Организация скорой и неотложной медицинской помощи. Организация медицинской помощи сельскому населению. Организация скорой и неотложной медицинской помощи Организация скорой медицинской помощи в рф

В России до революции существовал опыт бесплатной ско­рой медицинской помощи (Москва), которая оказывалась как за счет средств городских бюджетов, так и за счет благотвори­тельных пожертвований. Впервые станции скорой медицинской помощи появи­лись в 1919 г. в таких крупных городах, как Москва, Петро­град. В 1923 г. был организован Научно-иссле­довательский институт скорой помощи в Москве. В 1933 г. вышло "Положение о станциях скорой медицинской помощи". В 30-70-е годы экс­тренная внебольничная помощь оказывалась как амбулатор­но-поликлиническими учреждениями, так и станциями ско­рой медицинской помощи (СМП).

В 1991 г. скорая и неотложная помощь вновь были разъединены: скорая помощь стала оказываться станциями СМП, неотложная - амбулаторно-поликлиническими учреж­дениями.

В структуру скорой помощи входят станции и подстанции скорой помощи, отделения скорой помощи в составе боль­ниц, больницы скорой помощи. Станции скорой медицин­ской помощи как самостоятельные ЛПУ создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции ско­рой медицинской помощи как подразделения станций (в зоне 15-минутной доступности). В населенных пунктах с числен­ностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных, рай­онных и других больниц.

Станция скорой медицинской помощи - лечебно-профилак­тическое учреждение, предназначенное для оказания кругло­суточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следова­ния в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями; "осложне­ниями беременности и при родах. Подстанция скорой помо­щи является структурным подразделением городской станции скорой помощи, а отделение скорой помощи - структурным подразделением больницы (городской, центральной районной и т. д.). Подстанции и отделения скорой медицинской помо­щи имеют то же предназначение, что и станции.



Возглавляют работу станций СМП главные врачи, а под­станций и отделений - заведующие. Каждой сменой руково­дит старший врач.

В структуре станции, как и подстанции, скорой медицин­ской помощи предусмотрены:

Оперативный отдел (на подстанции - диспетчерская на 1-2 круглосуточных поста);

Отдел связи;

Отделение медицинской статистики с архивом;

Кабинет для приема амбулаторных больных;

Помещение для хранения медицинского оснащения бри­гад и подготовки к работе медицинских укладок;

Помещение для хранения запаса медикаментов, обору­дованное пожарной и охранной сигнализацией;

Комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин;

Помещение для приема пищи дежурным персоналом;

Административно-хозяйственные и другие помещения;

Гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу автомобилей, работающих одновременно; при необходимости оборудуются вертолетные Площадки.

В эту структуру могут быть включены и другие подразде­ления.

Основные функции станции СМП:

Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, на­ходящимся вне лечебно-профилактических учреждений при катастрофах и стихийных бедствиях;

Своевременная транспортировка (а также перевозка по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

Оказание медицинской помощи больным и пострадав­шим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию;

Обеспечение преемственности в работе с ЛПУ города по оказанию скорой медицинской помощи населению;

Организация методической работы, разработка и проведение мероприятий по оптимизации оказания скорой медицинской помощи на всех этапах;

Взаимодействие с органами местной власти, управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города;

Проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов;

Извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции;

Равномерное комплектование выездных бригад меди­цинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения;

Выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;

Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

Основной функциональной единицей станций, подстанций

и отделений скорой помощи является выездная бригада (фельдшерская или врачебная). В состав фельдшерской брига­ды входят 2 фельдшера, санитар и водитель; врачебной брига­ды - 1 врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медсестра-анастезистка), санитар и водитель.

Кроме того, бригады разделяют на линейные и специали­зированные. Специализированные бригады появились в 50-е годы и включают в свой состав врачей соответствующей спе­циализации. Выделяют следующие виды специализирован­ных бригад: педиатрическая (создается при численности на­селения свыше 100 тыс. человек); анестезиолого-реанимационная (при численности свыше 500 тыс.), неврологическая, кардиологическая, психиатрическая, травматологическая, нейрореанимационная, пульмонологическая, гематологиче­ская и др. Врач, работающий в специализированной брига­де, должен иметь стаж работы по специальности не менее 3 лет. Педиатрические бригады, в свою очередь, делятся на реанимационно-консультативные, гемосорбционные (оказы­вающие и токсикологическую помощь) и неонатологические.

Бригады создаются в соответствии со штатными нормати­вами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной ра­боты. В настоящее время осуществляется постепенная пере­ориентация с оказания помощи линейными врачебными на линейные фельдшерские бригады, основной задачей кото­рых является проведение минимальных ургентных, в том числе противошоковых, мероприятий и транспортировка по­страдавших в специализированные медицинские учрежде­ния, где им может быть оказана необходимая помощь в пол­ном объеме.

Выездная бригада скорой помощи решает следующие за­дачи:

Немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

Установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состоя­ния пациента, и, при наличии медицинских показаний, транспортировка его в стационар;

Передача пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара;

Обеспечение сортировки больных или пострадавших и установление последовательности оказания медицин­ской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение и проведение необходимых санитарно-ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий.

При обнаружении трупа умершего или погибшего бригада обязана привлечь сотрудника УВД, зафиксировать в "Карте вызова" все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается. В случае смерти в салоне сани­тарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру оперативного отдела о факте смерти и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг.

Оперативный (диспетчерский) отдел обеспечивает круглосу­точный централизованный прием обращений (вызовов) насе­ления, своевременное направление выездных бригад на место происшествия, оперативное управление их работой. В его структуру входят диспетчерская приема и передачи вызовов и стол справок. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структурными подраз­делениями станции СМП, подстанциями, выездными брига­дами, ЛПУ, а также прямую связь с оперативными службами города. Отдел должен иметь автоматизированные рабочие места, компьютерную систему управления.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осущест­вляется фельдшером (медсестрой) по приему и передаче вызо­вов оперативного отдела (диспетчерской) станции СМП.

Принимая вызов, поступающий по "03", фельдшер (с мо­мента звонка все разговоры фиксируются на магнитной лен­те) передает его на соответствующую подстанцию или непо­средственно бригаде (по телефону или рации). При этом фик­сируется время приема вызова, его передачи, время выезда бригады. Фельдшер не имеет права самостоятельно отказать в приеме вызова. Кроме того, фельдшер осуществляет опера­тивное руководство всеми выездными бригадами (в любое время он должен знать местонахождение каждой бригады); контролирует оперативность работы бригад (время прибытия, время выполнения вызова); немедленно информирует адми­нистрацию учреждения о всех чрезвычайных происшествиях; осуществляет связь с оперативными службами города (УВД, ГИБДД, пожарными частями и т. д.). Фельдшер должен четко знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

Вызов специализированной бригады осуществляется через дежурного врача (в центральной диспетчерской). При этом существует перечень показаний для вызова каждой из бригад.

Отдел связи организует коммуникационную связь между всеми подразделениями станции СМП. Станция должна быть обеспечена городской телефонной связью из расчета 2 ввода на 50 тыс. населения, радиосвязью с выездными бригадами и прямой связью с лечебно-профилактическими учреждениями.

Транспорт станции СМП должен иметь специальные опо­знавательные знаки, установленные ГОСТом. Для осуществ­ления контрольных выездов на станции СМП с числом вызо­вов свыше 75 тыс. в год выделяется одна автомашина без спе­циального оборудования. На станциях с числом выездов свы­ше 500 тыс. в год для этой цели выделяется 2 легковые авто­машины на каждые 500 тыс. вызовов.

Санитарный автотранспорт бригад СМП должен система­тически подвергаться дезинфекционной обработке в соответ­ствии с требованиями санитарно-эпидемиологической служ­бы. В случаях, когда транспортом станций СМП перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного.

Станция (подстанция, отделение) СМП может функциони­ровать в режиме повседневной работы и в режиме чрезвычай­ных ситуаций. В задачи станции в режиме повседневной рабо­ты входит:

– организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары;

– проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навы­ков медицинского персонала;

– развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи насе­лению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персо­нала.

В режиме чрезвычайной ситуации станция действует по ука­занию Территориального центра медицины катастроф (см. лекцию VII). В режиме чрезвычайной ситуации станция СМП:

Направляет в зону чрезвычайной ситуации выездные
бригады согласно плану работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Проводит лечебно-эвакуационные мероприятия в отношении пострадавших при ликвидации чрезвычайных си­туаций;

Обеспечивает проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

Пострадавшие (больные), доставленные выездными брига­дами скорой медицинской помощи, должны быть безотлага­тельно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в "Карте вызова" времени их поступ­ления.

В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных адми­нистрация станции СМП проводит регулярные совещания с руководством ЛПУ, расположенных в зоне обслуживания.

Станция (подстанция, отделение) СМП не выдает доку­ментов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Однако при необходимости она мо­жет выдавать справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению. Станция (подстанция, отделение) СМП обязана выдавать на­селению устные справки о месте нахождения больных и по­страдавших при личном обращении или по телефону.

6.8. Организация скорой медицинской помощи.

Одной из наиболее весомых составных системы здравоохранения в обеспечении помощью населения на догоспитальном этапе является служба скорой медицинской помощи(СМП).

В разделе рассматриваются вопросы истории становления службы и ее роли в общей системе оказания лечебно-профилактической помощи.

Значительное место отведено организации СМП в условиях города и села (учреждение, структура, категории, штаты, основные задачи, функции, права и обязанности отдельных подразделений и должностных лиц).

Завершается раздел данными про ее дальнейшую специализацию.

Служба скорой медицинской помощи является относительно недавно созданной формой внебольничного обслуживания гражданского населения. Возможно, впервые идея ее организации возникла после того как в 1881 г. во время пожара в Венском театре пострадали сотни людей, которые длительное время не получали ни какой помощи, хотя в городе работали клиники и больницы. После этого трагического случая венский врач Ярмир Мунди предложил организовать пункт постоянного дежурства врачей, готовых к выезду на место катастрофы и оказанию медицинской помощи. Он назвал его «станцией скорой медицинской помощи». Позже идея приобрела широкое распространение, а учреждения скорой медицинской помощи начали появляться во многих странах.

Инициатором создания скорой медицинской помощи в России был руководитель больницы при Александровской общине Красного Креста Карл Карлович Рейнер. В ноябре в 1881 г. он предложил организовать станции в Санкт-Петербурге. Первые учреждения начали функционировать в Москве в 1886 г. после событий на Ходынском поле, когда во время массовых гуляний и раздаче подарков в связи с коронацией Николая II погибло более 2тыс. человек и десятки тыс. были ранены. В связи с отсутствием медицинской помощи раненые умирали на месте события.

В начале 1889 г. в Санкт-Петербурге было открыто пять станций. Как и в Москве, толчком к их организации стала бедствие – сильное наводнение весной 1898 г.

В 1902 г. в Киеве были открыты на добровольных началах пункты по оказанию медицинской помощи при несчастных случаях. В 1903 г. в Одессе на пожертвование миллионера М.М.Толстого начала оказываться медицинская помощь при несчастных случаях.

25 апреля 1910 г. по инициативе профессора Н.И.Оболенского в Харькове была открыта станция и организовано первое товарищество врачей скорой медицинской помощи.

Более подробно история станций скорой медицинской помощи представлена в книге «Неотложная скорая медицинская помощь» под редакцией проф. В.В.Никонова, Харьков 1997г., материалы которой мы с благодарностью использовали.

В годы советской власти наблюдается постепенное развитие службы скорой медицинской помощи, особенно в городах. В сельских районах она находилась в состоянии зародыша.

В конце 70-х годов развитие службы во всех республиках бывшего Союза определялась Постановлением Совета Министров СССР от 22.09.77г. «Про дальнейшее улучшение охраны здоровья населения », а в Украине выданным указом МЗ №870 от 14.12.77г., который регламентировал их выполнение.

В документах подчеркивалась необходимость взаимосвязи между поликлиникой и станцией, развитие ее материально-технической базы, создание специализированных видов СМП, подготовка медицинских кадров и их усовершенствование, введение субординатуры и продолжение сроков обучение в интернатуре до двух лет.

Значительным достижением в развитии системы повышения квалификации врачей службы стало открытие специальных кафедр скорой и неотложной помощи. В 1980г. в Харькове, в Институте усовершенствования врачей была открыта первая кафедра, затем в Ленинграде (1982г.), в Киеве, в Симферополе (1988г.).

Дальнейшее развитие службы СМП было определено Постановлением Совета Министров СССР №773 от 19.08.82г. «Про дополнительные мероприятия по улучшению медицинской помощи сельскому населению ». В ней говорилось про необходимость организации отделений скорой и неотложной медицинской помощи в сельских районах.

Указом МЗ СССР №1490 от 24.12.84г. «Про мероприятия по дальнейшему развитию и усовершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению» были утверждены Положения про станцию (отделение).

Много лет у нас существовали две самостоятельные службы для обслуживания городского населения – скорая и неотложная медицинская помощь . Единой она была только в небольших городах и сельской местности.

Неотложная помощь отличалась недостаточной оперативностью, иногда было невозможно разграничить функции этих служб. Имели место случаи дублирования выездов. Это привело к ее ликвидации в 1970 г. с передачей соответствующих обязанностей СМП.

Объединенная система оказания экстренной медицинской помощи имела свое плюсы и минусы. Главным недостатком был необоснованный рост загруженности бригад СМП в связи с недостатками в работе амбулаторно-поликлинических учреждений, которые самоустранялись от ее оказания.

С целью устранения накопленных недостатков было намечено организовать в поликлиниках пункты (отделения) оказания медицинской помощи на дому, в территориальных поликлиниках создать службу дежурных терапевтов и педиатров. В связи с передачей обеспечения медицинской помощью больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических поликлиникам было решено заменить в номенклатуре учреждений здравоохранения название «Станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи» на – «Станции (отделения) скорой медицинской помощи» и создать в республиканских, краевых, областных центрах соответствующее объединение.

Постановления Совета Министров СССР и Указы МЗ СССР в наше время утратили юридическую силу, но накопленный большой опыт организации работы службы учитывается и сейчас.

С целью дальнейшего усовершенствования службы в 1989 г. МЗ Украины издало аналогичный указ. В нем уделяется серьезное внимание ее организации в каждом сельском районе, оснащению в больших городах и областных центрах вычислительной техникой, созданию автоматизированных систем управления «Скорая и консультативная медицинская помощь », обеспечение автотранспортом и медицинской техникой.

Но выполнение указа в последние годы значительно ухудшилось в связи с тяжелым экономическим состоянием страны. Но имеет место и некоторые наработки. Например, получили дальнейшее развитие центры СМП и медицины катастроф (Киев, Днепропетровск, Запорожье). На базе институтов и факультетов усовершенствования врачей открыты кафедры медицины катастроф (Киев, Запорожье, Харьков).

В некоторых медицинских училищах больших городов Украины практикуется создание отделений по подготовке фельдшеров СМП согласно специально разработанным программам, что даст возможность в дальнейшем провести намеченную структурную перестройку бригад СМП – увеличить количество фельдшерских (до35-40% от общей их численности) с правом самостоятельного лечения больных. Она особенно необходима в виду специфики структурного обслуживания вызовов и госпитализации больных, особенно в селах.

В отличии от городов в сельской местности, где часть фельдшерских бригад достигает 90%, по их направлениям госпитализируют 70-75% больных. Хорошая подготовка среднего медицинского персонала разрешит в дальнейшем повысить в селах качество диагностики, лечения на догоспитальном этапе.

Служба скорой медицинской помощи в Украине представлена специальными учреждениями – станциями, подстанциями (пунктами), больницами скорой медицинской помощи.

СМП – это экстренная внебольничная медицинская помощь в максимальном объеме при внезапных заболеваниях и несчастных случаях на месте и во время транспортировки в стационары.

Помощь больным при острых болезнях или обострениях хронических, которые находятся на амбулаторном обслуживании территориальной поликлиники, относится к неотложной медицинской помощи. Она оказывается дежурным врачом поликлиники (из состава поликлиники), которые вместе с медицинской сестрой выезжают на вызов к больному для оказания экстренной медицинской помощи на дому.

Станция скорой медицинской помощи согласно с «Положением про станцию скорой медицинской помощи » (Указ МЗ Украины № 175 от 19.06.96г.) является медицинским учреждением, которое оказывает круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению на догоспитальном этапе при несчастных случаях и состояниях с угрозой жизни или здоровья.

Экстренную медицинскую помощь она оказывает при необходимости всем по месту вызова, при транспортировке в лечебные учреждения, при непосредственном обращении. Ее уровень оказания определяется медико-экономическими стандартами.

Станция функционирует в режиме круглосуточного дежурства и готовности к оказанию экстренной медицинской помощи населению определенной территории обслуживания, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций – и за ее пределами.

В другие региона Украины выездные бригады направляются только по указу местного органа управления здравоохранения, которому они подчинены.

Станция является составной частью системы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и обеспечивает ее функционирование в случае необходимости. Для этого станция должна иметь постоянный месячный запас медикаментов, перевязочного материала, аварийного медицинского имущества, носилок, аппаратуры, ящиков-укладок, наборов для формирования дополнительных выездных бригад с целью их использования на месте и при выезде в другие регионы в случае чрезвычайных ситуаций (катастрофы, аварии, стихийные бедствия, массовые отравления и др.), а также стабильное и автономное энергообеспечение, бесперебойную проводную и радиотелефонную оперативную связь и запасной автотранспорт.

Станция не выдает больничных листов, не решает вопросов временной, длительной нетрудоспособности больных и потерпевших, не проводит экспертиз судебно-медицинских, алкогольного или наркотического опьянения, не выносит поэтому поводу решений, письменных справок, не выполняет консультативные обследования и не дает рекомендаций по дальнейшему лечению.

Возглавляет станцию главный врач, который несет персональную ответственность за все виды ее деятельности. Станция подчинена местным органам управления здравоохранения, а при вхождении в состав объединения или территориального центра экстренной медицинской помощи – их руководителям.

Рисунок №26. Схема управления станцией СМП

Главный врач

Заместитель по технике Старший врач

Главный фельдшер

Статистический отдел Центральная диспетчерская

Зав. спец. службами

Подстанции Служба общей СМП

Кардиологическая служба

Противошоковая служба

Педиатрическая служба

Неврологическая служба

Психиатрическая служба

Служба связи

На современном этапе развития СМП в связи с организацией объединений и больниц СМП с мощными стационарами, перепрофилизацией не менее 50% общих врачебных бригад в бригады интенсивной терапии изменяется в определенной мере место самой станции в системе медицинского обеспечения. Она становится начальным звеном быстрой диагностики, интенсивной терапии, а при необходимости – оперативной и целевой госпитализации больных.

Основные задачи станции (отделения) скорой медицинской помощи:

    оказание медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационар в максимально короткие сроки после получения вызова;

    перевозка больных при необходимости экстренной помощи (за исключением инфекционных), пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с матерями согласно заявкам врачей и администрации ЛПУ.

Станция обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи при внезапных заболеваниях, которые угрожают жизни больного (острые нарушения деятельности ССС и ЦНС, органов дыхания, брюшной полости), а также при родах вне специализированных отделений и учреждений.

Основные функции станции скорой медицинской помощи:

    прием от населения вызовов и их обеспечение;

    оказание на догоспитальном этапе согласно медико-экономическим стандартам экстренной медицинской помощи больным и потерпевшим;

    перевозка больных и потерпевших, которые требуют медицинского сопровождения, в стационары ЛПУ;

    подготовка и направление выездных бригад за пределы территории обслуживания для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

    ведение учета свободных коек в стационарах ЛПУ и определение мест экстренной госпитализации;

    диагностическо-консультативные и справочно-информационные услуги населению телефоном;

    накопление и обновление запасов медикаментов, перевязочного материала, изделия медицинского назначения, укладок-наборов для работы в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение взаимодействия с другими медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, пожарными частями, службой экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, другими спасательными и оперативно-ремонтными службами;

    обеспечение преемственности и взаимосвязи с ЛПУ при оказании экстренной медицинской помощи;

    оперативное информирование органов управления здравоохранения и других заинтересованных организаций о несчастных случаях, катастрофах, чрезвычайных и других определенных ситуациях.

В зависимости от количества населения, которое проживает на территории городов и сельских административных районов (Указ МЗ Украины №175 от19.06.96г.), или вызовов, станции делятся на следующие категории:

Соответственно этому формируется штатное расписание и аппарат управления. При обслуживании свыше 2 млн. населения или более 100 тыс. вызовов станции относятся к некатегорийным.

Станции областных центров и города Севастополя являются организационно-методическими учреждениями для служб соответствующих административных территорий, поэтому их статус повышается на одну категорию. Республиканским организационно-методическим центром является Киевская СМП.

Для оказания экстренной медицинской помощи создаются выездные бригады, количество и вид которых определяется главным врачом по необходимости, но не менее 0,7 на 10 тыс. населения. Каждая станция (кроме IV и V категорий) должна иметь специализированные бригады:

    кардиореанимационные;

    психиатрические;

    неврологические;

    интенсивной терапии и реанимации, в том числе детскую реанимацию.

Для выполнения основных задач и функций в составе станции создаются следующие подразделения:

    диспетчерская для приема обращений и передачи вызовов выездным бригадам;

    подразделение учета свободных коек в ЛПУ и организации регулирования потока экстренной госпитализации больных в пределах предусмотренной штатной численности;

    консультативно-справочная служба для информации населения по неотложным медицинским вопросам;

    подразделение транспорта с парком санитарных и других машин;

    подразделение медицинской статистики;

    учебные классы для обеспечения систематической подготовки медицинских работников и водителей санитарного автотранспорта по вопросам оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе.

В структуре станции скорой медицинской помощи есть оперативный отдел (диспетчерская), который принимает и обеспечивает вызовы.

Регистрация потребностей населения и управления бригадами осуществляется при помощи достаточной и надежной радиотелефонной связи с позывными «03».

Вся работа оперативного отдела начинается с медицинского эвакуатора. Именно к нему обращается население с вызовом. Медицинский эвакуатор (диспетчер) оперативного отдела при ответе на телефонный звонок должен, прежде всего, назвать свой личный номер, уточнить причину вызова, адрес, фамилию, возраст абонента, занести данные в карту вызова с отметкой времени. При каких либо сомнениях или необходимости в консультации он переключает просителя на пульт старшего врача. Телефонный звонок во время этого не прерывается, что разрешает в полном объеме решать разнообразные ситуации.

Карта вызова передается старшему диспетчеру оперативного отдела по принятию решения о направлении бригады с предварительным определением ее профиля. По телефонному звонку врача, а также в случае травления или несчастного случая, сразу определяют наличие места в соответствующей больнице и передают вызов для выполнения диспетчеру.

Если на данном направлении отсутствуют свободные бригада, вызов обслуживает бригада с ближайшей подстанции или старший диспетчер по рации разыскивает через оперативный отдел бригаду, которая освободилась после выполнения вызова.

Если в больших станциях скорой медицинской помощи назначается диспетчер для предоставления населению информации о времени выезда бригады на вызов.

После выполнения вызова бригада уведомляет диспетчера об оказанной помощи больным или пострадавшим («доставленный в стационар», «оставленный дома» ). При несчастных случаях сведения предоставляются более обстоятельные. Они заносятся в карту вызова и передаются диспетчеру в справочную службу оперативного отдела для последующей информации милиции и родных.

Даже этот схематический перечень свидетельствует о напряженной круглосуточной работе большого количества людей по организации обеспечения быстрейшей медицинской помощи.

Как отмечалось раньше, станция корой медицинской помощи занимается также транспортировкой больных и пострадавших по заявкам врачей ЛПУ, перевозке рожениц. Это обеспечивает специальное подразделение, в состав которого входит дежурный врач, группа медицинских эвакуаторов для приема вызовов, диспетчера по управлению бригадами санитарного транспорта, фельдшера и водитель. Бригады закреплены за подстанциями скорой медицинской помощи.

Работу среднего медицинского персонала на станции скорой медицинской помощи возглавляет старший фельдшер. Он отвечает за подготовку среднего и младшего медперсонала, осуществляет контроль над своевременным пополнением медикаментов, замену использованного оснащения, систематически контролирует исправность аппаратуры и обучает персонал правильно пользоваться ею.

Перед обязательным стажированием старший фельдшер ознакомляет новых работником с характером будущей работы, с оснащением бригад и машин. После определения уровня освоения материала и овладения практическими навыками формирует группы, с которыми старший фельдшер и врачи специализированных бригад проводят цикл занятий по специальной программе.

В дальнейшем один-два раза в месяц старший фельдшер в присутствии врачей специализированных бригад проводит занятия со средним медперсоналом, информируя и ознакомляя работников с новыми медикаментами и новыми методами реанимации.

Старший фельдшер контролирует обеспечение подразделений и служб необходимым оборудованием, аппаратурой, изделиями медицинского назначения и другим имуществом.

Он также следит за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, выполнением правил асептики и антисептики.

Станция скорой медицинской помощи имеет право:

    отказывать населению в помощи при необоснованном обращении и передавать вызовы при необходимости в амбулаторно-поликлинические учреждения;

    направлять выездные бригады только к границам очагов поражения, если они составляют угрозу для жизни или здоровья членов бригады;

    госпитализировать больных или потерпевших в ближайший ЛПУ для оказания экстренной медицинской помощи независимо от наличия свободных коек, подчиненности, форм собственности;

    требовать от ЛПУ дважды в сутки информацию о наличии свободных коек;

    при чрезвычайных ситуациях проводить мобилизацию и направлять в любые регионы Украины работников для участия в ликвидации медико-санитарных последствий;

    сотрудничать с государственными, негосударственными учреждениями при планировании и проведении мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи.

Основным источником финансирования станции скорой медицинской помощи является местный бюджет. Дополнительными могут быть средства, полученные:

    от учреждений, организаций и населения за оказание платных медицинских услуг;

    в результате хозяйственной деятельности станции, которая не противоречит действующему законодательству и предусмотрена данным Положением;

    за аренду и продажу отработанного, устаревшего и неиспользованного имущества соответственно действующему законодательству;

    от частных лиц, благотворительных фондов, организаций;

    бюджетное финансирование, выделенное на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Подстанция (пункт) скорой медицинской помощи – структурное подразделение на правах отделения, которое обеспечивает своевременную экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе взрослому и детскому населению при угрожающих для жизни или здоровья состояниях.

Она организовывается на территории обслуживания станции скорой медицинской помощи с учетом:

    15-минутной в городской и 30-минутной в сельской местности транспортной доступности к черте зоны обслуживания;

    численности населения;

    наличие и состояния транспортных путей;

    насыщение транспортными предприятиями и с/х комплексами;

    наличие ЛПУ и материальной базы для их размещения.

Территорию обслуживания определяет и при необходимости изменяет руководство станции скорой медицинской помощи.

Возглавляет и несет ответственность за все виды деятельности заведующий подстанцией.

Станция скорой медицинской помощи согласно действующим нормативам осуществляет планирование работы, определяет штаты, обеспечивает кадрами, автотранспортом, аппаратурой, оборудованием, медикаментами.

Диспетчерская подстанции ведет прием вызовов от диспетчерской станции скорой медицинской помощи и обеспечивает их выполнение.

Перечень основных функций подстанции по оказанию экстренной медицинской помощи больным и потерпевшим, их госпитализации, перевозке рожениц, новорожденных и других функций, то они обстоятельно изложены в разделе «Основные функции станции скорой медицинской помощи ».

Кроме перечисленных ранее, на подстанцию скорой медицинской помощи возложены функции по собиранию необходимой информации про случаи массовых поражений и травм людей, ДТП, криминальные и суицидальные случаи, выявление больных с подозрением на карантинные и особо опасные инфекции, СПИД, психические заболевания, внезапную смерть и выявление факторов вредных для здоровья людей, с информированием соответствующих органов, служб, учреждений, предприятий.

При невозможности своими силами и средствами обслужить вызов подстанция имеет право информировать про это старшего дежурного медицинского работника станции скорой медицинской помощи и просить о помощи.

Подстанция работает в круглосуточном режиме. Смены дежурных бригад проводятся, как правило, в 7-00 и 19-00. С 11-00 до 23-00, когда поступает наибольшее количество обращений, дополнительно работает дневная бригада. При наличии в городе нескольких подстанций смена дежурств не должна осуществляться на всех подстанциях в одно и то же время.

Бригада СМП работает с минимальным количеством заездов на подстанцию, благодаря получению вызовов с подстанции, центральной диспетчерской во время движения.

С приемных отделений стационаров бригада не транспортирует больных на дом. Этот вопрос может решить исключительно старший врач.

Выполнение основных задач и функций подстанции обеспечивает соответствующие подразделения:

    кабинеты заведующего, старших врача и фельдшера;

    диспетчерская станция;

    пункт пополнения и комплектации медикаментов, перевязочного материала, изделий и наборов медицинского назначения;

    комната для хранения медикаментов, сильнодействующих и наркотических препаратов;

    помещение для оказания экстренной медицинской помощи при непосредственном обращении на подстанцию;

    помещения для занятий с персоналом подстанции;

    комната отдыха дежурных бригад и водителей.

Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

— экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

Организация работы станции скорой и неотложной помощи

Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особенности проживания в сельской местности влияют на формирование системы ее оказания. Главное отличие в обеспечении медицинской помощью сельского населения - ее этапность:

Рис.1 Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению

- первый этап - это учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную медицинскую помощь, а также основные виды квалифицированной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую). Одним из важнейших структурных подразделений учреждений здравоохранения (участковой, районной, центральной районной больницы), в которое в первую очередь обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт.

- второй этап обеспечения медицинской помощью сельского населения осуществляют учреждения здравоохранения муниципального района, среди которых ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). ЦРБ осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального

- третий этап – это учреждения здравоохранения субъекта Федерации, среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Сельский врачебный участок - комплекс лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медпомощь сельскому населению (первое звено).

В состав сельского врачебного участка входит сельская участковая больница (или амбулатория), фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские здравпункты на предприятиях и в совхозах, расположенных на территории участка, колхозные родильные дома, сезонные и постоянные ясли, ясли-сады.



Все медицинские учреждения сельских врачебных участков организационно объединены и работают по единому комплексному плану под руководством заведующего участком - главного врача сельской участковой больницы или амбулатории.

Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км (радиус разный в зависимости от географического положения-на севере 50-100). Количество населенных пунктов также различно, зависит от характера расстояния, средней заселенности и развития дорожной сети.

Задачи сельского врачебного участка:

Оказание лечебно-профилактической помощи населению;
внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных;

Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка;

Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;

Изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению;

Организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков;

Осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.);

Осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

Проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности;

Борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

Широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Обязанности врача сельского врачебного участка:

ведение амбулаторного приема населения :

Стационарное лечение больных в сельской участковой больнице;

Оказание помощи на дому;

Оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

Направление больных в другие лечебные учреждения по медицинским показаниям;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

Организация и проведение профилактических осмотров;

Своевременное взятие на диспансерный учет больных;

Проведение комплекса лечебных и оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

Активный патронаж детей и беременных женщин;

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Проведение санитарно-просветительной работы;

Подготовка санитарного актива;

Организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается большой комплекс медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения; снижение смертности, прежде всего, детской, материнской, в трудоспособном возрасте;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

На ФАП могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий, основными задачами которого являются:

Организация лечебно-профилактической и санитарно-профи-лактической работы, а также обеспечение населения, проживающего на участке, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

Амбулаторный прием и лечение больных на дому;

Оказание доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и другие) с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

Подготовка больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте и проведение диспансеризации населения, профилактические прививки;

Проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

Проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

Организация медицинской помощи детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАПа и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников.

На должность заведующего ФАПом назначается лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело».

Кроме заведующего, на фельдшерско-акушерском пункте работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Акушерка фельдшерско-акушерского пункта несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства.

Акушерка непосредственно подчиняется заведующему фельдшерско-акушерским пунктом, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАПа.

Патронажная медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:

Проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль рационального вскармливания ребенка;

Осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;

Проводит профилактические прививки и диагностические пробы;

Проводит профилактическую работу в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах (расположенных на территории деятельности ФАПа и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников);

Оказывает доврачебную медицинскую помощь детям при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и другие) с последующим вызовом врача или направлением ребенка в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение;

Готовит больных детей к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте;

Проводит подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания и др.

В связи с тем, что на ФАП оказывается медицинская помощь всему сельскому населению, а не только женскому, помещение, в котором он располагается, должно состоять из двух половин: фельдшерской и акушерской.

При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий ФАП. При отсутствии в штате должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни.

Несмотря на важное место ФАПов в системе первичной медико-санитарной помощи, ведущее медицинское учреждение на первом этапе сельского здравоохранения - участковая больница , которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако, независимо от мощности, в ее задачи, прежде всего, входят оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, экстренная хирургическая и травматологическая помощь.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению представляет собой важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной. Основная задача этого учреждения - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризация, оказание квалифицированной медицинской помощи населению.

Врачи ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

Врачи центральной (городской, районной) больницы выезжают в амбулатории и на ФАПы по определенному графику для проведения консультативного приема. В последнее время во многих субъектах Российской Федерации происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

Мощность ЦРБ зависит от численности населения, его обеспеченности другими больничными учреждениями, иных медико-организационных факторов, и устанавливается администрацией муниципальных образований. Как правило, мощность ЦРБ составляют от 100 до 500 коек.

Рис.2 Примерная организационная структура центральной районной больницы

Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от ее мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти: терапевтическое; хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное, родильное и гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района. Организует работу и руководит деятельностью среднего и младшего медицинского персонала главная медицинская сестра больницы.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры . Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ, способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной, высококвалифицированной стационарной или амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника , которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

Функциональные обязанности средних медицинских работников ЦРБ принципиально не отличаются от обязанностей среднего медицинского персонала городских больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она представляет собой центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Рис.3 Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

Функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больнице. В то же время организация работы областной больницы имеет свои особенности. Одной из них служит наличие в составе больницы областной консультативной поликлиники (ОКП) , куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов области. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.

В областную консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов.

По мощности различают 4 категории больниц :

Областная больница обусловлена наличием в своем составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи , которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские учреждения.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.

В этом случае практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов медицинского обслуживания населения.

К организационной деятельности отдела относится проведение региональных фельдшерских конференций, обобщение и распространение опыта передовых учреждений, организация комплексных медицинских осмотров населения, плановых выездов, составление и издание инструктивно-методических и нормативных материалов. Организационные формы научно-практической работы включают планирование научных исследований, внедрение результатов научных разработок в практическую работу медицинских учреждений, связь с кафедрами медицинских вузов и отделами научно-исследовательских институтов, организацию научных конференций и семинаров, привлечение врачей к участию в работе научных обществ, публикацию материалов и др. В последние годы для повышения качества и оперативности консультирования больных в других учреждениях здравоохранения, проведения научно-практических конференций и других мероприятий стали широко применять современные технологии телемедицины.

Скорая медицинская помощь (СМП) является одним из видов первичной медико-санитарной помощи.

Скорая медицинская помощь - круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

а) вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:

а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;

б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;

в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;

е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;

ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;

з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;

и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;

к) роды, угроза прерывания беременности;

л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

· внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

· внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

· констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

СМП осуществляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, бесплатно в соответствии с Программой госгарантий.

В структуру СМП входят станции, подстанции, больницы СМП, а также отделения СМП в составе больничных учреждений.

Станции СМП как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создают в городах с населением свыше 50 тысяч человек. В городах с населением более 100 тыс. человек с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности организуют подстанции СМП как подразделения станций (в зоне 20-минутной транспортной доступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуют отделения СМП в составе центральных районных, городских и других больниц.

Станция (подстанция, отделение) СМП является лечебно-профилактическим учреждением, которое функционирует в режиме повседневной работы и чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Возглавляет работу станции СМП главный врач, а подстанции и отделения - заведующий.

Заместитель главного врача по медицинской части и по оперативной работе.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются дежурным фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела станции СМП .

В структуре станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) рекомендуется предусматривать:

а) оперативный отдел;

б) отдел связи (радиопост);

в) подразделение по обеспечению перевозки инфекционных больных;

г) хозрасчетный отдел;

д) аптеку (аптечный склад);

е) дистанционно-консультативный пост (центр);

ж) транспортное подразделение;

з) отдел информатизации и вычислительной техники (в станциях скорой медицинской помощи, отделениях скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), обеспеченных автоматизированной системой регистрации и обработки вызовов с программным обеспечением);

и) организационно-методический отдел скорой медицинской помощи;

к) отдел линейного контроля (линейно-контрольную службу);

л) отдел (кабинет) статистики с архивом;

м) отдел госпитализации;

н) подстанции скорой медицинской помощи;

о) филиалы (посты, трассовые пункты) скорой медицинской помощи;

п) кабинет подготовки к работе медицинских укладок.

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские, по своему профилю подразделяются на общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские. Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические.

В состав фельдшерских бригад входят два средних медицинских работника, санитар и водитель. Врачебная бригада состоит из врача, двух средних медицинских работников, санитара и водителя.

Выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции:

а) осуществляет незамедлительный выезд (выход в рейс, вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;

б) оказывает скорую медицинскую помощь на основе стандартов медицинской помощи, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;

в) определяет медицинскую организацию для оказания пациенту медицинской помощи;

г) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний;

д) незамедлительно передает пациента и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения медицинской организации с отметкой в карте вызова скорой медицинской помощи времени и даты поступления, фамилии и подписи принявшего;

е) незамедлительно сообщает фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи (медицинской сестре по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи) об окончании выполнения вызова и его результате;

ж) обеспечивает сортировку больных (пострадавших) и устанавливает последовательность оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.

Требования к работе выездных бригад:

- оперативность (после получения вызова бригада выезжает в течение первых 4-х минут, прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел, затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объеме)

- качественное оказание скорой медицинской помощи (правильное распознание заболеваний и повреждений, выполнение необходимых лечебных мероприятий, верное тактическое решение)

- качественное оформление медицинских документов (полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного исследования больного, а также дополнительных исследований (экспресс-тесты, экг); логичная и последовательная формулировка диагноза (МКБ-10); стандартные временные отметки от начала до окончания выполнения вызова; при доставке в стационар обязательное заполнение сопроводительного листа (ф.114/у) с кратким описанием «когда и что случилось», состояния больного, оказанной помощи и дополнительных сведений)

- взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений (осуществляется как в интересах больного, так и работников выездной бригады; неукоснительное исполнение должностных инструкций и других нормативных документов)

Основными задачами станций (подстанций, отделений) СМП являются:

· оказание круглосуточной экстренной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;

· своевременная транспортировка больных, пострадавших и рожениц в стационары больничных учреждений;

· оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию (подстанцию, отделение) СМП;

· подготовка и переподготовка кадров по вопросам оказания экстренной медицинской помощи;

· в режиме ЧС - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и участие в работах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

СМП не выдает документы , удостоверяющие временную нетрудоспособность и судебно-медицинские заключения, не проводит экспертизу алкогольного опьянения (но может выдавать справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследованиях, оказанной медицинской помощи и рекомендации по дальнейшему лечению).

Статистическая отчетность станции СМП:

Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи (ф.109/у)

Карта вызова скорой медицинской помощи (ф.110/у)

Сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи с талоном к нему (ф.114/у)

Дневник работы станции (отделения) скорой медицинской помощи (ф.115/у)

Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи (ф.40/у)

Показатели СМП:

Показатель обеспеченности населения СМП

Показатель своевременности выездов бригад по скорой помощи

Показатель расхождения диагнозов СМП и стационаров

Показатель удельного веса повторных вызовов

Показатель удельного веса успешных реанимаций

Показатель удельного веса летальных исходов

Служба неотложной медицинской помощи (НМП) является подразделением территориальной системы неотложной медицинской помощи.

Неотложная медицинская помощь населению в крупных городах Российской Федерации оказывается отделениями (кабинетами) неотложной медицинской помощи АПУ. Отделение неотложной медицинской помощи является структурным подразделением АПУ, предназначенным для оказания круглосуточной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослого и детского населения, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. Неотложная медицинская помощь на дому оказывается по территориальному признаку круглосуточно выездными бригадами отделений неотложной медицинской помощи, организованными в одной или нескольких поликлиниках для населения данного административного района. Границы зоны обслуживания отделений неотложной медицинской помощи утверждаются органом управления здравоохранением административного района.

Основными задачами отделения неотложной медицинской помощи являются:

Круглосуточное оказание своевременной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослому и детскому населению, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства;

Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся самостоятельно непосредственно в отделение (амбулаторным больным);

Выполнение активных вызовов к больным, нуждающимся в динамическом врачебном наблюдении, обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию неотложной медицинской помощи населению;

Извещение органов управления здравоохранением территории и соответствующих административных органов обо всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания отделения;

Доставка пациентов в учреждения социального профиля (дома-интернаты и т.п.) по направлениям врачей территориальных поликлиник;

Транспортировка пациентов на консультации, обследования, проведение гемодиализа в учреждения здравоохранения и др.

Отделение неотложной медицинской помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый и освобождаемый от должности главным врачом лечебно-профилактического учреждения, структурным подразделением которого является отделение неотложной медицинской помощи.

Основной функциональной единицей отделения неотложной медицинской помощи является выездная бригада (врачебная, санитарного транспорта по транспортировке больных). В составе врачебной бригады работают врач по специальности «Скорая медицинская помощь», фельдшер (медсестра), санитар и водитель. В составе фельдшерской бригады по транспортировке больных работают фельдшер и водитель. Количество смен работы выездных бригад, их профиль, режим (график) работы определяются вышестоящей организацией по подчиненности с учетом обращаемости населения в отделение, плотности почасового потока вызовов, количества вызовов по дням недели, месяцам года, численности больных, подлежащих экстренной и плановой госпитализации.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов диспетчерского отделения неотложной помощи медицинской помощи. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами отделения неотложной медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в «Карте вызова» времени их поступления.

Отделение неотложной медицинской помощи не выдает документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и судебно-медицинские заключения, не проводит экспертизу алкогольного опьянения, однако дает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выписывает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению.