Крымский канал сейчас. Северо-Крымский канал — самый длинный канал в Европе. «Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Для снабжения живительной влагой регионы Крымского полуострова , в начале шестидесятых годов прошлого века был возведен Северо-Крымский канал. Он оснащал необходимым количеством воды почти 85% территории Крыма. Грандиозное сооружение, даже по современным меркам, Северо-Крымский канал считается одним из крупнейших рукотворных оросительных построек.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Длина Северо-Крымского водоканала составляет 406,2 км с максимальной пропускной способностью более 300 кубических метров воды в секунду. В ширину канал достигает 150 метров.

История Северо-Крымской водной артерии

Проблема с пресной водой в Крыму всегда стояла на первом месте, и в 1950 году власти принимают постановление о строительстве СКК (Северо-Крымский канал). Стройка водоканала, для снабжения засушливых зон Крыма и орошения полей Днепровскими водами, длилась в течение 10 лет, с 1961 по 1971 годов.

Для водозабора из Днепра в 1956 году вводится в эксплуатацию Каховское водохранилище, откуда и берет свое начало Северо-Крымский канал. В начале 1961 года на пленарном заседании было объявлено о начале крупномасштабного сооружения Советского Союза — Северо-Крымского канала. Со всех уголков необъятной Родины съезжается более 10 тысяч молодых энтузиастов для участия в строительстве СКК.


В октябре 1963 года в районе города Армянска прозвучал мирный взрыв — это была подорвана перемычка, которая удерживала «большую воду». Взрыв служил толчком для потока днепровской воды в русло из бетона, только что построенного канала. Таким образом, воды Днепра пришли на Крымский полуостров. В пункт назначения, в Керчь, днепровская вода приходит в 1975 году.

Северо-Крымский канал становится крупнейшей строительной площадкой всесоюзного значения:

  • Северо-Крымский канал включает в себя больше ста масштабных гидротехнических объектов.
  • Протяженность главного искусственного русла более 400 км.
  • Учитывая расхождения, подземные отрезки и водоотводы, длина поливочной системы приближается к 12 000 км.
  • Насосные станции в состоянии перекачать до 450 кубометров воды в секунду.
  • На первой насосной станции канала вода поднимается на 10 метров, а по дальнейшему пути высота воды достигает 105 метров.
  • Канал питает своими водами 12 искусственных водоемов, общим объемом в 200 млн кубометров.
ИНТЕРЕСНО!
Весь путь, от начальной точки до пункта назначения, вода проходит за 32 дня.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Люди быстро адаптировались к соседству рукотворной реки, и на бетонных берегах канала часто можно встретить отдыхающих или увлеченных рыболовов. Хотя строительство СКК не предусматривалось в качестве водоема для разведения различных сортов рыб, тем не менее, раков и некоторые виды рыб там можно наловить в достаточном количестве. Богатыми на улов среди рыбаков считаются Чаплинский, Джанкойский, Красноперекопский районы. В районе насосных станций ловится щука, карась, судак и окунь. Рыбалка бесплатная, ограничения на количество и размер пойманной рыбы, соответственно действующему законодательству.

Северо-Крымский канал сегодня

Обеспечение полуострова Крым водой с помощью Северо-Крымского канала в настоящее время приостановлено по приказу украинских властей, перекрывших водоканал плотиной. Есть надежда, что в скором будущем, канал начнет функционировать в полную силу.


Альтернатива Северо-Крымскому каналу

В профильных национальных заведениях и всевозможных министерствах обсуждаются альтернативные варианты каналу. Российское Минприроды задумалось о постройке трубопровода через Керченский пролив, из Кубани в Крым. Про это сказал Сергей Донской – ответственный за природные ресурсы и экологию России – во время проверки водохранилища в Симферополе.

Также поступили предложения по реконструкции системы орошения. Стоимость уже подсчитали – 80 000 000 000 рублей.

Видео обзор:

Воссоединение Автономной области Крым с Россией вызвало у новых украинских властей сложную и болезненную реакцию. То, что этот акт был поддержан большинством населения полуострова, сначала ими отрицалось. Однако дальнейшие действия однозначно подтвердили осознание достоверности этой ситуации. Северо-Крымский канал, обеспечивающий до 85% потребностей жителей Крыма и его хозяйственной структуры, фактически перестал работать.

Преобразователи природы

Для того чтобы представить себе масштабность этого достаточно лишь указать на тот факт, что большей искусственной реки в мире нет. Протяженность водной артерии превышает четыре сотни километров, строил ее весь Союз. В самой идее создания рукотворной системы, давшей жизнь бесплодным засушливым землям, проявилось стремление двух советских вождей, И. В. Сталина и Н. С. Хрущева, при всей их непохожести продемонстрировать миру преимущества новой общественной формации, социализма, и непреклонность стремления к преобразованию и улучшению всего, даже самой природы. В начале пятидесятых годов претворялся в жизнь план по преобразованию ландшафтов и рельефов. Как нечто реальное воспринимались проекты по выравниванию гор и поворотов рек вспять. Не все они были реализованы, но Северо-Крымский канал, карта прохождения которого от Таврийска через Армянск и Красноперекопск неоднократно очерчивалась синим карандашом и черенком сталинской трубки, ждала более счастливая судьба.

Время чудес

17 октября - дата, знаменательная для поколения «шестидесятников». В 1957 году в этот день советский открыл эру спутников. В 1963 году город Армянск сотряс взрыв, но он никого не испугал, а напротив, обрадовал тысячи людей, собравшихся на торжественный митинг. На церемонию приехал сам Первый секретарь, заряд тротила смел узкую перемычку грунта, и в пролом хлынула веселая днепровская вода. Так был кардинально решен вопрос орошения земель, ранее считавшихся непригодными для сельскохозяйственной обработки. Совсем недавно произошло еще одно рукотворное чудо, полет Гагарина, и конечно же, оно занимало приоритетное место в сознании современников, но Северо-Крымский канал, при всей своей видимой прозаичности, на поверку оказался не менее удивительным делом рук человеческих.

Сложная система

Начатое еще при Сталине строительство было возобновлено в апреле 1961 года. На ударный объект направляли целые выпуски профильных вузов, и молодые инженеры на практике постигали тонкости выбранной ими профессии. Несколько строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн и других организаций получили задачу: создать условия для орошения 180 000 гектар, для чего было недостаточно лишь одного русла, поэтому Северо-Крымский канал - сооружение сложное и разветвленное, с боковыми оттоками, водовыпусками и другими гидротехническими узлами. Столь широкая схема требовала сохранения всей прочей инфраструктуры: дорог, железнодорожных полотен, трубопроводов и Для этого строители возвели множество мостов.

Этапы строительства

Первая очередь водной артерии в целом была завершена к 1978 году. Единый план предполагал орошение площади всего полуострова и окончание строительства в Евпатории. По нему и действовали до 1990 года, вводя в эксплуатацию ежегодно до 30 километров водной трассы. Финальный этап, начатый в 1985 году, не был завершен. В 1991 году на обломках великой страны возникли новые независимые государства, в том числе и Украина. Северо-Крымский канал оказался неподъемной ношей для экономики этой страны, и строительство было заморожено, хотя для его окончания не хватило довольно небольшой в макроэкономическом масштабе суммы, 23 миллиона гривен.

Характеристики

И в незавершенном виде это гигантское сооружение впечатляет своими масштабами. В его строительстве постоянно принимали участие десять тысяч работников высокой квалификации. Общая стоимость выполненных смет в сопоставимых ценах превысила полтора миллиарда советских рублей. Вода в Северо-Крымском канале может проходить со скоростью 300 тонн в секунду, обеспечивая поступление на полуостров объема в 1 миллиард 300 миллионов кубометров в год. При строительстве извлечено почти полтора миллиарда кубометров грунта. Три миллиона тонн бетона уложено в дно и стенки канала. Ширина его на отдельных участках составляет полторы сотни метров. Строительство продолжалось в общей сложности 36 лет. Все эти характеристики могли бы стать предметом гордости любого народа планеты, любой страны мира. Американцы с удовольствием рассказывают о в Неваде, возят на нее туристов. Северо-Крымский канал такой чести не удостоился.

Перекрытый канал

В период нахождения Крымской АО в составе Украины внутригосударственные хозяйственные вопросы решались сложно. Полуостров считался дотационным регионом, его долги госбюджету накапливались, в том числе и за использованную днепровскую воду. Каким было бы дальнейшее развитие событий и как эта проблема могла бы быть решена, теперь остается лишь догадываться. Каких-либо проектов по повышению эффективности экономики автономной области, по всей видимости, не было, по крайней мере о них ничего не известно. Ее отделение от Украины после событий на Майдане перевело отношения между полуостровом и «остальной частью страны» де-факто в ранг межгосударственных.

В качестве стимула возврата отколовшегося полуострова в апреле 2014 года Северо-Крымский канал перекрыли. Впрочем, и этот факт отрицался, хотя доказательств ему вполне достаточно. Это и опустевший канал, и снимки, сделанные с самолета, доказывающие попытки засыпать русло светлыми полипропиленовыми мешками, наполненными песком или грунтом. Украинские власти утверждают, что строится пункт учета отпущенной воды, даются другие объяснения, зачастую противоречащие друг другу, но факт остается фактом, вода на полуостров не поступает. Правительство субъекта РФ приняло меры по обеспечению независимости гидросистемы от внешних поставок. Правительство Украины фактически признало крымчан иностранцами.

Дальнейшее развитие конфликта - тема смелых гипотез. Ясно одно: он лишь часть накопившихся международных проблем.

Первым автором идеи использования днепровской воды для орошения крымских земель в 1833 г. был действительный статский советник, инспектор южнороссийского сельского хозяйства Х. Х. Стевен, основатель и директор Никитского ботанического сада. Рождение этого замысла было связано с необычной засухой 1933 г., приведшей к голоду во многих регионах южной России, и существованием в Крыму обширной долины за Гнилым озером (озером Сиваш), которая, по описанию путешественника П. И. Сумарокова, на протяжении 132 верст представляла собой гладкую равнину, покрытую тощей засохшей травой и солончаками, без единого кустарника и признака жизни.

В 1846 г. идею Стевена поддержал академик Кеплен, указавший, что эта идея высокозамечательна в экономическом и общественном отношении. Но лишь после смерти Стевена с 1864 г. по 1875 г.г. экспедиция профессора Козловского собирала материалы и издала многотомное исследование для составления проекта строительства канала, которое Александр II сжег в камине, решив, что «этого не будет никогда».

Идея Стевена и исследования Козловского не могли умереть навсегда, т.к. они выявили, что население степного Крыма живет в условиях, непригодных для жизни, только в 155 поселениях из 926 имеется питьевая вода, в остальных, в лучшем случае, употребляют горькую и соленую воду.

Поэтому в 1916 г. было решено приступить к строительству каналу, но этот план был сорван первой мировой войной, октябрьской революцией, Гражданской и Отечественной войнами.

В мирное время началась разработка проектов водоснабжения Крыма, первым из которых был подводный трубопровод из Кубани через Керченский пролив, затем опреснения Азовского моря, и лишь в 1950 г. СМ СССР утвердил проект CКК, как составную часть сталинского стратегического плана преобразования природы.

В общей сложности строительство всех очередей канала с ответвлениями от него длилось в Крыму 36 лет (1961-1997 г.г.), а первый участок канала на территории континентальной Украины был заполнен водой в 1958 г. 17 октября 2013 г в Крыму было отмечено 50-летие поступления днепровской воды в Крым. Именно в этот день 1963 года Хрущев и Шелест перерезали ленточку, и после взрыва перемычки днепровская вода поступила в Красноперекопск. 1-я очередь канала была сдана в эксплуатацию в 1978 г., 2-я в 1990 г, 3-я в 1997 г.

В настоящее время в связи с присоединением Крыма к РФ подача днепровской воды в канал прекращена. Крымчане уверены, что это не конец истории легендарного канала-кормильца.

Карты и схема канала

Канал начинается в г. Таврийске Новокаховского р-на Херсонской обл. и оканчивается в с. Зеленый Яр Ленинского р-на Крыма. Продолжительность движения воды с начальной до конечной точки канала составляет 33 дня. На протяжении канала, которое составляет 402,6 км и его ответвлений и разводящих сетей общей длиной более 11 тыс. км расположено 23 водохранилища суммарным объемом 200 млн. м3 и 4 насосные станции в Таврийске, Победном, Советском и Зеленом Яре, поднимающие воду Днепра суммарно на 82 м. По протяженности СКК - самый длинный в Европе и третий в мире, уступая двум азиатским каналам - Великому Китайскому, строившемуся 2 тыс. лет, и Каракумскому в Туркмении. Русло СКК шириной 150 м, соединяющее Каховку с Керчью, пересекает безводное Присивашье.

Карта Cеверо-Крымского канала , увеличить

Среди ответвлений наиболее значимые Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Соединительные каналы, соединяющие Раздольненский рисовый канал с ответвлениями на орошаемые участки 143 хозяйств в 10 районах Крыма и Сакский канал с водохранилищем Межгоное.

Канал обеспечивает питьевой водой Армянск, Джанкой, Керчь, Красногвардейск, Красноперекопск, Ленино, Саки, Севастополь, Симферополь, Старый Крым, Судак, Феодосию и другие населенные пункты, покрывая 85% потребности Крыма в пресной воде.

Видео о Cеверо-Крымском канале:

Строительство канала, объемы работ

На строительство канала было привлечено 10 тыс. молодых строителей по комсомольским путевкам из всех республик СССР, не считая военных строителей, и 3 тыс. строительных механизмов. Работы производились в 2-3 смены. Оборудование поставлялось из Архангельска, Таллинна, Биробиджана, Югославии, ГДР, Чехословакии, Болгарии. Ежегодно вводилось в эксплуатацию от 25 до 30 км канала. Кроме русла канала, возводились тысячи гидротехнических сооружений, мосты и дороги для автомобильного и железнодорожного транспорта, сотни насосных станций, водовыпуски и распределительная сеть.

В первые годы строительства условия труда были очень тяжелые: устаревшая строительная техника, нехватка запчастей, плохое обеспечение продуктами питания, отсутствие дорог. Перед изыскателями и строителями шли саперы, которые извлекли из грунта более 5 тыс. неразорвавшихся во время войны снарядов. Постепенно условия жизни строителей налаживались, поступили современные строительные машины, строители получали высокую зарплату от 500 до 1000 руб. в месяц (для сравнения такую зарплату учитель или бухгалтер колхоза получал в год). Вода, которую провели строители в Крым, позволила преобразить крымские поселения, многие строители поселились в них и остались навсегда.

Строители выкопали 1440 млн. м3 земли, уложили в конструкции 2942 тыс. м3 бетона. Сметная стоимость строительства составила 1,6 млрд. руб.

Значение и особенности канала

Оросительно-обводнительный СКК ежесекундно перебрасывает из Днепра 294 м3 воды, ежегодно 1,3 млрд. м3, перекачав в Крым за 50 лет объем воды, равный 1/2 объема Азовского моря.

Это позволило уже после сдачи в эксплуатацию 1-ой очереди канала оросить 180 га засушливых земель на полуострове, а в 1986 г. эта площадь увеличилась до 380 га, в начале 90-х годов более 400 га. 20% площади сельскохозяйственных угодий полуострова начали составлять орошаемые с помощью канала участки, при этом на них вырабатывается свыше 60% продукции растениеводства и животноводства Крыма. На потрескавшейся от недостатка влаги земле, на которой росла только верблюжья колючка, с помощью днепровской воды начали выращивать фрукты, виноград, пшеницу, рис и другие культуры. Урожайность пшеницы повысилась в 8-9 раз, а всей продукции аграрного комплекса почти в 5 раз.

На орошаемых участках задействованы тысячи дождевальных машин, что позволило в 1990 г. по сравнению с 1963 годом в 2-5 раз увеличить производство фруктов и овощей, зерна, кормов и мяса. Крым выращивает 38% винограда, 15% фруктов и ягод, 6% овощей от общего объема производства черноземной Украины, покрывает 90% потребности населения страны в рисе.

Решение вопроса обеспечения полуострова питьевой водой позволило создать благоприятные условия для проживания местного населения и развить мощную туристическую и курортно-оздоровительную инфраструктуру.

Полуостров, обеспечивающий своими природными ресурсами только 10% потребности в воде, получил ее в необходимом объеме из Днепра.

Рыбалка в Cеверо-Крымском канале

Обеспечение населения Крыма рыбой не планировалось, как одна из функций канала. Но на бетонных плитах, обрамляющих склоны канала, всегда можно увидеть множество любителей рыбной ловли. Излюбленными местами рыбаков являются Краснознаменский, Красноперекопский, Каланчацкий, Чаплинский, Красногвардейский, Джанкойский ответвительные каналы, мосты, акведуки, шлюзы, аварийные сбросы. При сбросах воды удачливые рыбаки собирают раков мешками.

Но перед рыбалкой необходимо ознакомиться с правилами рыбалки, установленные органами рыбоохраны, которые, например, запрещают вылов рыбы с помощью жаберной лесковой сетки. В селе Текущем госинспектор рыбоохраны задержал рыбака, выловившего с помощью такой сетки суммарно 6 кг плотвы, щуки, карася и окуня, за что был оштрафован на 10 336 грн. Именно в такую сумму оценил ущерб, причиненный рыбным запасам страны, госинспектор, т.е. 1 кг выловленной незаконным образом рыбы был оценен в 1722,7 грн.

Глубина канала

Глубина канала составляет 7-8 м. От Таврийского водохранилища до Джанкойской насосной станции (начальный участок канала) вода перемещается по руслу самотеком, для чего его ложе устроено на протяжении 208 км с уклоном 2 см на каждые 100 м, далее вода после подъема на 9,2 м продолжает двигаться самотеком еще 79 км и после второго подъема на 25,6 м - 82 км. Концевой участок канала представляет собой напорный трубопровод. Некоторые участки СКК являются подземными, например, 700 м под селом Фронтовое и 1800-метровый дюкер, проложенный на 10 м глубже дна реки Салгир. На других участках для пересечения глубоких рельефных впадин русло канала проходит по акведукам высотой 4-7 м.

Управление каналом

Наиболее проблемным вопросом в настоящее время является управление каналом, которое до момента не признанного миром легитимным присоединения Крыма к Российской Федерации, осуществлялось следующими структурными подразделениями управления СКК: Госкомитетом по водному транспорту Херсонской области, Джанкойским межрайонным отделением Госслужбы охраны, Красногвардейским межрайонным и Красноперекопским управлениями водного хозяйства.

Начальником управления СКК является А. Романенко, который не без основания считает, что такой сложный гидротехнический комплекс может нормально функционировать при едином диспетчерском управлении, которое трудно осуществлять в условиях конфронтации 2-х стран, претендующих на собственность основной части канала на территории Крыма.

Не признаваемое Украиной правительство Крыма и правительство РФ понимают, что в сложившихся условиях решить вопрос нормального функционирования канала не представляется возможным, тем более, что первым шагом управления каналом было прекращение подачи днепровской воды в Крым, несмотря на то, что Украина считает полуостров своей временно оккупированной Россией территорией, а население Крыма своими гражданами. Такой шаг, подрывающий экономику Крыма, и создающий резкое ухудшение доступности жизненно необходимых благ (питьевой воды и продуктов питания) для его населения вряд ли является адекватным.

Правительство РФ и Крыма принимают меры, чтобы не ввергнуть Крым в состояние гуманитарной катастрофы. Прекращается на полуострове выращивание риса и создаются условия для возможности рисоводам переформатировать бизнес. Половину потребности в питьевой воде планируется удовлетворить с помощью бурения в ближайшее время 36 скважин, способных подавать 200 тыс. м3 в сутки доброкачественной воды. Минприроды РФ разработала план включающий десятки мероприятий, которые до 2017 г. полностью обеспечат потребности Республики Крым в питьевой и поливной воде. В настоящее время уже переброшена в СКК вода из реки Биюк-Карасу, что дает возможность спасти часть урожая на участках орошаемого земледелия.

Необходимо отметить, что в постсоветские годы управление каналом осуществлялось неэффективно. В 1997 г. было прекращено предусмотренное планом строительство канала до Евпатории, хотя до его окончания требовалось всего 23 млн. грн.

При рассмотрении вопроса в Верховной Раде о праздновании 50-летия подачи днепровской воды в Крым, один из депутатов счел возможным назвать этот легендарный канал канализацией. С ним можно согласиться, т.к. за годы рыночных реформ уничтожены и сданы в утиль дорогостоящая система лотков, 400 км труб орошения и оборудование ряда насосных станций, что привело к сокращению площади полива на 35%. Прекращение полива на солончаковых участках приводит к вторичному засолению грунта, что превращает его в непригодный для дальнейшего использования в земледелии.

Такая же судьба постигла построенные 2 очереди из 3-х запланированных Краснознаменского канала в Херсонской обл., строительство которого и обслуживание было прекращено, оборудование разворовано, степень износа в 2013 г. составила 80%.

Оптимизация управления каналом задолго до присоединения Крыма к РФ стала насущной задачей Украины.

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым

В 2014 году Украина прекратила подачу днепровской воды по Северо-Крымскому каналу на полуостров. Тогда этот акт назвали "водной блокадой" и до этих пор ни одного литра "украинской влаги" в СКК не попадает. Однако в том же году власти Республики приняли экстренные меры, что позволило и сейчас частично канал наполнять. Корреспонденты РИА Новости Крым проверили, как содержится "сухая часть" канала и увидели ту точку, где он становится вновь полноводным.

Были на грани

Заместитель председателя Госкомводхоза Республики Крым Андрей Лисовский рассказал, что сейчас используется ровно половина канала.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Из 270 километров магистральной части Северо-Крымского канала сейчас в работе 50%. Это около 140 километров. В 2014 году Украина перекрыла воду, и нам надо было в кратчайшие сроки решать проблему водообеспечения. Если бы тогда вовремя не среагировали, то Феодосия была бы уже в июне 2014 года совсем без воды, Керчь - в августе. Эти регионы исторически обеспечивались днепровской водой. По предложению Госкомводхоза в районе села Новоивановка было построено гидротехническое сооружение, это дало нам возможность сбрасывать воду из Белогорского и Тайганского водохранилищ в речку Биюк-Карасу, которую мы перенаправили в Северо-Крымский канал. В средине мая 2014 вода начала закачиваться в Феодосийское водохранилище. В 2015 году были введены в строй Нежинский и Просторненский водозаборы и вода по временным водоводам начала поступать в СКК", — пояснил Лисовский.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

Правда, по его словам, тяжелым выдался не только 2014 год, но и 2018.

"Это лето было жаркое, поэтому мы загодя попросили подрядчиков подключить к построенным водоводам скважины хотя бы по временной схеме. 5 июля сброс с водохранилищ был прекращен, поскольку объемы воды стали минимальными. Раньше у нас вода в Белогорском водохранилище заканчивалась в конце октября", — рассказывает замглавы Госкомводхоза.

Круглый год

Текущая ситуация заставила специалистов принять решение, на которое не готовы были даже советские строители СКК - канал решили использовать зимой, что не было предусмотрено проектом.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Северо-Крымский канал построен для работы девять месяцев в году и не запроектирован для работы в зимний период. Но с 2014 года мы обеспечиваем его работу и в холодное время. Система полностью сохранена и находится в рабочем состоянии. В случае какого-то решения по подаче воды, в кратчайшие сроки проведем все подготовительные мероприятия. Я это гарантирую. Да, при пуске будут определенные потери, но никаких серьезных последствий это не будет иметь", — гарантирует Лисовский.

Сухая половина

Красноперекопский филиал ГБУ РК "Крыммелиоводхоз" находится в нескольких десятках километров от места, где Северо-Крымский канал "входит" с территории Украины на полуостров. Антонина Лисовская, заместитель директора филиала сейчас вынуждена смотреть на "сухой" СКК: здесь в канал вода не подается. Тем не менее, и сама "водная артерия", и все оборудование в полностью рабочем состоянии.

"У нас есть три насосные станции, по шесть агрегатов, каждый из которых весит 57 тонн. Первая насосная находится на участке, где воды нет, но поддерживается в рабочем состоянии. Если воду сегодня откроют, то мы сможем ее взять. Остальные две насосные станции работают", — рассказывает Лисовская.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

По ее словам, работа по содержанию канала идет полным ходом.

"На участках, которые не задействованы, идет поросль, но все службы работают на то, чтобы сохранить мелиоративные системы: убирается трава и наносы, ремонтируются швы. У нас есть служба эксплуатации, которая в соответствии с дефектными ведомостями проводит все необходимые работы", — гарантирует она.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Реки в канал

В сотне километров от "сухого" Красноперекопска находится вполне полноводный Нижнегорский. Здесь в Северо-Крымский канала направлена река Биюк-Карасу и несколько водозаборов. Андрей Спасенов — главный инженер Нижнегорского филиала "Крыммелиоводхоз" — рассказывает: все это дает больше ста тысяч кубометров воды в сутки, которые направляют на восток Крыма.