Контрольная работа мировоззрение, его роль в современном мире. Мировоззрение, его роль в современном мире


?4

1.Мировоззрение, его роль в современном мире……………………..….3
2.Филосовское осмысление понятия бытия……………………………....7
3.Специфика, социальные функции и роль религии………………....…10
Список использованной литературы…………………………………….15

1. Мировоззрение, его роль в современном мире

Отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.
На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».
В современной литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».
В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек - мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология - учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.
Практическое или праксеологическое отношение к миру - это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.
Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).
Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек - мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения - духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек - мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.
По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.
В каждом из современных людей «в снятом виде» (в терминах Гегеля) присутствуют все исторические мировоззренческие типы человека: первобытный, первобытно-религиозный, мифологический, философский, религиозный и научный. Они образуют зачастую неосознаваемые глубинные «архетипы» человеческой души, проявляющиеся на поверхности чувств, мыслей, слов и дел в измененных современной культурой формах. Каждый человек невидимо содержит в себе всех людей, живших прежде и живущих ныне. Мировоззрение связывает невидимыми нитями каждого со всеми. Мы видим за телесной оболочкой «духовного человека», его истинное «Я», «мировоззренческую душу» (их духовное естество, их «Я»).
Мировоззрение - это индивидуальное субъективное творческое начало, как основание всего многообразия духовного бытия человека.
Мировоззрение есть тот духовный мост, через который нематериальная душа воздействует на духовный мир человека. Мировоззрение - совокупность тех чувств и мыслей человека, которые, во-первых, инвариантны при всех возрастах и при всех других природных, социальных и духовных изменениях; во-вторых, чувства и мысли, которые обязательно связаны каждый с самим собой и с другими чувствами и мыслями: мировоззрение представляет собой систему органически спаянных между собой убеждений. Только убеждение, основанное на эмоционально-личностном доверии к знанию, достраивает его до элемента мировоззрения, становись атрибутом, способом бытия мировоззренческого сознания; в-третьих, чувства и мысли о социальном и природном мире через призму пространства и времени той культуры, где человек родился и стал мыслящим социальным существом. Ядро человеческой духовности - мировоззренческий комплекс - возникает не по воле божьей и не априорной способности духа, а является приобретенной в социальной среде способностью чувствовать и мыслить по-человечески, точнее, способностью быть человеком. Без мировоззрения человек теряет ориентиры, начинает блуждать как в психическом мире, так и в социальном и в природном.

2. Философское осмысление понятия бытия

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, она стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".
Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет.
Слово "бытие" получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.
Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид-(V - IV вв. до и. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования, отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, потусторонней о вещах и предметах мира, о потребностях и нуждах повседневного существования, а абсолютной мысли (впоследствии философы назовут ее "чистой", имея в виду такое содержание мысли, которое не связано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым. "Все по необходимости" означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет,на смену ночи, солнце внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасный день и т. д. Другими словами, Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира.
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему "бытия". Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола "быть" в его повседневном употреблении: быть - существовать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась своеобразным ответом философии на потребности и запрос эпохи.
Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.
Чтобы облегчить понимание - того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот, Истина бытия открывается человеку непосредственно.

3. Специфика, социальные функции и роль религии

Религия - это сложное социальное и духовное явление, корни которого выходят из глубинных терний общественной истории. Социальная природа и черты религии указывают на ее связь с развитием общества - определенной само воспроизводящей системы, где один элемент связан с другим. Слово происходит от лат. Religio - и означает связь. Процессы прогрессивных изменений или упадка духовных ценностей в целом всего общества непременно сказываются и на исторической эволюции религиозных учений, содержание которых составляет основу религиозных верований. Отсюда возникает необходимость комплексного изучения религиозных учений с учетом их догматического содержания и тех общественных факторов, которые обуславливают исторические особенности возникновения и функционирования тех или других религиозных идей.
В религиеведении выделяются 2 важные направления, или разделы, - теоретический и исторический. Теоретическое религиеведение состоит из философских, социологических и психологических аспектов. Историческое - изучает историю возникновения и эволюции отдельных религий и религий верований в их взаимосвязи, акцентирует внимание на последовательности развития религиозных культов. Оба направления составляют целостную систему научного исследования религии. Однако теоретические и исторические вопросы религиеведения имеют собственную специфику и полностью не сливаются, не отождествляются. Такая точка зрения отображает объективные процессы интеграции и дифференциации научных знаний о социальной сущности религии и ее функции.
Укажем, что религия - явление очень сложное и имеет социальный характер, то есть оно возникло в обществе целиком закономерно и существует вместе с ним. Религия есть одной из древнейших форм общественного сознания - одной из форм отображения мира, но отображения своеобразного.
С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.
Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Как уже указывалось выше, с точки зрения функционального содержания, религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы - то, что, в общем, составляет основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из тех задач, которые решает религия в общественной системе. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией «значений».
Религия, утверждают многие ее исследователи, это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.
Основополагающая функция религии действовала не только в прошлом, но действует и сейчас. Религия не только гармонизировала сознание первобытного человека, вдохновляла апостола Павла на решение всемирной цели - «спасения человечества», но и постоянно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть. Так как эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом.
Учение о социальных функциях религии наиболее активно в религиоведении развивает функционализм (от преобладающего акцента на эту сторону изучения общества оно и получило свое название). Функционализм рассматривает общество как социальную систему: в которой все части (элементы) должны работать внутренне гармонично и согласовано. При этом каждая часть (элемент) общества выполняют определенную функцию. Функционалисты считают различные факторы общественной жизни функциональными в том случае, если они способствуют сохранению, «выживанию» существующего общества. Выживание же общества, по их мнению, непосредственно связано со стабильностью. Стабильность -- это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции, объединения и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, с точки зрения функционалистов, и выполняет религия. С интегрирующей функцией религии тесно связана и легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил современный представитель t, функционализма, крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично. Иначе говоря, для стабильного существования общественной системы необходимо соблюден
и т.д.................

Тема 1.1: «Предмет философии»

Вопросы:

1 . Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.

2 . Философия – мировоззренческая форма.

3 . Основной вопрос философии.

Вопрос 1 Место философии в системе научного познания.

Структура и функции философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) -форма познания мира. Слово «философия» впервые ввел греческий философ Пифагор в VI веке до н. э. Философствование т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиальных важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человечества, человека, смысла его жизни, предназначения и цели развития общества. Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмыслить бытие (жизнь), вносить коррективы и представления обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства морали или политики, права или религии.

Философию можно ещё определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия (В чём смысл жизни?)

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании.

«Она стремится создать обобщенную картину мира и места человека в нем!»

Философия-это

  • форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека;
  • наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Философия и наука :

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.

  • Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).
  • Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу
  • Философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского.

Популярно разъясняя специфику философии, британский логик, философ и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения". Философия, по его мнению, как бы ничейная земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон.

«В Философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью»

Философия

  • Наука о наиболее общих законах мироздания
  • (о мире как целом)
  • Познание, свободное от догм,
  • но не достигшее научной точности
  • Изучение не мира самого по себе,
  • а отношения человека и мира

Философские вопросы:

  • как устроен мир в целом?
  • как относится к миру человек?
  • каково его место в нем?
  • как он его познает?
  • как он действует в этом мире?

Философия изучает:

· общие принципы мироустройства

· отношение человека к миру:

Ø познавательное

Ø ценностное

Ø практическое

Функции философии :

  • Мировоззренческая
  • Методологическая
  • Гносеологическая
  • Прогностическая
  • Критическая
  • Аксиологическая
  • Социальная

1. Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

2. Суть фундаментальной функции философии заключается в формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей.

3. Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

4. Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

5. Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.

6. Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

7. Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

8. Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

9. Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение , что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

10. С помощью регулятивной функции философия влияет на соотношение конкретных действий людей и их жизненных стремлений и приоритетов.

11. Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности. В современной философии имеется множество областей исследования, в которых анализируются общие знания о мире, человеке, о разных формах бытия.

Основные разделы философии:

Онтология – учение о мире, о природе, о бытии. Как возник мир, природа, человек. Природа возникла сама по себе или создана Творцом? Каковы универсальные характеристики мира? Мир один или миров множество, конечен ли он, вечен ли он, существует ли в этом мире Бог?

Космология – учение о Вселенной (область физики, астрономии, математики).

Гносеология (Эпистемология) – учение о познании, о знании и его структуре. Познаваем ли мир? Каковы пределы познания? Каким образом познаваем мир? Как возникают понятия, соответствуют ли они этому миру? Что

такое истина, ложь?

Антропология – учение о человеке,

его сущности, происхождении, значении

в этом мире. Этика, эстетика.

Социология – учение об обществе-

что такое общество, государство, какая

его форма соответствует природе человека.

Методология - учение о методах познания.

Аксиология - учение о ценностях.

Вопрос 2 Философия – мировоззренческая форма.

· Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

· Мировоззрение индивида, социальной группы, класса, общества в целом.

Уровни мировоззрения:

По глубине отражения мира можно выделить три основных уровня мировзрения:

  1. Мироощущение – это эмоционально – психологическая компонента. Посредством чувств, переживаний, эмоционального настроя, психического состояния и т.д.
  2. Миропредставление основано практическом опыте посредством чувственного отражения на основе повседневного опыта
  3. Миропонимание – это самый глубокий познавательно – интеллектуальный уровень посредством понятийного отражения на основе абстрактного мышления.

Основные типы мировоззрения:

· Повседневное мировоззрение

· Религиозное мировоззрение

· Философское мировоззрение

· Научное мировоззрение

· Обыденное (житейское, повседневное) мировоззрение – исторически первичная форма

мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность

· Религиозное мировоззрение - это способ освоения действительности через ее удвоение на

естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

· Философское мировоззрение - выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь

на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.

· Научное мировоззрение - теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на

данных науки.

Мировоззрение научное (как и прочее) отражает способ существования личности в социуме. В этом способе содержатся жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Мировоззрение является необходимым компонентом сознания человека. При этом оно не просто является одним из многих элементов. Мировоззрение – это сложная система, при которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и прочее.

Формы мировоззрения:

1 Религиозно-мифологическое (основано на вере, чувственно-образное)

2 Художественное (чувственно-образное). Научное (рационально-понятийное)

3 Философское (рационально-понятийное)

Дополнение:

Мировоззрение и его роль в современном мире.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире.

Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека и жизненных позиции действия людей. Мировоззрение включает в себя две части: Мировосприятие(мироощущение)- человек познает мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов. Оно определяет эмоциональный настрой человека, восторженность – уныние, оптимизм и жизнь или пессимизм, дружелюбие- враждебность по отношению к другим и др. Миропонимание- формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Основные его элементы знания и заблуждения, практика самого человека и его общества.

Мировоззрение может быть религиозным и философским. Философское мировоззрение может быть материалистическим(первичная материя, вторично сознание) и идеалистическим(наоборот).

В познавательном отношении он может быть: а) догматическим- утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим или другим причинам. Догматизм агрессивен. Нет никаких отклонений от догматов, нет сомнения в их истинности. б) скептицизм - оно разрушительно, но и созидательно, т.е. разрушаются устаревшие догмы, формируется новое мировоззрение.

С эмоциональной точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим (жизнерадостным) или пессимистическим. Через призму целей и смысла деятельности человека мировоззрение- коллективистическим или индивидуальным. Мировоззрение может быть системным (основанным на каком-либо философском учении) и бессистемным, последовательным и непоследовательным, обыденным и научным и.т.д.

Каждая историческая эпоха представляет свои особые требования к характеру и структуре мировоззрения.

Вопрос 3: Основной вопрос философии

Изучая мир можно заметить, что все ее предметы и явления либо материальны, либо идеальны. К материальным относят все что объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. Говоря о существовании объективного мира, философы использовали выражение - бытие материального мира.

К идеальным предметам относят все то, что существует субъективно, т.е. в сознании человека.

Основной вопрос- вопрос об отношении сознании к материи, потому что в зависимости от ответа на него решаются все остальные философские проблемы. Этот вопрос имеет две стадии:

1.что является первичным материя или сознание.

2.Может ли человек правильно и полностью познавать мир.

В зависимости от ответов на эти вопросы философы делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что мир можно познавать и знания человека достоверны. Идеалисты считают, что сознание является основой всего существующего, отрицают познаваемость мира и достоверность знаний.

«Что первично?»

· Материя (Материализм)

· Сознание (идеализм)

Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.

Новая Философская Энциклопедия определяет мировоззрение - как "систему человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженную в аксиологических (ценностных) установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира".

Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Вместе с тем имеет смысл рассматривать и социальное мировоззрение, которое формируется па основе индивидуальных мировоззрений. Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.

Мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. Отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Структура и состав мировоззрения. -

Любое мировоззрение -- многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания: чувства, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оценки, нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные составляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоизменениям и развитию.

Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение -- чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание -- рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:

а) знания -- повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);

б) ценности и оценки - определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень);

в) идеалы и нормы - ориентиры, программы поведения и представления

человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень);

г) убеждения - степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие -- человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения, выделяющая три основные формы в истории человечества:

1) Мифология;

2) Религия;

3) Философия.

Мифология -- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Чертами мифа являются:

* очеловечивание природы;

* наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

* отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

* практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

* однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия -- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

Объяснение природных явлений;

Поступки, судьба человека;

Нравственно-этические проблемы.

Философия.

Мировоззрение тесно связано с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Философию действительно трудно представить себе вне задач формирования мировоззрения человека. Хотя мировоззрение людей не всегда было и не всегда является философским, и философия занята не только мировоззренческими проблемами.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.

Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX-VI вв. до н. э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создает новые категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию.

Часто исследователи выделяют также и обыденное мировоззрение, которое иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа.

Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека -- и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры -- и в этом его слабость.

Резюмируя все вышеизложенное определим роль, которую играет мировоззрение в деятельности людей и современном мире:

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596--1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

ТЕМА 1 Происхождение философии. Философия как наука.

Менталитет и Мировоззрение

В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».

Менталитет устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.

Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п. «Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.

Мировоззрение система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.

Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.

Структура мировоззрения:

2. Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д.)

3. Принципы жизни, определяющие характер деятельности.

4. Идеалы как решающие жизненные цели.

Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания, нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.

Мировоззрение в современную эпоху

Роль мировоззрения в жизни общества всегда была велика, поскольку деятельность людей определяется не напрямую обстоятельствами их жизни, а опосредована их восприятием и пониманием этих обстоятельств. В настоящее же время, в эпоху глобализации, на наших глазах складывается общечеловеческое мировоззрение. Растет понимание ответственности человека, ставшего планетарной силой, за последствия своей деятельности. В этих условиях управление жизнью общества не должно быть делом узкого круга лиц. Поэтому демократия – это не мода, а настоятельная потребность времени. Все люди должны принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений по самым важным вопросам общественной жизни. А для этого, как минимум, надо иметь представление об этих вопросах и проблемах, т.е. иметь знания и собственное мнение.

Но общество неоднородно, оно разделено на большие группы с разными, зачастую противоположными интересами: богатые и бедные, предприниматели и наемные рабочие, городские и сельские жители, верующие и неверующие и т.д. У каждой такой группы – свои взгляды на жизнь, цели, жизненные принципы – своя идеология.

Идеология - система взглядов на мир через призму государственных, классовых, религиозных и тому подобных интересов.

В обществе идет постоянная борьба между этими группами за власть, влияние, степень участия в управлении обществом. Соответственно мы наблюдаем и борьбу в сфере идеологии, в результате столкновения взглядов, разных подходов к решению проблем возникает возможность выбрать лучший вариант. Но иногда, в определенных исторических условиях, одна группа людей захватывает власть в обществе и навязывает всем остальным группам свою идеологию, запрещая остальные. В данном случае мы имеем дело с тотальной идеологизацией общества. Такое общество обречено на застой и, рано или поздно, проигрывает в историческом соревновании. Тоталитарная система разрушается, а в идейной области начинаетсядеидеологизация , т.е. отмена тотальной идеологии и допущение плюрализма .

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).