Жила-была хитрюшка Лиса. С виду симпатичная зверюшка, не подумаешь, что обманщица.
Едет по лесу мужик на охоту. Видит он: лиса бежит. Прицеливается охотник ― а её и след простыл. Отправляется мужик дальше. Опять лисица ждёт на дороге. Выстреливает охотник ― результат тот же. И в третий раз мужик видел только хвост лисы меж кустов.
Или зайчик сидит на пеньке, морковку грызёт. Лисица как начнёт ему дифирамбы петь, зайка уши длинные развесит, слушает, а лисичка хватает зайца и тащит его вместе с морковкой.
Даже лиса может заставить волка вести её на себе, прикинувшись больной. Вот какой умище!
Так никто не может победить хитрулю.
Прежде чем приступить к написанию самой сказки, стоит подумать какая же она лиса, что в ее характере, поведении и внешности особенного? Лиса- главный герой многих народных сказок. За что ей высказана такая честь?
Главные черты лисы
- Хитрость;
- Элегантность;
- Обманщица.
В сказках лиса противопоставляется другим лесным зверям. Лиса пытается обмануть, обхитрить простодушных зверей и людей. Где-то ей это удается, а где-то нет.
При составлении сказок обязательно следует использовать слова, которые сразу дадут понять, что это за жанр. Сказка должна быть узнаваемой, чтобы читатель с первых строк погружался в атмосферу волшебства.
Сказочные слова
- Жили-были;
- И я здесь был, мед-пиво пил…;
- В некотором царстве, некотором государстве и так далее;
- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец и т.д.
Стоит использовать также устаревшие слова, такие как кафтан, лапти, диковинный, яства и другие. В каких-то сказочных повествованиях животные наделяются человеческими умениями, в других сюжет построен на использовании волшебных предметов.
Структура сказки
- Начало, или зачин;
- Основная часть, где добро в противопоставлении злу.
- Окончание, где добро всегда побеждает зло.
Стоит определиться с сюжетной линией и смело фантазировать.
Пример выдуманной сказки
Жила была Лиса. Звали ее Патрикеевна. Бежала однажды она по полю да проголодалась. Глядь, а на встречу Заяц бежит. Решила Лиса его поймать и съесть. Прикинулась она больной и говорит слабеньким голосочком: «Заянька, серенький, совсем худо мне. Подойди поближе, посмотри, что со мной.» «Нет, Лиса, не пойду. Боюсь тебя»,-отвечает косой. «Не бойся, не трону тебя, совсем плоха.» Поверил Заяц. Подошел к Лисе, лапки протянул. А Лиса хвать его и бежать. Залился Зайчик горькими слезами, зарыдал в голос: «Обманула меня Лиса, несет в свою нору за тридевять земель.» А в ту пору проходил по лесу Петух в кафтане и с косой. Услыхал он заячьи вопли и побежал на выручку. А Лиса зайца уже в нору унесла. Котел поставила, огонь разожгла. Сидит Заяц ни жив не мертв. Уши прижал, дрожит, горючие слезы катятся, умоляет Лису отпустить его. Решил Петух Лису выманить из норы и говорит: «Проезжали крестьяне, да на поле обоз с украшениями да зеркальцами перевернулся. Уже все подобрали, ничего почти не осталось.» Услыхала Лиса, выскочила из норы и побежала, только лапы засверкали. Заскочил Петух в нору, схватил Зайца и говорит: «Будешь Заяц в моем домике жить, вдвоем веселей, да и Лиса тебе страшна не будет.» Обрадовался Косой. И стали они жить поживать, да добра наживать. А Лиса вернулась не солоно нахлебавшись. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Лиса всегда чем-то занята. Свободного времени у плутовки совсем нет. Оглянуться, посмотреть вокруг, ей некогда. Но вот однажды волшебные события заставили её по-новому взглянуть на мир…
Волшебная сказка «Лиса и сапоги-скороходы»
Жила-была лиса. Нашла она как-то в лесу сапоги-скороходы. Кто потерял? Отнесла их лиса зайцу. Тот отказался брать, сказал, что и так быстро бегает, ему сапоги-скороходы не нужны.
Подумала лиса, и предложила сапоги-скороходы своей подружке-болтушке сороке, но та сказала, что летать удобнее без сапог.
Тогда лиса сама надела волшебные сапоги и отправилась в волшебный лес. В волшебном лесу она полетела, как птица. Лиса смотрела вниз и удивлялась, какая красота кругом! Потом она отправилась в родной лес. «Как это я раньше не замечала той красоты, которая окружала меня каждый день? Стоило было оказаться в волшебном лесу, чтобы понять, как прекрасен мир!»
Вопросы и задания к сказке
Какой волшебный предмет нашла лиса в лесу?
Кому предлагала лиса сапоги-скороходы?
В каком лесу летала лиса?
Какое открытие для себя сделала лиса?
Главная мысль сказки заключается в том, что мир на самом деле прекрасен. Иногда для того, чтобы это понять, надо надеть волшебные сапоги и оказаться в волшебном лесу. Но так порой бывает, что волшебный лес ничем не отличается от реального. Лес – это всегда немножечко волшебно. Какие события происходят там, за высокими соснами, вековыми дубами и раскидистыми берёзами? Разные. Это из области таинства…
Какие пословицы и известные выражения подходят сказке?
В красоте милей простота.
Красота не в тягость, а в радость.
Жизнь — это красота. Восхищайтесь ею!
Лиса-хитрюга.
Жила в лесу рыжая лисичка-сестричка. Как-то раз захотелось ей курочкой полакомиться. И побежала она в деревню. Подбегает к курятнику, а его собаки сторожат. И решила лиса хитрость применить. Побежала лиса обратно в лес, нашла волка и уговорила залезть с ней в курятник. «Ты, - говорит, - первым иди, а я за тобой побегу, буду следы наши хвостом заметать». Подошёл волк к курятнику, собаки выскочили, залаяли и побежали за ним. Лиса схватила курочку и утащила к себе в нору. А волка собаки всю ночь по лесу гоняли.
Хамхадера Антон, 2 класс
Глупая лиса.
Жила-была лиса. Однажды она бежала по лесу и встретила зайца. Позвала она его к себе домой, чтобы съесть. А заяц смекнул, что хочет сделать лиса и решил её обмануть. Сказал, что недалеко сидит хромая уточка. Её тоже надо пригласить. Обрадовалась лиса и побежала искать уточку. А заяц убежал. Вот так заяц обманул лису.
Зимин Алёша, 2 класс
В тёмном дремучем лесу жила хитрая лиса Алиса. Недалеко от лисьей норы находилась деревня. Плутовка часто любила наведываться за курочками, утками и гусями. Жители деревни решили извести лису: ставили капканы, травили собаками, но лиса успевала убегать. Страх страхом, а кушать хочется каждый день. Для того чтобы обмануть сельчан, лиса взяла себе в помощники глупого волка Афоню. Он будет запутывать следы и отвлекать собак. А в это время лиса утащит из курятника жирную курочку и, если повезёт, гуся побольше. Афоню же бросила Алиса на растерзание собакам. Плутовка убежала к себе в нору с добычей. На то она и лиса.
Садкова Настя, 2 класс
Лиса и курочка.
Как-то раз лиса пошла в деревню и увидела у старика курочку. Подошла к старику и говорит: «Старик, впусти меня, пожалей, у меня дома нет. Можно поживу у тебя немножко?» « Можно», -говорит старик. Наступила ночь. Лисичка открыла глаза, тихонечко встала, быстренько взяла курочку и убежала. Утром старик встал и увидел, что ни лисы, ни курочки нет. Пригорюнился, да делать нечего. Обманула его лиса. Придётся покупать новую курочку.
Иванова Аня, 2 класс
Как лиса еду искала.
Жила-была лиса. Любила лиса всё нарядное и красное. Работать она не любила, любила долго спать. Как проснётся лиса, наденет красную шубку, белые сапожки и пойдёт гулять по лесу. Идёт лиса по лесу. Видит – сидят на ветках белочки. Лиса говорит:
Доброе утро! А что вы там делаете?
Добрый день! Мы уже обедаем.
А что же вы едите?
Угощайся орешками, - сказали белочки.
Покушала лиса орешков, поблагодарила белочек и пошла дальше.
Идет лиса и видит: сидит на пеньке кот. А лиса у него и спрашивает:
А что ты ешь, котик?
Рыбку.
Ой, а я-то ведь и не завтракала,- жалуется лисонька.
Кушай, кума, рыбку, - говорит котик. Покушала лиса рыбки, сказала «спасибо» и пошла дальше.
Что же ты кушаешь? – спрашивает лисонька.
Грибочки, рябину, яблочки.
Ой! А я даже не обедала, - схитрила лиса.
Кушай, лисонька, сил набирайся,- заботится ёжик. Поела лиса и пошла дальше.
Что ты ешь, зайка?
Морковку.
А я-то и не полдничала, - хнычет лиса.
Угощайся!
А что ты кушаешь?
Мясо.
А я ещё тоже не ужинала, - шепчет лиса.
Кушай, кумушка, - говорит волк.
Что ты делаешь?
Чай пью с мёдом.
А я такая голодная, -плачет лиса.
Кушай! – сказал медведь.
Наелась лиса досыта и пошла домой. Спать!
Ионова Даша, 2 класс