К основным методам исследования слуха относятся. Методы исследования органа слуха и слуховой трубы. Методы исследования слуха

Под аудиометрией понимается медицинская процедура измерения уровня человеческого слуха, который характеризуется полнотой биофункциональной восприимчивости анализатора слуха у человека и возникновением нарушений в анатомическом строении. Термин «аудиометрия» был образован путем слияния двух слов – латинского audio (слышать) и греческого metreo (измерять).

Для проверки слуха и проведения аудиометрии необходимо обращаться на консультацию к (лор-врачу), .

Принцип и особенности процедуры

Человек со здоровым слухом отлично воспринимает как разговорную речь, так и речь, которую другие произносят шепотом. Но иногда подобная чувствительность может снижаться и более тихую речь либо шепот человек слышать перестает. Это происходит вследствие травм, врожденных дефектов, профессиональных видов деятельности, влияющих на слух, болезней. Для оценки восприимчивости различной тональности звуков в медицине и применяется аудиометрия слуха.

Методика аудиометрии слуха помогает распознать порог восприятия звуков у каждого конкретного пациента в определенный момент времени. Процедура очень проста и не требует для проведения наличия сложной аппаратуры. Вся техника, используемая в ходе аудиометрии, – это камертоны и аудиометры.

Главный критерий нормы слуха – это возможность распознавания шепота человека, который произносится на расстоянии шести метров от исследуемого уха. При использовании в ходе проверки аудиометра можно выявить как уровень чувствительности слуховосприятия, так и место поражения в организме, которое мешает нормальному функционированию слухового аппарата.

Аудиометрия проводится очень просто. В ту ушную раковину, которая в данный момент подлежит исследованию, подается звуковой сигнал необходимой доктору для определения состояния частоты и силы. Если пациент сигнал воспринимает (то есть слышит), он нажимает на кнопку, если не распознает – то не нажимает. Данный процесс отлично характеризует порог слышимости.

При проведении компьютерной аудиометрии пациент должен заснуть. Накануне на его голове фиксируются специальные датчики, которые воспринимают перемены в силе мозговых волн. Компьютер при помощи специальных электродов помогает самостоятельно проконтролировать все мозговые реакции пациента и выстроить на их основе диаграмму.

Показаниями для проведения процедуры по измерению уровня слуха являются:

  • хроническая либо острая глухота;
  • воспалительный процесс среднего уха – отит;
  • процесс подбора слухового аппарата для пациента;
  • проверка эффективности проводимой терапии.

Аудиометрия не имеет противопоказаний. Ее можно проводить в любое время, пациент при этом не испытывает никакого дискомфорта либо болезненных ощущений. По времени процесс длится около получаса.

Разновидностей современной аудиометрии очень много, она может быть:

  • тональной;
  • пороговой;
  • компьютерной;
  • речевой;
  • объективной;
  • игровой;
  • надпороговой;
  • скрининговой.

Проведение тональной аудиометрии

Чтобы точнее измерить предельный порог звукового восприятия пациента, специалист проводит тестирование слуха в диапазоне от 125 до 8000 герц. При тональной аудиометрии становится возможным определение минимального и максимального значений уровня звука, которые комфортны для исследуемого лица.

Используется в ходе данной процедуры аудиометр, где при помощи наушников, которые подключены к аппарату, в ушную раковину происходит подача сигнала определенной тональности. Если пациент сигнал услышал, он нажимает на специальную кнопку, а если этого не происходит, то тональность сигнала повышается. Это происходит вплоть до того момента, когда сигнал становится слышимым и кнопку пациент нажимает. Данный показатель является нижней границей уровня слуха больного. Максимальный уровень определяется точно по той же схеме.

Тональная аудиометрия может использоваться для любого возраста пациентов, однако для малышей больше подходит игровая форма. В результате исследования специалист получает точную и полную картину слуховых параметров больного.

Особенности пороговой методики

Пороговую аудиометрию производят при помощи аудиометра. Минимальная частота аппарата составляет 125 герц, а далее она будет порогово увеличиваться с разбегом в 67,5 герц до максимальной частоты, предусмотренной конкретной моделью аудиометра. Проводится подобная процедура в звукоизолированном кабинете. Если такие условия не созданы, то специалист обязан учесть воздействие внешних шумов на результаты тестирования. Чтобы сгладить подобное несовершенство проводимой процедуры часто применяются внутриушные наушники, которые способны повышать точность исследований по выявлению уровня слуха.

Преимуществами внутриушных наушников является возможность снижения стороннего шума, уменьшение потребности применения звуков маскировки из-за межушного расслабления, исключение коллапса наружных слуховых ходов. Особую важность данные преимущества играют в работе с новорожденными. Точность и регулярность повторения результатов говорит о том, что данная методика может считаться очень надежной. При этом, анализируя график индивидуальной воздушной проходимости, специалист имеет возможность делать выводы об уровне функционирования среднего уха и его состоянии.

При полной глухоте данная методика не позволяет сразу выявить участок поражения, для его определения нужно обязательно провести дополнительные надпороговые тесты. Среди подобных методик особой популярностью пользуются тесты Фоулера или Лангенбека, различные шумовые методики. Подобные виды анализов уточнят для специалистов, где именно располагается повреждение – в ушном лабиринте, в клетках преддверного либо слухового нерва.

Использование компьютерной и речевой аудиометрии

Компьютерная аудиометрия представляет собой самую точную методику определения остроты слуха. Компьютерное оборудование предоставляет пациенту полную свободу действий и движений, он может расслабиться и не сосредотачиваться на том, чтобы своевременно услышать те или иные звуки. Аппаратура сама способна определить все предельные значения, она воздействует абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому подобный метод широко применяется для постановки точного диагноза даже у новорожденных.

При речевой аудиометрии, наоборот, все действия осуществляются исключительно пациентом и доктором без применения каких-либо технических средств и приспособлений. Это наиболее ранний метод определения слухового порога. Результат данной процедуры может во многом предопределяться не слухом, а интеллектом и словарным запасом больного человека. Подобная методика может давать разные результаты при произнесении аудиометристом отдельных слов либо их компоновки в предложения. Предложения всегда лучше воспринимаются пациентами и легче различаются.

Современная медицина практически не использует подобную методику. Применяется она сегодня исключительно в тех случаях, когда специалистам необходимо тестировать пациента для выбора ему подходящего слухового аппарата.

Особенности объективной аудиометрии

Объективная методика применяется у новорожденных и в судебно-медицинской отрасли. Она основана на аналитических особенностях условных и безусловных рефлексов организма человека, которые должны реагировать на аудиораздражители разной частоты. Реакции организма могут фиксироваться при данном способе по независящим от воли обследуемого организма причинам.

Среди безусловных рефлексов, которые рассматриваются при объективной аудиометрии, можно выделить расширяющиеся глазные зрачки или улитково-зрачковую реакцию, смыкающиеся веки при внезапных звуках или ауропальпебральный рефлекс, торможение сосания у новорожденного при различных звуках, сокращательную способность круговой глазной мышцы, кожно-гальванические изменения, реакции сосудистой системы.

Современная объективная аудиометрия подразделяется на акустическую импедансометрию, включающую в себя процесс регистрации рефлекса акустики, и тимпанометрию, электрокохлеографию, электроэнцефалоаудиометрию. При этом тимпанометрия помогает оценивать подвижность барабанных перепонок, цепочку костной части слухового аппарата пациента, а с помощью акустического рефлекса регистрируется сигнал, проходящий от внутриушных мышц, в качестве ответа на воздействие на барабанную перепонку пациента. Электрокохлеография позволяет электрически стимулировать слуховой нерв, а электроэнцефалоаудиометрия демонстрирует врачу потенциал мозговой слуховой зоны.

Игровая методика

Игровую аудиометрию в большей степени используют при работе с деткой категорией пациентов. Рефлекторно нажимать на безжизненные кнопки дети долго не могут, поэтому в методике применяется принцип использования игровых моментов. Например, при услышанном звуке и нажатой при этом кнопке маленький пациент сможет увидеть новую яркую картинку либо какой-то игровой предмет, что будет его стимулировать выполнять команды врача-сурдолога.

При игровой аудиометрии часто используется тональный аудиометр, который предложил когда-то специалист Ян Лесак. Аудиометр представляет собой игрушечный дом с человечками, животными, транспортными средствами. Маленькому пациенту выдается пульт в виде грибка, которым он сможет выполнять определенные действия при правильных условиях. Например, чтобы освободить из плена человечка, маленький пациент должен дождаться, когда его об этом попросят и нажать соответствующую кнопочку на грибке. Так аудиометрист понимает, что его подаваемый сигнал был услышан ребенком. Похожая методика предлагается и врачом Косачевым, существуют также методики определения слуха у маленьких пациентов, тестированные другими специалистами в данной отрасли.

Важность аудиометрии у детей выражается в том, что при плохом уровне слуха, у малышей присутствует задержка и в речевом развитии.

Методика надпороговой аудиометрии

Надпороговая методика проверки остроты слуха была предложена и апробирована Люшером. Благодаря данному методу специалисты имеют сегодня возможность оценивать дифференциальный порог звуковой силы – индекс малых приростов интенсивности. Данное исследование наиболее часто проводится, если существует риск возникновения увеличения объема лимфы в полости внутреннего уха (болезнь Меньера), слуховой невриномы (доброкачественное новообразование, источником которого является слуховой нерв). Применяется методика надпороговой аудиометрии при односторонней тугоухости, однако может использоваться и при двусторонней аномалии слухового аппарата. При этом в каждое ухо будет подаваться определенный звуковой сигнал, который должен соответствовать пороговой норме конкретного слухового аппарата. К примеру, если на одном ухе пороговое значение должно быть равно 5 децибелам, то на втором – допустимое значение может быть равным 40. При этом, тот сигнал, который поступает на больное ухо, постепенно увеличивают на 10 децибел, а граничное звуковое значение, подаваемое на здоровое ухо, приводят в такое соответствие, чтобы пациенту казалось, что в оба уха подан сигнал единой интенсивности. Так производится выравнивание тональности с постепенной градацией в один порог, равный 10 децибелам.

Применение скрининговой аудиометрии

Медицинский аудиометр сегодня может быть представлен тремя разновидностями аппаратов – поликлиническим, скрининговым или клиническим. Простейшим устройством является скрининговый аудиометр, который предоставляет специалисту гораздо более широкое поле возможностей в ходе проведения процедуры, чем тот же поликлинический аппарат.

Тональная диагностика слышимости производится в данном случае по показателям звукопроводности воздушных масс. Скрининговый аудиометр является мобильным устройством, его функциональные возможности позволят специалисту индивидуально подбирать частоты и тональность производимых звуков. Тестировать пациента при этом возможно как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В ходе тестирования параллельно подключенный отоскопический аппарат поможет оценить уровни слышимости и комфортного для пациента звучания. При помощи подключенного микрофона врач имеет возможность связаться с пациентом, а с помощью принтера есть шанс получить аудиограмму в печатной форме.

Кабинет и результаты процедуры

Чтобы результаты аудиометрии были объективными, процедуру следует проводить в хорошо изолированной комнате, где минимизировано параллельное влияние сторонних шумов на ход процесса. Также пространство, где проходит обследование, должно защищаться от электрических и магнитных волн.

В помещении должно быть свободно, особенно при речевом методе, а расстояние от пациента до врача должно составлять не менее 6 метров. Лучшим местом проведения данной диагностики является специализированная камера акустики, которая приспособлена под аудиометрию.

После процедуры специалист получает несколько специальных графиков на двухосевых плоскостях. На горизонтальной оси стоят деления, выраженные в герцах, и характеризуют они частоты тонов. Вертикальная ось демонстрирует интенсивность звука в децибелах. Звуковосприятие правого уха показано на кривой красного цвета, на которой есть кружки, а левого – на синей кривой с крестиками.

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог .

Общий стаж: 20 лет .

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп .

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия .

Повышение квалификации:

1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.

2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.

Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.

Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах - чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет.

Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).В настоящее время для определения слуха у людей используют поведенческие, психофизические, электроакустические и электрофизиологические методы исследования.

Все методики исследования органа слуха у детей раннего возраста подразделяются на 3 группы.

  1. Безусловнорефлекторные методы исследования слуха.
  2. Условнорефлекторные методы исследования слуха.
  3. Объективные методы исследования слуха.

Все методики информативны при правильном применении.

1. Безусловнорефлекторные методики

У детей до года состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов, возникающих без предварительной выработки. К информативным ориентировочным реакциям ребенка на звуки относятся следующие:

  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева (мигание и активность век);
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина (расширение зрачка);
  • глазодвигательный рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • реакция вздрагивания, испуга;
  • реакция замирания;
  • реакция пробуждения;
  • поворот головы в сторону источника звука или от него;
  • гримаса лица;
  • широкое раскрытие глаз;
  • возникновение двигательных движений конечностей;
  • изменение ритма дыхательных движений;
  • изменение ритма сердечных сокращений

Указанные рефлексы служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (моторная оборонительная реакция) и включения петли акустической обратной связи. При использовании безусловнорефлекторных методик учитываются возрастные особенности слуховой функции и психомоторное развитие ребенка.

Психоакустические методики, основанные на регистрации различных компонентов врожденного безусловного ориентировочного рефлекса позволяют составить общее представление о наличии слуха у детей грудного возраста (до года).

Безусловнорефлекторные методики, благодаря своей легкой доступности, могут быть широко использованы для системы скринингого выявления детей раннего возраста с нарушенным слухом, но они имеют ряд недостатков.

К отрицательным моментам безусловнорефлекторной методики относятся:

  • значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций;
  • непостоянство, быстрое угасание безусловного рефлекса при повторном предъявлении звукового сигнала;
  • необходимость в предъявлении неадекватно высокого порога для возникновения рефлекторного ответа (70-90 дб), в связи с чем сложнее выявить потерю слуха до 50-60 дб, что, в свою очередь, приводит к росту ложноположительных результатов.

Многие авторы считают, что у детей раннего возраста (до 2-х лет) и особенно у детей с патологией центральной нервной системы, сопровождающейся отставанием в моторном развитии, наряду с психоакустическими методиками целесообразно применение объективных электрофизиологических методов исследования слуха

В настоящее время при проведении аудиологического скрининга у детей раннего возраста в России применяют ОАЭ (отоакустическая эмиссия).

2. Условнорефлекторные методики

Второе направление детской аудиометрии основано на выработке условных рефлексов. При этом в качестве базовых используются биологически наиболее значимые безусловные рефлексы - оборонительный, пищевой и оперантный на игровом или речевом подкреплении. Оперантные условные рефлексы предполагают выполнение какого-либо действия со стороны обследуемого - нажатие на кнопку, движения руки, головы.

Выработка условного рефлекса в ответ на звуковой стимул при многократном применении безусловного подкрепления обясняется закономерностями условнорефлекторной деятельности по Павлову. При установлении временной связи между условным (звук) и безусловным раздражителем один звук в состоянии вызвать ту или иную реакцию.

К методикам, основанным на условнорефлекторных связях, также относятся:

  • условнорефлекторная зрачковая реакция;
  • условнорефлекторная мигательгая реакция;
  • условнорефлекторная сосудистая реакция;
  • условнорефлекторная кохлеокардиальная реакция (данная реакция с подкреплением развивается как вегетативный компонент на ряд раздражителей;
  • кожно-гальваническая реакция – использование электрического тока, обусловливающего изменение кожных потециалов и другие.

У детей старше 3 лет и младше 1 года полученные результаты оказались неудовлетворительными, что объяснялось отсутствием заинтересованности у старших детей и появлением быстрой утомляемости у младших.

Отрицательными моментами условнорефлекторных методик являются:

  • невозможность точного определения порогов слышимости;
  • быстрое исчезновение условных рефлексов при проведении повторных исследований;
  • зависимость результатов исследования от психоэмоционального состояния ребенка, затруднения оценки слуха у детей с психическими отклонениями.

3. Объективные методы иследования слуха

Одним из направлений современной клинической аудиологии является разработка и усовершенствование объективных методов исследования слуха.

К объективным методам исследования относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникших в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов.

Объективные методы исследования функционального состояния слуховой системы являются прогрессивными, перспективными и чрезвычайно актуальными для современной аудиологии. Из объективных методов в настоящее время используются следующие: импедансометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов (СВП), в том числе, электрокохлеография, отоакустическая эмиссия.

Остановимся на каждом из методов более подробно.

Акустическая импедансометрия

Акустическая импедансометрия включает несколько способов диагностического обследования: измерение величины абсолютного акустического импеданса, тимпанометрию, измерение акустического мышечного рефлекса (А.С. Розенблюм, Е.М. Цирюльников, 1993).

Наибольшее распространение получила оценка динамических показателей импедансометрии – тимпанометрия и акустический рефлекс.

Тимпанометрия – измерение зависимости акустической проводимости от давления воздуха в наружном слуховом проходе.

Акустическая рефлексометрия – регистрация сокращения стременной мышцы в ответ на звуковую стимуляцию (J. Jerger, 1970). Минимальный уровень звука, необходимый для вызывания сокращения стременной мышцы, рассматривается как порог акустического рефлекса (J. Jerger, 1970; J. Jerger et al., 1974; G.R. Popelka, 1981). Акустический рефлекс – это реакция противодействия нервной системы сильному звуку, предназначенный для защиты преддверно-улиткового органа от звуковых перегрузок (J. Jerger, 1970; В.Г. Базаров и соавторы, 1995).

Амплитудные характеристики акустического рефлекса стременной мыщцы нашли широкое практическое применение. По мнению многих авторов, этот метод может быть использован с целью ранней и дифференциальной диагностики тугоухости.

Акустический рефлекс, замыкаясь на уровне ядер ствола мозга и участвуя в сложных механизмах обработки звуковой информации, может реагировать изменением своей амплитуды при нарушениях функционального состояния органа слуха и центральной нервной системы. При изучении показателей амплитуды АР в зависимости от нарушений функционального состояния ЦНС по данным ЭЭГ установлено, что их снижение чаще наблюдается при явлениях раздражения коры головного мозга, нежели диэнцефально-стволовых его отделов (Н.С. Козак, А.Н. Голод, 1998).

При поражении ствола мозга может отмечаться повышение порога акустического рефлекса или его отсутствие (W.G. Thomas et al., 1985). Если акустический рефлекс реализуется в слуховом анализаторе на уровне, более низком, чем определенный порог чистого тона, потеря слуха, очевидно, функциональная (A.S. Feldman, C.T. Grimes, 1985).

Накопленные факты в литературе по тимпанометрии почти исключительно основываются на выделении пяти стандартных типов, предложенных еще в 1970 году J. Jerger, тогда как у детей раннего возраста наблюдается полиморфность тимпанограмм, не укладывающаяся в эту классификацию.

Необходимо отметить значительную ценность тимпанометрии в диагностике поражений среднего уха у детей всех возрастных групп.

До настоящего времени дискутируется вопрос о ценности акустического рефлекса для предсказания тугоухости у детей. В большинстве работ сообщается о пороге рефлекса как главном критерии импедансометрии (S. Jerger, J. Jerger, 1974; M. McMillan et al., 1985), но известно, что у детей первого года жизни пороговые ответы отличаются нечеткостью и неустойчивостью. Например, G.Liden, E.R. Harford (1985) отметили, что у половины детей со снижением слуха в пределах 20-75 Дб наблюдался нормальный акустический рефлекс (как и у хорошо слышащих детей). С другой стороны, только у 88% детей с нормальным слухом акустический рефлекс соответствовал норме.

Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская (1992) изучали результаты импедансометрии у детей раннего возраста. По данным авторов, у многих детей 1-го месяца жизни омечалось отсутствие акустического рефлекса даже при такой интенсивности стимула, при которой дети просыпаются и в записи появляется артефакт движения (100 – 110 дб). Следовательно, реакция на звук есть, но она не выражается в формировании акустического стапедиального рефлекса.

По мнению Б.М. Сагаловича, Е.И. Шиманской (1992), при скрининговой диагностике нецелесообразно опираться на данные импедансометрии у детей первого месяца жизни. Они отмечают, что в возрасте старше 1,5 месяцев появляется акустический рефлекс, порог рефлекса колеблется в пределах 85-100 дб. У всех детей в возрасте 4-12 месяцев регистрировался акустический рефлекс, поэтому импедансометрия может использоваться как объективный тест с достаточной степенью надежности при строгом соблюдении некоторых специальных методических условий.

Весьма сложным остается вопрос о применении седативных средств для устранения артефактов движения у детей, особенно при скрининговой диагностике (Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская, 1992).

В этом смысле использование их целесообразно, однако седативные препараты небезразличны для организма ребенка, к тому же седативный эффект достигается не у всех детей, а в ряде случаев меняет величину порога и амплитуду надпороговых ответов акустического рефлекса (S. Jerger, J. Jerger, 1974; O. Dinc, D. Nagel, 1988).

Различные лекарственные и токсические препараты могут оказывать возздействие на акустический рефлекс (В.Г. Базаров и соавторы, 1995).

Таким образом, для правильной оценки результатов импедансометрии необходимо, во–первых, учитывать состояние пациента (наличие патологии со стороны ЦНС; употребление седативных препаратов), во-вторых, вводить коррекцию, связанную с возрастом, т. к. в процессе созревания слуховой системы могут изменяться некоторые параметры акустического рефлекса стременной мыщцы (С.М. Мегрелишвили, 1993).

Метод динамической импедансометрии заслуживает широкого внедрения в аудиологическую практику.

Слуховые вызванные потенциалы

Объективность метода регистрации СВП основана на следующем. В ответ на звуковое воздействие в различных отделах слухового анализатора возникает электрическая активность, которая охватывает постепенно все отделы анализатора от периферии до центров: улитка, слуховой нерв, ядра ствола, корковые отделы.

Запись КСВП состоит из 5 основных волн, возникающих в ответ на звуковое раздражение в первые 10 мс. Принято считать, что отдельные волны КСВП генерируются разными уровнями слуховой системы: слуховым нервом, улиткой, кохлеарными ядрами, верхнеоливарным комплексом, ядрами латеральной петли и нижними буграми четверохолмия. Наиболее устойчивой из всего комплекса волн является V волна, которая сохраняется до пороговых уровней стимуляции и по которой определяется уровень слуховых потерь (А.С. Розенблюм и соавт., 1992; И.И. Абабий, Е.М. Пруняну и соавт.,1995 и др.).

Слуховые вызванные потенциалы подразделяются на три класса: улитковые, мышечные и мозговые (А.С. Розенблюм и соавт., 1992). Улитковые СВП объединяют микрофонный потенциал, суммационный потенциал улитки и потенциал действия слухового нерва. К мышечным (сенсомоторным) СВП относятся вызванные потенциалы отдельных мышц головы и шеи. В классе мозговых СВП потенциалы подразделяются в зависимости от латентного периода. Выделяют коротко -, средне - и длиннолатентные СВП.

Т.Г. Гвелесиани (2000) выделяет следующие классы слуховых вызванных потенциалов:

  • потенциалы улитки (электрокохлеограмма);
  • коротколатентные (стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы;
  • среднелатентные слуховые вызванные потенциалы;
  • длиннолатентные (корковые) слуховые вызванные потенциалы.

В настоящее время надежным методом исследования слуха, приобретающим все большее распространение, является компьютерная аудиометрия, включающая регистрацию коротколатентных, среднелатентных и длиннолатентных вызванных потенциалов.

Регистрацию КСВП проводят в состоянии бодрствования обследуемого или естественного сна. В некоторых случаях при чрезмерно возбужденном состоянии ребенка и при негативном отношении к исследованию (что наблюдается чаще у детей с патологией центральной нервной системы), следует прибегать к применению седатации (А.С. Розенблюм и соавт., 1992).

Зависимость амплитудно-временных характеристик СВП и порогов их обнаружения от возраста ребенка (Е.Ю. Глухова, 1980; M.P. Fried et al., 1982), объясняются процессом созревания клеток глии, дифференциацией и миелинизацией нейронов, а также функциональной неполноценностью синаптической передачи.

Пороги регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) у детей годовалого возраста приближаются к таковым у взрослых, а длиннолатентных (ДСВП) - к 16-летнему возрасту (З.С. Алиев, Л.А. Новикова, 1988).

Поэтому знание точных количественных характеристик КСВП, которые свойственны здоровым детям раннего возраста, является одним из условий диагностики нарушений слуха в детском возрасте. КСВП могут успешно применяться в детской аудиологической практике при обязательном учете возрастных значений этих параметров (И.Ф. Григорьева, 1993).

Результат КСВП зависит от состояния рецепторов и центров в стволе мозга. Аномальные кривые могут быть обусловлены поражением и того и другого.

G. Liden, E.R. Harford (1985) подчеркивают, что использование этого метода может дать неправильные результаты, поэтому в случае получения атипичной записи КВСП у младенцев, нужно повторить исследование через 6 месяцев.

Несмотря на 30-летнюю историю вопроса, до настоящего времени остается актуальной проблема соответствия результатов регистрации КСВП и субъективных методов определения порогов слуха у тугоухих детей (А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани, 1999).

А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани (1999), проанализировав результаты обследования у 81 ребенка (от 2 лет 6 мес. до 14 лет), сделали следующие выводы.

Во-первых, у большинства детей, страдающих тугоухостью, субъективные пороги слуха вполне соответствуют данным регистрации КСВП.

Во-вторых, при смешанной тугоухости расхождение между объективными и субъективными порогами достоверно выше, чем при сенсоневральной тугоухости. Вероятно, это является следствием того, что кондуктивный компонент не только увеличивает латентность пиков КСВП, но и ухудшает их визуализацию.

По мнению Б.М. Сагаловича (1992), электрические ответы дополняют или уточняют сведения о характере нарушений в слуховой системе, но практически правильнее не превращать их в аналог субъективных процессов. Широко используя регистрацию СВП, автор не считает правильным отождествлять их со слухом. В лучшем случае они могут рассматриваться как электрический эквивалент этого ощущения.

СВП возникают лишь на надпороговые стимулы, тогда как целью исследования является определение минимальной интенсивности сигнала, при котором можно зарегистрировать ответ головного мозга. Проблема заключается лишь в определении соотношений между субъективными порогами слышимости и СВП-порогами.

В наибольшей степени с понятием “слух” коррелируют так называемые длиннолатентные СВП (К.В.Грачев и А.И. Лопотко, 1993). В отличие от КСВП, ДСВП, т.е. корковые потенциалы, имеют пороги близкие к порогам слышимости. Но и это едва ли следует расценивать как выражение остроты слуха (Б.М. Сагалович, 1992).

А.D. Murray et al. (1985), A. Fujita et al. (1991) также пришли к выводу, что при использовании ДСВП пороги регистрации совпадают с порогами слышимости. Наряду с этим, авторы уточняют, что результаты исследования зависят от психоэмоционального состояния, фазы сна, поэтому в практике используются абсолютные значения латентных периодов СВП, а не их соотношения.

По мнению А.С. Розенблюма и соавт. (1992), ДСВП позволяют оценить состояние слуховой функции во всем диапазоне речевых частот, но проявляют признаки «матурации», т.е. процесса взросления, в связи с чем, возникают трудности при идентификации у детей в возрасте до 15-16 лет.

ДВСП имеют диагностическую ценность для выявления центральных нарушений слуха. Однако, эта методика имеет ряд недостатков (К.В.Грачев, А.И. Лопотко, 1993; A.S. Feldman, C.T. Grimes, 1985):

  1. существенная зависимость их от физиологического состояния обследуемого;
  2. его возраста;
  3. наличие трудностей, связанных с влиянием артефактов биологического и небиологического происхождения (длиннолатентность потенциалов дает значительную нестабильность реакций);
  4. предварительная медикаментозная седатация детей искажает записи реакций с коры головного мозга.

Поэтому крайне сложным представляется исследование слуха у подвижных и негативно настроенных детей младшего возраста, так как все виды наркоза, за исключением, может быть, димедрола и хлоралгидрата, в этих случаях непригодны по тем или иным причинам (К.В.Грачев, А.И. Лопотко, 1993).

Таким образом, СВП-методы не зависят от кооперативности обследуемого, могут использоваться для экспертизы слуха у испытуемого любого возраста. В этом смысле они объективны, по крайней мере, в той же степени, как и рефлекторные методики. Однако они в значительно большей степени зависят от квалификации исследователя и, в этом смысле, лишь переносят субъективный фактор диагностики с больного на врача (К.В. Грачев и А.И. Лопотко, 1993).

К.В. Грачев и А.И. Лопотко (1993) также считают, что общим недостатком СВП-диагностики, помимо необходимости уникальной аппаратуры, является продолжительность проводимого исследования. А возможность практического сокращения времени, необходимого для выполнения тестов, пока не имеет видимых перспектив.

Конечно, в идеале целесообразно сочетание нескольких методов (регистрации КСВП и импедансометрии), однако, практически это оказывается весьма затруднительным по ряду причин. Сегодня компьютерная аудиометрия применяется в основном в специализированных центрах, так как регистрация СВП требует довольно сложной дорогостоящей аппаратуры и, что еще более важно, специализации оториноларингологов в области электрофизиологии. Очевидно, что методом скрининга регистрация слуховых вызванных потенциалов в ближайшее время не станет (Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская, 1992).

Таким образом, использование различных вариантов регистрации СВП и их особенностей у детей разных возрастных категорий является в настоящее время методом выбора в диагностике различных нарушений слуха и наиболее перспективным в плане научного поиска, что может обеспечить более эффективную реабилитацию указанной категории больных.

Электрокохлеография

Данные электрокохлеографии (регистрация микрофонного потенциала улитки, суммационного потенциала и суммарного потенциала действия слухового нерва) позволяют судить о состоянии периферической части слухового анализатора.

В последнее время электрокохлеография (ЭкоГ) применяется в основном для диагностики гидропса лабиринта и как базисная методика интраоперационного мониторинга. Для диагностических целей предпочтителен неинвазивный вариант исследования - экстратимпанальная ЭкоГ (Е.Р. Цыганкова, Т.Г. Гвелесиани 1997).

Экстратимпанальная электрокохлеография–способ неинвазивной регистрации вызванной электрической активности улитки и слухового нерва, обеспечивающий повышение эффективности дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости (Е.Р. Цыганкова и соавт., 1998).

К сожалению, метод применяется у детей, как правило, под общим наркозом, что препятствует его широкому использованию в практике (Б.Н. Миронюк, 1998).

Отоакустическая эмиссия

Открытие феномена ОАЭ имело огромное практическое значение, позволив объективно, неинвазивно оценить состояние микромеханики улитки.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это звуковые колебания, генерируемые наружными волосковыми клетками органа Корти. Явление ОАЭ широко используется в исследованиях механизмов первичного слухового восприятия, а также в клинической практике как средство оценки функционирования сенсорного аппарата органа слуха.

Существует несколько классификаций ОАЭ. Приводим наиболее распространенную классификацию (R. Probst et al., 1991).

C понтанная ОАЭ , которая может быть зарегистрирована без акустической стимуляции органа слуха.

Вызванная ОАЭ , в том числе:

1) задержанная ОАЭ – регистрируется после короткого акустического стимула.

2) стимул-частотная ОАЭ – регистрируется при стимуляции единичным тональным акустическим стимулом.

3) ОАЭ на частоте продукта искажения – регистрируется при стимуляции двумя чистыми тонами.

Оптимальным сроком проведения этого теста является 3-4-й день после рождения.

Известно, что характеристики ВОАЭ меняются с возрастом. Эти изменения могут быть связаны с процессами матурации в органе Корти (т.е. в месте генерализации ВОАЭ) и/или возрастными изменениями в наружном, среднем ухе. Большая часть энергии ЗВОАЭ у новорожденных сосредоточена в достаточно узкой частотной полосе, в то время как у старших детей она имеет более равномерное распределение (А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани, Г.А. Таварткиладзе, 1997).

В ряде работ отмечены отрицательные стороны данного метода объективного обследования. Вызванная ОАЭ физиологически крайне уязвима, амплитуда ОАЭ значительно снижается после интенсивного шумового воздействия, а также после тоновой стимуляции. Кроме того, дисфункция среднего уха также приводит к снижению амплитуды и изменению частотного спектра ОАЭ и даже к невозможности ее зарегистрировать. Патологические процессы в среднем ухе влияют как на передачу стимула к внутреннему уху, так и на обратный путь до слухового прохода. Для аудиологического скрининга детей первых дней жизни целесообразно применение метода регистрации ЗВОАЭ, а при исследовании слуха у детей, находящихся в отделениях недоношенных, предпочтительнее использовать тест ПВОАЭ.

Известно, что ЗВОАЭ характеризуется значительно менее выраженной адаптацией, чем КСВП. Регистрация ЗВОАЭ возможна лишь в относительно короткие периоды физического и «голосового» покоя ребенка.

Аудиометрия

Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах – чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет.

В результате проведения тональной аудиометрии получают аудиограмму - график, характеризующий состояние слуха человека.

Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).

Аудиометрия уха (акуметрия) - метод определения остроты слуха, при котором оценивается степень восприимчивости слухового анализатора в отношении звуковых волн различной частоты и интенсивности. Аудиометрические исследования проводятся с использованием специальных электронных приборов (аудиометры). В сравнении с другими методами определения слуховой чувствительности, акуметрия позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов. Таким образом удается определить пороговую чувствительность слухового анализатора к звуковым колебаниям определенных частот.

В амбулаторных условиях аудиометрическое тестирование проводится в звукоизолированных комнатах. Результаты теста имеют вид двумерного графика, по которому можно определить степень ухудшения слуха и тип тугоухости (кондуктивная или нейросернорная). При необходимости провести тест на проверку собственной слуховой чувствительности можно самостоятельно.

Особенности обследования

Диагностика слуха, которая проводится в кабинете у сурдолога и отоларинголога, позволяет определить не только факт снижения слуха, но и тип патологии в слуховом анализаторе. С помощью аудиометра специалист исследует пороговую проводимость костных и воздушных тонов. В зависимости от способов регистрации слуховой чувствительности и методов диагностики, различают несколько видов аудиометрии:

  • речевая - самый простой и доступный метод исследования пороговой слышимости, при котором специалист определяет степень распознавания речи на разных уровнях интенсивности (в децибелах);
  • тональная - акустическое обследование, в ходе которого определяется слышимость тонов различной частоты и интенсивности;
  • компьютерная - один из самых достоверных способов определения слуховой чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы.

Речевая и тональная аудиометрия относится к числу субъективных методов исследования остроты слуха, поскольку во время тестирования специалист ориентируется на показания пациента, который сообщает, слышит он подаваемые сигналы (речь) или нет. Компьютерная проверка слуха предполагает подключение к пациенту специальных электродов, фиксирующих активность в определенных областях мозга в случае реагирования слухового анализатора на сигналы, поступающие извне.

Речевая аудиометрия

Как проверить слух в домашних условиях? При отсутствии специального оборудования, позволяющего подавать и регистрировать звуковые сигналы определенной интенсивности и частоты, протестировать орган слуха можно с помощью речевой аудиометрии. Этот метод диагностики не требует наличия медицинского оборудования и дополнительных приспособлений. Для определения порога слуховой чувствительности у испытуемого потребуется исключительно разговорный аппарат аудиометриста.

Результаты тестирования во многом зависят не только от состояния слухового анализатора, но и широты словарного запаса испытуемого.

Для получения более объективной оценки порога слышимости пациента аудиометристу следует произносить не отдельные слова, а фразы, состоящие из набора простых и понятных слов. Как нужно проводить тест? Диагностику желательно совершать в помещении с минимальным количеством посторонних шумов. При этом испытуемый должен сидеть посреди комнаты на стуле.

Действия аудиометриста должны заключаться в следующем:

  1. отойдите от испытуемого на 2-3 м и произнесите фразу, состоящую минимум из 7- 9 слов, шепотом;
  2. на расстоянии 6 м от испытуемого негромко произнесите набор отдельных словосочетаний;
  3. с 20-метрового расстояния произнесите фразу на повышенных тонах.

Во время тестирования аудиометрист всякий раз должен спрашивать, слышит ли испытуемый речь с определенного расстояния или нет. Таким образом можно приблизительно выяснить, есть ли нарушения слуха или нет.

Интерпретация результатов

При отсутствии нарушений в работе звуковоспринимающей и звукопроводящей системы, человек может слышать шепотную речь и тиканье часов, интенсивность которых находится в диапазоне от 0 до 25 дБ. При восприятии звуковых сигналов в этом интервале ушные патологии отсутствуют. При расшифровке результатов речевой аудиометрии учитывают следующие нюансы:

В случае получения неутешительных результатов следует обратиться за помощью к отоларингологу. На основании показаний пациента он проведет необходимые аудиометрические исследования, в ходе которых с высокой точностью сможет определить порог слышимости и вид тугоухости.

Сегодня речевая аудиометрия больше применяется не для проверки остроты слуха, а для подбора и настройки слуховых аппаратов во время слухопротезирования.

Самостоятельная проверка

Как проверить свой слух самостоятельно? При желании проверить остроту собственного слуха можно и без помощи посторонних людей. Для этого специалисты предлагают пройти простой тест, в котором необходимо честно ответить (да/нет) на несколько вопросов:

  1. вы слышите тиканье часов или шепотную речь?
  2. часто ли у вас возникают проблемы с восприятием речи по телефону?
  3. жалуются ли ваши знакомые и родственники на постоянное переспрашивание?
  4. часто ли вам говорят о том, что вы громко слушаете телевизор, аудиоплееер или радио?
  5. можете ли вы услышать пение птиц за окном?
  6. удается ли вам разобрать шепотную речь с расстояния 2 м?
  7. не кажется ли вам, что большинство ваших собеседников говорят невнятно?

Если после прохождения теста испытуемый понимает, что большинство ответов говорят не в пользу нормальной остроты слуха, следует обратиться за помощью к специалисту.

Важно! При развитии инфекционных заболеваний, связанных с поражением слизистой носа, острота слуха естественным образом снижается, что обусловлено блокированием устья евстахиевой трубки. При проведении аудиометрического теста в таком состоянии результаты будут недостоверными.

Специальные приложения

Объективно оценить состояние органа слуха можно с помощью специальных приложений для телефонов, работающих на платформах Android или iOS. Как проверить слух? Для этого необходимо пройти аудиометрический тест, разработанный практикующими сурдолога и отоларингологами. По результатам тестирования можно определить степень слышимости и порог слуховой чувствительности рецепторных клеток.

К числу самых простых приложений, позволяющих проверить слух, относят:

  • I. «Hörtest»;
  • II. «Mimi Hearing Test»;
  • III. «uHear».

При отсутствии смартфона пройти тестирование можно при использовании персонального компьютера и обычных наушников. По полученным графикам можно легко определить, находится ли порог слышимости в пределах нормы или нет.

Внимание! Если у вас не отображаются тесты, а вместо них вы видите пустую область, то необходимо установить последнюю версию Adobe Flash Player .

При возникновении необходимости проверить свой слух не каждый может оперативно посетить специалиста-сурдолога. Проверка слуха сегодня может быть выполнена без его участия, методов существует несколько.

Тест № 1 – диагностика слуха с помощью наушников

Проверить свой слух самостоятельно можно при помощи теста. Его нужно проходить только в наушниках. Для получения достоверного результата тест следует проводить в абсолютном безмолвии.

  • Необходимо нажать на кнопку «Продолжить».
  • Далее происходит калибровка уровня звука на персональном компьютере, как того требует программа. Настройки важно выполнить заблаговременно, ведь во время теста никаких изменений внести не удастся.
  • На экране появится краткая инструкция, согласно которой тестируемый должен нажимать варианты «слышу» или «нет».
  • После полного прохождения теста на экране появится результат.

Тест № 2 – проверка слуха аудиограммой, или метод аудиометрии

При выполнении данного теста важно правильно установить уровень громкости. Чтобы четко было слышно звук, необходимо обязательно использовать наушники. Данный метод позволяет графическим образом представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи, конфигурацию аудиограммы и тип тугоухости.

Нужно откалибровать звук с помощью тестового сигнала. Затем через наушники будут выведены различные тональные сигналы. Все их услышать не получится, это нормально. Увеличивать громкость следует до тех пор, пока не будет слышен сигнал. Этот тест начинается с низкочастотного сигнала и заканчивается высокочастотным.

Тест № 3 – какой уровень звука в Гц вы слышите

Здоровый человек воспринимает волны в диапазоне 16-20 кГц - слышимый диапазон. Конечно же, с возрастом происходят некоторые изменения и слышимый диапазон сокращается. Некоторые люди не воспринимают отдельные частоты. Есть те, которые человек воспринимает не слухом, а осязанием, это частоты ниже 100 Гц. Происходит это из-за преломления звука, таким образом можно воспринимать звук, который не входит в слышимый человеком диапазон.

При помощи данного теста на проверку слуха человек имеет возможность определить границы порога чувствительности уха. Более того, данный метод можно проводить с целью диагностики акустической аппаратуры. Для ее настройки обычно используют генератор звуковых частот.

20 Гц – звук напоминает гул, его ощущают все, никто не воспроизводит
30 Гц – низкий звук
40 Гц – слышно, но очень тихо
50 Гц – слышат немногие люди, похоже на тихий гул
60 Гц – слышат многие люди, даже через плохие и дешевые наушники
100 Гц – граница низких частот, далее начинается диапазон прямой слышимости
200 Гц – средняя частота
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц – с этой частоты начинаются высокие частоты
10 кГц – если вы этого не слышите, то у вас серьезные проблемы со слухом, обязательна консультация врача
12 кГц – если не слышно, то это начальная ступень тугоухости
15 кГц – эту частоту не слышит часть людей после 60 лет
16 кГц – эту частоту не слышат практически все после 60 лет
17 кГц – эту частоту не слышат многие люди среднего возраста
18 кГц – проблемы с данной частотой возникают при возрастных изменениях в ухе
19 кГц – предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц – частота, которую слышат исключительно дети

Если в результате теста, при том что испытуемый - человек среднего возраста и здоровый, выяснится, что он не слышит звуки выше отметки в 15 кГц, значит, пришло время посетить врача, проблемы есть и их необходимо решать. Как правило, нарушение звуковосприятия происходит при тугоухости. Чтобы избежать недуг или как минимум отсрочить приближение ухудшения слуха, рекомендуется снизить продолжительность восприятия громких звуков. В свою очередь, ухудшение слуха может быть вызвано разрывом барабанной полости.

Тугоухоть может быть двух видов, в зависимости от того, какое ухо (внутреннее или наружное) имеет поражение. Для того чтобы это определить, следует сравнить пороги слышимости при воздушном и костном проведении звука. Вернемся к тесту.

Если тестируемый зрелого или даже пожилого возраста, эти показатели можно считать нормальными, связано это с тем, что в организме произошли возрастные изменения. Частоты ближе к 20 кГц, как правило, способны слышать только дети. Возрастной порог - 10 лет.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как абсолютный слух. Это способность человека определять высоту и называть услышанные ноты без прослушивания звуков. Согласно статистике в мире на 1000 людей приходится один с абсолютным слухом.

Видео-тест на способность уловить частоту

Этот текст представляет собой тональную аудиометрию. Это не просто тест, а видео-тест, при помощи которого можно определить возможности каждого уха. С помощью теста отслеживается, каким образом меняется чувствительность каждого уха в отдельности с годами. Звуки проигрываются с различной частотой. После частоту необходимо повысить. Крайняя частота, которую уловит тестируемый, и будет являться показателем слухового возраста.

  • 12 кГц - возраст менее 50 лет;
  • 15 кГц - вы моложе 40 лет;
  • 16 кГц - слух человека, которому меньше 30 лет;
  • 17 -18 кГц - вы младше 24 лет;
  • 19 кГц - слух моложе 20 лет.

Для того чтобы результат был максимально достоверным, следует использовать качественные наушники и смотреть видео в максимальном разрешении. Тест можно проводить детям.

Видео тест на самый острый слух в мире

Приложения для мобильных телефонов

Обследовать слух сегодня можно при помощи гаджетов. Для этого необходимо лишь установить на телефон следующие приложения.

uHear

Приложение uHear позволит узнать чувствительность слуха и определить, как человек способен адаптироваться к шуму вокруг себя. Для этого понадобится пройти два теста, по времени это не займет более пяти минут. Обязательный атрибут - наушники, причем можно выбрать любые, главное указать их вид в тесте. Принцип тестирования крайне прост: воспроизводятся шумы различной частоты, таким образом определяется граница слуха.

Тестируемый давит на кнопку сразу, как услышит звук. Это не должно быть рефлексом, отвечать необходимо правдиво, не стоит нажимать кнопку для того, чтобы улучшить результат.

В основе работы тот же принцип, что и у Hörtest. Если человек слышит звук левым ухом, следует нажать кнопку Left, если правым - Right. Результат читается весьма просто: оценивается возраст человека, согласно чувствительности его слуха. Если он совпадает или граничит с реальным возрастом, значит, все хорошо. Если разница довольно большая - нужно принимать кардинальные меры.

Как еще можно проверить слух

Остроту слышимости в домашних условиях можно проверить при помощи исследования слуха живой речью. Для этого понадобится напарник. Испытуемый должен занять удобную сидячую позу и плотно прикрыть одно ухо рукой. Второй человек должен шепотом называть двузначные числа. Отойти необходимо минимум на шесть метров. При нормальном слухе человек разберет названные цифры с данной дистанции. Часто время приема пациента подобную проверку фонематического слуха проводит лор.

Можно пройти тимпанограмму. В ходе процедуры запрещается разговаривать, двигаться и сглатывать слюну. В ухо вводят зонд, а затем, используя специальный насос, нагнетают воздух, который тут же отсасывается обратно. Таким образом, перепонка приходит в движение и появляется возможность оценить полученное давление. Звуковой сигнал оценивает отражение звука от перепонки.

Для исследования уровня слуха также используют камертон с частотой колебания 2048 Гц. С помощью данного обследования можно определить состояние звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Камертон нужно максимально поднести к уху и придерживать пальцами. Результат оценивает специалист.

Для того чтобы проверить слух, совсем не обязательно сразу же идти на прием к врачу. Кроме прохождения вышеописанных тестов онлайн можно найти в интернете множество различных анкет-тестов, которые представляют собой ряд вопросов, по ответам на которые программа сделает свое заключение относительно качества слуха. Этот вариант подходит тем, у кого явной проблемы нет. В ином случае необходимо посетить врача.

30.11.2014 Олег Лажечников 15

Порядок прохождения всех обследований, которые предстоит пройти детям, у которых есть нарушения слуха, я уже описывал в статье .

Теперь хочу простым языком объяснить, что же это за обследования такие. Я не врач, так что сразу прошу прощения за ненаучные объяснения. Опишу вкратце, саму суть. Если ошибся, поправьте.

Итак, тугоухость бывает двух типов:

— Кондуктивная тугоухость
— Нейросенсорная тугоухость или сенсоневральная (синонимы)

Для лучшего понимания всей этой темы, вам прежде всего придется изучить строение уха. Картинки и описание есть на Википедии . Впрочем, и другой информации усвоить нужно будет огромное количество, готовьтесь сразу к этому.

Кондуктивная тугоухость лечится (в том числе и хирургически) и связана с нарушениями функций наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха. Возникает при различных инфекциях, травмах, пробках и тд.

Нейросенсорная тугоухость (НСТ) не лечится никак (так считается во всем мире) и чаще всего связана с дефектом волосковых клеток в улитке внутреннего уха, которые стимулируют нерв, который передает сигналы в мозг, или в худшем случае с самим нервом. В случае с таким типом тугоухости ребенок слухопротезируется (слуховые аппараты ставятся) и ближе к году-полутора делается кохлеарная имплантация. Последнее имеет смысл делать только тогда, когда у ребенка 4-я степень тугоухости или полная глухота.

Степень тугоухости

Бывает первая, вторая, третья и четвертая. Чем выше, тем хуже слышит. Далее идет глухота. Пороги слышимости для разных степеней такие:

1 - от 26 до 40 дБ
2 - от 41 до 55 дБ
3 - от 56 до 70 дБ
4 - от 71 до 90 дБ
Глухота - 91 дБ и выше

То есть до этих значений человек ничего не слышит. Плохо еще и то, что с увеличением степени тугохости, падает разборчивость звука и появляются искажения, а значит только усиление звука в слуховом аппарате не спасает ситуацию. К тому же на разных частотах (стандартно проверяют 4 частоты) могут быть разные пороги слышимости или вообще отсутствовать слух. Вот по этой ссылке , вы можете прослушать одну и ту же звуковую запись в нескольких вариантах, когда срезаны определенные частоты. Так будет понятнее, какого рода искажения могут быть.

Методы исследования слуха

Всего обследований, которые мы делали 3 штуки: ОАЭ, импедансометрия, компьютерная аудиометрия. В гос учреждениях по направлению делают бесплатно, а в частных клиниках Москвы стоят около 500/500/3500 руб соответственно.

ОАЭ

Расшифровывается, как регистрация задержанной ОтоАкустической Эмиссии. В ухо подаются звуковые колебания и чувствительным микрофоном регистрируется, есть ли ответ. То есть в ухо вставляют сразу и источник звука и микрофон. Звук доходит до улитки и до волосковых клеток, и если они в порядке, то они начинают колебаться, и звук возвращается обратно в слуховой проход, ответ регистрируется. А если у ребенка кондуктивная или нейросенсорная тугоухость, то эмиссия регистрироваться не будет.

По времени занимает порядка 10 минут, в зависимости от поведения ребенка.

Импедансометрия

Предназначена для установления кондуктивных патологий (отиты, пробки, атрезия, перфорация перепонки и тд). Есть несколько методик, но, как правило, применяют две из них: Тимпанометрия и Акустическая рефлексометрия.

С помощью тимпанометрии измеряют акустическую проводимость в зависимости от давления воздуха в наружном слуховом проходе, или, другими более простыми словами, изучается подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, связанных с ней. В ухо вставляется «наушник» и подается туда не только звук, но и воздух (для создания давления). При разных давления воздуха измеряется, как отражается звук от перепонки.

Акустическая рефлексометрия позволяет с помощью импедансометра зарегистрировать рефлекторыные сокращения стременной мышцы, которые передаются слуховым косточкам и барабанной перепонке. Если рефлекс регистрируется, то кондуктивных патологий нет.

По времени занимает минут 5.

Компьютерная аудиометрия ASSR и КСВП

КСВП (или ABR) расшифровывается, как регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов. ASSR — ответ на постоянный модулированный тон. Визуально очень похожие исследования, но принцип их отличается. В уши вставляются наушники и подается определенный звук, а датчиками на лбу и за ушами снимается реакция мозга ребенка.

В результате ASSR имеем аудиограмму с порогами слышимости в децибелах на 4-х частотах: 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц (частот может быть больше, в зависимости от аппарата). В результате КСВП получаем некий общий порог слышимости у человека.

После этих исследований ставится диагноз и степень тугоухости (1,2,3,4) или глухота. Иногда проводят только одно, иногда оба теста. Занимает от 40 минут до двух часов, в зависимости от типа обследования. ASSR делается быстрее, так как проверяются обычно сразу два уха и одновременно по всем частотам. В случае с КСВП важно поведение ребенка, так как даже моргание может исказить результаты. В идеале он должен спать и быть в глубоком сне. У нас так не получилось, поэтому всю процедуру мы его качали на руках и обследование затянулось надолго. Впрочем, и при ASSR ребенок должен находится в естественном или медикаментозном сне, но вроде как его движения не так важны.

Аудиометрия повторяется через какое-то время, так как степень тугоухости может изменится.

Все обследования можно пройти бесплатно в сурдологическом центре. В Москве это сурдоцентр на проспекте Вернадского 9. Но я бы рекомендовал продублировать аудиометрию в частном центре, а также проконсультироваться у сурдолога, чтобы уж наверняка быть уверенным в диагнозе.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Получить скидку 5$ →

Поддержи в соцсетях!

Комментарии приветствуются! (уже 15 )