Как выглядит мазут. Большая энциклопедия нефти и газа

Мазут широко применяется в качестве котельного топлива и является ценным сырьем для химической промышленности. Как высокомолекулярная фракция нефти мазут представляет собой темную и густую жидкость.

Основным показателем качества мазута при его маркировке является вязкость, определяющая условия заполнения и слива баков, цистерн, танкеров и других емкостей, транспортирования мазута по трубопроводам, подачи его в топочное пространство печей и т. д. Вязкость мазута оценивается в единицах условной вязкости (°ВУ) и определяется отношением времени непрерывного истечения 200 мл мазута при заданной температуре к времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20 °С.Испытания проводятся в вискозиметре ВУ со стандартным временем (51 ±1 с) истечения дистиллированной воды через капилляр. Вязкость мазута зависит от температуры , плотности и смолистости . При низких температурах вязкость мазута значительно возрастает, поэтому слив его из емкостей и перекачка по трубопроводам могут проводиться только после предварительного подогрева топлива.

Температура застывания мазута зависит от химического состава сырья и способов получения нефтепродукта. Прямогонные мазуты из парафиновой нефти имеют температуру застывания более 25 °С, а крекинг-мазуты - от 25 до 34°С.

При расчетах объемов емкостей для хранения и транспортирования топлива, определении условий отстаивания воды и осаждения механических примесей из мазута пользуются показателем плотности мазута . Чем меньше плотность мазута, тем легче и быстрее отделяются от него вода и механические примеси. Плотность мазута колеблется в пределах 0,94-1,02 г/см 3 и повышается с увеличением вязкости.

Температура вспышки характеризует пожарную безопасность топлива и условия обращения с ним в процессе транспортирования, хранения и использования. Максимальная температура разогрева топлива должна быть не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки. Температура вспышки товарных мазутов, определяемая известными методами в закрытых и открытых тиглях при 80-90°С.

Зольность мазута зависит от качества подготовки и переработки сырья и определяется содержанием солей, неорганических примесей, используемых присадок, а также продуктов коррозии нефтяной аппаратуры.

В настоящее время в результате совершенствования процессов подготовки и переработки нефти в промышленности содержание золы в товарных мазутах значи­тельно сократилось.

Содержание серы в котельном топливе зависит от химического состава исходной нефти и составляет: для высокосернистых мазутов - до 3,5%, для сернистых - до 2,0% и для малосернистых - до 0,6%. Сжигание сернистой нефти приводит к образованию кислотных оксидов, вызывающих повышенную коррозию деталей котлов и аппаратов, загрязняет окружающую среду. Особую коррозионную активность имеют сероводород и элементарная сера. Поэтому малосернистые мазуты применяются в первую очередь в технологических нагревательных установках: мартеновские печи, нагреватели литейных, прокатных и других предприятий металлургической промышленности.

Вода и механические примеси попадают в мазут из нефти в процессе производства и товаротранспортных операций и являются балластом при транспортировании. При сжигании обводненных мазутов снижается коэффициент полезного действия котлов и создаются условия для коррозии аппаратуры, а неорганическая часть механических примесей в процессе сжигания не сгорает и повышает зольность мазута. Содержание воды и механических примесей в мазуте должно быть минимальным. Для снижения влияния вредных примесей и улуч- -шения противопригарных и антикоррозионных свойств к мазутам добавляют присадки.

Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается несколько марок мазутов, используемых в качестве топлива: флотские Ф-5 и Ф-12 , топочные 40 и 100 . Цифры входящие в марки (5, 12, 40 и 100), указывают на максимальную вязкость пои температуре 50°С в единицах условной вязкости. Мазуты Ф-5 и Ф-12 (легкое топливо) применяются в судовых котельных установках, а марок 40 (среднее топливо) и 100 (тяжелое топливо)- как массовое топливо во всех котельных и нагревательных установках общего назначения. Мазуты марок 40 и 100 по содержанию серы подразделяются на: малосернистые , сернистые и высокосер­нистые.

Топливо для мартеновских печей поставляется марок: МП - малосернистое и МПС - сернистое. Газотурбинное топливо вырабатывается двух марок: ТГ - обычное и ТГВК - высшей категории качества, а топливо печное бытовое выпускается марки ТПБ.

Сколько весит 1 куб мазута, вес 1 м3 мазута. Количество килограмм в 1 кубическом метре, количество тонн в 1 кубометре, кг в 1 м3. Объемная плотность мазута удельный вес.

Что мы хотим узнать сегодня узнать? Сколько весит 1 куб мазута, вес 1 м3 мазута? Нет проблем, можно узнать количество килограмм или количество тонн сразу, масса (вес одного кубометра, вес одного куба, вес одного кубического метра, вес 1 м3) указаны в таблице 1. Если кому-то интересно, можно пробежать глазами небольшой текст ниже, прочесть некоторые пояснения. Как измеряется нужное нам количество вещества, материала, жидкости или газа? За исключением тех случаев, когда можно свести расчет нужного количества к подсчету товара, изделий, элементов в штуках (поштучный подсчет), нам проще всего определить нужное количество исходя из объема и веса (массы). В бытовом отношении самой привычной единицей измерения объема для нас является 1 литр. Однако, количество литров, пригодное для бытовых расчетов, не всегда применимый способ определения объема для хозяйственной деятельности. Кроме того, литры в нашей стране так и не стали общепринятой "производственной" и торговой единицей измерения объема. Один кубический метр или в сокращенном варианте - один куб, оказался достаточно удобной и популярной для практического использования единицей объема. Практически все вещества, жидкости, материалы и даже газы мы привыкли измерять в кубометрах. Это действительно удобно. Ведь их стоимость, цены, расценки, нормы расхода, тарифы, договора на поставку почти всегда привязаны к кубическим метрам (кубам), гораздо реже к литрам. Не менее важным для практической деятельности оказывается знание не только объема, но и веса (массы) вещества занимающего этот объем: в данном случае речь идет о том сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический, 1 м3). Знание массы и объема, дают нам довольно полное представление о количестве. Посетители сайта, спрашивая сколько весит 1 куб, часто указывают конкретные единицы массы, в которых им хотелось бы узнать ответ на вопрос. Как мы заметили, чаще всего хотят узнать вес 1 куба (1 кубометра, 1 кубического метра, 1 м3) в килограммах (кг) или в тоннах (тн). По сути, нужны кг/м3 или тн/м3. Это тесно связанные единицы определяющие количество. В принципе возможен довольно простой самостоятельный пересчет веса (массы) из тонн в килограммы и обратно: из килограммов в тонны. Однако, как показала практика, для большинства посетителей сайта более удобным вариантом было бы сразу узнать сколько килограмм весит 1 куб (1 м3) мазута или сколько тонн весит 1 куб (1 м3) мазута , без пересчета килограмм в тонны или обратно - количества тонн в килограммы на один метр кубический (один кубометр, один куб, один м3). Поэтому, в таблице 1 мы указали сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический) в килограммах (кг) и в тоннах (тн). Выбирайте тот столбик таблицы, который вам нужен самостоятельно. Кстати, когда мы спрашиваем сколько весит 1 куб (1 м3), мы подразумеваем количество килограмм или количество тонн. Однако, с физической точки зрения нас интересует плотность или удельный вес. Масса единицы объема или количество вещества помещающегося в единице объема - это объемная плотность или удельный вес. В данном случае объемная плотность и удельный вес мазута. Плотность и удельный вес в физике принято измерять не в кг/м3 или в тн/м3, а в граммах на кубический сантиметр: гр/см3. Поэтому в таблице 1 удельный вес и плотность (синонимы) указаны в граммах на кубический сантиметр (гр/см3)

Cтраница 1


Плотность мазутов чувствительна к изменению температуры. С ловшенкем температуры относительная плотность мазутов уменьшается.  

Плотность мазута зависит от температуры, с повышением которой она уменьшается. С повышением температуры снижается и вязкость мазута. Оба обстоятельства - понижение вязкости и уменьшение плотности интенсифицируют процесс отделения влаги.  


Плотность мазута определяет условия отстоя воды от топлива. Чем больше разность плотностей мазута и воды, тем при прочих равных условиях эффективнее протекает отделение воды.  

Плотность мазута (выше 0 95) и других темных нефтепродуктов также определяют весами Вестфаля.  

Плотность мазута зависит от температуры, с повышением которой она уменьшается. При этом снижается и вязкость мазута. Оба обстоятельства - понижение вязкости и уменьшение плотности - интенсифицируют процесс отделения влаги.  

Плотность мазута прямой перегонки равна 880 - 950 кг / м3, но при обводнении несколько выше, причем из-за сходности плотностей мазута и воды ее отстой затруднен. С увеличением температуры плотность уменьшается примерно на 6 кг / м3 на каждые 10 С.  

При увеличении плотности мазутов и крекинг-остатков довольно закономерно уменьшаются Н / С, R и Q. Высоковязкие крекинг-остатки отличаются пониженными значениями Н / С и R и повышенным содержанием трехатомных газов в продуктах сгорания.  


Для непрерывного измерения плотности мазута может быть использован разработанный нами поплавковый плотномер с температурной компенсацией. В стальном корпусе 2 помещен полый тонкостенный поплавок S. Поплавок уравновешивается весом четырех цепочек 5, которые также центрируют его.  


Чем выше вязкость и плотность мазута, тем больше содержится в нем углерода вследствие меньшего содержания водорода. В вязких мазутах повышено содержание серы, кислорода и азота.  

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ.

МАЗУТ

Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП»), Всероссийским теплотехническим научно-исследовательским институтом (АООТ «ВТИ»)

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Молдова

Молдовастандарт

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21 сентября 1999 г. № 298-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10585-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2001 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 10585-75

ГОСТ 10585-99

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

3 Марки

3.1 В зависимости от назначения, содержания серы и зольности устанавливаются следующие марки мазута:

Флотский Ф5 видов:

II- ОКП 02 5213 0100

IV- ОКП 02 5213 0102

Флотский Ф12- ОКП 02 5213 0101

Топочный 40(ОКП 02 5211 0100) видов:

малозольныйзольный

I ОКП 02 5211 0105ОКП 02 5211 0101

II ОКП 02 5211 0106ОКП 02 5211 0102

III ОКП 02 5211 0109ОКП 02 5211 0113

IV ОКП 02 5211 0107ОКП 02 5211 0103

V ОКП 02 5211 0111ОКП 02 5211 0114

VI ОКП 02 5211 0112ОКП 02 5211 0115

VII ОКП 02 5211 0108ОКП 02 5211 0104

Топочный 100(ОКП 02 5211 0200) видов:

малозольныйзольный

I ОКП 02 5211 0205ОКП 02 5211 0201

II ОКП 02 5211 0206ОКП 02 5211 0202

III ОКП 02 5211 0209ОКП 02 5211 0213

IV ОКП 02 5211 0207ОКП 02 5211 0203

V ОКП 02 52110211ОКП 02 5211 0214

VI ОКП 02 5211 0212ОКП 02 5211 0215

VII ОКП 02 5211 0208ОКП 02 5211 0204

3.2 В обозначение мазута должна входить марка и дополнительно:

для флотского мазута Ф5 - классификация по сере;

для топочных мазутов - классификация по сере, зольности и температуре застывания.

Примеры обозначения:

Флотский мазут Ф12;

Флотский мазут Ф5, II вида;

Топочный мазут 100, IV вида, малозольный, с температурой застывания 25°С.

3.3 Мазут марки Ф5 получают из продуктов прямой перегонки нефти с добавлением до 22% керосино-газойлевых фракций каталитического или термического крекинга.

3.4 Разрешается добавлять в мазуты депрессорную присадку, допущенную к применению в установленном порядке. При поставке флотского мазута Ф5 ВМФ в паспорте указывают наличие депрессорной присадки.

4 Технические требования

4.1 Мазут должен изготовляться по технологии, утвержденной в установленном порядке.

4.2 Мазут марок Ф5 и Ф12 для Военно-Морского Флота России изготовляют по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при выработке образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

или кинематическая, м 2 /с (сСт)

36,2 × 10 -6 (36,2)

89 × 10 -6 (89)

По ГОСТ 33

2 Вязкость при 80°С, не более:

условная, градусы ВУ

или

кинематическая, м 2 /с (сСт)

59,0 × 10 -6 (59,0)

По ГОСТ 33 или по приложению А ,

3 Вязкость при 100°С, не более:

условная, градусы ВУ

или

кинематическая, м 2 /с (сСт)

50,0 × 10 -6 (50,0)

По ГОСТ 33

4 Динамическая вязкость при 0°С, Па-с, не более

0,1 × 27

5 Зольность, %, не более, для мазута: малозольного

0,04

0,05

Зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

6 Массовая доля механических примесей, %, не более

0,10

0,12

7 Массовая доля воды, %, не более

9 Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:

10 Коксуемость, %, не более

Отсутствие

По 7.2

12 Температура вспышки, °С, не ниже:

в закрытом тигле

в открытом тигле

13 Температура застывания, °С, не выше

для мазута из высокопарафинистых нефтей

14 Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:

I, II, III и IV

41454

41454

40740

40530

V, VI и VII

39900

39900

15 Плотность при 20°С, кг/м 3 , не более

Не нормируется. Определение обязательно

Примечания:

1 Исключен.

2 Мазута марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность мазута, в соответствии с и .

5.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м 3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005 .

ПДК в воздухе рабочей зоны определяется хроматографическим или другим метрологически аттестованным методом. Для контроля концентрации паров углеводородов в воздухе рабочей зоны допускается использовать универсальный газовый анализатор УГ-2 или другой прибор аналогичного назначения.

Охрана атмосферы воздуха - по ГОСТ 17.2.3.02 .

5.3 Мазут раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.

Длительный контакт с мазутом увеличивает степень риска заболевания органов дыхания у человека.

5.4 Мазут не обладает способностью образовывать токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов при температуре окружающей среды.

При работе с мазутом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

5.8 Помещения, в которых проводят работы с мазутом, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 .

В местах возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местные вытяжные устройства.

В помещениях для хранения мазута не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

5.9 При разливе мазута необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором или моющим средством, затем промыть горячей водой и протереть сухой ветошью.

При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием.

5.10 Оборудование, используемое в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением данного продукта, должно быть герметичным.

При производстве, хранении и применении мазута не допускается попадание мазута в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы.

5.11 При работе с мазутом применяют средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.103 , ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112, а также по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров мазута, превышающей ПДК, применяют противогазы марок А, БКФ, шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.

5.12 При попадании мазута на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом или моющим средством; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы, мази и пасты - по ГОСТ 12.4.068.

5.13 Все работающие с мазутом должны проходить периодические медицинские осмотры в порядке, установленном органами здравоохранения.

6 Правила приемки

6.1 Мазут принимают партиями. Партией считают любое количество мазута, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого паспортом.

Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать: наименование и марку продукции; сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес; нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 , и настоящим стандартом; фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний; дату отбора проб; номер партии (резервуара, из которого отобрана данная проба); дату изготовления; дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в мазуте присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

наименование продукции и ее целевое назначение;

информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

номер партии продукции, поставленной для реализации;

    Мазут – это тяжелый нефтепродукт, обладающий относительно высокой плотностью. Эта величина непостоянна, поскольку она меняется в зависимости от смены температурных условий: повышение температуры практически пропорционально уменьшает относительную плотность мазута. При этом уменьшается и вязкость нефтепродукта, что в целом можно объяснить осуществлением процесса отделения влаги. Отсюда и возможность определения оптимальной температуры отстоя воды от топлива, поскольку при увеличении вязкости мазута отделение воды, обладающей меньшей плотностью, протекает более быстро.

    Таблица плотности мазута

    Как известно, существует 4 вида мазута:

    • авиационные марки – Ф-5 и Ф-15
    • топочные марки- М-40 и М-100

    Говоря о плотности продукта в каждом конкретном случае, нельзя назвать её неким показателем группового состава. Точнее будет считать её значением, определяющим возможность расслоения нефтепродукта, то есть его отделения от молекул воды, попадающих в мазут в момент пароподогрева топлива. Таблица плотности мазута показывает максимальное значение для каждой марки:

    Прямая перегонка сырья позволяет получить мазут плотностью 880-950 кг/м3. Постепенное увеличение температуры (подогрев продукта) способствует уменьшению значения на величину 6 кг/м 3 при каждых 10 о С. Необходимо отметить, что более высокая плотность, а значит, и вязкость вещества будут означать меньшее процентное содержание молекул водорода. Следовательно, в более плотном мазуте содержание углерода, азота, кислорода и серы будет повышено. Всё это способно серьезно поменять эксплуатационные характеристики мазута, как топлива.

    Почему для технологов так важен показатель плотности? Одна из основных проблем, которые приходится решать потребителям данного нефтепродукта – это его отстаивание от воды, которая попадает как при подогреве вещества (с использованием открытого пара), так и при транспортировке мазута на старых судах, страдающих водотечностью. Чтобы избавить сильно обводнённый материал от молекул воды применяется специальная технология отработки вещества при помощи специальных установок.

    Для удобства проведения замеров плотность принято указывать при температуре вещества в 20°С. При этом данная величина является отношением физической плотности нефтепродукта к плотности воды, температура корой должна составлять 4°С. Числовое значение этого отношения для прямогонных мазутов всегда меньше 1. Для крекинг-мазутов (полученных путем разложения нефтяного продукта в специальной установке при t 450-550°С) это значение больше 1.

    Если плотность нефтепродукта заметно меньше плотности воды, то готовое к эксплуатации вещество может полностью отстояться за 200 часов. Если же значение находится в пределах 0,98-1,01, это время значительно увеличивается. При этом показатель, равный 1,05, сделает отстой мазута от воды практически невозможным.