Немецкая пропаганда во время вов. Советская пропаганда в годы великой отечественной войны. Так где будем ставить знак равенства

Самая распространенный тип листовок листовок во время войны это пропуск в плен для солдат противника. Для доставки листовок к вражеским солдатам использовались специальные артиллерийские снаряды, авиабомбы, ружейные гранаты.

Немецкие листовки с пропуском в плен для советских солдат широко известны. Но и наши пропагандисты в долгу не оставались. В начале войны русские пропуска не работали - немцы успешно наступали, да и обращения к классовой сознательности, призыв повернуть оружие против эксплуататоров не воспринимались немцами, считавшими себя представителями нации, а не определенного социального класса. Но советские пропагандисты умели учиться на своих ошибках. После первых поражений на Восточном фронте пропуска наконец заработали. Вашему вниманию предлагается небольшая подборка малоизвестных советских листовок для солдат вермахта.

Немецких солдат информируют о зимнем разгроме Вермахта под Москвой. На обратной стороне стандартный пропуск в плен. Любопытен пароль на русском языке, который должны выкрикивать немцы, решившие сдаться: Прощай Москва! Долой Гитлера!

На листовке на заднем плане тирольские партизаны времен наполеоновских войн. На переднем плане партизан советский. Текст гласит: Что вы скажете, глядя на их лица? Советские крестьяне делают то же самое сражаются за честь и свободу своей родины.

А эта советская листовка рассказывает немецким солдатам на Восточном фронте о том, что их товарищи потерпели сокрушительное поражение в Ливии. Карта театра боевых действий, подробный рассказ о том, что на этом театре произошло. На оборотной стороне листовки констатация факта, что война на два фронта ни к чему хорошему Германию не приведет и призыв сдаваться в плен.

А эта листовка сообщает немецким солдатам о скором открытии второго фронта.

Серия листовок о том, как хорошо пленным немцам в советском тылу:

Генералы не умирают, они сдаются в плен. Поступайте так же. Комментарии излишни звучит убедительно.


Жену раненного солдата в тылу лапает эсэсовец. Попытка поссорить Вермахт и войска СС.

Эта листовка рассказывает немцам о том, что творится у них в тылу тотальная мобилизация, итальянские союзники отправились домой, а немцами на фронте затыкают все дыры.

"Вот что такое тотальная мобилизация.? Геббельс развлекается с девочками, а пожилые женщины отправлены как рабы на заводы" (хотя вместо пожилых немецких женщин на заводах Германии работали рабы, угнанные из оккупированных стран, использование рабского труда и позволило немцам провести тотальную мобилизацию).

Мертвые обращаются к живым. "Товарищи, где бы не находились в окопе, в землянке, на посту, за вами неотступно будем следовать мы тени Сталинграда"

С Гитлером война не кончиться никогда

2019-01-10 | 1116

27 октября 1942 года в газете "Боевой путь" вышла заметка "Немцы режут пленных и пьют их кровь". Уже 19 ноября 1942 г. советская военная цензура решила, что использовать эту статью для антифашистской пропаганды - это перебор.

Диафильм "Диверсант с Юпитера", 1960 г.

2018-07-04 | 845

Советский диафильм 1960 г. Краткое содержание фильма: американские милитаристы создают секретную ракетную базу, в лагере начинается череда таинственных смертей - офицеры скрывают, солдаты выдвигают встречный план. Развязка неожиданна, однако материалистически обоснована.

Наглядное пособие по расовой теории, преподававшейся в Третьем Рейхе

2017-04-05 | 6718

Ганс Фридрих Карл Гюнтер, немецкий антрополог и евгенист, оказал своими научными работами серьезное влияние на расовую политику немецких национал-социалистов. В Германии на уроках по расовой теории пользовались его учебными пособиями, представлявшими рисунки представителей различных "рас" и "субрас".

Письмо партизан Пинской области Гитлеру

2017-02-23 | 3597

В начале декабря 1942 года немцами была выпущена листовка под заголовком "Слушай, партизан Иван", где наносились оскорбления советским вождям и партизанам. Как ответ на листовку немцев группой партизан штаба соединения Пинской области было написано письмо, адресованное Гитлеру.

Интервью с секретаршей Геббельса

2016-08-17 | 5883

105-летняя Брунгильда Помзель, в прошлом секретарша Йозефа Геббельса, дала интервью The Guardian. "Это одно из первых - и, вероятно, последних - подробных интервью в ее жизни", - замечает журналистка Кейт Коннолли. Помзель вспомнила, что в министерстве пропаганды была изящная мебель, а в приемной рядом с кабинетом Геббельса, где работали 6 секретарш, в том числе сама Помзель, царила беззаботная атмосфера.

Освобождение Европы от фашистов в карикатурах американского сержанта Билла Молдина

2016-07-19 | 6245

В ночь с 9 на 10 июля 1943 года союзники высадились в Италии - началось освобождение западной Европы от нацизма. В числе десантированных был сержант Билл Молдин (Bill Mauldin). Он прошел всю войну в Европе, рисуя карикатуры. В отличие от обычных пропагандистов, Молдин не высмеивал противника, а шутил над тяготами войны и армейскими порядками, показывая жизнь фронта глазами Вилли и Джо - двух простых «джи-ай», уставших, оборванных, но всегда ироничных. Карикатуры были опубликованы в его книге "На фронте".

2016-07-16 | 7840

Во время Второй мировой союзникам СССР нужно было объяснить своим гражданам, почему их страны вместе с СССР сражаются против Гитлера, и для этих целей выпускались агитационные плакаты. Также пропаганда союзников была направлена и на советских граждан - для них выпускались плакаты на русском языке, рассказывающие о том, какой вклад эти страны вносят в победу над общим врагом.

Плакаты иностранных добровольческих формирований СС

2016-04-24 | 12638

К июню 1941 г. в рядах СС было создано три добровольческих полка из иностранных граждан, а с началом военных действий количество иностранных подразделений стало неуклонно расти. Участие иностранных легионов в войне против СССР должно было показать по замыслу Гиммлера общеевропейское стремление уничтожить коммунизм.

Пропаганда политическая и литературная

Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна – Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла революционные методы психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. Помимо военно-политической пропаганды была также и литературная: в группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат были включены такие известные писатели, как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. С ними также сотрудничали немецкие антифашисты – Ф. Вольф, В. Бредель.

Советских авторов читали за рубежом: к примеру, статьи Эренбурга расходились по 1600 газетам в США, а письмо Леонова «Неизвестному американскому другу» прослушали 10 миллионов заокеанских радиослушателей. «Литература вся становится оборонной», - говорил В. Вишневский.

Ответственность писателей была огромна – они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию. К примеру, Эренбург считал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы».

Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск, пропаганда также должна была изобличать немецкие войска, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

СССР владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. Действуя в стане врага, наши пропагандисты не пользовались излишней коммунистической риторикой, не обличали перед немецким населением церковь, не ополчались против крестьян.

Пропаганда в основном была направлена против Гитлера и НСДАП, причем использовались противопоставления фюрера и народа.

Немецкое командование следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии... ».

Политическая пропаганда не знала ограничений: советская пропаганда, направленная на врага, не только поносила несправедливость войны, но и апеллировала к огромным землям России, холодам, превосходству сил союзных войск. На фронте распускались слухи, рассчитанные на все слои общества – крестьян, рабочих, женщин, молодежь, интеллигенцию. Однако в пропаганде были и общие моменты – образ фашистского врага.

Образ врага

Образ врага во все времена и во всех странах формируется примерно одинаково – необходимо разделить мир хороших, добрых людей, которые воюют исключительно во благо, и мир «нелюдей», которых не жалко убивать во имя будущего мира на земле.

Если национал-социалистические (а не фашистские) органы Германии оперировали термином «недочеловек», то в СССР таким расхожим жупелом стало слово «фашист».

Илья Эренбург таким образом обозначал задачу пропаганды: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Слово «фашист» моментально стало синонимом нечеловеческого монстра, убивающего всех и вся во имя зла. Фашистов рисовали бездушными насильниками и холодными убийцами, варварами и насильниками, извращенцами и рабовладельцами.

Если мужество и сила советских бойцов превозносились, то силы союзников Германии презрительно критиковали: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен - им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь».

Советские люди изображались добрыми и миролюбивыми в невоенное время – во время войны же им моментально удалось стать героями, голыми кулаками уничтожающих до зубов вооруженных профессиональных убийц-фашистов. И, что немаловажно, фашистов и фрицев не убивали – их только уничтожали.

Отлаженная машина советской пропаганды была достаточно гибкой: так, к примеру, несколько раз менялся сам образ врага. Если с 1933 до начала Второй мировой формировался дискурс разделения образов невинного немецкого народа и коварного нацистского правительства, то в мае 1941 года антифашистские коннотации были устранены.

Разумеется, после 22 июня они вернулись и пропаганда была развернута с новой силой. Еще один кардинальный поворот, отмеченный германскими органами пропаганды – это мобилизация духовных резервов в 1942-1944 гг.

Именно в то время Сталин стал поощрять прежде осуждаемые коммунистические ценности: традиционность, народность, церковность.

В 1943 году Сталин разрешил избрание нового Московского патриарха, и церковь стала еще одним патриотическим орудием пропаганды. Именно в то время патриотизм стал сочетаться с панславянской тематикой и мотивами помощи братьям-славянам. «Изменением политической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!» Сталин добился успеха», писали немцы.

СССР о союзниках

Военная пропаганда Советского Союза не забывала и о странах-союзниках, отношения с которыми были не всегда самыми идиллическими. В первую очередь союзники выступали в пропагандистских материалах друзьями советских людей, веселыми и самоотверженными бойцами. Восхвалялась и материальная поддержка, которая оказывалась союзными войсками СССР: американская тушенка, яичный порошок и английские летчики в Мурманске. Полевой так писал о союзных войсках: «Русские, англичане, американцы, это гора. Кто пытается головой разбить гору, тот разбивает голову...».

Пропаганда велась и среди населения стран-союзников: советским делегациям давались инструкции о том, как формировать положительный образ СССР, как убеждать союзников в необходимости открытия Второго фронта и т.п.

Советские реалии часто сравнивались с американскими: «Бой за Волгу - бой за Миссисипи. Все ли ты сделал, чтобы защитить свою родную, свою чудесную реку, американец», - писал Федин.

Мотив космополитизма и всепобеждающей дружбы народов был преобладающим в союзной пропаганде, направленной на США, Англию и Францию, тогда как на родине этим терминам не всегда придавалась та же роль. Несмотря на то, что сразу после Второй мировой прежние антизападные штампы в советской пропаганде вновь ожили, рисовались плакаты и сочинялись песни: к примеру, джазовая песня «Джеймс Кеннеди» повествовала о героических британцах в Арктике.

Из статьи: Мараховский Е.Л. Информационная политика в СССР, США и Германии в период Второй мировой войны (на примере плакатной пропаганды) // Проблемы национальной стратегии, № 2, 2016.

Изучая плакаты, созданные художниками СССР во время Великой Отечественной войны, трудно не заметить, что их отличает особое отношение к отображаемой реальности, повышенное стремление показать жизнь так, как она есть, насколько это вообще позволяет жанр. Речь идёт не только об "окопной правде", стремлением к которой, кстати, отличались и российские плакаты времён Первой мировой, а о том, что даже собственно герои советских постеров взяты из жизни, предстают не абстрактными персонажами, а самыми обычными людьми, подчас гнев и горе делают их лица некрасивыми с точки зрения общепринятых канонов. На работах советских плакатистов часто можно увидеть рядовых бойцов, женщин-тружениц, стариков в тылу. Примечательно, что на одном из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной "Родина-мать зовёт!" прототипом этого сильного собирательного образа стала жена художника И.Тоидзе. Он хорошо запомнил выражение её лица в тот момент, когда она вбежала к нему в мастерскую и сообщила, что началась война. Интересен этот факт прежде всего тем, что жена художника в жизни была красавицей, а на плакате мы видим суровое, гневное лицо, абсолютно лишённое красоты, т. е. художника волновала только внутренняя правда образа.

Эта тенденция во многом связана с влиянием социалистического реализма: мастера этого направления искусства сознательно приближали визуальный ряд к реалиям, окружающим рядовых людей страны. Убедительнее наглядная агитация, которая показывает что-то знакомое и основана на достоверных фактах. Например, плакат В.Корецкого "Бей так: что ни патрон — то враг!" (1943 г.) изображает реального героя, прославившегося во время Сталинградской битвы, — снайпера Василия Зайцева (впоследствии его именем был назван теплоход).
Совсем другой подход к отображению действительности был свойствен американским плакатистам. Вот один из довольно известных постеров того времени "Становись медсестрой! Твоя страна нуждается в тебе!". Дядя Сэм - этот национальный символ художники США использовали довольно часто - надевает шапочку на хорошенькую медсестру, та смотрит на него с неподдельным восхищением. Своеобразное "посвящение". Интересно, что постер создан с помощью раскрашенной фотографии, но тем не менее к реалиям жизни он имеет отдалённое отношение. Стоит отметить особенно "штатский" вид девушки: идеальная причёска, умело накрашенное лицо, отглаженная одежда. В таком виде не в медсёстры, скорее на подиум.
Аналогичный советский плакат выглядит совсем иначе, да и сам призыв несколько другой, не абстрактный: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница — бойцу помощник и друг!" Плакат создан в похожей технической манере: используется фотография, помещённая на рисованный фон, но какая разница! На работе советского художника — реальные люди, с которыми легко отождествлять себя каждому, а не специально подобранные модели с безупречной причёской. Примечательна и разница в слоганах— в советском призывают служить не ради мифического Дяди Сэма и даже не во имя Родины — плакатисты обращаются к коллективистскому началу самосознания русского человека, предлагая вступить в боевое братство. Стоит также отметить динамику плаката и отлично использованный контраст между красными акцентами на флаг и буквы и чёрно-белым основным изображением.

Медицинский уход является дорогостоящим.
Покупайте облигации военного займа".
А. Трейдлер (США)

У немецких плакатистов ситуация с техническим подходом к созданию наглядной пропаганды обстояла несколько по-другому: к фотомонтажу прибегали значительно реже (что странно, ведь в Германии не было недостатка в хорошей фотоплёнке и фототехнике), да и само изображение отличал своего рода схематизм, художники явно не стремились реалистично нарисовать героев своих произведений. Среди плюсов такого подхода — большая эмоциональность. Портреты, написанные крупными мазками, не позволяли концентрироваться на деталях, оставаясь выразительными. Они чем-то напоминают современное граффити. Так, на плакате "Женщина в войсках ПВО" мы видим изображённую именно в такой манере женщину в военной форме, позади неё — знак свастики. Интересно, что на плакате нет ни самолётов, ни бомб, ни взрывов — всего того, с чем связана работа во время воздушных налётов. Наоборот, службу представляют как парад. Идеальная женщина служит в идеальных войсках ПВО — что-то подобное, как уже было сказано, часто встречается на американских плакатах (хотя манера письма заметно отличается) и почти никогда — на советских.
Важный факт — службу в армии — художники сражающегося СССР не пытались подать как парад или нечто красивое. Апелляция шла в первую очередь к чувству благородного гнева народа. Очень характерны такие образцы плакатного искусства, как "Кровь ленинградцев взывает к мести!" или "Боец, Украина ждёт тебя!", "Боец, освободи от фашистского гнёта!" и многие другие. Плакатисты правдиво отображали ужасы войны и оккупации. Героями их работ становились раненые бойцы (художники не боялись рисовать поле боя с поверженными врагами) и их отвага, гораздо реже встречающаяся в работах их коллег с Запада. В США, которым война нанесла неизмеримо меньший ущерб, плакаты с такого рода иллюстрациями можно встретить в кампаниях рекламы гособлигаций, они взывали к жалости и изображали страдающих от ран бойцов или оставшихся без крова жертв войны, но в целом даже на таких постерах преобладали настроения, выраженные в слогане британского творения времён Первой мировой: "Вы покупаете облигации, мы сделаем остальное". Американские плакаты были не столь прямолинейны. "Если не можешь пойти, покупай военные облигации",— призывал их постер времён Второй мировой войны.

"С нашими знамёнами Победа!" (Германия)

С удалённостью театра боевых действий от мест проживания американцев связан элемент "фантастичности", "сказочности" некоторых сюжетов в работах заокеанских художников. Так, например, на советских плакатах государственные символы не выступают в роли активных участников действия. Звёзды, серп и молот могут быть изображены на каких-то фрагментах плаката (как, например, на плакате Николая Долгорукова "Врагу не будет пощады!" (1941 г.), где государственные символы нарисованы на авиабомбах), но трудно найти место, где в бой вступает не сам человек. Однако в американских и нацистских работах подобное как раз не редкость. На постерах США тех времён распространён сюжет с символом Америки — Дядей Сэмом. Так, на знаменитом плакате из серии "Покупай военные облигации" мифический персонаж выступает даже в роли божества. Дядя Сэм, словно Зевс, высовываясь из-за туч, несёт американский флаг и строго указывает пальцем на того, кто взирает на плакат. Под ним бежит в атаку пехота, над ним летят самолёты. Обыгрывался плакатистами и образ орла — гербовой птицы США и Германии, на постерах орлы летят в одном строю с самолётами, атакуя противника.

Кто на кого похож?

В годы Великой Отечественной войны мир для людей творческих профессий уже был глобальным. Регулярные обвинения СССР в сходстве с гитлеровской Германией на основании того, что некоторые элементы пропаганды были похожи, уводят дискуссию по ложному пути. Дело в том, что при внимательном сравнении наиболее характерных приёмов изображения и их разнообразия можно скорее сделать вывод, что наглядная пропаганда СССР имеет больше общего с аналогами в США.
В обеих странах — достаточно большое стилистическое и сюжетное разнообразие работ (от карикатур до авангардных стилей живописи), приёмы также схожи. В Третьем же рейхе преобладал очень характерный стиль исполнения плакатов, такого множества методов рисунка, как в СССР и США, там не было. Выше на примере плаката Л.Хольвайна уже говорилось об особенностях этого стиля. Связано такое "однообразие" и с невероятно ограниченным количеством исполнителей (широко известны лишь Хольвайн и Мьёльнер), и с особенностями идеологии нацизма. Эти особенности можно объяснить следующим образом.

"
Победа Германии — свобода Европы (Германия)

Во-первых, в Германии в то время было крайне затруднительно представить еврея на должности, связанной с пропагандой, тогда как в Советском Союзе и в Штатах многие успешные художники были именно евреями. Они были космополитами, глобалистами, что позволяло им хорошо ориентироваться в мировых тенденциях.
Во-вторых, фашизм вообще и немецкая его интерпретация в частности склонны к идеалистическому типу культуры (по П.Сорокину). Это — "переходный" тип между собственно идеациональным, свойственным Средним векам (в Европе), когда вся культурная жизнь была неотделима от религии, и чувственным, при котором внимание творцов в первую очередь обращено на эмпирически познаваемые явления и факты. Только "идеациональная" часть этой культуры у немецких фашистов — неоязыческая (обычно у поздней Российской империи и других европейских стран она была христианской). У СССР и США к тому времени можно отметить наличие устоявшегося чувственного типа культуры. Это объясняет некоторые отмеченные выше особенности, в том числе и плакатной агитации и пропаганды Третьего рейха, так как немецкие неоязычники стремились воспитать сверхлюдей-арийцев, войти в сверхчувственную связь с духами предков и древнегерманских богов, получив от них силу для выполнения своих планов.
На стиль плакатной пропаганды влияло и художественное наследие трёх стран. Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, которое в Первую мировую подчёркивалось традиционным готическим шрифтом; американские постеры, стилистически тесно связанные с традициями коммерческой рекламы; советские, сохранившие стремление к "окопной правде" и некоторые художественные приёмы дореволюционных российских плакатов.
Отдельно стоит обратить внимание на схожие сюжеты и компоновочные подходы у плакатистов всех трёх стран. Именно такие плакаты и вводят часто в заблуждение неспециалистов, на их основе проводящих параллели между идеологиями. Отмечаемое сходство основано на архетипах и психологически обосновано, но во многом объясняется тем, что художники перенимали опыт коллег, изучая их работы.

Кто с мечом к нам войдёт,
от меча и погибнет!"
В. Иванов, О. Бурова (СССР)

Таковы были плакаты с "былинным витязем" или (в зависимости от страны) "сверхчеловеком", главный герой которых служил олицетворением силы, отваги, доблести, а также работы, изображающие героев в профиль (так художники показывали массовость народного порыва), плакаты, проводящие исторические параллели (у нацистов подобный приём активно использовался в странах, которые они считали "арийскими", например в Дании и Норвегии). Можно долго перечислять примеры сходства в работах художников трёх стран (например, плакаты с кулаком, крушащим врага, штыком или танком, солдатами, идущими в атаку, ранеными солдатами, медсёстрами), разница, конечно, будет, но — в деталях.
Можно утверждать, что сюжеты и компоновка плакатов к моменту Второй мировой у лидирующих стран уже устоялись. Заметные отличия были в отдельных особенностях письма и превалирующих сюжетах. Так, в США плакатисты очень часто на постерах рисовали женщин (даже в тех сферах жизни, где они обычно в меньшинстве), значительная часть их постеров взывает не к праведному гневу или гордости, а к сочувствию, так как посвящены сбору средств. Влияние рекламы сказалось и на преобладающей идеализации образов, как, например, на вербовочном плакате Х.Хайдена, заставляющем вспомнить картины нашего художника А.Дейнеки.
Наглядная агитация Советского Союза художественно выделялась активным использованием фотомонтажа, а также рифмованными лозунгами. Эта особенность — массовое присутствие поэзии на плакатах — присуща только СССР. Такая традиция берёт своё начало и в постреволюционных "Окнах РОСТА", создававшихся в том числе и великим поэтом В.Маяковским, и в более старых плакатах ещё Российской империи.

Политический контекст

Наглядная агитация и пропаганда являются своеобразным "барометром" политики, своего рода индикатором настроений общества, демонстрирует и темпоральные изменения. Так, бравурные постеры Германии начала войны сменились гораздо менее радостными призывами. В советском плакате во время войны можно увидеть обратную тенденцию: от мрачных работ начала сороковых — до праздничных, посвящённых концу войны и Победе.
На плакатах нашлось место и "национальному вопросу". Впрочем, если немцы в основном обвиняли евреев в начале войны и вели однотипную пропаганду на окружающие их "арийские народы", то СССР и США ставили совсем иную задачу. Так, плакатисты Соединённых Штатов выпустили целую серию плакатов, которую можно озаглавить "United We Win" ("Вместе мы победим"). Задачей серии было показать роль негров в производстве и армейской жизни, ослабить предрассудки в обществе. Серию можно считать весьма успешной, в том числе потому, что она обращалась к личностям реальных людей: героя Пёрл-Харбора Д.Миллера и Дж.Луиса, известного боксёра, который вступил в ряды армии США.
Уместно отметить, что Д.Миллера наградили Военно-морским крестом США лишь под давлением негритянской прессы. Это не помешало использовать его личность в пропаганде. Что касается СССР, то на фоне межнациональных трений двух других стран народы, его населяющие, жили просто душа в душу. Это нашло своё отражение и в замечательном плакате В.Корецкого "Самед на смерть идёт, чтоб не погиб Семён…".
Союзные отношения тоже специфически преломлялись сквозь призму наглядной агитации и пропаганды. Так, постеры США, посвящённые антигитлеровской коалиции, обычно содержат флаги многих стран. Таким образом достигался эффект, при котором в общественном сознании граждан размывалась роль Советского Союза (кстати, на одном таком постере он назван просто "Russia") в борьбе и победе над нацистской Германией. С другой стороны, так проявляло себя американское мессианство, которое со времён президента США В.Вильсона называется вильсонианством: американцы стремились представить ситуацию так, словно в одном строю с ними идут "свободные нации всего мира". Иначе обстояли дела на плакатах СССР, наши художники обычно изображали лишь три флага: советский, американский и британский. Причина также ясна — изображались страны, реально оказавшие влияние на ход боевых действий, Советскому Союзу не нужно было затушёвывать чью-то роль, в отличие от Соединённых Штатов. Особенно интересен плакат "Европа будет свободной", на которой мечи союзников рубят цепь, сковывающую женщину-Европу с разных сторон. Мечи Соединённых Штатов и Великобритании как бы противопоставлены мечу СССР. Таким образом В.Корецкий довольно прозрачно намекал на то, сколь неустойчив на самом деле союз с этими странами.

Есть основания утверждать, что советские плакаты времён Великой Отечественной войны достигли вершин плакатного искусства. Художники СССР активно перенимали лучшее из наработок коллег по обе стороны фронта, совершенствуя собственные, и в результате сегодня перед исследователями предстаёт действительно замечательная коллекция графических работ. Находки советских художников оказали значительное влияние на развитие наглядной агитации, причём не только в нашей стране.
В чём секрет этого успеха? Очевидно, в большом историческом опыте, в гибкости, в готовности учиться даже у противника, но особенно в том, что советские плакатисты переживали войну вместе со всей страной, со всеми её жертвами и героями. У них не было возможности, как у американских художников, рисовать свои плакаты, находясь в безопасности за океаном, или, как у немецких, подбадривать население государства, армия которого воюет далеко за его границами.
Тем не менее с американскими плакатистами советских роднит относительный интернационализм: среди известных художников того времени в СССР присутствовали представители самых разных народов. Нацистской Германии такая "роскошь" была недоступна по идеологическим причинам.
Что касается визуальной и сюжетной схожести советских плакатов с немецкими, на основании чего иногда делаются далеко идущие выводы, то не стоит увлекаться сравнениями такого рода, так как похожие плакаты и сюжеты можно найти у всех трёх стран.
При этом немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранялся в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты лиц "арийцев", словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов.
Американские постеры, представляющие собой видоизменённую коммерческую рекламу, внесли в наглядную агитацию свой специфический вклад. Обилие симпатичных девушек на плакатах, активная идеализация действительности, рекламные приёмы, очень подходившие для целей многих работ — популяризации военных облигационных займов,— всё это подчёркивает основную особенность той войны для Америки: больше бизнеса, чем войны. При этом именно тогда появились интересные работы, которым было суждено надолго пережить своё время.

Сегодня же наглядная политическая пропаганда в нашей стране чаще вызывает смех, чем искренние эмоции (когда, например, в очередной раз "неопытный дизайнер" использует "вражескую" технику в коллаже или допускает орфографическую, а зачастую и стилистическую ошибку в лозунге). Это печальная тенденция, и изменить её — наша общая задача.
________________________________________ ________________ __________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр