Облако в штанах. Художественное своеобразие. Анализ второй главы поэмы «Облако в штанах

Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №14"
Населённый пункт: г.Череповец Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Изучаем поэму В.В.Маяковского "Облако в штанах"
Дата публикации: 31.08.2016
Раздел: полное образование

Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить роль средств выразительности; - развитие навыка анализа поэмы; - воспитание интереса к поэтике В.Маяковского. У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
I.

Оргмомент.

Работа с эпиграфом.

Формулировка темы и постановка цели.

Актуализация знаний. Сообщения групп.

1.
Историки.Замысел поэмы. История создания. «Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"». Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и и н т е л л е к т у а л ь н а я у с т р е м л е н н о с т ь к о в с е м у н о в о м у » . Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению. 1

2.
Теоретики. Тетраптих - произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей. Идейно-тематическое единство. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
3.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества. Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно- романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное  «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой  лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы. Y.
Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности: - 1-й ряд (метафоры); - 2-й ряд (гиперболы); - 3-й ряд (сравнения). (Анализ наиболее ярких средств). YI.
Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы: - Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название? (Свыкся) - Кто явился прообразом лирической героини? 2
- Какова главная мысль поэмы? (Любовь человека к жизни, к миру, к людям в высоком библейском понимании). - Что отвергал поэт в существующем строе? (Долой….) - О чём размышляет поэт в поэме? (Об основных устоях) - Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы? YII.
Выставление оценок.
YIII.
Домашнее задание.
Работа с текстом: -подготовить выразительное чтение отрывка; - выписать средства выразительности по вариантам: 1 - (олицетворения); 2 - (гиперболы); 3 - (метафоры, примеры парцелляции); 4 - (оксюморон); 5 - (антитезу) 6 - (эпитеты) Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть». Тексты: стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся»; пьесы «Клоп», «Баня» 1 группа – Сюжет, композиция, образы. 3
2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя. 3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя. Результаты наблюдений (краткая запись) Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»). Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда) Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека. Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви. Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен». Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя. Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах: «Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека. «На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий. Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя: Упал двенадцатый час, Как с плахи голова казненного.. Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую. Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв… С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»! И «Вы – Джоконда…» «Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ 4
Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность. Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…» А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя. Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания. Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя: Еще и еще, Уткнувшись дождю Лицом в его лицо рябое, Жду, Обрызганный шумом городского прибоя. Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека. Или еще: Эй! Господа! Любители Святотатств Преступлений, Боен, – А самое страшное Видели – Лицо мое, когда Я Абсолютно спокоен. Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру. Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями. Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его: Видите – спокоен как! Как пульс покойника … (составная) «Четкий – чечеткой» (ассонансная) Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу») В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..») 5
В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя. Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.) Индивидуальные задания. Первая часть: за что «долой вашу любовь»? Любовный треугольник в духе Джека Лондона; любовь как «горящее сердце». Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Вторая часть: почему отвергается «ваше искусство»?
Оппозиция поэты и улица (ср. метафоры: «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения» и «улица корчится безъязыкая»), книги и жизнь, образ поэта-пророка и предтечи
Третья часть – «долой ваш строй», образ миропорядка: небо – «железный Бисмарк»,

земля – «любовница Ротшильда».
Поясните метафору: «небо опят иудит / пригоршнью обрызганных предательством звезд». Поэт – «площадной сутенер и карточный шулер» (см. религиозный смысл юродства) и «тринадцатый апостол».
Четвертая часть: «долой вашу религию», причина бунта против бога; образ бога у

Маяковского
; поясните финальный образ «спящей Вселенной» (ср. стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»). 6

Анализ поэмы Маяковского "Облако в штанах"

Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"» 1 .

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария 2 . / Восемь. / Девять. / Десять... Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.



Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане 3 , // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному...» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”... Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано, Ставлю «nihil».

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

а во рту умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом И, серенький, чирикать, как перепел. Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

От вас, которые влюбленностью мокли, От которых / в столетие слеза лилась, уйду я, / солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз.

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники! Пускай земле под ножами припомнится, кого хотела опошлить! Земле, / обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд! Чтоб флаги трепались в горячке пальбы, как у каждого порядочного праздника – выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот, вижу идущего через горы времени, которого не видит никто. Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас – его предтеча!

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя». «Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал... и что господу богу от Маяковского здорово влетело» 4 .

Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища достаю сапожный ножик. Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной тряске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски! ...Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел.

Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.

Поэма импульсивная и довольно яркая, относится к периоду раннего творчества поэта. Над произведением поэт работал длительное время, и только через 17 месяцев труда автор представил в 1915 году в Петербурге впервые поэму. Посвящены строчки Лиле Брик, и, учитывая нежные чувства поэта к девушке, наполнены своеобразного романтизма.

Главная тема

В основу сюжета положена история персонажа, которого автор отождествляет с собой. Герою 22 года, и в жизни ему пришлось столкнуться с различными сложностями в романтических отношениях. Личная трагедия его заключается в том, что возлюбленная на свидание к нему не приходит, и душу молодого мужчины терзают переживания.

В итоге переживаний поэт подчеркивает, как стареет душой и телом герой, сгорбившись стоит и прислоняется к стеклу, вглядываясь неотрывно в пустоту. Мысли главного персонажа сводятся к размышлениям о том, будет ли в его жизни любовь, или нет.

Однако девушка Мария все же приходит к нему в комнату, и сообщает о том, что планирет выйти замуж за другого. Впрочем, к этому моменту мужчина не может уже испытывать ничего, кроме слепой ненависти, а также злости на несправедливый мир жадных и расчетливых людей.

Структурный анализ

Особенностью произведений Маяковского является его уникальный стиль, для которого характерно сочетание контрастных эмоций и чувств, щедро приправленных грубостью и агрессией с завышенным самомнением. Такими приемами автор привлекает внимание к себе и своим стихам, вызывая этим у читателей ответные эмоции.

Поэма словно бы поделена на две части, и если первая полна сильных душевных страданий, то вторая обращена на социальные проблемы, которые имеются в современном обществе. При этом автор также обращает внимание читателей на тот факт, что "небу" нет никакого дела до того, что происходит на грешной земле среди людей.

По факту присутствует четкое разделение на 4 части. Ритм, что свойственно для произведений Маяковского, местами сбивается, чтобы обращать внимание читателя на самые основные слова и фразы. Размерность строк также различная, а для еще более отчетливого выражения эмоций автором использовались достаточно жесткие, яркие словечки и эпитеты.

В данном случае использована перекрестная рифма, произведение достаточно легко читается и не имеет сложных, излишне вычурных, конструкций из слов. Множество метафор также придают своеобразной красоты поэме, и при этом позволяют дополнительно расставлять акценты. Каждая строка продумана, и автор потратил немало времени на то, чтобы создать идеальную поэму!

Вывод

Для современного общества, несмотря на то, что прошло уже много лет со дня написания этого стихотворения, тема ценностей все так же актуальна. Хотя сегодня женщины уже свободны и вольны делать выбор самостоятельно, все так же множество людей мыслит стремлениями к наживе и богатству, забывая о чувствах. Автор произведением призывает людей быть внимательнее к окружающим, и к эмоциям окружающих в обществе людей.

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Методическая разработка.

Урок – практикум в 11 классе

Учитель русского языка и литературы (высшей категории)

Брусницына Л. Г.

Тверская область

Урок – практикум в 11 классе

Образ лирического героя в поэзии В. Маяковского «Облако в штанах». (Анализ I главы поэмы)

Цель урока:

    На основе текста I главы провести анализ и поэтики раннего творчества В. Маяковского;

    Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «я», понять функцию изобразительных средств в создании образа лирического «я»;

    Обучать учащихся грамотному анализу поэтического текста; развивать умение учащихся делать обобщения и выводы, анализируя текст, видеть роль изобразительно-выразительных средств, составлять собственный связный текст.

    Развивать эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Оборудование урока: текст поэмы, портрет В. Маяковского, литературоведческий словарь (определенных литературоведческих понятий), выставка – обзор критических статей, карточки с заданиями по группам и индивидуальными заданиями.

Подготовка к уроку: В качестве домашней подготовки предлагаются следующие задания: индивидуальные сообщения: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского».

Задания по группам:

    Рассмотрим сюжет и композицию главы поэмы:

    Проследите сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний) лирического героя. Составьте сюжетную цепочку.

    Как построена глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

    Рассмотрение образов, особое внимание обратите на ведущей образ лирического героя.

Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического героя.

    Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные средства использует В. Маяковский, чтобы показать состояние лирического героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений, гипербол, пейзажных зарисовок.

    Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы. Попробуйте графически изобразить ритм I главы.

Исследуйте лексику, синтаксис, фонетику поэмы, покажите их роль.

Эпиграфы к уроку:

    Слушайте!

Проповедает,

Мечась и стеня,

Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра

    Крик последний,-

О том, что горю, в

Столетия

Ход урока

I Вступительное слово учителя

1. Выразительное чтение вступления к поэме.

2. Слово учителя:

«Так начинается поэма В. Маяковского «Облако в штанах»; уже с первых строк, обращенных к нам, ко всем тихим, спокойным, сонным, ленивым, она звучит вызовом поэта всему миру. Молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный («мир огромив мощью голоса»), но в то время нежный («не мужчина, а облако в штанах»), поэт идет навстречу всему миру.

Что его слово миру, всем нам? Кто он – этот герой, выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?»

Сегодня мы попробуем, исследуя первую главу поэмы, найти ответы на эти вопросы, разобраться, кто же он – лирический герой всего раннего творчества Маяковского. Мы с вами уже говорили об истории создания поэмы, ее идейном смысле: по выражению самого В. Маяковского, поэма «Облако в штанах» – это «четыре крика четырех частей: 1) далой вашу любовь, 2) долой ваше искусство, 3) долой ваш строй, 4) долой вашу религию.»

Но только ли браваду вызова можно увидеть в поэме? Может быть, здесь есть что-то еще? Может быть, вы увидите в лирическом герое не только бунтаря – анархиста, бросающего вызов самому Богу, но и кого-то другого, – личность раздираемую противоречиями, отчаявшуюся и от бессилия бросающую вызов всему миру?

II Но прежде чем приступить к исследованию первой главы поэмы, давайте более пристально вглядимся в 2 вопроса, ответы на которые помогут вам в работе с текстом. (Далее следуют 2 сообщения учащихся: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского», в которых обращается внимание на особенности поэтики футуристов и раннего Маяковского, на доске и в тетради выписываются понятия: архитектотика, поэтика, лирический герой, «сановитое» слово, ритм, метафора и др.)

III Работа учащихся в группах

Учащиеся работают по вопросам, полученными заранее, еще раз обобщают наблюдения по первой главе поэмы и выступают с сообщениями по темам:

1 группа – Сюжет, композиция, образы.

2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.

3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя.

Результаты наблюдений (краткая запись)

    Сюжет, композиция, образы.

    Функциональная роль изобразительных средств.

    Ритмика и рифма.

Особенности лексики, фонетики, синтаксиса.

Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»).

Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда)

Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека.

Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви.

Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен».

Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя.

Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах:

«Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека.

«На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий.

Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного..

Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую.

Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв…

С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»!

«Вы – Джоконда…»

«Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ

Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность.

Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…»

А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя.

Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания.

Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя:

Еще и еще,

Уткнувшись дождю

Лицом в его лицо рябое,

Обрызганный шумом городского прибоя.

Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека.

Любители

Святотатств

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо мое, когда

Абсолютно спокоен.

Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру.

Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями.

Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его:

Видите – спокоен как!

Как пульс покойника … (составная)

«Четкий – чечеткой» (ассонансная)

Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»)

В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..»)

В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя.

Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.)

IV Заключительное слово учителя.

Итак, подведем итоги наших наблюдений над I частью поэмы. Конечно, мы сумели увидеть далеко не все изобразительные и языковые средства, которые помогают понять поэтическую идею произведения, его образы, но и то, что мы смогли заметить, погружаясь в живую душу поэмы, открыло нам некоторые не бросающиеся в глаза при первом знакомстве, но существенные для понимания целого оттенки, особенности, которые помогают, по Пушкину, «открывать красоты … в произведениях …»

Какого же героя мы увидели в I главе поэмы? – вопрос к учащимся.

В I главе мы видим трагедию любви и лирического героя, страдающего, мечущегося, растерянного, ищущего понимания в мире и не находящего, героя, бросающего вызов миру, где любовь превращается в куплю – продажу. Этот вызов вырывается из сердца от отчаяния и безысходности. Образ лирического героя трагичен, его страданию нет исхода.

Как наша сегодняшняя работа помогла вам в осознании, в приятии или неприятии поэзии Маяковского?

«Я открыла для себя поэта. Раньше он мне представлялся грубым, но теперь я увидела раненую душу…»

«Никогда не думал, что можно так ярко выражать свои чувства…»

«Мне кажется, так о любви еще никто не писал, да и не напишет.»

«Очень понравился ритм поэмы. Как точно передается состояние души любящего и страдающего человека!»

Домашнее задание: по группам проанализировать 2,3, 4 главы поэмы самостоятельно, использовать вопросы и записи, сделанные в классе, учебник – с.175 – 176, ответ на вопрос: Каков лирический герой раннего Маяковского.