Оптинские старцы наставления письма дневники читать. Советы оптинских старцев христианам, живущим в миру. Основные положения Оптиной

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ПРОчтение. Выпуск 13. Двухтомник о. Иова (Гумерова)

    ✪ Книга: Тысяча вопросов священнику

    ✪ Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий

    Субтитры

Биография

Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР в татарской семье. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета . Окончил четыре курса и перевёлся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета , который окончил в 1966 году.

«К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня ещё в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» .

В 1969 году поступил в аспирантуру , которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в в декабре 1973 года.

По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой , в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение.

17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).

С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии . В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.

5 апреля 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального .

В 2003-2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru ».

10 апреля 2017 года за Литургией в Малом соборе Донского монастыря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита .

Семья

Работа по канонизации святых

В 1997-2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская , митрополит Макарий (Невский) , архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) , епископ Григорий (Лебедев) , протоиерей Иоанн Восторгов , мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков) , протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов , архимандрит Игнатий (Лебедев) , иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов , Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие.

Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова , подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина . Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.

Публикации

Книги

  1. Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., издательство Московской патриархии, 1998, 63 с.
  2. Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. М., издание Сретенского монастыря, 2002, 112 с.; 2-е изд. М., 2003, 160 с.; 3-е изд., М.. , 2007, 192 с.
  3. Вопросы священнику. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 255 с.
  4. Вопросы священнику. Книга 2. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 207 с.
  5. Вопросы священнику. Книга 3. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 238 с.
  6. Вопросы священнику. Книга 4. М., издание Сретенского монастыря, 2006, 256 с.
  7. Вопросы священнику. Книга 5. М., издание Сретенского монастыря, 2007, 272 с.
  8. Вопросы священнику. Книга 6. М., издание Сретенского монастыря, 2008, 272 с.
  9. Тысяча вопросов священнику. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 896 с.
  10. Таинство Елеосвящения (соборование). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 32 с.
  11. Святое крещение. - М., 2011. - 32 с. (Серия «Таинства и обряды»).
  12. Что такое брак? - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  13. Крестная сила. - М., 2011. - 48 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  14. Таинство покаяния. - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  15. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1., М., Сретенский монастырь, 2011, 496 с. Том 2.. М., Сретенский монастырь, 2011, 640 с.
  16. Закон Божий, М., Сретенский монастырь, 2014, 584 с. (в соавторстве со священниками Павлом и Александром Гумеровыми)

Статьи

  1. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 366 с.
  2. «Если мы хотим быть солию земли…». Иоанн Кронштадский. - Сибирские огни, 1991 № 5, с. 272-278
  3. Три четверти академического богословия (Духовное наследие Прибавлений к творениям святых отцов" и «Богословского вестника»). - Богослоский вестник. М., 1993. [Т.] 1. № 1-2, с. 21 - 39. .
  4. Право и правда [суд над Иисусом Христом]. - Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 5. с. 57 - 74.
  5. Добрый посев. Русская писательница Александра Николаевна Бахметева . - В кн.: А. Н. Бахметева. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа, М., 2010.
  6. Хранитель церковной традиции. - В сборнике: «Господь - крепость моя. Памяти архиепископа Александра (Тимофеева)», Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2013, с. 88 - 93.
  7. Образ Отцовства небесного. - «Православие и современность», 2014 г., № 27 (43).
  8. Настольная книга священнослужителя. М., 1994. (Статьи в разделе «Словарь проповедников»):
    1. Архиепископ Амвросий (Ключарев)
    2. Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров
    3. Митрополит Антоний (Вадковский)
    4. Протоиерей Алексий Васильевич Белоцветов
    5. Профессор протоиерей Александр Адреевич Ветелев
    6. Епископ Виссарион (Нечаев)
    7. Протоиерей Петр Викторович Гнедич
    8. Митрополит Григорий (Чуков)
    9. Архиепископ Димитрий (Муретов)
    10. Епископ Иоанн (Соколов)
    11. Протоиерей Иоанн Васильевич Леванда
    12. Митрополит Макарий (Булгаков)
    13. Митрополит Макарий (Невский)
    14. Архиепископ Никанор (Бровкович)
    15. Арихиепископ Николай (Зиоров)
    16. Митрополит Николай (Ярушевич)
    17. Протоиерей Василий Иоаннович Нордов
    18. Митрополит Платон (Левшин)
    19. Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
    20. Священник Михаил Димитриевич Смирнов
    21. Протоиерей Петр Алексеевич Смиров
    22. Протоиерей Петр Алексанрович Соллертинский
    23. Святитель Тихон Задонский
    24. Митрополит Филарет (Амфитеатров)
    25. Архиепископ Филарет (Гумилевский)
  9. Большая советская энциклопедия :
    1. Кёниг Р.
    2. Кетле А. (совм. с А. Х. Хргиан)
    3. Знанецкий Ф. В.
    4. Миллс Ч. Р.
  10. Энциклопедия «Русские писатели. 1800-1917» (Издательство «Энциклопедия»):
    1. Альбертини Н. В.
    2. Амвросий (Гренков А. М.), преп.
    3. Антонов А. В.
    4. Аристов Н. Я.
    5. Бабиков А. Я.
    6. Басистов П. Е.
    7. Бахметева А. Н.
    8. Бахтиаров А. А.
    9. Белянкин Л. Е.
    10. Блудова А. Д.
    11. Боборыкин Н. Н.
    12. Булгаков М. П. (митрополит Макарий)
    13. Бухарев А. М.
    14. Валуев Д. А.
    15. Васильчиков А. И.
    16. Векстерн А. А.
    17. Гаврилов Ф. Т. (авторская под. - А. А. Уфимский)
    18. Глинка Г. А.
    19. Глухарёв М. Я. (архимандрит Макарий)
    20. Говоров Г. В. (епископ Феофан Затворник)
    21. Горбунов И. Ф. Горбунов О. Ф.
    22. Данилевский Н. Я.
    23. Дельвиг А. И.
    24. Елагин В. Н. (совм. с А. Л. Варминским)
    25. Игнатий (Брянчанинов)
    26. Иннокентий (Борисов)
    27. Ириней (Фальковский) (совм. с М. П. Лепехин)
    28. Исмайлов Ф. Ф. Карсавин Л. П. Кашкаров И. Д.
    29. Коцебу О. Е.
    30. Коялович М. И.
    31. Курч Е.М
    32. Леонид, архимандрит (Кавелин)
    33. Меньшиков М. О. (при участии М. Б. Поспелова)
    34. Никодим, епископ (Казанцев Н.И)
    35. Пассек В. В.
    36. Победоносцев К. П. (совм. с Сергеевым)
    37. Полетика П. И.
    38. Радожицкий И. Т. (совм. с М. К. Евсеевой)
    39. Рикорд Л. И.
    40. Романов В. В.
  11. Православная энциклопедия :
    1. Аварим
    2. Авдий
    3. Аггей
    4. Авессалом
    5. Авиафар
    6. Адониседек
    7. Акила и Прискила
    8. Амфитеатров В. Н.
    9. Богословский вестник

В соавторстве со священником Павлом Гумеровым

  1. Вечная память. Православный обряд погребения и поминовение усопших. М., Издательство Русской Православной Церкви, 2009, 160 с. - 2-е исправленное издание, М.. 2011.
  2. Дом христианина. Традиции и святыни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010, 63 с.

Научные публикации

  1. Системно-семиотические инварианты культуры. - В кн.: Системные исследования. - М., 1982, с.383-395.
  2. Методологические проблемы системного анализа организации. В сборнике: "Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 97-113.
  3. Развитие и организация. В сборнике: «Системные концепции развития», М., 1985. Вып.4., с.70-75.
  4. Глобальные задачи и проблемы «общечеловеческой этики». - В сборнике: Концепция глобальных проблем современности. - М., 1985.
  5. Экологические ценности в системе культуры. В сборнике: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1988. -М.: Наука, 1989. - С.210 - 224.
  6. Философско-антропологические проблемы экологии. - В сборнике: Экология, культура, образование. М., 1989. С. 96-100.

Раньше случалось, что люди шли за духовным советом к батюшке, преодолевая сотни верст пешком. Сейчас достаточно выйти в Интернет и за пару кликов оказаться на нужной страничке. Вопрошающим, возможно, стало несколько легче, а вот пастырям - тяжелее, поскольку количество вопросов растет в геометрической прогрессии. И хотя грехи, с которыми сталкивается человек, остаются теми же самыми, но ответ на вопрос конкретного человека священнику приходится каждый раз находить индивидуально. О том, как выстраивать общение и отношения с прихожанами, и о своем опыте ответов на "вопросы батюшке" рассказывает насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров)

Каждому священнику в течение многих лет приходится отвечать на одни и те же вопросы. Исходя из своего опыта, можете ли вы дать советы молодым пастырям, что необходимо учитывать при ответе?

Человек, которого Бог поставил быть духовником, должен постоянно стяжать в себе деятельную любовь. Думаю, что самое важное, чтобы тот, кто обратился за духовной помощью, чувствовал, что в его нуждах, его проблемах священник соучаствует. Любой человек, даже не обладающий тонким устроением души, очень хорошо ощущает, как к нему относятся: либо формально, пусть при этом и очень вежливо, либо проявляют сердечное участие.

Помню, много лет назад читал небольшую книгу "58 советов афонского старца". Меня буквально захватила одна мысль, к которой я потом всё время возвращался: не упускайте возможности угодить Богу ласковым обращением с людьми. Мы нередко ищем, какое сделать добро для своего спасения. Но не задумываемся и не сознаем, что такая возможность находится рядом. Ласковое обращение с людьми есть не что иное, как проявление деятельной любви в повседневности. Об этом нужно постоянно помнить. И первое, что должен делать пастырь, когда к нему обращается человек за советом, - это проявить к нему доброжелательность и открытость. Это основание, на котором он должен строить дальнейшее общение с собеседником. Я замечал, что если это не получилось, если уже в первых словах была какая-то холодность, то чаще всего и дальше не будет положительного результата.

За каждого, кто приходит к нему, священник должен, хотя бы кратко, помолиться. Господь, видя, что мы искренне желаем соучаствовать в его проблемах, подает пастырю Свою всесильную помощь.

Важно, чтобы священник не показывал собеседнику свою занятость. Надо сделать всё, чтобы пришедший в нужде человек не чувствовал, что священник куда-то торопится или утомлен. Внимание священника должно быть полностью занято собеседником, который пришел к нему за советом. Иногда я говорю своим прихожанам: "Не смущайтесь, рассказывайте, у меня достаточно времени". И это очень помогает преодолеть человеку скованность или избавиться от мнимого опасения, что он отнимает у священника много времени.

С другой стороны, надо всё делать с рассуждением. Если не направлять, хоть и мягко, беседу в нужное русло, она может продолжаться часами. У тех, кто приходит к священнику, есть потребность выговориться. Человек считает, что если он во всех подробностях и деталях будет рассказывать о том, что его волнует, то тогда ему легче сможет священник помочь. Для многих, пришедших с тяжелыми проблемами, долгий и подробный рассказ дает психологическую разрядку. Поэтому пастырю найти необходимую меру в общении бывает очень трудно.

Что самое сложное для священника в общении с прихожанами? Как вам удается найти верные слова? Какой литературой вы пользуетесь?

Пастырь является соработником Бога. Господь, Который поставил его на это служение, помогает и укрепляет Своею благодатью. Без этого невозможно нести такой тяжелый крест. Святой Иоанн Кронштадтский писал: "Боже мой, как трудно надлежащим образом исповедовать! Сколько от врага препятствий! Как тяжко согрешаешь пред Богом, исповедуя не надлежащим образом! Как слово оскудевает! Как источник слова заграждается в сердце! Как язык изменяет и разум! О, сколько нужно приготовления к исповеди! Сколько надо молиться об успешном прохождении этого подвига!" (Моя жизнь во Христе. Т. 2).

Когда мне предстоит по расписанию исповедовать, я начинаю заранее молиться, чтобы Господь помог мне выполнить это послушание и принести людям пользу.

Совершение таинства исповеди, несомненно, является средоточием пастырской деятельности, поскольку душа человека очищается и возрождается. Но даже просто беседа или ответ на письмо требуют особой внутренней собранности. Начиная отвечать на письма прихожан, вначале я не представлял всей трудности этого дела. Через какое-то время я понял, что если письмо написано с болью, то надо хотя бы часть этой боли пропустить через себя, иначе не поможешь. Можно написать ответ очень точно и правильно с богословской точки зрения, но оно не даст результата, если нет сопереживания.

Для ответа на разнообразные вопросы приходилось обращаться к самым разным источникам. Часто обращался к творчеству святителей Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других.

Во-вторых, я опирался также на те знания, которые у меня были. Меня можно назвать "вечным студентом". Я учился и учусь всю жизнь. В семнадцать лет у меня произошло очень важное событие: я сделал выбор жизненного пути. До этого мне приходилось принимать решения: с кем играть, куда поехать на отдых и так далее. Но ни один такой выбор не мог повлиять на мою жизнь. Окончание школы изменило коренным образом мое положение. Что делать дальше? Поскольку у меня был настоящий интерес к познанию, мне было ясно, что надо продолжать учиться.

Обозревая прошлую жизнь, я изумляюсь тому, как заботливо участвует Бог в жизни отдельного человека. Зная природные возможности каждого, Он еще в детстве и отрочестве всевает в душу семена, которые должны потом прорости и принести плоды, нужные ему для духовной жизни и спасения. Теперь я с внутренним волнением и благодарением ко Господу вижу, что Он направил мои познавательные интересы по тому руслу, которое меня привело к богословию и священству. По воле Божьей к богословию меня привела философия, которую в Средние века называли "служанкой богословия" ("philosophia est ministra theologiae"). Философия стала интересовать меня еще в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р.Декарта, Г.В. Лейбница, Г.Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем (не менее двух лет). Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса. После окончания университета - трехлетняя аспирантура, кандидатская диссертация в области социологии.

Мои занятия философией, историей, социологией, литературой очень помогли мне впоследствии отвечать на письма. Когда я воцерковился (это произошло в апреле 1984 года), переживал, что столько лет потратил на изучение светских наук, которые, как мне казалось, мне больше не пригодятся. Но оказалось, что мои рассуждения были наивны, а Господь всё так устроил, что все мои знания мне были просто необходимы.

- Чей опыт помог вам в вашем духовном выборе и последующем священническом пути?

Я думаю, что самое большое влияние на меня оказала мама, которая хотя крестилась только в старости, но по устроению души (любвеобилию, желанию жить со всеми в мире, отзывчивости ко всем) была всегда очень близка внутренне к христианству. Она не упускала ни одного случая сказать нам какое-нибудь ласковое слово. Это была ее потребность. Она никогда не ругала нас. Уже в старости она рассказала мне, что ей это запретила ее мать, моя бабушка. Папу часто переводили по службе в разные города. Когда мать моя прощалась с бабушкой (было ясно, что они уже не увидятся), моя бабушка сказала: "Об одном прошу, не бей детей и не ругай. Если ударишь хоть раз даже по руке, мое материнское благословение отойдет от тебя". Но мама никогда и не сделала бы так: она на это была просто неспособна. Мамина любовь, ее отношение к людям, конечно, составило ту основу, на которой родилась моя личная вера. Это помогло без каких-либо скорбей и потрясений мне плавно прийти к осознанию необходимости креститься и стать христианином. Я тогда работал старшим научным сотрудником в Академии наук во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований.

К священству же я пришел по послушанию духовнику. Когда я воцерковился, мой духовный наставник священник Сергий Романов (сейчас он протоиерей) спустя четыре года после этого сказал, что я должен преподавать в Московской духовной академии. Такая мысль никогда не могла прийти мне в голову. Но поскольку я с полным доверием относился к его словам, то легко согласился. Всё произошло довольно быстро и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской духовной академии и семинарии профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который предложил мне курс под названием "Христианство и культура". Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к архиепископу Александру (Тимофееву), тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: "А что это у вас?" Я сказал: "Это программа курса". Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: "Готовьте на совет".

При владыке Александре было обязательное требование: преподаватели, пришедшие из светских институтов и не имевшие духовного образования, должны были экстерном окончить семинарию, а затем академию. Семинарию я закончил в мае 1990 года, а экзамены за академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. С сентября 1990 года я стал преподавать в академии Священное Писание Ветхого Завета, а в семинарии - основное богословие.

В сентябре начался второй год моего преподавания в академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: "Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают". Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя праздниками, Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения креста Господня, 23 сентября меня рукоположили.

- Каким был ваш путь в монастырь?

Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и еще одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути.

Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шел из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: "Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью". После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: "Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю". Через месяц я приехал в Сретенский монастырь. Постриг я принял в апреле 2005 года.

Много лет вы преподаете в духовных школах, а сами пришли получать духовное образование, уже будучи кандидатом философских наук. Какие изменения вы видите в системе образования и воспитания будущих пастырей?

Для меня это очень важная и даже болезненная тема. При архиепископе Александре много говорили о нравственном состоянии студентов, о качестве преподавания. Структурные преобразования сами по себе повысить уровень духовного образования не могут. Ведь, как говорил священномученик Иларион (Троицкий), духовные школы сильны традицией и близостью к Церкви.

Самая серьезная трудность состоит в том, что студенты попадают в семинарию не с какого-то необитаемого острова, а из окружающего нас мира, из нашего больного общества, пораженного многими недугами. Некоторым не хватает не только христианского, но и общего воспитания. Человека, который в 18 лет пришел в семинарию, за пять лет учебы перевоспитать невозможно, он уже имеет вполне сформировавшийся духовный облик. А в общежитии жизнь такая, что порой они друг у друга берут не лучшее. Всё это приводит к тому, что некоторые семинаристы очень легко попадают под влияние духа времени. Это сказывается потом и на их служении. Чаще всего это проявляется в стремлении соединять высокое служение Богу и людям со служением себе, не упуская возможности что-то приобрести, завести друзей среди состоятельных людей. Вот в этом мне видятся серьезные последствия разрушения традиций.

- В течение нескольких лет вы вели рубрику "Вопросы к священнику" на сайте "Православие.ру ", которая была очень востребована и помогла прийти в Церковь многим. Какое место этот проект занимал среди ваших священнических послушаний?

Рубрика была создана в 2000 году еще до моего прихода в Сретенский монастырь. В это время я преподавал в Сретенской духовной семинарии Священное Писание Ветхого Завета. Тогда редакция сайта "Православие.ру " нередко просила меня отвечать на некоторые письма. Затем я стал насельником нашей обители и мое участие в рубрике стало регулярным. Наряду с исполнением священнических обязанностей отвечать на "вопросы к священнику" стало моим основным послушанием. Необходимо сказать, что подготовка и публикация ответов на вопросы на сайте была лишь малой частью трудов. Постепенно росло количество писем. Приходившие письма в своем подавляющем большинстве были сугубо личные, и ответы посылались авторам по их адресу. Сколько было направлено ответов, сказать затрудняюсь, потому что никогда не считал. Может быть, более 10 000. Время шло. Сайт "Православие.ру " стал самым посещаемым из всех религиозных порталов. В последние годы в месяц приходило 1500-1800 писем, а Великим постом и в праздники количество писем возрастало вдвое. Ответы на вопросы, которые представляли общий духовный интерес, ставились на сайте. На личные письма мы отвечали вдвоем с иеромонахом Зосимой (Мельником). Молодой и энергичный, он брал львиную долю писем на себя, за что я ему благодарен.

Когда удается кому-то помочь, всегда испытываешь радость. Но у меня была и постоянная боль. Большая часть писем оставалась без ответа: невозможно дать больше того, что имеешь. Нарастающий поток писем буквально накрыл нас с головой. Это послушание сильно ограничивало мое монашеское делание, за которое мне предстоит дать ответ Господу на Суде. К этому времени в архиве рубрики "Вопросы к священнику" было около 1370 ответов. Поэтому был прекращен прием писем. Теперь я больше времени общаюсь с прихожанами лично. Приход наш насчитывает около 900 человек.

- О чем чаще всего спрашивают? Какие вопросы для вас особенно радостны?

Невидимая аудитория, с которой приходилось общаться, была очень неоднородной. Многие авторы писем имели опыт духовной жизни. Они просили объяснить определенное место из Священного Писания, дать богословскую оценку какому-нибудь произведению или явлению культуры. Так, например, одного из авторов писем интересовало православное отношение к "Божественной комедии" А.Данте. Другой просил прокомментировать с точки зрения православной духовности образ юродивого в "Борисе Годунове" А.С. Пушкина. Был, например, вопрос: как относиться к творчеству религиозного философа Льва Карсавина. Ответы на подобные вопросы потом составили целый раздел моей книги "Тысяча вопросов священнику".

Немало приходило писем от тех, кто недавно пришел в Церковь. Встретившись с первыми трудностями в духовной жизни, они просили пастырской помощи. Почти у каждого пришедшего к вере в сознательном возрасте возникают проблемы в отношениях с близкими, которые далеки от веры. Авторы этих писем просили совета, как поступить в сложной, порой болезненной жизненной ситуации.

Наибольшей радостью для меня было получать письма от людей, которые просили помочь им войти в храм. Порой эти письма были очень короткие и простые: "Я никогда не исповедовался, посоветуйте, что сделать". И я всегда, как бы ни был занят, как бы много писем ни приходило, старался обязательно ответить на эти вопросы, ведь было заметно, что в душе человека зарождается что-то значительное, Господь пробудил какой-то росток веры, который может легко засохнуть, если о нем не позаботишься. Испытываешь какое-то трепетное расположение к такому человеку. На эти письма я старался ответить очень подробно, несмотря на любую степень усталости.

- А были ли письма, которые огорчали, вызывали тревогу?

Мне, прожившему тридцать лет в очень счастливом браке, всегда тяжело слышать о семейных нестроениях, которые часто кончаются распадом семьи. Это трагедия. Старец Паисий Святогорец сказал: "Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье". И еще сказал: "Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство, и монашество". Создается впечатление, что семья оказалась буквально раздавлена пороками и грехами нашего больного общества. Тяжело видеть, что государство не делает никакой попытки обуздать развращающее действие телевидения, радио, Интернета, низкопробной печати. К сожалению, священнослужители не напоминают нелицеприятно представителям власти об ответственности их за нравственное здоровье народа. Глубоко убежден, что представители Церкви на всех уровнях иерархии должны соблюдать дистанцию в отношении власти. Иначе их совесть оказывается связанной земными отношениями.

- В этом году вам исполнилось 70 лет. Как вы переживаете этот возраст?

Представления обыденного сознания о старости крайне примитивны. В действительности каждый возраст Творец наделил замечательными достоинствами. "Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина" (Притч. 20, 29). Священный писатель седину называет "венцом славы" (Притч. 16, 31), имея в виду человека, который в жизни выбрал стезю правды. На старость сетуют обычно люди, которые в возраст вступили с пустыми руками, не собрав духовно-нравственных богатств.

В старости испытываешь ту радость, которая наполняет мореплавателя, когда его корабль совершил опасное плавание и вошел в спокойные прибрежные воды. Приходит то спокойствие, какое известно человеку, на которого был возложен нелегкий труд, и он видит, что работа подошла к концу. Жизнь - особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать променять старость на молодость значит уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался. Надо спуститься вниз и начинать всё заново. Помню, в декабре 1996 года, когда я преподавал в Московской духовной академии, у проректора академии профессора Михаила Степановича Иванова было 55-летие. Был будний день. В перерыве между лекциями он угостил нас (было несколько человек) какой-то выпечкой, приготовленной в нашей трапезной. Говоря о своем 55-летии, он, обязанностью которого было следить, чтобы у студентов не было двоек, сказал: "Это единственный, наверно, случай, когда две двойки лучше двух пятерок". Я промолчал, но внутренне не согласился: вернуться к 22-летнему возрасту значит скатить уже поднятый на гору камень, а потом 33 года вновь его поднимать.

Однако старость старости рознь. В Библии встречается выражение: умер "в старости доброй" (Быт. 25, 8; 1 Пар. 29, 28), "насыщенный жизнью" (Быт. 25, 8; 35, 29; Иов 42, 17), "с миром" (Лк. 2, 29). Это относится к тем, чья жизнь была праведной и угодной Богу. Человек, который не стремился жить с Богом, а провел дни суетно, не будет иметь в старости плода. "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 7-8).

http://e-vestnik.ru/interviews/ieromonah_iov_gumerov_5145/

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении

Иеромонах Иов Гумеров. Фото А.Поспелов. Православие.Ru

Отец Иов, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником?

Священником я стал по послушанию. Сначала я был обычным прихожанином. Вся наша семья воцерковилась 17 апреля 1984 года. Хорошо помню: это был Великий Вторник. Потом я стал духовным чадом иерея Сергия Романова (сейчас он протоиерей). Он и возложил на меня послушание священнослужения.

Когда я крестился и стал православным христианином, передо мной открылся особый мир, в который я вошел с великой радостью и надеждой. Исполнение того, что мне говорил духовный отец, было для меня аксиомой. По прошествии пяти лет после начала моей жизни в Церкви отец Сергий однажды мне сказал: «Вам надо преподавать в Духовной Академии». Это было для меня совершенно неожиданно. Преподавание в Духовной Академии казалось настолько не похожим на мои тогдашние научные занятия, что даже мысль об этом ни разу не приходила мне на ум. Сейчас я не сомневаюсь, что это соответствовало воле Божией, Его замыслу обо мне.

А потому все и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской Духовной Академии и Семинарии - профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который, предложил мне курс под названием «Христианство и культура». Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к владыке Александру (Тимофееву) - тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: «А что это у вас?» Я сказал: «Это программа курса». Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: «Готовьте на Совет». Так я стал преподавателем Духовной Академии, никогда не стремясь к этому.

При владыке Александре было обязательное требование: преподаватели, пришедшие из светских институтов и не имевшие духовного образования, должны были экстерном окончить Семинарию, а затем Академию. Семинарию я закончил в мае 1990 года, а экзамены за Академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. С сентября 1990 года я стал преподавать в Академии Священное Писание Ветхого Завета, а в Семинарии - Основное богословие.

В конце мая 1990 года отец Сергий Романов сказал, что мне надо подавать прошение о рукоположении в диакона. Я вновь без всяких колебаний и сомнений ответил: «Хорошо». В ближайшее время после этого я встретил в коридоре архиепископа Александра и попросил принять меня. Он спросил: «По какому поводу?» - «По поводу рукоположения». Он назначил день. Когда я пришел, он сразу же без вступительных слов произнес: «В день Святой Троицы». Затем прибавил: «Приезжайте дня за три. Поживите в Лавре. Помолитесь».

В сентябре начался второй год моего преподавания в Академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе, архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: «Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают». Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя великими праздниками (Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня) - 23 сентября, меня рукоположили. Так я по послушанию стал священником. Я вижу в этом волю Божию. Своей я не прилагал.

Как получилось, что вы пришли в Церковь из неправославной семьи? Ведь это тоже имело большое значение для вашего последующего пастырского служения.

Я думаю, что самое большое влияние на меня оказала мама, которая крестилась в старости, но по устроению души (любвеобилию, желанию жить со всеми в мире, отзывчивости ко всем) была всегда очень близка к христианству внутренне. Она не упускала ни одного случая сказать нам какое-нибудь ласковое слово. Это была ее потребность. Она никогда не ругала нас. Уже в старости рассказала мне, что ей это запретила ее мать, моя бабушка. Мы должны были уехать, поскольку папу часто переводили в разные города. Когда бабушка последний раз виделась со своей дочкой, она сказала: «Об одном прошу - не бей детей и не ругай. Если ударишь хоть раз даже по руке, мое материнское благословение отойдет от тебя». Но мама никогда и не сделала бы так: она на это была просто неспособна.

Мама моя родилась в 1915 году в Урде Астраханской губернии. Она рассказывала, что, когда она была отроковицей, ей приходилось регулярно водить в церковь одну старушку. Вероятно, это была соседка.

Родители мамы по нравственному складу не были типичными мусульманами, каких мы знаем из жизни и книг. Бабушка Зайнаб и дедушка Хасан даже (пусть и своеобразно) принимали участие в празднике Пасхи. У бабушки был ящичек с земелькой. В нем она заранее высеивала траву и клала туда крашеные яйца. В день Пасхи они шли поздравлять своих православных знакомых. Ведь город, где они жили, был со смешанным населением.

Маме было семь лет, когда ей послано было особое испытание. И она оказалась способна на жертвенную любовь. Ее отец Хасан заболел. Кажется, это был тиф. Когда обнаружили у него признаки смертельной болезни, ему построили на огороде шалаш, чтобы он лежал там. Это была суровая, но необходимая мера, чтобы сохранить от болезни остальных членов семьи (у него было шесть детей). Так как за ним нужен был уход, то было решено, что моя мама будет жить в шалаше, кормить его и ухаживать за ним. Приносили и ставили в определенное место еду. Мама брала и кормила отца, стирала одежды, переодевала. Она была достаточно взрослой, чтобы понимать смертельную опасность болезни и сознавать, что ее ожидало. Однако она не отказалась от этого и не убежала, а проявила ту жертвенность, которая всегда ее отличала. Отец умер, а ее Господь Бог сохранил, хотя жили в одном шалаше и близко общались.

С того времени между нею и ее покойным отцом установилась особая связь, благодаря которой она несколько раз избежала смерти. В войну, когда мы с братом (он старше меня на два года) еще были совсем маленькими, в Челкаре, где мы жили, вспыхнула эпидемия тифа. Были устроены бараки для больных. К несчастью, у мамы в это время появилась какая-то болезнь. Поднялась температура. Участковый врач потребовала, чтобы она перешла в барак для больных. Мама отказалась. Сказала, что там она заразится и умрет, а ее малолетние дети не выживут. Так как мама решительно отказывалась, то участковый врач несколько раз предупреждала, что приведет милиционера. Но она все равно не соглашалась, и та сделала последнее предупреждение: «Если сегодня не ляжете, то завтра утром приду с милиционером». Ночью мама спать не могла. Она ожидала, что утром произойдет непоправимое. И вот, когда она находилась в самом тревожном состоянии, явился ее отец и сказал: «Иди на опытную станцию. Тебе поможет профессор…» Фамилию, к моему великому огорчению, я не запомнил. Явление было настолько значимым, что мама, несмотря на ночь (а идти надо было несколько километров), пошла. Это была Приаральская опытная станция Всесоюзного института растениеводства, которую организовал академик Николай Иванович Вавилов. Она находилась в песках Большие Барсуки в Челкарском районе. Там работало немало ссыльных специалистов. Мама нашла дом профессора, которого все в Челкаре знали. Работать по специальности врача он не мог, потому что был ссыльным. Однако к нему неофициально люди, конечно, обращались. Мама разбудила его. Он проявил доброту и внимание. Сразу же оценил ситуацию и на свой страх и риск поставил диагноз. Тифа он у мамы не нашел. Написанное им заключение не имело силы справки, но так все Господь устроил, что оно защитило маму. Когда утром пришли врач и милиционер, мама протянула бумагу от профессора. Участковый врач посмотрела и сказала: «Ладно, оставайтесь».

Мама мне неоднократно рассказывала эту удивительную историю, в которой так очевидно проявилось действие Божественного Промысла. Она говорила, что отец несколько раз являлся ей и подсказывал то или иное решение, когда над ней была угроза гибели.

Рассказанная мною история для кого-то покажется невероятной, и к ней можно отнестись с недоверием. Но ведь «невероятным» нужно признать и то, что из всех шести детей Хасана одна моя мама стала христианкой - причащалась, соборовалась. Она дожила до рукоположения в диакона старшего внука Павла (сейчас он уже священник) . Я послал ей фотографию, где он сфотографирован с нами в день хиротонии во дворе Лавры. Потом, когда я разговаривал с ней по телефону, она сказала: «Солидно!» Сейчас два внука священника и сын священник постоянно поминают ее на Литургии.

Кто-то может сказать, что она потому пришла к христианству, что православным священником стал ее сын. Это поверхностное объяснение. Его главный недостаток в том, что переставлены местами причина и следствие.

Несомненно, сам я пришел к христианству исключительно благодаря тому воспитанию, которое она мне дала. Ее нравственное влияние на меня было решающим.

- А что еще способствовало вашему приходу в христианство, которое произошло еще в советские годы?

Русская и европейская культура. С детства мое образование и воспитание проходили в культуре, которая генетически связана с христианством: русская и западноевропейская литературная классика, живопись, история. Поэтому в годы зарождения моей религиозности передо мной не стояла проблема выбора. Для меня невозможна была никакая религия, кроме христианства. Помню, еще в конце 60‑х годов я носил нательный крест. Не могу вспомнить, как он у меня оказался. Это был обычный церковный крест из светлого металла с изображением распятого Спасителя и надписью «Спаси и сохрани». Носил я его настолько долго, что изображение частично стерлось и стало едва заметным.

Когда я думаю о моем пути к христианству, то прихожу к мысли, которая для меня очевидна: к вере меня вел Господь Бог. Он не только действовал через маму, которую тоже с детства готовил к христианству, но и хранил меня.

Я был порой неудержимо активным. По этой причине несколько раз оказывался в лапах смерти. Но Господь сохранил меня. На всю жизнь запомнился такой случай. Недалеко от нас был трест «Зеленого строительства». Войти на его территорию можно было через огромные металлические решетчатые ворота. Перед входом была глубокая лужа. В какой-то момент ворота почему-то были сняты с петель и прислонены к металлическим столбам. Я был в летней обуви. Пройти через лужу не мог. Тогда я решил воспользоваться одной из створок ворот. Я просовывал ножки между вертикальными прутьями и ставил их, как на ступени, на поперечный брус, которым были скреплены прутья. Я переставлял ноги и двигался боком - с одного края створки к другой. Поскольку я висел на ней, то под тяжестью моего тела она стала падать. Я упал спиной в глубокую лужу. А на меня упали тяжелые ворота. Они бы прибили меня, если бы не слой жижи, в которую я погрузился. Не захлебнулся я, потому что смог просунуть свое лицо между металлическими прутьями. Приподнять ворота и вылезти я не мог. Они были очень тяжелыми. Тогда я стал, держась за прутья, ползти на спине к верхнему краю ворот. Мне это удавалось до тех пор, пока голова не уперлась в верхний поперечный брус, который связывал, как и нижний, металлические прутья. Почему-то в это время никого близко не было, чтобы помочь мне. Тогда произошло, как я думаю, чудо. Я своими маленькими ручками смог приподнять тяжеленную створку ворот и вылезти. Вся моя одежда до последней нитки была пропитана грязью. Мама меня тогда не ругала. Но удивлялась: «Где можно было так сильно испачкаться?» Чтобы ее не напугать случившимся, я эту историю рассказывать не стал.

Еще больше переживаний вызвал другой случай. Мы жили на территории радиоцентра (папа работал начальником радиосвязи аэропорта). Должны были поставить еще одну мачту. В то время использовались длинные куски рельсов, чтобы их закопать и зафиксировать оттяжки мачты. Я находился во дворе и увидел, что в ворота въезжает телега. Она везла рельсы. Я побежал навстречу и быстро вскочил на телегу, усевшись сверху рельсов. Лошадь с трудом везла груз. К месту установки мачты надо было проехать по дорожке между грядками. Вдруг одно колесо съехало с твердого грунта и оказалось на вскопанной земле. Груз вдавил его в рыхлую землю. У лошади не хватало сил тащить дальше телегу. Возница, который, в отличие от меня, шел рядом, стал хлестать ее кнутом. Бедное животное сделало рывок, но воз не сдвинулся с места. Тогда лошадь стала уходить в бок и повернула оглобли под прямым углом к телеге. Возница не успел сообразить и хлестнул лошадь. Она дернулась вперед. Все, кто ездил на телегах, знают: если во время езды оглобли повернутся под прямым углом, телега опрокинется. Так и произошло. Первым упал я, потом посыпались на землю рельсы. Я оказался под ними. Совсем не помню, как убирали рельсы. Я лежал в узкой, но достаточно глубокой ложбинке между грядками, а сверху поперек легли рельсы, не причинив мне никакого вреда.

Были и другие случаи, когда мне явно грозила опасность, но я оставался жив и даже не получал увечья. Сейчас я знаю, что это было чудо. Бог хранил меня. Тогда я мыслил, конечно, в иных категориях. Однако всякий раз у меня было смутное сознание, что произошло что-то необычное, что кто-то меня спас. Уверен, что эти происшествия и благополучный их исход незаметно приготовляли меня к осознанной вере, которую я обрел через несколько десятилетий.

- Насколько священнику необходимо знание культуры?

Если человек культурен, то ему легче понимать и общаться со всеми - как простыми, так и образованными людьми. Для священника это открывает более широкие возможности для миссионерства. Речь идет о внутренней миссии, так как наше общество - общество массового безверия. Культура дает возможность глубже и полнее понять величие христианства. Она открывает видение христианства в истории, его духовно-нравственную уникальность. На историческом материале можно видеть отличия жизни христиан от представителей нехристианских обществ (например, язычников).

- Какие качества необходимы священнослужителю в первую очередь, без которых он совсем немыслим?

Очевидно, что важнейшими духовными качествами являются, как для священника, так и для любого христианина, вера и любовь. Однако известно, что ни одна добродетель не является автономной. Преподобный Макарий Великий говорит: «Все добродетели между собою связаны как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва - от любви, любовь - от радости, радость - от кротости, кротость - от смирения, смирение - от служения, служение - от надежды, надежда - от веры, вера - от послушания, послушание - от простоты» («Духовные беседы», 40.1).

Поскольку мы решили все же аналитически выделить важнейшие духовно-нравственные качества, то назову еще одну добродетель - духовное мужество. Дело в том, что вера и любовь постоянно испытываются в жизни. И мужество не дает поколебаться. Святой апостол Павел призывает: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).

Священник - соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей.

И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия. Если есть хоть малая крупинка, она может незаметно начать расти и пагубно себя проявить.

- Если говорить о современной ситуации, что вас больше всего беспокоит в молодых священниках?

Больше всего беспокоит оторванность от церковно-священнической традиции. Это ощущается очень болезненно. До конца 80‑х годов прошлого века храмов было немного. После рукоположения молодой священник приходил служить в храм, где были служители не только среднего возраста, но пожилые и даже очень старые. Они были хранителями опыта предшествующих поколений. Совместное служение с такими отцами бесценно. Я застал, когда был рукоположен в девяностом году, в храме святителя Николая Чудотворца двух протоиереев - Димитрия Акинфиева и Михаила Клочкова. Оба 1928 года рождения. Они имели огромный опыт священства. Отец Димитрий прослужил 54 года. Он в совершенстве знал Богослужебный Устав. У него я многому научился.

Можно успешно учиться в Семинарии и даже в Академии, но отсутствие опыта поколений никакими знаниями восполнить невозможно. За последние двадцать лет число храмов в стране выросло в несколько раз. Например, в Подмосковье - в 10 раз. Это значит, что почти 90 процентов священников начали служение одни - во вновь открытых храмах. Они оказались реально оторванными от опыта предшествующих поколений и от традиции, не имеют возможности воспринять живой опыт многих поколений.

Хорошо вижу, как серьезно это сказывается на служении. Дело не только в отсутствии литургического опыта, но и пастырско-этического.

Другая причина многих болезненных явлений в современной церковной жизни заключается в том, что священнослужители - часть современного общества. В духовные школы юноши поступают не из какого-то особого племени. Их поставляет наше нравственно больное общество. В 18 лет человек имеет уже вполне сформировавшийся духовный облик. За пять лет учебы его нелегко перевоспитать. Многие выросли в нецерковных семьях, родители у некоторых до сих пор еще не воцерковлены. Многие к вере пришли в школе. Некоторым недостает обычного воспитания. Все это приводит к тому, что некоторые семинаристы очень легко подпадают под влияние духа времени. Это сказывается и потом на их служении. Чаще всего это проявляется в стремлении соединять высокое служение Богу и людям со служением себе, не упуская возможности что-то приобрести, завести друзей среди состоятельных людей. Вот в этом мне видятся серьезные последствия разрушения традиций.

- Батюшка, что бы вы хотели пожелать выпускникам семинарии?

Надо постоянно и напряженно работать над собой. Советую хорошо изучить жизнь и пастырский подвиг таких благодатных священников, как святые Иоанн Кронштадтский , Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. Необходимо взять их служение за образец и упорно работать в течение всей жизни, чтобы приближаться к совершенному служению. Ни на минуту нельзя забывать о своем избранничестве: «Великое лицо - достойный священник, он друг Божий, поставленный исполнять волю Его» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Учёная степень кандидат философских наук
Имя при рождении Шамиль Абильхаирович Гумеров
Рождение 25 января (1942-01-25 ) (77 лет)
Челкар , Казахстан , СССР
Принятие священного сана 3 июня 1990 год
Принятие монашества 5 апреля 2005 год
Архимандрит Иов на Викискладе

Биография

Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР в татарской семье. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета . Окончил четыре курса и перевёлся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета , который окончил в 1966 году.

«К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня ещё в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» .

В 1969 году поступил в аспирантуру , которую закончил в 1972 году. В декабре 1973 года в защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации» (специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм).

По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой , в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение.

17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).

С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии . В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.

5 апреля 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального .

В 2003-2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru ».

10 апреля 2017 года за Литургией в Малом соборе Донского монастыря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита .

Семья

Работа по канонизации святых

В 1997-2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская , митрополит Макарий (Невский) , архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) , епископ Григорий (Лебедев) , протоиерей Иоанн Восторгов , мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков) , протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов , архимандрит Игнатий (Лебедев) , иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов , Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие.

Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова , подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина . Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.

Публикации

Книги

  1. Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., издательство Московской патриархии, 1998, 63 с.
  2. Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. М., издание Сретенского монастыря, 2002, 112 с.; 2-е изд. М., 2003, 160 с.; 3-е изд., М.. , 2007, 192 с.
  3. Вопросы священнику. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 255 с.
  4. Вопросы священнику. Книга 2. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 207 с.
  5. Вопросы священнику. Книга 3. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 238 с.
  6. Вопросы священнику. Книга 4. М., издание Сретенского монастыря, 2006, 256 с.
  7. Вопросы священнику. Книга 5. М., издание Сретенского монастыря, 2007, 272 с.
  8. Вопросы священнику. Книга 6. М., издание Сретенского монастыря, 2008, 272 с.
  9. Тысяча вопросов священнику. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 896 с.
  10. Таинство Елеосвящения (соборование). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 32 с.
  11. Святое крещение. - М., 2011. - 32 с. (Серия «Таинства и обряды»).
  12. Что такое брак? - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  13. Крестная сила. - М., 2011. - 48 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  14. Таинство покаяния. - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  15. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1., М., Сретенский монастырь, 2011, 496 с. Том 2.. М., Сретенский монастырь, 2011, 640 с.
  16. Закон Божий, М., Сретенский монастырь, 2014, 584 с. (в соавторстве со священниками Павлом и Александром Гумеровыми)

Статьи

  1. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 366 с.
  2. «Если мы хотим быть солию земли…». Иоанн Кронштадтский. - Сибирские огни, 1991 № 5, с. 272-278
  3. Три четверти академического богословия (Духовное наследие Прибавлений к творениям святых отцов" и «Богословского вестника»). - Богослоский вестник. М., 1993. [Т.] 1. № 1-2, с. 21 - 39. .
  4. Право и правда [суд над Иисусом Христом]. - Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 5. с. 57 - 74.
  5. Добрый посев. Русская писательница Александра Николаевна Бахметева . - В кн.: А. Н. Бахметева. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа, М., 2010.
  6. Хранитель церковной традиции. - В сборнике: «Господь - крепость моя. Памяти архиепископа Александра (Тимофеева)», Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2013, с. 88 - 93.
  7. Образ Отцовства небесного. - «Православие и современность», 2014 г., № 27 (43).
  8. Настольная книга священнослужителя. М., 1994. (Статьи в разделе «Словарь проповедников»):
    1. Архиепископ Амвросий (Ключарев)
    2. Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров
    3. Митрополит Антоний (Вадковский)
    4. Протоиерей Алексий Васильевич Белоцветов
    5. Профессор протоиерей Александр Андреевич Ветелев
    6. Епископ Виссарион (Нечаев)
    7. Протоиерей Петр Викторович Гнедич
    8. Митрополит Григорий (Чуков)
    9. Архиепископ Димитрий (Муретов)
    10. Епископ Иоанн (Соколов)
    11. Протоиерей Иоанн Васильевич Леванда
    12. Митрополит Макарий (Булгаков)
    13. Митрополит Макарий (Невский)
    14. Архиепископ Никанор (Бровкович)
    15. Архиепископ Николай (Зиоров)
    16. Митрополит Николай (Ярушевич)
    17. Протоиерей Василий Иоаннович Нордов
    18. Митрополит Платон (Левшин)
    19. Протоиерей
    20. Белянкин Л. Е.
    21. Блудова А. Д.
    22. Боборыкин Н. Н.
    23. Булгаков М. П. (митрополит Макарий)
    24. Бухарев А. М.
    25. Валуев Д. А.
    26. Васильчиков А. И.
    27. Векстерн А. А.
    28. Гаврилов Ф. Т. (авторская под. - А. А. Уфимский)
    29. Глинка Г. А.
    30. Глухарёв М. Я. (архимандрит Макарий)
    31. Говоров Г. В. (епископ Феофан Затворник)
    32. Горбунов И. Ф. Горбунов О. Ф.
    33. Данилевский Н. Я.
    34. Дельвиг А. И.
    35. Елагин В. Н. (совм. с А. Л. Варминским)
    36. Игнатий (Брянчанинов)
    37. Иннокентий (Борисов)
    38. Ириней (Фальковский) (совм. с М. П. Лепехин)
    39. Исмайлов Ф. Ф. Карсавин Л. П. Кашкаров И. Д.
    40. Коцебу О. Е.
    41. Коялович М. И.
    42. Курч Е.М
    43. Леонид, архимандрит (Кавелин)
    44. Меньшиков М. О. (при участии М. Б. Поспелова)
    45. Никодим, епископ (Казанцев Н.И)
    46. Пассек В. В.
    47. Победоносцев К. П. (совм. с Сергеевым)
    48. Полетика П. И.
    49. Радожицкий И. Т. (совм. с М. К. Евсеевой)
    50. Рикорд Л. И.
    51. Романов В. В.
  9. Православная энциклопедия :
    1. Аварим
    2. Авдий
    3. Аггей
    4. Авессалом
    5. Авиафар
    6. Адониседек
    7. Акила и Прискила
    8. Амфитеатров В. Н.
    9. Богословский вестник

В соавторстве со священником Павлом Гумеровым

  1. Вечная память. Православный обряд погребения и поминовение усопших. М., Издательство Русской Православной Церкви, 2009, 160 с. - 2-е исправленное издание, М.. 2011.
  2. Дом христианина. Традиции и святыни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010, 63 с.

Научные публикации

  1. Системно-семиотические инварианты культуры. - В кн.: Системные исследования. - М., 1982, с.383-395.
  2. Методологические проблемы системного анализа организации. В сборнике: "Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 97-113.
  3. Развитие и организация. В сборнике: «Системные концепции развития», М., 1985. Вып.4., с.70-75.
  4. Глобальные задачи и проблемы «общечеловеческой этики». - В сборнике: Концепция глобальных проблем современности. - М., 1985.
  5. Экологические ценности в системе культуры. В сборнике: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1988. -М.: Наука, 1989. - С.210 - 224.
  6. Философско-антропологические проблемы экологии. - В сборнике: Экология, культура, образование. М., 1989. С. 96-100.

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ ХРИСТИАНАМ,

ЖИВУЩИМ В МИРУ

Преподобные старцы Оптинские раскрывали духовные законы мирским людям более века. Они продолжают наставлять нас, своих потомков, и по сей день.

Советы преподобного Льва (Наголкина)

  • Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
  • Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих.
  • Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всеведец - совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли.
  • Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати.
  • Когда не имеете спокойствия - знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Советы преподобного Моисея (Путилова)

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете.
  • Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) - с мученики счисляетесь.
  • Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь.
    Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься.
  • Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь.
    Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда.
  • Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: "Не таится бо от Него,- говорит св. Симеон,- капля слезная, ниже капли часть некая". А св. Златоуст глаголет: "Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения".
  • Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

Советы преподобного Антония (Путилова)

  • Многие живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство. Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь Бог по великому милосердию Своему все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его.
  • Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных.
  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Во всяком горе: и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях - лучше меньше думать и разговаривать с собою, а чаще с молитвою, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, чрез что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости.
  • Кротость и смирение сердца - такие добродетели, без которых не только Царства Небесного исследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.
  • Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает.
  • Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: "Стерплю это я для Иисуса Христа!". Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

Советы преподобного Илариона (Пономарева)

  • Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда...
  • Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.
  • В ободрение скорбящих старец часто говаривал: Аще Господь, по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31).
    Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия.
  • Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них.
    Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. "Замечания делай, - наставлял старец, - не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого".
  • Если чувствуешь, что гнев объял тебя. сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.
  • Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.
  • Часто старец приводил изречение апостола: "Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает".

Советы преподобного Анатолия (Зерцалова)

  • Видно, что стараешься и желаешь спастись,- только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.
  • Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех.
    ...Терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом, - что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека... Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною.
    Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно - об этом мы не знаем. Он - Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.
  • ...Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.
    Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.
  • Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Советы преподобного Иосифа (Литовкина)

  • Скорби - наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать
  • Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.
  • Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.
  • Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
  • Если видишь погрешность ближнего, которую: ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью.
    Совесть человека похожа на будильник. Если будильник позвонил, и зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать, а если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: "Полежу еще немножко", то в конце концов просыпаться от звона его не будешь.
  • Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
  • Спрашиваешь: "Как сделать, чтобы считать себя за ничто?" Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия. Как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай и всегда помни, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом. Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренномудрствовать: "Ничего доброго у меня нет... Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божий. А моя собственность - только одни мои бесчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем". И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа. Во всех греховных поползновениях одно врачевство - искреннее покаяние и смирение.
  • Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно, много скорбящих, но не о грехах, много есть как бы смиренных, но не истинно. Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие.

Советы преподобного Анатолия (Потапова)

  • Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия - это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: "Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия". Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе".
  • Вот вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...
  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма - не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

https://lib.pravmir.ru