Какое заболевание дает пробелы в памяти. Нарушение кратковременной памяти причины. Причины ухудшения памяти

Главной функцией психической деятельности головного мозга является его способность запоминать и воспроизводить в нужный момент усвоенную информацию. Именно благодаря свойствам памяти у человека имеются воспоминания, опыт, знания. Индивид способен оперировать информацией, не соприкасаясь с ней в реальной жизни. нужно беречь, иначе различные причины могут привести к появлению симптомов ее нарушения, что потребует серьезного лечения.

Навряд ли человек, который страдает нарушениями памяти, сможет отметить это. Ведь нередко нарушение данной функции мозга сопровождается нарушениями мышления и даже критического оценивания своего здоровья. Вот почему специалисты сайта психиатрической помощи сайт рекомендуют обращаться к врачам за помощью родственникам больного.

Нарушение памяти может быть следствием развития болезни головного мозга, его травмы, недоразвитости с рождения или уменьшения количества поступления крови, что приводит к атрофии тканей и недостаточности работы отделов. Также не следует исключать психические заболевания, которые часто провоцируют нарушение памяти, и старческие заболевания мозга с атрофией тканей, что также приводит к снижению запоминания и воспроизведения информации.

Самыми известными формами нарушения памяти являются:

  1. Потеря кратковременной или долговременной памяти.

Если причины, которые спровоцировали нарушение, обратимы, тогда память можно восстановить. Однако если причины связаны с атрофическими процессами в головном мозгу, тогда, скорее всего, память уже невозможно будет восстановить полностью.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации. Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.


Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.


Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел. Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

Причины нарушения памяти

Причин для развития нарушения памяти великое множество:

  1. Астеническое состояние.
  2. Интоксикация организма.
  3. Истощение организма.
  4. Высокая тревожность.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Утомляемость.
  7. Депрессивное состояние.
  8. Возрастные изменения.
  9. Алкоголизм.
  10. Дефицит микроэлементов.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозгу.
  12. Длительные стрессовые факторы.
  13. Болезни нервной системы, например, болезнь Паркинсона или .
  14. Неврозы.
  15. Различные болезни психики.

У маленьких детей нарушение памяти может быть следствием недоразвитости головного мозга или врожденными причинами. Так, может развиться гипомнезия (неспособность запоминать и воспроизводить информацию) или амнезия (выпадение из памяти какого-то события или времени). Приобретенными причинами нарушения памяти у детей являются:

  • Травмы психического или физического характера.
  • Сильное отравление.
  • Психическое заболевание.
  • Астеническое состояние.
  • Неблагоприятная среда в семье или детском коллективе.
  • Гиповитаминоз.

Однако уже с первых дней жизни у малыша может наблюдаться нарушение памяти по следующим причинам:

  1. Длительные хронические болезни матери во время беременности.
  2. Трудная беременность и тяжелые роды.
  3. Родовые травмы.

Почему люди не помнят происходящих с ними событий после рождения, во младенчестве, в очень раннем детстве? Подобная «амнезия» наступает в возрасте 7 лет. В 5-7 лет ребенок помнит от 63 до 72% из всего происходящего с ним в раннем возрасте, а в 8-9 лет остается лишь 35% воспоминаний. Не все стирается из памяти человека, однако большая часть не может быть воспроизведена в старшем возрасте.

Чем объясняется подобная детская «амнезия»? Нестабильностью гиппокампа. До 7-летнего возраста он не очень хорошо запоминает информацию. Однако после 5-7 лет начинают развиваться нейроны, устанавливать новые связи, отчего прежняя информация теряется. Речь идет о том, что мозг забывает все, что было усвоено за первые годы жизни и перестает быть использованным в более позднем периоде. Вот почему человек помнит, как ходить, говорить, рисовать, читать, если данные навыки продолжает использовать в более позднем возрасте. Но ребенок не сохраняет в памяти те события, которые с ним происходили и не имели большого значения.


Зачем так задумано природой, еще остается загадкой. Возможно, психика оберегает себя от травмирующих событий, которые могли произойти с ребенком за данный период. Может быть, необходимость нейронов устанавливать новые связи, которые подкрепляются усиленным обучением ребенка и получением новых знаний, перекрывает доступ к прежней информации. Но все люди сталкиваются с тем, что они не могут вспомнить большую часть своей ранней жизни, когда только появились на свет и познавали мир из коляски.

На функции памяти влияет питание человека. Одно дело – когда человек плохо питается, из-за чего его организм не получает нужные микроэлементы, что приводит к нарушению памяти. Другое дело – когда у человека имеются болезни сосудисто-сердечной системы, из-за чего нарушено кровообращение в головном мозгу, что также приводит к нарушению памяти.

Не следует забывать о возрасте пациента. Перешагнув рубеж 60 лет, человек может столкнуться с забывчивостью. Хорошо, если он просто будет забывать какую-то информацию. Но намного сложнее будет человеку жить в социуме и обеспечивать себя, если у него развиваются атрофические процессы и другие болезни головного мозга. Например, болезнь Альцгеймер лишает человека не только памяти, но и личности в целом.

Дефицит йода в организме, который попадает в щитовидную железу, которая в свою очередь продуцирует гормоны, участвующие в обменных процессах, также способствует нарушению памяти. Различные болезни щитовидки из-за дефицита йода можно легко устранить, начав употреблять продукты с высоким содержанием данного элемента.

Симптомы нарушения памяти

Не следует путать нарушение памяти с обычной забывчивостью и даже невнимательностью. В первом случае требуется лечение, которое нередко подразумевает прием специальных медикаментов. Во втором случае человек может быть просто утомленным или озабоченным, что можно устранить, в результате чего память снова восстановит свои функции. По каким симптомам можно распознать нарушение памяти?

Память запоминает большое количество различной информации. В зависимости от того, что именно человек не может сделать и какая информация не запоминается, выделяют такие виды нарушения:

  1. Образные нарушения – когда человек забывает какие-то предметы.
  2. Двигательная память – забываются движения и последовательность поступков.
  3. Душевная память – не запоминаются болевые ощущения.
  4. Символическая память – когда человек забывает слова, идеи, мысли.
  5. Краткосрочная память – страдает функция мозга, при которой человек способен усваивать и удерживать на короткий промежуток времени какую-то информацию.
  6. Долгосрочная память – когда человек не может вспомнить то, что происходило с ним давно.
  7. Механическая память – утрачивается способность человека запоминать явления и предметы такими, какими они есть в реальности, без создания связей между ними.
  8. Ассоциативная память – когда теряется способность выстраивать логические связи между предметами и явлениями.
  9. Произвольная память – когда человек не способен запомнить то, на что устремлено его внимание.
  10. Непроизвольная память – когда теряется способность запоминать все подряд без сознательного подхода человека.

Расстройства познавательной функции можно выделить такие:

  • Прогрессирующие.
  • Временные.
  • Эпизодические.

Нарушение памяти приводит к тому, что человек не способен запомнить, усвоить, забыть или в нужный ему момент воспроизвести нужную информацию.

  • Парамнезия – спутанность воспоминаний из различных временных отрезков.
  • Амнезия – забывание какого-то события или целого отрезка времени. Бывает устойчивым или стационарным.
  1. Ретроградной амнезией становится выпадение из памяти ситуации, которая предшествовала патологии в головном мозгу, из-за которой и произошла потеря памяти.
  2. Фиксационная амнезия – когда человек не способен запомнить и усвоить окружающую информацию. Он адекватно оценивает окружающий мир, просто не способен запомнить, что с ним происходит.
  3. Тотальная амнезия – когда человек забывает абсолютно все, что с ним происходило до сего момента. Он даже забывает о том, кем является сам.
  4. Истерическая амнезия – когда забываются конкретные события, негодные или неприятные человеку. Является защитной функцией психики.
  • Парамнезия – потеря памяти с заполнением пробелов другой информацией:
  1. Псевдореминисценция – забывание событий и их последующее замещение другими событиями, которые происходили с человеком на самом деле, но в другом отрезке времени.
  2. – забывание событий с последующим заполнением пробелов вымышленными и даже фантастическими ситуациями.
  3. Эхомнезия – когда человек запоминает теперешнюю информацию и считает ее своим прошлым.
  4. Экмнезия – когда человек возвращается воспоминаниями в прошлое и начинает их проживать в настоящем времени.
  5. Криптомнезия – забывание с последующим заполнением пробелов информацией, которую человек не помнит, откуда взял. К примеру, событие могло произойти во сне, а человек думает, что все было наяву.
  • Гипермнезия – приток воспоминаний в большом количестве преимущественно чувственного характера.
  • Гипомнезия – когда человек теряет способность запоминать и фиксировать текущие события частично.

Лечение нарушения памяти

Лучше предотвращать нарушение памяти, нежели лечить его. Если причины нарушения памяти можно устранить, тогда этим и нужно заниматься. В зависимости от того, как легко устраняются причины, тем быстрее восстанавливается память.


Однако если причиной нарушения памяти стали изменения в структуре головного мозга, тогда, скорее всего, память невозможно будет восстановить.

Итог

Если здоровый человек страдает различными нарушениями памяти, например, рассеянностью или забывчивостью, ему следует устранить текущие стрессы, утомляемость, восстановить правильное питание и режим дня. Также рекомендуется постоянно заниматься различными упражнениями для укрепления памяти.

Память - одна из важнейших познавательных способностей и высших психических функций (наряду с ощущением, восприятием и мышлением), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение индивидуального и общественного опыта, приобретённых знаний и навыков. От неё во многом зависит успешность личности и эмоциональный комфорт.

Умение запоминать только нужную информацию, при этом отсеивая и забывая всё ненужное и отрицательное - важное качество. Тогда как нарушения памяти могут дезадаптировать в социуме и привести к психическим расстройствам личности. Поэтому так необходимо не допускать подобных проблем, а для этого нужно знать, как их избегать и что делать, когда появились первые признаки.

Мнемоническое расстройство, нарушение памяти - это возникновение определённых трудностей с фиксацией (запоминанием), сохранением и воспроизведением любой информации из прошлого.

Классификация

Существуют разные виды расстройства данной психической функции. В первую очередь это две большие группы, которые делятся на множество мелких: к нарушениям памяти относятся дисмнезии (количественные) и парамнезии (качественные).

Количественные нарушения памяти (дисмнезии)

Гипермнезия

Состояние, при котором патологически точно сохраняются до мельчайших подробностей воспоминания о многих событиях из прошлого. И всё бы хорошо, но они не имеют никакого значения для настоящего. При нормальном развитии обычно такое забывается. Почему это плохо? Во-первых, ненужные старые воспоминания забивают место в хранилище памяти и тем самым не дают закрепиться новым. Поэтому при гипермнезии текущая информация почти не фиксируется. Во-вторых, нарушается логическая последовательность событий.

Пример. После отдыха на море запоминаются не приятные моменты (пляж, яркая тропическая растительность, новые знакомства, вкусная еда и т. д.), а такие незначительные нюансы, как интерьер номера в отеле, одежда обслуживающего персонала, особенности перелёта и т. д. При различных патологиях гипермнезия приобретает форму парциальной, т. е. избирательной. В частности, олигофрены отлично запоминают последовательности цифр, причём делают это без всякой цели.

Гипомнезия (дырчатая, прорешливая, перфорированная память)

Состояние, при котором человек воспроизводит информацию из прошлого лишь частично. Как правило, он способен запомнить только то, что постоянно повторяется в его жизни и имеет лично для него важное значение. А вот исторические даты, новости, давние знакомства, термины, имена - всё это предаётся забвению.

Пример. Человек безошибочно воспроизводит многозначный код разблокировки телефона, т. к. делает это ежедневно и это для него важно. Но сказать, в каком году отменили крепостное право или как звали его первую учительницу, он не сможет.

Амнезия

Состояние, характеризующееся невозможностью вспомнить определённый промежуток времени. В зависимости от того, насколько большой период выпадает, внутри этого нарушения различают ещё несколько подвидов:

  • - забываются события до какого-то травмирующего фактора (сильнейшего стресса, черепно-мозговой травмы и т. д.), они могут охватывать минуты и года;
  • - отсутствуют воспоминания о том, что было сразу после травмирующего фактора;
  • конградная - выпадение происходящего во время затяжной болезни, сопровождавшейся нарушением сознания;
  • антероретроградная (полная, тотальная) - забывается всё, что связано с затяжной, тяжёлой болезнью и травмирующим фактором, а также события, происходящие до этого.

В зависимости от того, какая именно функция оказывается нарушенной, данное расстройство делят ещё на несколько подвидов:

  • - невозможность запоминать и воспроизводить информацию, приводит к дезориентации (человек не понимает, где находится, кто его окружает, как он должен себя вести);
  • анэкфория - невозможность осознанного, произвольного вспоминания без подсказки.

Классификация в зависимости от течения:

  • прогрессирующая - нарастающее расстройство, объяснённое законом Рибо (см. ниже);
  • стационарная - стойкая потеря памяти;
  • регрессирующая - постепенное восстановление забытых событий;
  • ретардированная (запаздывающая) - события восстанавливаются не в хронологическом порядке, какой-то период может надолго выпасть, а затем вспомниться спустя много лет.

Закон Рибо . Память у человека с прогрессирующим расстройством похожа на слоёный пирог, в котором нижний пласт - самые отдалённые во времени воспоминания (детство, например). При таком нарушении исчезают сначала верхние прослойки (т. е. того, что происходило совсем недавно), затем - последовательно забываются события по направлению от настоящего времени до прошлого.

В зависимости от объекта амнезия бывает:

  • аффектогенной (кататимной) - возникает вследствие психотравмирующей ситуации, после сильного потрясения, забываются все события, которые сопровождают нервный срыв;
  • истерическая - результат психопатического синдрома, забываются какие-то отдельные моменты;
  • скотомизация - осознанное забывание событий, которые причиняют боль, травмируют;
  • палимпсесты (алкогольная) - выпадение того, что происходило во время опьянения.

Качественные нарушения памяти (парамнезии)


Псевдореминисценции (иллюзии, ложные воспоминания)

Стирается грань между прошлым и настоящим. Человек переживает то, что происходило когда-то давно, словно это осуществляется сейчас и имеет для него значение.

Конфабуляции (бред воображения, вымыслы, галлюцинации)

По сути – это ложные воспоминания: человек убеждён, что те или иные события происходили в его жизни, тогда как на самом деле их не было. Конфабуляции классифицируются на несколько подвидов:

  • мнестические и замещающие - обусловленные потерей памяти и являющиеся заменой того, что забыто;
  • фантастические - связаны со слабоумием и богатым воображением.

Пример. Страдающий конфабуляцией может «узнать» совершенно не знакомого ему человека, при этом будет искренне выражать ему восторг от долгожданной встречи и даже в подробностях рассказывать якобы совместно с ним пережитые моменты. Часто поведение таких людей сопровождается суетливостью, нарушениями речи, отсутствием логики в размышлениях.

Конфабулез

Более безобидная разновидность конфабуляции. Психофизические расстройства отсутствуют. Однако случайно, при разговоре, могут обнаружиться ложные воспоминания.

Криптомнезии

Больные начинают присваивать себе чужие воспоминания. Если, например, им запала в душу какая-то история, они в дальнейшем будут повествовать её окружающим так, словно это происходило лично с ними. Причём это может быть рассказ подруги, сюжет книги или кино. Самая болезненная форма криптомнезии - патологический плагиат, когда человек утверждает, что является автором совершенно чужого шедевра.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика)

Сильные чувства, волнения, тревоги, эмоции, испытанные однажды, воспринимаются страдающим с утроенной силой. Он может переживать их снова и снова, накладывая на свою настоящую жизнь. Например, когда-то в прошлом расставание с любимым произошло со скандалом и битьём посуды. В каждых последующих отношениях, если они будут заканчиваться, страдающий эхомнезией будет стараться воспроизводить ту же ситуацию - он обязательно спровоцирует ссору и что-нибудь вдребезги разобьёт.

Феномены якобы уже виденного и слышанного

Одно из часто встречающихся нарушений. Это уверенность в том, что происходящие события уже имели место, но когда именно - никто сказать не может. Это ощущение обыгрывается во многих фильмах и экзорцизме. Считается, что таким образом проявляет себя генетическая память, рассказывающая нам о том, что было в прошлой жизни. Сюда же относятся кардинально противоположные расстройства, когда что-то, уже происходившее не раз, воспринимается как новое переживание. Есть несколько разновидностей:

  • жаме вю - ощущение, когда что-то хорошо знакомое кажется совершенно неизвестным, словно увиденным впервые;
  • дежа векю - психическое состояние, когда впервые пережитые события кажутся известными;
  • дежа антандю - психическое расстройство, когда звуки, услышанные в первый раз, кажутся давно знакомыми;
  • жаме антандю - расстройство психики, когда привычные звуки (даже собственный голос) воспринимаются как впервые услышанные;
  • жаме сю - неспособность воспроизвести хорошо усвоенные ранее знания (например, выученный накануне стих).

Часто в психологии пользуются классификацией, предложенной А. Р. Лурией. В её основе лежат патогенетические механизмы:

  • модально-неспецифические нарушения - вызваны поражением глубоких мозговых структур: слуховых, зрительных, двигательных анализаторов;
  • модально-специфические - спровоцированы поражением корковых зон анализаторов: акустического, слухоречевого, зрительно-пространственного, двигательного;
  • системно-специфические - обусловлены поражением речевых анализаторов.

Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Каждый из них требует тщательной диагностики и отдельного подхода к коррекции.

Причины, вызывающие нарушение


Физиологические:

  • астенический синдром;
  • органические заболевания ЦНС, дегенеративные процессы в ней, болезни , Паркинсона, хорея Гентингтона;
  • психические патологии: слабоумие, эпилепсия;
  • умственная отсталость;
  • алкоголизм, наркомания;
  • поражение мозговых структур, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, инсульт, гипертония;
  • токсическое поражение печени;
  • гиповитаминоз.

Психоэмоциональные причины:

  • повышенная тревожность;
  • переутомление;
  • нервозность, раздражительность, постоянные перепады настроения;
  • регулярные стрессовые ситуации;
  • депрессивные состояния;
  • травмирующие психику факторы;
  • регулярные взрывы отрицательных эмоций.
  • Неправильный образ жизни:

    • несбалансированное питание;
    • недостаточный сон;
    • неправильное распределение времени между трудом и отдыхом;
    • отсутствие режима дня.

    Научно доказано. Немецкие нейробиологи из Рурского университета (Германия) выяснили, что депрессия деформирует память и вызывает её стойкие нарушения.

    Симптоматика

    Общая симптоматика для большинства видов:

    • спутанность сознания;
    • забывчивость;
    • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
    • растерянность;
    • аутизм, ригидность нервной системы.

    Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

    Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

    • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
    • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

    Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

    Особенности течения


    Психологические

    Нарушение кратковременной памяти (КВП)

    Кратковременной в психологии называют память, которая обладает незначительным объёмом и способна удерживать образы в течение короткого времени - не более 3-ёх дней. После этого информация подлежит обработке и переходит во владение долговременной памяти. Играет важную роль в запоминании. При её нарушении события настоящего плохо фиксируются. Страдающий не может выучить четверостишие или запомнить распорядок собственного дня. Основные причины - неразвитый интеллект, стрессовые ситуации, переутомление, депрессивное состояние, интоксикация организма (алкогольная, например).

    Нарушения опосредованной памяти

    Для улучшения памяти специалисты часто рекомендуют тренировать её опосредованную форму. Например, для запоминания определённого события воспроизводится какой-нибудь «якорёк» - запах, образ, кодовое слово, вкус и т. д. Такой методикой можно пользоваться при изучении иностранного языка (ассоциировать заучиваемые слова с русскими). При некоторых психических патологиях опосредованная память оказывается нарушенной, и больной не может воспроизвести промежуточное звено, которое помогло бы ему вспомнить всё остальное. Чаще всего это наблюдается при шизофрении и ригидности эмоциональных установок.

    Нарушение мотивационного компонента памяти

    Считается, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это связано с мотивационным компонентом памяти. Если человек знает, что он закончил какое-то дело, он больше не видит смысла к нему возвращаться. Если же задача осталась нерешённой, она постоянно будет всплывать в мыслях и требовать доработки до конца. Если эта составляющая нарушена, больной никогда не доводит возложенные на него дела до логического завершения, потому что просто забывает о них. Это приводит к социальной дезадаптации, так как окружающие начинают считать его безответственным и несерьёзным.

    Псевдоамнезии

    Некоторые специалисты псевдоамнезии относят к нарушениям памяти, а другие считают их психическим расстройством мнестической деятельности. Причина - обширное поражение лобных долей головного мозга. Непроизвольная память работает, тогда как произвольная оказывается нефункциональной.

    Пример. Страдающему псевдоамнезией дают задание - запомнить на слух как можно больше слов. Из десятка произнесённых он сможет воспроизвести не более 3. Однако, если дать ему картинки, на которых изображено то, что только что проговаривалось, он узнает гораздо большее количество, чем воспроизвёл ранее.

    Возрастные

    У детей

    Мнемонические расстройства у ребёнка чаще всего могут быть обусловлены двумя факторами: серьёзными соматическими заболеваниями (после травмы, при олигофрении или шизофрении) или расстройствами в мышлении и внимании. Иногда причиной становится педагогическая запущенность, если его не развивали в соответствии с возрастом. Обычно нарушения выявляются уже у младших школьников: на фоне одноклассников такие дети не могут воспроизвести стихотворения наизусть, не умеют пересказывать, не способны сконцентрироваться на уроке, имеют низкий интеллект.


    Успешность коррекции напрямую зависит от причин. Например, психотравмирующие факторы снимаются с помощью психотерапевтов, соматические - посредством терапевтического лечения, педагогические - развивающими программами.

    В подростковом и среднем возрасте

    Нарушение работы памяти в этот период возникают, как правило, вследствие приобретённых заболеваний и травм. Причём с возрастом они могут носить всё более непостоянный характер. То есть во время затяжных депрессий и чрезмерных нагрузок они обостряются (страдает прежде всего кратковременная память), а после восстановления всё приходит в норму.

    В пожилом возрасте

    С течением времени нервная система и головной мозг подвергаются естественным процессам старения. Они постепенно атрофируются, количество нейронов уменьшается, связи между ними слабеют. Это становится основной причиной мнемонических расстройств пожилого возраста. Однако, если вести здоровый образ жизни и по возможности избегать психотравмирующих факторов, этот момент можно отсрочить.

    Факт. Основные нарушения приходятся на возраст после рубежа 50 лет.

    Патологические

    При ряде заболеваний диагностируются наиболее стойкие и частые нарушения:

    • при шизофрении развиваются такие виды расстройств, как гипермнезия, анэкфория, псевдореминисценции, фиксационная и прогрессирующая амнезии;
    • при эпилепсии и после инсульта - антероретроградная;
    • при ЧМТ - ретроградная и антероретроградная.

    Специалисты также отмечают и другие болезни, связанные с нарушением памяти.

    Количественные расстройства могут быть связаны со следующими патологиями и состояниями:

    • олигофрения, маниакальный синдром, наркомания - гипермнезия;
    • невротические расстройства, большой наркоманический, психоорганический, паралитический синдромы - гипомнезия;
    • гипоксия - ретроградная потеря памяти;
    • Корсаковский неалкогольный психоз, аментивный синдром - антероградная;
    • оглушение, сопор, кома, делирий, онейроидный синдром - конградная;
    • кома, аментивный синдром, токсические поражения головного мозга, инсульт - антероретроградная;
    • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие, паралитический синдром - фиксационная;
    • синдром хронической усталости, психоорганический синдром, лакунарное слабоумие - анэкфория;
    • слабоумие, болезни Пика и Альцгеймера - прогрессирующая;
    • психогенные расстройства - аффектогенная;
    • истерический, психопатический синдром - истерическая;
    • алкоголизм - палимпсесты.

    Качественные нарушения чаще всего связаны с такими заболеваниями, как:

    • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие - псевдореминисценции;
    • Корсаковский неалкогольный психоз - конфабулез;
    • психоорганический и параноидный синдромы - криптомнезии;
    • психоорганический синдром - эхомнезии;
    • деперсонализационные и дереализационные расстройства личности - феномены уже виденного и слышанного.

    Диагностика

    Чтобы диагностировать расстройства памяти, применяются различные методики:

    • сбор анамнеза;
    • электроэнцефалограмму (ЭЭГ);
    • компьютерную томографию (КТ);
    • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
    • общие анализы и УЗИ-диагностику для выявления соматического заболевания, ставшего причиной нарушений.

    Основным диагностическим методом на протяжении многих лет остаются психологические тесты:

    • для выявления нарушений в КВП;
    • пиктограммы;
    • метод 10 слов;
    • текстология и многие другие.

    В каждом отдельном случае специалист сам решает, какие именно методы использовать для постановки более точного диагноза.

    Лечение

    Лечение и коррекция нарушений памяти целиком и полностью зависят от причины их возникновения. Поэтому в первую очередь выявляется фактор-провокатор и предпринимаются все меры для его устранения. Обычно назначается терапевтический курс. Если происходит полное выздоровление, все пробелы восстанавливаются. Если речь идёт о неизлечимом заболевании, больному с этими проблемами придётся жить до конца своих дней.

    Психиатрия рассматривает серьёзные расстройства, исправить которые без медикаментозной терапии невозможно. Чаще всего таким больным назначаются следующие препараты:

    • ноотропы (Пирацетам, Луцетам, Ноотропил);
    • субстраты энергетического обмена (глутаминовая кислота);
    • растительные средства (Билобил, элеутерококк).

    Препараты ноотропы

    Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому нередко используются в самолечении, чтобы повысить концентрацию внимания и работоспособность. Однако специалисты предупреждают, что это может иметь опасные последствия для здоровья.

    А Вы знали, что… мнемонические расстройства лечатся гипнотерапией? Учёные до конца ещё не могут понять, как это работает, но полноценный сон позволяет существенно улучшить состояние больных.

    В психологии коррекция проводится с помощью:

    • индивидуальных и коллективных тренингов;
    • упражнений для тренировки внимания, мышления и памяти;
    • различных мнемотехник;
    • создания смысловых фраз из первых букв;
    • рифмизации;
    • метода Цицерона (на основе пространственного воображения);
    • метода Айвазовского (на основе зрительной памяти);
    • психолого-педагогического коррекционного воздействия.

    Неожиданно. Знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания последовательности цветов в радуге является простейшей мнемотехникой.

    Хороших результатов в коррекции добивается патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает любую патологию в сравнении с нормой. Постоянно возвращая пациента к отправной точке воспоминаний, им удаётся частично восстановить пробелы.

    1. Вести активный образ жизни, заниматься спортом.
    2. Больше находиться на свежем воздухе (для улучшения мозгового кровообращения).
    3. Быть интеллектуально активными: читать книги, следить за новостями, решать кроссворды, вязать, играть в шахматы.
    4. Общаться как можно больше с людьми, заводить новые знакомства.
    5. Соблюдать режим дня. Высыпаться.
    6. Избегать стрессов, переутомлений, чрезмерных нагрузок.
    7. Соблюдать сбалансированную диету и питьевой режим.

    Полезный совет. Специалисты считают, что ароматерапия помогает восстанавливать и корректировать различные нарушения памяти. В частности, улучшить долговременную позволяет регулярное вдыхание аромата розмарина.

    Память - важнейшая составляющая жизни любого человека. Малейшие нарушения в её работе чреваты серьёзными осложнениями. Её можно постоянно тренировать и улучшать с помощью мнемотехник и специальных упражнений, не дожидаясь, когда возникнут возрастные проблемы. Но чаще всего люди забывают об этом, что рано или поздно приводит к различного рода расстройствам, которые не всегда можно откорректировать и пролечить.

    Памятью называют психический процесс запоминания, а также сохранение и способность к последующему воспроизведению прошлого жизненного опыта. Память является важнейшим инструментом адаптации. Она позволяет человеку длительное время, иногда долгие годы удерживать мысли, прошедшие ощущения, сделанные выводы, полученные навыки. Память является основным механизмом работы интеллекта и его опорой.

    Расстройства памяти чаще всего возникают при наличии органических патологий и носят стойкий, порой необратимый характер. Патологии могут быть симптоматическими, сопровождающие другие сферы психики. Временное расстройство памяти чаще всего встречаются при нарушениях сознания.

    Основные классификации расстройств, нарушений памяти

    Обычно их разделяют на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии). К первой группе относят гипермнезию, гипомнезию, различные виды амнезии. То есть расстройства памяти это не только как воспринимается обществом в быту. Во вторую группу входят псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии. Остановимся на этой классификации подробнее:

    Дисмнезии:

    Гипермнезия

    Для нее характерна непроизвольная, беспорядочная актуализация прошлого опыта. При этом прошлые воспоминания всплывают в мельчайших подробностях, мешая в усвоении повседневной информации. Больной отвлекается от новых впечатлений, у него ухудшается продуктивность мышления.

    Гипомнезия

    Состояние характеризуется значительным ослаблением памяти, причем страдают все составные части. Больной с трудом запоминает имена, даты. Человек забывает и не может вспомнить основные детали прошедших событий. Страдающие гипомнезией люди не могут воспроизводить информацию из недавнего прошлого. Они стараются записывать простые данные, которые раньше могли запомнить и вспомнить без труда. Причиной такой патологии чаще всего является сосудистые заболевания мозга, например, атеросклероз.

    Формы амнезии

    Под амнезией понимают собирательный термин, обозначающий целую группу расстройств памяти с выпадением некоторых её участков.

    Ретроградная амнезия

    Означает расстройство, развивающееся до появления основного заболевания. Часто встречаются при острых сосудистых заболеваниях мозга. Характеризуется выпадением воспоминаний того промежутка времени, который непосредственно предшествует развитию заболевания.

    Конградная амнезия

    При ней память утрачивается практически полностью на весь период болезни. она является не столько последствием определенных расстройств памяти, сколько считается невозможностью воспринимать какую-либо информацию. такое расстройство наблюдается у больных в состоянии комы.

    Антероградная амнезия

    Развивается на фоне событий, которые происходили после острого периода проявлений заболевания. При этом, человек вполне доступен контактам, может вполне адекватно отвечать на вопросы. Однако спустя какой-то промежуток времени, он уже не может вспомнить событий, произошедших накануне.

    Фиксационная амнезия

    Для этого расстройства характерно резкое снижение или полная утрата способности сохранять в памяти полученные сведения. Такие люди плохо запоминают совсем недавно произошедшие события, какие-то слова. Но они хорошо помнят произошедшее до основного заболевания, а также у них хорошо сохраняются профессиональные навыки.

    Прогрессирующая амнезия

    Это расстройство чаще всего наблюдается при прогрессирующем органическом поражении мозга. Характеризуется последовательным выпадением всё более глубоких слоёв памяти. При этом сначала возникает гипомнезия, затем наблюдается амнезия на недавние события, после чего человек начинает забывать и давно произошедшие события. Последними стираются из памяти организованные знания, эмоциональные впечатления, а также простейшие автоматические навыки.

    Парамнезии

    К этим расстройствам памяти относят искажения или извращения содержания прошлых воспоминаний.

    Псевдореминесценции

    Характеризуются замещением утраченных воспоминаний другими, когда события происходили в действительности, однако они были в другом временном промежутке.

    Конфабуляции

    Наблюдаются, когда провалы в памяти замещаются вымышленными событиями. Они являются свидетельством того, что человек теряет способность критически осмысливать ситуацию, оценивать ее. Такие больные забывают, что событий, которые всплывают в их памяти, никогда не было, они никогда не происходили. Больные искренне уверены, что такие фантастические события точно имели место.

    Криптомнезии

    Патологическое расстройство памяти, при котором выпадающие званья воспоминаний замещаются вымышленными событиями, когда-то прочитанными, слышанными, виденными во сне. В связи с этим криптомнезия не столько потеря собственно информации, сколько утрата способности определить её источник. В этом состоянии больные могут искренне присваивать себе создание каких-либо произведений искусства, научных открытий.

    Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика)

    Характеризуется ощущением того, что происходящие в настоящий момент события уже происходили в прошлом. Такие состояния часто сопровождают органические заболевания мозга, особенно при поражении теменно-височной области.

    Для лечения расстройств используются препараты, которые улучшают микроциркуляцию головного мозга, восстанавливают метаболизм мозговых клеток, стимулируют активное запоминание.

    Светлана, www.сайт

    Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

    Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

    Большая загадка – память человека

    Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

    Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

    Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

    Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

    Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

    Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

    Почему случаются провалы в памяти?

    Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

    Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

    Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

    Причины нарушения памяти у детей

    Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

    • Недостаток витаминов, ;
    • Астению;
    • Частые вирусные инфекции;
    • Черепно-мозговые травмы;
    • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
    • Плохое зрение;
    • Психическое расстройство;
    • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
    • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

    Причины проблем у взрослых

    У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

    1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
    2. Острые и хронические ;
    3. Дисциркуляторная ;
    4. шейного отдела позвоночника;
    5. Черепно-мозговые травмы;
    6. Метаболические нарушения;
    7. Гормональный дисбаланс;
    8. Опухоли ГМ;
    9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

    Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

    Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

    Дисмнезии

    Феноменальная память или психическое расстройство?

    Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

    Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

    Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

    • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
    • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
    • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

    Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

    Плохая память

    Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

    Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

    1. Повышенная утомляемость.
    2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
    3. Метеозависимость.
    4. днем и бессонница ночью.
    5. Перепады АД, .
    6. Приливы и другие .
    7. , слабость.

    Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

    • Артериальная гипертензия.
    • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Атеросклеротический процесс.
    • Начальная стадия шизофрении.

    Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

    «Тут помню – тут не помню»

    При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

    Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

    Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

    Это ж надо такое выдумать!

    Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

    • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
    • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
    • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
    • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
    • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

    Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

    Снижение концентрации внимания влияет на память

    К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

    1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
    2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
    3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

    Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

    Дети быстрее забывают

    Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

    Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

    • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
    • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
    • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

    Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

    У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

    Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

    Прежде лечения

    Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

    1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
    2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
    3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

    Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

    В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

    В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

    Лечение и коррекция

    Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

    Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

    Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

    Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

    Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

    Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

    Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

    Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

    Видео: плохая память – мнение специалиста


    Память - такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт. Симптомы расстройства памяти. 1) Амнезии - потеря памяти, отсутствие ее˸ а) ретроградная амнезия - потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию может охватывать различный отрезок времени; б) антероградная амнезия - потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния; продолжительность во времени также должна быть различной; в) нередко встречается и сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантераградной амнезии ; г) фиксационнная амнезия - потеря способности запоминать и фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут жё забывается; д) прогрессирующая амнезия хар-ся постепенным ослабеванием памяти, причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек- может помнить долго и довольно хорошо. Характерная последовательность снижения памяти по принципу ʼʼобратного хода памятиʼʼ называется законом Рибо. По этому закону происходит и так называемое физиологическое старение памяти. 2) Парамнезия - ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это назыаается псевдореминисценциями - ложными воспоминаниями˸ а) конфабуляиии - вид парамнезий, при которых вымышленные воспоминания, совершенно не соответствуют действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии; б) криптомнезия – когда чел-к не может вспомнить когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал он это стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, то есть забывается источник какой-либо информации; в) эйдетизм - явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприятие. Здесь также участвует память в её ярком образном виде˸ предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Синдромы расстройства памяти˸ 1) синдром Корсакова - разновидность амнестического синдрома. Основой ᴇᴦο является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка), ещё один характерный симптом этого синдрома - парамнезии. Главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии. 2) Органический синдром (энцефалопатический, психоорганический) состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя˸ а) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; б) расстройство памяти; в) снижение интеллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются, у них ослабляется воля, снижается работоспособность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органического генеза. Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (К. Шнайдер)˸ астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический. Органический синдром может возникать при самых различных заболеваниях˸ при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заб-я печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (например, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами. Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соответствующей терапии, в т.ч. ноотропными средствами.

    Память. Основные симптомы и синдромы расстройства памяти. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Память. Основные симптомы и синдромы расстройства памяти." 2015, 2017-2018.