Даниил библейская история. П. Воздвиженский - Библия в рассказах для детей. Cocтояние иудеев при последних царях персидских

Я пойду с тобой, - сказал Елисей.

И они пошли вместе.

Вскоре Елисей стал беспокоиться, потому что Илия был его учителем. «Что я буду делать, когда Илия уйдёт? А вдруг Господь оставит меня?» - размышлял он.

Когда они пришли в Вефиль, Илия сказал:

Оставайся здесь, я пойду на реку Иордан.

Я пойду с тобой! - опять сказал Елисей.

Илия снял милоть (кожаный плащ) и ударил ею по водам. Воды расступились, и два человека пересекли реку, как по суше. Илия знал, что Елисей переживает, и спросил:

Скажи мне, что я мог бы для тебя сделать перед тем, как буду взят отсюда?

Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, - отвечал Елисей.

Ты попросил непростую вещь. Но если ты увидишь, как Господь будет забирать меня, ты получишь то, что просил.

И они продолжили свой путь. Внезапно появилась огненная колесница, и Илия был взят на Небо. Елисей видел всё это и звал Илию, пока тот не исчез из виду.

Елисей подобрал милоть Илии, упавшую на землю. И как делал Илия, Елисей ударил милотью по водам:

Будет ли Господь со мной, как был с Илией?

Воды расступились, и Елисей понял, что Господь с ним и он тоже будет великим пророком в Израиле.

Иона

Город Ниневия был рассадником греха. Господь позвал Иону пророка:

Иди в Ниневию. Предупреди жителей, что все их злодеяния дошли до Меня. И скажи им, чтобы они исправились.

Но Иона испугался, что его не послушают, и решил убежать от Господа. Он сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис.

Иона заснул на борту и спал, пока кто-то не разбудил его:

Как ты можешь спать в такой шторм? Вставай и молись своему Господу, иначе мы все погибнем.

Другие корабельщики между тем бросали жребий, чтобы узнать, кто виноват в этой беде. Они бросили жребий, и он пал на Иону.

Кто ты? - спросили корабельщики.

Я еврей и поклоняюсь Богу, Творцу неба и земли. Но я убежал от лица Господня. И если хотите спастись, то бросьте меня в море.

Они не хотели так поступать, но буря всё не умолкала и спасения не было. Тогда они стали молиться, чтобы Господь не наказывал их за убийство, поскольку на то была не их воля, и бросили Иону в море. Море тотчас утихло. Корабельщики были очень напуганы этим и принесли жертву истинному Богу.

Бог же повелел большому киту проглотить Иону. Иона был в чреве кита три дня и три ночи. Там Иона молился Господу, благодарил Его и обещал исполнить все свои обеты. И тогда Бог повелел киту выплюнуть Иону на сушу. И опять Бог сказал Ионе:

Иди в Ниневию и проповедуй обо всем, что Я повелел тебе.

Иона послушался и проповедовал в Ниневии, и говорил, что город будет разрушен. И ниневитяне покаялись в своих грехах, они постились и просили у Бога прощения, и оставили все свои злые дела.

Иона был очень расстроен, что слова пророчества не сбылись. Но Бог объяснил Ионе, что в очах Божиих драгоценнее всего человеческая жизнь. И потому Бог принимает с радостью покаяние людей и милует их, даже если придётся нарушить слово, произнесённое Божиим пророком.

Три благочестивых отрока

Народ царства Иудина был взят в плен в Вавилон. Три прекрасных отрока Анания, Мисаил и Азария были призваны служить при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. Царь сделал золотого истукана высотою в тридцать метров и поставил его на поле в Дейре. И тогда вельможи провозгласили:

Люди всех народов! Когда вы услышите звук свирелей, трубы, гуслей и других музыкальных инструментов, вы должны пасть ниц и поклониться статуе, это приказ царя! Кто не поклонится, будет брошен в горящую печь!

Придворные же сразу донесли царю, что три отрока не поклоняются истукану. Разгневанный царь велел позвать к нему трёх отроков.

До меня дошли слухи, что вы не поклоняетесь до земли, когда слышите звуки труб и цевниц, служащих идолу. Поклонитесь же сейчас, и я забуду обо всем, что слышал.

О царь, мы не можем поклониться идолу, - отвечали они.

Вы знаете, что тогда будете брошены в печь?

Наш Бог спасет нас от пламени. А если и не будет Ему угодно спасти нас, то мы всё равно не станем поклоняться вашему идолу.

Анания, Мисаил и Азария были брошены в печь. Она была такой горячей, что пламя убило тех воинов, которые бросали их в огонь. Но, к своему изумлению, царь увидел четырёх юношей, разгуливающих внутри печи с хвалебным пением Богу.

Разве не трёх человек мы бросили в печь? - спросил царь. - Почему я вижу четырёх? Выходите же, служители истинного Бога!

Тогда трое юношей вышли из раскалённой печи, и даже одежда на них не пострадала от пламени. А четвёртым был Ангел Божий, который сошёл с неба и сотворил так, что в печи вместо огня дул влажный шумящий ветер. И сказал царь:

Благословен Бог, пославший Ангела спасти вас. И всякий, кто оскорбит вашего Бога, будет наказан. Никакой другой бог не мог бы сотворить такое чудо!

Даниил во рву со львами

После Навуходоносора правил царь Дарий. Даниил тоже был пленником, но он был настолько праведен и надёжен, что Дарий поручил ему управлять всей страной. Другие вельможи царя Дария завидовали Даниилу. Они хотели найти что-нибудь такое, о чём бы можно было доложить царю, но ничего плохого Даниил не делал.

Он будет слушаться царя, пока это угодно его Богу, - говорили они. И пошли к царю Дарию, и сказали:

Царь, ты так велик, что никто не может в течение тридцати дней молиться больше никому, кроме как тебе.

Это звучит хорошо, - сказал Дарий, - пусть так и будет.

Вельможи были в восторге. Вскоре Даниил услышал распоряжение царя молиться тому, как богу. Даниил вошёл в свою комнату, подошёл к окну, которое выходило на Иерусалим, и молился и благодарил Господа, как он всегда делал трижды в день. Это увидели слуги царя и помчались докладывать.

Даниил пренебрегает твоим распоряжением. Мы видели, как он молится своему Господу трижды в день.

Дарий любил Даниила и не хотел его гибели. Он хотел бы как-нибудь спасти Даниила, но не мог изменить собственное постановление.

Итак, на заходе солнца Даниил был брошен в ров к голодным львам. Царь сказал Даниилу:

Я надеюсь, твой Бог спасёт тебя.

Царь беспокоился о Данииле всю ночь. И как только взошло солнце, он побежал ко рву.

Спас ли тебя твой Бог, Даниил? - закричал Дарий.

О царь! Я жив и невредим. Господь послал Ангела, и он спас меня от всякого вреда, потому что я невиновен.

Прекрасно! Скорее вытаскивайте Даниила оттуда! - приказал Дарий. - Велик Бог Даниила! И я велю, чтобы в моём царстве все почитали Господа Бога, Который спас Даниила от голодных львов.

Царица Есфирь

Артаксеркс, правивший в Персии, избрал прекраснейшую женщину по имени Есфирь себе в жёны, но он не знал, что она была еврейкой.

Придворный Аман был зол на дядю Есфири Мардохея и искал способа погубить его и всех евреев в персидском царстве. Аман пошёл к царю и сказал:

Среди нас живут люди другого народа. Они не подчиняются твоим распоряжениям. Я сам дам деньги, чтобы убить их.

Береги свои деньги, - ответил Артаксеркс, - делай с евреями что хочешь за счёт казны.

Аман издал указ от имени царя, что в назначенный день все евреи по всей стране должны быть убиты.

Мардохей, дядя Есфири, услышал об этом. Он послал рассказать обо всём Есфири и просить её поговорить с царём.

Он происходил из знатного иудейского рода. Юношей был отведен в плен в 605 году. В свои юные годы он отличался не только благочестием, но и мудростью. Навуходоносор приказал избрать для своего двора несколько еврейских юношей, отличающихся знатностью, образованием и красотою. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и повелел воспитывать их три года. Всем им изменили имя. Даниил стал именоваться Валтасаром. Он вместе со своими друзьями испросил себе разрешение не вкушать роскошные яства с царского стола и не пить вино, а довольствоваться простой пищей из растений и пить только воду. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания. Несмотря на строгий пост, лица их были красивее, а тело полнее, чем у тех отроков, которые питались царскими яствами.

Вскоре Даниил возвысился при дворе, потому что смог истолковать тревожный сон, который видел Навуходоносор. Позже он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях.

В книге Пророка Даниила рассказывается об изумительном молитвенном подвиге трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила. Они отказались поклониться золотому истукану и с великим упованием вознесли молитву Богу. По приказу разгневанного царя они были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Господень сошел в печь, и огонь не повредил им. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки (Дан 3, 52).

В новозаветной Церкви молитвенная песнь трех отроков используется в гимнографии. Ирмосы 7-й и 8-й песни канона кратко говорят об их чудесном спасении из пламени.

Сам пророк Даниил, оклеветанный при царе Дарии Мидянине, был брошен в ров со львами. Но Бог послал Ангела Своего, который заградил пасть львам. Звери не повредили ему. Даниил был одним из тех праведников, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Евр 11, 33).

Пророк Иезекииль ставит Даниила за праведность рядом с Ноем и Иовом (см.: Иез 14, 14). По преданию, пророк умер в глубокой старости вдали от своего отечества.

Книга Пророка Даниила проникнута мессианскими идеями. Он точно указывает время пришествия в мир Спасителя мира (помазан был Святый святых [Дан 9, 24]), Его искупительную жертву (предан будет смерти Христос ). Часто применяемое к Себе Спасителем имя Сын Человеческий восходит к книге Даниила (см.: Дан 7, 13).

Эта книга уникальна по обилию предсказаний важнейших исторических событий. Смена земных царств — не случайная последовательность, а эсхатологическая перспектива, которая ведет к победе Царствия Божия. Книга Пророка Даниила впечатляющими образами показывает грядущий Суд , которым закончится время и начнется вечность Бога (см.: Дан 7, 9-14).

Истина: Молиться можно всегда и на всяком месте.

Цель: Учить детей, когда и где можно молиться.

Догматика: Научи нас молиться.

Практическое христианство: Любовь к Богу (разговор с Ним).

Заинтересованность:

Учитель показывает телефон. Кто умеет пользоваться? Что нужно сделать, чтобы позвонить кому-нибудь? (знать номер и набрать его). Я знаю номер телефона, по которому можно дозвониться до Бога. А вы знаете?

Стихотворение (или песенка) «Номер телефона»

Номер телефона, друг мой, помни ты:

Книга Иеремии: 33 и 3.

И когда ты в горе, позвони Отцу,

И Он все тревоги приведет к концу.

Линия свободна каждому из нас,

Можем говорить мы с небом каждый час.

Бог ее устроил для Своих детей.

И, когда ты в горе, позвони скорей.

Позвонить Богу – это значит помолиться Ему, поговорить с Ним, как по телефону. Мы ведь, когда звоним своим друзьям, не видим их. Так и с Богом: мы Его не видим, но разговариваем с Ним. Он никогда не занят, готов всегда нам ответить. По очереди дети набирают номер «Иеремия 33 и 3» и берут трубку. В это время по магнитофону звучит золотой стих (записать столько раз, сколько детей в группе и еще запас).

Золотой стих:

«Воззови ко мне, и Я отвечу тебе» Иер.33:3

Библейская история:

В Библии рассказывается об одном человеке, который тоже очень хорошо знал этот номер телефона. Этого человека звали Даниил. (Показывать на фланелеграфе).

  1. Даниил молится 3 раза в день.
  2. Завистливые люди желают причинить зло Даниилу.
  3. Указ царя Дария.
  4. Даниил в львином рву (магнитофон с записью рычания львов).
  5. Спасение Даниила.

Песенка «Когда молишься».

Повторение:

1.Как звали царя?

  1. Сколько раз в день молился Даниил?
  2. Почему Даниила бросили в львиный ров?
  3. Кто сохранил Даниила от смерти?

Проводить повторение можно по рисунку.

Применение:

Ребята, как вы думаете, почему Бог сохранил Даниила? (Он любил Бога, ничего плохого не делал и молился.)

Когда и где можно молиться.

Даниил молился 3 раза в день, а нам когда можно молиться, где можно молиться?

На доске появляются картинки.

  • Можно молиться утром (человек потягивается).
  • Можно благодарить за пищу (чашка, булочка).
  • Когда едем куда-нибудь, например, в садик, или в Воскресную школу, или в гости: «Благослови людей, которые идут по улице, тех, которые едут сейчас с нами в автобусе» (автобус).
  • Ты решил изготовить подарок для мамы и не хочешь, чтобы другие узнали. Но ты сомневаешься, сможешь ли это сделать. Тогда можно помолиться, чтобы ты смог обрадовать маму, чтобы Иисус тебе помог (краски, кисточка).
  • Можно молиться вечером, перед сном, чтобы Бог сохранил тебя в эту ночь (лицо, спящее на подушке).
  • Ты грустный, что-то не удалось, кто-то обидел, плакать хочется. Все заботы можно возложить на Бога, поэтому молись и сможешь радоваться (грустное лицо).
  • Как вы думаете, можно молиться, когда нам радостно? О чем? Благодарить Бога за все хорошее (весёлое лицо).

Ребята, а где молиться нельзя? (Везде можно).

Раздать листы, на которых дети изображают, где еще можно молиться.

После окончания работы рассматриваем рисунки, слушаем описание (когда и где еще можно молиться).

Оказывается, молиться можно не только в церкви, в Воскресной школе, но и дома, и на улице, везде и всегда.

Поделка: «Даниил»

Дома рассказать историю о Данииле маме, а чтобы маме было интересно, показать поделку.

Вавилонский царь Навуходоносор приказал взять из плененного Иерусалима несколько красивых и понятливых мальчиков и научить их языку и книгам халдейским. Между отобранными были Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
Назначил им царь Навуходоносор ежедневную пищу и вино со своего стола, но юноши решили не оскверняться царскими яствами и попросили, чтобы им давали только овощи и воду.
Поначалу не хотели пойти им навстречу, но когда попробовали для опыта питать их так, как они просили, увидели, что стали юноши здоровее и красивее тех, кто ел царскую пищу.
Потом юноши были представлены царю Навуходоносору, он нашел их мудрее многих и оставил при дворе.
Приснился раз царю Навуходоносору сон, который очень мучил его. Позвал он своих толкователей и мудрецов и говорит:
- Был мне сон, не могу его рассказать, потому что слово от меня отступило. Растолкуйте мне этот сон.
Ничего не могли поведать халдейские мудрецы, и царь Навуходоносор приказал их всех жизни лишить.
Услышал о том пророк Даниил и просил не убивать мудрецов:
- Я открою значение сна.
Ввели Даниила к царю.
- Бог открыл в твоем сне, что будет в последние дни твоего царствования, - сказал Даниил. - Приснился тебе истукан - огромный, блестящий. Голова золотая, грудь и руки - из чистого серебра, живот и бедра - из меди, голени - из железа, а ноги - отчасти железные, отчасти - глиняные. Сорвался камень с горы и разбил того истукана в прах, так что и следа не осталось от глины, железа, меди, серебра и золота. А камень сделался великой горой и наполнил собой всю землю. Вот сон, и вот толкование его: ты - царь, царь царей, ты - золотая голова. После тебя будет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепко, как железо, и, как железо, все будет сокрушать. Потом будет царство частью крепкое, частью - хрупкое. И не сольются две части, как глине не дано смешаться с железом. Но во дни всех этих царств появится царство, которое разрушит все остальные, а само будет стоять вечно - об этом говорит камень, который сорвался с горы и сам стал горой.
Поклонился царь Навуходоносор пророку Даниилу, велел поднести ему дары и благовонные курения, и поставили Даниила над всей областью вавилонской и главным начальником всех вавилонских мудрецов.

ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН
После того повелел царь Навуходоносор изготовить золотого истукана и всем людям своей страны поклониться ему по звуку трубы.
- А кто ослушается и не поклонится, будет брошен в раскаленную печь, - провозгласил царь Навуходоносор.
Все народы повиновались ему, и только иудеи не поклонились.
Привели к царю трех мужей иудейских, Ананию, Мисаила и Азарию:
- Вот эти не поклонились.
Разгневался царь Навуходоносор, приказал раскалить печь в семь раз сильней, чем обычно, так что воины, бросавшие в печь этих троих, погибли от жара.
И тут увидел Навуходоносор, что в печи не трое, а четверо - ходят они среди огня, и нет им вреда.
- Разве не троих мы бросили в печь? - удивился Навуходоносор.
- Троих, - отвечали ему. - Но четвертый подобен сыну Божию.
- Выйдите из огня, - молвил царь Навуходоносор. - Велик ваш Бог, который вас спас.
Вышли Анания, Мисаил и Азария и были возвышены в стране вавилонской.

ПИР ВАЛТАСАРА
Царь Валтасар устроил пир для тысячи вельмож и пил вино перед глазами тысячи. И приказал он принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор взял из храма Иерусалимского.
Стали гости пить из этих сосудов и славить богов своих - золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В это время появилась кисть руки и стала писать на стене слова. Испугался царь Валтасар, задрожал, приказал привести мудрецов:
- В пурпур облеку, золотую цепь дам, сделаю третьим человеком в царстве того, кто растолкует эти слова!
Но никто из мудрецов ничего не сказал Валтасару.
- Не тревожься, царь, - молвила царица. - Позови Даниила - главу мудрецов и гадателей снов.
Пришел пророк Даниил и сказал:
- На стене написано МЕНЕ, TEKEЛ, УПАРСИН . Вот значение этих слов:

МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему.

TEKEЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким.

УПАРСИН - разделено царство твое и дано мидянам и персам.

В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и царство принял Дарий Мидянин.

ПРОРОК ДАНИИЛ В ЯМЕ СО ЛЬВАМИ
Царь Дарий поставил над царством сто двадцать сатрапов, то есть наместников, а над ними трех князей, одним из которых был пророк Даниил.
Даниил был выше всех духом, и царь Дарий собирался поставить его над всем царством, но князья и сатрапы донесли царю, что Даниил поклоняется своему Богу, а за это полагалось бросить человека на съедение львам.
Не хотелось царю Дарию убивать Даниила, но указ был подписан его же рукой, а царское слово твердо. Сильно опечалился Дарий, оттягивал казнь до заката солнца, пока снова не приступили к нему сатрапы с князьями:
- Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое слово царя не может быть изменено.
Бросили пророка Даниила ко львам, а царь Дарий пошел спать, но не уснул до утра. Утром побежал к яме и жалобным голосом окликнул Даниила:
- Неужели не помог тебе твой Бог, Даниил?
- Ничего мне не сделали львы, - ответил пророк.
Подняли его из ямы, а вместо него бросили львам тех, кто хотел его смерти. Они и до дна ямы не долетели, как были разорваны львами.
Высоко стоял Даниил и при Дарии и в царствовании Кира Персидского.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ
Сразу же после воцарения своего царь персов Кир объявил словесно и письменно:
- Пусть все иудеи идут в Иерусалим и строят дом Бога своего, а кто не пойдет, пусть поможет им серебром и золотом.
И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники и левиты, и пошли в Иерусалим. Их соседи помогли им дарами, а царь Кир отдал сосуды, взятые в свое время Навуходоносором из дома Господня в Иерусалиме.
Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, соорудили жертвенник Богу, наняли каменотесов и плотников и на второй год по возвращении начали строительство. Местные жители всячески мешали им, пока царь Дарий не подтвердил решение царя Кира. В шестом году царствования Дария был построен храм Иерусалимский.
Однако стены города все еще не были восстановлены. Услышал о том Неемия, бывший в Сузах виночерпием у царя Артаксеркса, и так опечалился, что царь спросил:
- Отчего печально твое лицо?
- Как же мне не печалиться, - отвечал Неемия, - если город, дом гробов отцов моих, находится в запустении и ворота его сожжены огнем?
И отпустил царь Неемию в Иерусалим, чтобы обстроить город.
Пришел Неемия в Иерусалим и призвал народ на строительство стен.
- Видите, в каком бедствии мы находимся? Пойдем построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком унижении.
Но когда услышали о том местные жители, сказали:
- Что делают эти жалкие иудеи? Неужели оживят они свои камни?
Когда стена была уже наполовину готова, местные жители сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. Тогда пришлось иудеям разделиться: одни строили, а другие охраняли строящих. Во все дни строительства даже ночью никто не снимал с себя одеяния своего, у каждого под рукой был меч и вода.
И построена была стена в пятьдесят два дня.

Придя к царю Дарию, придворные, ненавидевшие Даниила, сказали, что Даниил не обращает внимания ни на царя, ни на подписанный им указ и три раза в день молится своему Богу. Услышав это, царь сильно опечалился и решил спасти Даниила. Но придворные сказали, что по закону никакой царский указ не может быть изменен. Тогда царь велел бросить Даниила в львиный ров. Но он знал, что Бог Даниила был великим Богом, и поэтому он сказал: "Бог твой. Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!" Затем царь вернулся в свой дворец, лег спать без ужина, и всю ночь не мог уснуть. На рассвете царь поспешил к львиному рву и, подойдя, жалобным голосом позвал Даниила: "Даниил, раб Бога Живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?" Даниил ответил: "Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления". Дарий чрезвычайно обрадовался, что Даниил жив, и повелел поднять его из рва. И когда его подняли, оказалось, что львы не причинили ему никакого вреда. "И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров... и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их". После этого случая царь Дарий написал письмо и послал его во все области своего царства. Этим письмом он повелел всем народам чтить Бога Даниила, потому что Он - Бог живой, вечный, и владычество Его бесконечно. "Он избавляет и спасает, совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов!"
ДАНИИЛ 6:12-28

Как мы уже читали, ассирийские войска завоевали Северное царство, Израильское, и увели народ в плен. (Это случилось за семьсот лет до рождения Христа). Лет на сто позже объединенные войска мидийцев и вавилонян уничтожили, после двухлетней осады, Ниневию. Вавилон, став сильным государством, грабил соседние народы, среди них также Южное царство, Иудейское, вместе с Иерусалимом, и отводил иудеев в вавилонский плен. Но и сильной Вавилонской империи пришел конец. Ее завоевали мидийцы и персы. Вскоре персидский царь Кир разрешил иудеям возвратиться в их родные места: "Так говорит Кир, царь персидский: "Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева". На родину возвратилось более сорока тысяч евреев, в основном, иудеев, т.е. евреев из колена Иуды, и считается, что также люди из других одиннадцати израильских колен. Но много евреев все же осталось в персидских странах. Во второй год после возвращения на родину израильтяне собравшись в Иерусалиме, решили снова построить разрушенный храм Господень, и заложили основание нового храма. "Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их. плакали громко; но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного; потому что народ восклицал громко, и голос слышан был далеко". Внук иудейского царя Иехонии, Зоровавель, руководил возведением этого нового храма. Но народы, которые за это время поселились там, где раньше жили израильтяне, ненавидели их и стали препятствовать постройке храма, запугивая евреев и обвиняя их перед персидским царем Артаксерксом. Им удалось задержать работу по постройке храма на пятнадцать лет - до царствования нового персидского царя Дария. (Это другой Дарий, а не тот, о котором мы читали раньше, и который завоевал Вавилон). Царь Дарий подтвердил ранее данное повеление царя Кира и послал в Иерусалим письмо с указом окончить постройку храма. "И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестый год царствования царя Дария". Этот храм был гораздо меньше прекрасного храма, построенного Соломоном более четырехсот пятидесяти лет тому назад.
ЕЗДРА гл. 1-6

Персидский царь Артаксеркс решил жениться. Чтобы найти себе самую красивую в Персидском царстве жену, царь разослал гонцов во все области своего царства, чтобы собрать всех красивых девушек в престольный город Сузы. Там, в течение двенадцати месяцев, их готовили к приему у царя. В это время в Персии было много потомков евреев, которых ассирийские и вавилонские войска в свое время взяли в плен. "Был в Сузах... один Иудеянин (т.е. еврей из колена Иуды); имя его Мардохей... и был он воспитателем Гадассы, дочери дяди его, - она же Есфирь, - так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери... Когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы,... тогда взята была и Есфирь в царский дом... И полюбил царь Есфирь более всех жен... и он возложил царский венец на голову ее, и сделал ее царицею... И сделал царь большой пир для всех князей своих и для служащих при нем, - пир ради Есфири, и сделал льготу областям, и раздал дары с царственною щедростию. ...Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей". После этого возвеличил царь одного из князей своих, Амана, выше всех князей персидских. "И все, служащие при царе... кланялись и падали ниц пред Аманом; ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц... И исполнился гнева Аман... и задумал Аман истребить всех иудеев... во всем царстве Артаксеркса..." "И сказал Аман царю Артаксерксу: "Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют"... И сказал царь Аману: "...Поступи с ним, как тебе угодно..." И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то-есть месяца Адара, и имение их разграбить... Во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, И ВОПЛЬ..."