Чудотворная жадовская икона казанской божией матери. Жадовский монастырь: история, святыни, Крестный ход. В чем помогает и значение

По благословению митрополита Казанского Тихона на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери был основан мужской монастырь. Это событие произошло в 1714 году. Во сне крестьянину Тихону, страдающему недугом расслабления, явилась Богородица. Она указала то место, где будет явление образа. После обретения Тихон получил исцеление. Возле родника, где было явление, началось строительство Жадовского монастыря.

История монастыря

Возведение обители началось в 1711 году дворянином Обуховым. Она посвящалась Иконе Казанской Строительство началось возле родника, где Тихону было явление.

Первым стал игумен Михаил. В 1714 году строение освятили. Именно этот год принято считать датой основания монастыря.

В 1739 году на территории Жадовского монастыря был заложен каменный храм. Его освятили в 1748 году. Это строение было разрушено в 1967 г.

В 1764 году пустынь упразднили и приписали священника и пономаря для проведения богослужений. Обратно строение получило статус монастыря почти через сто лет.

Во время религиозной борьбы в марте 1930 года монастырь был закрыт. И только в 1996 году его возродили.

Обретение иконы Казанской Божьей Матери

Жадовский монастырь считается местом, где появилась икона Казанской Божьей Матери.

В селе Ивановском (Румянцево) был поселянин Тихон. На протяжении шести лет он был парализован. Без помощи он не мог ни сесть, ни встать, ни поесть. Тихон не жаловался на свою участь, но молился. В своих мольбах он просил Бога освободить его от долгой болезни.

В одну летнюю ночь ему приснилась девица. Она коснулась его плеча и приказала встать и идти на поляну, расположенную за источником Самородки. Там, на ключе, он должен будет увидеть икону Казанской Богородицы. Девица наказала испить водицы из ключа и омыться ею. После этого Тихон будет излечен.

Мужчина проснулся и долго еще не мог уснуть, мучаясь в догадках, что бы мог означать сон. Днем увиденное во сне было забыто.

В другую ночь Тихону опять приснилась девица. Она спрашивала, почему он не пошел туда, куда она ему велела отправиться. Тихон ей сказал, что он не может пойти, потому что парализован. От видения, Тихон вскочил с одра, оделся и, не сказав домашним о случившемся, пошел туда, где находилась икона. Однако он не смог ее обрести и вернулся домой ни с чем.

Ночью к Тихону в третий раз явилась девица. Она сказала, что икона находится подле речки у высшей поляны. Именно туда нужно пойти утром. Проснувшись, Тихон собрался и отправился на ручей, взяв с собой маленькую девочку. Он обошел несколько родников. Наконец после поисков он заметил ручеек, вытекающий из-под куста. Раздвинув его, Тихон нашел икону. Она плавала на поверхности воды. Он взял ее. Это видели пастухи с соседней деревни.

Вернувшись в деревню, Тихон рассказал своему семейству о произошедшему. То же самое сделали пастухи. Весть о явлении иконы в ручье и о месте явления быстро разнеслась по округе. Люди стали стекаться к этому чудесному месту.

Во время несчастных случаев, при засухе, с иконой совершали крестный ход. После него Царица Небесная давала людям то, о чем они просили.

Крестный ход

Многие люди ищут, как проехать в Жадовский монастырь, только ради того чтобы принять участие в Крестном ходе. Эта традиция сохранилась с 1848 года.

В 1846 году проводились украшения иконы Божьей Матери. Люди Симбирска решили попросить дозволения у высшего начальства приносить икону в город хотя бы на короткое время, чтобы горожане могли насладиться ей.

Получив соизволение, Епархиальное начальство начало подготовку к первому крестному ходу в город Симбирский, который совершился в 1848 году. В пустынь прибыл Преосвященный Феодотий, а за ним простые граждане. В день хода начались литургии, только после этого начался крестный ход. Икону вынести за пределы церкви.

Святыни

Главная Святыня Жадовского монастыря - это Казанская-Жадовская икона Божией Матери. Также в храме имеется икона Распятия Христова с частью Ризы Господней и другие иконы. Есть мощеница с 84 мощами святых.

Как добраться?

Чтобы добраться до обители, необходимо знать, где находится Жадовский монастырь. Обитель расположена в Ульяновской области, в Барышском районе, поселке Самородки.

Так как проехать в Жадовский монастырь? Добраться до монастыря можно на автобусе. Для этого на автовокзале в г. Барыш сесть в автобус, идущий до с. Жадовка. Есть проходящие рейсы из Ульяновска. Затем нужно пройти около трех километров пешком. Удобнее всего добраться до обители на такси: от вокзала до ст. Барыш около восемнадцати километров.

Для тех, кто отправиться на автомобиле, маршрут составляют по следующим координатам: 53.572492, 46.901016.

Направления:

  • от Жадовки на юго-запад около трех километров;
  • от Ульяновска - на юго-запад чуть больше 160 км;
  • от Нижнего Новгорода - на юго-восток почти 415 км;
  • от Балаково - на северо-запад 148 км.

Зная, как доехать до Жадовского монастыря, можно не только посетить это удивительное место, но и преклониться перед иконой Казанской Божьей Матери, мощами святых, хранимыми в обители.

Среди лесистых холмов в западной части Ульяновской области, в пятнадцати километрах от райцентра Барыш, расположилась мужская обитель - Жадовский Богородице-Казанский мужской монастырь, который был основан на месте, где в конце XVII века местным жителям было явлено чудо обретения иконы Казанской Божией матери.

Досье «Аиф»:

Местночтимый Образ Жадовско-Казанской Богородицы входит в список 200 православных исцеляющих икон. Образ Пресвятой Богородицы из Жадовки почитался в Симбирской губернии как исцеляющий многие болезни, помогающий при всевозможных стихийных бедствиях, пожарах, неурожае и прочих напастях.Молитва иконе помогает избавиться от наркозависимости, от пристрастия к алкоголю, излечивает больные и обожённые руки и ноги, нервные болезни, помогает при пожарах, неурожае.

История Жадовской Чудотворной иконы Казанской Божией Матери началась в XVII веке. Однажды старцу по имени Тихон, страдающему слабостью рук и ног, во сне явилась благообразная девица и указала место около села Жадовка, где Тихон должен был получить исцеление и найти на источнике Чудотворную икону. Однако, проснувшись, старец не воспринял видение серьезно и никуда не пошел. На следующую ночь девица явилась во сне снова, упрекнула Тихона в неверии. Старец проснулся и, забыв про больные ноги, ушел искать источник и икону. Весь день он провел в поисках, и хотя не нашел Чудотворного образа, но вернулся домой совершенно здоровым. Только на третий день Тихон отыскал икону, плавающей на поверхности источника. И сразу же поклониться святыни пришли сотни людей. И прямо на источнике начались чудесные исцеления.

Об этом событии узнало высшее духовное начальство, было проведено расследование, по окончанию которого икону вернули в Жадовку и решили на месте ее явления построить Жадовскую пустынь.

Крестный ход

В 1711 году местный помещик подполковник Обухов начал строить здесь храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской, имея намерение создать впоследствии монастырь, каковой и был открыт в 1714 году и назвался Жадовской пустынью. - Жадовским Богородице-Казанским мужским монастырём, в главном храме которого и хранилась святыня.

Обычными стали крестные ходы с чудотворной иконой в Симбирск и другие места губернии. Регулярно они стали совершаться с весны 1847 года, когда всюду разносились вести о приближении холеры. Такие крестные ходы совершались регулярно с 1848 по 1926 год. В 1927 году обитель была закрыта.

Через лихолетье

Долгие годы Чудотворная икона была символом монастыря, но пропала в советское время. Считалась, что она была безвозвратно утеряна.но в 2002 году стала известна история ее пропажи. За несколько дней перед закрытием монастыря архимандрит Каллист вручил ее на хранение местному врачу Архарову, но сам Архаров был арестован в 1937 году. Перед арестом он успел сказать своей теще, чтобы та отдала икону Ираклионову Николаю Алексеевичу, работавшему бухгалтером на местном лесопильном заводе. Многие годы Николай Алексеевич вел осторожный образ жизни, но выносил тайно икону на источник по праздникам. Только в конце 70-х годов Ираклионов (а было ему уже за 80 лет), решился передать икону настоятелю Николаевского храма в селе Оськино Николаю Шитову, с просьбой отдать реликвию в монастырь, если он возродится, что и было сделано в 2002 году.

В мае 2004 года в Симбирской епархии возобновили Крестный ход с Чудотворной Жадовской Богоматерью, с 1927 года не было подобного. Назвали его Покаянным крестным ходом. 27 мая состоялось уникальное событие. Стал возможен воздушный Крестный ход - по периметру области, на высоте 6000 метров. Жадовская икона облетела 1200 километров епархии! Руководство авиакомпании "Волга-Днепр" бесплатно предоставило самолет "ЯК-40".

Полет продолжался более двух часов.Чудотворная пролетала на высоте 5-6 тысяч метров над своей обителью!

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь основан в 1714 г. по благословению митр. Казанского Тихона (Воинова) на месте обретения Казанской иконы Божией Матери крестьянином Тихоном на роднике. Тихону, страдавшему «недугом расслабления», во сне явилась Богородица, указала место, где будет явлен Ее образ, после обретения он получил исцеление. В 1711 г. дворянин Обухов начал строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери на горе возле родника. Первым настоятелем стал иг. Сызранского Вознесенского монастыря Михаил. Храм освящен в 1714 г. , этот год принято считать годом основания обители.

В 1739 г. дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева), заложил новый каменный храм (двухпрестольный) - освящен в 1748 г. (разрушен в 1967 г). В связи с введения штатов, в 1764 г. пустынь была упразднена. К храму был приписан священник и пономарь для богослужения. Указом Синода от 23 янв. 1846 г. Казанский храм причислен к Симбирскому Архиерейскому дому. 6 февр. 1846 г. в возобновлен как монастырь.

В марте 1930 г. монастырь закрыт советской властью.

Возрожден в 1996 году.

Святыни:

1. Казанская–Жадовская чудотворная икона Божией Матери;

Жадовский мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери Барышской епархии

Основание монастыря

Первым настоятелем пустыни стал игумен Сызранского Вознесенского монастыря Михаил. Храм освящен в году, этот год принято считать годом основания обители. С года упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы Богородицы. На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители.

К концу 1730-х годов в монастыре уже имелись, кроме деревянной церкви, настоятельская и одиннадцать братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня. Территория пустыни была обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину.

От строительства первого каменного храма до упразднения обители в 1764 году

Это было время расцвета пустыни. Обитель строилась, монастырское хозяйство становилось все более крепким. Многочисленные доброхоты и благотворители жертвовали монастырю средства и земли, способствовали его украшению. Насельники в то время занимались, кроме иных хозяйственных работ, огородничеством и пчеловодством.

За год до закрытия обители в году прапорщиком Иваном Суховым была составлена подробная опись монастыря, где в частности говорится:

"В той Богородицкой пустыни есть каменная соборная холодная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския,... к ней приделана каменная же теплая церковь во имя Св. Чудотворца Тихона Амафуцкаго. Перед оными церквами колокольня каменная - во оной колокольне, вверху, каменная же палатка... Еще в монастыре находится церковь деревянная ветхая без иконостаса ".

В храмах имелись иконы хорошего письма, украшенные серебром и золотом, достаточная и хорошая богослужебная утварь. В описи указаны игуменская келия старая, две игуменские келии новые, семь братских келий, погреб, четыре амбара, баня, скотный сарай, конюшня с сушильней для сена. Вокруг обитель "загорожена в столбы забором" (т.е. ограда из толстых тесаных досок, концы которых были укреплены в пазах вкопанных в землю столбов), за оградой обители был скотный двор и часовня деревянная на ключе. В описи отражено и добротное монастырское хозяйство.

Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви.

Указом консистории от 6 февраля году в бывшую пустынскую церковь был командирован иеромонах Августин, принявший по описи у священника села Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей пустыни. Августин просил "для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей" . Просьба была исполнена, в пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.

Деятельное участие в решении вопроса о приобретении земель для обители принял епископ Симбирский Феодотий (Озеров) . Он обращался ко многим помещикам, соседствующим с Жадовской пустынью, и к которым по тем или иным причинам перешли ранее принадлежавшие обители земельные наделы, с письмами о выдающейся в жизни губернии роли пустыни и ее святыни - Чудотворного образа Божией Матери , об истории монастыря и его нынешнем положении, о необходимости действенной помощи в деле возрождения обители. Напоминал епископ Феодотий и о бывшем участии предков нынешних землевладельцев в становлении монастыря, и о пожертвованиях их на благоустроительство пустыни.

"Хозяйство обители оказалось в довольно запущенном состоянии. Небольшая монастырская мельница почти в развалинах, механизм ее плох и во время осмотра не действовал; пруд затинился и порос травой; бывший некогда скотный двор заброшен и разрушается; пчельник оскудел; угодья пустыни вряд ли приносят какую-либо пользу... и не могут удовлетворять потребностям обители. Построенная на источнике деревянная церковь, по влажности места, обильного родниками, сделала наклонение в одну сторону и требует поправки фундамента" .

Повальная национализация после революции 1917 года не могла не коснуться земельной собственности монастыря. По описям на год за монастырем числилось: водяная мукомольная мельница, 1540 десятин (около 1700 га) земли и 227 десятин (около 250 га) леса. Рядом с монастырем был разбит большой сад, а под монастырской горой были три небольших рыбных пруда. К началу года обитель владела из всех вышеперечисленных земель лишь небольшим, по сравнению с прежде имеющимися в ее распоряжении угодьями, участком земли в 72 десятины, на котором располагались сам монастырь, луг и сад возле обители, и небольшой участок леса. Но и эти земли новая власть решила у монастыря экспроприировать. Архимандрит Каллист (Павлов) письмом от 20 апреля года обращается с письмом от имени братии к новой власти "с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей Пустыни бывший у него с давнего времени до сих пор участок земли при монастыре" .

Ради сохранения монастырских зданий предлагалось использовать их под дом ветеранов войны и труда, "приспособить братские корпуса под благоустроенное жилье, а бывшие архиерейские покои переоборудовать под хозяйственно-бытовой корпус" . Однако этим планам не суждено было сбыться.

Второе возрождение обители

В сентябре года епископ Симбирский Прокл (Хазов) обратился к патриарху Алексию II с просьбой благословить возрождение монастыря. Владыка писал:

"В настоящее время в монастыре сохранились полуразрушенные: три стороны кирпичной ограды обители, три башни и три каменных корпуса. До года в монастырских корпусах располагалось профессионально-техническое училище. Сейчас все строения варварски разрушаются и расхищаются. Областная администрация приняла постановление о возвращении Церкви бывшей Жадовской Пустыни" .

5 октября года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви , учитывая прошение Преосвященного Прокла, дали свое благословение на открытие Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря.

В году развалины бывшей Жадовской пустыни были переданы Симбирской епархии . Первым наместником возрожденного монастыря стал иеромонах Агафангел (Семёнов) , начались восстановительные работы. К своей 300-летней годовщине обитель стала одной из главных паломнических мест православных людей со всего Поволжья.

Статистика

Святыни

  • Жадовская Казанская чудотворная икона Божией Матери , источник на котором была обретена икона
  • икона с частицей Ризы Господней
  • икона с мощами Киево-Печерских отцов (84 частицы)
  • икона с мощами блж. Андрея Христа ради юродивого Симбирского Чудотворца
  • икона с мощами прписп. архимандрита Гавриила Мелекесского

Настоятели, наместники

  • 1994 - 2012 - преосвященные Симбирские
    • Агафангел (Семёнов) (1996 - 2000)
    • Филарет (Коньков) (20 октября 2000 - 28 октября 2012)
  • с 2012 - преосвященные Барышские

Некрополь

В дореволюционный период (могилы не сохранились):

  • управляющие пустынью: иером. Пионий (+ 1867), иером. Никодим (+1871), иером. Герман (+1875)
  • духовники монастыря иером. Иринарх (+1891), иером. Иоанникий (+1894), иером. Виталий (+1900), иером. Николай (+1908)
  • монашествующие иеродиак. Иероним (+1907), иерод. Михаил (+1908), мон. Нифонт (+1900), мон. Афанасий (+1902).
  • жертвователи и благотворители обители: генерал-майор Александр Андреевич Дувинг (1777-1856), коллежский асессор Сергей Петрович Городецкий (1831-1867), полковница Екатерина Петровна Мейснер (1818-1876), дворянка Анна Александровна Мотовилова (1812-1888), дворянка София Петровна Ховрина (1817-1891), старец Леонтий Федорович Належников (1806-1871), фабричный фельдшер Василий Максимович Кузюков (+1893), дворянка Варвара Ивановна Дмитриева (1834-1894), жена священника Ольга Дмитриевна Топорнина (1837-1897), коллежский асессор Петр Александрович Ховрин (1837-1895), статский советник Александр Николаевич Мотовилов (1837-1899), младенец Николай Протопопов, сын фабриканта и Предводителя Карсунского уездного дворянства Александра Дмитриевича Протопопова (+1899), дворянка София Ивановна Дмитриева (1837-1902).

В 1990-х годах, при восстановлении монастыря, были обнаружены несколько безымянных захоронений священнослужителей. Их объединили в одно, рядом был погребён первый наместник возрожденной обители