План работы психолога с инвалидами в иу. К вопросу о проблемах осужденных инвалидов. Раздел I. Психологическая подготовка

Одной из наиболее социально-незащищенных категорий в исправительном учреждении являются осужденные пожилого возраста и инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите.

Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения.

Среди осужденных пожилого возраста редко встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. естественно стареющие осужденные характеризуются физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности.

Нередко в исправительном учреждении отбывают наказание осужденные, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения, связанные с различными заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений. Происходящая при старении перестройка механизмов высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психической деятельности и поведений человека. Прежде всего, это касается такого сложного явления, как интеллект. В старости важнейшей становится способность к решению задач, связанных с использованием уже накопленного опыта и информации. В эмоциональной сфере наблюдается неконтролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, ослабляется прогнозирование последствий своих поступков и действий других лиц. Среди психологических процессов, на которых в наибольшей степени отражаются возрастные изменения, является ослабление памяти. Возрастные изменения способны существенно изменить психический склад человека, его личность. Среди характеристик, считающихся типичными для пожилого возраста, - консерватизм, стремление к нравоучениям, обидчивость, эгоцентризм, уход в воспоминания, самоуглубленность, что усугубляется лишением свободы.

Престарелые осужденные неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. Большинство из них не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости. Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также боязнь старости и неприязненное отношение к ней, которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных.


Специалист по социальной работе должен учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и осуществлять к ним индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности престарелого.

Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Большое число осужденных инвалидов часто болеют или имеют хронические заболевания, половина из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, не могут обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня – инвалидность, по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

В учреждениях исполнения наказаний, в той или иной мере, затрудняют проведение социальной работы с осужденными инвалидами их социальные ограничения, которые необходимо учитывать социальному работнику:

1. Физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые ему мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

2. Трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его совсем.

3. Малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида.

4. Пространственно-средовой барьер. Сама организация жилой среды пока не является дружественной по отношению к инвалиду.

5. Информационный барьер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них.

6. Эмоциональный барьер. Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида. (сноска: Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ.– Рязань. 2006. – С. 61-62.)

Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы, получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений.

Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ.

Заявление осужденного, направление на МСЭ лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы МСЭ. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы МСЭ осуществляется в присутствии представителя администрации ИУ, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом, справка МСЭ установленной формы направляется в ИУ и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы МСЭ осужденного, признанного инвалидом, а также о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения ИУ, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. В случае освобождения из ИУ осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭ выдается ему на руки.

В своей деятельности с осужденными пожилого возраста и инвалидами специалист по социальной работе делает упор на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), чтобы нейтрализовать отрицательные особенности процесса старения или хронического заболевания. Этого можно достичь, если сделать их жизнь деятельной. Поэтому особое внимание следует уделять организации свободного времени этой категории осужденных, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов. Для поддержания определенного уровня функционирования интеллекта имеет значение вовлечение этих осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

Значительное место в работе с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительном учреждении занимает организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера, также и меры социально-психологические и социально-педагогические.

Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Работающим осужденным-инвалидам первой и второй группы, а также осужденным пожилого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;

привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;

увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Особое внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ.

Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:

1. Учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;

2. Основным элементом подготовки осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ всеми необходимыми документами. Основным из них, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших его по различным причинам;

3. Восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;

4. Проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;

5. Оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;

6. Оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;

7. Разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.

9. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе для назначения пенсий:

Заявление осужденного;

Паспорт осужденного;

Справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории РФ;

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

Документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;

Документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя.

Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, осуществляет контроль над своевременным перечислением пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы по розыску указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

Каждый осужденный пожилого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Немощные лица, инвалиды не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы. С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль над соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

В отношении тех, кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ.

Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных пенсионного возраста, инвалидов и престарелых, освобождающихся из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающемуся». Ее структура может включать: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения; информацию о службе занятости; о пенсионном обеспечении; об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезная информация (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансеры, телефоны доверия, паспортные службы и т.п.)

Таким образом, оказание социальной помощи осужденным пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми в исправительных учреждениях представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность данной категории к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

2.Охарактеризуйте специфику социальной работы с несовершеннолетними осужденными.

3.Выделите основные формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях.

4.Каково основное содержание социальной работы с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительных учреждениях?

Кузнецов М. И., Ананьев О. Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб. пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС –Рязань, 2006.

Положение «О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» от 30 декабря 2005 года N 262

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб пособие/С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. – Рязань, 2006.

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под редакцией проф. А.Н.Сухова. – М., 2007. - 300 с.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997).

Уголовный кодекс РФ (1996).

Одной из наиболее социально незащищенных категорий в исправительном учреждении (ИУ) являются осужденные пожилого возраста и инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите.

Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения.

Среди осужденных пожилого возраста редко встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. Естественно стареющие осужденные характеризуются физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности.

Нередко в исправительном учреждении отбывают наказание осужденные, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения, связанные с различными заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений. Происходящая при старении перестройка механизмов высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психической деятельности и поведения человека. Прежде всего это касается такого сложного явления, как интеллект. В старости важнейшей становится способность к решению задач, связанных с использованием уже накопленного опыта и информации. В эмоциональной сфере наблюдается неконтролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, ослабляется прогнозирование последствий своих поступков и действий других лиц. Среди психологических процессов, на которых в наибольшей степени отражаются возрастные изменения, является ослабление памяти. Возрастные изменения способны существенно изменить психический склад человека, его личность. Среди характеристик, считающихся типичными для пожилого возраста, - консерватизм, стремление к нравоучениям, обидчивость, эгоцентризм, уход в воспоминания, самоуглубленность, что в рассматриваемом нами случае усугубляется лишением свободы.

Престарелые осужденные неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общему времени, проведенному в местах лишения свободы. Большинство из них не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости. Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также боязнь старости и неприязненное отношение к ней, которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных.

Специалист по социальной работе должен учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и осуществлять индивидуальный подход к ним при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности престарелого.

Наряду с престарелыми осужденными в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Большое число осужденных инвалидов часто болеют или имеют хронические заболевания, половина из них испытывает затруднения в бытовом обслуживании, не может обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптирована, но и лишена социальных связей. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня - инвалидность по объективным причинам - разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к состоянию своего здоровья и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

В учреждениях исполнения наказаний проведение социальной работы с осужденными инвалидами в той или иной мере затрудняют их социальные ограничения, которые необходимо учитывать социальному работнику:

  • ? физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуальнопсихическими недостатками, которые мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве;
  • ? трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе;
  • ? малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида;
  • ? пространственно-средовой барьер. Сама организация жизненной среды не является дружественной по отношению к инвалиду;
  • ? информационный барьер. Инвалиды имеют затруднения в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них;
  • ? эмоциональный барьер. Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида .

Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений.

Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ.

Заявление осужденного, направление на МСЭ лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы МСЭ. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы МСЭ осуществляется в присутствии представителя администрации ИУ, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом справка МСЭ установленной формы направляется в ИУ и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы МСЭ осужденного, признанного инвалидом, а также о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения ИУ, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. В случае освобождения из ИУ осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭ выдается ему на руки.

В своей деятельности с осужденными пожилого возраста и инвалидами специалист по социальной работе делает упор на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), чтобы нейтрализовать отрицательные особенности процесса старения или хронического заболевания. Этого можно достичь, если сделать их жизнь деятельной. Поэтому особое внимание следует уделять организации свободного времени этой категории осужденных (этот навык потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов). Для поддержания интеллекта на определенном уровне имеет значение вовлечение этих осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

Значительное место в работе с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительном учреждении занимают организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера также и меры социально-психологические и социально-педагогические.

Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов, лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

Согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и социальной защите инвалидов. Поэтому при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Работающим осужденным - инвалидам I и II группы, а также осужденным пожилого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

  • ? увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;
  • ? привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;
  • ? увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Особое внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ.

Подготовка осужденных к освобождению включает несколько этапов:

  • ? учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
  • ? основным элементом подготовки осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ, всеми необходимыми документами. Основным из них, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших его по различным причинам;
  • ? восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;
  • ? проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;
  • ? оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют специалисты как администрации учреждения, исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;
  • ? оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;
  • ? разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения, исполняющего наказание, сформировать определенные знания о социальной действительности;

Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе, для назначения пенсий:

  • ? заявление осужденного;
  • ? паспорт осужденного;
  • ? справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации;
  • ? страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • ? документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;
  • ? документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • ? сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя.

Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, контролирует своевременное перечисление пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы для розыска указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

Каждый осужденный пожилого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Немощные лица, инвалиды, неспособные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы. С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

В отношении тех, кого нельзя направить в дома престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ.

Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных пенсионного возраста, инвалидов и престарелых, освобождающихся из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающегося». Она включает: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения, о службе занятости, пенсионном обеспечении, об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезную информацию (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансерах, «телефонах доверия», паспортных службах и т.п.).

Таким образом, оказание социальной помощи осужденным пенсионного возраста, инвалидам и престарелым в ИУ представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность данной категории отбывших наказание к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

Контрольные вопросы

1. Какие основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях вы можете назвать?

  • 2. В чем состоит специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными?
  • 3. Каковы основные формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях?
  • 4. В чем состоят особенности социальной работы с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительных учреждениях?

Литература

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».

Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб, пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС. Рязань, 2006.

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб, пособие / С.А. Лузгин [и др.J; под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань, 2006.

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб, пособие / под ред. проф. А.Н. Сухова. М., 2007.

  • Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ. Рязань, 2006.С. 61-62.
<*> Kokurin A.V., Slavinskaya Yu.V. On the issue of psychological support of life convicts in conditions of reform of criminal-executory system.

Кокурин А.В., начальник лаборатории исследования проблем работы с осужденными Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы, руководитель рубрики "Проблемы пенитенциарной психологии".

Славинская Ю.В., доцент кафедры общей психологии Академии права и управления ФСИН России, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

Материалы статьи отражают точку зрения авторов на современные проблемы, связанные с психологическим сопровождением лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Основное направление психологического сопровождения - сохранение психического здоровья пожизненно осужденного, с одной стороны, и оказание профессиональной помощи сотрудникам, обеспечивающим реализацию данного вида лишения свободы. Актуальность разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению индивидуально-профилактической работы с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, подчеркивается отсутствием подобного как отечественного, так и зарубежного опыта.

Ключевые слова: методика и методология глубинного изучения личности, личность осужденного к пожизненному лишению свободы, комплексный подход, психологическое сопровождение.

The materials of the article manifest the viewpoint of the authors to contemporary problems related to psychological support of persons convicted to life sentence. The main direction of psychological support is preservation of psychological health of life convict on the one side and rendering professional assistance to workers providing for realization of this type of deprivation of freedom. The topicality of working out of complex approach to psychological support of individual-prophylactics work with life convicts is stressed by the absence of both Russian and foreign experience in this sphere.

Key words: methods and methodology of deep study of personality, the personality of life convict, complex approach, psychological support.

Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики России обусловила развитие института пожизненного лишения свободы (далее - ПЛС) как альтернативы смертной казни и предопределила рост числа осужденных, отбывающих данный вид наказания <1>. Изменение количества лиц, приговоренных к ПЛС (а также тех, кому смертная казнь была заменена на данный вид наказания), фактически подчиняется законам линейной зависимости <2>. К 2015 г. численность данной категории спецконтингента может составить более 1800 человек <3>.

<1> Баламут А.Н. Осужденные к пожизненному лишению свободы и пути оказания им психологической помощи: Монография. Москва: PRI, 2009.
<2> Численность осужденных к пожизненному лишению свободы в России по состоянию на 1 января составляла: 2005 г. - 1577, 2006 г. - 1591, 2007 г. - 1628, 2008 г. - 1714, 2009 г. - 1730 человек.
<3> Славинская Ю.В., Жарких А.А. Об оптимизации психологического сопровождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы // Сборник статей по материалам проблемного семинара "Проблемы психологической работы с осужденными к пожизненному лишению свободы и пути их решения". М., 2010.

Анализ материалов специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведенной группой сотрудников НИИ ФСИН России под руководством доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова в 2009 г., позволяет нам получить обобщенную характеристику современного осужденного к ПЛС.

Это мужчина от 30 до 50 лет (74,2% от всех осужденных к ПЛС); гражданин России (96,2%); имеющий неполное среднее или среднее образование (75,4%); до осуждения нигде не работавший (54,2%) или рабочий (30,5%); как правило, отбывающий первую (48,7%) судимость (вторую - 27,2%, третью - 12,8%). В 52,4% случаев изначально осужден к ПЛС, в 47,6% случаев первоначально был приговорен к смертной казни. 49,4% осужденных данной категории совершили преступление в одиночку. Из числа тех, кто совершил преступление в соучастии, 19,1% лиц являлись организаторами, 3,9% - исполнителями и 1% - пособниками. В 94,7% случаев такому осужденному не назначено обязательное лечение (но 3,1% осужденных к ПЛС назначено лечение как больным алкоголизмом, 1,7% - туберкулезом, 0,4% - наркоманией, по 0,1% - токсикоманией и ВИЧ-инфекцией). В 92,2% случаев осужденный к ПЛС не страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Как правило, ему не назначены иные меры уголовно-правового характера (96,9%). 30,8% осужденных к ПЛС были больны или больны в настоящий момент туберкулезом, лишь 0,6% из них больны ВИЧ-инфекцией. В 98,1% случаев такой осужденный не состоит на учете как потребитель наркотиков. Большинство имеет фактически отбытый срок свыше 10 лет - 62,3% (11,9% - от 8 до 10 лет, 15,2% - от 5 до 8 лет). В 5,8% случаев осужден за совершение преступления во время отбывания наказания. Как правило, трудоспособен (85,3%). Не работает постоянно из-за недостаточного фронта работы - 61,3% (27,2% - работают, обеспечены трудом постоянно). Администрацией характеризуется отрицательно (48,2%) или нейтрально (42,2%). Отбывает наказание в исправительной колонии особого режима (96,7%); в 68,6% случаев - на строгих условиях содержания (19,7% - на обычных; 9,9% - на облегченных условиях). Как правило, отбывает наказание в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения (91,1%).

Учитывая высокую степень общественной опасности данной категории осужденных, в целях обеспечения безопасности в период отбывания наказания законодатель предусмотрел их покамерное размещение и содержание. Это предопределило необходимость перехода от традиционных коллективных к индивидуальным формам работы с осужденными к ПЛС.

Анализ источников по изучаемой теме показывает недостаточную освещенность в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, касающихся разработки научно-методической базы и комплексного подхода к психологическому сопровождению данной категории осужденных.

К отдельным вопросам пожизненного лишения свободы обращались в своих работах такие видные ученые современности, как Г.З. Анашин, О.А. Антонов, А.И. Алексеев, В.И. Баранов, С.Е. Вицин, М.Г. Детков, С.И. Дементьев, С.В. Жильцов, И.Я. Козаченко, А.И. Долгова, А.И. Зубков, В.Е. Квашис, В.В. Лунеев, М.П. Мелентьев, С.Ф. Милюков, Г.Л. Минаков, А.С. Михлин, В.С. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, П.Г. Пономарев, В.А. Уткин, Н.Б. Хуторская, И.В. Шмаров, В.Е. Южанин и другие. Анализ работ этих ученых обращает внимание на тот факт, что большинство из них оперируют лишь логическими и теоретическими доводами. При этом конкретные эмпирические результаты исследований фактически отсутствуют. Что же касается психологических аспектов обеспечения пожизненного лишения свободы, то в работах вышеназванных авторов (в большинстве своем - юристов) они отражены лишь косвенно <4>.

<4> Казакова Е.Н. Пожизненное лишение свободы в России (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008.

Тем не менее среди известных на сегодняшний день работ "психологической направленности" обозначен определенный интерес к специфике психологического сопровождения лиц, находящихся в условиях пожизненного лишения свободы, и психологическим особенностям данной категории осужденных (Ю.В. Славинская (2002), А.Н. Баламут (2007) <5>, В.С. Мухина (2009) <6>).

<5> Баламут А.Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания: Дис. ... канд. псих. наук. Рязань, 2007.
<6> Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. М.: Прометей, 2009.

Необходимо помнить, что психологическое обеспечение и сопровождение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, по ряду параметров принципиально отличается от работы с другими категориями осужденных <7>, а именно: спецификой их социально-психологического и уголовно-психологического статуса, максимальной продолжительностью срока лишения свободы, выраженной социальной депривацией, утратой навыков межличностных контактов, нарушениями социализации и адаптации, значительно большей социально-психологической и интеллектуальной деградацией, утратой чувства вины за совершенное деяние <8> и т.д. Все это, безусловно, препятствует исправлению и ресоциализации осужденных к ПЛС в целом.

<7> Казакова Е.Н. Указ. соч.
<8> Ялунин В.У. Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: законодательство и применение // Материалы 14-го заседания Руководящей группы по реформированию УИС России. СПб.; Вологда, 2002.

Итак, рост численности осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, их высокая степень криминализации, наличие патопсихологических изменений их личности и поведения, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют об актуальности разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению исправительного процесса в условиях покамерного содержания. В свою очередь, применение пожизненного лишения свободы в отечественных условиях требует не только дальнейшего комплексного теоретико-прикладного исследования с учетом современных тенденций уголовной и уголовно-исполнительной политики, но и глубинного изучения личности самого осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы.

Необходимость подобного исследования предопределяется еще и тем обстоятельством, что до сих пор не решен вопрос о специфике психологического сопровождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Существующие на этот счет точки зрения находятся в диапазоне от нецелесообразности применения к пожизненно осужденным методов психологической коррекции в принципе до задач их реального исправления и коррекции <9>.

<9> См., например: Славинская Ю.В., Кокурин А.В. О необходимости разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы // Прикладная юридическая психология. 2009. N 3.

Актуальность темы исследования подчеркивается также нерешенностью вопроса о роли психолога и его функций в психологическом сопровождении пожизненно осужденных. До сих пор практическая деятельность пенитенциарных психологов, работающих с данной категорией осужденных, ограничивается такими направлениями, как выявление "групп риска", специальный учет, размещение по камерам и т.д.

На наш взгляд, основные направления психологического сопровождения лиц, отбывающих ПЛС, сформулированные еще в 2002 г. <10>, сводятся к положению о необходимости сохранения и поддержания психического здоровья данной категории осужденных, с одной стороны, и оказания профессиональной помощи сотрудникам соответствующих пенитенциарных учреждений - с другой.

<10> Славинская Ю.В. Психические состояния осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы: Дис. ... канд. псих. наук. Рязань, 2002.

Таким образом, целью нашего исследования является разработка теоретико-психологических основ психологического сопровождения индивидуально-профилактической работы с осужденными, отбывающими ПЛС.

Мы полагаем, что применение в индивидуально-психологической работе с осужденными, отбывающими ПЛС, комплексного подхода, основанного на результатах глубинного изучения их личности, будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия в условиях лишения свободы, социальной реинтеграции, социальной адаптации к условиям отбывания наказания.

Методические подходы к проведению настоящего исследования должны органично взаимосочетать как апробированные и уверенно зарекомендовавшие себя на практике, так и новые, адаптируемые специально к специфике изучаемой популяции психодиагностические методики.

В исследовании предполагается применение различного психологического инструментария:

  • анализ личных дел осужденных;
  • анализ результатов судебно-психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз;
  • клиническое интервью;
  • психодиагностические методики (вербальные и проективные);
  • беседа и анкетные опросы.

Наряду с традиционными будут применяться оригинальные диагностические процедуры и психотехники, предназначенные для сбора эмпирических данных. Приведенные выше методы и методики планируется осуществлять поэтапно.

Сбор данных будет осуществляться в ходе командировок в территориальные органы и учреждения УИС, содержащие лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

К методическим процедурам по сбору значимой информации в рамках исследуемой проблемы планируется привлечение не только компетентных специалистов региональных психологических подразделений, работающих в учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные к ПЛС, но также специалистов других отделов и служб, владеющих интересующей нас информацией.

В анализе полученных результатов и установлении выявленных закономерностей будут использоваться различные математико-статистические методы и подходы в многофункциональной психодиагностической оболочке "Psychometric Expert 7", разработанной сотрудниками Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Ярославской области.

В заключение, подводя итоги обоснованию целесообразности, а также теоретической и практической значимости осуществляемого нами исследования, хотелось бы обратиться к ближайшим перспективам пожизненного лишения свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Так, в выступлениях директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России А.А. Реймера звучала его последовательно отрицательная позиция в отношении смертной казни и, как следствие, неизбежного развития института пожизненного лишения свободы. Учитывая тот факт, что в результате реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), по словам директора ФСИН, в России планируется оставить лишь два вида исправительных учреждений - тюрьмы и колонии-поселения (исключение - воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных), именно в тюрьмах будет содержаться подавляющее количество лиц, отбывающих наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Причем такие осужденные будут достаточно серьезно различаться как по срокам лишения свободы, так и по тяжести составов преступлений, количеству судимостей. Следовательно, условия их содержания в тюрьмах, режимные требования и ограничения, распорядок дня и другие условия отбывания наказания будут также существенно различаться.

При этом тюрьмы будут соответствовать трем видам режима содержания: тюрьмы общего режима, строгого и предполагающие наиболее жесткие режимные требования - тюрьмы особого режима - в том числе для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы <11>. Несмотря на то что и сейчас осужденные к ПЛС находятся на покамерном содержании, мы не можем согласиться с позицией А.А. Реймера в отношении одного из основных предполагаемых изменений организации их режима - принципиального отсутствия трудовой занятости данной категории осужденных. На наш взгляд, аргументы, которыми он объясняет целесообразность такого решения: "отсутствие работы - это фактор, ужесточающий отбытие наказания", "осужденный 24 часа сидит в камере, общаясь в лучшем случае с сокамерником. Если он у него есть. Если его нет, то стены", "вывод на работу - это уже все-таки какая-то отдушина", работают не "за", а "против" упразднения трудовой занятости осужденных к ПЛС.

Для специалистов, не понаслышке знающих данную категорию осужденных, очевидны разрушающие последствия многолетней изоляции в условиях покамерного содержания при отсутствии какой-либо постоянной целенаправленной трудовой занятости.

Во-первых, длительная изоляция - это мощный компонент, провоцирующий деградацию как устной речи, так и психики пожизненно осужденных. Эту позицию подтверждает, например, заметное улучшение письменной речи (за счет интенсивной переписки - как единственной связи с внешним миром) по сравнению с устной (вынужденное общение с часто "раздражающим" сокамерником, эпизодическое - с представителями администрации). Если мы вспомним о том, из какой социальной прослойки вышло большинство лиц, отбывающих на сегодняшний день ПЛС (отсутствие образования, низкая успеваемость в годы школьного обучения, воспитание в неполных семьях, отсутствие близкого контакта с родителями или другими значимыми взрослыми, отсутствие стабильной трудовой занятости или частая смена работы при занятости низкоквалифицированным трудом и т.д.), то со всей очевидностью станет ясным усугубляющее ситуацию разрушительное воздействие на их личность праздного многолетнего нахождения в местах лишения свободы.

Во-вторых, отсутствие трудовой занятости будет означать невозмещенный материальный ущерб со стороны осужденных к ПЛС потерпевшим от их преступлений, пусть это будет хотя бы частичная компенсация такого ущерба. Кроме того, и государству необходимо возмещать весьма ощутимые затраты на содержание данной категории осужденных.

В-третьих, до тех пор, пока вопрос об условно-досрочном освобождении осужденных к ПЛС остается открытым и теоретически возможным, организация условий их содержания должна строиться с учетом возможного возвращения в общество определенного числа лиц данной категории. После 25 лет покамерного содержания на фоне депривации общения и отсутствия какой-либо занятости вряд ли будет возможным возвращение осужденных к ПЛС к нормальной жизни в обществе <12>.

<12> См., например: Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Более того, на наш взгляд, именно постоянная, целенаправленная, обязательная трудовая занятость позволит:

  • во-первых, лицам, отбывающим ПЛС, не только получить профессиональные навыки, но и сохранить (или привить) привычку к систематической занятости (особенно если значимым мотивом повышения качества выполняемых работ станет необходимость их положительной оценки для возможности условно-досрочного освобождения);
  • во-вторых, подчеркнуть карательный компонент лишения свободы за счет обязательной, постоянной и нормированной трудовой занятости.

Интересно, что не только сотрудники УИС, работающие с данной категорией лиц в пенитенциарных заведениях, но и сами осужденные к ПЛС в большинстве своем считают, что трудовая занятость во время отбывания наказания им жизненно необходима.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в том состоянии, в котором данный вид уголовного наказания реализуется в отечественных условиях, он не может существовать в принципе: это не эффективно, не гуманно, не продуманно и бессмысленно жестоко, прежде всего в отношении общества, в которое данная категория осужденных может со временем вернуться. Следовательно, пожизненное лишение свободы, безусловно, нуждается в реформировании, причем возможно более кардинальном, чем другие виды уголовного наказания.

Однако окончательно определять пути этого реформирования целесообразно лишь по итогам проведения серьезного анализа результатов комплексного изучения личности пожизненно осужденных и влияния на нее условий отбывания данного вида уголовного наказания.

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка...

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами


В соответствии с (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; 1998, N 16, ст.1796, N 30, ст.3613; 2000, N 26, ст.2730; 2001, N 11, ст.1002; 2002, N 52 (ч.1), ст.5132; 2003, N 50, ст.4847, N 52 (ч.1), ст.5038; 2004, N 10, ст.832, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607; 2007, N 7, ст.831, N 24, ст.2834, N 26, ст.3077; 2008, N 52 (ч.1), ст.6232; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261, N 39, ст.4537, N 48, ст.5717; 2010, N 15, ст.1742, N 27, ст.3416, N 45, ст.5745; 2011, N 7, ст.901, N 45, ст.6328, N 49 (ч.5), ст.7056; 2012, N 14, ст.1551, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1645, N 27, ст.3477, N 44, ст.5633, N 48, ст.6165; 2014, N 14, ст.1550, N 49 (ч.6), 6928; 2015, N 14, ст.2016, N 17 (ч.4), ст.2478), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806), а также в целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы

приказываю:

1. Утвердить:

программу прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - программа) (приложение N 1);

порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - порядок) (приложение N 2).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А.Корниенко) обеспечить реализацию программы и порядка.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 октября 2015 года,
регистрационный N 39104

Приложение N 1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 1
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации

1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - Программа), подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых им для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, предназначено для освоения:

основ психологии лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, способов применения психологических знаний для оказания им помощи в реализации своих прав и законных интересов;

положений законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении инвалидов, способов оказания консультационной помощи для решения вопросов социальной защищенности.

3. Программа рассчитана на 10 учебных часов и состоит из двух разделов:

1) психологическая подготовка;

2) подготовка в области социальной защиты.

4. Реализация Программы осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (приложение).

Приложение к программе. Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, ...

Приложение
к программе прохождения подготовки
сотрудниками учреждений
уголовно-исполнительной системы
в целях обеспечения соблюдения
прав, свобод и законных интересов
подозреваемых, обвиняемых и
осужденных, являющихся инвалидами

Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Наименование тем разделов

В том числе

теоре-
тических занятий

практи-
ческих занятий

Раздел I. Психологическая подготовка

Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

ВСЕГО:

Раздел I. Психологическая подготовка

Тема 1.1. Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Тема 1.2. Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Психология конфликта. Понятие и методика работы.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Тема 2.1. Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Тема 2.2. Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Тема 2.3. Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

Приложение N 2. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 2
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 сентября 2015 года N 221

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

4. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в рамках служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, регистрационный N 25452).

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.10.2015,
N 0001201510060033

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Название документа: Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами
Номер документа: 221
Вид документа: Приказ Минюста России
Принявший орган: Минюст России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060033
Дата принятия: 22 сентября 2015
Дата начала действия: 01 января 2016

Минюст России подписал приказ о подготовке с января 2016 года в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) сотрудников по защите прав и интересов арестованных и осужденных инвалидов. Акцент в подготовке будет сделан на человеческий фактор: правозащитники смогут помочь таким заключенным перенести неволю, подготовить их к жизни на гражданке и воспитать из них законопослушных граждан. Помимо психологии, они освоят нюансы профильного законодательства, оформления социальных пособий и документов, чтобы у инвалидов не было проблем на воле. Уже в колонии зэки смогут восстановить утраченные документы, а также узнают, какие права и социальные гарантии им положены. Общественные правозащитники считают, что их новые коллеги из ФСИН не смогут полноценно отстаивать права заключенных, потому что слишком зависимы от внутриведомственных интересов.

Приказ Минюста «Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами» утвержден 6 октября. Он разрабатывался во исполнение федерального закона № 46 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», который вступил в силу в России 3 мая 2012 года.

Сейчас в исправительных учреждениях ФСИН содержится 22,4 тыс. инвалидов, в том числе 558 человек - первой группы, 9725 человек - второй группы, 12 143 человека - третьей группы. ФСИН учитывает эту категорию заключенных.

Для осужденных инвалидов созданы условия для участия в общественной, культурной жизни и физического развития, - сообщили «Известиям» в пресс-центре ФСИН. - В исправительных учреждениях есть пандусы, одноярусные кровати, а также специальные туалеты и душевые. Кроме того, эта категория заключенных находится под постоянным медконтролем.

Так, слепым и слабовидящим заключенным предоставляют литературу и документы на специальных носителях информации: «говорящая книга», книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги и плоскопечатные издания.

Тем не менее прокуроры находят в колониях нарушения прав инвалидов. Например, в апреле 2015 года начальник бурятской колонии-поселения № 3 получил предупреждение от местного прокурора за нарушение уголовно-исполнительного законодательства. Выяснилось, что заключенные-инвалиды, которым было сложно передвигаться самостоятельно, не имели полноценного доступа в столовую, медчасть, спортзал и баню. Все эти здания не были оборудованы пандусами; не было создано отдельной душевой кабинки для них, не обеспечен нормальный доступ в туалеты. На тот момент в колонии № 3 было семь инвалидов с различными группами инвалидности.

Защитой прав заключенных в местах лишения свободы, в том числе и инвалидов, активно занимаются прокуратура и различные общественные организации, но теперь к ним присоединятся и представители ФСИН. Для этого они пройдут курс обучения, разбитый на два основных блока с подпрограммами.

Первый блок называется «Психологическая подготовка» и содержит лекции по психологическому сопровождению, конфликтологии и по «технике психической саморегуляции». Конфликтология изучает причины возникновения конфликтов и определяет пути их преодоления.

Сотрудники ФСИН изучат понятие психологии конфликта, методику работы по разрешению спорных ситуаций между заключенными и персоналом, - рассказал «Известиям» источник, близкий к разработке приказа. - Большое внимание будет уделено профилактике психологических срывов: арестантов, осужденных и состоящих на учете в уголовно-исправительных инспекциях будут сопровождать, чтобы предотвратить их скатывание в депрессию, агрессию или пагубную зависимость.

А чтобы сами психологи ФСИН, пропуская через себя тяжелые жизненные истории инвалидов, их проблемы и переживания, не получали от этого стресс, их и научат психической саморегуляции, добавил источник.

Психическая саморегуляция - воздействие человека на самого себя через убеждение, слова и мысленные образы, для того чтобы не поддаваться негативным эмоциям, а также способы их преодоления. Подобные навыки обычно полезны для силовиков и людей, чья профессия связана со стрессом.

Второй блок под названием «Социальная защита» касается не внутреннего мира инвалидов, а способов их взаимодействия с внешним миром, к которым они будут прибегать после освобождения. Известно, что зачастую инвалиды сознательно отгораживаются от внешнего мира и сводят к минимуму общение с другими людьми. Также фсиновцев научат азам профессии социального работника - объяснят, какие документы необходимы инвалиду для жизни на воле, как восстанавливать утраченные справки и оформлять пенсии и льготы по инвалидности.

На лекциях из второго раздела сотрудникам расскажут и о том, как приобщить инвалида к ведению здорового образа жизни, заставить его отказаться от вредных привычек.

В каждом разделе тематического плана лекций, с которым ознакомились «Известия», содержатся указания, что программа касается не только осужденных, но и подозреваемых и обвиняемых инвалидов. Кроме того, речь идет и о несовершеннолетних. Значит, новая служба будет работать не только в колониях, но и в СИЗО, и в других типах пенитенциарных учреждений, подведомственных ФСИН (так называемые крытые зоны, спецшколы и ПТУ, а также центры временной изоляции для несовершеннолетних).

Приказ начнет действовать 1 января 2016 года, соответственно, готовить новые кадры во ФСИН начнут уже после новогодних праздников.

Общественные правозащитники пока скептически относятся к идее Минюста.

Правозащитная служба во ФСИН никакая, и мы имели возможность в этом убедиться при всех начальниках службы; тамошние правозащитники никогда не вступали в конфронтацию даже с региональным руководством, - считает правозащитник и член консультативного совета при Генпрокуратуре Валерий Борщев. - Я не думаю, что при таком кадровом составе они смогут организовать эффективную работу в отношении такой группы осужденных, как инвалиды.

Эксперты считают, что акцент при обучении правозащитников необходимо делать на психологии.

Заключенные с ограниченными физическими возможностями в тюремной неформальной иерархии обычно занимают низкие позиции, поэтому они нуждаются в психологической помощи, - рассказал «Известиям» член Общероссийского совета по психотерапии, психотерапевт Марк Сандомирский. - С одной стороны, инвалиды не могут за себя постоять, на них могут оказывать давление, эксплуатировать, отнимать у них посылки с воли. С другой стороны, они сами могут проявлять агрессию, пытаясь что-то доказать окружающим о себе.

Он считает, что знание основ психологической саморегуляции важно не только для сотрудников ФСИН, но и для самих инвалидов.

Как раз инвалидам нужны основы саморегуляции - это очень простые занятия, направленные на то, чтобы преодолевать отрицательные эмоции, давать им безопасный выход, разрядку эмоциональную, - сообщил Сандомирский. - Особенно это касается агрессивных эмоций, таких как гнев.