Платон биография краткое содержание идеи и труды. Платон — годы жизни

Философствующие умники в советские годы любили издеваться над необразованными библиотекаршами, прося их выдать сочинения Сократа. Сотрудницы книжных фондов возвращались с растерянным видом, не понимая, что их разводят. Они не знали, что Сократ ничего не писал. Все, что мы знаем о его философских идеях, дошло до нас в пересказе Платона, ученика Сократа. Сам Платон является одним из трех столпов древнегреческой философии, связывая Сократа и Аристотеля. Большое влияние он оказал на развитие христианского богословия, особенно, православия и монофизитства.

Страницы жизни

То, что мы знаем о его биографии, дошло до нас из античных источников. Платон был потомком царя Аттики Кодра и знаменитого реформатора афинских законов Солона. Среди преданий, которые обволакивают его появление на свет, есть упоминание о непорочном зачатии. По мнению историков, Платон родился 428-427 году в Афинах или Эгине, в день 21 мая. Собственным именем философа было Аристокл. У него было два брата и сестра.

О ранних года Платона и причинах любви к мудрости мы ничего не знаем. Кое-какие подробности сообщит нам прозвище, ведь «plato» означает «широкий». Это имя философ получил от своего учителя гимнастики за крепкое телосложение. В мощной фактуре таилась утонченная душа, мечтавшая об идеальных формах.

Известно, что первым учителем Аристокла был Кратил. Позже он познакомился с Сократом и оставался с ним до последних секунд великого мудреца. Потрясение, которое получил Платон от жестокости афинян, заставивших Сократа принять яд, гонит его из Афин.

Юноша отправляется в путешествие по Средиземноморью. Он посещает Египет и Кирену, Сицилию и Южную Италию, общается с пифагорейцами. Путешествовать по ойкумене было в обычае у образованных греков. Каждый ищущий себя молодой человек обязательно находил возможность побывать в городе, где живет великий учитель или выставляется какая-нибудь диковинка.

Свои идеи об идеальном государстве он попытается воплотить на Силиции, в Сиракузах. Руководитель этого города Дионисий Старший кажется ему человеком, способным прислушаться к голосу мудрости. Но тиран терпит назойливого советчика до тех пор, пока тот ему не мешает, не желая жить по утопическим принципам. Он избавляется от Платона, продав его в рабство. Выкупленный друзьями, философ возвращается в Афины в 387 году, чтобы основать Академию. Здесь он будет развивать свои идеи и обучать молодое поколение.

Ученик Сократа

Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.

Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.

Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.

Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

Государственная доктрина

Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.

Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.

Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.

Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.

Посвященный истории человеческих попыток построить рай на Земле. Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. Начнем мы с идеального государства Платона.

Время и место действия

Древнегреческие Афины - Сиракузы (Сицилия), конец V-го - IV век до Рождества Христова.

Почему нам это интересно сегодня

Английский философ Альфред Уайтхед (1861–1947) сказал, что вся двух с половиной тысячелетняя история европейской философии - это комментарий к Платону. Это касается и его учения о государстве. Платон первый потребовал, чтобы государство было полностью построено на разумных началах и чтобы им управляли философы как носители и знатоки этого разума.

Благодаря отрицанию частной собственности Платона считают первым утопическим коммунистом в истории. Практически любой курс или книга по истории социалистических и коммунистических идей начинается с идеального государства Платона.

Главные действующие лица

Великий древнегреческий философ Платон в юности был поэтом, писал трагедии и стихи. Потом, в двадцать лет, услышав беседу Сократа, он сжег все свои прежние произведения, решив отныне заниматься только философией.

Кстати, сначала Платона звали Аристокл. Юноша был борцом и имя «Платон» (по-гречески «Широкий») получил за свое крепкое телосложение. Вообще Платон был очень талантлив в самых разных областях. Он писал непревзойденные по художественному мастерству философские диалоги, еще был математиком (над платоновской Академией даже висела надпись «Не геометр да не войдет»), в юности кроме поэзии занимался живописью, а ближе к старости принялся за попытки радикального социального реформирования.

Чего хотел Платон

Свое знаменитое учение об идеальном государстве Платон излагает в диалоге «Государство». Надо сказать, оно мало походило на рай и не обещало особого райского блаженства. Платон считал, что благо целого неизмеримо важнее блага отдельного человека. Поэтому государство, учил он, может быть счастливо, даже если отдельные люди в нем несчастны.

Свое идеальное государство он словно вычерчивает в строгих геометрических линиях по идеальному чертежу, целиком и сразу по единому плану. Подразделяя население на три сословия - 1) правящих философов; 2) воинов и 3) ремесленников и крестьян - Платон вводил для первых двух, самых главных сословий очень жесткие правила. Они не должны были ничего иметь в своей собственности, у них не должно быть своих семей и даже домов. Деторождение строго регулируется государством: правители определяют, какой мужчина с какой женщиной сходится для рождения потомства и когда. Даже пищу жители идеального государства должны принимать сообща. Словом, женщины, дети, дома, еда - все общее. Настолько, что про любую вещь в идеальном государстве Платона надо говорить не «моя» или «твоя», а только «наша».

Все это нужно было для того, чтобы философы и стражи могли всецело посвятить себя служению государству и общему благу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого служения:

«- Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети - тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

- Да, мы в этом согласились.

- И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

- Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».

Государство, 8-я книга

История попытки

Решив на практике воплотить свое учение об идеальном государстве, Платон начал искать правителя, который мог бы заинтересоваться его философией. Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим (кстати, слово «тиран» у древних греков не несло отрицательной нагрузки и могло значить просто «единоличный правитель, обладающий неограниченной властью»), а потом его сыном - Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца.

Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» - другое название диалога Платона об идеальном государстве). Но из этой попытки ничего не выходит. Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону. Дионисий Старший так рассердился на Платона за его попытки ограничить тираническую власть, что он организует продажу Платона в рабство, сопровождая это насмешливыми словами: «Это ему нисколько не повредит, ведь он - человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив». Из рабства Платона потом выкупают его ученики.

Тем не менее, Платон проявляет большую настойчивость. Трижды он ездит на Сицилию со своими идеальными планами, и трижды его постигает неудача. После этого, как говорит древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «более он государственными делами не занимался, хоть из сочинений его и видно, что он был государственный человек. Дело в том, что народ уже свыкся с совсем иными государственными установлениями».

Отличительные черты платоновской утопии

В идеальном государстве Платона царит тоталитарная власть правящих философов, строгий надзор за всеми искусствами и науками, даже за любыми отношениями между мужчиной и женщиной, ценность которых Платон видит только в рождении детей для своего государства. Если же рождаются увечные дети, то Платон призывает избавляться от них любыми способами, вплоть до детоубийства.

Сам бывший поэт, он изгоняет из своего идеального государства поэтов, поскольку опасается, что они своим искусством могут пробудить в людях непочтительность к богам и иным тогдашним «духовным скрепам». Правда, перед изгнанием он предлагает оказать им особые знаки почести. Лишь увенчав венками и умастив их голову благовониями, он высылает поэтов из идеального государства.

В связи со всем этим очень выразительно характеризовал Платона его непревзойденный знаток, русский и советский философ и филолог А. Ф. Лосев в своей работе «Социальная природа платонизма»: «Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик - вот что такое … и это все - диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа…»

1. Греческое значение имени Платон («Широкий») и разносторонность его дарований однажды дали повод выдающемуся филологу Сергею Сергеевичу Аверинцеву сказать в шутку в своей статье о Платоне: «Широк Платон, я бы сузил».

2. Платон очень критически относился к демократии. В частности, он сатирически описывает демократа как «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен».

Также по Платону при демократии нет настоящей свободы слова, потому что во всеуслышание там дано говорить только немногим, а по-настоящему интересные и бескомпромиссные суждения подавляются самой «системой»: «Самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе».

Имя: Платон (Plato)

Дата рождения: 427 г. до н. э.

Возраст: 80 лет

Дата смерти: 347 г. до н. э.

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Платон: биография

Античность – период в человеческой истории, наполненный реформами и открытиями, которые серьезно повлияли на дальнейшее развитие человечества. Знания, полученные в те годы, стали прочным фундаментом для развития науки и техники, а античная культура стала плодородной основой для формирования культуры европейской.


Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Базовые принципы философии, как и других наук, также были сформулированы в период античности. , Архит, Платон… Эти люди - выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые и философы своего времени. Все они внесли свою лепту в развитие философии, а по поводу Платона британский логик и математик Альфред Уайтхед даже выразился, что вся европейская философия, по сути, примечание к произведениям древнего грека.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето - Аполлона.


О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако, есть и другой вариант. Согласно ему, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» - в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул позднеантичный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа был потомком царя Аттики Кодра, а мать – афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди – Критий и Хармид, они оба являлись членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.


Дети получили классическое мусическое образование – так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названо в честь муз). Учителем Платона в то время был философ-досократник Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время обучения лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее философ участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения были широко распространены трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом (под руководством Афин) и Пелопонесским (под руководством Спарты).


Аристон был политическим деятелем, пытающимся наладить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но у самого Платона были совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

Однажды, в 408 году до нашей эры, юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.


В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После смерти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.


После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ .


В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона - правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона - «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

Смерть

После убийства Диона Сиракузского, в 354 году до нашей эры, Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца своих дней. В последние дни жизни Платон начал работу над новой книгой – «О благе как таковом». Основа труда уже была сформирована, Платон делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу было не суждено.


На свой день рождения в году 348 (или 347) до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам – от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова:

«Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».

В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). Как персонаж философ появился в кино: «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодня художественный фильм, в котором фигурирует Платон, - «Смерть Сократа».

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно истинно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.


С Платоном часто спорил киник из Синопа (тот, что жил в бочке, и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал, что человек – это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «…с плоскими (широкими) когтями».

Платон - противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Свое мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами выразил в произведениях. Отсюда и берет начало термин «платоническая любовь».

Чтобы собирать учеников на занятия, Платон на основе водяных часов соорудил приспособление, подающее сигнал в заданное время. Так появился первый будильник.

Цитаты

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное - это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».

Платон (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же). Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон - первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465--424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор . Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.

Периктиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына - Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399-389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу - Академию. Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя Диона.

Платоновский корпус (Corpus Platonicum) - то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой диалоги, - формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.

Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой - «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей - «Критон», «Федон» и «Письма», что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.

Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Трасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии.

Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием англ. Стефана, выдающегося французского филолога-эллиниста XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии . Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида, берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях .

Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестаёт быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет».

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона - это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон уподобляет идею блага Солнцу . В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины».

В философии Платона имеются признаки дуализма . Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол - ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно».

Платон выделяет три начала души:

1. Разумное начало , обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало , стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нём насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идёт словно лишь между двумя сторонами». Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка».

3. Страстное начало , выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовём началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».

Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души . В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

Первый аргумент в пользу бессмертия души:

Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга - так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, - таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Как говорит в этом диалоге Сократ: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.

Второй аргумент в пользу бессмертия души:

Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мёртвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова».

Третий аргумент в пользу бессмертия души:

Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму - безвидное, то есть недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело - сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

Далее по ходу рассуждения Сократ замечает «Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе - властвовать и быть госпожою. Приняв это в соображение, скажи, что из них, по-твоему, ближе божественному и что смертному? Не кажется ли тебе, что божественное создано для власти и руководительства, а смертное - для подчинения и рабства? - Да, кажется, отвечает его собеседник. - Так с чем же схожа душа? - Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным». Значит, раз уж смертное тело с помощью, например, бальзамирования, способно сохраняться длительное время в нетлении, то душа, причастная божественному началу, тем более должна быть признана бессмертной.

В своём диалоге Платон воспроизводит ряд контраргументов противников учения о бессмертии души. Так, если душа такова, какой её рисует Сократ в диалоге, то она подобна форме кувшина или налаженности струн лиры. Если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет. С другой стороны - если душа и более прочна, чем тело, и способна жить вовсе без него или перевоплощаться в разные тела, то почему не предположить, что настанет момент, когда душа износится и наконец погибнет.

Против первого контраргумента находятся следующие возражения - душа не просто «настроенность» тела, не его внутренняя гармония, но нечто существующее до самого тела. Как резюмирует доводы, приводимые здесь в пользу бессмертия души, Алексей Федорович Лосев: «душа не есть гармония, строй, подобный тому, который создается лирой, но существует, как сказано выше, до тела в виде сущности (ουσία), именуемой бытием (δ εστίν); поэтому, прежде чем быть строем или настроением тела, душа есть сама же она, и быть душой свойственно всем душам совершенно одинаково; а так как для того, чтобы настроить лиру, уже надо иметь представление о желательном строе, то и душа, прежде чем быть гармонией тела, должна не зависеть от этой телесной гармонии и отдельных её моментов, а, наоборот, сама настраивать или расстраивать лиру».

Четвертый аргумент в пользу бессмертия души:

Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души, иллюстрацией которому у Платона в «Федоне» служит следующий диалог Сократа и Кебета: «-Что должно появиться в теле, чтобы оно было живым? - Душа, - сказал Кебет. - И так бывает всегда? - А как может быть иначе? - спросил тот. - Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда привносит в это жизнь? - Да, верно. - А есть ли что-нибудь противоположное жизни или нет? - Есть. - Что же это? - Смерть. - Но - в этом мы уже согласились - душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама? - Без всякого сомнения! - отвечал Кебет. - Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не принимает идеи чётного? - Нечётным. - А не принимающее справедливости и то, что никогда не примет искусности? - Одно - неискусным, другое - несправедливым. - Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы назовем? - Бессмертным. - Но ведь душа не принимает смерти? - Нет. - Значит, душа бессмертна? - Бессмертна, - сказал Кебет».

Главным методом познания Платон называет диалектику , которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать... посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошёл на вершину зримого».

В обыденном понимании диалектика - это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. (в 13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребен. Платон - прозвище (от греческого слова «plato» - широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.)

Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона - Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя -знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире.

Сократ всегда был для Платона непререкаемым авторитетом, а позже стал непременным участником всех его диалогов. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал из Афин и отправился в долгое путешествие. Он гостия в Кирене у философа Аристиппа, у математика-пифагорейца Феодора, а также побывал в Египте, Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г. до н.э. он оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. Сначала правитель приблизил к себе философа, но затем разгневался и продал в рабство. Выкупил Платона философ Аннекерид.

Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу - отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.

Согласно теории Платона, идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; все вещи представляют собой подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис -воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Любовь к идее - побудительная причина духовного восхождения.

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (Средние века), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. Это высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах.

В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира.

В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь - благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти.

Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда-то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогины столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в
поисках своих половинок.

Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.