю палестинцев, где прожили 26 лет, и вновь отправились в сторону Хеврона.

У перекрестка дорог он построил большой постоялый двор с четырьмя воротами - с каждой из сторон света. Постоялый двор Авраама всегда был открыт для любого путника, который мог там омыться, утолить голод и жажду, переночевать, а затем продолжить свой путь. И если у странника истрепалась одежда, ему дарили новую, а нуждающихся снабжали деньгами (Сефер аяшар, Ваера; Берешит раба 54:6; Шохер тов 110; Зоар 1, 102б ).

Когда же гости прощались и благодарили Авраама, он говорил: «Разве вы моё ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке мира. Так благодарите и прославляйте Творца Вселенной!» (Сота 10аб ).

И он обращался к сердцу каждого человека - даже люди, отягощенные многими прегрешениями, очищались и раскаивались рядом с ним (Оцар ишей аТанах, Авраам ).

Помимо случайных путников и странствующих торговцев, к Аврааму приходили за советом правители и знатные люди из многих стран - они почитали его величайшим астрологом своего времени и искали его совета (Бава батра 16б ).

Каждое утро Авраам начинал с молитвы, обращенной к Творцу, - и этот его обычай был впоследствии воспринят всем народом Израиля (Брахот 26б ). Его молитва имела определяющее воздействие на мир: больные, об исцелении которых он просил, исцелялись, бесплодные женщины получали возможность рожать - и даже корабли в далеких морях спасались от бури в его заслугу (Берешит раба 39:11; Ялкут Шимони, Лех 64 ).

Жертвоприношение Ицхака

В 2085 году (1682 г. до н.э.) […] Всевышний повелел ему [Аврааму] в пророческом откровении: «Возьми своего сына, своего единственного, которого любишь, - Ицхака, и пойди в землю Мория , и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу».

И на следующее утро Авраам отправился в путь, взяв с собой Ицхака, Ишмаэля и своего ближайшего ученика Элиэзера (Берешит 22:2-3; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар ).

Сатан [Ангел-обвинитель] , представ перед Всевышним, пожаловался ему: «Люди просят у Тебя помощи, но как только Ты даешь им то, о чем они просят, - они Тебя забывают. Так и Авраам, сын Тераха, - когда у него не было детей, он строил жертвенники и приносил Тебе жертвы. Но с тех пор, как у него родился сын Ицхак, он не построил Тебе ни одного жертвенника и не принес ни одной жертвы. Он увидел, что Ты дал ему то, о чем он просил, и забыл Тебя». И ответил Всевышний: «Нет на земле человека, подобного Моему служителю Аврааму! Даже если бы Я повелел ему принести в жертву его сына Ицхака, он не возразил бы Мне - и уж тем более, если бы я приказал ему принести в жертву барана или быка». И тогда, чтобы испытать Авраама, Б-г повелел ему принести сына во всесожжение (Санхедрин 89б; Сефер аяшар ).

Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни.

В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га. Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Б-га, не требуя от Того дополнительных разъяснений.

Авраам даже не просил Всевышнего отменить Его страшное повеление, которое могло бы привести к осквернению Его Имени, - как он просил отменить решение уничтожить Сдом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего (Берешит раба 56:10; Михтав меЭлияу т.2, стр. 190-191 ).

Всевышний приказал Аврааму принести жертву на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно […].

Поэтому трехдневный путь до горы Мория тоже стал частью грозного испытания (Берешит раба 55:6; Рамбан, Берешит 22:2 ).

На горе Мория

На третий день пути, десятого тишрея 2085 года /1676 г. до н.э./, в Йом Кипур , Авраам увидел издали гору Мория, над которой он различил облако и огненный столп, поднимающийся от земли до небес. Дальше он продолжил путь вдвоем с Ицхаком.

По пути сын спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, - отвечал ему Авраам, - Б-г избрал тебя в жертву» (Берешит 22:4-8; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар; Ягель либейну ).

На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы Адам, Ноах и Шем (Пиркей дераби Элиэзер 31; Таргум Йонатан, Берешит 22:9 ). Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их.

Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, - и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну (Берешит 22:9; Сефер аяшар; Берешит раба 56:8 ).

И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12; Пиркей дераби Элиэзер 31 ). Авраам, охваченный желанием выполнить волю Б-га и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» (Берешит раба 56:7; Раши, Берешит 22:12 ). На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!» (Берешит 22:12 ). И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».

И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений - ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га и своего единственного сына не пощадил ради Меня» (Берешит 22:12; Берешит раба 56:8, Раши ).

«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» - настаивал Авраам. И тут он увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустарнике, и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына (Берешит 22:12-13; Бемидбар раба 17:2 ). Авраам обрызгал жертвенник кровью жертвенного животного и сказал: «Владыка Вселенной! Этого барана я приношу во всесожжение вместо моего сына, и пусть его кровь будет воспринята как кровь моего сына. И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака» (Берешит раба 56:9; Сефер аяшар ).

Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама (Пиркей дераби Элиэзер 31; Берешит раба 56:11; Раши, Авот 5:3 ).

Женские образы Библии.Сарра

САРРА

САРРА (שָׂרָה , Сара ), жена Авраама, первая из четырех прародительниц еврейского народа,

мать Исаака; отличалась выдающейся красотой. По словам традиции, Сара была дочерью рано умершего брата Авраама Арана, ее звали также "Искои" от глагола הכם = смотреть, ибо своей поразительной красотой она обращала на себя всеобщее внимание.

Вынужденный вследствие голода переселиться на время в Египет, Авраам, опасаясь за свою жизнь, просил Сару. выдавать себя за сестру его. Сара была взята в дом фараона, но вследствие разразившейся в доме фараона эпидемии он стал подозревать истину и вернул Сару Аврааму. Когда Авраам переселился в Герар, с Сарой случилось то же, что и в Египте, — и Авраам должен был оправдать себя перед Авимелехом.

Сара была на 10 лет моложе Авраама и играла важную роль в деле, которому он себя посвятил, не уступая своему мужу в распространении веры, обращая в неё женщин, в то время как Авраам обращал мужчин.


Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850г.

По словам р. Адина Штейнзальца: «Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства.


Джеймс Тиссо . Авраам советуется с Сарой.

Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение.»

Ханс Колларт. Сарра (гравюра, около 1581 г.)

Библия повествует о бесплодии Сары. Отчаявшись иметь собственных детей, Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё. По словам предания, Агарь была дочерью фараона, пожелавшего лучше отдать ее в качестве рабыни Саре, чем видеть госпожой в другом доме. Сара относилась к Агари очень хорошо, и только после того, как та, забеременев, возгордилась, Сара изменила свое отношение к ней.


Louis Jean Francois Lagrenee (1724-1805).

Сара вручает Агарь Аврааму

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, «и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» (Быт.17:16).

Авраам, Сарра и три ангела.

Видение Авраама под мамрийским дубом.

Мозаика. 432-440 гг. Рим, церковь Санта-Мария Маджоре

Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт.17:1-21).

Ян Провост.Авраам, Сарра и ангел.1520

Называясь сначала Сарай, дословно "моя владычица", она как бы признавалась владычицей своего лишь дома и своего племени, но с тех пор как ее стали звать Сарра (שרה ), она является общепризнанной владычицей - "княгиней всего человечества".

А. А. Иванов. Сарра, кормящая грудью Исаака
1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По изменении имени Сарры к ней вернулась юность, и она родила Исаака в возрасте 90 лет. Никто не хотел этому верить; многие говорили, что Авраам имеет в доме приемыша. Тогда патриарх устроил пир. Женщин угощала Сарра на своей половине, при чем она накормила грудью детей, бывших на пиру с матерями, —и все поверили чуду рождения Исаака.

Она была единственной женщиной, получившей пророчество непосредственно от Бога, со всеми остальными говорили только ангелы. Сам Всевышний повелевает Аврааму: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» (Быт.21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Pietro da Cortona (1596-1669). Изгнание Агари

Сарра умерла в Кирьят-Арбе (Хеврон). Согласно объяснениям мудрецов, "душа покинула ее", когда она услышала, что ее сын Исаак связанным возложен на жертвенник. Сохранились две версии. По одной, ангел Самаил возвестил Сарре: "Старик, муж твой, принес в жертву сына твоего; напрасны были плач ребенка и мольбы его!" — и с горя Сарра умерла.

Другая версия говорит, что сатана под видом старца явился к Сарре и поведал ей, что сын ее умер на жертвеннике. Огорченная мать стала горько плакать, но затем примирилась с этим фактом, понимая, что такова была воля Божия. Она направилась к Хеврон, расспрашивая по пути, не встретил ли кто Авраама. Тогда сатана явился снова к ней; на этот раз он оповестил ее, что Исаак жив, и Сарра умерла, не перенеся радости.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г

Эрмитаж

Авраам вернулся в Беер-Шебу и не застал там Сарру, он отправился вслед за нею и нашел ее мертвой в Хевроне, где и похоронил в пещере Махпела, которую приобрел у хетта Эфрона за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3-20).

Г.Доре. Похороны Сарры

Пока С. была жива, жилище ее было гостеприимно открыто для всех и каждого, светильня в ее лампаде не угасала и горела с пятницы до пятницы следующей недели, и возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако.

Числовая символика, характерная для библейских сказаний о патриархах, играет большую роль в повествовании о Сарре. Так, Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет, то есть прожив три четверти от 120 лет (такова в идеале продолжительность человеческой жизни), а умерла в возрасте 127 лет, то есть получила в дар еще семь (также значимое число) лет.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

Православная Церковь не является каким-то чисто земным учреждением, т. е. обычным сообществом людей, которые можно разогнать, или социальным институтом, который может самоупраздниться.

Православная Церковь Богочеловечна, она основана Богочеловеком Христом который обетовал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16.18). То есть реальность Церкви Христовой не ограничена временем, она не связана какими-то временными рамками, не определена сроками и датами, не зависит от отношения к не отдельных людей или целых народов, государств или обществ, даже если речь идет об абсолютном большинстве человечества…

Две тысячи лет назад Спаситель сказал Своей будущей Церкви: «Вы- соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна (Мф 5, 13). И вот уже на протяжении двадцати столетий Православная Церковь хранит мир от духовного разложения. Совершенный мир нуждается в «осолении», в благодатном преображении, способном удержать его от окончательной духовной гибели и вечной смерти.

Сделать это может только Бог через Свою Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23).

Православная Церковь - духовная лечебница, а по слову Евангелия, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Она как духовный организм имеет в своей основе богозданную природу - Тело Христа. И поэтому Церковь совершенная. А критические отзывы - это либо непонимание церковных традиций, либо просто незнание.

Православная Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем, объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна - у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, св. мученик Евстафий Апсильский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду православия и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.

Вне зависимости от внешних факторов Церковь, хранимая Господом, всегда оставалась неизменной Его служительницей и хранительницей Священного Предания. Меняются эпохи, исчезают государства, меняются нравы, но Церковь нерушима, она не зависит от того, какое количество стран и государств к ней присоединяется. Церковь вселенская, она не может быть вписана в рамки культуры той или иной эпохи, Церковь определяет культуру. Она не может быть вписана в рамки одной страны или народа.

Православная Церковь - это духовный организм. Утеряв духовность, она останется только организмом со всеми его земными потребностями. Вот это можно наблюдать в Церквах в западном мире. Они богаты, у них есть все, служители у них обеспечены, но нет духа Христова.

Задача Православной Церкви - содействовать спасению людей, приводить людей ко Христу, чтобы принять Святое Крещение, чтобы человек стал жить обновленной жизнью во Христе.

Цель же служения Церкви - нравственное и духовное оздоровление общества. Спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христос оставил на земле Свою Церковь, чтобы в ней люди могли приобщаться вечной жизни. Церковь Христова, несущая человечеству свет истины на протяжении двух тысяч лет, в наши дни по-прежнему является кораблем спасения для всякой страждущей души. И поэтому верность Евангельским принципам и мужественное состояние в вере, соединенное проповедью Православия, должны стать прочным основанием для противостояния лукавому духу времени, сеющему губительные семена неверия и порока. Православная Церковь всегда предлагает человеку путь жизни, т. Е. средства и силы измениться к лучшему.

В духовном плане наша Церковь богатая, и своим лучшим богатством она побеждает соблазны мира, сильные в материальном плане. Она объединяет в единое целое ныне живущих в ее ограде людей – Церковь земную, а также Церковь Небесную – всех праведников. Главою Церкви является Христос Спаситель.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО.

То, что наше государство светское, не означает, что оно атеистически богоборческое. Церковь и государство служат народу по-своему. Государство призвано заботиться о социальной и политической стабильности в обществе, об обеспечении внутренней и внешней безопасности страны. Православная Церковь же в свою очередь должна помогать народу духовно сформироваться, чтобы нравственные нормы стали основополагающими в жизни каждого человека.

Православная Церковь не преследует каких-либо своекорыстных целей, не стремится добиться для Православия статуса государственной религии. Просто Церковь не может существовать сама по себе, отдельно от людей. А люди страдают от социальных проблем - нищеты, алкоголизма, наркомании, преступности и т.д. Поэтому она видит проблему современного общества и предлагает их решение, основываясь на духовных законах бытия. Если мы сможем, как можно большее число жителей Абхазии научить жить по заповедям, то мы будем помогать государству. Если заповеди «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «возлюби ближнего твоего» и другие будут определять жизнь нашего общества, у государства не будет многих проблем. Православная Церковь не нуждается ни в чьем покровительстве. Она нуждается в законах, которые дали бы ей возможность нормально осуществлять свою миссию, возрождать нравственное здоровье общества. Таких законах, которые обеспечивали бы право граждан жить в соответствии со своей духовной традицией, от которой они насильственно были оторваны в годы богоборчества.

Церковь должна быть отделена от государства, но должны быть уважительные отношения между государством и Церковью, характеризующиеся невмешательством Церкви в политическую жизни и невмешательством государства во внутреннюю жизнь Церкви. Но у нас есть общие задачи, которые мы должны решать вместе. И к таким общим задачам относятся нравственное здоровье нашего общества, мир и согласие в обществе, решение многих социальных вопросов. Православная Церковь осуществляет свою миссию в обществе, которое не просто не знает Бога, а духовно искалечено. Атеизм, особенно его воинствующая форма, под прессом которого находился народ в течение многих десятилетий, произвел глубокие антидуховные изменения. Многие даже приняв Святое Крещение в наши дни остались духовно мертвыми людьми. Называя себя христианами, они ничего не знают о Христе, а се их отношение к жизни пронизано материализмом.

Как мы знаем и как учат Отцы Церкви, начиная от Святого Мученика Игнат Антиохийского, и, кончая Симеоном, архиепископом Солунским, и Николаем Кавасилой, Церковь имеет свое бытие и проявляется как Тело Христово главным образом Божественной Евхаристии. Как отмечает Святой Николай Кавасила, между Церковью и Божественной Евхаристией не существует «соотношения сходства», а существу «тождество вещей». Следовательно, «если кто-то увидел Церковь Христову, то он увидел не что иное, как тело Христово». Совершив Божественную литургию, мы явили времени и пространстве саму Церковь Христову и, причастившись от единого Хлеб* единой Чаши, соединились друг с другом в общении Святого Духа.

Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше. Как говорил божественный Апостол, скажем, что скорбь или теснота, или гонение и голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8, 35), или любая другая сила или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени и тучи, время от времени возникающие в отношениях между православными братьями, имеют лишь временный характер, и «быстро проходят, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. И человек как наивысшее из творений Божьих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.

Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, - находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви для того, чтобы сохранить единство нашей Православной Церкви и многострадального абхазского православного народа.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Быть православным для любого человека, независимо от того, молодой он пожилой, означает жить по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют. Не стесняться свидетельствовать о добре и говорить о Боге, не надо бояться быть православным. Быть православным сегодня - это духовное мужество.

Быть православным - это значит жить по православному, поступить так, как учит Евангелие. Человек, искренне ставший православным, стремится, чтобы заповедь Господни - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и в разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя, не убей, не укради, сотвори прелюбодеяния, чти отца и матерь твою, поступай с другими так, как хочешь, чтобы с гобой поступали, - были нормой его жизни. А поэтому искренне верующий человек, независимо от места, которое он занимает, должен выполнять возложенные него обязанности с христианской ответственностью.

Что же мешает нам жить по правде Божей? Наше горделивее сердце. «Из серда исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства и хуления...» - говорил Христос.(Мф. 15.19).

Зло обитает вокруг нас, оно внутри нас, в нашем наполненном грехами сердце. Грех в нас - это наша гордость, наша зависть, эгоизм. Грехи человека велики, но нет греха побеждающего милосердие Божие. Человек получает прощение грехов не за свои заслуг и, а по милости Человеколюбивого Бога, всегда готового прощать.

Быть Православным для любого человека, независимо от того, молодой он или пожилой, означает жизнь по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют.

Каждый грядущий в мир человек имеет в нем свое предназначение. В чем же состоит предназначение человека-сознания Божия, не считают для себя необходимым изменить свою жизнь и следовать за Христом, исполнять Его заповеди. Это основная, коренная причина всех современных проблем, как личных, так и общественных и государственных. Если верующий человек живет по Евангелию, он на всяком месте нужен Церкви и Родине.

ПРИВИЛЕГИИ.

Любая привилегированность, элитарность чужда Христу. Когда два апостола попросили Спасителя о привилегии сидеть на почетном месте, Он ответил, что дарует Своим последователям не привилегии, а свободу от служения греху и возможность наследовать Небесное Отечество.

РАЗДЕЛЕНИЯ.

Современный мир страдает от всевозможных разделений, начиная от лич индивидуализма, разобщенности в семье и заканчивая враждой между народами и противостояниям мировых систем. Причина этому в том, что люди отдалились от Boi верующих во Христа не должно быть разделений и всех их порождений – соперничества, зависти, злорадства и т.п. Всех православных должны объединять любовь во Христе и деятельное проявление любви к ближним, и это будет исполнением о нас воли Спасителя молившего Бога Отца: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в тебе, так и он будут в Нас едино».(Ин. 17.21).

Раскол - это плод гордыни, ожесточенность сердца; когда человек ставит свои интересы и личные убеждение выше тех незыблемых основ, на которых стоит бытие Церкви как вместилища благодати. К тому же в расколе проявляется не только индивидуальный грех, но более страшный грех вовлечения в греховное состояние других - целой части общества, хотя и незначительной. Конечно это терзает тело Церковное, приносит страдания и тем, кто подвержены греху, и тем, кто находятся рядом, лишает общество гражданского согласия.