Храмовые комплексы луксора. Храмы луксора. Нынешнее состояние постройки

Луксорский храм – один из памятников культуры и архитектуры Древнего Египта. Он находится на месте не существующей ныне столицы этого государства – города Фивы.

Общая информация

Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеегипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов.

Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.

Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.


История и судьба сооружения

Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в XIV-XI веках до нашей эры. Хотя ученые и сейчас не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же все-таки была возведена эта постройка. Есть мнение, что закладка храма произошла еще в эпоху Среднего Царства – свидетельством этого служили иероглифы на стенах Белого храма.

Луксорский храм выполнял возложенные на него функции вплоть до покорения Египта Александром Великим, который в 320 году до нашей эры попытался возродить его славу времен Аменхотепа III. Но после смерти Александра наместник Рима на территории Египта Птолемей разрушил Фивы и его великолепные храмы. Это случилось в 84 году до нашей эры.

Уже в VII веке нашей эры Египет был захвачен мусульманами. Уже тогда Луксорский храм и большая часть его построек была скрыта под толстым слоем нильского ила. В XIII веке на вершине храма была построена мечеть Абу Хаттаг. До наших дней дожил лишь один из ее минаретов.

В конце XIX века археолог из Франции Гастон Мосперо организовал раскопки Луксорского храма. И хотя активно его стали раскапывать лишь в 30-х годах прошлого столетия, официальным годом открытия храма считается 1884 год. А в 1989 году произошло очень значимое событие – под полом храма были обнаружены 26 статуй. Скорее всего, жрецы спрятали их, чтобы спасти от разрушения во время разграбления. Сегодня эти статуи находятся в Луксорском музее.


Религиозное значение Луксорского храмового комплекса

Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.

Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.

Нынешнее состояние постройки

До наших дней Луксорский храм сохранился в очень хорошем состоянии – отчетливо видны и границы залов, и многие архитектурные элементы вплоть до изображений на колоннах. В древности он многократно реставрировался и перестраивался, а его хорошее нынешнее состояние археологи объясняют толстым слоям земли, которыми он обрастал с течением времени. Не сохранилась лишь высокая ограда, которую построил Рамзес, и которая скрывала множество величественных статуй и построек от глаз и посягательств посторонних людей. А раскопки длинной аллеи сфинксов ведутся до сих пор.


Храм очень популярен у туристов. Каждый, кто прибывает в Луксор, не упускает возможности побывать в этом месте, сохранившем в веках следы былого величия Древнего Египта, и сделать памятное фото.

Информация для туристов

Луксорский храм находится прямо в центре города Луксор. С разных курортов Египта сюда ежедневно прибывают экскурсионные автобусы. Приобрести билет на экскурсию можно в отеле или в любом турагентстве. Памятник открыт для всех желающих с 7 утра до 9 вечера, за вход нужно будет заплатить 20 египетских фунтов.

Название :

Местонахождение : Луксор (Египет)

Создание : конец XV в. до н.э

Заказчик / Основатель : при фараоне Аменхотепе III










  1. Святилище , перед которым расположено несколько небольших культовых помещений. Почти все они украшены колоннами. В одном из юго-восточных помещений находится рельеф, на котором изображена сцена рождения Аменхотепа III. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
  2. Гипостильный зал с 32 колоннами , имеющими закрытые папирусообразные капители и расчлененные на отдельные «стебли» стволы. Благодаря видимой абаке в колоннах такого типа, особенно в месте стыка каменных бутонов и абаки, с большой силой проявляется опорная роль колонны.
  3. Двор , размером 45 на 51 м, обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Всего в колоннадах 64 колонны.
  4. Первый пилон.
  5. Центральная колоннада , построенная на месте проектируемого огромного двора. При Аменхотепе III двор построить не успели, а возвели только колоннаду из 14 колонн с раскрытыми папирусообразными капителями. Высота колонн - 20 м. Так как их абаки почти не видны из-за капителей, колонны не кажутся слишком массивными. Благодаря закрытости абаки колоколом капители в колоннах такого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны.

В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием этот комплекс.

Рамсес II расширил храм Аменхотепа III до 245 м, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых - 74. Колонны моностильные, с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами. В интерколумниях в южной части двора были поставлены огромные статуи Рамсеса II. В северо-западной части двора расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Ось этого двора отклоняется от оси всего остального храма. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

Во времена правления Шабаки перед пилоном с двух сторон от обелисков были поставлены 4 ряда по 5 колонн, образующие небольшой двор. Отсюда начиналась мощеная аллея сфинксов, соединяющая Луксорский храм с Карнаком.

Во время пребывания в Египте Александра Македонского в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона.

В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние Века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.

    Источники:

  • Т. Саваренская “История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды”. Москва. Стройиздат. 1984 г.
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818

Храмовые комплексы Карнака и Луксора - это главные достопримечательности Луксора - "Города живых". Луксор расположился на правом берегу Нила, на месте города Фивы, бывшей столицы древнего Египта.
Расстояние от Хургады до Луксора составляет около 290 км., от Каира, порядка 670 км.
Современный "Город живых " - город Луксор, это жилой район с гостиницами, магазинами, ресторанами и многочисленными древнейшими памятниками, в котором и Луксорский храм, занимают важное место и пользуются особым вниманием среди туристов, отдыхающих на курортах Египта.
, соединены между собой трех километровой аллеей сфинксов с телом льва и бараньями головами. Аллея сфинксов, это то, что осталось от коридора "Света", соединявшего некогда, храмовые комплексы в единый архитектурный ансамбль.

Карнакский храм в Луксоре или храмовый комплекс в Карнаке

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.
Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

- Цениральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченые изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.
- Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
- Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей. Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Храмы в Карнаке и Луксоре занимают второе место по посещаемости и популярности среди туристов отдыхающих на курортах Египта. Экскурсия в Луксор перенесет Вас в далекое прошлое, которое и сегодня еще скрыто в настенных письменах и рисунках, она оставит Вам много ярких и незабываемых впечатлений.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего . С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

СВЕТ И ТЕНИ АМОНА-РА

Как большинство монументальных памятников Древнего Египта, храм Амона-Ра в Луксоре сохранился не в первозданном виде. Но и то, что осталось, свидетельствует: это был наполненный множеством символических смыслов ритуальный комплекс.

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм) . Оба храма были посвящены богу АмонуРа и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «Городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-И мн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/ 1489- 1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. дон. э. или 1504-1482 гг. дон. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу 111 (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 ГГ. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе 111 (1388-1353/1351 гг. дон. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. дон. э.) и Рамзесе 11, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. дон. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе 111 стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел процессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнес храм внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе 111. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юговосток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.), сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг. до н. э.) , завоевавшем Египет в 332 г. дон. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.


Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Гипостильный зал.

■ Пилоны.

■ Портик.

■ Внутренний двор.

■ Колоссы Рамзеса II и другие статуи.

■ Обелиск.

■ Аллея сфинксов.

■ «Зал (дом) рождения» маммизи.

■ Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.

■ Артефакты из храма в Луксорском музее.

■ Маммизи - это в буквальном переводе с коптского.дом рождения.. А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа 111, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа 111 и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избранницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.
■ Не умаляя славы архитектора Аменхотепа, сына хапу, нельзя забывать, что непосредственными исполнителями его замыслов были руководившие стройками Гори и Сути, об этом оставлена иероглифическая запись.
■ На территории Луксорского храма существовали также римский военный лагерь и форт, а после их ухода - святилища первых в Египте христиан.
■ Существует предание о том, как Абу эль-Хаггаг (Отец Паломников) получил свое уважительное прозвание. Караван с паломниками шел в Мекку. Настал такой момент, когда посреди знойной пустыни у путников кончилась вода и взять ее было неоткуда. Тогда один из паломников стал молиться, и его бутыль наполнилась чистой прохладной водой благодаря тому, что он нашел самые глубокие и живые слова в своем обращении к Аллаху. Бутыль наполнялась снова и снова, пока все люди не напились. А спасителя стали звать Абу эль-Хаггаг.

■ В 1989 г. под полом храма было обнаружено 26 статуй, изображающих фараонов и божеств Нового царства. Скорее всего, они были спрятаны жрецами при каком-то из вторжений врага в Фивы. Эти скульптуры представлены в экспозиции Луксорского музея.

В центре города Луксор стоит храм, который древние египтяне называли "Ipet-resyt" ("Внутренние палаты"). В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

Мифы и факты

Луксорский храм основал Аменхотеп III в XIV веке до н.э, в период расцвета Нового царства. Хоремхеб и Тутанхамон добавили двор с 74 колоннами и статуями фараонов. Рамсес II построил северный перистиль и пилон с изображением своих подвигов в битве с хеттами.

Луксорский храм пришел в упадок в поздний период. Александр Великий решил "восстановить его славу времен Аменхотепа" в 320 году до н.э. Во время господства Рима в Египте комплекса были преобразованы в центр культа римского императора.

К моменту арабского завоевания, сооружения в значительной степени были погребены под речным илом, и на их вершине построили мечеть Абу Хаггаг в XIII веке (на сегодняшний день сохранился один из оригинальных минаретов).

Что посмотреть

Луксорский комплекс, один из самых красивых , огромен по своим масштабам. Длина сооружения 260 метров. Обрамляющие вход пилоны (массивные трапециевидные башни) - 70 метров в длину и более 20 метров в высоту. У северного входа находятся четыре колосса-монолита и обелиск.

К главному входу храма ведет аллея сфинксов, известная как Священный Путь. Этой дорогой продвигалось шествие с Карнака во время фестиваля OPET. Первоначально вход окружали шесть колоссальных статуй Рамсеса, но сохранились только две из них. По бокам возвышались два 25-метровых обелиска из розового гранита. Сегодня остался только один, второй был доставлен в Париж в 1819 году, так как Мохамед Али (который правил Египтом) подарил обелиск королю Филиппу Луи, после того как получил от него французские часы, которые никогда не работали должным образом.

Узкий шлюз пилона ведет во двор, окруженный колоннадой. С восточной стороны на колоннах, на высоте 8 метров над землей, возвышается мечеть Абу Хаггаг.

За колоннадой открывается другой двор, который относится к оригинальной постройке Аменхотепа. Лучше всего сохранились колонны на восточной стороне, где видны даже следы первоначальных цветов. В южной части 32 колоны гипостильного зала ведут во внутренний храм. Поверх египетской резьбы стены украшает римская лепнина. В римские времена здесь была часовня, где местные жители могли отречься от своей веры и принять религию государства.

Далее - храм Амона, построенный Александром. Настенные росписи изображают Бога Солнца - отца фараона, подчеркивая божественное происхождение египетских правителей. Под полом в 1989 году обнаружили 26 священных статуй, вероятно, спрятанные священниками во время вторжения. В настоящее время они экспонируются в Луксорском музее.

Вечерами вход в комплекс освещается прожекторами.

На западном берегу Нила, в "Городе мертвых", находится и - огромный некрополь высеченный в скалах, а также храмовый комплекс - самый крупный по величине после Карнакского храма.

Луксорский храм (Luxor Temple) открыт ежедневно с 6.00 до 17.00.
Стоимость: Луксорский храм - 60 LE (около 6.2 €), музей - 100 LE.
Как добраться: находится в центре города, на восточном берегу Нила. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.)