Первое упоминание об азартных играх. Мир азартных игр - история азартных игр. Неожиданные открытия в истории игры

Азартные игры появились еще на заре цивилизации. При раскопках в древнем Вавилоне, и Египте находили игровые кости. Само слово “азарт” пришло к нам с Востока (“альзар” - так называли игру в кости арабы). И на Востоке, и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто - ни власть, ни церковь, и ни тем более никакие доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.

Уже Мохаммед (570-632) предупреждал, что вино и азартные игры - "проделки дьявола". Имеются отдельные сведения о распространении азартных игр у древних греков, особенно среди коринфян. В Спарте азартные игры были запрещены. В Древнем Риме существовало постановление, согласно которому деньги, проигранные в азартных играх, могли быть возвращены по требованию человека, проигравшего их.

В античные времена из-за проблем, связанных с увлечением этими играми были введены специальные законы, ограничивающие участие в них.

В последнее время страсть к азартным играм приобретает характер эпидемии. Существует мнение, что если бы Паскаль, внесший в 17 веке большой вклад в изобретение рулетки, мог предвидеть конечный результат своей работы, он вряд ли решился бы на такой эксперимент...

Игорные дома впервые возникли в XII веке в Италии. Наибольшего распространения азартные игры получили в XIII-XIV веках в Германии. Это объясняется тем, что в большинстве мелких германских государств игорные заведения были поощряемы правительствами, так как способны были платить значительные налоги. Причем деятельность данных заведений совершенно не регулировалась государством. Так, например, если на оплату проигрыша имущества не хватало, то человек мог быть продан в рабство, а деньги, вырученные от сделки, шли на оплату долга. Национальное собрание во Франкфурте в 1849 году вынесло решение об ограничении расположения игровых казино. После этого азартные игры такие, как рулетка, находились только на курортах, где в неё могли играть исключительно отдыхающие. Вплоть до 1 июля 1868 года Германия пользовалась печальной известностью, благодаря своим игорным домам в Баден-Бадене, Висбадене, Гамбурге и других городах. Только после объединения Германии легальные игорные дома исчезли.

В обществе всегда было настороженное отношение к азартным играм, поэтому государство старалось следить за тем, чтобы азартные игры "не происходили публично, не привлекали обширного круга людей и не отражались, таким образом, тяжело на материальном благосостоянии массы населения" (из словаря Брокгауза и Эфрона).

Т.о. склонность к азартным играм не является "новым видом зависимости". В Европе в то время она занимала второе место среди известных тогда видов зависимостей. В конце XIX столетия их было всего четыре:



· Зависимость от алкоголя

· Зависимость от азартных игр

· Зависимость от морфия

· Зависимость от кокаина

В 1936 году немецкий врач Габриел написал в своей монографии, что влечение к азартным играм является редко встречаемой проблемой. До 1933 года игровые казино в Германии были полностью запрещены, и были разрешены лишь в немногих странах. Раньше участие в азартной игре ограничивалось финансовыми возможностями игрока.

После появления в 70-х годах современных психологически рафинированных монетных автоматов стало ясно, что относительно низкая стоимость игры способствовала развитию зависимости. В 80-х годах к врачам-психиатрам стало обращаться большое количество людей с одинаковыми проявлениями. Все эти пациенты были зависимы от игры на монетных автоматах. И уже в 1983 году врач-психиатр Майер сделал вывод, что речь идёт о типичной зависимости от азартных игр, такой же, как и давно забытая зависимость от рулетки.

В настоящее время клиническая реальность такова: в Германии алкоголизм, наркомания и игромания - это три ведущих проблемы среди зависимостей.

В России также издавна шла борьба с азартными играми. Из воеводских наказов XVII века видно, что игравших в азартные игры наказывали кнутом, а карты отбирались и сжигались. При Петре I первоначально военным было строго воспрещено играть в карты или кости на деньги, а потом данный запрет был распространен на всех. Это распоряжение было подтверждено при императрице Анне Иоанновне 23 января 1733 года: "Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как на деньги, так на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру не играли". Треть взыскиваемого штрафа назначалась доносителю. Этими мерами надеялись противодействовать всё большему распространению азартных игр.

Более активные меры начали предприниматься во времена царствования Александра I. Петербургскому и московскому генерал-губернаторам повелевалось неослабно наблюдать, чтобы не было азартных игр, виновных - отдавать под суд, а имена их называть самому Императору. Полиция должна была при расследовании каждого случая выяснить вид азартной игры, место проведения, количество участников, имена, обстоятельства, при которых происходила игра. Такое отношение сохранялось вплоть до Октябрьской революции, после которой также был издан указ о запрещении азартных игр. И в течение почти 70 лет азартные игры, как и другие «социальные язвы, не свойственные социалистическому строю», официально не существовали в нашем государстве.

Если в древние времена азарт считался пороком, теперь медики называют его нормальным состоянием человека. По статистике примерно 10 % населения азартно. В былые времена русские дворяне проигрывали свои имения и крестьян в карты. Известным игроком был Достоевский и, по слухам, даже Владимир Ульянов-Ленин. Сейчас же стать рабом азартных игр может кто угодно: и успешный бизнесмен, и домохозяйка, и подросток, и пенсионер. На путь зависимости становятся и от недовольства собой, и просто от безделья. И хотя не все люди склонны к зависимостям, в последнее время их число стремительно растет. Такая тенденция проявляется особенно в крупных городах, где невротиков (в их число входят и наркоманы, и алкоголики, и курильщики, и игроманы) от 43 до 75% от работающего взрослого населения.

Американский антрополог А.Л. Кребер (A.L. Kroeber) попытался определить, не связано ли распределение азартных игр среди мировых культур с какими-либо системами, которые могли бы связать азартные игры с другими особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пуританских религий, такие как Протестантизм, Буддизм или Ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрицали азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких определенных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры. Он мог лишь строить догадки. Его список обществ, которые не играют в азартные игры, включал австралийских аборигенов, равнодушных к собственности, и жителей Папуа – Новой Гвинеи в Меланезии, тратящих много времени и усилий на приобретение собственности. Среди других народов, не игравших в азартные игры, были полинезийцы, микронезийцы, некоторые из народов Индонезии, племена отдаленных районов Индии, большинство народов Сибири, многие народы Восточной Африки и Южной Америки (кроме аборигенов Перу, горцев Боливии, жителей Чили, Аргентины и Парагвая). Кребер предполагает, что районы распределения играющих и неиграющих народов велики и компактно расположены, так что распределение положительного или отрицательного отношения к азартным играм явилось результатом «постоянной диффузии», или взаимного воздействия этих разных взглядов на желательность или нежелательность азартных игр среди культур, имеющих взаимные контакты. Методы и техника азартных игр настолько просты, что теория «диффузии» не может лежать в основе их распространения. Кребер не смог найти никаких жестких связей между азартными играми и чертами экономики, системы благосостояния или видом религии.
Позже антрополог Джон Роберте продемонстрировал, что можно разбить все игры (не обязательно азартные), в которые играли различные, детально исследованные им, племена, на три основных вида: игры, предполагающие физическое мастерство (в них могли также присутствовать элементы стратегии или случайности), стратегические игры (без физического мастерства, но, возможно, с элементами случайности), и игры, основанные целиком на случайности. Исследования более 50 племен из всех частей света показали, что 43 из них играли в игры, требующие физического мастерства, 20 – в игры, основанные целиком на игре случая, и 19 – в стратегические игры. Игры, как кажется, выражают основные идеи и направления той или иной культуры и являются моделями различных видов культурной деятельности. Так, они могут моделировать битву, охоту, преследование, прорицание или принуждение. Было обнаружено, что культуры, в которых играли в игры, «замешанные» только на случайности, обычно имели религиозные верования, связанные с богами или духами, благожелательными и великодушными настолько, что их можно было как-то ублажить. Таким образом, игры, основанные на случайности, связывались с верой в сверхъестественное. Стратегические игры, с другой стороны, соотносились с осознанием своей общественной роли (социализации) или с осознанием главенства социальной системы, тогда как игры, основанные на физическом мастерстве, позволяют осознать важность как своей личности, так и своего окружения. Хотя это исследование не делало различий между азартными и неазартными играми, оно показало, что игры, в которых заключаются пари, связаны, вероятно, с другими аспектами культуры. Социологи продолжают попытки обнаружения этих связей.
Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие – абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

История азартных игр уходит своими корнями в древность. И хотя в летописях нет упоминаний об азартных играх, зато есть легенды, сказания, домыслы, версии. Четкой хронологии возникновения карт и рулетки нет.

При раскопках древних стоянок археологи находят предметы, которые могли быть использованы для игр. Есть предположения, что изначально эти предметы имели магическое, сакральное значение, а с ходом веков стали средством увлекательного времяпровождения. Египетские гробницы сохранили до наших дней изображение человека, играющего в кости. В Древнем Тибете игорные диаграммы были начерчены на крышах храмов. Символическое изображение игры можно также найти на сиденьях монахов в средневековых английских церквях. У греков есть миф о Зевсе и Афродите, которые подбрасывают кости для определения судьбы героя, а "Илиада" Гомера описывает олимпийских богов, играющих в лотерею, чтобы определить победителя сражения.

Известно, что игральные кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры. Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до Рождества Христова очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди каст. Собрание ведических гимнов Ригведа содержит поэму “Жалобы Игрока”.

В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I веке до Р.X. часто и подробно описывается игра в кости, и она квалифицируется как азартная игра.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Множество драматических историй об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

По мере роста цивилизации и возникновения крупных городов азартные игры нашли свое место на шумных базарах и в постоялых дворах. Здесь предлагали на выбор самые разнообразных потехи. За удовольствие испытать судьбу нередко приходилось расплачиваться золотом и драгоценностями.

Первые игорные дома ("casino" в переводе с итальянского – домик) появились в Римской империи. Днем рождения казино историки называют 557 год до нашей эры, когда римский царь Тарквиний Люций Приск воздвиг в честь бога хранителя урожая Конса так называемый Большой Цирк – древнеримский центр индустрии развлечений. Здесь делали ставки на тотализаторе, играли в кости. Публика дневала и ночевала в Большем цирке и Колизее в увеселениях и на зрелищах.

В Европе постепенно к процессу распространения азартных игр присоединились светские власти, обложив игорные заведения налогами. Впервые публичный игорный дом был легализован в 1626 году в Венеции. В то время в высшем венецианском обществе появился обычай собираться для самых разнообразных встреч в так называемым «малых домах» или «Casini». Знатные и богатые вельможи заключали там деловые сделки, спорили о политике, играли в азартные игры.

Первое казино в современном понимании открылось в 1765 году в Париже. Распорядился открыть казино первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини для того, чтобы таким образом пополнить скудную казну Людовика XIV. Тогда же мир узнал, что помимо обычных карточных игр существует и рулетка.

В 1806 году во Франции игорный дом впервые получил официальное одобрение высшего государственного лица. Этим человеком стал французский император Луи де Бонапарт, почтивший своим присутствием одно из парижских казино.

Девятнадцатое столетие добавило к имиджу игорных заведений новые штрихи: появился качественный сервис, стал роскошным и комфортным внутренний интерьер, а охрана у входа стала ограничивать доступ в казино, пропуская внутрь только респектабельно выглядевших граждан. Азартные игры стали модным хобби, а казино – местом, где обязательно нужно было засветиться любому, кто считал себя обеспеченным человеком.

В 1861 году, в маленьком европейском государстве Монако, испытывавшем в то время финансовые трудности, человек по имени Франц Бланк предложил своему государству открыть казино для обогащения княжества. Три года спустя там открылся развлекательный центр «Монте-Карло», ставший сегодня одним из самых именитых и шикарных мест на земле. Примерно в это же время игорные «логова» (как их называли местные жители) появились и в Азии. Крупнейшими центрами азиатского игорного бизнеса стали города Сайгон и Макао. В 1899 году в крупнейших мировых казино появилось новое понятие – «приватные комнаты», где можно было, не отвлекаясь на игорный зал, делать неограниченные ставки.

В России при дворе Екатерины II рулеточные столы украшали не только роскошные залы дворцов - их можно было встретить даже на кухнях, где придворные повара в свободную минуту развлекались заморской игрой. Узнав от захваченных в плен французов о существовании рулетки, турецкий султан Селим III отправил за границу своих мастеров, чтобы они выучились там изготовлять "колесо фортуны". А индусов с этой игрой познакомили британские дипломаты.

В Америку азартные игры, как и многое другое, привезли переселенцы из Старого света. В многочисленных салунах Дикого Запада вопросы выигрыша решались при помощи кольта. На протяжении 1700-х и 1800-х годов город Нью-Орлеан был Меккой для игроков Нового света. Однако в период президентства Эндрю Джексона(1829-1837) легальные казино почти полностью исчезли во всех штатах. В результате запрета по всей стране возникла обширная нелегальная сеть «игровых объединений». После снятия этого запрета Бэнджамин Сигель стал основателем современного Лас-Вегаса, города-казино, получившего в наши дни славу всемирной столицы развлечений.

Сегодня игорные дома – это фешенебельное заведение, столы из красного дерева, приятное на ощупь сукно, тяжелые шторы, крупье в строгой форме, аромат дорогих сигар и духов. Войти в мир азартных игр сегодня не так уж и сложно, множество казино есть и в Беларуси, и в тех странах, которые посещают белорусские туристы. Если вы решились, то желаем Вам удачи!

http://bizzly.ru/Istoriya_kazino_0/Istoriya_azartnyh_igr_Pervye_kazino


История азартных игр покрыта мраком. Однако ученые утверждают, что понятие азарта не ново и существует в мире уже многим более тысячи лет. Вот только выстроить целостную картину эволюции азартных игр довольно непросто.

В остатках материальной культуры археологи часто находят предметы, которые применялись в азартных играх. Самой распространенной игрой во всех уголках планеты изначально были кости. Самым древним обнаруженным костям около 4 тысяч лет. Кстати, само слово «азарт» - арабского происхождения, от «аззахр» - «игральные кости».

Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике изображают людей или богов кидающими бабки (бабка - astragalus - это таранная кость или межфаланговый сустав овцы или собаки) и использующими счетные доски для подсчета результатов игры. Во многих раскопках доисторических стоянок человека еще более раннего периода бабки обнаруживают в больших количествах. Возможно, еще 40000 лет назад люди бросали эти кости в азартных играх, но правила и порядок этих игр полностью, конечно, не известны.

Кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры. Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до н. э. очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди всех каст, кроме очень религиозных людей. Собрание ведических гимнов Ригведа содержит поэму «Жалобы Игрока», в одной из строф которой цитируется бог Савитр: ««Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!» - так говорит мне благородный Савитр».

Карты появились в Индии. Старинные индийские карты были круглыми, имели восемь мастей, причем колода состояла из 96 карт. Принцип игры больше напоминал шахматы, нежели современные карты. Из европейских государств на карточную пальму первенства претендует, прежде всего, Италия, где упоминания о картах встречаются уже в документах второй половины XIV века. В Италии же, по мнению исследователей, была изобретена древнейшая карточная игра - тарок.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры, или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие - абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, - Северная Америка. Из всех достаточно исследованных народов, играющих в азартные игры, половина - североамериканские индейцы.

Римские императоры очень любили играть в кости, и делали это весьма часто, особенно Август и Клавдий. Но простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определенные сезоны. В течение средних веков служители церкви и короли предпринимали попытки искоренения азартных игр, и их неудачи служат подтверждением прочности тяги к игровому азарту.

В 1765 году во Франции появилось первое устройство для игры в рулетку. Авторство приписывают офицеру полиции Габриэлю де Сартине, пожелавшему придумать азартную игру, в которой невозможно было бы жульничать. По другой версии рулетка - результат неудачного эксперимента французского философа и математика Паскаля, который пытался создать вечный двигатель.

Первое казино в 1863 году открыл Чарлз Грималди, принц Княжества Монако. Само это итальянское слово означает «загородный дом».

Игровые автоматы, именуемые в народе «однорукими бандитами», придумал американский механик Чарлз Фей в 1895 году. Сейчас они являются неотъемлемым атрибутом любого казино, как и карточные игры типа блэк-джека и покера.

Таким образом, к началу ХХ века были изобретены все основные игры современного казино. Оставалось их легализовать. И здесь в первых рядах оказалась… пуританская Америка. В Неваде (она по сей день остается единственным штатом Америки, где легализовано казино), был построен поселок Лас-Вегас, который теперь считается столицей игорного бизнеса. Но основной бизнес делается в подполье, нелегальные игорные дома приносят баснословные барыши владельцам.

Страница 2 из 12

ИСТОРИЯ АЗАРТНЫХ ИГР

“...Нет на всем свете влечения

более грязного, страсти более

свирепой, порока более зара­-

зительного, чем азартная игра!”

(А.И.Куприн “Система”).

“Игра старше культуры”, - говорил голландский философ Йохан Хейзинга. Ибо игра старше не только культуры - она старше челове­ка.

В Библии сказано, что человек был сотворен в шестой день творения. К вечеру. А до того, в тот же шестой день, но с утра “создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо”. Иначе го­воря, животные сотворены раньше человека. Первое же поручение, которое дал Бог сотворенному человеку, было самой настоящей игрой: “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он на­зовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей”. Такова была первая предложенная Богом человеку иг­ра. Он заставил Адама выдумывать слова.

Игра предшествует даже слову. Примером тому - мора, “игра на пальцах”, и по сей день процветающая в оживленных морских портах, где моряки не знают ни языка друг друга, что не мешает им азартно предаваться этой, видимо, самой древней из человеческих игр.

“Кто ничем не рискует, тот ничего не имеет”. Смысл этой французской поговорки знаком не только игрокам. Разве нет элемен­тов риска и азартной игры в деятельности бизнесмена, политика, полководца? Можно без преувеличения назвать азартные игры жизнен­ным тренингом сильных людей. Азартные игры пришли к нам из древ­ности и до сих пор распространены во всех слоях общества. “Орел или решка?” - кричат дети, подбрасывая монету. “Делайте став­ки, господа”, - корректно призывает крупье в фешенебельных кази­но. И всюду эти призывы сопровождает надежда игроков на удачу.

Мир азартных игр многообразен и многолик. Исход такой игры может определяться чистой случайностью (игра в кости), а может строиться на тонком стратегическом расчете (покер). Правила азартных игр почти также разнообразны, как проявления случайности в жизни. Порой эти правила сознательно запутаны, чтобы игрок мог проявить гибкость ума. Так, знание теории вероятностей - хорошая опора при игре в покер или на скачках. Но поможет ли оно при по­купке лотерейного билета или в “соревновании” с игровым автома­том? Игрок может добыть победу своими руками (карты) или путем заключения пари доверить это другим (бега). Да и пари в одних случаях является главным смыслом самой игры (подбрасывание моне­ты), в других - может служить лишь дополнением к действию, кото­рое само по себе азартной игрой не является (пари на футболе).

С давних пор люди пытались выделить и обустроить специальные места для азартных игр. В Новое время возникли игорные дома и клубы. Среди них главным до сих пор остается знаменитое казино в Монте-Карло.

Наше время стремительно меняет жизнь вокруг нас, и вот уже в Москве насчитываются десятки казино. Все они, как показывает опыт, сталкиваются с рэкетом мафии и госчиновников, а также с непрофессионализмом и нечестностью крупье. С последним явлением можно бороться, лишь правильно организовав работу игорного дома.

Успешное занятие игорным бизнесом требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокого культурного и технического уровня предлагаемого сервиса.

В остатках материальной культуры древнего человека археологи находят предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н.э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике, изображают людей или богов, кидающими бабки и использующими счет­ные доски для подсчета результатов игры.

Бабка - это неровная четырехсторонняя кость (межфаланговый сустав овцы или собаки) с двумя круглыми сторонами (выпуклой и вогнутой). Каждая сторона ее имела, вероятно, определенную цен­ность в играх, в которых применялись бабки.

Шестигранные кости появились задолго до Рождества Христова. Некоторые кости вырезались из бабок, но более стандартные кубики изготовлялись из керамики и дерева. Самые ранние игральные кости из Ирака и Индии датируются 3000 г. до н.э. Около 1400 г. до н.э. была изобретена современная разметка шестигранных игральных кос­тей, где сумма точек на противоположных гранях всегда равна семи.

Вполне вероятно, что бабки и игральные кости могли использо­ваться не только в азартных играх, но и для предсказания будущего путем бросания костей, гадания или ворожбы. Жребий бросался, что­бы окончить спор, разделить или распределить имущество или в дру­гих случаях, когда требовалось предсказать волю Господа. Напри­мер, Евангелие от Иоанна описывает бросание жребия, чтобы опреде­лить, кому достанется одежда распятого Христа.

В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I ве­ке до н.э., часто и подробно описывается игра в кости, и она ква­лифицируется как азартная игра.

Слово азарт пришло в европейские языки (итальянский, фран­цузский) из арабского: az zahr - игра в кости. Зар (zahr) - это игральная кость, шестигранный кубик для игры в кости. Если в русском языке некоторые игры называются азартными, т.е. вызываю­щими возбуждение, запальчивость, то арабы характеризовали эти чувства как возникающие при игре в кости. Арабское название, в свою очередь, возможно, восходит к арабскому же слову zahr - цве­ток (на одной из граней арабских костей изображается цветок).

Американский антрополог А.Л.Кребер попытался определить, не связано ли распространение азартных игр с особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пу­ританских религий, такие как протестантизм, буддизм или ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрица­ли азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких опреде­ленных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры. Его список обществ, которые не играют в азартные игры, включал австралийских аборигенов, равнодушных к собствен­ности, и жителей Папуа - Новой Гвинеи в Меланезии, тратящих много времени и усилий на приобретение собственности. Среди других на­родов, не игравших в азартные игры, были полинезийцы, некоторые из народов Индонезии; племена отдаленных районов Индии, большинс­тво народов Сибири, многие народы Восточной Африки и Южной Амери­ки (кроме аборигенов Перу, горцев Боливии, жителей Чили, Аргенти­ны и Парагвая). Кребер предположил, что распределение положитель­ного и отрицательного отношения к азартным играм явилось резуль­татом “постояннойдиффузии”, или взаимного воздействия этих раз­ных взглядов на желательность или нежелательность азартных игр среди культур, имеющих взаимные контакты. Однако методы и техника азартных игр настолько просты, что теория “диффузии” не может ле­жать в основе их распространения. Кребер не смог найти никаких жестких связей между азартными играми и чертами экономики, благо­состоянием или видом религии.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народ­ных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римс­кие мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. Но наибо­лее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в фольклоре Азии, Японии, Филиппин и Индии. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использо­вали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Еще один континент, бо­гатый народными преданиями об азартных играх - Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина - североамериканские индийцы.

Классовые различия в законах,запрещающих азартные игры, имеют давнее происхождение. Римские императоры очень любили иг­рать в кости, но простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определенные сезоны. В течение средних веков служители церкви и монархи предпринимали попытки искоренения азартных игр, и их неудачи служат подтверждением прочности тяги к игровому азарту. В течение длительного периода азартные игры представляли собой игры в бабки и в кости. Карты не получили распространения до 1350 года. Все запреты были направлены не столько против самих игр, сколько против грехов, которые их сопровождали. Церковь больше была озабочена пьянством и руганью, которые возникали при этом; государство же было заинтересовано в том, чтобы искоренить безделье, расточительность, мошенничество и преступность, которые были явно связаны с азартными играми.