Налоги в царские времена. Система налогообложения российской империи. Царствование Петра I

Налоговая система России включала в себя разнообразные виды налогов, характеристику которых начнем с подушной подати. Она появилась в царствование Петра I. Обложению подлежало все население кроме дворян и духовенства, если его представители занимали какие-либо должности или проживали в монастыре. Сумма налога определялась путем умножения налоговой ставки на число налогообязанных лиц - ревизских душ, зарегистрированных в специальных книгах - ревизских сказках. Собранные деньги вносились в уездное казначейство с января по март и с октября по январь. Отсрочка и рассрочка платежей, а также сложение недоимок допускались только с разрешения императора. Подушная подать была отменена в 1882 года.

Следующий налог, который мы рассмотрим - поземельный. Объектом налогообложения являлась земля, а точнее доход, полученный от ее использования. В Древней Руси этот налог являлся одним из основных источников государственных доходов. Старинной податной единицей был плуг, а также дым. Позже ею стала соха. В XVI-XVII вв. принимались меры к упорядочиванию земельных сборов - проводилась опись земель, распределение ее по сохам. К концу XVII в. посошная подать была отменена. Имущественный налог заменялся личным. Вновь земельный налог возник в 1878 г. и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4к. и 17к. с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской - высшая.

К имущественным налогам также можно отнести налог на недвижимую собственность в городах, посадах, местечках России. Он появился в 1863 г. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход.

К имущественным налогам относился налог на доходы с денежных капиталов. Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в 1885 г. в размере 5 % от полученных доходов.

Последним налогом, который относился к прямым имущественным налогам, являлся промысловый налог.

Огромную роль в системе налогообложения играли косвенные налоги, к которым относились акцизы. Акцизы еще называли налогами на потребление. В России акцизом облагалось производство спиртных напитков, дрожжей, табачных изделий, сахара, осветительных приборов, спичек.

Делая краткий обзор акцизов, следует, прежде всего, упомянуть налог на соль, который был отменен в 1881 г. При царе Алексее Михайловиче, налог с частных солеварен составлял 2 гривны с пуда, а с уральской соли - 1 гривна. При Петре I с частных солеварен собирался каждый пятый пуд натурой и 10 % от цены при продаже соли, который был отменен в 1775 г.

С 1872 по 1877 г. существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали.

Налог на зажигательные спички был установлен в 1888 г. и включал в себя патентный сбор за право учреждения и функционирования спичечных фабрик и собственно акцизный сбор. В 1896 г. доход государства от взимания акциза составил 7 290 р.

В число подакцизных товаров входил сахар. К концу XIX в. сахарный акциз взимался в размере 1 р.75 к. с пуда сахара. Если открывались рафинадные или свеклосахарные рафинадные заводы, то уплачивался сбор в размере 5 р. с каждой тысячи пудов изготовленного или рафинированного сахара. Готовая сахарная продукция подлежала взвешиванию, каждая упаковка регистрировалась в специальных книгах. Вес упаковки составлял не менее 5 пудов, каждая партия сахара снабжалась накладной. С 1895 г. правительство установило строгий контроль за производством сахара.

К продукции, подлежащей обложению акцизом, относилось производство и реализация табачных изделий.

Последний вид продукции, производство и продажа которого находились под пристальным вниманием государства, были спиртные напитки. В XVIII в. доход от их производства и продажи государство получало путем установления монополии на эту отрасль. В конце XVIII в. была введена откупная система, суть которой состояла в том, что государство продавало патенты на право производства и реализацию спиртных напитков, отчего и получало немалый доход. Акциз со спирта был установлен в размере 4 к. с градуса, то есть с 1/1000 ведра неразбавленного спирта.

Наибольшее значение для формирования государственных доходов имели: гербовый сбор, крепостные пошлины, пошлины с имущества, переходящего путем наследования или дарения.

Гербовый сбор в России был установлен Петром I в 1699 г. Министерство финансов устанавливало перечень документов, которые облагались гербовым сбором и документов, от него освобожденных. Этот перечень доводился до всеобщего сведения. Наибольшее фискальное значение имел гербовый сбор, который взимался с бумаг, направляемых государственным органам и должностным лицам со стороны частных лиц. Он составлял 80 к. с документа.

Взыскание сбора происходило путем продажи специальной гербовой бумаги, марок, бандеролей, которые печатались в экспедиции ценных бумаг в Министерстве финансов.

Неотъемлемой частью налоговой системы России являлись земские повинности. Повинности разделялись на денежные и натуральные, которые представляли собой безвозмездные работы в пользу определенной территории. Денежные повинности направлялись на удовлетворение следующих нужд:

1) сооружение дорог, так называемая дорожная повинность;

2) выплата жалования чиновникам местных органов управления, например, содержание секретарей губернских по земским и городским делам присутствий, чиновников уездной полиции - исправников и их помощников; 3) удовлетворение нужд местного хозяйства - благоустройства, строительства и содержания школ, больниц, межевого ведомства;

4) воинская повинность, расходы по военному управлению - призыву, приему на службу новобранцев, помощь семьям военнослужащих, формирование ополчения. Указанные повинности имели общегосударственный обязательный характер, то есть подлежали обязательному взысканию.

Сверх, в доход казны земства поступали:

1) трактирный сбор, взимаемый с заведений трактирного промысла, расположенных за городской чертой;

2) судебная пошлина и сбор, взимаемый за рассмотрение дел мировыми судьями, позже земскими начальниками;

3) сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами на право ходатайства, по чужим делам;

4) вычеты из жалования у чиновников, которые содержались за счет земства.

Одной из главных статей расходов являлось содержание государственного аппарата, поскольку нормальное функционирование публичной власти является залогом существования всего государства. Расходы включали в себя выплату жалования и иных форм вознаграждения государственным чиновникам, выплату пенсий чиновникам, вышедшим в отставку, а после их смерти их вдовам и детям до достижения совершеннолетия. Значительная часть денежных средств направлялась на поддержание отечественной экономики.


Большое значение для безопасности государства имела армия, содержание которой составляло, едва ли не основную статью расходов.

Сначала составлялась расходная часть бюджета, а потом доходная.

В России бюджет имел весьма несчастливую историю. Вплоть до конца XIX в. Российское государство не имело единого бюджета, более того, правительство не знало, сколько государство имеет доходов, сколько расходует, кто и как расходует казенные деньги. В XVII в. делались попытки составить нечто похожее на бюджет, правда, это диктовалось не столько стремлением упорядочить государственное хозяйство, сколько потребностью найти новые доходы. В XVIII в. в задачу государства входила централизация власти. Петр I и его преемники строгими мерами побуждали местные учреждения собрать сведения о доходах и расходах, но сделать это было чрезвычайно трудно. Вот официальная характеристика русских финансов в одном из наказов Сената: «государственные доходы спутаны и смешаны, что едва по сие время, возможно, узнать о всех прямых их названиях; к сему доказательством служит то, что в Сенате, как в первейшем правительстве, о названиях доходов сведений никаких не было, а по посланным указам о сем в камер-коллегию, оная объявляла, что у ней такого сведения не имелось, и так оставались они ведомы только в тех местах, куда из плателыциковых рук поступали».

Вплоть до отмены крепостного права государственный бюджет, да и все финансовые отношения составляли государственную тайну. С 1862 г. бюджет стал публиковаться, но кардинальных изменений в финансовых отношениях не последовало.

В конце XIX в. государственный бюджет строился на принципах публичности и доступности, так чтобы все образованные люди могли понимать его язык. Бюджет имел дело не только с доходами и расходами, но, и, что важно, с соотношением между ними.

Делая вывод, следует отметить, что финансовое право России второй половины XIX - нач. XX в. представляло собой развитую отрасль права. В этот период сложились уже устойчивые понятия налогов, принципов налогообложения, его субъектов и объектов. Налогообложение имело достаточную правовую базу, позволявшую избегать произвола и взыскивать налоги в соответствии с законом.

«Соляные бунты»

В XV веке торговым центром, связывавшим все русские рынки, была Москва.


Торговля затруднялась бесконечным количеством обложений и разнообразных пошлин, особенно торговля солью, из которой князья и купцы старались извлечь как можно больше выгод.


Уже в начале XII века солевые варницы были обложены пошлиной в пользу казны. Поступающая на рынки соль также облагалась пошлиной в пользу государства. Кроме того, торговцы солью платили заставную - таможенную пошлину - «мыт». Мытники, или сборщики, стерегли проезжих на дорогах и мостах, на переправах через реки. Мыт собирали с воза или с судна, нагруженного товаром. Когда корабль приставал к берегу, с него брали «побережную» пошлину, которая уплачивалась деньгами или товаром. За переправу на пароме или лодке, за переезд через мост брали «перевозное» или «мостовщину», а за каждого человека, сопровождающего товар, взимали «костки».


Когда, наконец, соль привозили на торг, купцы платили еще один налог - «явку», а за помещение товара в «гостином дворе», взыскивалось «гостиное». Все эти пошлины - мыт, побережное, перевоз, мостовщина, костки, явка и гостиное - уплачивались торговыми людьми, прежде чем они приступали к продаже соли. А когда начиналась продажа, собиралась «тамга», введенная впервые татарами. Кроме того, взимали за измерение или взвешивание товаров. Эти пошлины назывались «померными» и «весчими».


При продаже соли брались еще свои сборы: «плошка», «противень» и «контарная». Названия эти связаны с тем, что соль мерилась плошками, противнями, взвешивалась контарем - род весов (безмена), с неподвижной точкой опоры и с подвижной гирей.


В XVI веке начались попытки упорядочить, а на самом деле еще больше увеличить пошлины. Их стали брать не только с того, кто продавал соль, но и с того, кто ее покупал.


Все эти поборы приносили большой доход правительству, но затрудняли торговлю и сильно повышали цену на соль.


К середине XVII века отношения среди разных слоев населения особенно обострились. Усилились финансовые затруднения.


Царская казна была пуста. Тогда, чтобы не затрагивать господствующие классы, правительство царя Алексея Михайловича решило среди разных мер ввести еще и косвенные налоги.


18 марта 1646 года Алексей Михайлович приказал объявить о новом соляном налоге по две гривны с пуда, который удваивал рыночную стоимость и без того дорогой соли. В то же время астраханская и яицкая соль, употреблявшаяся для соления рыбы и икры для лично государевой торговли, была обложена пошлиной всего в размере одной гривны с пуда.


Таким образом, царь всея Руси предпочитал взимать налог не со своих собственных доходов, а с нищего народа! Налог на предмет первейшей необходимости - соль - ударил всей тяжестью по беднейшим слоям городского и посадского люда.


Хотя правительство и утешало население тем, что иноземцы подчиняются соляному налогу наравне со всеми, но народ громко роптал, а купцы жаловались, что «немцы не только промыслы от нас отбивают, но и все государство московское оголодили!»


В результате царского указа соль настолько вздорожала, что население не могло ее покупать в нужном количестве. Сократился рыбный промысел, потому что из-за дороговизны соли и соленой рыбы упал на нее спрос.


Чтобы уменьшить цену товара, купцы стали недосаливать рыбу, и она из-за этого быстро портилась. Торговцы терпели убытки, население испытывало лишения, и число недовольных росло.


Озлобление против соляного налога было так велико, что он был отменен в декабре 1647 года, но одновременно с этим вышло распоряжение восстановить сбор двух других крупнейших налогов, которые были отменены еще в 1646 году; причем эти налоги надо было собрать сразу за три года.


Возмущение тяжестью обложений, протест против несправедливостей богатых людей, которые «мир весь выели», недовольство существующим порядком, вымогательствами администрации, расхищением «сильными» людьми выгодных земель росли не только в Москве, но во всех городах страны.


Весной 1648 года напряжение в Москве достигло крайней степени.


Правительство опиралось прежде всего на вооруженную силу: на стрелецкое войско под начальством боярина Морозова и на пушкарей, которыми ведал начальник Пушкарского приказа дьяк Траханьотов. Кроме того, правительство рассчитывало на служилых людей - чиновников. Однако все они - стрельцы, пушкари и служилые люди - также «обедали и ужинали с морозовской солью», платили непосильные налоги, потерпели на сокращении государева жалованья, неурядицах и обнищании государства.


2 июня 1648 года царь с патриархом и боярами совершал ежегодный крестный ход из Кремлевского собора в Сретенский монастырь.


Под звон колоколов торжественное шествие выступило из кремлевских ворот. Отряд стрельцов с батожьями и прутьями «от утеснения народного множества» окружал процессию.


Огромная толпа заполнила Красную площадь, и, несмотря на окрики стрельцов, народ старался протесниться к царю.


Тогда окружавшие его стрельцы разогнали толпу плетьми.


На обратном пути, когда царь возвращался из монастыря, народ окружил его и некоторые из толпы схватили за узду царского коня. Они молили, чтобы царь их выслушал, громко жаловались на Плещеева - начальника Земского двора, опозорившего себя лихоимством, и неотступно просили на его место назначить честного, совестливого человека:


Помилуй, государь! Народ вконец погибает!


К царю протягивались руки с челобитными. Царь был напуган и поспешно приказал ближним боярам принять челобитные. Но гордые бояре, презиравшие народ, не читая, разрывали их и бросали в лицо челобитчикам.


Браня народ, некоторые из бояр въезжали в толпу, стегали кнутом всех, кто попадался под руку, и многих помяли копытами своих лошадей. Тогда толпа рассвирепела, в обидчиков полетели камни. Бояре окружили царя и вместе с ним бросились в Кремль. Стрельцам с трудом удалось задержать толпу, и царь, страшно перепуганный, скрылся с боярами во дворце в царицыных хоромах.


Толпа не унималась. Народ бушевал у царского дворца, и все громче раздавались крики с требованием казни Плещеева и дьяка Траханьотова, который наживался, обирая народ. Тогда на крыльцо вышел боярин Морозов с увещанием от царского имени. Но и это не помогло; его не слушали, и он приказал созвать шесть тысяч стрельцов, чтобы выгнать мятежную толпу с Кремлевской площади и подавить волнение. Однако стрельцы заявили, что сражаться за бояр против простого народа они не будут и готовы вместе с ним избавить себя от насилий и неправды. И многие из них пошли с народом громить дома Морозова, Плещеева, Траханьотова и других ненавистных бояр. Под конец толпа повалила к дому думного дьяка Посольского приказа Назара, по фамилии Чистый. На него особенно злобились за соляную пошлину. Чистый в это время был на своем дворе в бане, где спрятался под грудой веников. Но бунтовщики его нашли, избили дубинками и зарубили топорами.


Это тебе за соль!


На другой день в Москве вспыхнул пожар. Выгорело полгорода и все посады, но мятеж не прекращался. Царь выслал для переговоров с мятежной толпой посольство во главе с патриархом и боярином Никитой Романовым. Боярин вышел на площадь с шапкой в руках, низко поклонился народу и сказал, что царь обещает выполнить желание народа, если все разойдутся. Ему отвечали, что народ жалуется на людей, которые воруют, пользуясь своим положением и прикрываясь именем царя, и что никто не разойдется, пока им не выдадут на расправу Леонтия Плещеева, боярина Морозова и дьяка Траханьотова.


Боярин доложил об этом царю, и правительство решило пожертвовать Плещеевым, чтобы спасти Морозова и Траханьотова. В тот же день Траханьотов тайно уехал воеводой на Устюг Железный. Морозову бежать не удалось, и он скрывался в Кремле. Народу же объявили, что их обоих в Москве нет.


Утром 4 июля вывели на казнь Плещеева к лобному месту, но толпа вырвала его из рук палача и убила камнями и палками.


Пожар в Москве продолжался. Народ стал обвинять в поджогах друзей Морозова и Траханьотова и решил добиться их гибели. Чтобы прекратить волнения, царю пришлось клясться и целовать крест перед народом и обещать, что ни Морозову, ни Траханьотову до самой их смерти в Москве больше не бывать. Однако народ ему не поверил, и царь решил пожертвовать Траханьотовым. В догонку за ним были посланы стрельцы. Они вернули Траханьотова в Москву, где царь приказал его казнить.


Еще несколько дней, чтобы задобрить стрельцов, их угощали во дворце вином и медом. Царский тесть боярин Милославский устраивал пиры для купцов и торговцев. А патриарх и духовенство увещевали народ.


После восстания в Москве вспыхнули восстания и в других городах, но они быстро были подавлены.


К концу XVII века соляная промышленность, в которой работали крестьяне оброчные и барщинные и разный «вольнонаемный народ», стала одной из крупнейших отраслей русской промышленности. Самым крупным центром солеварения стало Прикамье. Но в России соли по-прежнему не хватало и ее продолжали ввозить из-за границы, как и все сколько-нибудь важные и сложные предметы домашнего обихода и военного снаряжения.


Когда при Петре I особенно были нужны деньги для войны со Швецией, когда происходило переустройство армии, формировались новые полки, строился балтийский флот и весь народ был мобилизован на труд в принудительном порядке, тогда же были введены монополия на соль, подушная подать и большое количество самых разнообразных налогов, например: на продажу огурцов, дубовых гробов, на разведение пчел, точение ножей и топоров, на ношение бороды.


Указом от 1 января 1705 года продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам. А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины».


Таким образом, соль продавалась вдвое дороже той цены, по которой ее доставляли подрядчики. На этом казна наживала 150 тысяч рублей в год. Предполагалось наживать по 400 тысяч, но дороговизна сократила потребление соли вдвое.


В Астрахани, где добывали самосадочную соль и были большие рыбные промыслы, воевода Ржевский воспользовался монополией на соль. Он захватил в свои руки рыбные промыслы и стал произвольно собирать налоги. Цена на соль еще возросла. Это вызвало большое волнение и недовольство в народе. Соль перестали покупать, промышленники перестали солить рыбу, и наловленная в большом количестве рыба начала портиться.


В это же самое время пришел царский приказ стричь всем бороды и укорачивать полы длинных кафтанов. Приближенные Ржевского вышли на церковью паперти с большими ножницами и, когда народ повалил в церковь, насильно стали обрезать бороды «с кровью». Это вызвало всеобщее возмущение. Посадские и работные люди, солдаты и стрельцы - все поднялись дружно, как один. Население, угнетенное крепостничеством, раздраженное произволом воеводы, взволнованное подорожанием соли, в негодовании бросилось к Кремлю.


Воевода и триста начальных людей были убиты. Восставшие выбрали свое правительство. Но когда Петр послал против них фельдмаршала Шереметьева, восставшие купцы, богатые горожане и духовенство предали доверившийся им народ, вошли в сношение с царским фельдмаршалом и помогли усмирению восстания.


Установив государственную монополию на соль, Петр I сделал немало для расширения и усовершенствования соляного дела в России. В 1711 году вышел приказ: «Все соляные заводы осмотреть и описать, что преж сего у кого на тех заводах было соляных труб и варниц и что ныне есть, на которых соль варят». Вслед затем был вновь восстановлен ряд бездействовавших старорусских варниц. Только в Соликамской области были возобновлены шесть заводов. Солеварение было введено в Сибири.


Но несмотря на это, еще в течение более чем ста лет царское правительство не могло справиться с недостатком соли в России. А в начале XIX века, когда соль стала понемногу падать в цене, был введен налог на соль (1818 г.). Соль разрешалось продавать повсеместно, но она обкладывалась налогом, размер которого зависел от того, расположена ли добыча соли на казенной земле или на частной, ведает ли промыслами казна или частный владелец. Кроме того, была соль, которую разрешалось продавать только в казенных лавках по казенной цене, и соль для вольной продажи со взносом налога.


Налог на соль был отменен в 1881 году. Его отмена повела к большому удешевлению соли, и потребляться ее стало значительно больше. Например, в бывшей Херсонской губернии цена на соль после отмены налога понизилась за десять лет почти в три раза, а потребление соли в деревне выросло в пять раз.

Дата публикации: 02.10.2013 16:33 (архив)

Долгим и непростым был процесс развития системы налогообложения в нашей стране. Его истоки прослеживаются с самого зарождения на Руси государственного устройства, т. е. примерно с конца IX в. Как и в большинстве других стран, главным видом налогом была обычная дань — прямой налог, который русские князья регулярно собирали со своих подданных. При этом, как пишет знаменитый русский историк С.М.Соловьев, величина налога устанавливалась с "дыма" (обитаемого жилища) или с плуга — главного в то время орудия труда.

Любопытно, что с самого зарождения Российского государства его развитие стало зависеть от поведения властей в вопросах налогообложения. Например, князь Олег (?—912), расширяя границы своих владений, мудро сочетал воинские походы с предоставлением налоговых льгот новым подданным. Так, в 884 году он присоединил к своему княжеству днепровских северян. Победа над ними далась ему довольно легко, так как северяне сопротивлялись не особенно ожесточенно: они прознали, что подданные Олега платят дань меньшую, чем требовали хазары — прежние владыки северян. Узнав об этом, "под руку" Олега перешли затем и радимичи — племя, жившее на берегах реки Сожи. Выгода была очевидной — хазары брали с радимичей дань в 2 раза большую, чем стали платить Олегу днепровские северяне.

К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его преемнику — князю Игорю (?— 945). Он ввел для одного из своих подданных племен — древлян — налог куда более тяжкий, чем при Олеге. Более того, уже получив дань, он решил, что ему ее мало, и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Такое двукратное требование дани возмутило древлян, и они восстали и убили князя Игоря.

Дальнейшее развитие налоговой системы в России, так же как и во всем мире, пошло по пути изобретения различного рода косвенных налогов. Например, в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого можно обнаружить следующие виды налогов:

мыт - за провоз товаров через горные заставы;

перевоз - за перевоз товаров через реку;

гостиная - з а право иметь склады для товаров;

торговая - за право иметь в поселении рынок;

вес - за оказание услуг по взвешиванию товаров;

мера - за оказание услуг по измерению товаров;

Затем, после поражения русских войск в войне с монгольскими ханами, основным на Руси стал налог с головы — мужской и головы скота.

Этот налог, называвшийся "выход", русские князья, ставшие вассалами монголов, должны были собирать сами, а потом передавать великому князю, который все собранное отправлял в Орду. При этом споры о размерах налоговых выплат становились причиной очередных нашествий татаро-монголов и приносимых этим бедствий. Так, нашествие на Русь войск под командованием Тохтамыша было вызвано тем, что великий князь Дмитрий Донской (1350—1380) попытался добиться от темника Мамая, реального правителя Золотой Орды, меньшей величины "выхода", чем ранее платили великие князья Руси. Но после победы Тохтамыша и полонения сына Дмитрия Донского Василия великому князю пришлось капитулировать и заплатить Орде огромный "выход".

При этом ордынское налоговое бремя постоянно возрастало. Если при Дмитрии Донском величина "выхода" достигла 1000 рублей, то уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) Орде приходилось платить 5 тыс. рублей, а потом и 7 тыс. рублей. Кроме того, великому князю приходилось содержать на свои деньги посла Орды и всю его огромную свиту.

Деньги на собственные нужды русские князья в этих условиях могли собрать только за счет косвенных налогов, и прежде всего за счет торговых сборов. Желание увеличить поступления от таких сборов было одним из основных мотивов, побуждавших Ивана Калиту (?—1340) и его сына Симеона Гордого (1316—1353) непрестанно прикладывать усилия для присоединения к Московскому княжеству новых земель. Но далее все происходило по модели, хорошо знакомой почти любой стране мира: "Государству денег всегда мало, и нужда его в деньгах постоянно растет быстрее, чем доходы".

Иными словами, увеличение размеров государства порождало рост расходов на управление им, и московские князья начали изобретать новые косвенные налоги. В результате на Руси были введены налоги за право осуществлять серебряное литье, клеймить лошадей, варить соль, ловить рыбу. Налог стали брать и за вступление в брак. В результате Русь в вопросах организации налогообложения двигалась по пути, проложенному Римом, и это не сулило ей ничего хорошего.

Ситуация несколько изменилась лишь при Иване III (1440—1505), когда русские войска успешно выдержали "стояние на Угре" и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро-монголам "выход". А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену "выходу" пришел прямой налог в русскую казну — "данные деньги". Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги.

Благодаря налоговой переписи Ивана III стало возможным брать не только «данные деньги», но и так называемую посошную подать, включавшую поземельный налог. При этом размер налога определялся вполне грамотно — в зависимости не только от площади земельного участка, но и от качества земли. Ведь именно качество почвы влияет на урожайность, а значит, и на доход владельца участка от продажи урожая.

И когда Иван IV Грозный (1530—1584) упорядочил заложенную Иваном III разумную российскую налоговую систему (земельный налог плюс косвенные налоги на ввоз и вывоз товаров, а также продажу спиртных напитков), русская казна стала пополняться вполне успешно. Правда, при этом налоговое бремя на жителей страны было очень велико, и это недовольство к концу XVI в. стало весьма ощутимым. Во всяком случае, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович вынужден был даже предпринять меры "государственной маскировки". Чтобы убедить народ в "бедности" царя, он по совету своего регента Бориса Годунова приказал переплавить в монеты некоторые из золотых и серебряных сосудов, которые он унаследовал от отца и которые хранились в кремлевской сокровищнице. Это должно было убедить бояр и народ, что налоги столь велики из-за бедности государства и что царь тоже отдает на нужды страны часть своего имущества.

И все же одну из задач упорядочения налогообложения в России решить не удалось ни Ивану III, ни Ивану Грозному, ни Борису Годунову. Беда была в том, что уж слишком много царевых служб занималось сбором налогов, и потому разобраться точно, сколько денег и за что поступило в казну, было крайне сложно. Навести относительный порядок удалось лишь в конце XVII в., когда в царствование Алексея Михайловича (1629—1676) был создан так называемый Счетный приказ (предшественник нынешних Министерства налогов и сборов и Министерства финансов). Только тогда удалось составить точную картину источников государственных доходов.

На первый взгляд финансовая ситуация на Руси в то время может показаться благополучной: бюджет государства не имел дефицита, но, напротив, обладал профицитом. Так, в 1680 оду доходы бюджета составили 1203367 рублей, а расходы — лишь 1125323 рублей, т. е. был достигнут профицит в размере 78044 рублей.

Но стоит обратить внимание на то, что 3% государевых доходов составляли так называемые чрезвычайные сборы. Это значит, что правительство царя Алексея Михайловича не довольствовалось регулярными налогами и все время измышляло новые временные поборы с населения. В конце концов это привело к тяжелым последствиям — в стране начался налоговый, а точнее, "соляной" бунт.

Дело в том, что прямые налоги ("с животов и промыслов") на Руси стали столь велики, что далее их повышать было уже нельзя. А царю Алексею нужны дополнительные деньги. И тогда было решено повысить один из косвенных налогов — на соль. Его размер был увеличен с 5 до 20 коп. на пуд (16 кг). На первый взгляд, в вызванном этим решением повышении цены соли не должно было быть ничего страшного — соль покупают все граждане страны и, значит, дополнительное налоговое бремя, по идее, должно было увеличиться равномерно и не слишком сильно.

На деле все оказалось не так. Царевы чиновники не учли, что в стране очень много бедняков. Они жили лишь за счет той рыбы, что ловили в Волге, Оке и других реках, а потом солили дешевой солью. Когда соль подорожала, солить рыбу стало невыгодно. В результате огромное количество рыбы протухло без засола, а люди остались без пищи. И тогда бедняки в 1648 году подняли бунт, требуя снижения цены на соль (напомним, что в то время солью торговало только государство — никому другому это не дозволялось). Пришлось царю отменить соляной налог и заняться поиском иных источников доходов.

Такое "налоговое изобретательство" продолжалось и в дальнейшем, а особенное развитие получило при Петре I, который ввел новую государственную должность — прибыльщик. Так назывались чиновники, обязанностью которых было придумывание новых источников доходов казны. Известны случаи, когда за удачно придуманный налог Петр даже давал вольную крепостным людям. Итогом "творчества" прибыльщиков явились: налог на извозчиков — 1/10 платы за наем их транспортного средства, налог с печей, с арбузов, с орехов и даже с религиозных верований (раскольникам пришлось платить подать в 2 раза выше, чем приверженцам официальной церкви) и т. д.

Именно прибыльщики предложили Петру I и самую серьезную налоговую реформу того времени. Ее смысл состоял в переходе от налогов, установленных "с двора", к налогам в расчете на душу населения (точнее, на мужчин, так как женщины в расчет налога не принимались). Дело в том, что собирать налог "с двора" удавалось все хуже и хуже. После того как этот налог был введен в 1679 году., россияне быстро придумали, как его уменьшить: единым плетнем стали огораживать дворы всех живущих по соседству родственников, а то и чужих людей.

Чтобы лишить граждан такого способа уклонения от платы, прибыльщики в 1718—1724 годах организовали проведение подушной переписи населения России. И после этого каждая мужская душа была обязана ежегодно платить в казну 74 коп. (если это был крестьянин) или 1 руб. 14 коп. (если мужчина был посадским, т. е. городским, жителем). Новая система налогообложения обеспечивала большую равномерность платежей для граждан страны, но размеры налогов были очень велики. И все же налоговые реформы позволяли Петру I иметь бездефицитный бюджет и успешно оплачивать все свои огромные военные расходы. Благодаря его стараниями в России начала быстро расти промышленность, торговля, начали развиваться и другие области хозяйственной деятельности. А значит, начали увеличиваться и доходы россиян, с которых можно было собрать соответственно больше налогов. Именно это позволило императрице Екатерине I (1684-1727) после смерти Петра I решиться на снижение подушной подати (с 74 копеек в год до 70) — гневить подданных опасались, ведь жива еще была память о "соляном" бунте.

Новый этап в развитии российской налоговой системы связан с именем императрицы Екатерины II (1729-1796). В период ее правления было сделано многое, чтобы налоговая система стала более продуманной, а налоговое бремя — менее тяжким. Например, размер налога на купца зависел от того, в какую гильдию он входил: чем богаче был купец (а чтобы заслужить это звание, надо было обладать торговым имуществом более чем в 500 руб.), тем к более высокой гильдии он относился и тем больший налог с принадлежащего ему торгового имущества платил. Купцы III гильдии платили 2,5%, а II и I гильдии — 4%. Но при этом:

о размере своего торгового имущества купец должен был заявлять сам, "по совести";

проводить проверку правдивости таких заявлений государевым чиновникам не разрешалось;

доносы на утайку богатства государством не принимались.

XIX век и начало XX были для России периодом постепенного построения эффективных систем налогообложения и государственных финансов.

В это время в историю отечественных финансов вошли имена таких мудрых министров, как М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин и С.Ю.Витте. Их усилиями в стране была создана пусть не идеальная, но приемлемая для экономики система налогообложения, позволившая обеспечить рост производства и создание совершенно новых отраслей хозяйства. Но и тогда страна жила с дефицитом государственного бюджета. Что об этом думали современники, убедительно свидетельствует выдержка из статьи, опубликованной в 1909 году, газетой "Московский еженедельник" (редактор-издатель — князь Е.Н.Трубецкой) и посвященной обсуждению в Государственной Думе бюджета на следующий финансовый год: "Сопоставление потребностей государства на ближайшие годы с его возможными ресурсами не оставляло у беспристрастного слушателя никаких сомнений в том, что российский бюджет вступил в полосу хронических дефицитов, избавиться от которых возможно лишь путем героических усилий...".

Основу налоговой системы нашей страны в период советской власти составляли отчисления от прибыли предприятий (их размер устанавливался государством — собственником этих предприятий — весьма произвольно, без всякого участия законодательной власти), плата за здание, сооружения и оборудование предприятий (фонды), а также налог с оборота. Последний платили преимущественно те предприятия, которые делали потребительские товары. Все прочие налоги, включая подоходный (его ставка была одинаковой для всех и составляла 13% от месячной зарплаты), играли лишь вспомогательную роль в формировании доходов Советского государства. При этом государство реально отбирало у предприятий и граждан практически все доходы, а потом милостиво выдавало им зарплату, мизерные проценты на вклады, хранившиеся в сберкассах, и пособия пенсионерам, одиноким матерям, инвалидам и другим категориям малоимущих граждан.

Совсем новый этап строительства налоговой системы начался в России в 90-х годах. В эти годы наша страна начала долгий и мучительный путь от прогнившей командной экономической системы к совсем новому устройству хозяйственной и общественной жизни. Это потребовало в числе прочего и серьезных изменений в организации налогового хозяйства.

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с частных лиц и организаций.

В Российской Империи основное место в системе налогообложения составляли косвенные налоги и среди них - доход от винной монополии, составлявший почти четверть всех поступлений. Подоходный налог в России отсутствовал, он был введен только с 1 янв. 1917.

Отсутствие общегосударственных налогов в России в какой-то степени компенсировалось налогом на недвижимые имущества в городах и местечках, введенным в 1863 в виде заменительного вследствие отмены с этого года подушной подати с мещан, т. к. мещанство составляло большинство в таких поселениях (по крайней мере более мелких). Но налог этот уплачивался лицами всех сословий и не только с жилых помещений, но и со всей недвижимой собственности (дворовых мест). Налог этот был раскладочный, т. е. составлял заранее определенную сумму, устанавливаемую законодательным порядком на 10 лет вперед и распределяемую на отдельные поселения (городского характера), а внутри них - между отдельными владельцами - органами городского и соответственного управления сообразно имевшимся у них собственным данным для целей местного обложения.

Промысловое обложение в России в виде самостоятельных налогов появилось в XVIII в. Правда, издавна существовали разные торговые сборы, но они имели вид косвенных налогов (на товары), пошлин за право торговли, передвижение и т. п. или, наконец, таможенных пограничных и внутренних сборов. Начало взимания промысловых налогов следует отнести к эпохе Петра I в связи с созданием им торговых гильдий и цехов, но учреждения эти, конечно, преследовали цели не столько финансовые, сколько полицейско-правовые. Гильдейские пошлины, установленные с этого времени, сообщали уплачивавшим их лицам сословные купеческие права, и так продолжалось до введения промыслового налога 1898.

В 1898 система промыслового налогообложения была изменена. По новой системе государственному промысловому налогу подлежали: 1) торговые предприятия, в т. ч. кредитные и страховые, торговое посредничество, подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в т. ч. горнозаводские), ремесленные и перевозочные; 3) личные промысловые занятия. Без уплаты государственного промыслового налога разрешалась торговля вразнос и из передвижных помещений, а по уплате промыслового свидетельства 4-го разряда (низшего) - и из небольших постоянных помещений следующими товарами: 1) всякого рода сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами; 2) съестными припасами в сыром или изготовленном для потребления виде; 3) изделиями кустарного и домашнего производства (кроме золотых и серебряных вещей и из драгоценных камней); 4) простонародной одеждой, обувью и принадлежностями к ним вроде простого галантерейного товара; 5) сельскохозяйственными простыми и ручными орудиями и инструментами; 6) смолой, дегтем, рогожами, мочалами, пухом, перьями, щетиной и т. д.; 7) спичками; 8) цветами, растениями и певчими птицами; 9) газетами, книгами, другими произведениями печати и картинами. Кроме того, от уплаты промыслового налога освобождались казенные и некоторые общественные предприятия (общеполезные), вспомогательные и т. п. кассы, лечебные и учебные заведения, библиотеки, издательства произведений печати и торговля ими (последнее - кроме столицы и местностей 1-го разряда), театры и другие публичные зрелища, сельскохозяйственные первичные обработки собственных продуктов и еще особо перечисляемые занятия и промыслы.

Промысловый налог разделялся на основной и дополнительный.

Основной налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств; для определения размера налога все местности империи разделялись на классы, а предприятия и промыслы по их доходности - на разряды: 5 - для торговых предприятий, 8 - для промышленных и 7 категорий (крупных) - для личных промысловых занятий. Комбинацией классов, местностей и разрядов определялся размер основного налога (от 1500 до 2 руб.).

Дополнительный налог взимался по-разному с акционерных предприятий и предприятий, обязанных публичной отчетностью, и со всех остальных. А именно, с двух первых: а) в виде налога с капитала по 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала (если общая сумма этого сбора превышала размер основного налога); б) в виде процентного сбора с прибыли, превышающей 3% на капитал, с прогрессивным его увеличением. Получавшие чистую прибыль св. 10% уплачивали сверх 6% еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышала 10% на основной капитал.

С остальных предприятий взимался дополнительный сбор в двух видах: а) раскладочный, устанавливаемый в законодательном порядке ежегодно вперед в общей сумме для империи, а внутри ее - Министерством финансов для отдельных местностей (губерний и др.). Внутри них раскладка по видам промышленности и торговли и отдельным предприятиям производилась казенными палатами, податными присутствиями и другими местными учреждениями; б) процентный с прибыли в размере 12 руб. с каждых 30 руб. той части или излишка прибыли, которая превышала увеличенный в 30 раз оклад основного налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие.

Видом прямых налогов в России была подушная подать. Введена была она Петром I в качестве военного налога вместо займов на военные надобности и прежних «стрелецких» денег, распределявшихся между населением очень неравномерно. Из слов самого Петра I, сказанных им на торжестве в Шлиссельбурге по случаю окончания войны со шведами, явствует, что он вел свои войны, не обременив народ ни копейкой государственных займов. Первоначально сбор этой подати был поручен полковым командирам и офицерам, а полученные суммы оставались прямо в полках или пересылались в Военную коллегию. Всеми предшествовавшими и последовавшими за установлением подушной подати указами и регламентами Петр I систематически проводил мысль о подоходном начале в обложении, так что ревизская душа должна была служить лишь внешним или отправным пунктом и основанием для расчета средней или приблизительной нормы оклада. Таковы были указы и регламенты 1705 и 1710, а равно и непосредственно касавшийся подушной подати указ 1718, в котором перечислялись лица, обязанные ее платить и освобождавшиеся от нее. Тут не было и речи об одних крестьянах (см.: Крестьянство) как о плательщиках. Когда говорилось о них, то имелись в виду или уже имевшие землю, или подлежавшие наделению ею в достаточном количестве; распределение же платежей должно было происходить сообразно имуществам и доходам плательщиков («зело крепко по состоянию натуры и обстоятельствам провинций, по цене полевых продуктов и по иным потребным резонам», 1719).

Чисто подушный и сословный (крестьянский) характер подать эта приобрела только после смерти Петра I при Екатерине I, когда собранному ею совету «из шляхетства и иных знатных господ» был поставлен вопрос, «почем впредь крестьянам с души платить» (до 1863 подушную подать платили, правда, еще и мещане). Главным недостатком этого налога было несоответствие размера его платежным силам населения, т. к. сбор постоянно увеличивался, а проектированного Петром I достаточного наделения землей сделано не было. Об этом недостатке говорилось очень давно; так, еще в 1762, т. е. в год издания Жалованной грамоты дворянству, генерал-прокурор Глебов подавал в Сенат заявление о неудобстве подушной подати и предлагал ее отмену. Но серьезно вопрос о преобразовании ее встал только через 100 лет в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости; в 1860 была учреждена податная комиссия для пересмотра системы податей, которая принципиально высказалась за отмену подушной подати. Проект этот, опубликованный в 1869, был представлен на рассмотрение только что учрежденных тогда земств, которые в значительном большинстве высказались в том же смысле, но только предлагали различные заместительные налоги. Вопрос долгое время не решался и, казалось, совсем заглох. Тем выше должна быть признана заслуга министра финансов Н. Х. Бунге, который сумел провести отмену подушной подати. Сначала он предполагал сделать это постепенно, начиная с 1882 в течение семи лет, отыскивая исподволь заменявшие ее источники доходов. В таком смысле и состоялось Высочайше утвержденное 18 мая 1882 мнение Государственного Совета; но затем Бунге решил произвести отмену сразу, что и было осуществлено по закону 1885, суть которого заключалась в следующем: подать подлежала отмене по всей России, кроме Сибири и некоторых окраин; для возмещения же недобора от оставшейся в то время суммы поступлений от подушной подати (из-за происшедшей ранее частичной отмены ее, уменьшившейся приблизительно с 50 млн до 37) предложены были две меры: увеличение на 1 коп. акциза со спирта (9 вместо 8) и повышение оброчной подати для государственных крестьян на величину слагаемой с них подушной, с тем, однако, чтобы это повышение не превзошло величины выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (в одних и тех же губерниях), т. к. в средних расчетах по губерниям эти платежи были выше. Оброчная подать по всем губерниям составляла в среднем 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян (из-за общего и добавочного их понижения) составляли 1 руб. 35 коп., а удельных - 74 коп. Т. к. государственные крестьяне платили подушной подати только 38 коп., значит, с увеличением оброчной на оклад подушной платежи их (56+38=94) были бы в среднем ниже выкупных помещичьих крестьян. Расчеты эти, однако, существенно изменялись при применении их к отдельным губерниям и уездам, а именно, оказывалось, что в некоторых из них выкупные платежи бывших помещичьих крестьян были бы ниже, чем оброчные в совокупности с подушной податью государственных крестьян. Очевидно, тут нельзя было бы повышать оброчную подать на величину отменяемой подушной, не нарушая вышеуказанного взаимоотношения между теми и другими разрядами крестьян. Поэтому при обсуждении вопроса в Государственном Совете был установлен и другой предел: увеличение оброчной подати не должно превышать 45% прежней ее величины. Вместе с тем в состав оброчной подати был как бы включен процент погашения стоимости оплачиваемых ею государственных земель, так что подать эта была превращена в выкупной платеж.

В законодательстве русском н. XX в. под общим названием «Подати» перечислялись частично существующие тогда, частично отмененные, почти личные налоги, а именно: 1) подушная и оброчная; 2) сбор с евреев-земледельцев; 3) подымная подать в Закавказье; 4) подать со скота у киргизов; 5) кибиточная подать; 6) ясак-подать с некоторых бродячих инородцев, уплачиваемая большей частью в натуре мехами и т. п. (мягкой рухлядью). Сбор этот шел в доход государя; 7) заменительные подати вместо исполнения в натуре воинской повинности на Кавказе (своего рода военный налог); 8) особый сбор с приезжавших на Макарьевскую ярмарку в Н. Новгород (сборы с приезжавших на время в другие города и местечки, напр. на различные курорты, не назывались податями или налогами, как идущие на местные нужды, а не в казну; они были или чисто личные, как, напр., в Ялте, или уплачивались сообразно стоимости занимаемого жилого помещения). Характер подушной подати имели все паспортные сборы, т. е. сборы с видов на жительство, кроме местных прописочных, больничных и адресных сборов и разных сословных платежей.

XVIII - XIX века период становления и развития школы классической экономической теории. Согласно этой теории экономика есть устойчивая и саморегулируемая система, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Основоположники классической теории пытаются ограничить сферу действия налога, настаивая на том, что только обороноспособность страны должна обеспечиваться за счет сбора налогов. Все остальные государственные расходы, осуществление правосудия, содержание общественных заведений и работ, учреждение образования и религиозного воспитания должны оплачиваться целевыми пошлинами и сборами, взимаемыми с пользователей данных общественных благ и государственных услуг. И только в случае нехватки целевых сборов данные расходы должны покрываться налогами со всего общества.

В России также продолжается совершенствование финансовой системы. Указом Александра I в 1802 г. было создано Министерство Финансов и определена его роль. Главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Наряду с общими прямыми налогами вводились целевые сборы (на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, и др.). А также специальные сборы: сбор с проезда по шоссейным дорогам государственного масштаба; с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов.

Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования. Кроме государственных налогов имелись местные.

В 1824 году состоялась гильдейская реформа, было введено патентное налогообложение торговли и промыслов, сохранившееся почти без изменений до 30х годов XX века.

Кризисные явления и дефицит бюджета 1854--1856 гг. спровоцировали новое повышение налогов. Финансовая ситуация усугублялась, промышленность и торговля испытывали нехватку капиталов. Для стабилизации ситуации были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862г. Александр II утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подробные сметы расходов с указанием отдельных статей.

После крестьянской реформы 1861 г. было введено налогообложение земли, появились: подомовый налог, земские налоги и сборы. А также акцизы на товары народного потребления - вино, соль, дрожжи, керосин, табак, сахар, спички и др. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Доход от такой деятельности составлял большую часть неналоговых поступлений в казну.

В конце XIX начале XX в. в России начался период урбанизации, зарождение капиталистических отношений, развития промышленности, торговли, увеличение иностранных инвестиций и строительный бум. Но мирное развитие страны прервала Первая мировая война. На финансовом положении страны это сказалось самым плачевным образом - выросла бумажно-денежная эмиссия, что повлекло за собой инфляцию. Систематически повышались налоги и сборы, вводились новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних, сокращался золотой запас.

После февральской революции положение не улучшилось. Правительство Керенского пополняло бюджет России, в основном, за счет эмиссии обесцененных бумажных денег и натуральных поборов с населения, которое уже было не в состоянии нести налоговое бремя.

Состояние государственных финансов России в 19 в. еще более ухудшилось. В результате войн и непомерных затрат царского двора расходы превышали поступление средств по налогам и пошлинам. Все более значительным источником казны становится эмиссия бумажных денег. Растет бюджетный дефицит. Если с 1801 по 1810 г. он составил 442 млн. руб., то после Крымской войны он достиг 798 млн. руб., а государственный долг составил 1246 млн. руб. Отмена крепостного права и проведение ряда реформ отразилось и на финансах. В начале 60- х гг. были внесены изменения в налоговую систему государства.

Прямые налоги. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена подомовым налогом, который взимался в форме оценочного сбора (налога) с недвижимого имущества. Этот налог взимался в размере до 10% с суммы чистого дохода с недвижимого имущества. Чистая доходность определялась при оценке имущества следующим образом: сначала оценщик устанавливал на основе договоров о найме валовой доход владения, из которого затем вычитал эксплуатационные расходы. Полученная разница определяла чистый доход.

Оценка промышленных заведений оценивалась по доходности, определяемой на основе стоимости зданий, земельных участков и оборудования. Чтобы определить цену зданий и сооружений, необходимо было учесть вид здания, его назначение, стоимость материала, из которого изготовлены стены, вид отопления и т.д. Оценка оборудования производилась по прейскурантам с учетом изношенности, оценка земли- на основе цен, существующих в конкретном городе.

В действовавший с конца 18 в. промысловый налог в 1863- 1865 гг. вносятся изменения. Вместо ставки с купеческого капитала в 1% вводится патентная система обложения. Промышленники и торговцы были обязаны выкупать свидетельства (патенты) на право заниматься соответствующей деятельностью. В 1898 г. в порядок взимания этого налога снова вносятся изменения: промышленные предприятия делились на 8 разрядов, отнесение их к определенному разряду зависело от числа рабочих; торговые предприятия делились на 5 разрядов в зависимости от размера капитала, оборота, арендной платы и др.

Налог состоял из двух частей (основной налог и дополнительный налог ). Основной налог взимался по твердым ставкам в рублях в зависимости от разряда предприятия. Дополнительный налог платали в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам и в виде налога на основной капитал по 15 коп. с каждых 100 руб.

По Городовому положению органы самоуправления имели право на с б о р ы в пользу города: сборы с торговли и промыслов, сборы с площадей и экипажей, сборы за право пользования городскими площадями и проездами, пошлины местного значения и др.


Существенным по размеру налогом был сбор с заведений трактирного промысла . Особенностью этого налога было то, что он являлся раскладчиком. Это означало, что все налогоплательщики были подразделены по видам заведений на группы. На каждую группу городская Дума ежегодно устанавливала определенную сумму налога. Эту сумму владельцы сами разверстывали между собой.

Важное место среди налогов по размерам поступлений занимает сбор с извозного промысла. Согласно ст. 127 и 134 Городового положения этот налог взимался в размере 10 руб. с лошади легкового и грузового извоза.

К следующей категории городских налогов следует отнести п о ш л и н ы. Это были нотариальные сборы: сбор за прописку с лиц, приезжающих в город; сбор, взимаемый в судебно- мировых учреждениях за ведение гражданских дел; сбор за утверждение планов и чертежей на постройки; сбор за взвешивание на весах общественного пользования; сбор за справки, выдаваемые из адресного стола, и, наконец, сбор с аукционных продаж движимого имущества.

Как источник доходов городских бюджетов особо следует выделить больничный сбор.

Этот сбор имел целевое назначение, и средства, полученные по нему, шли на финансирование здравоохранения. На основании закона от 21 мая 1890 г. размер налога был определен ежегодно в 1 руб. 25 коп. с человека. От этого сбора освобождались лишь те рабочие на предприятиях, для которых по закону от 23 мая 1912 г. были образованы больничные кассы.

Значительным источником доходов городских бюджетов был сбор за разрешение на прокладку труб и проводов по улицам и площадям . Этот источник с каждым годом увеличивался вместе с расширением сети городских коммуникаций.

Кроме этих поступлений, в доходы городских бюджетов взимались сборы с мест торга и увеселительных заведений на народных гуляньях, доходы с рек, каналов и прудов , которые состояли из сборов с причалов для катания на лодках, с перевозов, с мест выкалывания льда и добывания песка, с катков на реках и прудах.

Из приведенной картины налогового обложения в пользу городов видно, что главным источником их бюджетов был о ц е н о ч н ы й с б о р, т.е. основными плательщиками были владельцы недвижимого имущества. В подавляющем большинстве это были домовладельцы.

В и1875 г. вместо подушной подати с дворцовых и удельных крестьян стали взимать поземельный налог . В 1887 г. подушная подать отменена со всех крестьян.

Поземельный налог взимался с помещичьих земель. Ставка налога колебалась от 0,25 коп. до 17 коп. за десятину. Величина этого налога устанавливалась отдельно для каждой губернии и распределялась земской управой между всеми земельными владельцами. Основную сумму (свыше 75%) вносили крестьяне.

Косвенные налоги. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, в основном получаемые в виде питейных доходов, от акцизов и винной монополии.

Питейные доходы были весомым доходом российского бюджета. В 1819 г. они составляли 16%, в 1826 г.- 21%, в 1858 г.- 33% всех доходов. Питейные доходы поступали в казну сначала путем отдачи на откуп, затем путем установления казенной продажи вина.

Акцизы на вино в России были введены в 1861 г. Кроме винно- водочных изделий акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты, хлопок, перевозка грузов по железной дороге и др. Число облагаемых акцизом товаров постоянно увеличивалось, росли акцизные ставки. Этот налог тяжелым бременем ложился на бюджет населения.

В 1894 г. в России была установлена винная монополия. Официально царское правительство объясняло введение такой монополии как борьбу с общенародным пьянством, для чего надо было ликвидировать частную торговлю вином.

С введением винной монополии ректификация спирта, розничная и оптовая торговля спиртными напитками были сосредоточены в казенных заведениях. Производство спирта- сырца разрешалось частным лицам. С расширением казенных питейных заведений и увеличением цен на спиртные напитки питейный доход стал важным источником бюджета. Если в 1900 г. чистый доход от винной монополии составил 85 млн. руб., или 11,0% всех доходов бюджета, то в 1913 г.- 750 млн. руб., или 22.1% бюджетных доходов.

В 1913 г. доля акциза и питейных доходов в бюджете составляла около 48%. В этом году прямые, косвенные налоги и пошлины дали в бюджет 1904 млн. руб., или свыше 55% всех доходов. Предпринимались попытки ввести подоходное обложение. В апреле 1916 г. был принят указ о подоходном налоге. Но налог не был взыскан, т. к. срок его уплаты начинался с октября 1917 г.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьяне, несли мирские повинности в натуральной и денежной формах. В 1851- 1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы . Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Эти налоги взимались по раскладке среди населения. Устанавливались они либо государством (почтовая повинность, ремонт дорог), либо земствами (сбор на содержание больниц, школ и т. д.).

Управлением налогами вместо коллегий с 1802 г. стало заниматься Министерство финансов. Местными учреждениями министерства в губерниях стали казенные палаты , а в уездах- казначейства. Казенные палаты вели учет налогоплательщиков и раскладку земских повинностей, наблюдали за поступлением налогов. Казначейства вели прием, хранение и выдачу бюджетных средств. В 1818 г. казенным палатам поручили заведывание казенными магазинами по торговле вином и контроль за изготовлением спирта на частных предприятиях.

Участие России в первой мировой войне, неудержимый рост военных расходов, разруха в экономике губительным образом отразились на налогооблагаемой базе государства. Довоенная налоговая система не справлялась с обеспечением бюджетных доходов. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег (количество денег в обращении увеличилось в 11,5 раз), что привело к гиперинфляции, разному наделению курса рубля.

В краткосрочное правление Временного правительства финансовое положение государства еще более усугубилось. Попытки решения проблемы за счет введения новых налогов (например, подоходного, единовременного налогов) вряд ли помогли бы, т. к. в условиях развала хозяйства взимание новых налогов было нереально.

Такова была экономическая и финансовая обстановка в стране на момент свершения Октябрьской революции.