Основатель первой библиотеки на руси. О первой древнерусской библиотеке. "Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

Совсем недалеко от входа в Софийский собор города Киева в тени могучих каштанов стоит гранитная памятная стела. Каждый посетитель древнего храма может увидеть на ней рельефное изображение князя Ярослава Мудрого и прочитать слова из «Повести временных лет»: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного». В 6545 году (1037 год по современному календарю) и была создана первая библиотека на Руси. Библиотека была основана великим князем Ярославом Мудрым в 1037 году в качестве книгохранилища в Софийском соборе Киева. Собор, который в те времена был кафедрой киевского митрополита, был центром духовной и культурной жизни государства. Именно при соборе была открыта первая школа, созданы мастерские переводчиков и переписчиков книг. Не случайно он стал местом основания первой библиотеки. Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. Каждая рукописная книга была единственным экземпляром, была особа и неповторима, была настоящим шедевром! Тексты писали на дорогом и редком пергаменте, который выделывался из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось почти стадо телят! Обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга. По своему содержанию большинство книг первой библиотеки носило церковный характер, но наряду с богослужебными книгами и «Житиями святых» переводились и сочинения энциклопедического характера - «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи», в которых содержались сведения по философии, географии, астрономии, истории. Именно они послужили основой для превращения Киева в центр летописания, средоточие передовой мысли Руси XI столетия. Здесь был составлен первый древнерусский летописный свод 1037-1039 годов, написано и провозглашено знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, разработаны основы первого сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», созданы «Изборник Святослава», «Послание к Фоме пресвитеру Смоленскому» и многие другие произведения. В деле просвещения Руси книгописчая мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сам кафедральный Софийский собор в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из стен этого храма, послужили основой для появления новых библиотек. Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одна из привезенных нею книга, рукописное Евангелие, была награждена легендарной судьбы. Книга стала знаменитой под названием — Реймское Евангелие, и все французские короли, до Людовика XIV, за семь веков, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава мудрого. Пожалуй, еще одна часть книг была передана в качестве приданого других дочерей Ярослава, которые также стали женами представителей правящих династий Древней Европы: Анастасия — за короля Венгрии Андрея І, Элизабет — короля Норвегии Гарольда ІІІ. Но основная часть библиотеки, созданная Великим Князем даже после его смерти в 1054 году, вне всякого сомнения, находилась в Киеве. В 1240 году после продолжительной осады город был занят войсками хана Батыя, а в последствии разрушен и сожжен практически до основания. С тех пор библиотека потерялась из поля зрения историков. Вот уже на протяжении семи веков исследователи пытаются найти ее следы, но безрезультатно. Прошло 980 лет с тех пор как Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве была основана первая библиотека Древней Руси. Эта особая дата не только для России но и для всех славянских государств, по решению ЮНЕСКО, отмечается во всем мире как одна из самых значительных. Это дань нашего уважения легендарному русскому историческому деятелю и его славному деянию, дань уважения первым хранителям бесценных сокровищ на земле, каковыми являются знания.

Датой основания первой известной библиотеки на Руси принято считать 1037 год. В Киеве 980 лет назад князь Ярослав Мудрый, при Софийском Соборе, положил начало возникновению книжного хранилища. Об этом сообщает «Повесть временных лет», первый летописный свод начала XII века. Его составитель Нестор писал: «…Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда».

Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках». Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».
Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и безследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

Софийский собор в Киеве современный вид

В 1925 году во время раскопок на территории Софийского собора был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей». Перед входом в Софийский собор (с его западной стороны) в 1969 году установлен мемориальный знак в память этой древней библиотеки. На нем — портрет Ярослава Мудрого и слова из летописи «Повесть временных лет»:
«В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людий. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного»

Мемориальный знак в честь первой древнерусской библиотеки. Автор — скульптор И.П.Кавалеридзе.

Вскоре подобные заведения стали распространяться и в других местах. Так, возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире, Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства. В XIII XV веках были основаны библиотеки в Чудовом, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях, при дворах митрополитов. Наряду с книгами религиозного содержания в монастырях хранились и переписывались исторические хроники, летописи, жития, хождения, лечебники, травники, сочинения по географии.
Особо стоит сказать о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Это собрание античных греческих и латинских рукописей, якобы хранившихся при дворе московских великих князей и царей в конце XV и в течение XVI века По легенде, книги привезла в Москву невеста Ивана III Софья Палеолог. Согласно свидетельствам современников, в 1565 году при Иване Грозном библиотека размещалась в Кремле в двух подвалах. В XVII веке сведений о ней уже нет. Возможно, она погибла в начале столетия, во время потрясений Смутного времени. Не исключено, впрочем, что книжная сокровищница московских правителей была кем-то вывезена за рубеж либо, напротив, надежно перепрятана в России. Многие серьезные ученые (Забелин, Соболевский, Тихомиров) верили в ее существование. Правда, поиски библиотеки в течение XVIII-XX вв. в Кремле, Коломенском, Александровской слободе оказались безуспешными.
К XVI веку уже сложилась практика составления описей монастырских и церковных библиотек. Очень важным этапом в создании государственных и частных библиотек стало возникновение книгопечатания. К концу столетия книжный фонд России составлял примерно 260 350 тысяч томов (печатных лишь 6 8%), причем в монастырях находилось больше трети всех книжных сокровищ. В конце XVII века уже формировались первые специализированные библиотеки: Типографская при Печатном дворе, собрания при Пушкарском и Аптекарском приказах. В библиотеку Посольского приказа собирали книги по истории и внешней политике, значительным собранием располагала Славяно-греко-латинская академия.
Реформы Петра Великого содействовали росту числа специальных и появлению учебных и первых публичных библиотек. Они располагали светской литературой по всем отраслям знаний. Одновременно с Кунсткамерой в Петербурге была основана и Библиотека Академии наук; с 1728 года в определенные дни и часы она открыла свои двери для всех желающих. На основе прежней Патриаршей власти организовали Синодальную библиотеку. А в 1756 году открылась Библиотека Московского университета. В 1780-х годах в старой столице издатель и просветитель Николай Новиков открыл бесплатную библиотеку-читальню. На добровольные пожертвования создавались бесплатные библиотеки в губернских городах. Среди личных собраний XVIII века выделялись библиотеки Петра Великого, Якова Брюса, Волынского, Воронцовых, Ломоносова, Меншикова, Миллера, Мусина-Пушкина, Потемкина, Татищева, Шереметевых. Но крупнейшей очень долго являлась дворцовая библиотека в Эрмитаже.
С начала XIX века в Российской империи шел бурный рост числа библиотек в средних и высших учебных заведениях, в воинских частях. С середины столетия открывались публичные библиотеки в губернских и уездных центрах, народные библиотеки просветительских обществ и комитетов грамотности. Еще в 1814 году в Петербурге открыла свои залы для читателей Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная). В 1862 году основана Московская публичная библиотека как отделение Румянцевского музея (ныне Российская государственная); чуть позже возникли научные библиотеки Политехнического и Исторического музеев. Из коммерческих библиотек особой популярностью пользовались собрание Плавильщикова в Петербурге (по завещанию перешло к Смирдину), а в Москве — книгоиздателя Селивановского.

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Библиотека Ярослава Мудрого.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве. Обширное собрание книг, не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., 1966.

Древнейшие сокровища Новгорода:

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Сейчас библиотека открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Возникновение монастырских библиотек:

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

Первые библиотеки на Руси

и причины их возникновения

1. Введение

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.

В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.

2. Немного о Древней Руси

Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.

Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

3. Что такое "библиотека"?

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

4. Библиотека Ярослава Мудрого

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утвержда

ют, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера-“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

О читателях этой библиотеки мы ничего не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…”. Дан здесь один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

Обширное собрание книг- не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

5. Древнейшие сокровища Новгорода

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочислен

ных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга- “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдален

ных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде- в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

6. Существуют мнения

Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христиантва, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не толлько иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.

Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

7. Возникновение монастырских библиотек

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилсь в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими бибилиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некотрорых библоитеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве”и другие сочинения.

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и огралении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопроваждалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих бибилиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

8. Христианство. Что оно дало?

Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросвх и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие архелогические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распрастранению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распрастранения и укрепления христианской религии- идеологической основы феодального государства.

Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия христаанства- официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужедные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из болеее чем 130 рукописных книг 11- 12 веков, около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.

9. Первые описи книг

К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечями библиотечных каталогов. По ним можно проследить и данамику роста фондов библиотек.

По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом бибилиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных бибиотек.

10. Библиотеки: громкие имена

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного, исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоёвывания Константинопаля турками.

11. Главный вывод

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам »…

Само слово «библиотека » в Древней Руси поначалу почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии » (по имени архиепископа Геннадия Новгородского), которая была окончательно переведена и переписана в Новгороде к самому концу XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом ». Во второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки ».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, оно относится к упомянутому 1037-му году, когда князь Ярослав Мудрый «собрал писцов многих » для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском Соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого уникального книжного собрания. Есть данные, что оно насчитывало «великие тысячи книг на разных языках». Историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки всего в 500 томов. Несомненно одно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и фонд её непрерывно увеличивался. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, в 1969-м году поставлен символический камень. На камне помещён портрет Ярослава Мудрого и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного ».

Что же читали наши давние предки? Что вообще могло быть в фондах княжеской библиотеки? Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии; так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрёл «Псалтырь». Необходимую науку для священнических божественных служб можно было почерпнуть из первых «Служебников» и «Требников». Из раздела канонической литературы в то время охотно читали различные «Жития святых », переводившиеся непосредственно с греческих оригиналов, чрезвычайно разнообразные по содержанию и подающие большую галерею типов «христианских героев». Имелись сочинения и энциклопедического характера – «», «Шестидневы », «», в которых содержались разнообразные сведения по истории, философии, географии, астрономии, зоологии. Относящиеся к светской переводной литературе «Шестидневы » представляли собой сборник популярных произведений, трактовавших происхождение мира по христианскому вероучению. Причём трактовка эта имела очевидный литературно-художественный характер, то есть наряду с бытующими христианскими догмами просматривались и самостоятельные авторские мысли. В основе «Шестидневов » — в определённой мере соответствующий господствующим общественным настроениям рассказ о шести днях сотворения мира Богом, откуда и походит само название книги. Помимо этого «Шестидневы » синтезировали на своих страницах элементы светской науки: философские учения о движении небесных светил, рассказы о животном и растительном мире с поучительными выводами религиозного характера. В целом, «Шестидневы » были проникнуты идеологией и духом христианства, их главной общественной задачей было формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.

» — это своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах и иных видах жизни в окружающем мире. В аллегорически-символической форме в книге описываются настоящие и придуманные приметы и свойства реальных и фантастических животных, подаются образцы для исследования и поучения. Материалы по большей части черпались из Библии, из известных произведений античных писателей, обрабатывались переводчиками и переписчиками и подавались в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. Каждая статья «» посвящалась отдельному представителю животного или растительного мира и делилась на две части: в одной из них описывались реальные свойства изучаемого объекта, а в другой излагались символические толкования его сущности с вводом определённой морали. Среди авторов «» называют знаменитых отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.

А что такое «»? Это один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении XI-XVII веков. «Избор от мног отец и мног книг » представляет собой обширное собрание отдельных небольших произведений (их количество могло доходить до 900-т), связанных единством содержания, иногда являющих род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой нередко был обусловлен личными вкусами «списателя » — составителя. В эту книгу входило изложение «Категорий» Аристотеля, церковные сочинения, статьи по грамматике, логике и поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими моральными правилами должен руководствоваться человек в жизни). «» призывали читателя к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности и кротости, а также к преодолению таких тяжких грехов, как хула, клевета, зависть, татьба , прелюбодейство, пьянство, объедение.

К слову, книги в то время имели не только духовную, но и большую материальную ценность: их переплёты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом и серебром со вставками из жемчуга и драгоценных камней.

О читателях библиотеки Ярослава Мудрого достоверных сведений мало. По всей вероятности, её богатствами постоянно пользовался один из составителей «Изборников », дьяк по имени Иоанн. Он сам написал в конце своего труда: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна… » Дан здесь и один из древнейших советов, как нужно читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чём говорят книги и словеса те ».

Сохранить библиотеку было в те далёкие времена делом весьма сложным. Можно даже сказать, что Софийский собор насчитывает целый ряд библиотек: одна гибла, на её месте возникала новая. Например, в 1169-м году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203-м году Софию грабили половцы — и опять серьёзно пострадал фонд библиотеки. Есть свидетельства, что часть драгоценной библиотеки отца ещё в 1048-м году увезла с собой в качестве приданого младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. В 1240-м году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека Ярослава окончательно исчезла из поля зрения. Семь столетий потомки пытались её разыскать. Поиски велись и на территории Святой Софии Киевской, и в Киево-Печерской Лавре, и в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Конечно, вопрос о точном времени появления на Руси библиотек нельзя считать решённым основательно. Предполагается, что они существовали в Киеве ещё в 10-м веке. Свою библиотеку вполне могла иметь основанная в 988-м году школа для обучения детей, поскольку там требовалось наличие определённого числа книг по нескольким темам. Библиотеки могли быть открываемы и при строительстве храмов. Так, на Подоле, ещё до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996-м году было закончено возведение величественной Десятинной церкви, первой каменной церкви Древней Руси, воздвигнутой Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В некоторых источниках говорится, что князь Владимир украсил эту церковь не только иконами и драгоценными сосудами, но и книгами, привезёнными из Корсуня…

Очевидно и ясно одно: благим усердием просветителей, с течением лет всё больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной »…

Подготовила Яна Андриенко