Гиперактивный ребёнок — диагноз или характер. Что делать родителям. Консультация на тему: Рекомендации родителям «Гиперактивный ребёнок

В медицинской практике геперактивность — это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством — синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства — это не значит, что ребенок — гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях — дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках — пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности

Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции — как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые — каждый день в рамках проведения лечебного курса. Лекарства предлагаются детям в виде сладких жидкостей, таблеток, капсул и жевательных конфет. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям имеющим СДВГ нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз) об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя и директор школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством — их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи на СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения недуга сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Психологи советуют:

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.

2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.

3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.

4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.

5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.

6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.

7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.

9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).

10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.

11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.

12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.

13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.

14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.

15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.


17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.

18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.

19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.

20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.

22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.

23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.

24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.

25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.

26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.

27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.

28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.

29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.

30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.

31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.

32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.

33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.