По всем церковным канонам с. Что такое догматы и каноны Церкви? Чем богословское мнение отличается от вероучения Церкви? Что такое канон и акафист

Каноны Церкви

С в. Василий Великий в 91-м правиле, взятом из 27 главы его творения о Св. Духе, говорит: “Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания - по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания.” В следующем, 92-м правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: “Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2), и? другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Сол. 2:15).

Каноны являются именно тем церковным преданием, о котором пишет Св. Василий Великий в приведенных выше правилах. Собрание канонов удостоверено Шестым Всел. Собором, а затем дополнено и подтверждено правилами Седьмого Всел. Собора. В Книгу Правил после того вошли еще принятия всею Церковью на сто лет позже правила двукратного Поместного Собора, состоявшегося в Константинополе в 861-м г. и Константинопольского Собора 879 г.

Будучи записанным церковным преданием, каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви. Однако, все законы, кратко формулирующее те или иные нормы, всегда требуют известных толкований для правильного своего понимания.

Толкователь прежде всего должен знать догматическое учение Церкви, которое выражено в том иди ином каноне или им охраняется. Затем для понимания каждого закона надо знать условия, в каких он был издан. Во многих случаях тогда только становится ясной мысль законодателя.

Кроме исторического и догматического подхода к толкованию канонов, надо еще иметь в виду следующее: есть в канонах положения, которые по своему догматическому содержанию (напр., о власти епископов) или по важности для Церкви (напр., о посте) выражают неизменную норму, но некоторые правила (напр., о длительности епитимьи за прелюбодеяние) содержат неодинаковые указания в зависимости от духовного состояния паствы в эпоху их составления. Кроме того, некоторые положения изменялись с течением времени. Так напр., 5-е Апостольское правило имеет в виду существование женатых епископов согласно сказанному Ап. Павлом (I Тим. 3:2), а 12-е правило 6 Всел. Собора утвердило безбрачие епископов, которое с тех пор стало обязательным. В таких случаях толкование руководствуется последним по времени принятия его каноном по данному вопросу.

Что касается указанных в канонах в разных случаях прещений, то надо иметь в виду присущее им нарочитое значение в церковном домостроительстве.

Каноны являются церковными законами, в большинстве случаев изданными для лечения появившихся в церковной жизни ошибок или злоупотреблений. Некоторые каноны только определяют иерархический порядок церковного управления и суда. Другие - направлены к предупреждению и устранению разных греховных явлений. Некоторые каноны имеют догматическое значение, другие - дисциплинарное. Воспрещая тот или иной грех, они указывают полагающуюся за них епитимью.

Однако, несмотря на то, что эти последние каноны формулированы подобно гражданским законами с санкциями за те или иные преступления, они по существу носят другой характер. Их цель прежде всего - не кара за то или иное преступление, как это бывает в гражданских законах, а лечение души грешника, предохранение его от бо льшего греха и ограждание паствы от заражения последним.

Если Церковь, например, не допускает тяжко согрешившего клирика к служению, а мирянина - к причастию, то это прежде всего потому, что приобщение при нераскаянных тяжелых грехах служит человеку не на пользу его душе, а “в суд и осуждение” (? Кор. 2:27–29). Апостол Павел указывает далее и на печальные последствия от этого не только для души, но и для тела (I Кор. 2:30). Именно лечебный характер многих прещений подчеркивается тем фактом, что изданные в разные времена различными Соборами правила часто указывают неодинаковые епитимьи за один и тот же грех.

Во все времена остается неизменным определение сущности греховного недуга, но в зависимости от разных обстоятельств может меняться доза лекарства. По 102-му правилу 6-го Всел. Собора “Принявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения недугующего”… И далее: “Ибо у Бога, и у приявшего пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить, и уязвленную змием уврачевать.”

Таким образом, каноны, указывая нам на греховность ряда явлений в жизни, предоставляют иерархии довольно большую свободу в выборе суровости епитимьи. Больной член совершенно отсекается от Церкви только в случае полной нераскаянности грешника согласно слову Спасителя (Мат. 18:15–17).

Все вышесказанное указывает на необходимость правильного понимания канонов. Наиболее известны толкования Византийских канонистов Зонары, Аристина и Вальсамона. На русском языке они были помещены в издании Общества Любителей Духовного Просвещения под заглавием “Правила Св. Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец с Толкованиями” (Москва 1876, 1880, 1881, 1884 гг.). Важным пособием является труд знаменитого русского канониста Епископа Иоанна Смоленского в бытность его архимандритом, “Опыт Курса Церковного Законоведения” (СПБ, 1851). Очень ценен капитальный труд Епископа Далматинского Никодима Милаша, окончившего Киевскую Духовную Академию, “Правила Православной Церкви с Толкованиями” (Т. I, СПБ 1911; Т. И, СПБ 1912). На русском языке полезным пособием служит “Алфавитная Синтагма” Матвея Властаря. Известен греческий канонический сборник “Пидалион” и его английский перевод “The Rudder,” изданный в Чикаго в 1957 г. Полезные справки имеются в другом английском издании канонов в серии “A Select Library of Nicene and Post Nicene Fathers of the Church,” vol. XIV, Тhe Seven Ecumenical Councils, Gran Rapods, Mich., 1956.

Для удобства пользования настоящим изданием мы помещаем в конце его предметный указатель из Синодального издания Книги Правил и, кроме того, в примечаниях под каждым каноном указываем параллельные правила.

В качестве ценного дополнения к этому предисловию мы предваряем самые каноны замечательными мыслями известного перед революцией в России глубокаго мыслителя-богослова Светлова.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Кондаки и каноны Переходною ступенью от прежнего песненного типа богослужения (с преобладанием псалмов и их стихов в виде антифонов и т. п.) к новому с преобладанием стихир была надо полагать кондакарная система богослужения. К древнейшей и единственной песни на

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Каноны Слово «Триодь» (от греч. ????????) означает «трипеснец». По этому поводу Никифор Ксанфопул написал такой текст: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, трипеснец же от человеков приими». Ангелы поют Трисвятую песнь, а люди приносят трипеснец,

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Цареградский собор: каноны К сожалению, не сохранилось точных данных о ходе обсуждения. Присутствовало 150 епископов, все с Востока. Изначально намечалось сделать собор как можно более представительным и так добиться всеобщего согласия. На деле же удалось лишь частично

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КАНОНЫ ЕВСЕВИЯ - см. Евсевий Кесарийский.

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ В старинных церковных книгах имеются два канона за усопших, предназначенные для домашнего употребления: канон за единоумершего и канон общий за умерших. Это те самые каноны, о которых упоминалось, когда речь была о панихиде. Они печатаются и в наших

Из книги О календаре. Новый и старый стиль автора

Пасхалия западных христиан и каноны православной церкви В 2001 г. по Р.Х. православные христиане и католики праздновали Пасху в один день, 2/15 апреля. Это совпадение представляется хорошим поводом для того, чтобы вспомнить, с каких пор существуют разные пасхалии (т. е.

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

Библейские каноны ненависти Другие библейские отрывки также рисуют картину враждебного отношения Израиля к своим соседям, причем эта вражда санкционирована Богом. Как для Ветхого Завета, так и для Нового Завета крайне важна история о призвании и создании народа,

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Каноны и акафисты Канон ко Г. Н. Иисусу Христу Песнь 1Ирмос, гл. 2: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь: славно бо прославися.Припев: Иисусе сладчайший, спаси

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Каноны Неизменные критерии церковного устройства современной Православной Церкви содержатся, не считая новозаветных писаний, в канонах (правилах и постановлениях) первых семи вселенских соборов; канонах нескольких поместных, или провинциальных, церквей, чей авторитет

Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей

3.2. Каноны Ветхого Завета Существует три общепринятых канона Ветхого завета:– Иудейский канон (Тана?х);Тана?х – это три заглавные буквы трех частей Священного писания: То?ра (Пятикнижие), Невии?м (Пророки), Ктуви?м (Писания). Изначально Танах назывался просто «Завет» или

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Каноны Канон (греч. ?????, «правило, мерило, норма») – форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1?я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4–6) – тропарями. Пришёл на смену кондаку в 8 в.Канон сопоставляет

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Каноны Архимандрит Юстин (Попович) писал: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире

Из книги автора

Священное Писание и каноны Заповеди Спасителя и Его апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенными правилами.Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум человеческий должен быть просвещен благодатью

Из книги автора

Каноны западного происхождения Западные латиноязычные Церкви в эпоху Вселенских Соборов хранили единство веры с Восточной Церковью, и поэтому большая часть канонов, которые принимались на Востоке, признавалась и на Западе, В свою очередь, некоторые из правил западного

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

***********************************************************************************

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Канон - это очень многоплановое понятие в православии. С греческого языка его можно перевести как «правило» или «закон». В первую очередь, оно относится, конечно же, к области церковного права, обозначая постановления Вселенских или Поместных Соборов, а также ряд других нормативных определений. Но это еще не все.

Каноны в православии

Также этим термином зачастую называют устоявшиеся и освященные временем те или иные традиции православной веры и культуры. Например, существует иконописный канон. Это свод правил, хотя и нигде не прописанных и не утвержденных ничьим авторитетом, о том, как следует писать православную икону. Таким же образом можно говорить о канонах, применительно к архитектурной, библейской или, к примеру, песенной традициям.

Но существует и более важное, в силу своего частого употребления, определение данного термина. Согласно ему, канон - это особая форма богослужебного текста.

Канон как формат молитвословия

Богослужебный канон представляет собой молитву, довольно пространную и обширную, строящуюся по строго определенной схеме. Заключается этот план в своеобразном делении канона. Согласно ему, весь текст дробится на девять так называемых песней. Связано это с тем, что каноны по изначальной греческой традиции в храмах непременно пели. В принципе, богослужебный устав православной церкви и сейчас предписывает петь эти молитвы, однако давно уже сложившаяся практика чтения вытеснила эту раннюю традицию. Единственное исключение составляет канон, посвященный Воскресению Христову, который поется во время Пасхального богослужения. Но это, скорее, потому, что данная служба вообще не предполагает чтений - ради торжественности и праздничности предписывается петь все ее части.

Итак, канон - это девять песней. Каждая песнь при этом делится на несколько так называемых тропарей - коротких молитвенных обращений. По уставу, в каждой песне должно быть шестнадцать тропарей. Но по факту их может быть и значительно меньше, чаще всего четыре или шесть. Поэтому, для того чтобы выполнить букву устава, их приходится повторять. Важно при этом то, что к кому бы ни был обращен канон, заключительный тропарь каждой песни всегда посвящен Богородице.

Первая песнь предваряется коротким песнопением, называемым «ирмос». Последний обычно поется. Всего существует несколько типов ирмосов - это стандартные тексты, которые дублируются в разных канонах по особой системе.

Далее каждому тропарю по уставу предшествует определенный стих из Священного Писания. Они также стандартны и называются Библейскими песнями. Но их на сегодняшний день употребляют только во время Великого поста. В остальное же время библейские песни заменяют более короткими воззваниями к тому, кому обращена молитва. Например, покаянный канон содержит следующее воззвание: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Два последних тропаря предваряются не воззваниями, а «Славой» и «И ныне». Это стандартное обозначение формул: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Также надо учесть, что, хотя формально песней в каноне девять, второй для большинства из них не существует, а после первой сразу идет третья. Так что по факту песней чаще всего восемь.

Есть также постный вариант канонов, состоящих из трех песней. Но их не читают сами по себе, так как на богослужениях каноны совмещают друг с другом. В итоге песней всегда получается восемь или девять.

История канона как гимнографического жанра

Появились такого рода каноны в Византии около VII века и достаточно быстро распространились, вытеснив собою еще более пространный жанр кондака. Изначально каноны состояли из переплетения девяти гимнов, заимствованных из Священного Писания, с христианскими молитвословиями. Однако постепенно последние стали преобладать, а библейские песни - сокращаться, пока их вовсе не вытеснили в литургической практике краткие стихи-воззвания.

Евхаристический канон

Евхаристический канон - это важнейшая литургическая последовательность молитвословий. Вообще-то она не имеет никакого отношения к гимнографическому жанру, о котором шла речь выше, но тем не менее называется тем же термином.

По сути, евхаристический канон - это ряд важнейших молитв литургии, связанных общей структурой, темой и предназначением. Эта последовательность вербально оформляет совершение таинства евхаристии - претворения хлеба и вина в плоть и кровь Христа.

Канон покаянный Андрея Критского

Если вернуться к основному богослужебному формату канона, то нельзя не вспомнить и еще об одном шедевре. Речь идет о произведении, написанном преподобным Андреем Критским, которое имеет название «Великий канон». По своей структуре он подчиняется стандартному порядку, но при этом содержит гораздо больше тропарей для каждой песни - порядка тридцати.

В Богослужении Великий канон употребляется только дважды в год. Один раз его читают полностью и один раз делят на четыре части, которые последовательно прочитывают за четыре дня. Оба этих раза выпадают на время Великого поста.

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

На Архиерейском Соборе принимают документы по ювенальной юстиции, электронным удостоверениям личности и другим проблемам, о которых ничего не написано в канонах, создававшихся полторы тысячи лет назад, в Древнем Риме и Византии. Тем не менее, архиереи ими руководствуются. Так почему каноны не устаревают?

Вселенские соборы чаще всего ассоциируются с догматами, которые были на них приняты, например, с Никео-Цареградским Символом веры (Первый и Второй Вселенский собор), или с защитой иконопочитания (Седьмой Вселенский собор). Но на Соборах принимали не только вероучительные истины, но и каноны – правила Церкви. Не все из них сегодня действуют, но ни один - не отменен.

История греха

Слово «канон» в переводе с греческого – «прямая линия» или «правило». В отличие от догматов, каноны касаются практической стороны жизни церкви: вопросов церковно-административного устройства, церковной дисциплины или христианской нравственности. Канон – это ориентир для правильной, нормальной христианской жизни человека и Церкви в целом. Например, «нравственные» каноны формулируют нижний предел христианского поведения и, как правило, выражают какой-либо запрет: «никакому клирику не позволяется содержати корчемницу (т.е. трактир или гостиницу)» (9-ое правило Шестого Вселенского (Трулльского) собора).

В каком-то смысле каноны повествуют нам об истории греха в Церкви, ведь все они создавались, чтобы ограничить грех. Каноны утверждались в конкретный исторический период для решения актуальных в то время проблем. И, судя, по количеству канонов, проблем было немало: мы имеем 189 правил Вселенских и около 320 Поместных соборов. Многие из них повторяются из собора к собору, это говорит о том, что проблема, которую они призваны был решить, не была решена, и Церкви пришлось повторить и подтвердить свое решение. Так, против греха симонии (приобретение священного сана за деньги) боролись и на Четвертом Вселенском соборе, и на Шестом (Трулльском), и на Седьмом. А с ростовщичеством среди духовенства – на Лаодикийском, Карфагенском и на Первом, Шестом, Седьмом Вселенских соборах.

Каноны, запрещающие телевизор?

Несмотря на легализацию христианства в Византийской империи, а потом и возведение ее в ранг привилегированной религии, нравы в Византии у людей еще долгое время оставались языческими. Например, театральные трагедии («позорищные игры») представляли собой страстные сцены убийств, мести, ревности, блуда, а выступления скоморохов сильно напомнили бы нам фривольные современные фильмы и американские комедии. Скачки («конские ристалища») были жестоким зрелищем со множеством несчастных случаев (колесницы нередко переворачивались), и, как пишет епископ Никодим (Милаш), сербский канонист и историк (1845-1915 гг.), «возбуждали в зрителях зверские и кровожадные инстинкты». Отказ от посещения этих мест должно было бы стать нормой христианской жизни, однако далеко не все христиане это понимали.

Театр, скачки, цирк были темой многих гневных проповедей епископов IV-Vвв., например святителя Иоанна Златоуста. В IV веке посещение этих мероприятий запретили отцы-участники поместных Лаодикийского и Карфагенского соборов, а в VII веке на Трулльском соборе было принято сразу несколько правил против театра и скачек. Согласно 24-ому правилу этого собора, священникам и другим, состоящим в клире, а также монахам нельзя было посещать скачки и театр. Если же священник будет зван на брачный пир и там начнутся театральные представления, он должен будет удалиться. 51-е правило запрещает всем христианам посещать комедийные представления, «зрелища звериные» и «плясания на позорищи» (танцы на сцене). «Зрелища звериные» заключались в том, «что в больших городах кормили разных зверей - львов и медведей; в определенное время выводили их на какую-либо площадь и направляли их на быков, иногда же на людей, пленных или осужденных, и это служило забавой зрителям», - как пишет владыка Никодим. А танцы запрещались из-за их непристойности, в особенности, если в них участвуют женщины, возбуждая у зрителей страсти и похоть. 62-о и 65-ое правила Трулльского собора также осуждают участие в языческих празднествах, которые сопровождались танцами и театрализованными шествиями.

Хотя многих реалий, приведших к появлению некоторых канонов, уже не существует, эти правила могут быть отнесены к другим, аналогичным проблемам современности. Так, ипподромы, балет и театр в христианской культуре, действительно, сильно изменились по сравнению с тем, что они представляли собой в языческом мире, и уже никто не дает на растерзание львам быков или людей, но правила Трулльского собора вполне могут быть актуальными и сохранять статус ориентира, когда речь идет о пошлом кино, программ ТВ, спектаклях, литературе, концертах, шоу и пр.

В связи с событиями, произошедшими между Церковью и миром в прошлом году, позиция Древней Церкви в полуязыческой Византии даже не кажется устаревшей. Церковь в IV-VII веках должна была остаться иноприродной мiру, не раствориться в нем, и епископы, принимавшие решения на Вселенских и Поместных соборах, боролись не только за чистоту евангельской жизни своей паствы, но и за доброе имя христиан в империи. Так, чтобы не вызвать нареканий, клирикам запрещается даже посещать трактир (9-ое Трулл., 24-ое Лаод.), давать деньги в рост (17-ое I Всел., 10-ое Трулл.), ходить в неприличной и нескромной одежде (27-ое Трулл., 16-ое VII Всел.), жить в одном доме с женщинами, не являющимися им родственницами (5-ое Трулл., 3-е I Всел.), а также мыться в бане вместе с женами (77-ое Трулл.). Согласно 5-ому правилу Трулльского собора, женой клирика не может быть актриса («позорищная»). Женщины (в т.ч. паломницы) не должны ночевать в мужских монастырях, а мужчины - в женских (47-ое Трул.). Монастыри не должны быть «двойными», т.е. два монастыря – женский и мужской - рядом, и монахиня не должна есть или беседовать с монахом наедине (20-е VII Всел.). Всем христианам запрещены азартные игры (50-ое Трулл.) или пляски во время свадьбы (53-е Лаод.).

Каноны, которые плохо поняли

Существует, пожалуй, пара канонов, наиболее часто цитируемых современными православными христианами. Первое по популярности – 19-ое правило Трулльского собора. Его цитируют, когда видят, что кто-то пытается размышлять над Священным Писанием самостоятельно, особенно в отношении групп изучения Библии, где и практикуется такое размышление и рассуждение. Однако цитируют этот канон неверно, вернее, то, что цитируется, вовсе не является 19-ым правилом. Говорят, что святые отцы категорически запрещают толковать Священное Писание по своему разумению и нельзя иначе толковать Священное Писание, но только так, как это делали они сами. Но 19-ое правило говорит о другом. Оно обращено не к мирянам, читающим и размышляющим над Словом Божьим, а к епископам, которые готовят проповеди для поучения народа. Это правило для проповедников и говорит об ответственности проповедующего: это они должны составлять проповеди, опираясь на гомилии святых отцов, делать это в том же духе, чтобы не ошибиться, ведь они говорят о вероучении. Но это правило не применимо к группам чтения Священного Писания еще и потому, что во всех таких группах есть правило, что участники не проповедуют и не поучают других участников. Вот полный текст правила на церковнославянском: «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

Еще одно правило получило особую известность в связи со скандальным инцидентом в храме Христа Спасителя. Это 75-ое правило того же Трулльского собора. Обвинители панк-группы Pussi Riot считают, что именно этот канон нарушили своим поведением ее участницы. Строго говоря, правило это «узкоспециальное» и адресовано церковным певчим, которые во время своего пения на богослужении издавали неестественные звуки или разнузданные крики («бесчинные вопли»), подражая выступлениям певцов в театре. Правило запрещает им делать это. Полный текст правила: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопение Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых бытии благоговейными (Лев. 15:31)».

Есть и другие, менее популярные каноны, внимательное чтение которых, поможет нам разобраться в некоторых церковных недоразумениях. Например, часто цитируемые в отношении женщин (девушек), занимающихся какой-либо просветительской деятельностью в церкви, слова апостола Павла: «жена в церкви да молчит» (ср. 1 Кор. 14, 34) имеют уточнение в 70-ом правиле Трулльского собора: «Не позволительно женам, во время Божественныя литургии глаголати, но по слову апостола Павла, да молчат. Не повелесябо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли же чесому научитися хотят: в дому своих мужей да вопрошают (1 Кор. 14:34-35)» . Правило говорит нам о том, что женщинам запрещено проповедовать во время Божественной литургии, как и мирянам-мужчинам (см. 64-ое правило Трулльского собора). Все остальное: миссионерствовать, учить, проводить катехизацию, вести группы изучения Священного Писания - женщина может, если имеет достаточные знания и действует по благословению священноначалия.

Есть еще один канон, касающийся женщин и разрушающий мнение, что, будто бы на каком-то соборе женщинам запретили носить брюки. В данном случае «брюки», конечно, анахронизм, но, действительно, в 13-ом правиле Гангрского собора сказано о том, что женщинам не положено одеваться в мужскую одежду: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» . Речь идет об обычае еретиков, последователей учения Евстафия, которые отвергали брак как грех, проповедовали крайний аскетизм, но при этом впадали в блуд, и кроме того, не делали различий между мужчинами и женщинами. Мужчины-евстафиане ради подвижничества носили грубую одежду, в этом подражали им и женщины. Правило высказывается против распространения этого обычая среди православных. Сейчас едва ли найдется дама, носящая брюки «ради мнимого подвижничества», кроме того, брюки давно перестали быть только мужской одеждой.

«Забытые» каноны

Существуют и правила, которые не соблюдаются в современной Православной церкви по ряду причин, в том числе историческим, но соблюдение которых только бы улучшило жизнь христиан.

Первые два канона - 46-ой Лаодикийского собора и 78-ой Трулльского (одинаковые), который предписывает обязательную катехизацию готовящихся к крещению: «Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам» (46-ое Лаод.). Следующее - 76-ое правило Трулльского собора избавило бы нас от многочисленных упреков со стороны протестантов: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен» . Как видно, это правило запрещает любую торговлю в храмах или на храмовой территории.

Еще два полезных правила – о проведении Великого поста и Светлой седмицы. «Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения» (52-ое Лаод.). И: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище» (66-ое Трулл.). Последнее правило предписывает частое посещение богослужений на Светлой седмице и частое Причащение.

80-ое правило Трулльского собора говорит о том, что нельзя удаляться от церковного общения более чем на три воскресения подряд, этим самым человек сам себя отлучает от Церкви. Причем правило предписывает лишь посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».