Какое полушарие отвечает за правый глаз. За какие функции отвечает левое полушарие головного мозга и как его развить? Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Зеркально отражаются, но это не так. Если вопрос изучить более внимательно, можно заметить их асимметрию. При измерении размеров мозга оказывается, что левое полушарие всегда немного больше, чем правое. Но это не единственная разница. Правое полушарие содержит длинные соединяющие отдаленные участки мозга, а левое имеет короткие волокна, образующие связи на ограниченном участке.

Медицинские наблюдения

Исследуя мозг пациента, который страдал потерей речи, Поль Брока, французский врач, в 1861 году обратил внимание на то, что в левом полушарии поврежден участок лобной доли, которая ответственна за порождение речи.

И только совсем недавно ученые смогли определить, за что же еще отвечает каждое полушарие в отдельности. Дело в том, что при нормальном функционировании наш мозг работает как единая слаженная система, и информация моментально передается от полушария к полушарию по широкому пучку нервных волокон, соединяющих их. Эти волокна называются

При эпилепсии этот связующий мост может вызвать проблемы и повредить мозг. Стремясь предотвратить подобный исход, нейрохирурги в некоторых случаях рассекают мозолистое тело.

Такие пациенты живут обычной жизнью, а ученые могут тщательно исследовать работу полушарий по отдельности. И вот что было определено.

Способно выражать себя речью, выполнять сложные расчеты и логические операции. Правое полушарие реагирует только на простую легкую речь.

Зато великолепно осознает пространство и структуру, поэтому оно лучше левого создает геометрические рисунки и рисунки с перспективой. Левым полушарием контролируется правая сторона тела, а правым - левая.

При повреждении правого полушария у человека происходят нарушения в узнавании лиц или восприятии информации, глубины и пространства. Дополнительные сведения относительного специализации правого полушария ученые получили, наблюдая за больными, у которых нарушена речь, но способность к пению сохраняется. Из этого следует, что правое полушарие отвечает за музыкальные способности.

Отличия полушарий

Асимметрия бывает психической, сенсорной и моторной межполушарной.

При изучении психофизиологических функций было выяснено, что контроль за словесным информационным каналом в речи осуществляет левое полушарие, а за несловесным каналом, т.е. голосом и интонацией, следит правое. в левом полушарии производится аналитически, последовательно, по принципу индукции. Правое полушарие обрабатывает поступившую информацию одновременно, синтезируя ее, по принципу дедукции.

Левое полушарие представляет чаще всего положительные эмоции и подавляет проявление слабых эмоций. Правое полушарие более «эмоционально» и представляет в основном отрицательные эмоции , контролируя проявления сильных.

В сенсорной сфере правое и левое полушарие отличаются способностью к зрительному восприятию. Правое полушарие мозга воспринимает целостно зрительный образ и легче справляется с задачей различения предметов и визуализации. Левое полушарие подходит к оценке зрительного образа расчленено, аналитически. Сознание и связаны преимущественно с ним.

Моторная асимметрия полушарий выражается в право-лево-рукости, которая управляется моторной корой мозга противоположного полушария.

Развитие правого полушария

Чтобы развить интуицию, надо научиться активизировать правое полушарие. Как же достичь этого? Самым простым и естественным путем является занятие теми видами деятельности, при которых «включается» правая часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танцы, а также прослушивание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами.

Правое полушарие мозга отвечает за креатив, творчество. Вот почему так важно развивать правое полушарие, если вы хотите достичь в жизни больших профессиональных высот. О том, как развить правое полушарие мозга, читайте в статье ниже.

У каждого полушария своя функция

Если посмотреть с анатомической точки зрения, то у левого и правого полушария человеческого мозга есть свои функции. Они следующие:

Правое полушарие отвечает за:

1) Воображение, творческую функцию, фантазии, чувство прекрасного.

2) Музыкальные способности.

3) Вербальную информацию (восприятие слов, умение строить предложения и красиво изъясняться).

4) Восприятие образов и символов.

5) Ориентацию в пространстве.

6) Интуицию.

7) Параллельную обработку информации, понимание метафор.

8) Контроль за движениями левой части тела.

Левое полушарие отвечает за:

1) Анализ и математическую логику.

2) Языковые способности.

3) Обучение письму.

4) Умение выстраивать причинно-следственные цепочки.

5) Контроль за движениями правой части тела.

Как было установлено учеными, развитость того или иного полушария головного мозга не дается человеку с рождения. Она достигается многочисленными тренировками, «прокачкой».


Разница между «М» и «Ж»

Несмотря на то, что у человека, по сути, должно быть хорошо развиты оба полушария мозга, на практике такое встречается очень редко. Если связывать развитие полушарий мозга с гендером (полом), то на вопрос, какое полушарие мозга развито у мужчин, можно ответить: левое. Какое полушарие мозга развито у женщин? Правое.

Также учение установили, что мужчины используют правое полушарие для визуально-пространственной ориентации и левое - при решении аналитических задач, а женщины постоянно думают при решении абстрактных задач сразу двумя полушариями.

В целом же итог таков: мужчины обгоняют женщин по логике и аналитике, зато дамы явно более успешно справляются с задачами на креативное мышление.


Как тренировать правое полушарие мозга

Поскольку правое полушарие более «творческое», а в современном ритме жизни важно принимать не просто правильные, но и нестандартные решения, именно правое полушарие нуждается у многих людей в более сильной «прокачке». Попробуйте делать следующие упражнения.

1) Слушайте красивую музыку, посещайте художественные выставки, начните рисовать сами. Любое занятие, связанное с искусством, будет способствовать развитию правого полушария.

2) Начните вести дневник, пишите коротки рассказы или же просто эссе-зарисовки из собственной жизни.

3) Медитируйте, контролируя дыхание. Научитесь погружаться в себя и «видеть» красивые образы и необычные ситуации.


Развитие обоих полушарий

Психофизиологи знают, как развивать оба полушария мозга. Вот что они советуют делать.

1) Научиться хорошо владеть левой рукой и постоянно делать ей то же, что и правой: завязывать шнурки, чистить зубы, писать текст и т.д.

2) Используйте как можно чаще «зеркальное рисование». Это простое упражнение выполняется так: испытуемый берет два листа бумаги и две ручки в каждую из рук. Теперь нужно синхронно рисовать на бумаге любые фигуры - зигзаги, каракули, круги, квадраты, треугольники, цветы, листья… Да что угодно! Главное - делать это одновременно обеими руками. Упражнение развивает сразу оба полушария мозга.

Видео по теме статьи

Синхронизация работы полушарий головного мозга

Ниже перечисленные упражнения будут полезны людям всех возрастов.

Будет хорошо, если взрослые, которые захотят попробовать эти упражнения, привлекут детей как основных участников и на фоне, якобы, обучения детей, смогут научиться сами. Разные поколения, общаемся активнее!
Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными.

Ведь самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

1. “Ухо-нос”. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. “Колечко”. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Следующая тренировка помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять упражнение трудно и при этом интересно.

“Скорая помощь”

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л П П В Л

Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Скоординируйте работу полушарий мозга

Эта простая практика позволяет оживить уставшее от монотонной работы одно полушарие и подключить к нему неработающее. Для этого вам потребуется бумага формата А4, на которой вы горизонтально, по линейке, маркером рисуете две линии крест-накрест, как положенная на бок буква Х. Повесьте этот листок на уровне глаз, так чтобы вам удобно было на него смотреть. Потом можно не снимать, пусть висит и напоминает о необходимости позаботиться о себе.
Смотря на этот листок, спокойно и глубоко дыша, вы делаете всего два простых упражнения, известных еще с уроков физкультуры:

– касаетесь левым локтем правого колена, потом правым локтем левого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких перекрестных движений надо сделать по шесть, всего 12. Можно делать и считать.

– касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать также по шесть.

– Снова 12 перекрестных движений;

– Еще 12 параллельных движений;

– И последние 12 перекрестных движений.

Все это займет у вас не более 1,5 минут, а эффект вы сразу почувствуете в заметно посвежевшей голове.
Вообще-то упражнение применяется для коррекции лево- и правополушарных детей. Оно взято из прикладной кинезиологии – современной науке о теле и основано на наблюдении за грудными детьми. Если младенец не прошел стадию ползания, у него могут быть проблемы в совместной работе полушарий, а значит, он не будет использовать свой потенциал, работая только половиной мозга. Мы будем применять эти знания в профилактических целях для восстановления согласованной работы мозга.

Тренировка сознания.

Здесь представлена особая программа, которая разрабатывалась на протяжении многих лет на семинарах. В этом принимали участие как спортсмены, так и люди, связавшие свою жизнь с медитацией.
Упражнения получили название

На первый взгляд, они окажутся не из приятных. С их помощью вы осознаете, как легко можно оказаться в трудной жизненной ситуации и как трудно найти выход из этого и заново возродиться.

Тренировка сознания – это в первую очередь, комплекс , а также подвижность во всех смыслах.

Американский терапевт Джин Хаустон установила, что во время тренировки сознания значительно повышается показатель интеллекта. Очевидно, упражнения ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.

Такие упражнения идеальны для выполнения требований любой сложности и согласованной работы обоих полушарий мозга. Они также повышают нашу концентрацию. Программа способствует развитию координации между мозгом и телом (согласованной работе мозга и частями тела). Задействовав левое полушарие, нам не приходит в голову привлечь правое, что было бы полезно при многих ситуациях. Упражнения помогают координировать работу частей тела.

Этот вид гимнастики в дальнейшем может доставлять удовольствие и является более действенным, чем кажется на первый взгляд. А для начала начните с простых упражнений, тяжелые могут причинять боль.

Поглаживание живота и постукивание по макушке

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.


Если народ сравнить с телом, то государство - тонкая плёнка вокруг него, состоящая из правителей, чиновников и прочих... Флаг, герб В эти дни мы говорили очень редко и коротко. Но каждый разговор странным образом укреплял меня. - Почему мы не берем ружья? - Мы ПЯТЬ ВЫЗОВОВ Принять вызов – это первый поступок мужчины, а превратить любую невзгоду в процветание – это второй вызов для мужчины. Наука ничего не придумывает. Она открывает существующее и описывает. На языке древних Вед слово «учение» (учьяте) означает - сказано, обозначено. Когда 🌱ЗДРАВА: КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ ФЕРМЕНТИРОВАННЫЕ ТРАВЯНЫЕ ЧАИ🍃Из многих широко распространенных трав можно приготавливать совершенно восхитительные оздоровительные чаи. Надо только знать БОГ ВАРУНА - Бог, управляющий Стихией движения Звездного Неба и наблюдающий за священными путями, которые соединяют Врата Междумирья в разных "Символ Рода" Т.М. пишет:🌱ЗДРАВА: КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ ФЕРМЕНТИРОВАННЫЕ ТРАВЯНЫЕ ЧАИ🍃Из многих широко распространенных трав можно приготавливать совершенно восхитительные оздоровительные чаи. «Есть целый мир в душе твоей» (Ф.Тютчев). Этот собственный мир ты можешь сотворить, обогатить и заселить только сам. Мир, где

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

Спасибо за внимание!

Как давно уже доказано учеными, полушарие с левой стороны отвечает за вербальную . Все что связанно с нашей речью, восприятием букв, письмо и многое другое. Без данной возможности мы бы не смогли что-либо запомнить, ни одна дата бы не смогла зафиксироваться в памяти.

Задавая себе вопрос, за что отвечает левое полушарие головного мозга, можно с легкостью ответить – вся информация, даваемая мозгу человека, обрабатывается, анализируется, и приводится в порядок именно с помощью него. Мозг – самая сложная часть человеческого организма, которую люди изучают по сегодняшний день. И самое главное, практически всегда, выявляются его новые возможности. На протяжении веков ученые различных областей изучат, за что отвечает левое полушарие мозга человека, и всегда есть какие-либо новые открытия.

Правда ли, что левое полушарие отвечает за логику?

За логическое мышление на самом деле отвечает левое полушарие. Многие известные личности, у которых левая сторона развита немного больше, очень эрудированны и добиваются больших успехов в жизни. Хотя, на самом деле, статистикой отмечено, что у большинства людей эта сторона мозга развита в большей степени. Но у каждого человека уровень развития головного мозга индивидуальный.

Речевое умение также зависит от него, ведь левое полушарие отвечает и за . Люди с плохо развитым левым полушарием считаются недоразвитыми, они имеют практически нулевую память и порой им присваиваются некоторые умственно отсталые заболевания. Самый главный плюс человеческого мозга состоит в том, что его можно постоянно развивать.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели моего блога! Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы будем рассматривать, за что отвечает правое полушарие мозга. А также хочу предложить комплексный подход, чтобы развить обе половины. Тогда вы будете успешным в любой деятельности, а также научитесь мастерски управлять своими руками, при чём, выполнять различные функции одновременно.

Функции

Правое полушарие отвечает за нашу творческую часть, то есть умение фантазировать, обрабатывать информацию, которая поступает в виде образов, символов.

Помогает распознать невербальные проявления человека, которые, как вы знаете, очень важны в процессе общения, так как сигналы тела являются истинными и правдивыми. Именно благодаря этой части мозга мы можем рассматривать какую-либо ситуацию с разных сторон, давая объективную оценку и вообще, улавливать множество нюансов одновременно, успевая обрабатывать и систематизировать их.

Человек, у которого больше развита логика, не понимает шуток и всё воспринимает буквально. Напротив, творческая личность в этом плане очень пластична, мыслящая с помощью метафор. Она способна писать стихи, музыку, рисовать и хорошо разбираться в людях, потому что интуитивна и чувствительна. Хорошо ориентируется на местности, опять — таки благодаря способности нестандартно подходить к решению задач, складывая пазлы в одну картинку в своём воображении.

Конечно же, если вы поднимаете левую руку или ногу вверх, это значит, что противоположное полушарие включилось в работу, так как левая сторона вашего тела подчиняется именно ему. Принято считать, что ориентированность человека с доминирующей правой половиной направлена в окружающую среду, то есть вовне и называется экстраверсией.

Он более общителен, подвержен эмоциям и минутным порывам. Действует не по чёткому плану, а исходя из ситуации, подстраиваясь под изменчивые условия. Чтобы узнать, какая половина более развита у вас, можете поэкспериментировать, выполнив задания, изложенные , про левое полушарие мозга.

Упражнения

  1. Итак, чтобы прокачать свою творческую часть, вам следует посещать выставки, музеи, арт-галереи, и, конечно же, пробовать себя в написании стихотворений, рассказов, практиковать рисование, пусть даже абстрактное и понятное только вам. Танцы помогают скоординировать движения, что так же благоприятно сказывается на развитии.
  2. Начните выполнять техники визуализации, которые поспособствуют скорейшему достижению ваших целей, а также помогут развить способность фантазировать и мечтать. Это делать легко, изучите только для начала , где я подробно рассказываю обо всех нюансах практики.
  3. Медитация нелегко даётся людям, у которых хорошо развито логическое мышление, но она очень эффективна для них. И не только для расширения границ сознания, умения отходить от чёткой структуры и мыслить объёмно, но и для улучшения качества жизни и здоровья. Начните с самой простой медитации, ориентированной на дыхание и умение концентрироваться. Подробную инструкцию вы найдёте .
  4. Помассируйте своё левое ухо, это поможет активизировать правую половину мозга. Подходит в тех случаях, когда необходимо творчески подойти к решению какого-либо вопроса, опереться на свою интуицию.
  5. Творчество не ограничивается рисованием и стихами, читайте анекдоты и смотрите юмористические передачи, смех будет не только активизировать работу мозга, но ещё и улучшать самочувствие, предупреждая возникновение депрессии. К тому же, вы в курсе, что люди, использующие в своей речи юмор и сарказм, имеют высокий уровень интеллекта?
  6. При прослушивании музыки пробуйте прислушиваться к своим ощущениям, дыханию. Пусть образы, ассоциации и картинки свободно кружат в вашей голове, не контролируйте их, пытаясь избавиться. Просто понаблюдайте за ними, как невольный зритель спектакля, который организовали ваше сознание и подсознание.

Комплексный подход развития обоих половин мозга

Как я уже говорил, немаловажным является скоординировать работу обоих половинок, чтобы расширить их возможности и функции, за которые они ответственны. Тогда креативный подход в решении даже самых сложных задач будет вам обеспечен, а также увеличится быстрота и эффективность обработки информации.

  1. Сядьте удобно с ровной спиной, выберите перед собой какую-то точку, на неё вы должны будете сконцентрироваться. Примерно через минуту попробуйте своим периферическим зрением, не отрывая глаз от выбранной точки, рассмотреть, что находится слева от вас, а потом уже справа.
  2. Одной рукой гладьте себя по животу, а другой выполняйте постукивающие движения по голове. Сначала медленно, чтобы приспособиться, со временем наращивая темп.
  3. Также развитие обоих полушарий обеспечит вам такое задание: палец одной руки приложите к кончику своего носа, а другой рукой возьмитесь за ухо, противоположное ей. К примеру, левое ухо должна взять правая рука. Как только возьметесь, хлопните в ладоши и сделайте то же самое, поменяв положение рук. То есть, носа касаются пальцы совсем другой руки, точно та же схема с ушами.
  4. Вытяните перед собой руки, одной из них рисуйте в воздухе, к примеру, квадрат, а другой круг. Когда почувствуете, что появились успехи, придумайте новые фигуры для освоения.

Заключение

Выполняйте упражнения, и со временем вы заметите, как проще стало принимать решения и выполнять привычную работу, общаться с людьми и прочее. Можете периодически проверять уровень интеллекта, насколько он повышается и меняется. Подробнее об этом можете узнать из статьи

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Фактически, эксперименты показали, что введение гормонов стресса людям сразу после того, как они узнают что-то, усиливает их удержание, когда они проверяются через две недели. Гиппокамп находится глубоко в височной доле и имеет форму морского конька. Он состоит из двух рогов, изгибающихся от миндалины. Психологи и нейробиотики оспаривают точную роль гиппокампа, но в целом согласны с тем, что он играет важную роль в формировании новых воспоминаний о прошлом. Некоторые исследователи считают гиппокамп ответственным за общую декларативную память.

Полушария мозга представляют собой наиболее массивный отдел головного мозга. Они заполняют большую часть полости мозгового черепа. Снаружи полушария имеют серый цвет, что обусловлено скоплением нервных клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного мозга. Под корой находится , представляющее собой нервные проводники - отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет от правого. Полушария связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми располагаются извилины мозга. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. Поверхность коры головного мозга занимает 11 / 12 всей поверхности мозга, причем примерно 30 % приходится на лобные доли. В процессе эволюции кора головного мозга у человека получила наивысшее развитие, причем наиболее развиты лобные доли. Наибольшего развития у человека достигает и пирамидная система , осуществляющая произвольные движения.

Повреждение гиппокампа обычно приводит к серьезным трудностям в формировании новых воспоминаний, а также может влиять на доступ к воспоминаниям, сформированным до повреждения. Хотя ретроградный эффект обычно распространяется за несколько лет до повреждения головного мозга, в некоторых случаях старые воспоминания остаются нетронутыми; это приводит к мысли о том, что со временем гиппокамп становится менее важным в хранении памяти.

Гиппокамп: на этом изображении показан рогатый гиппокамп глубоко внутри височной доли . Как таламус, так и гипоталамус связаны с изменениями эмоциональной реактивности. Гипоталамус - небольшая часть мозга, расположенная чуть ниже таламуса по обе стороны от третьего желудочка. Повреждения гипоталамуса мешают нескольким бессознательным функциям и некоторым так называемым мотивированным поведением, таким как сексуальность, бодрость и голод.

Мозолистое тело - большая спайка мозга, соединяющая серое вещество больших полушарий головного мозга. Оно располагается в глубине продольной щели мозга. От в белое вещество полушарий мозга отходят белые волокна. Эти волокна лучеобразно расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших полушарий головного мозга лежат очень важные в функциональном отношении ядра серого вещества - хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор и др. В определенных стадиях эволюционного развития эти образования были высшими двигательными (хвостатое и чечевицеобразное ядра) и чувствительными (зрительный бугор) центрами. Однако с развитием коры головного мозга они перешли в подчиненное к ней отношение. Хвостатое и чечевицеобра: ное ядра вместе с некоторыми другими образованиями нервной системы составили так называемую экстрапирамидную систему - систему обеспечения, или обслуживания, движений. Главной двигательной системой стала пирамидная система, которая тесно связана с корой головного мозга.

Боковые части гипоталамуса, похоже, связаны с удовольствием и яростью, в то время как медиальная часть связана с отвращением, неудовольствием и тенденцией к неконтролируемому и громкому смеху. Зубчатая извилина расположена в медиальной стороне мозга рядом с мозолистым корпусом. Еще многое предстоит узнать об этой извилине, но известно, что ее лобная часть связывает запахи и взгляды с приятными воспоминаниями о предыдущих эмоциях. Этот регион также участвует в нашей эмоциональной реакции на боль и в регулировании агрессивного поведения.

Зрительный бугор с развитием коры головного мозга стал подкорковым центром всех видов чувствительности. В нем сходятся все направляющиеся в кору проводники чувствительности. Зрительный бугор является основным коллектором чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений.

Очень большое значение имеет подбугорная область мозга гипоталамус. Он является регулятором внутренних процессов организма, всех видов обмена веществ и теплообмена организма.

Базальные ганглии представляют собой группу ядер, лежащих глубоко в подкорковом белом веществе лобных долей , которые организуют двигательное поведение. Базальные ганглии, по-видимому, служат механизмом стробирования физических движений, препятствуя потенциальным движениям, пока они не будут полностью соответствовать обстоятельствам, в которых они должны выполняться. Основанное на правилах обучение навыкам; ингибирование нежелательных движений и разрешение желаемых; выбирая из возможных действий; моторное планирование; последовательность действий; интеллектуальный контроль; рабочая память; внимание. Объясните, как происходит нейропластика.

Между ядрами основания больших полушарий находится узкая полоса белого вещества - внутренняя капсула. Через нее проходят все проводники, идущие в кору головного мозга и из коры в нижележащие отделы мозга.

Снизу к большим полушариям примыкает ствол головного мозга, который имеет следующие отделы: ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. В стволе мозга находятся ядра серого вещества и нервные проводники, идущие в восходящем направлении - из спинного мозга и нижних отделов ствола мозга в кору головного мозга - и в нисходящем направлении - из коры головного мозга в нижележащие отделы головного мозга и в спинной мозг. Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют важное функциональное значение. Некоторые из них (красные ядра, черное вещество в ножках мозга, оливы в продолговатом мозге и др.) относятся к экстрапирамидной системе и имеют отношение к осуществлению движений, другие являются важными чувствительными образованиями. В стволе головного мозга имеются также ядра черепных нервов, осуществляющих двигательную, чувствительную и вегетативную иннервацию в области головы.

«Нейропластичность» относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нервных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением. Нейропластичность заменила ранее проведенную теорию о том, что мозг является физиологически статическим органом и исследует, как изменяется мозг на протяжении всей жизни. Нейропластичность возникает на различных уровнях, начиная от минутных изменений клеток, возникающих в результате обучения крупномасштабному перекосу кортикальной оболочки в ответ на травму. Синаптическая обрезка или апоптоз - это запрограммированная гибель клеток нейронов, которая происходит в раннем детстве и подростковом возрасте . Обрезка укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Нейрон: клетка нервной системы, которая проводит нервные импульсы; состоящий из аксона и нескольких дендритов. Нейроны связаны синапсами. пластик: Возможность формования; гибкий, гибкий, плакированный. синапс: соединение между терминалом нейрона и другим нейроном или клеткой мышцы или железы, по которой проходят нервные импульсы. апоптоз: процесс запрограммированной гибели клеток. Мозг постоянно адаптируется на протяжении всей жизни, хотя иногда и в критические, генетически определенные периоды времени.

Важной составляющей ствола головного мозга является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так и тормозящие влияния восходящего и нисходящего направлений. В стволе головного мозга располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно связаны с ретикулярной формацией.

Нейропластичность - это способность мозга создавать новые нейронные пути, основанные на новом опыте. Это относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нейронных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением.

Роль нейропластичности широко признана в здоровом развитии, учебе, памяти и восстановлении от повреждения головного мозга. В течение большей части 20-го века консенсус среди нейробиологов заключался в том, что структура мозга является относительно неизменной после критического периода в раннем детстве. Это правда, что мозг особенно «пластик» в критический период детства, с новыми нервными связями, формирующимися постоянно.

Внизу ствол мозга без резкой границы переходит в спинной мозг. Серое вещество спинного мозга, имеющее в разрезе форму бабочки, состоит из передних и задних рогов . В передних рогах располагаются периферические двигательные нейроны. К ним приходит многочисленная информация о совершении движений из коры головного мозга, подкорковых образований, ствола головного мозга. В задних рогах находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Однако последние данные показывают, что многие аспекты мозга остаются пластическими даже во взрослую жизнь. Пластичность может быть продемонстрирована в ходе практически любой формы обучения. Для того, чтобы помнить об опыте, схема мозга должна измениться. Обучение происходит, когда происходит либо изменение внутренней структуры нейронов, либо повышенное количество синапсов между нейронами.

Удивительным следствием нейропластичности является то, что активность мозга, связанная с данной функцией, может перемещаться в другое место; это может быть результатом обычного опыта, а также происходит в процессе выздоровления от черепно-мозговой травмы. Фактически, нейропластичность является основой целенаправленных экспериментальных терапевтических программ в реабилитации после черепно-мозговой травмы. Например, после того, как человек ослеплен одним глазом, часть мозга, связанная с обработкой ввода от этого глаза, не просто сидит без дела; он берет на себя новые функции, возможно, обрабатывая визуальный ввод от оставшегося глаза или делая что-то совсем другое.

Головной мозг в полости черепа и спинной мозг в позвоночном канале покрыты оболочками. Их три: наружная - твердая, внутренняя - мягкая, средняя - паутинная. Их функциональная роль заключается в защите мозга от механических повреждений и сотрясений. Между паутинной и мягкой оболочками находится щелевидная полость - подпаутинное пространство, заполненное жидкостью.

Это связано с тем, что, хотя определенные части мозга имеют типичную функцию, мозг может быть «переписан» - все из-за пластичности. «Синаптическая обрезка» относится к неврологическим регуляторным процессам, которые облегчают изменения в нервной структуре, уменьшая общее количество нейронов и синапсов, оставляя более эффективные синаптические конфигурации. Поскольку мозг младенца обладает такой большой способностью к росту, его в конечном итоге следует обрезать, чтобы удалить ненужные нейронные структуры из мозга.

Этот процесс обрезки называют апоптозом или запрограммированной гибелью клеток. По мере развития человеческого мозга потребность в более сложных нейронных ассоциациях становится гораздо более уместной, а более простые ассоциации, сформированные в детстве, заменяются более сложными взаимосвязанными структурами.

Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки - это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью . В головного мозга находятся боковые желудочки , соединенные с центрально расположенным III желудочком. Желудочек III соединен посредством узкого канала - водопровода мозга - с IV желудочком, который находится в области ствола мозга и посредством особых отверстий соединен с подпаутинным пространством. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение к обменным процессам в мозге.

Обрезка удаляет аксоны из синаптических соединений, которые не являются функционально подходящими. Этот процесс укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Как правило, число нейронов в коре головного мозга увеличивается до подросткового возраста. Апоптоз возникает в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего наблюдается уменьшение числа синапсов. Приблизительно 50% нейронов, присутствующих при рождении, не выживают до совершеннолетия. Выбор обрезанных нейронов следует принципу «использовать его или потерять», что означает, что синапсы, которые часто используются, имеют прочные связи, в то время как редко используемые синапсы устраняются.

Кровоснабжение головного и спинного мозга имеет свои особенности по сравнению с другими органами. Особенности эти связаны с большой функциональной важностью мозга. Кровоснабжение головного мозга осуществляется за счет внутренних сонных и позвоночных артерий. Благодаря соединению между отдельными ветвями этих артерий на основании мозга и в области ствола мозга образуются два артериальных круга, что имеет важное значение для нормального кровообращения мозга в условиях физиологических нагрузок и при нарушениях мозгового кровообращения.

Рост нейронов: нейроны растут в подростковом возрасте, а затем обрезаются на основе наиболее популярных соединений. Синаптическая обрезка отличается от регрессивных событий, наблюдаемых в пожилом возрасте. Хотя обрезка развития зависит от опыта, ухудшающиеся связи, которые происходят со старостью, не являются. Синаптическая обрезка похожа на резьбу статуи: получение камня без камней в его лучшую форму . Как только статуя будет завершена, погода начнет разрушать статую, которая представляет собой потерянные соединения, которые происходят со старостью.

Кора головного мозга - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития . Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток - проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см 2 , причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 - на видимой поверхности полушарий.

Сложный человеческий мозг контролирует, кто мы такие: как мы мыслим, чувствуем и действуем. Мозг также контролирует все основные функции организма. Мозг размещается в черепе, который защищает его от травмы. Усредняя фунт при рождении, мозг растет до примерно трех фунтов от взрослой жизни . Мозг, наряду со спинным мозгом , является важнейшим компонентом центральной нервной системы.

В мозгу существуют два типа клеток. Нейроны посылают и получают сигналы от вашего мозга и от всего тела. Глиальные клетки, иногда называемые нейроглиями или глиями, образуют миелин, жирный изолирующий слой вокруг нервных волокон. Ячейки поддерживают стабильность и обеспечивают питание и поддержку.

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга . Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каждая часть мозга выполняет определенную функцию и связана с другими частями мозга. Между черепом и мозгом находятся три слоя ткани, называемые мозгами. Сильный, самый внешний слой называется твердой мозговой оболочкой. Средний слой, арахноидная матер, представляет собой тонкую мембрану из кровеносных сосудов и эластичной ткани. Пиама является самым внутренним слоем, с кровеносными сосудами, которые проникают глубоко в мозг.

Части и функции мозга

Церем, или , формирует большую часть мозга и делится на две половины. Левое полушарие в значительной степени отвечает за язык. важно для интерпретации визуальных сигналов и пространственной обработки. Церебра контролирует координацию, температуру, зрение, звук, рассуждение, обучение и эмоции.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов - исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

Пространство между двумя полушариями называется большой продольной трещиной. Тело мозолистого тела соединяет обе стороны и передает сигналы с одной стороны мозга на другую. У головного мозга есть миллиарды нейронов и глии, которые образуют кору головного мозга, ее внешний слой. Это широко известно как серое вещество. Соединительные волокна между нейронами под поверхностью мозга называются белым веществом.

В мозжечке или заднем мозге обрабатываются мелкие двигательные движения, равновесие и осанка. Это помогает нам выполнять быстрые и повторяющиеся движения. Ствол мозга находится перед мозжечком и соединен со спинным мозгом. Его задача - передать сигналы между корой головного мозга и остальной частью тела. Он помогает контролировать наши основные функции и состоит из трех частей.

«Расщепленный мозг»

Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой - натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука , он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

Ощущение времени

■ Письмо

■ Упорядочение

Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

Распознавание способности и выражение эмоций

Перцептивные навыки

Пространственные

Представления навыки

Распознавания узоров,

Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»