Доминантные черты характера. Тест: какая черта характера у Вас доминирует? Работа на занятии

Доминантность – многозначное понятие, которое прежде всего обозначает способность занимать главенствующее положение. Это понятие есть и в биологии, и в психологии, и во многих других отраслях науки.

Доминантность в психологии по Кеттеллу

Доминантность – это черта характера, которая проявляется в стремлении и способности постоянно занимать в любой группе важное, главенствующее положение, и при этом влиять на других людей, диктовать свою волю.

В психологическом тесте Кеттела доминантность характеризуется такими дополнительными свойствами, как самостоятельность, настойчивость, напористость, независимость, упрямство, своенравие, а в некоторых случаях и агрессивность, конфликтность, жажда восхищения, отказ от признания власти, авторитарное поведение, бунтарство. Именно во всех этих свойствах и их совокупности и кроется склонность к доминантности.

Доминантную личность легко узнать – это талантливые руководители, предприниматели, правители, люди с незаурядными организаторскими способностями. Нельзя говорить о том, что любой доминантный человек жесток или пытается подавить чужую волю – эти черты являются крайностью.

Доминантность полушария и психические функции

Кроме доминантность характера психология также рассматривает доминантность полушарий. Не секрет, что каждое из полушарий мозга имеет свои определенные функции, и существует мнение, что у каждого человека доминирует одно над другим, таким образом усиливая определенный тип мышления и заглушая второй. Рассмотрим более подробно их психические функции:

Левое полушарие:

  1. Абстрактное мышление.
  2. Получение информации пространства справа.
  3. Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом.
  4. Аналитическое восприятие, математические вычисления.
  5. Формирование наиболее сложных двигательных актов.
  6. Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание.
  7. Установление идентичности стимулов по названиям.
  8. Управление органами правой половины туловища.
  9. Последовательное восприятие.
  10. Оценка временных соотношений.
  11. Установление сходства.

Существует научное мнение о том, что люди с доминирующим левым полушарием наиболее сильно устремлены к теории, имеют развитую речь, активны, целеустремлены, могут прогнозировать результаты действий и события.

Правое полушарие

  1. Конкретное мышление.
  2. Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи.
  3. Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие.
  4. Управление органами левой половины туловища.
  5. Установление физической идентичности стимулов.
  6. Правильная оценка характера неречевых звуков.
  7. Получение информации пространства слева.
  8. Оценка пространственных отношений.
  9. Целостное восприятие (гештальт).
  10. Конкретное узнавание.
  11. Установление различий.
  12. Музыкальный слух.

Человек, у которого доминирует правое полушарие, скорее предпочтет некоторые конкретные видам деятельности, обычно они медлительны, спокойны, необщительны, но весьма тонко чувствуют окружающую среду, восприимчивы к людям и событиям.

Люди, у которых правое и левое полушарие развиты одинаково, обычно в некоторой степени совмещают в своем типе мышления черты, присущие и тому, и другому полушарию.

Кроме этого известно мнение о том, что доминантность полушарий может проявляться не постоянно, а лишь в некоторых конкретных случаях. Обычно полушария взаимодействую последовательно: например, при обработке информации сначала включается правое полушарие, а затем анализ продвигается в левое, в котором проходит окончательное осознание полученных данных.

Великое дело социальная психология. Понимание доминирующих черт коллективного характера отдельных социальных групп позволяет прогнозировать их поведение в различных обстоятельствах, особенно критических. Причем такие доминанты проявляются в самых разных исторических условиях, что делает прогноз весьма надежным. Мы попробуем исследовать эти группы и начнём с третьего сословия

Так, поведенческий стереотип денежного класса (он же «третье сословие», он же «буржуазия») определяется жадностью. Деньги занимают центральное место в системе ценностей этой социальной группы, и накопление капитала составляет смысл ее существования. Это не хорошо и не плохо, это нормально - так же, как для священников нормально видеть смысл жизни в служении Богу, а для дворян прошлого в служении державе. Так устроено человеческое сообщество, и каждое сословие выполняет в нем свою функцию, необходимую социуму, предпринимательское сословие в том числе.

В позапрошлом веке английский профсоюзный деятель и публицист Теодор Даннинг первым подметил, что ради 300 % прибыли «нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы под страхом виселицы». К этому можно добавить, что нет такого риска, на который буржуазия не пошла бы, лишь бы не делиться накопленными деньгами, вплоть до риска лишиться жизни.

Просьба «дать денег» на дело, не несущее непосредственной прибыли, воспринимается третьим сословием как кощунство. Предложить такое предпринимателю все равно что предложить священнику совершить богохульство или предложить дворянину нарушить присягу. Даже в экстремальной ситуации, описываемой формулой «кошелек или жизнь», для третьего сословия выбор не очевиден. Если для остальных вопрос является риторическим и жертвовать жизнью ради денег даже в голову не приходит, то буржуа чисто психологически отказываются верить в неотвратимость вставшей дилеммы и до последнего цепляются за деньги. Отсюда раскаленные утюги на животе и паяльники в заднем проходе как способы убеждения, применяемые бандитами к богачам в доказательство серьезности своих грабительских намерений.


Примеров самоубийственного поведения денежного класса множество. Так, константинопольские богатеи пожалели денег на усиление пушками обороны от наступающих османов. А Мехмед II перекупил венгра-оружейника Урбана и в результате турки взяли город штурмом, а город назвали Стамбулом. Турецкий султан был поражён несметными богатствами, свезёнными на городскую площадь, и отдал приказ о казни всей византийской «элиты» - справедливо посчитав их безумным жлобьём недостойным жизни. А те представители чиновничье-олигархического класса Византии, которым удалось смыться в Европу («к друзьям и союзникам») были ограблены и многие убиты. Ведь за ними уже не стояло могущественное государство.

Полтысячелетия спустя Лавру Георгиевичу Корнилову ростовские толстосумы на борьбу с большевиками собрали по подписке аж… 400 (четыреста) рублей. Белым пришлось уйти из города и мерзнуть в героическом «ледовом походе» - даже на валенки денег не хватило. Зато когда после в Ростов пришли красные, награбили там на 100.000.000 (сто миллионов рублей), а тех кто «сэкономил на подписке» поставили к стенке.

Скупердяйскую сущность «третьего сословия» прекрасно понимал нижегородский авторитетный бизнесмен Кузьма Минин. Опираясь на свой ушкуйнический опыт, он вытрясал из городских богачей средства на ополчение сугубо рэкетирскими методами: сажал в холодную, брал заложников и т.п. В результате ополчение состоялось, побило супостата в Москве, что мы и празднуем каждый год 4 ноября. Очевидно, что ничего этого не было бы, если бы Минин ограничился методами словесного убеждения подобно Корнилову.

Конечно, нельзя возводить сословный стереотип поведения в абсолют, бывают и исключения. Некоторые предприниматели способны отойти от шаблона и поступать в кризисных ситуациях разумно и ответственно. В конце концов, четыреста-то рублей Корнилов собрал…)))

Но это именно исключения, лишь подтверждающее общее для социальной группы правило, которое проявляется всегда и везде, сейчас в России тоже. Ясно ведь, что парадигма развития страны, аккумулирующая социальную и национальную напряженность, с железной неизбежностью ведет к взрыву, который со всей русской безсмысленностью и безпощадностью разнесет все к чертовой матери, причем буржуазия пострадает в первую очередь.

Казалось бы, хотя бы из чувства самосохранения третьему сословию надо потрясти мошной ради поддержки тех политических сил, которые способны удержать Россию от хаоса, когда обреченный режим рухнет. И ведь поступить в данном случае надо просто как все - «отдать кошелёк» (т.е. малую часть своей собственности) и сохранить и жизнь и нажитое.

Но тут дело не только в социальной психологии богачей, но и в том, что такой выбор как «кошелёк или жизнь» не предлагается напрямую, и многие его, - этот выбор, - просто не видят и не думают о нём. А выбор-вопрос стоит сейчас очень остро на фоне приближающегося коллапса...

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Параноик

высокая степень целеустремленности.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность, независимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает.

: агрессивность, раздражительность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленный цели; нечувствительность к чужому горю, отсутствие душевности в отношениях с людьми, авторитарность.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит отсутствия общественного признания и одобрения его успехов; он чрезвычайно честолюбив, но по большому счету, а не по мелочам.

Эпилептоид

Доминирующие черты характера : любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность (не признают того, что еще не принято другими); высокий энергетизм, агрессивность.

: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимательность к своему здоровью.

Отталкивающие черты характера : жестокость, нечувствительность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением ими определенных правил. Эпилептоид для себя – единственно хороший человек.

«Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит неподчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.

Гипертим

Доминирующие черты характера : постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т.е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.

Привлекательные черты характера : энергичность, оптимизм, щедрость стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неодержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводит начатое дело до конца.

Отталкивающие черты характера : поверхность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более интересным) в данный момент перескакивание с одного дела на другое, неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость, склонность к прожектерству и аморальным поступкам.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или вынужденное безделье.

Истероид

Доминирующе черты характера : демонстративность, т.е. стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера : упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера : способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

«Слабое звено» этого психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их высмеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток.

Шизоид

Доминирующие черты характера : интровертированность, т.е. фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность.

Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысливающий окружающую действительность. При этом он самостоятельно создает схемы анализа и пытается с их помощью объяснить существующий мир.

Привлекательные черты характера : серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий.

Шизоид очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает их, не внедряет в жизнь.

Отталкивающие черты характера : замкнутость, холодность, рассудочность.

Шизоид малоэнергичен, малоактивен при интенсивной работе, как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холоден, почти не выражает никаких эмоций: не печалится и не радуется, не сердится и не смеется. Он равнодушен к чужой беде, может быть даже жестоким. Но его эгоизм не сознательный, он просто не замечает чужого горя. В то же время шизоид может быть и сам легкоранимым, так как самолюбив. Не любит, когда критикуют его систему.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит ситуации, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних людей в его внутренних мир.

Психастеноид

Доминирующие черты характера : неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и близких.

Привлекательные черты характера : аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, безинициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. Причем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось». Поэтому психастеноид так верит в приметы.

Другой формой защиты от постоянных страхов является сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.

«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других.

Сензитив

Доминирующие черты характера : повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Сензитивы робки и застенчивы особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально – этической и волевой сферах.

Привлекательные черты характера : доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Сензитив стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера : мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.

Гипотим

Доминирующие черты характера : постоянно пониженное настроение, склонность к депрессивным аффектам.

Настроение гипотима так же постоянно меняется, как и у гипертима, но только эти изменения со знаком минус. Поэтому настроение практически всегда плохое.

Привлекательные черты характера : совестливость и острый критический взгляд на мир.

Гипотим стремится чаще быть дома, создавая уют и теплоту, и тем самым избегать лишних волнений.

Отталкивающие черты характера : обидчивость, ранимость, постоянное уныние, склонность искать у себя проявление недомоганий, различных заболеваний, почти полное отсутствие интересов и увлечений.

Низкая энергетичность гипотима выражается в быстрой утомляемости, он часто впадает в апатию, появляются унылые мысли. Из-за этого его действительно преследуют неудачи, он к этому привыкает, жалуясь окружающим на судьбу, на несправедливое отношение к себе и т.п.

«Слабое звено» этого психотипа: открытое несогласие с ним в восприятии действительности.

Конформный тип

Доминирующие черты характера : постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, почти полная зависимость от малой группы (семьи, компании), в которую он входит в данный момент.

Жизнь идет под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было, как у всех». Это распространяется и на стиль одежды, и на взгляды по самым важным проблемам.

Привлекательные черты характера : дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. В группе они не являются источником конфликтов или раздоров, так как принимают стиль жизни группы без всякого критического осмысления, ими удобно командовать.

Отталкивающие черты характера : несамостоятельность, безволие, почти полное отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения, что может послужить причиной аморальных поступков.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит крутых перемен. Ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения может послужить причиной реактивных состояний.

Неустойчивый тип

Доминирующая черта характера: полное непостоянство проявлений. В отличие от конформного психотипа неустойчивый зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту минуту оказался рядом с ним. Его ничего не может удержать, он поддается влиянию этого человека.

Привлекательные черты характера : общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.

Отталкивающие черты характера : безволие, тяга к пустому время – препровождению и развлечениям, болтливость, хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность.

«Слабое звено» этого психотипа: безнадзорность, бесконтрольность, которые иногда приводят к серьезным последствиям.

Астеник

Доминирующие черты характера : повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность, способность к раскаиванию.

Отталкивающие черты характера : капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.

«Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Лабильный тип

Доминирующие черты характера : крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных (незаметных для окружающих) поводов. От душевного состояния в данный момент зависит практически все: и аппетит, и сон, и общее самочувствие и желание общаться, и работоспособность и желание учиться и т.п.

общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в период приподнятого настроения).

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного настроения). Во время простого разговора может вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказать что-то дерзкое, обидное.

«Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Циклоид

Доминирующие черты характера: смена двух противоположных состояний – гипертимного и гипотимного, циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность (в период подъема настроения, когда он похож на гипертима); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил – все валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует невероятных усилий (в период спада настроения, когда он похож на гипотима).

Отталкивающие черты характера : непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости к окружающим. Во время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность.

«Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

Итоговый контроль

1. Установить соответствие

2.Заполнить пробелы.

а) Человек, интересы которого преимущественно обращены на окружающий мир и других людей, называется …………

б) Человек, который больше интересуется своим внутренним миром и не нуждается в постоянном притоке внешних впечатлений, называется ……….

в) Характер формируется на основе …………

3. Верно или неверно.

а) Наличие акцентированных черт в характере всегда ведет к развитию психопатий.

б) Характер человека не зависит от социальных факторов.

Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия

Цель: сформировать понятие об ощущениях и восприятиях, их видах и свойствах.

знать:

Понятие об ощущениях и восприятиях;

Основные законы ощущений (закон Вебера-Фехнера, Бугера-Вебера) виды ощущений;

Свойства восприятий;

уметь:

Отличать процессы ощущения и восприятия

Определять принципы организации восприятия

Пользоваться таблицами для различных видов ощущений.

Информационный материал:

Психические процессы – это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.

Классификация ощущений:

1. по модальности (по принадлежности определенными органам чувств) – зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.

2. по месту расположения рецепторов – экстероцептивные (при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела); проприоцептивные (при воздействии раздражителей на рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (при воздействии на рецепторы, находящиеся во внутренних органах). В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.

Общие свойства ощущений:

1. качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.

2. интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фекнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

3. длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.

Чувствительность – общая способность к ощущению.

Абсолютный порог чувствительности:

нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;

верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.

Адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.

Восприятие – это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Образы восприятия – это та психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Важнейшими свойствами образа восприятия являются:

Предметность,

Структурность,

Осмысленность,

Целостность,

Константность,

Избирательность.

Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Структурность – абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры.

Целостность – отражение объектов в совокупности их свойств.

Константность – способность системы анализаторов компенсировать изменения, происходящие с объектом.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность – отнесение воспринимаемого объекта к определенной группе, классу объектов и явлений.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.

К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина реальности, относятся:

Ограничения, связанные с органами чувств,

Состояние сознания,

Предшествующий опыт,

- «культурное моделирование».

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.

Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ окружающего.

Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур.

Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение.

Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:

Принцип фигур и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.

Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.

Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.

Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализуется наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Классификация восприятий

1. по анализаторам

2. по формам существования материи:

Восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;

Восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;

Восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.

Основная литература:

1. Немов Р.С. Психология (в 2-х томах) – М., 2004

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2002

3. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М., 2006

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2000

4. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007

5.Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006

Работа на занятии

Задание 1.

С закрытыми глазами, держа на раскрытой ладони предложенный преподавателем предмет, попробуйте определить свои ощущения.

Затем, не открывая глаз, ощупайте предмет руками, исследуйте его. Какие ощущения добавились? Можете ли Вы определить предмет? Объясните, в чем разница между ощущением и восприятием.

Задание 2.

Заполните таблицу «Отличие процессов ощущения и восприятия» (совместно с преподавателем)

Задание 3.

А. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как какой-либо предмет. Какая особенность восприятия в этом проявляется?

Б. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без особого труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку бывает трудно самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

В. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?

Г. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?

Д. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после операции, вначале не различают визуально ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего.

2. Объединение элементов осуществляется по принципам , , и .

3. Все то, что для человека имеет смысл, воспринимается как .

4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент становится значимым.

5. Границы чувствительности определяется .

6. Сенсибилизацией называется чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.

II. Верно или неверно?

1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.

2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.

4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.

5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.

6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.

Тема: Психический процесс: память

Цель: сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

Понятие о процессах и видах памяти;

уметь:

Пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти

Различать виды памяти, логические операции

Работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти

Информационный материал:

Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.

Основные процессы памяти:

Запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;

Сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;

Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;

Забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.

Виды памяти выделяются:

1) по характеру психической активности

Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

Эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;

Образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);

Словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.

2) по характеру целей деятельности

Непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;

Произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.

3) по продолжительности сохранения

Кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.

Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.

Долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.


Повторение


Кратко- времен-

Входящая времен- перевод ная

Информация ная память

Воспроизведение возможно в виде:

1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;

2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)

4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999

5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007

6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006

Работа на занятии

Задание 1.

В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах провели материал через недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?

Задание 2.

Человеку, обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание (тиф). Люди, присутствующие в зале, быстро вспомнили это слово, а испытуемому понадобилось 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказалось, что он перебирал в уме все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в данном случае?

Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?

Задание 4.

В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?

Задание 5.

Почему при сжатой во времени и концентрированной подготовке к экзамену быстрее происходит забывание?

Итоговый контроль

I.Установите соответствие

1. Запоминание А. Процесс, в результате которого

2. Сохранение происходит актуализация закреп-

3. Воспроизведение ленной информации.

4. Забывание Б. Процесс, направленный на

закрепление новой информации

путем связывания с приобретен-

ной ранее.

В. Процесс, в результате которого

в коре головного мозга

удерживается полученная

информация.

Г. Процесс заключается в

невозможности извлечения

ранее закрепленного.

II.Установите соответствие

1. По характеру психической А.Кратковременная, долговременная,

активности Б. Двигательная, эмоциональная,

2. По характеру целей образная, словесно-логическая.

3. По продолжительности В. Произвольная, непроизвольная.

удержания информации

III. Заполнить пробел

1). кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более элементов.

2). К фактором забывания относится влияние и деятельности.

IV. Верно или неверно?

1). Информация легче воспроизводится в том же контексте, в котором происходило запоминание.

2) Емкость долговременной памяти и длительность сохранения информации зависят от важности материала.

Тема: Психический процесс: мышление и воображение

Цель: сформировать понятие о мышлении и воображении как познавательном процессе.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

Понятие о мышлении, видах и формах мышления;

Понятие о воображении и его видах;

уметь:

Пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности мышления;

Различать виды мышления и воображения;

Работать с методиками по развитию и совершенствованию мышления (мнемотехники, облегчающие запоминание);

Пользоваться тестами интеллекта.

Информационный материал:

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Формы мышления:

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов;

Суждение – отражение связей между объектами или их свойствами;

Умозаключение – связь между понятиями и суждениями, в результате которой возникает новое суждение или понятие.

Виды мышления классифицируется:

1) по характеру используемых средств

Наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;

Знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в символической форме.

2) по характеру протекания познавательных процессов

Интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения;

Аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:

а) абстрагирование – вычленение существенных признаков объекта и отвлечение его от остальных;

б) анализ – расчленение сложного на составные части;

в) обобщение – группирование объектов по общему признаку;

г) синтез – соединение различных сторон в единое целое;

д) сравнение – установление сходства и различия.

3) по характеру выполняемых задач

Практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями;

Теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерности вне зависимости от требований ситуации.

4) по уровню развития:

Наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации;

Наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями;

Словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации.

Язык – система знаков и правил оперирования ими.

Речь – процесс общения людей посредством языка, рассматривается как особый вид деятельности.

Основная литература:

7. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.

8. Р.С. Немов, Психология (в 2-х томах), – М., 2004

9. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.

Визуальная диагностика особенностей личности была разработана на основе учения психологов о свойствах характера. Свои названия доминанты получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности.

Однако доминанты или, как их еще называют, акцентуации , - это только особенности личности, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это приводит к склонности человека применять одни и те же модели поведения в разных ситуациях, выбирать соответствующий стиль в одежде и аксессуарах.

Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить особенности характера — доминанты. Таким образом, в режиме реального времени, без применения психологических тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности собеседника по его поведению, по манере строить общение и также по внешнему виду.

8 доминант:

  1. Паранойяльная доминанта (целеустремленный).
  2. Истероидная доминанта (демонстративный).
  3. Эпилептоидная доминанта (застревающий).
  4. Эпилептоидная доминанта (возбудимый).
  5. Шизоидная доминанта (странный).
  6. Гипертимная доминанта (жизнерадостный).
  7. Эмотивная доминанта (чувствительный).
  8. Тревожная доминанта (боязливый).

Паранойяльная доминанта (целеустремленный)

Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению («Одно мое, другое неправильное…»), что часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегать проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас». Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльной доминантой не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности.

Одежда: Для людей паранойяльного психотипа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары «к месту».

Мимика: Властная, уверенная.

Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.

Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в-третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.

Модель позитивного общения: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в-третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженной паранойяльной доминантой прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать важность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.


Истероидная доминанта (демонстративный)

Истероидная доминанта способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них - театр, а окружающие - зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность информации или несоответствие фактов. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и «несостыковки» сами проявятся. Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый тип нервной системы.

Одежда: Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и ярким макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Мимика: Все эмоции на лице людей с преобладающей истероидной доминантой выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.

Жесты: Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы.

Речь: Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.

Модель позитивного общения: С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающей истероидной доминантой раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.


Эпилептоидная доминанта (застревающий)

Одна из разновидностей людей с преобладающей эпилептоидной доминантой - эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек ригиден, плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок. Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида: «Мой дом — моя крепость». Контакты, как правило, устанавливаются застревающими плохо. Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Также застревающие исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и, в случае необходимости, пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир - это семья.

Одежда: Практичная и удобная. На работе классическая одежда, в быту предпочитает кэжуал.

Мимика: Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны.

Жесты: Четкие, выверенные.

Речь: М едленная, вялая.

Модель позитивного общения: Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть «свой» интерес, тогда сотрудничество Вам обеспечено.


Эпилептоидная доминанта (возбудимый)

Данная особенность людей с ярко выраженной эпилептоидной доминантой (возбудимость) определяет категорию жестких и жестоких людей. Они могут заниматься спортом или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны. Такие люди предпочитают короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в борьбу. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип «Я выполнял приказ…». В средствах достижения целей возбудимые неразборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу «Не грузи…». Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный тип нервной системы.

Одежда: Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.

Мимика: Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.

Жесты: Тяжеловесные, подчеркнутые участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.

Речь: М едленная, жесткая.

Модель позитивного общения: В общении с таким психотипом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом, желательно не провоцировать возбудимого эпилептоида на необдуманные действия. Либо в случае «срыва» собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение «дружить против…».


Шизоидная доминанта (странный)

У людей с шизоидной доминантой собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной и неординарной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гротескные, местами неловкие, внешне угловатые. Тип нервной системы у таких людей слабый.

Одежда: Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и «пестрить» неожиданными деталями. В отличие от истероидной доминанты, у шизоидов нет четкого «образа».

Мимика: Характерный взгляд «мимо собеседника в никуда…» и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).

Жесты: Также угловатые, несогласованные и неловкие.

Речь: Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.

Модель позитивного общения: Учитывая интровертированность доминанты, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить, ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.


Гипертимная доминанта (жизнерадостный)

Гипертимная доминанта характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Гипертимная доминанта отличается гибкостью и быстрой переключаемостью с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный тип нервной системы.

Одежда: Универсальная, удобная, не сковывающая движений.

Мимика: Живая, жизнерадостная, энергичная.

Жесты: Бодрые, быстрые. В движениях гипертим - непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.

Речь: Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию.


Эмотивная доминанта (чувствительный)

Эмотивная доминанта характерна категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать окружающим. В разговоре обычно внимательно слушают и проявляют понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, сериалы, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают переживания. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый тип нервной системы.

Одежда: Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.

Мимика: Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «влажных глаз».

Жесты: Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себе руки.

Речь: Тихая. Эмотивы больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и рекомендуется найти общие интересы.


Тревожная доминанта (боязливый)

Для людей с выраженной тревожной доминантой характерна повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед началом работы ежедневно пьют кофе «чтобы вработаться»). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип «Семь раз отмерь, один отрежь». Слабый тип нервной системы.

Одежда: Неяркая и закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.

Мимика: Слабая, неуверенная.

Жесты: Самоуспокаивающие, тревожные, часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать.

Речь: Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.

Модель позитивного общения: Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными» подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

При необходимости диагностирования доминанты личности следует помнить, что доминанты - это лишь усиленные черты характера. Данные характеристики описывают «идеальные» категории особенностей личности. В реальности, у индивида чаще всего выражены несколько доминант (две или три доминанты), но их выраженность может быть «размыта», так как человеку присуща не одна модель поведения, а несколько. Опираясь на данную методику, диагност может предполагать, какая модель поведения наиболее соответствует успешному взаимодействию в конкретной ситуации с определенным психотипом. Для этого, во избежание ошибочных оценок, стоит всегда возвращать себя к мысли о том, что внешность бывает обманчива, как и слова. Поэтому прогноз по поступкам чаще оказывается более качественным.

Артем Павлов (г. Москва) - консультант спецслужб и бизнеса в области поведенческого анализа с опытом оперативной работы более 15 лет. Эксперт визуальной психодиагностики личности. Профайлер. Физиогномист. Графолог. Экс-сотрудник спецслужб. Основатель Агентства экономической и кадровой безопасности "D.I".