Максим малявин о том, можно ли избавиться от невроза. История психиатрии. Основные направления психиатрии Развитие психиатрии как клинической дисциплины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Медицинский факультет

Реферат по дисциплине история медицины

на тему: «История развития психиатрии»

Выполнил: студент гр.301/1

Ткаченко А.И.

Научный руководитель:

доц. Крачун Г.П.

Тирасполь 2014 г.

История развития психиатрии

В психиатрии на протяжении её развития можно выделить три подхода к решению задач лечения психических заболеваний:

1. Магический подход - основывается на том, что лечение болезней возможно путём привлечения сверхъестественных сил, Характерен для раннего, древнего периода развития психиатрии, Так же он характерен для средневековья, когда проводились гонения на ведьм. Сущность этого подхода заключается в том, что влияние на человека происходило путём внушения. В этом аспекте он имеет много общего с психологическим.

2. Органический подход - предполагает идею, согласно которой все нормальный и патологические процессы психики человека могут быть объяснены законами материального мира, т.е. в рамках естествознания. - химии и физики. Этот подход характерен для поздних исследований, начиная с эпохи возрождения.

3. Психологический подход предполагает, что причина нарушений психической деятельности лежит в поле психологических процессов и следовательно лечение их возможно психологическими методами.

В настоящее время лечение душевнобольных заключается в сочетании двух последних методов. Первый подход является ненаучным.

Вклад древних.

История психологии началась с того, что один человек попытался облегчить страдания другого путём влияния на него. В те времена, когда психические и физические недуги не разграничивались, роль психиатра мог взять на себя любой, кто стремился облегчить боль другого. Поэтому история психиатрии восходит к первым профессиональным целителям.

Вавилонские жрецыврачи лечили внутренние болезни, особенно с психическими проявлениями, которые приписывались демоническому происхождению, прибегая к магическирелигиозным взглядам. Лекарства употреблялись, но более эффективное лечение связывалось с верой в заклинание. Заклинание было достаточно сильным психологическим орудием. Народы Месопотамии открыли некоторые медицинские методы, стали изучать историю жизни пациента. Они также достигли больших успехов в развитии гиены, соц. медицины, мед. этики.

Египтяне достигли довольно больших успехов. Они лечили людей искусственным сном видом психотерапии. Задолго до греков научились создавать в храмах, где лечили больных, атмосферу, которая являлась полезной для здоровья человека: участие в экскурсии по Нилу, в концерте; занятие танцами, рисованием. Египтяне также выявили тип эмоционального расстройства, позже названный «истерия». Связывали симптомы этой болезни неправильным положением матки. Лечением являлось окуривание влагалища. Метод был весьма распространен и за пределами Египта.

Медицина израильского народа формировалась под влиянием развития медицины у вавилонян и египтян. В отличие от них иудеи имели таких систематизированных медицинских текстов. В «Талмуде» описаны истории, доказывающие наличие психологических знаний. Был описан психологический механизм осуждения других за собственные грехи или греховные помыслы, называемые теперь проекцией или «поиском козла отпущения»; также описано психологическое наблюдение, утверждающее, что и праведникам снятся греховные сны, что означает признание того, что сновидения служат для выражения тех желаний, которые наяву сознательно подавляются нашими моральными принципами. В качестве психотерапии рекомендовалось отвлечение внимания, а также пациенту предлагалось свободно высказываться по поводу своих проблем. В тоже время демоны считались причиной безумия, астмы и других непонятных состояний. Благодаря Талмуду иудейская медицина была менее магической, чем медицина Вавилона и Египта. Стоит сказать, что забота иудеев о больных оказала значительное влияние на формирование гуманитарных аспектов медицины и психиатрии. Так, ещё в 490 г. до н.э. в Иерусалиме была построена специальная лечебница для душевнобольных.

Первый значительный период персидской медицины начался в середине 1 тысячелетия до н.э. В «Венидаде» содержалось несколько глав, посвящённых медицине. Венидад сообщает о 99 999 болезнях, поражающих человеческий род и причиной которых являются демонические силы. В Венидаде упоминаются 3 типа врачей, один из которых был, вероятно, психиатром (эквивалентно нашему времени). Маги или духовные врачи пользовались самым большим доверием.

Буддизм, который был распространен в восточном мире, в том числе и в Индии, придавал особое значение процессу самопознания, которое явилось центральным фактором, оказавшим неоценимое влияние на развитие психиатрии. Буддийская медитация имеет особое психотерапевтическое значение: в самом деле, она способна поддерживать человека психотерапевтически не только при душевных расстройствах, но и при затруднениях повседневной жизни. Сосредоточенность на себе самом является главным свойством человека. Через познание себя человек устанавливает связь с внешним миром, частью которого он является. Эта связь не противоречит, но дополняет понимание физического мира.

Классическая эра

В греческой медицине столетиями господствовал культ Асклепия. Были построены сотни храмов, которые располагались в живописных местах. Возможно, страдающий пациент черпал вдохновение и надежду. Хотя не все желающие направлялись в храм. Самым значительным мероприятием было лечебное пребывание в храме или инкубация - сон. По видимому, во время сна в храме пациент подвергался определённому воздействию. Через сновидения пациенту передавались сведения о том, что надо делать для того, чтобы выздороветь. Существует вероятность, что жрецы этих больницхрамов были шарлатанами, дающие пациентам опиум или его производные, после чего им внушали определённые предписания. Они применяли гипноз в качестве лечебного фактора.

Медицинская мысль развивалась в рамках Древней Греции. Выдающимся врачом и психиатром был Гиппократ. Он был первым, кто последовательно пытался объяснять болезни на основе естественных причин. Гиппократ и его ученики установили, что причиной эпилепсии является болезнь мозга. Все идеи Гиппократа базировались на идее гомеостаза, т.е. постоянства внутренней среды организма, соотношение которой определяло правильное функционирование организма. При лечении он использовал кровопускание и слабительные средства, прописывал медикаменты: чемерицу, рвотные и слабительные средства. При психических расстройствах он предупреждал о необходимости правильной дозировки и наблюдение за реакцией пациента. Гиппократ внёс большой вклад в развитие клинической медицины. Он первым высказал мысль, что мозг является самым важным органом человека. Врачи круга Гиппократа первыми описали органический токсический делирий, симптом депрессии, который они называли меланхолией, характерные признаки родильного умопомешательства, фобии, ввели термин «истерия». Они предложили первую классификацию душевных заболеваний, включающую в себя эпилепсию, манию, меланхолию и паранойю. Они также охарактеризовали личностные особенности в терминах своей гуморальной теории.

Дальнейшее развитие греческий опыт получил в Риме. Один из выдающихся учёных этого периода - Асклепиад. Он применял для лечения психических заболеваний следующие методы: светлые, хорошо проветренные комнаты, музыка, ванные, массаж. Асклепиад отмечал важность дифференциации острых и хронических болезней и необходимость различия бреда и галлюцинаций. Он сочувствовал душевнобольным и рассматривал психические болезни, как результат эмоциональных перегрузок. Асклепиад и его последовали применяли метод обратного лечения, т.е. для избавления от болезни на неё нужно воздействовать противоположным фактором.

Аритей был ещё одним представителем римского научномедицинского направления. Он наблюдал психически больных пациентов и внимательно изучал их. В результате он установил, что маниакальные и депрессивные состояния неизменно повторяются, а между маниакальными и депрессивными периодами бывают светлые промежутки. Он, рассматривая психические болезни с точки зрения выхода из них, придавая особое значение течению и прогнозу болезни. Аритей был первым, кто детально описал личность, у которой произошёл психический распад, он также понял, что не все психически больные в результате болезни начинают страдать снижением интеллекта - факт, который не воспринимался учёными вплоть до XX века.

Большой вклад в развитие анатомии и физиологии ЦНС внёс римский клиницист Клавдий Гален. Он обратил внимание на то, что повреждение головного мозга влекут за собой нарушение функций противоположной стороны тела. Он проследил расположение семи черепномозговых нервов, выделил различие между чувствительными и двигательными нервами. Он заметил, что полный разрыв спинного мозга приводит к потере двигательных функций на всём участке тела ниже повреждения и предложил теорию о роли нервов в передаче импульсов от головного и спинного мозга. Он считал, что резкие эмоциональные сбои могут свидетельствовать о повреждении головного мозга, однако, он упорно искал связующие нити между нарушениями психики и телесными повреждениями. В результате он признал активный организующий принцип за духовной силой.

Психологические идеи, господствующие в Риме и Греции, были слишком абстрактными, чтобы оказаться полезными для отдельного конкретного человека. Они были фактически оторваны от понимания простых человеческих стремлений, фантазий, эмоций и побуждений. Эти возвышенные абстракции не могли быть пригодными для создания основы исследований отдельных индивидуальностей, оставляя в стороне проблему поведения душевнобольных лиц. Цицерон выдвинул идею о том, что физическое здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и различий телесными и психическими болезнями.

Соран был самым просвещённым врачом своего времени в подходах к пониманию душевных болезней. Он отказался лечить душевнобольных грубыми методами. Жёсткие методы применялись только в крайних случаях, когда пациенты становились очень опасными. Соран стремился уменьшить дискомфорт психически больных, беседуя с ними. Он был против метода обратного лечения.

В целом, Древняя Греция и Рим отличались гуманными подходами к лечению душевнобольных людей. Медики в основном опирались на материалистический и эмпирический подходы, а психологический метод использовался очень нерешительно. Но встречались и такие врачи (как, например, Цельс), которые считали, что только грубые меры и запугивание могут заставить больного отказаться от болезней. Цельс связывал больных, морил их голодом, помещал в изолированную комнату, назначал слабительные средства, стремясь страхом привести к здоровью.

Средневековье принесло новые подходы к пониманию и лечению душевных болезней. Пропитанное креационизмом, наука старалась объяснить все явления божественным происхождением. Психиатрия средневековья едва ли отличалась от донаучной демонологии, а психиатрическое лечение практически ничем не отличалась от изгнания духов. Хотя христианские схоласты и арабские врачи внесли заметный вклад в развитие гуманитарной психиатрической помощи. В позднее средневековье христианские идеи стали изживать себя, завися от власти. При этом появились сверхъестественные объяснения болезней, и лечение психических заболеваний намного ухудшилось. В начале средневековья способы лечения выбирались в зависимости от взглядов общины, к которой принадлежал заболевший, но с XIV века душевнобольные стали считаться колдунами и ведьмами, за которыми велось преследование.

Лечение больных в начале средних веков было более профессиональным и научным, чем в период с 1213 веков. Один из самых первых приютов для душевнобольных - Бетленгемский госпиталь в Лондоне, первоначально значительно отличался от той змеиной ямы, которая позже стала известна, как Бедлам. В те ранние дни к больным относились с большим вниманием. В XIII веке в Гиле (Бельгия) было основано учреждение для оказания помощи отстающим в развитии и психически больным детям.

Византийские врачи и психологи внесли значительный вклад в развитие психиатрической мысли средневековья. Этиус описал три типа «френий» заболеваний головного мозга, охватывающих передние, средние и задние доли головного мозга, связанные с памятью, разумом и воображением. Александр из Траля описал манию и меланхолию, обратил внимание на то, что состояния эти могут наблюдаться у одного и того же больного. Он рекомендовал при психических расстройствах ванные, вино, успокаивающие средства.

Параллельно с западной медициной развивалась и арабская психиатрическая мысль. Арабские врачи внесли большой вклад в понимание психических заболеваний и в методы их лечения. Они исходили в основном из экспериментального метода, и не обращали внимание на умозрительные догадки.

Самым знаменитым среди арабских врачей был Рази. Он возглавлял Багдадский госпиталь (один из первых в мире госпиталей для душевнобольных). В области психиатрии Рази был сторонником последователей Гиппократа. Он детально описывал все заболевания. Он сочетал психологические методы и психологический анализ. Он был против того, чтобы болезни давать демонологическое объяснение.

Авиценна обратил внимание на зависимость физиологической реакции от эмоционального состояния. Он описал психотический бред и его лечение. Авензор осуждал метод прижигания, который широко использовался арабами по отношению к душевнобольным пациентам. Органический подход оживил интерес к патологии нервной системы и особенно головного мозга при исследовании психических заболеваний. Например, абсцессы желудочков мозга считались причиной психозов и лечились диетой, кровопусканием и лекарствами.

Хотя в средневековье встречались люди, которые проповедовали рациональные подходы и методы к пониманию душевных расстройств, общая картина оставалась печальной. Этимология психических расстройств рассматривалась с точки зрения божественного происхождения или как следствие влияния внешних сил. Положение больных в позднем средневековье значительно ухудшилось, с больными стали обращаться, как со зверьми. К тому же в этот период церковь открыла массовые гонения на ведьм и колдунов. Душевнобольных стали считать рабами сатаны и, следовательно, применяли к ним соответствующие меры - в основном, пытки инквизиции. В то время лечение души и тела велось равносильными методами.

Эпоха Возрождения в некоторой степени сменила мировоззрение врачей и простых людей. Постепенно в научные круги, в частности в психиатрию, стали проникать идеи гуманизма. Человек стал, открыт для изучения, как конкретная индивидуальность. Теперь в полной мере изучалась не только душа, но и тело. Психиатрия становится более объективной наукой, свободной от предрассудков средневековья.

Леонардо да Винчи расчленял мозг и аккуратно зарисовывал все борозды и полости этого органа, внёс большой вклад в развитие анатомии человека. Феликс Платер предпринял первую попытку определить клинические критерии душевных заболеваний, он пытался классифицировать все заболевания, включая психические. С этой целью он изучал психологическое отклонение заключённых. Платер сделал вывод, что большая часть психических заболеваний зависит от определённых повреждений головного мозга. Его «Практическая медицина» содержит большое количество клинических наблюдений.

Джероламо Кардано понял, что для того, чтобы лечение пациентов было успешным, надо, чтобы пациент, прежде всего, верил во врача. Убеждённость в правильности своего метода, заключающегося в представлении о необходимости тесной связи самого процесса лечения с желанием пациента быть излеченным, дала возможность Кардано применять суггестивную терапию (терапия внушения), как одну из составляющих его терапевтических общих воздействий.

Филипп Парацельс считал, что психические болезни возникают вследствие внутренних нарушений и немогут быть следствием воздействия извне. Он верил, что болезни, как психические, так и физические могут быть излечены медицинскими средствами, при этом он прописывал простые лекарственные средства в определённых дозировках.

Йохан Вейер доказывал, что ведьмы - всего лишь душевнобольные люди и их следует лечить, а не подвергать допросам и казням. Он заметил, что у ведьм обнаружились симптомы, которые присущи душевнобольным людям. Это навело его на мысль о том, что эти женщины в действительности страдали психическими заболеваниями.

Дальнейшее развитие психиатрии приходится на период XVII века, когда в эпоху Ренессанса были сделаны первые шаги к реалистическому пониманию этой науки. Отношение к душевным болезням стало освобождаться от предрассудков и заблуждений авторитетов. XVII веку было суждено заложить фундамент современному миру.

Томас Сиденхем описал клинические проявления истерии, болезни, широко распространённой и поэтому имеющее особое значение для практических врачей. Достижения Сиденхема являются результатом его точных клинических наблюдений. По его мнению, мужчины тоже страдают истерией, эту форму он назвал ипохондрией. Сиденхем обнаружил, что истерические симптомы могут симулировать почти все формы органических заболеваний.

Ульям Гарвей описал влияние эмоционального напряжения на сердечную деятельность. При аффектах - организм испытывает изменения, при этом кровяное давление изменяется, при гневе глаза краснеют и глаза суживаются, при стеснении щёки покрываются красными пятнами и т.д. Любые психические аффекты различного содержания могут сопровождаться истощением и расстройством здоровья или быть связанными с нарушением химических процессов и их недостаточностью, с обострением всех проявлений болезни и истощением тела человека.

Георг Сталь считал, что некоторые психические нарушения, также, как и физические, могут происходить от чисто психологических причин, и их можно отграничить от таких психических состояний, которые имеют в основе органическое поражение, как, например, токсический делирий.

Роберт Бартон распознал самые главные компоненты меланхолии и описал некоторые из существенных принципов психоанализа. Он точно определил, что эмоциональное ядро депрессии - неумолимая враждебность. Он также воспроизвёл её саморазрушающий компонент, правильно описал характерные внутренние конфликты, возникающие на фоне постоянного противоборства индивидуума с обуревающей его враждебностью. Он показал, как они проявляются в ревности, соперничестве и амбивалентности. Эго терапевтические рекомендации составляли довольно большой набор средств - спорт, шахматы, ванны, библиотерапия, музыкотерапия, слабительные средства, умеренность в сексуальной жизни.

XVIII век многие учёные характеризуют, как эпоху Просвещения. Вера в разум овладела всеми слоями общества. Объективная точка зрения изгнала демонов из человеческих болезней, психиатрия была близка к тому, чтобы найти свой путь в медицину через органические каналы. В первое десятилетие века врачи искали повреждённое вещество в мозгу, как объяснение психического заболевания, а такие понятия, как «место души» или «животный дух» постепенно уходили. Богатство медицинских и научных сведений было столь велико, что материал потребовал осмысления и систематизации. Психиатры, пытавшиеся в XVIII веке классифицировать симптомы душевнобольных, попали в затруднительное положение, т.к. имели слишком мало прямых наблюдений над пациентами. Однако, симптомы психических заболеваний подвергались описанию и классификации. Методы психиатрического лечения практически не были затронуты классификаторами.

Герман Бурхааве. В основном реакционист. Для него психиатрия состояла в следующих методах - шоковые кровопускание, очистительные клизмы, погружение пациента в ванну с ледяной водой. Он также ввел в психиатрию первый шоковый инструмент - вращающееся кресло, в котором пациент терял сознание. Не смотря на консервативный взгляд, у него было много почитателей среди ученых. Вообще ученых 18 века привлекали необычные, странные, из ряда вон выходящие особенности психических расстройств. Этот век также характеризуется глубоким изучением анатомии человека, в т.ч. анатомии мозга и НС. Были определены некоторые зоны локализации психических функций.

Бенджамин Раш был убеждённым приверженцем вращающегося кресла. Он являлся основателем американской психиатрии и исходил из того, что психическая болезнь вызывает застой крови в мозгу и что это состояние можно облегчить при помощи вращения. Раш также предполагал, что душевные болезни могут быть вызваны соматическими причинами, например, водянкой, подагрой, беременностью или туберкулёзом, неумеренной сексуальной активностью. Высказал предположение, что некоторые психические состояния, такие, как страх, гнев, утрата свободы могут вызвать патологию мозговых сосудов.

Ученики Бурхааве заинтересовались симптомами невротических нарушений, причём каждый из них предложил свою систему классификацию психических заболеваний, основанную на физиологии. Витт разделил неврозы на истерию, ипохондрию и нервное истощение. Система, предложенная Виттом не слишком отличается от современной клинической описательной классификации. Он также первым описал зрачковый рефлекс, изучил шок, как последствие травмы позвоночника.

Наиболее полной классификацией была классификация болезней Уильяма Каллена. Он методами диагностики и лечения классифицировал почти все из известных в то время болезней в соответствии с симптомами. Он также первым использовал термин «нервоз» для обозначения заболеваний, не сопровождающихся повышением температуры или локализованной патологией. Он считал, что невроз вызывается расстройством или интеллекта, или произвольной и непроизвольной нервной системы. В основании всех невротических недугов должен быть некий физиологический сбой. Лечебные приёмы Каллена базировались на диете, физиотерапии, упражнениях, очищении организма, прижигание лба, холодных ваннах, кровопускании и рвотных средствах, которые были привычными методами, использовавшимися для борьбы с физ. Расстройствами. Тяжёлых психических больных Каллен, лечил при помощи строгой изоляции, угроз и смирительных рубашек

Джованни Морганья был патологоанатомом, больше всего его интересовала патология мозга. Он выявил, что симптомы, проявляющиеся при ударе не есть результат болезни самого мозга, всего лишь результат разрыва сосудов, оказывающих вторичное действие на мозг. Неврологи, нейроанатомы, терапевты попали под влияние концепции Моргании о том, что болезнь может быть локализована, стали глубоко и детально исследовать мозг при изучении причин душевного расстройства.0

Филипп Пинель создал новую, простую классификацию психических болезней. Он разделил все расстройства на меланхолии, мании без бреда, мании с бредом, слабоумие (умственная отсталость и идиотизм), он описал галлюцинации. Его описание симптомов приведено в систему, он разграничил расстройства памяти, внимания, способностей к суждению, признал значение аффектов. Он считал, что в основе расстройств лежит повреждение ЦНС. Его описания болезней просты и точны. Пинель считал, что традиционные методы лечения не годятся. Он следовал психологическому методу - надо жить среди умалишенных. Не только наследственность, но и неправильное воспитание может привести к душевным расстройствам. Основная заслуга Пинеля в том, что он изменил отношение общества к умалишенным. Он говорил, что нельзя определить, что является причиной расстройств - внутренние причины или результат расстройств. А ведь условия содержания душевнобольных были чудовищны. Здесь следует отметить, что в Испании, а затем и в других странах под действием взглядов Пинеля и других ученыхпсихиатров начинает постепенно внедряться гуманный подход к содержанию и лечению умалишенных. Следует отметить, что в России в основном использовались гуманные метолы.

Несмотря на продвижение научных идей таких ученых, как Раш, Пинель и д.р., появлялись и шарлатаны, которые выдвигали антинаучные идеи. Например, Франц Мейсмер - идея животного магнетизма; Джон Браун, дававший своим пациентам лекарства, обратные по действию симптомам; Франц Галль, считавший, что путём ощупывания бугров и впадин на голове можно определить характер человека.

Иоганн Рейль - первый систематизированный трактат по психиатрии, приверженец психотерапевтического подхода, считал, что болезни нужно лечить психологическими методами, но при этом специалист должен обладать большой подготовкой, считал, что соматические болезни можно излечить таким же методом. Добивался важности психиатрии. Выступал в защиту умалишённых, описывая весь ужас содержания их в лечебницах и отношения к ним общества.

Моро де Тур - передовой психиатр, считал основным методом интроспекцию, сам попробовал гашиш, чтобы ощутить состояние больного. Моро впервые указал, что в сновидениях содержится ключ к пониманию психических нарушений. Сновидения имеют ту же природу, что и галлюцинации, являясь пограничным звеном. Он говорил, что безумный человек видит сны наяву. Тем самым он предвосхитил идею бессознательного. Гениальность и безумие - близкие понятия.

В середине XIX века медицина взяла на вооружение принципы физики и химии. Психиатрия тоже попыталась присоединиться к этому направлению - нарушение поведения вследствие разрушения нервной структуры и функций - материалистические теории. Происходят биологические, медицинские и анатомические открытия.

Нейропсихиатрия

Клиническая медицина сделала заметное продвижение в первой половине XIX века. Были детально описаны синдромы и сущность заболеваний.

Вильгельм Гризингер. Большой вклад в психиатрию, руководство по психиатрии. Особое внимание уделял анализу связи между физиологическими и анатомическими феноменами. Он полагал, что все психические нарушения могут быть рассмотрены с точки зрения правильности или неправильности функционирования клеток головного мозга. Терапевтические методы не включали в себя грубых приемов, типа рвотных средств, он их применял только в крайних случаях. Настаивал на равном использовании органического и психологического методов. Он также определил, что проблема личности при психических заболеваниях тесно связано с потерей способности к самооценке, отчуждением от самого себя, и поэтому, чтобы понять заболевание врач должен детально изучить личность больного. Гризингер возродил надежду на то, что мед. Психология непременно станет законной медицинской наукой, что психиатрия сможет развиваться рука об руку с другими медицинскими дисциплинами, как абсолютно равная. психиатрия болезнь каллен физиология

Развитие физиологии и психиатрии в России проводили такие ученые, как И. Сеченов - книга «Рефлексы головного мозга». Утверждал, что психическая активность человека зависит от внешних стимулов, следовательно, поведение нужно изучать с точки зрения физиологии. И.П. Павлов следовал идеям Сеченова, разработал теорию условных и безусловных рефлексов. Потом это всё использовали бихевиористы. Самые сложные психические функции развиваются из простых условных рефлексов. Высшие процессы тормозятся низшими функциями головного мозга.

Владимир Бехтерев. Руководитель психофизиологической лаборатории в Казани, основатель Психоневрологического института в СПб. Использовал теории Павлова в своей работе. Прошел обучение в лаборатории Вундта, изучал гипноз у Шарко. После этого открыл свою собственную лабораторию, где изучал физиологические явления, связанные с гипнозом, а также экспериментировал в психохирургии.

Вторая половина XIX века ознаменовалась в основном органическим пониманием психических расстройств, но в это же время были изучены многие душевный болезни, во многих случаях за счет открытий в сфере анатомии и физиологии человека. Был собран большой фактический и экспериментальный материал. Всё это требовало систематизации.

Эмиль Креппелин. Провел систематизацию душевных расстройств, использовал в основном органический подход. Он разделил слабоумие и маниакальнодепрессивный психоз на основании прогноза. Сделал вывод о том, что при первом заболевании выздоровление наступает значительно реже, чем при втором. Креппелин показал важность обобщения в психиатрическом исследовании, необходимость тщательного описания медицинских наблюдений и точного изложения полученных данных. Без такого подхода психиатрия никогда бы не стала специальной клинической отраслью медицины.

Жан Шарко заинтересовался феноменом гипноза. Он пришёл к выводу, что истерический паралич связан с умственным аппаратом. Доказательством служило вызывание им паралича у истерических пациентов при помощи гипноза. При этом ему удавалось излечивать вызванные параличи. Шарко также заподозрил, что происхождение истерических симптомов играют роль сексуальные импульсы

Психоанализ и психиатрия

Основателем психоанализа по праву считается Зигмунд Фрейд, который вскрыл бессознательные процессы в психике человека. Он первым доказал, что бессознательные процессы имеют важное значение в поведении человека, а во многих случаях детерминируют его. Всю деятельность Фрейда можно разделить на четыре периода, два из которых пересекают друг друга.

1) Вклад в анатомию нервной системы и неврологию

2) Изучение гипнотизма и истерии

3) Обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа, как лечебного фактора

5) Систематическое изучение человеческой личности и структуры общества.

Вскоре после совместной работы с Брейером Фрейд понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человек поддается гипнозу. С другой -- Фрейд убедился, что терапевтический эффект зачастую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симптома появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом, он может вспоминать травмирующие события, которые в обычных условиях его «Я» вытесняет из памяти; но подсознательные воспоминания не становятся частью его сознательной личности, и при пробуждении субъект обычно не помнит, что произошло во время гипноза. Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия -- сопротивления сознательной личности невыносимым, подавляемым мыслям. Отсюда и выплеск под гипнозом подавленных эмоций -- обозначаемый термином «отреагирование», -- не приводящий к излечению, а дающий лишь временный эффект облегчения от накопившегося напряжения.

Фрейд начал экспериментировать с другими психотерапевтическими приемами. Лишь позднее он осознал об ограниченности действия гипноза. Следующий логический шаг, предпринятый Фрейдом -- попытаться преодолеть, а не обойти при помощи гипноза порог сопротивляемости сознательной личности подавляемому материалу; то есть попытаться побудить пациентов сознательно взглянуть в лицо невыносимому, заставить пациентов сознательно вспомнить забытые, болезненные моменты своей жизни. Исходя из теории Бернгейма, что внушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался сначала применить внушение, побуждая своих пациентов, находясь в полном сознании, вспоминать травмирующие события жизни, связанные с симптомами их болезни. После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 г. Фрейд открыл метод свободной ассоциации.

Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация способствует невольному выходу подсознательного материала, который ищет этого выхода, но подавляется репрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять свои умственные процессы, спонтанными ассоциациями руководит скорее подавляемый материал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли, таким образом, выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций -- выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. Именно этот процесс Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 г.

Подсознательный материал не сразу проявляется при свободной ассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, которое не всегда осознается. Слушая свободное течение, Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако понастоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений.

Фрейд заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения -- его латентное содержание -- и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны -- это попытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полного покоя. Эти напряжения накапливаются в течение дня изза нереализованных стремлений, желаний, и спящий освобождается от них, рисуя в воображении картину удовлетворения своих стремлений. Наиболее ясным примером этого процесса могут служить детские сны «исполнения желаний», где все не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными. У взрослых процесс удовлетворения стремлений через посредство сновидения значительно сложнее. Очень многие взрослые желания в отличие от детских бывают подавлены не столько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весьма часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных стремлений подросткового возраста изза негативного отношения к ним родителей. Это так называемое «чуждое Я» или «Оно». В своих сновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде. Это является защитой против внутренних конфликтов, которые неизбежно возникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто. Взрослые сновидения являются компромиссом: они удовлетворяют желания «Оно» в завуалированной, символической форме, выраженной инфантильным языком неосознаваемых процессов, в выражениях, уже недоступных взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение выполняет свою функцию охранителя сна.

Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологических явлений. Методика свободной ассоциации и толкования открыла широкую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию психопатологических явлений, потому что эти явления, как и сновидения, представляют собой продукт неосознанных стремлений «СверхЯ». Психопатологические симптомы и сновидения являются продуктами примитивного мышления -- Фрейд называл это «первичными процессами» -- и они не подвластны привычным ограничениям, налагаемым социальной средой. Изучение сновидений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них -- «сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, в единый символ. Например, человек может увидеть во сне лицо с бровями своего отца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взгляда лицо не будет похоже ни на одного из упомянутых людей. Если индивид с таким лицом во сне убит, то подсознательно люди, которые представлены в этом лице, -- это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства.

Следующий механизм можно представить как «смещение». Во сне пациент может перенести ненависть или любовь с одного лица на другое, на то, к которому он может питать эти чувства, не испытывая внутреннего конфликта. Фрейд также обнаружил еще несколько различных характеристик неосознаваемых процессов. Среди них можно упомянуть использование аллегорий, символов, аллюзий, части вместо целого и «выражение чеголибо путем противоположности». «Выражение через противоположное» означает отрицание желаемого, которое по какойлибо причине неприемлемо. Например, человек, испытывающий неосознанную вражду к брату, хочет обойти его, скажем, в поисках работы. Но внутреннее неприятие этого враждебного желания приводит к тому, что во сне он уступает брату эту работу. Сущностью этих сложных механизмов сновидений состоит в том, чтобы скрыть, замаскировать неприемлемое подсознательное желание.

Фрейд уделял много внимания демонстрации «динамического подсознательного» в его различных появлениях -- оговорках, остротах, забываний. В "блестящей работе «Психопатология обыденной жизни» он показал, что случайные на первый взгляд оговорки, внешне беспричинное забывание слов (или действий, намерений и т.д.) -- все это есть результат подавленных стремлений.

При анализе сновидений своих пациентов, Фрейд обнаружил, что в возникновении неврозов очень существенную роль играют сексуальные импульсы. Он выяснил, что содержание «Чуждого Я» («Оно»), которое вытеснено в подсознание и впоследствии проявляется в сновидениях, в невротических симптомах, имеет неизменно сексуальную подоплеку. Фрейд исключительно глубоко и тщательно докапывался до сути явления, но, раз убедившись в результатах своих наблюдений, он бесстрашно и твердо отстаивал их. Его собственный самоанализ, толкование собственных сновидений дали Фрейду первый намек на эдипов комплекс -- сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и чувство соперничества с родителем своего пола. Его выводы, подкрепленные наблюдениями за пациентами, были опубликованы в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905). Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием «теория либидо», и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был, отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Теория либидо ревизовала традиционные взгляды на сексуальный инстинкт как на инстинкт продолжения рода. Фрейд пришел к заключению, что многие аспекты поведения ребенка, как, например, сосание пальца или телесные отправления, являются источником чувственного (сексуального) удовольствия, не имея никакого отношения к продолжению рода. Таким образом, это заключение вывело представление о сексуальности за рамки концепции воспроизводства. Фрейдовская теория либидо заменила прежнее узкое определение сексуальности на всестороннюю теорию развития личности, где биологическое (включая сексуальное) и психологическое развитие тесно переплетаются. Младенец, все еще полностью зависящий от матери в получении удовольствия, которое он испытывает во рту, пребывает в оральной фазе и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. В его психологии господствует стремление поглотить пищу. На этом этапе развития младенец обнаруживает рецептивную зависимость: когда он расстроен, он становится требовательным и агрессивным. За оральным периодом следует «анальная фаза», во время которой он впервые начинает контролировать свои телесные функции. Эта фаза начинается приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев. Обучение туалетным привычкам мешает ребенку получать удовольствие, которое он испытывает от удержания или выделения экскрементов, и в психологии его в этот период преобладает агрессия, зависть, упрямство, собственнические чувства. У него развиваются защитные реакции против копрофилических тенденций (желание потрогать испражнения), такие, как отвращение и чистоплотность.

Эти фазы и психосексуальное развитие проходят неравномерно, накладываясь друг на друга и смешиваясь. Следующая фаза начинается примерно в три года. Она характеризуется детской мастурбацией, сексуальным любопытством, соревновательным и честолюбивым чувствами и более всего эдиповым комплексом. Эти годы обозначаются как «фаллическая фаза». Гдето к шести годам наступает «латентный» период, когда прежнее любопытство ребенка по отношению к сексуальным проявлениям уступает любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Он идет в школу, и большая часть его энергии уходит в учение.

Приблизительно в возрасте двенадцати лет, с началом подросткового периода, когда созревает репродуктивная система, вновь проявляется сексуальный интерес. Центральной психологической характеристикой, этого бурного периода является неуверенность, неустойчивость, объясняемые тем, что полностью развитым телом управляет еще неопытный мозг. Стремление проверить себя и утвердится, выражается в излишней соревновательности и неловких попытках показать свою зрелость и независимость, хотя эти попытки подтачиваются внутренними сомнениями. В эти годы может возникнуть возрождение эдипова комплекса.

Зрелость, или так называемая генитальная фаза, характеризуется в основном самосознанием, ощущением уверенности в себе и способностью к зрелой любви. Такая форма, манера поведения возможна лишь тогда, когда сосредоточение на собственной личности снижается. Все прегенитальные фазы в основном центростремительны, нарциссичны, т.к. индивид озабочен собственным развитием, изучением своей физической и умственной среды. Только после того, как развитие достигает определенного предела и человек осознает себя как данность, он может обратить свою любовь на другие объекты.

Из множества концепций Фрейда именно «закрепление» и «регрессия» помогли объяснить сущность невротических и психотических симптомов. 3акрепление есть склонность индивида к сохранению навыков поведения, чувств и мыслей, которые удачно послужили ему в прошлом. Регрессия -- это тенденция возвращаться к наиболее удачным навыкам, выработанным в прошлом, в случаях, когда возникает ситуация, требующая какихлибо других навыков, приспособления и обучения, к чему собственное «Я» еще не готово. Невротики имеют особую тенденцию к регрессии, и невротические симптомы суть замаскированное выражение прежних привычек «Оно», которые в настоящей ситуации неприменимы. Например, ребенок выясняет, что криком он может добиться того, чего ему не разрешают. Позднее, когда он идет в школу, учитель может запретить ему играть с чемто. И тогда он «регрессирует», пытаясь криком добиться разрешения, вместо того чтобы принять условия учителя или добиться разрешения какимлибо иным, менее агрессивным способом.

«Я» пользуется защитными механизмами, чтобы помешать отжившим тенденциям «Оно» прорваться на поверхность, в сознание. Среди этих механизмов самыми важными являются «сверхкомпенсация», или «обратное действие» (скажем, когда слабый человек ведет себя как очень сильный, иногда вплоть до хулиганства), «рационализация», «направление враждебных импульсов «Оно» против себя» (в случаях саморазрушающих действий или мыслей) и «проекция», то есть приписывание неприемлемых намерений другим людям. Существуют другие защитные механизмы, например «сублимация» (направление запретных импульсов в русло приемлемого поведения, скажем вуаеристические тенденции превращаются в занятие фотографией) и «перенесение» неприязни или любви с неподходящего объекта на приемлемый (перенесение любви к матери на любовь к девушке). Все эти защитные механизмы служат тому, чтобы избежать конфликта между общественной сущностью индивида и его внутренними, примитивными стремлениями. Они служат снижению беспокойства, возникающего, когда подавленные импульсы «чуждого Я» («Оно») угрожают пробиться в сферу сознания.

Невротические симптомы, если рассматривать их в таком свете, можно определить как неудачные попытки самолечения. Неудачны они потому, что сама защита становится источником заболевания. Например, человек, разозлившийся на отца, готов закричать на него. Это желание противоречит его морали, отвергающей возможность выражения гнева в отношении родителей. Как результат, он лишается голоса. Теперь он не может работать, ибо работа требует разговора. То, что первоначально было защитным механизмом против оскорбления отца (потеря голоса), стало болезнью. Пример следующий человек чувствует, что он слаб. Никто не любит слабых, поэтому он пытается добиться любви, стараясь действовать как сильный человек. Но он может перестараться (сверхкомпенсация) и станет выглядеть хулиганом. Однако хулиганов тоже никто не любит. Так защитное действие (сильное поведение) само превращается в недостаток.

Важным моментом в психоаналитическом лечении является «перенесение». Оно основано на том, что во время лечения пациент не только вспоминает события своего прошлого, но, что более важно, переносит на врача те чувства, которые он испытывал к людям из своего прошлого, много значившим для него, -- чаще всего к родителям. Он ведет себя с врачом так, как он вел себя с родителями. Переживание и воспроизведение первоначальных невротических реакций дают пациенту возможность коррегировать их. Вновь проживая прошлые события, взрослый пациент имеет возможность преодолеть какието травмирующие события или эмоции детства: его взрослый опыт помогает ему разрешить те эмоциональные трудности, которые в детстве оказались для него непреодолимыми. Главный тезис Фрейда был в том, что для того, чтобы излечить, необходимо, чтобы состоялось воспоминание о прошлых событиях и проникновение в смысл этих событий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения психиатрии. Нозологическое направление в психиатрии. Представление психических расстройств в виде отдельных болезней. Особенности синдромологического направления. Представители эклектического и психоаналитического направлений.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Этапы развития советской психиатрии, учение И.П. Павлова в ее основе. Симптоматология психических заболеваний. Психические нарушения при отдельных заболеваниях. Острая начальная схизофрения и ее фармакотерапия. Методология преподавания психиатрии.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Характеристика развития психиатрии в лагере советских и постсоветских стран. Особенности ухода за психически больными в Румынии и Чехословакии. Отличительные черты психиатрии в капиталистических странах: отрицание нозологического принципа в психиатрии.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Психиатрия в России и в социалистических странах. Основные методологические проблемам психиатрии. Проблема пограничных состояний. Клинические и экспериментальные разработки болгарской психиатрии. Развитие теории и практики гипноза в венгерской психиатрии.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Наука о душевных расстройствах в конце XIX - начале XX века, ее школы. Классификация психических болезней в Новое время, укрепление нозологических позиций. Создание международной классификации психических заболеваний. Психические эпидемии XX века.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Сущность здравоохранения в современном глобализованном мире. Отношения врача и пациента в психиатрической практике. Стигматизация психических больных в медицине. Синергия качества жизни и социальной психиатрии: сфера оптимизации. Проблемы лечения.

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Основные этапы становления и развития отечественной научной психиатрии, их характеристика и отличительные особенности. Открытие первых психиатрических клиник на территории российской империи, направления исследований в них и наследие ученых тех времен.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Причины роста психической заболеваемости. Появление этики в психиатрии. Кризис врачебного патернализма. Антипсихиатрическая точка зрения. События, определившие современные подходы к проблеме принудительного лечения. Защита и гарантии гражданских прав.

    презентация , добавлен 09.11.2011

    Цель опроса больного и наблюдения за ним. Оценка отношения пациента к болезни и лечению. Стандартизованные глоссарии симптомов и шкалы депрессии. Субъективный и объективный анамнез, его составление. Особенность психиатрии как медицинской специальности.

    презентация , добавлен 14.09.2015

    Разграничение понятий симптома и синдрома, использующихся в психиатрии. Аффективные синдромы как психопатологические состояния, проявляющиеся депрессией или манией. Синдром сочетанного нарушения восприятия собственной личности и действительности.

1. Предмет и задачи психиатрии. История развития

Психиатрия – медицинская дисциплина, изучающая диагностику и лечение, этиологию, патогенез и распространенность психических заболеваний, а также организацию психиатрической помощи населению.

Психиатрия в буквальном переводе с греческого языка – исцеление души. Данная терминология не отвечает нашим современным представлениям о психических заболеваниях. Для того чтобы осмыслить происхождение этого определения, необходимо вспомнить историю формирования человеческого мировоззрения. В древности люди видели окружающие явления и предметы, наделяя их душой. Такие явления, как смерть и сон казались первобытному человеку малопонятными и непостижимыми. По древним поверьям, душа, во сне вылетая из тела, видит разные события, где-то бродит, участвуя в них, именно это и наблюдает человек во сне. В Древней Греции полагали, что если разбудить спящего человека, то душа может не успеть вернуться обратно в тело, а в тех случаях, когда душа уходила и не возвращалась, человек умирал. В той же Древней Греции чуть позже делается попытка объединить психические переживания и психические заболевания с тем или иным органом человеческого тела, например органом любви считалась печень, и только на более поздних изображениях органом любви становится сердце, пронзенное стрелой Амура.

Психиатрия – специальность медицины, которая является частью клинической медицины. Помимо основных методов исследования, используемых в клинической медицине, таких как осмотр, пальпация и аускультация, для изучения психических заболеваний используется ряд приемов для выявления и оценки психического состояния больного – наблюдение и беседа с ним. В случае психических нарушений в результате наблюдения за больным можно обнаружить своеобразие его поступков и поведения. В том случае если больного беспокоят слуховые или обонятельные галлюцинации, он может затыкать уши или нос. При наблюдении можно отметить, что больные заклеивают окна, вентиляционные отверстия, чтобы газ, который якобы пускают соседи, не проникал в квартиру. Такое поведение может говорить о наличии обонятельных галлюцинаций. В случае навязчивых страхов больные могут совершать непонятные окружающим движения, являющиеся ритуалами. Примером может служить бесконечное мытье рук при страхе загрязнения, перешагивание через трещины на асфальте, «чтобы не случилось беды».

При беседе с врачом-психиатром больной может сам сообщить ему об имеющихся у него переживаниях, опасениях, страхах, плохом настроении, объясняя неправильное поведение, а также высказать неадекватные ситуации суждения и бредовые переживания.

Для правильной оценки состояния больного большое значение имеет сбор сведений о его прошлой жизни, отношении к происходящим событиям, взаимоотношении с окружающими его людьми.

Как правило, при сборе таких сведений выявляются болезненные трактовки некоторых событий и явлений. В таком случае речь идет не столько об анамнезе, сколько о психическом состоянии пациента.

Важным моментом в оценке психического состояния больного являются данные объективного анамнеза, а также сведения, которые получены от близких родственников больного и окружающих его лиц.

Иногда врачи встречаются с явлением анозогнозии – отрицанием болезни самим больным и его близкими родственниками, что характерно для таких психических заболеваний, как эпилепсия, олигофрения, шизофрения. В медицинской практике встречаются случаи, когда родители больного как бы не видят явных признаков болезни, являясь достаточно образованными людьми и даже врачами. Иногда, несмотря на отрицание факта наличия болезни у родственника, некоторые из них соглашаются на проведение необходимой диагностики и лечения. В подобных ситуациях врач-психиатр должен проявить максимальный профессионализм, гибкость и такт. Проводить лечение необходимо, не уточняя диагноз, не настаивая на нем и не убеждая ни в чем родственников, исходя из интересов больного. Иногда родственники, отрицая болезнь, отказываются от проведения курса необходимой терапии. Такое поведение может привести к утяжелению симптомов заболевания и его переходу в хроническое течение.

Психические заболевания, в отличие от соматических заболеваний, являющихся эпизодом в жизни больного, продолжаются годами, а иногда и всю жизнь. Столь длительное течение психических заболеваний провоцирует возникновение ряда социальных проблем: взаимоотношение с окружающим миром, людьми и т. д.

Личностные качества больного, уровень зрелости личности, а также сформировавшиеся особенности характера играют большую роль в процессе оценки психического заболевания и его последствий, что наиболее отчетливо выявляется при изучении клинических вариантов неврозов.

Постепенно (по мере развития и изучения психиатрии) выделилось несколько самостоятельных направлений: детская и подростковая психиатрия, гериатрическая, судебная, военная психиатрия, наркология, психотерапия. Эти направления основываются на общих психиатрических знаниях и получают свое развитие в практической деятельности врача.

Установлено, что между соматическими и психическими заболеваниями имеется тесная взаимосвязь, т. к. абсолютно любое соматическое нарушение оказывает выраженное влияние на личность больного и его психическую деятельность. Выраженность психических расстройств при разных заболеваниях различна. Например, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, таких как гипертоническая болезнь, атеросклероз, решающая роль принадлежит соматогенному фактору. Реакции личности более выражены при тех заболеваниях, в результате которых возникают дефекты лица и обезображивающие рубцы.

На реакцию личности, на болезнь влияет множество факторов:

1) характер заболевания, его острота и темп развития;

2) представление об этом заболевании у самого больного;

3) характер лечения и психотерапевтическая обстановка в стационаре;

4) личностные качества больного;

5) отношение к болезни пациента, а также его родственников и сослуживцев.

По мнению Л. Л. Рохлина, выделяются пять вариантов реакции личности на болезнь:

1) астенодепрессивный;

2) психастенический;

3) ипохондрический;

4) истерический;

5) эйфорически-анозогнозический.

Широко распространенный ныне термин «соматически обусловленный психоз» предложил К. Шнейдер. Для того чтобы поставить такой диагноз, необходимы следующие условия:

1) отчетливая симптоматика соматического заболевания;

2) очевидная связь по времени между соматическими и психическими расстройствами;

3) параллельное течение психических и соматических расстройств;

4) экзогенная или органическая симптоматика.

Соматогенно обусловленные психические болезни и психические расстройства могут носить психотический, невротический и психопатический характер, таким образом, правильно будет говорить не о характере психических расстройств, а об уровне психических нарушений. Психотический уровень психических нарушений – состояние, при котором больной не способен адекватно оценивать себя, окружающую обстановку, отношение внешних событий к себе и своей ситуации. Такой уровень психических расстройств сопровождается нарушением психических реакций, поведения, а также дезорганизацией психики больного. Психоз – болезненное расстройство психики, которое проявляется целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности. Как правило, психоз сопровождается появлением не свойственных нормальной психике явлений: галлюцинаций, бреда, расстройств психомоторного и аффективного характера.

Невротический уровень психических расстройств характеризуется тем, что сохраняется правильная оценка собственного состояния как болезненного, правильное поведение, а также расстройствами в сфере вегетативных, сенсомоторных и аффективных проявлений. Данный уровень нарушения психической деятельности, расстройств психической деятельности не сопровождается изменением отношения к происходящим событиям. По определению А. А. Портнова, эти расстройства – нарушение непроизвольной адаптации.

Психопатический уровень психических расстройств проявляется стойкой дисгармонией личности больного, которая выражается в нарушении адаптации к окружающей среде, что связано с чрезмерной аффективностью и аффективной оценкой окружающего. Вышеописанный уровень психических расстройств может наблюдаться у больного всю жизнь либо возникать в связи с перенесенными соматическими заболеваниями, а также при аномалиях развития личности.

Выраженные психотические расстройства в виде психозов встречаются гораздо реже других расстройств. Зачастую больные в первую очередь обращаются к врачам общей практики, что связано с началом болезни в виде появления вегетативной и соматической симптоматики.

На течение соматических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние психические травмы. В результате неприятных переживаний пациента нарушается сон, снижается аппетит, уменьшаются активность и сопротивляемость организма к заболеваниям.

Начальные этапы развития психических заболеваний отличаются тем, что более выражены соматические расстройства по сравнению с психическими нарушениями.

1. У молодой работницы пищеблока появились жалобы на учащенное сердцебиение, повышение артериального давления. На приеме у терапевта никакой патологии не отмечается, данные расстройства врач расценил как возрастные функциональные. В дальнейшем у нее исчезла менструальная функция. На приеме у гинеколога патологии также не выявлено. Девушка начала стремительно полнеть, врач-эндокринолог тоже не отметил никаких отклонений. Ни один из специалистов не обратил внимания на пониженное настроение, двигательную заторможенность и снижение работоспособности. Снижение работоспособности объясняли обеспокоенностью девушки, наличием соматической патологии. После попытки совершить самоубийство девушка по настоянию близких родственников была проконсультирована врачом-психиатром, который поставил диагноз – депрессивное состояние.

2. Мужчина 56 лет после отдыха на море стал предъявлять жалобы на боли за грудиной и плохое самочувствие, в связи с чем был доставлен в терапевтическое отделение городской клинической больницы. После проведения обследования наличие сердечной патологии не подтвердилось. Близкие родственники навещали его, уверяя, что все в порядке, хотя мужчина чувствовал себя с каждым днем гораздо хуже. Затем у него появилась мысль, что окружающие считают его симулянтом и думают, что он специально жалуется на боли в сердце, чтобы не работать. В состоянии больного каждый день, особенно по утрам, отмечались ухудшения состояния здоровья.

Неожиданно утром пациент зашел в операционную и, взяв скальпель, попытался покончить жизнь самоубийством. К пациенту работниками стационара был вызван наряд скорой помощи совместно с психиатрической бригадой, которая в дальнейшем выяснила, что у больного депрессия. Данное заболевание у пациента сопровождалось всеми признаками депрессивного состояния, такими как тоска, двигательная заторможенность, снижение интеллектуальной активности, замедление мыслительной деятельности, потеря веса.

3. Во время киносеанса у ребенка появилась рвота. С данной жалобой его родители обратились к врачу. В стационаре провели исследование желудка и печени, ребенка осмотрел врач-невропатолог. После данных процедур никакой патологии обнаружено не было. При сборе анамнеза у родителей ребенка удалось выяснить, что впервые рвота возникла после того, как в кинотеатре ребенок съел плитку шоколада, мороженое, яблоко и конфеты. Во время просмотра кинофильма у ребенка возникла рвота, которая впоследствии приняла характер условного рефлекса.

В какой бы области медицины ни работал, какую бы специальность ни предпочел врач, он непременно обязан исходить из того, что имеет дело прежде всего с живым человеком, личностью, со всеми ее индивидуальными тонкостями. Каждому врачу необходимо знание психиатрической науки, т. к. большая часть больных с психическими нарушениями в первую очередь обращается не к психиатрам, а к представителям другой медицинской специальности. Прежде чем пациент попадает под наблюдение психиатра, зачастую проходит весьма значительный период времени. Как правило, врач общего профиля имеет дело с пациентами, которые страдают малыми формами психических отклонений – неврозами и психопатиями. Такой патологией занимается малая, или пограничная, психиатрия.

Советский психиатр О. В. Кербиков утверждал, что пограничная психиатрия является той областью медицины, в которой наиболее необходим контакт врача-психиатра с врачами общего профиля. Последние в данном случае находятся на переднем плане охраны психического здоровья населения.

Чтобы избежать неправильного обращения с больным, врачу необходимо знание психиатрической науки в целом и пограничной в особенности. При неправильном обращении с психическим больным можно спровоцировать возникновение ятрогении – болезни, невольно вызванной врачом. Возникновению данной патологии могут способствовать не только пугающие больного слова, но также мимика и жесты. Врач, человек несущий прямую ответственность за здоровье своего пациента, должен не только вести себя правильно сам, но также контролировать поведение медицинской сестры и обучать ее тонкостям общения с пациентом, соблюдая при этом все правила деонтологии. Во избежание дополнительного травмирования психики больного врач должен уяснить себе внутреннюю картину болезни, т. е. то, как его пациент относится к своему заболеванию, какова его реакция на него.

Врачи общей практики нередко первыми встречаются и с психозами в их самой начальной стадии, когда болезненные проявления еще не очень выражены, не слишком заметны. Достаточно часто врач любого профиля может столкнуться с начальными проявлениями, особенно если начальная форма психической болезни внешне напоминает какое-то соматическое заболевание. Зачастую выраженное психическое заболевание инициирует соматическую патологию, а сам больной твердо «убежден» в наличии у него какого-либо (на самом деле несуществующего) заболевания (рак, сифилис, какой-то обезображивающий его физический недостаток) и настойчиво требует специального или хирургического лечения. Довольно часто такие заболевания, как слепота, глухота, параличи являются проявлением истерических расстройств, скрытой депрессии, протекающей под маской соматического заболевания.

Практически любой врач может попасть в ситуацию, когда требуется оказание неотложной психиатрической помощи, например купировать состояние острого психомоторного возбуждения у больного с белой горячкой, сделать все возможное при возникновении эпилептического статуса, попытках к самоубийству.

Нозологическое направление в современной психиатрии (от греч. nosos – «болезнь») распространенно как в нашей стране, так и в части европейских государств. Исходя из структуры данного направления все психические нарушения представлены в виде отдельных психических болезней, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный, алкогольный и другие психозы. Считается, что каждой болезни присущи разнообразие провоцирующих и предрасполагающих факторов, характерная клиническая картина и течение, свой этиопатогенез, хотя и выделяются различные типы и варианты, а также наиболее вероятный прогноз. Как правило, все современные психотропные средства эффективны при определенных симптомах и синдромах вне зависимости от той болезни, при которой они встречаются. Еще одним достаточно серьезным недостатком данного направления является невыясненное положение тех психических нарушений, которые не укладываются в клиническую картину и течение определенных заболеваний. Например, по мнению одних авторов, расстройства, занимающие промежуточное положение между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом, являются особыми шизоаффективными психозами. По мнению других, данные расстройства должны быть включены в шизофрению, третьи интерпретируют их как атипичные формы маниакально-депрессивного психоза.

Основателем нозологического направления считается известный немецкий психиатр Э. Крепелин. Он первым представил большинство психических расстройств в форме отдельных заболеваний. Хотя и до систематики Э. Крепелина некоторые психические заболевания были выделены в качестве самостоятельных: циркулярное помешательство, описанное французским психиатром Ж. – П. Фальре, в дальнейшем названное маниакально-депрессивным психозом, алкогольный полиневритический психоз, изученный и описанный С. С. Корсаковым, прогрессивный паралич, являющийся одной из форм сифилитического поражения мозга, описанный французским психиатром А. Бейлем.

Основополагающим методом нозологического направления является подробное описание клинической картины и течения психических расстройств, за что представители других направлений называют данное направление описательной психиатрией Э. Крепелина. К основным разделам современной психиатрии относятся: гериатрическая, подростковая и детская психиатрия. Они являются областями клинической психиатрии, посвященными особенностям проявлений, течения, лечения и профилактики психических расстройств в соответствующем возрасте.

Раздел психиатрии, именуемый наркологией, изучает диагностику, профилактику и лечение наркоманий, токсикоманий и алкоголизма. В западных странах врачей, специализирующихся в области наркологии, называют аддикционистами (от английского слова addiction – «пристрастие, зависимость»).

Судебная психиатрия занимается разработкой основ судебно-психиатрической экспертизы, а также ведет работу по предупреждению общественно опасных действий психически больных лиц.

Социальная психиатрия занимается изучением роли социальных факторов в возникновении, течении, профилактике и лечении психических заболеваний и организации психиатрической помощи.

Транскультуральная психиатрия – раздел клинической психиатрии, посвященный сравнительному исследованию особенностей психических расстройств и уровня психического здоровья среди различных наций, культур.

Такой раздел, как ортопсихиатрия сплачивает подходы психиатрии, психологии и других медицинских наук к диагностике и лечению нарушения поведения. Особое внимание уделяется мерам профилактики, направленным на предупреждение развития этих нарушений у детей. Разделами психиатрии также являются сексопатология и суицидология (занимающаяся изучением причин и разработкой мер по предупреждению самоубийств на уровне предотвращения суицидального поведения, предшествующего им).

Пограничными с психиатрией и в то же время обособленными научными дисциплинами являются психотерапия, медицинская психология, а также психофармакология.

За многие годы работы в психиатрии привыкаешь к некоторым особо устойчивым стереотипам поведения пациентов. Один из таковых — обыкновение, идет ли речь о выписке из стационара или же об окончании курса амбулаторного лечения, прощаться навсегда. И такое поведение очень даже понятно: ну кому, скажите, охота вновь и вновь возвращаться в эти стены, всегда желтые, каким бы ни был их текущий цвет? И ты-то, конечно, знаешь, что

в большинстве случаев человек рано или поздно придет снова, просто он так горячо и искренне уверен, что этот раз был уж точно последним или вообще единственным, что жалко разубеждать.

А ведь в самом деле, наша психиатрическая болячка — штука упорная, и уж если прицепилась, то отпускает неохотно. Если отпускает вообще. Нет, бывают, конечно, и разовые эпизоды — например, реакция на какие-нибудь события или обстоятельства. Невротическая, депрессивная, даже с галлюцинациями или бредом — все равно большинство шансов за то, что наступит полное излечение.

Или вот белая горячка. Уж на что течет ярко и запоминается всем окружающим — а повторных случаев не так уж и много бывает, видимо, хорошо человек пугается, старается в будущем не допиваться до зеленых человечков, чертиков или что там ему принесет с собой геральдический зверек наркологов.

Другие же болезни психики в массе своей склонны либо течь постоянно, либо время от времени обостряться или декомпенсироваться. Даже такая группа, как неврозы. И ведь вроде бы, с точки зрения психиатрии, ничего фатального: и обострения не носят такого грозного характера, как при психозе, и к сумасшествию не ведут, и инвалидом не делают — если только пациент сам себе эту инвалидность не выплачет. И уж точно от невроза еще никто не помер. Но как же достает этим самым неврозом болеть! Или, как сейчас модно выражаться, заметно снижается качество жизни. Вот и спрашивает человек, в очередной раз испытывающий на себе все прелести декомпенсированного невротического состояния: доктор, неужели невроз неизлечим?

К сожалению, как показывает все та же многолетняя практика, причем не только моя — да, неизлечим. И упорно норовит вернуться. Почему так?

Основная причина кроется в самой сути невроза. Дело в том, что когда-то его полагали заболеванием психогенным, то есть таким, которое вызывается не поражением мозга и не сбоем в работе других систем, а психологическими причинами. В частности, конфликтами, значимыми для той или иной личности и, соответственно, предопределяющими развитие того или иного (но для конкретного человека — строго определенного) типа невроза.

К примеру, для неврастении считали характерным конфликт между вполне себе цельной, но утомленной и истощенной личностью, и внешними неблагоприятными обстоятельствами и невзгодами, которые выпали на ее долю, причем в таком объеме, что преодолеть их не представляется возможным, Боливар не выдержит двоих.

Для истерического невроза значимым считается конфликт между по-детски нетерпеливыми хотелками чудовищно эгоцентричного «Я» и невозможностью получить все это вот прям сейчас. Для невроза ипохондрического... ну вы помните цитату из «Формулы любви»: ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Между прочим, практически в точку: значимым для ипохондрии считался конфликт между тайными, но осуждаемыми нормами морали желаниями, и необходимостью их подавлять.

Соответственно, некогда считалось, что достаточно сбить остроту невроза медикаментами, а потом подключить психотерапию, чтобы вскрыть суть текущего конфликта и сделать его неактуальным для пациента — и наступит излечение. Или во всяком случае долгая ремиссия. До следующего назревшего конфликта.

Только вот оказалось, что не хватает этого разбора полетов для restitutio ad integrum. А дальнейшие поиски выявили, что каждому типу невроза соответствует своя особая... скажем так, генетическая прошивка. Она и тип личности определяет, и черты характера, и особенности психических и биохимических реакций.

С одной стороны, стало понятнее, почему, скажем, неврастенику глубоко фиолетов тип конфликта, который успешно подкашивает ипохондрика: он просто генетически не заточен на такое остро реагировать. Какое такое любострастие — пахать надо, преодолевать и грузить себя новыми проблемами!

С другой стороны, гены — штука устойчивая. Найдите мне психотерапевта, умеющего уговорить генетическую программу устыдиться и подкорректироваться — и я пойду строить ему храм и набиваться в апостолы. Ну вот не умеем мы пока работать с генами — во всяком случае, настолько тонко и с настолько предсказуемым результатом, да без опасных последствий — чтобы взяться за проблему еще и с этой стороны. Так что же делать?

Есть, оказывается, еще один момент, о котором знают или догадываются и психиатры, и их пациенты-невротики, но который все время как-то ускользает из фокуса их внимания. И касается он сфер высоких, уровня мировоззрения. Речь идет о целях, которые ставит перед собою человек. Неожиданно?

А между тем, если доктор внимательно расспросит, а пациент хорошенько припомнит, то окажется, что (если рассмотреть массу случаев и составить некое подобие статистики) есть в жизни моменты, когда о неврозе и не вспоминается, даже если до этого были эпизоды. И это как раз такие моменты, когда перед человеком стояла цель, которой он всей душой желал добиться. Дом там построить, сына вырастить, дерево посадить. Ну или что-то еще основополагающее, стратегическое, с точки зрения собственной жизни. Для каждого — свое, но свое такое, чтобы вот прямо свет в окошке, чтобы «вижу цель — не вижу препятствий».

И вот пока было движение к этой цели — пусть со всеми трудностями и нервотрепками — человек о неврозе и не вспоминал даже. Какой такой невроз? Некогда, я тут сбычей мечт занят!

А вот когда цель достигнута или утрачена, а новая не поставлена, когда наступает затишье в планах — вот тогда этот вакуум и начинает заполняться всякими недомоганиями и переживаниями. Словно волчок, который потерял обороты и зашатался. И вот, вместо того, чтобы почивать на лаврах достигнутого или насладиться паузой перед следующим восхождением, человек вынужден тратить нервы, время и силы на то, чтобы справиться с неврозом.

Вывод вроде бы простой: нужно постоянное движение к какой-то очередной цели. Но есть, как всегда, нюанс. Не может ни один психотерапевт, ни один психиатр взять и сказать: вот вам новая цель, дорогой товарищ, двигайтесь в указанном направлении, у вас смартфон с навигатором, вы не заблудитесь.

Не получится. Почему? Мало подсказать. Нужно, чтобы человек принял решение сам, причем не просто принял, а всей душой, включив этот пункт в свое мировоззрение, как очередную — собственную — директиву. А этого извне не сделать, что, с одной стороны, к лучшему, иначе бы нами всеми слишком легко было бы управлять, а с другой стороны — эту работу никто за человека не сделает.

Относительно психических болезней первоначально на Руси царствовало схожее с европейским представление. Они понимались в значительной степени, как результат воздействия «сверхъестественных сил», как одержимость злым или добрым духом. Больные считались юродивыми, блаженными, их призревали в монастырях.

Позднее, когда стал расти общий уровень развития, изменились взгляды и на природу болезней тела и мозга.

В 1776 году в Риге было открыто первое в Российской империи психиатрическое заведение.

Первым научным трудом русской психиатрии считается монография М.К. Пекена «О сохранении здоровья и жизни», изданная в 1812 г. Автор считал, что в возникновении психических заболеваний главную роль играют сложившиеся жизненные ситуации, и рекомендовал использовать психотерапию как метод устранения причин психических расстройств.

В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Санкт-Петербурге (1857 г.), Казани (1866 г.), Москве (1887 г.) и других городах страны.

Значительно расширилась сеть благоустроенных психиатрических лечебниц после земских реформ 1860-х годов.

Значительное влияние на развитие психиатрии с середины XIX в. оказали эволюционная теория Ч.Дарвина и дальнейшая разработка учения о рефлексе русскими физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Наравне с этим, психиатрия более, чем какая-либо другая область медицины испытывала влияние идеалистических течений в философии. Наиболее ярко это проявилось в Германии, так как в немецкой философии начала XIX в. преобладали идеалистические течения. В психиатрии они проявились во взглядах школы «психиков», которые определяли психические заболевания как результат злой воли или грехов-ности человека. В середине XIX в. выдвинулась другая идеалистическая шко-ла «соматиков». Полагая, что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т.е. материаль-ной оболочки души. В конце XIX — начале XX вв. идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России в развитии психиатрии преобладали естественно-научные тенденций, как и в других областях медицины в нашей стране.

Существенный вклад в развитие психиатрической науки внес И.М. Балинский (1824 - 1902), который организовал первую в России кафедру психиатрии, первую клинику душевных болезней, первую школу русских психиатров. Балинский стремился доказать необходимость тесной связи психиатрии с общесоматическими клиническими дисциплинами, с физиологией. Его ученик, И.П. Мержеевский (1838 - 1908), выдающийся психиатр, невропатолог, патологоанатом, также внес немало в развитие отечественной и мировой психиатрии. Он изучал органические поражения мозга, алкоголизм, эпилепсию, гипноз.

Одним из крупнейших психиатров этого периода был Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900), один из основоположников нозологического направле-ния в психиатрии, заложенного в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (1856—1926) в противовес существовавшему симптоматическому направлению. С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание — алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887 г., докторская диссертация «Об алкогольном параличе»), которое уже при жизни автора было названо «корсаковским психозом». Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его «Курс психиатрии» (1893 г.) считается классическим и неоднократно переиздавался.

Большой вклад в развитие психиатрии в XX веке также внесли В.Х.Кандинский, П.П.Кащенко, В.П.Сербский, П.Б.Ганнушкин, В.М.Бехтерев. Наравне с традиционными задачами, ученые-психиатры уделяли большое внимание помощи детям, страдающим различными психическими болезнями. С 20-х годов стали открываться нервно-психиатрические диспансеры. Увеличился коечный фонд больниц, внедрялись параклинические методы исследования и современные способы лечения. Улучшилось техническое и материальное обеспечение психиатрических учреждений и уход за больными. Был организован ряд научно-исследовательских институтов (в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси).

Велико было значение специалистов-психиатров в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания.

В послевоенный период проходило дальнейшее изучение актуальных вопросов, связанных с организацией психиатрии, проблемами эпидемиологии психических заболеваний, биологическими основами нервно-психических расстройств, судебной психиатрией и наркологии, лечением и реабилитацией психически больных.

Психиатрия в России основывалась на идеях гуманного отношения к душевнобольным, требующим сожаления, но не наказания. 11 Общая психопатология. Исторический очерк развития психиатрии. Развитие учения о психических болезнях в древности // http//formen.narod.ru/psihiatria_history Правда, в отдельных случаях больным приписывались колдовство, «вероотступничество», и они, к сожалению, иногда становились жертвами народного гнева. Так, в 1411 году псковичи сожгли 12 душевнобольных женщин, обвиняемых в колдовстве, приведшем якобы к массовому падежу скота. В большинстве же случаев больных призревали в монастырях, чтобы они не были «помехой для здоровых… получали вразумление и приведение в истину». Многие, «лишенные разума», назывались «юродивыми», «блаженными».

В 1776 - 1779 гг. были созданы первые психиатрические больницы, где больные получали медицинскую помощь и привлекались к обучению ремеслу, земледелию, грамоте. Первым научным трудом русской психиатрии считается монография М. К. Пекена «О сохранении здоровья и жизни», изданная в 1812 г. Пекин считал, что в возникновении психических заболеваний главную роль играют сложившиеся жизненные ситуации, и рекомендовал использовать психотерапию как метод устранения причин психических расстройств.

Следует отметить, что до конца XIX в. большинство психиатров придерживались концепции единого психоза. До этого времени психические болезни не дифференцировали по нозологическому принципу, и только работы С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, Э. Крепелина (по клинике психозов), Ф. Мореля (по этиологии психозов), И. Е. Дядьковского и Т. Мейнерта (по анатомофизиологии психозов) способствовали разграничению сложных сплетений психопатологической симптоматики.

В России большое влияние на развитие психиатрии оказали революционеры-демократы, что определило преобладание естественно-научных тенденций как в этой, так и в других областях медицины в нашей стране.

К числу крупнейших психиатров мира принадлежит Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900), один из основоположников нозологического направления в психиатрии, заложенного, в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (Kraepelin, Emil, 1856-1926), в противовес существовавшему ранее симптоматическому направлению.

С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание - алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887, докторская диссертация "Об алкогольном параличе"), которое уже при жизни автора было названо "корсаковским психозом". Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его "курс психиатрии" (1893) считается классическим и многократно переиздавался.

В целом можно сказать, что конец XIX - начало XX в. ознаменовались быстрым накоплением и обобщением огромного количества научных фактов в области психиатрии. психиатрия лечение корсаков

После Октябрьской революции 1917 г. в России происходило дальнейшее развитие психиатрии. Были национализированы лечебно-профилактичесие учреждения и аптеки, развернуты женские и детские консультации, начала функционировать психиатрическая служба. Совет врачебных коллегий в апреле 1918 г. создал специальную психиатрическую комиссию.

Особое внимание уделялось помощи детям, страдающим различными психическими болезнями. В сентябре 1918 г. Наркомздрав организовал отдел детской психиатрии и институт дефективного ребенка. Была также налажена психиатрическая помощь инвалидам войны. Постепенно по всей стране началось развертывание народного здравоохранения, включая и оказание помощи психическим больным. Проводилась диспансеризация населения как лучший метод выявления заболевания и оказания помощи лицам, нуждающимся в ней. 11 Общая психопатология. Исторический очерк развития психиатрии. Развитие учения о психических болезнях в древности// http//formen.narod.ru/psihiatria_history

В 1924 г. в Москве был открыт первый нервно-психиатрический диспансер. Затем такие диспансеры были созданы и в других городах. Значительно изменилась стационарная психиатрическая помощь. Увеличился коечный фонд больниц, внедрялись параклинические методы исследования и современные способы лечения. Улучшилось техническое и материальное обеспечение психиатрических учреждений и уход за больными. Был организован ряд научно-исследовательских институтов (в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси).

В 1927 г. состоялся первый Всесоюзный съезд психиатров и невропатологов, который продемонстрировал широкое развитие научной мысли во всех звеньях психоневрологической службы страны. Заслуживались доклады по экзогенным психозам, эпилепсии и другим проблемам. В 1936 г. состоялся второй Всероссийский съезд психиатров и невропатологов, где рассматривались вопросы лечения шизофрении и травматического повреждения нервной системы.

В период Великой Отечественной войны основная задача по организации психиатрической службы сводилась к оказанию помощи лицам, получившим травматическое повреждение головы, часто обусловливающее бессознательное состояние у потерпевших, речеслуховые расстройства (сурдомутизм). Ведущим принципом лечебно-эвакуационного обеспечения был принцип этапного лечения с эвакуацией по назначению. Во время войны важное значение имело решение вопроса о необходимости приближения психиатрической помощи к фронту и лечения в полевых условиях контуженных больных, а также лиц с пограничными состояниями.

В последние годы состоялся ряд съездов невропатологов и психиатров, симпозиумов, конференций, н которых были рассмотрены и обсуждены проблемы организации психиатрической помощи и пути ее дальнейшего развития, а также ряд клинических проблем, касающихся сосудистой патологии нервной системы, шизофрении, пограничных нервно-психических расстройств, органических поражений нервной системы. Большое влияние на решение научных и организационных задач по оказанию психиатрической и наркологической помощи населению оказывали научные общества невропатологов и психиатров.