Комплексно-тематическое планирование в доу. "календарное планирование в доу"

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та программа, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной целью планирования является определение / конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определенным требованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организации работы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.




План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


Планирование работы составляется так, чтобы педагог мог легко пользоваться им, не тратить время для поиска нужной информации, и является обязательной документацией. Цель данного документа - направлять работу педагога, рационализировать виды деятельности и реализовать запланированные цели и задачи. Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.


Современные требования предусматривают системные изменения в дошкольном образовании. Эти изменения объективны и, в сущности, необходимы, но они порождают множество проблем в профессиональном сообществе педагогов. Проблемы связаны с введением инновационных подходов к организации образовательного процесса, а значит и к планированию как важному фактору его успешной реализации. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ФГТ(в дальнейшем ФГОС) фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений: …. «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…; «Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»; Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой.


Сегодня обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповторим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой. Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.


Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:


В дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности; в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже); по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь; именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности


Построение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело куда более сложное, чем работа в такой привычной учебной модели: - во–первых, реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. - во-вторых, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».


План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.


Как бы ни был оформлен план воспитательно- образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


Суть тематического планирования: выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.


Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста. Принцип последовательности. Принцип систематичности. Принцип повторности. Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно- образовательной работы, показал, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике, в логопедических группах Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы: программа «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу; программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности. По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.


Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности; Учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием.


Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: *совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; *свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)




Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра - учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.


Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН); - федеральных государственных стандартов в сфере дошкольного образования; - типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.




Работу в режимные моменты обязательно интегрировать со всеми видами детской деятельности, придерживаясь основной темы. Самостоятельную детскую деятельность планировать через создание условий (способствование развитию) для развертывания игр, организации концертов, драматизаций, конструирования, двигательной активности и т.д. Работу с родителями заполнять конкретно, не менее 4-5 пунктов ежемесячно. Индивидуальную работу с детьми заполнить на весь месяц воспитателям и специалистам (переносить затем в ежедневную работу).


Основной формой организации педагогического процесса должна стать образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. В планировании целесообразно использовать ситуационный подход, при котором образовательная ситуация становится единицей, из которой складываются все три вида образовательной деятельности, предусмотренные ФГТ. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются: формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.


Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Они могут включаться в совместные игры в детском саду воспитателя и детей, в детский досуг, в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга. Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Посредством организации образовательных ситуаций педагог обеспечивает педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида, в самостоятельной деятельности в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности.


Отражение в плане самостоятельной деятельности дошкольников В ФГТ даны рекомендации по организации самостоятельной деятельности детей с опорой на специфически детские виды деятельности. Планирование предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей, актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса(например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Традиционно планирование этого блока осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду, что находит свое отражение в плане при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.


Организация взаимодействия с семьями Основные положения ФГТ подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют: диагностирование (анкетирование); педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т.д.); мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т.д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования и т.д.); индивидуальную работу с родителями.


Структура планирования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 2»: 1. Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ. 2. Тематический план ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующей. 3. Циклограммы деятельности воспитателей. 4. Комлексно – тематический план. 5. Календарный план.


Тематическое планирование на г. месяцнеделя 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа сентябрь 1-2 Наша группа, наш участок. Мониторинг Наша группа, наш участок. Мониторинг Хорошо у нас в саду. Мониторинг День знаний. Хорошо у нас в саду. Мониторинг 3Мои любимые игрушки Дорожная безопасность Наше село Овощи и фрукты 4Овощи Овощи и фрукты ОсеньСлавное мое село октябрь 1Осеньосень Лес, грибы, ягоды Осень, приметы осени 2Посуда Мои любимые игрушки Овощи и фрукты Лес, грибы, ягоды 3Птицы – воробей и голубь Я вырасту здоровым Птицы осенью Труд людей в природе 4Одежда, обувь Птицы осеньюЯ вырасту здоровым Как птицы и звери готовятся к зиме 5Мой дом, мебель Одежда, обувь Дорожное движение Животные жарких стран ноябрь 1Я в мире человек Домашние животные Квартира, мебель, посуда, этикет Я вырасту здоровым 2Книжкина неделя Мебель, посуда, столовый этикет. Одежда, обувьЯ и моя семья 3 Книжкина неделя Наше Устье – капелька России. 4Домашние животные Мой домЯ и моя семья Стройка, профессии на стройке (наше село строится)


День недели ОО Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами НОДОбразовательная работа в режимных моментах













Одним из важных моментов реализации программы является планирование образовательного процесса. План воспитательно- образовательной работы с детьми – документ, по которому работают воспитатели группы. Следовательно, если план – модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для реализации программных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РМО воспитателей дошкольных групп Комплексно-тематическое планирование в ДОУ как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса.

«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» Георг Кристоф Лихтенберг

План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Принципы планирования

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Используемые темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой:

Количество тем формы подготовки носят интегративный характер; одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель); принцип возрастной адресности; тема отражается в подборе материала, находящихся в центрах группы. При использовании комплексно- тематического планирования учитывается Схема комплексно-тематического планирования Сезон, месяц, неделя Темообразующий фактор Тема Программное содержание Варианты итогового мероприятия Информационно-ресурсное обеспечение

выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Суть тематического планирования:

Планирование организованной образовательной деятельности. Повышение компетентности педагогов. Взаимосвязь теоретического обучения с практикой. Единые тематические планы по основным направлениям детского развития, по всем образовательным областям. Осуществление интеграции образовательных областей. Повышение уровня развития дошкольников. Использование разнообразных форм и методов обучения. Рациональное применение технических средств обучения. Ожидаемые результаты планирования

Букер Талиафер Вашингтон «В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса.

Подготовила воспитатель

РМО воспитателей дошкольных групп: Новикова С.А.

Город Бокситогорск 2016 год

Одним из важных моментов реализации программы является планирование образовательного процесса.

«Стандарт не накладывает ограничений на формы планирования образовательной деятельности ДОУ. Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует Примерная ООП ДО, на основании которой ДОУ создает свою ООП ДО».

Цель: обобщение знаний педагогов о реализации комплексно-тематического планирования в условиях перехода на ФГОС ДО.

Планируемый результат:

Объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования;

Уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с примерной образовательной программой, по которой организуется образовательный процесс, возрастным особенностям группы детей и приоритетному направлению работы ДОУ;

Четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

Выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

План воспитательно- образовательной работы с детьми – документ, по которому работают воспитатели группы. Следовательно, если план – модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит седлать для реализации программных задач.

План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.


Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой

Принципы планирования

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;


- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;


- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;


- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.

Цель комплексно-тематического планирования

Создать комплексно-тематическое планирование на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью.

Используемые темообразующие факторы,

Предложенные Н.А. Коротковой :

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

Третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

Четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Таким образом, тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении для всех возрастных групп построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.

При использовании комплексно -

тематического планирования учитывается

количество тем

Формы подготовки носят интегративный характер;

Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель);

Принцип возрастной адресности;

Схема комплексно-тематического планирования

Сезон, месяц, неделя

Темообразующий фактор

Тема

Программное содержание

Варианты итогового мероприятия

Информационно-ресурсное обеспечение

Суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Ожидаемые результаты планирования

  1. Планирование организованной образовательной деятельности.
  2. Повышение компетентности педагогов.
  3. Взаимосвязь теоретического обучения с практикой.
  4. Единые тематические планы по основным направлениям детского развития, по всем образовательным областям.
  5. Осуществление интеграции образовательных областей.
  6. Повышение уровня развития дошкольников.
  7. Использование разнообразных форм и методов обучения.
  8. Рациональное применение технических средств обучения.

Презентация "Комплексно-тематическое планирование в ДОУ"


Описание: В данной презентации представлен опыт работы педагогов МАДОУ "Детский сад №18 "Ладушки" по созданию тематического и комплексно-тематического планирования, в котором учтены все требования ФГОС ДО.
1 слайд
Уважаемые коллеги, тема моего выступления звучит так:

Комплексно-тематическое планирование в ДОУ, как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса

2 слайд
Хочется начать свою презентацию со слов немецкого публициста Георга Кристофа Лиихтенберга: «Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим»

3 слайд
На данном слайде я предлагаю освежить в памяти определения, что такое план? И что такое планирование?
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
4 слайд
Далее, хочу обратить Ваше внимание, на структуру планирования в нашем детском саду.
1. Положение «О ведении тематического, комплексно – тематического, и календарного планирования образовательного процесса с детьми в группах ДО».
2.Тематический план ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующей.
3.Циклограммы деятельности воспитателей.
4.Комплексно – тематический план.
5.Календарный план.

5 слайд
На этом слайде вы видите творческую группу, которая усердно трудилась на созданием планирования:
1. Заведующий МАДОУ №18 - Бородина Л.Ю.
2. Воспитатель I квалификационной категории – Волынкина В.В.
3. Воспитатель I квалификационной категории - Кичигина Н.А.
4. Старший воспитатель высшей квалификационной категории - Мачулина Т.Н.
6 слайд
Начиная работу по составлению разных видов планирования, творческая группа очень внимательно изучила принципы планирования. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

7 слайд
Что же такое комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса?
Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
А вот комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса подробно описана в Научной концепции под редакцией Виктора Ивановича Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.
8 слайд
Итак, что является целью комплексно-тематического планирования:
Создание комплексно-тематическое планирования на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью.
9 слайд
Следующим слайдом мы и рассмотрим темообразующие факторы, которые предложила Надежда Александровна Короткова кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания.
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");
четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

10 слайд
Таким образом, тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении для всех возрастных групп построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.

11 слайд
При использовании комплексно- тематического планирования учитывается
Количество тем (разрабатывается творческой группой дошкольного учреждения);
Формы подготовки носят интегративный характер;
Одной теме уделяется не более 1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель);
Принцип возрастной адресности;
Тема отражается в подборе материала, находящихся в центрах группы.
12 слайд

13 слайд
Схема комплексно-тематического планирования
Сезон, месяц, неделя
Темообразующий фактор
Тема
Программное содержание работы
Варианты итогового мероприятия
Информационно-ресурсное обеспечение

14 слайд
Суть тематического планирования состоит в том, что:
выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
все остальные занятия (развитие речи,

Элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
15 слайд

16 слайд
Ожидаемые результаты планирования
1. Планирование организованной образовательной деятельности.
2. Повышение компетентности педагогов.
3. Взаимосвязь теоретического обучения с практикой.
4. Единые тематические планы по основным направлениям детского развития, по всем образовательным областям.
5. Осуществление интеграции образовательных областей.
6. Повышение уровня развития дошкольников.
7. Использование разнообразных форм и методов обучения.
8. Рациональное применение технических средств обучения

17 слайд
И закончить свою презентацию хочу словами Букера Вашингтона:
«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»

Презентация на тему: Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

РМО воспитателей дошкольных групп

Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса.


«Будущее должно быть заложено в настоящем.

Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» Георг Кристоф Лихтенберг


План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


Принципы планирования

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

  • Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
  • Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.

Используемые темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой:

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

  • третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

Четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


При использовании комплексно- тематического планирования учитывается

Количество тем

Формы подготовки носят интегративный характер;

Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель);

Принцип возрастной адресности;

Тема отражается в подборе материала, находящихся в центрах группы.

Схема комплексно-тематического планирования

Сезон, месяц, неделя

Темообразующий фактор

Программное содержание

Варианты итогового мероприятия

Информационно-ресурсное обеспечение


Суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Ожидаемые результаты планирования

  • Планирование организованной образовательной деятельности.
  • Повышение компетентности педагогов.
  • Взаимосвязь теоретического обучения с практикой.
  • Единые тематические планы по основным направлениям детского развития, по всем образовательным областям.
  • Осуществление интеграции образовательных областей.
  • Повышение уровня развития дошкольников.
  • Использование разнообразных форм и методов обучения.
  • Рациональное применение технических средств обучения.

«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»

Букер Талиафер Вашингтон


СПАСИБО