Есть ли фотографии рая или ада. Ад и рай. Загробная жизнь в разных культурах (16 фото). Как душа попадает в ад

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира. Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.

Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.

В христианских трактатах V—VII вв. еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада — огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».

У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным


В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.

Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, — это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.


По Данте, ад состоит из девяти кругов


По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень преисподней попадает душа. В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых преисподнюю отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны — от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Сандро Боттичелли.


«Карта ада» Сандро Боттичелли

Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.


Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину


Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад — это вершение судеб грешников.


«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 — 1502 годы

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.


Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх


Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса. Например, в третьей части триптиха «Сад земных наслаждений» музыкальные инструменты, превращенные в орудия пытки, — это символы сладострастия, а волынка, как и другие заостренные предметы на картине, обозначает в средневековом символизме мужское начало.




«Сад земных наслаждений». Иероним Босх, 1500 — 1510 годы

Естественно, ад для каждого свой, и у всех он разный. Но как бы ни разнились описания преисподней, можно с уверенностью сказать, что это — самое страшное, жуткое место, куда все-таки лучше не попадать.

Почти в каждой религии или мифологии так или иначе присутствует такое место, куда попадают души тех, кто вёл себя хорошо и правильно в мирской жизни. Вот только понятия о правильности у многих религий слишком уж отличается. Но сейчас не об этом, а о том, как именно выглядит то самое место, которое можно назвать раем в представлении различных религий и верований. Далеко не всегда это просто красивый сад.

Его называли по-разному: Элийзий, Элизиум, «елисейские поля» или «долина прибытия». Это особое место в загробном мире, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Сначала считалось, что на Острова блаженных Зевс может поселить лишь героев четвёртого поколения, погибших в сражениях. Но позже Элизий стал «доступен» для всех блаженных душой и посвящённых. Среди тенистых аллей праведники проводят блаженную жизнь, устраивая спортивные игрища и музыкальные вечера. Кстати, именно от этого слова произошло имя Елисей и название парижского проспекта Елисейские поля.

Восточнославянская и восточнопольская мифология представляла рай как некую мифическую страну, которая находится на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. То же название имеет райское мировое дерево, у вершины которого обитают птицы и души умерших. Ирий - это местом на небе или под землёй, куда отправляются и где обитают души умерших предков, куда на зиму улетают птицы и насекомые, а также уползают змеи. По народным поверьям туда первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи), а последним - аист.

В древнеармянской мифологии часть загробного мира − райское место, куда попадают праведники, называлась Драхт. В Драхте стоит Партез - райский сад, посреди которого растёт мировое древо жизни − Кенац цар, являющееся центром мира и символом абсолютной реальности. При рождении человека дух смерти Грох записывает на лбу человек его судьбу. На протяжении всей жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Грешники, идя по Мазе Камурджу, скользят и попадают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк (аналог ада), а праведники проходят по мосту и попадают в Драхт.

Дословно переводится как «дворец павших» - небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Вальхаллой правит сам Один, восседая на Хлидскьялве. По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Часть загробного мира, в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот - тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти - «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина. Именно Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Райский сад, который согласно Библии был первоначальным местом обитания людей. Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом.

Новый смысл рая, уже после грехопадения, раскрывается как «Царство Небесное», куда вновь открыта дорога людям, но уже после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.

Джаннат - это такое место, в котором после Судного дня будут вечно прибывать мусульмане-праведники. Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.

В буддийской мифологии рай, управляемый буддой Амитабхой. Почва и вода в Сукхавати благородна, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Сукхавати - бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. Вообще, буддисты верят, что после смерти тела душа умершего человека переселяется в другое тело. Эти многократные переселения души из тела в тело на языке буддизма называются сансарой. Рай и ад, правда, существуют. Но это не место для вечного блаженства и вечных мучений, это просто одно из переселений души. После временного пребывания в раю или аду души снова возвращаются в земное тело. После долгого, очень долгого пребывания в сансаре души особенно заслуженных праведников попадают в особое место и в особое состояние, которое называется нирваной. Нирвана похожа на рай тем, что — это тоже блаженство и при том блаженство вечное. Однако в отличие от рая в нирване нет никаких форм деятельности, это блаженство, похожее на сон.

Православные верят в то, что некрещеный человек никогда не сможет попасть в рай. Помимо этого, на протяжении всей жизни необходимо придерживаться всех вероучений, причащаться, совершать хорошие поступки и соблюдать чистоту духа. Только Бог сможет определить, куда попадет душа умершего, в рай или Ад?

Христианство

Ад - это преисподняя, место, где умершие грешники и отверженные ангелы испытывают вечное наказание. По одной из концепций православия, прародители совершили грехопадение, после чего Ад наполнился душами всех умерших, и грешников и праведников. Некоторые души в Аду начали проповедовать, что всеобщее избавление от мук уже близится. Христос, после распятия на кресте, спустился в Ад и разрушил его, забрав праведные души и души грешников, принявших веру в рай. По сей день неизвестно, что будет с душами всех святых, только Богу известно это. Вскоре настанет Страшный Суд, и грешные души отправятся в Ад, а благочестивые - в рай.

Самый страшный грех - это отсутствие дел милосердия и не следование заповедям Божиим тех людей, которые знают эти заповеди. В Аду же, самое страшное наказание - это не физическое насилие, а моральное. Муки совести страшнее телесных мук.

Правит балом в Аду Люцифер (сатана) - ангел света, который был свержен из рая вместе с другими падшими ангелами. Сатана является палачом человечества, и он же сам искупает свой грех. Так, как выглядит Ад в христианстве? Ад рисуется, как божественная юстиция во главе с сатаной и бесами, как место, где происходят самые страшные пытки за преступления, совершенные по адскому уголовному кодексу. Самое главное, что этим мучениям нет ни конца, ни края. В Аду нет времени, одно пекло.

Язычество

Как выглядит Ад? Фото или другие картинки Ада, касающиеся язычества, вы не найдете. Все дело в том, что у язычников не было Ада. Уже после провозглашения христианской веры, появилась и вера в Ад. Так же не было представления о рае. Считалось, что после смерти человек попадает просто в иной Мир, в котором есть свои нормальные условия для существования. Там будет и хорошо, и плохо, точно так же, как на Земле. Там есть и тьма, и свет, и жара, и холода. Там можно увидеть Солнце и облака. Язычники все же считали, что счастье нужно искать именно на Земле, так как именно здесь дана нам жизнь.

Литература

Об Аде имеют свое представление и богатые умы человечества - писатели. Как выглядит Ад в «Божественной комедии» Данте?

  • У Ада есть своя строгая система загробного мира. Он состоит из 9 кругов, а в самом центре - Люцифер, вмороженный в лед.
  • Этот Ад похож на тот, который представлял себе Аристотель. В «Никомаховой этике» великий философ относил грех невоздержанности к разряду - 1, грех насилия - ко 2-му разряду, обман - к 3-му. Данте отнес грех невоздержанности к кругам 2-5, насилие - к 7-му кругу, обман - к 8-му, предательство - к 9-му. Чем материальнее грех, тем он легче.
  • Ад выглядит, как воронка, состоящая из множества кругов, ее конец очень узкий и он упирается в самый центр Земли. В начале Ада находятся души самых ничтожных людей, на первом кругу можно встретить тех, кто не смог познать Бога. Опустившись ниже, можно увидеть чревоугодников, которые мучаются от града и дождя, расточителей и скупцов, вечно катающих тяжелые камни, еретиков, убийц, самоубийц, тиранов и остальных грешников.
  • Муки там самые разные. 9-ый круг предназначен для самых страшных преступников. Здесь есть Иуда, Кассий и Брут. Люцифер грызет их тремя пастями, его вид внушает ужас.

Если вам интересны представления Данте, взгляните экранизацию его известной поэмы. Как выглядит Ад, видео и фото можно посмотреть в Интернете.

Существует большое множество представлений о том, как выглядит Ад. Но многие писатели в своих книгах указывают на то, что он полон дыма, серы и огня. Там темень, жар и сумрак. Блаженный Августин еще в V веке описал Ад так: «Ад еще можно назвать озером серы и огня. Он - настоящий огонь. Именно он жжет и истязает проклятых и дьяволов. У них у всех участь одна - огонь».

Терзания Тундал

В 1149 году в Ирландии жил монах, который написал трактат «Видение Тундал». Церковные Отцы считали, что этот монах - божественный избранник, и он при жизни сумел увидеть настоящий Ад. Герой его рукописи - рыцарь по имени Тундал много грешил и его ангел-хранитель решил показать грешнику, куда попадет он, если не остепенится. Тундал увидел огромную равнину, которая была полностью усеяна горящими углями. На решетках грешников поджаривали демоны. Острыми крюками эти страшные демоны истязали плоть еретиков и язычников.

Дальше Тундал увидел чудовище с ярко пылающими глазами - Ашерона. Ему пришлось пройти нескончаемый мост, шириной не больше ладони. Под этим мостом он видел голодных злых чудищ, которые мечтали, чтобы рыцарь упал прямо к ним в пасть. В конце моста он встретил большую птицу, которая сожрала его огромным клювом и улетела. Тундал осознал свои ошибки, а вы? Наверняка никому не известно, как там, в Аду и существует ли он вообще. Но лучше перестраховаться и вести жизнь человека, которому не будет страшно на Суде.

Ад и Рай - эти слова слышали все, вне зависимости от вероисповедания. Конечно же, не все верят в их существование, но смутные подозрения посещали, наверно, каждого - даже атеистов. Ведь недаром же (как думают многие) почти в каждой религии упоминаются идентичные им места!

И правда - сложно найти веру, в которой человеку после смерти не воздается за его земные дела: счастьем - за праведность, муками - за греховность. Буддизм, кришнаизм, иудаизм, ислам, христианство - ни одной из это не чуждо.

Одной из немногих систем, не признающих Ад или Рай, является язычество. Согласно его постулатам, после смерти человеку дается подобие еще одной жизни, в которой будет и хорошее, и плохое - прямо как в реальном мире.

Но все-таки вернемся к более категоричным вероисповеданиям. В данной статье будут рассмотрены три из них: буддизм, христианство и ислам.

Как выглядит Ад в христианстве, знает, наверное, каждый. Уж больно популярна данная религия не только в жизни, но и в кинопостановках, литературе, живописи.

Итак, грешники, уверовавшие в Христа, но не соблюдавшие заповедей, после смерти попадут (а точнее, попадет их душа) в страшное место: темное, заполненное дымом, серой и огнем. И вечно - пока не грянет страшный суд, будут они подвергаться там мукам жестоким. Бесы станут поджаривать их на огне, тыкать вилами и острыми хвостами, а Люцифер - падший ангел и по совместительству хозяин пекла - будет пережевывать совершивших особо страшные преступления. Так как выглядит Ад весьма устрашающе, да и пахнет там соответственно, будут грешники испытывать и моральные, и эстетические муки. В последнее поверить достаточно легко, а вот страдания физические сомнительны - в преисподнюю ведь попадает одна душа, тело остается на земле... Ну да это не очень важно.

С Раем у христиан все просто - это место, куда попадают праведные люди, прекрасное и божественное. Там души могут продолжить вести праведный образ жизни, общаться с ангелами и предаваться прочим безгрешным увеселениям.

Об исламе так подробно писать бессмысленно, так как выглядит Ад там примерно так же, с той лишь разницей, что грешники сильно увеличиваются в размерах: "...и зуб их бывает размером с гору". Это должно вызвать увеличение их мук.

А вот Рай у почитателей Аллаха несколько интереснее - помимо цветущих садов, в нем есть еще и прекрасные девы-гурии, с которыми праведник может предаваться увеселениям (интересно, насколько невинным).

Буддийские же представления достаточно близки к языческим. Ни один носитель этой веры не ответит однозначно, как выглядит Ад. Данная религия говорит о том, что существует великое множество параллельных миров - какие-то лучше, какие-то хуже, в один из которых человек и попадает после смерти. Причем его душа отправляется туда не сама по себе, а в новом теле.

Так, неправедный человек может не только отправиться в один из многочисленных Адов (а их более тысячи) но и родиться в теле животного. Точно так же кошка может после смерти стать человеком, а представитель Гомо Сапиенс - попасть в Нирвану (подобие рая) или просто получить другую, лучшую судьбу.

Другое дело, что все это может быть простой выдумкой. Ведь врачи вполне обосновано объясняют видения умирающими Ада или Рая предсмертными галлюцинациями.

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира.

Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.

Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.

В христианских трактатах V-VII вв.еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада - огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».


У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным

В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.

Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, - это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.


По Данте, ад состоит из девяти кругов

По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень преисподней попадает душа.

В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых преисподнюю отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны - от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Сандро Боттичелли.

«Карта ада» Сандро Боттичелли

Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.


Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину

Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад - это вершение судеб грешников.

«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 - 1502 годы

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.


Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх

Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса.