Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности. Виды игровой деятельности


Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для дошкольника важнейшим видом деятельности остаётся игра. Разумеется, родители обязаны знать, чем и как развлекать своего малыша, чтобы одновременно это занятие способствовало его развитию и приносило пользу.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.

  • Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
  • В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
  • В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
  • Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
  • Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
  • Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются - следует всеобщее возмущение играющих.
  • Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
  • Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
  • Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
  • Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.

Функции игровой деятельности

Любая деятельность имеет то или иное функциональное предназначение, не является исключением и игровая деятельность.

  • Главная функция игры - развлечение. Игра должна пробудить у ребёнка интерес, доставить удовольствие, воодушевить его.
  • Коммуникативная функция игры заключается в том, что в её процессе ребёнок развивает речевой механизм в процессе поиска общего языка с партнёрами.
  • В выборе игровой роли скрыта функция самореализации. Ребёнок, выбравший роль с дополнительными действиями, более активен и имеет задатки лидера.
  • В преодолении в игре разнообразных трудностей (которые возникают везде) заключается её терапевтическая функция.
  • Благодаря диагностической функции малыш может лучше познать свои способности, одновременно воспитатель определит возможное наличие отклонений от нормального поведения ребёнка.
  • Посредством игры можно аккуратно корректировать структуру личности. Кроме того, в игре ребёнок усваивает правила человеческого общежития, ценности, приучается к социально-культурным нормам, встраивается в систему социальных отношений.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.
В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.
Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.
Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками. Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил.

Игры для дошкольников

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Дидактические игры

Важнейшим значением игровой деятельности является развитие детей в её процессе. Непосредственно этому служат дидактические игры, проводимые воспитателями. Эти игры специально придуманы для обучения и воспитания, в них есть определённые правила и ожидается конкретный результат. Фактически дидактическая игра является синтезом формы обучения и игры. В ней ставятся дидактические задачи, определяются правила и игровые действия и прогнозируется результат. Под дидактической задачей подразумевается воспитательное воздействие и цель обучения. Её хорошо демонстрируют игры, где закрепляется умение составить из букв слово или навыки счёта. Задача в дидактической игре осуществляется через игровые действия. В основе игры лежат осуществляемые самими детьми игровые действия. Чем интереснее эти действия, тем результативней и увлекательней получится игра.
Управляющий поведением детей педагог задаёт правила игры. Когда игра заканчивается, необходимо подвести её итоги. Под этим может подразумеваться определение победителей, справившихся лучше всех с заданием, но при этом нужно поощрить каждого участника игры. Взрослые используют дидактические игры как способ обучения, позволяющий плавно перейти от игровой деятельности к обучающей.

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека. Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение. Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника. Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе. По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Информационное сопровождение темы: Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.

Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
  • Игра, обладая синтетическим свойством , вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
  • Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
  • Игра – свобода самораскрытия , саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:

  • Она удовлетворяет основные потребности ребенка

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

  • В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:

Учебная деятельность:

Трудовая деятельность.

  • Игра способствует:

Формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;

Развитию детского воображения;

Развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.

В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка ). « Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

Самодеятельные игры – экспериментирования;

Самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр.

Игры с правилами

Творческие игры

  1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.

Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.

2 .Действия реальны и однозначны.

3.Всегда совместная деятельность.

4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.

5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.

6.Тип отношений играющих – отношения состязания

1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.

Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.

2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.

4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.

5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.

6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности.

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры

От ребенка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

По количеству играющих

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

По динамике

Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

По способу решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизации.

По степени и характеру создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

По месту развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

По времени создания и развития

Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Все исследования творческих игр (Д.Б.Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:

Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;

Понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;

Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения

Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного возраста наиболее характерным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты называются сюжетно-ролевыми (О.С. Газман).

Как отмечают Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения вседозволенности, эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

  • Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры – это, то что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Генезис игровой деятельности раскрыт в работах Д.Б.Эльконина:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач :

2-3 года – выбор игры определяется игрушкой, заранее не продумывается;

3-4 года – самостоятельно ставят игровые задачи, но не всегда могут понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого;

4-5 лет- воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняются способы их решения, сами договариваются перед началом игры;

5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, совместно обсуждают замысел игры, согласованность и плановость сочетается с импровизацией, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения, появляется длительная перспектива игры.

2-3 года – основное содержание действие с предметами;

3-4 года – сюжетно-отобразительная переходит в сюжетно-ролевую, отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения;

4-5 лет - отражают разнообразные взаимоотношения людей, действия с предметами отодвигаются на второй план;

5-6 лет – создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

3. Сюжет игры

2-3 года – сюжеты бытовые, немногочисленны, однообразны, неустойчивы;

3-4 года – бытовые сюжеты преобладают, но они менее статичны, чаще используют эпизоды из хорошо знакомых сказок;

4-5 лет – сюжеты развернуты и разнообразны, появляются общественные сюжеты, дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни;

5-6 лет – эпизоды из сказок, общественной жизни занимают значительное место, дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, сказок, фильмов, совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет.

3.Выполнение роли и взаимодействие в игре

2-3 года – начинают обозначать роль словом, дети разговаривают с игрушками как с партнерами по игре, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем;

3-4 года – берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными;

4-5 лет – ролевой диалог, ролевое взаимодействие более длительно и содержательно, используются разнообразные средства выразительности;

5-6 лет - ролевое взаимодействие содержательно, выразительно, есть любимые роли, ролей много, через речь раскрывается сущность ролевых отношений.

4.\Игровые действия, игровые предметы

2-3 года – выполняют действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, заменяют действия словом, переходят к обобщенным действиям, доступна условность игры, постепенно функции играющих разделяются;

3-4 года – используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, хорошо владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями;

4-5 лет – самостоятельно выбирают предметы-заместители, воображаемые предметы, легко дают им словесные обозначения;

5-6 лет - игровое действие заменяется словом, широко используется подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют предметы.

5. Правила игры

2-3 года – детей привлекает само действие, правила не выполняют функцию регулятора;

3-4 года – правила регулирую последовательность действий;

4-5 лет – правила регулируют ролевые взаимоотношения, дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил игры другими детьми;

5-6 лет – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
  • Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей (А.П. Усова):

  • Уровень не организованного поведения , которое ведет к разрушению игр других детей
  • Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью
  • Уровень кратковременного общения . Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры
  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Л.С. Выготский анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:

Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.

Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.

Игра- деятельность творческая, но развитие игры предполагает руководство ею.

Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».

Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну ролей, в качестве партнера.

Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала в методическом кабинете, согласно компонентам метода.

  • Планомерное обогащение знаниями и опыта деятельности

Полные тексты художественных произведений для чтения

Варианты познавательных бесед с детьми

Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории

Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким

  • Передача игровой культуры ребенку

Дидактические игры по выбранной теме

Варианты входа в игру и выхода из нее

Варианты постепенного самоустранения взрослого, передачи роли ведущего ребенку

Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре

Перечень действий, которые могут выполняться в игре

  • Развивающая предметно-игровая среда

Оформление игровых уголков

Перечень возможных атрибутов к игре

  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерные сценарии хода игры

Дидактические упражнения

Усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников

Проблемные ситуации

Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они выделили п едагогические принципы организации игровой деятельности:

Педагог должен:

Играть вместе с детьми;

На каждом этапе открывать детям более сложный способ построения игры;

Ориентировать ребенка на осуществление и пояснение смысла игрового действия партнерам.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье.

В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций . На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют : соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры . Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры . Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование . Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры .

Под влиянием систематического формирования игровых умений изменяется самостоятельная игра дошкольников. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры, сюжеты становятся разнообразнее, свертываются многие действия с предметами, учащаются моменты речевого взаимодействия, возрастает число участников и их инициатива, развивается умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, уменьшается количество конфликтов в игре.

Технология содействия сюжетно-ролевой игре Н.Ф. Тарловской описана в образовательной программе « Радуга».

Первый раздел программы и технологии содействия сюжетно-ролевым играм получил название «Играем вместе с детьми» (1 мл. группа). В данном разделе выделяются:

1. Игра в адаптационный период.

Цель: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать положительной отношение к детскому саду.

Содействие играм осуществляется в рамках традиционных сюжетов: «Я иду в гости с подарками» (коробочки, фантики, камешки, игрушки…); «Загляни ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кастрюльку, шарик); «Приходите ко мне в гости» (я вас буду угощать, будем весело играть, будем вместе танцевать). Специфика данных сюжетов в том, что:

  1. Все имеют ритуальное начало.
  2. Игры не длительные (5-7 минут) и эмоциональны.
  3. Идет обращение к ребенку по имени.
  4. Используются для всех одинаковые предметы.
  5. Не применяются игровые персонажи, так как идет общение с ребенком.

2. Становление целенаправленной деятельности.

Цель: Раскрыть возможности использования предметов-заместителей, научить совершать условные действия с ними, приобщить к самостоятельному поиску оригинальных способов достижения игровых целей.

Данная задача раскрывается в рамках сюжетов:

1. Кормление.

2.Поездка на транспорте.

3.В гости.

Последовательность проигрывания сюжетов представлена в данной схеме. Отличие ее от традиционной технологии заключается в том, что действия педагога сразу направлены на ребенка, а не на игрушку:

1. Игровые действия воспитателя направлены на детей («я тебя покормлю»):

В Д

2.Игровые действия детей направлены на воспитателя (ты меня покорми»):

Д В

3. Игровые действия детей направлены на игрушки (« покорми собачку»):

Д И

3. Подготовка к принятию роли.

Цель: формировать способность « превращаться в другого».

Последовательность превращений: 1) Известные животные и птицы; 2) Интересные движущиеся предметы; 3) Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты. Методика представляет собой ряд последовательных, алгоритмичных действий:

1. Воспитатель обозначает себя и входит в образ (внешний вид, среда, пища, повадки):

У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.

2. Побуждение детей к принятию образа.

3. Убеждение, что ребенок принял образ.

4.Развитие сюжета.

5.Завершение сюжета.

Во 2 младшей группе в разделе «Как играть с детьми» реализуются следующие линии содействия сюжетно-ролевой игра:

  1. Продолжить работу по подготовке к принятию роли.

Цель: демонстрация социальной значимости профессии и системы присущих им целей, соотношение игровых действий с ролью.

Методика:

  • Организованное наблюдение за профессиональными действиями взрослых:

Специфика и выразительность одежды;

Набор профессиональных действий;

Яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи;

Конечный результат работы;

Атрибуты для ролевой игры, которые дети получат по окончании наблюдения.

  • Наблюдение педагога за самостоятельными играми детей:

Использование игровых приемов, побуждающих принять роль;

Поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами;

Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

2. Обогащение ролевого поведения.

Цель: обогащение ролевого поведения игровыми целями, передача выразительных способов игровых действий, насыщение предметно-игровой среды.

Методика:

  • Принятие взрослым параллельной роли:

- наблюдение за самостоятельной игрой ребенка, анализ ее;

Восхищение игрой и уточнение в кого играет ребенок;

Получение разрешения на принятие параллельной роли;

Дублирование игровых действий ребенка, постановка собственных целей, отличных от тех, которые ребенок реализует в игре;

Повторение за ребенком 1-2 игровых действий;

Завершение игры.

  • Введение в игру ребенка новых атрибутов:

Копии;

Атрибуты, отражающие внешние знаки.

3. Расширение диапазона ролей.

Цель: знакомство с новыми ролями.

Методика:

  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно:

Взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку;

Приглашает в игру 4-5 детей;

Называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана;

Побуждает детей включиться в совместную игру;

Помогает принять новую роль;

Начинает совместную игру с известных детям игровых действий;

Предлагает детям поставить свою игровую цель;

Возвращает детей к известным игровым действиям;

Поощряет детей за участие в игре.

4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию.

Цель: знакомство с формами ролевого взаимодействия, демонстрация образцов ролевого диалога.

Методика:

  • Совместная с детьми игра взрослого:

Демонстрация образцов содержательного ролевого диалога, отражающего социальные отношения взрослых людей на известных детям ролевых действиях

В разделе «Игры детей» в старшей группе интерес представляют следующие направления в управлении процессом развития сюжетно-ролевых игр:

  1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Цель: раскрывать содержание, связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомство с основными моментами организации игры, использование игры для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Методика:

  • Скрытое управления игрой педагогом в роли диспетчера или волшебницы:

Подсказка игровых действий;

Подсказка событийной стороны игры;

Приемы по улучшению положения детей в группе

  1. Обогащение содержания ролевой игры.

Цель: внесение и побуждение детей вносить в игры новое содержания.

Методика:

  • Обогащение педагогом событийной стороны игры в роли диспетчера;
  • Создание условий для самостоятельного придумывания детьми новых событий через тематические книжки;
  • Рассказы педагога из личного опыта организации игр:
  • Фиксация внимания детей на том, что у игры есть начало;
  • Рассказ о том, как распределяли роли и разрешали конфликты;
  • Рассказ о том, кто и что будет делать в игре;
  • Рассказ о том, как создавалась игровая обстановка;
  • Рассказ о непосредственном содержании игры;
  • Рассказ о том, как заканчивалась игра.

3. Создание игровой среды.

Игрушка

  • Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» (А.С. Макаренко)

Предметно-игровая среда – совокупность материальных и социальных средств, функционально моделирующих содержании.

Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
  • провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей
  • игровой деятельности (С.Л.Новоселова )

Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка :

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности
  • Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей
  • Самостоятельная игра
  • Прием обучения
  • Специальное занятие
  • Сочетание познавательного содержания и игровой формы
  • Специфика структуры игры
  • - дидактическая задача
  • - игровая задача
  • - игровые действия
  • - правила
  • Игровые взаимоотношения между педагогом и детьми
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение игры:
  • - мотивация на игру
  • - ознакомление с содержанием, с дидактическим материалом
  • - объяснение хода и правил
  • - показ игровых действий
  • - определение роли педагога
  • - приемы активизации
  • Подведение итога, анализ

Социология, социальная работа и статистика

Игра это совокупность каких то норм и правил необходимых реквизитов и аксессуаров которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм выполняемые на определенных этапах их организации и провидения. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих.

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности .

Игра – это совокупность, каких – то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс.

Признаки игровой деятельности: 1. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих. 2. Игр.деят. проходит по правилам. 3. Игр. деят. Должна сопровождаться напряжением (чем больше напряжения, тем больше рекреационных сил она в себе несет)

Задания должны быть адекватны.

Понятие игры всегда имело непростую судьбу в гуманитарных науках — философии, социологии, культурологии, психологии.

Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,- это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Е.А.Аркин, Л.С.ВыготскиЙ, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; в) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание

профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.

Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить" какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, ибо оно выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к остроумным и оригинальным находкам.

Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков.

Одной из центральных задач игровой деятельности является формирование у детей направленности на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей. По выражению Д.Б.Эльконина, игра способна стать источником развития морали ребенка, более того, школой морали, причем не морали в представлении, а морали в действии.

Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, важнейшую социальную задачу формирования направленности на других.

В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений. В игре ребенок учиться жить, ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама структура игры, ее порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний, порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками. Это увлекательно для детей и это необходимо для дальнейшей их жизни в обществе.

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(англ. play ) - один из видов активности человека и животных. И. - форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. ). Детская И. - исторически возникший вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А . Н . Леонтьева ) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

И. изучается различными науками - историей культуры , этнографией, педагогикой, психологией , этологией и т. д. Специальное исследование И. животных и человека впервые провел нем. ученый Карл Гроос, который отмечал упражняющую функцию И. По его данным, И. возникает у тех животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В И. у этих животных происходит предварительное приспособление (предупражнение ) инстинктов к будущим условиям борьбы за существование.

Существенным дополнением к этой теории явилась работа К . Бюлера . Он считал, что стремление к И., повторению одних и тех же действий поддерживается «функциональным удовольствием» , получаемым от самой деятельности. Ф. Бойтендайк основные особенности И. связывал с характерными чертами поведения, свойственными растущему организму: 1) ненаправленностью движений; 2) импульсивностью ; 3) наличием аффективных связей с окружающими; 4) робостью, боязливостью и застенчивостью. Эти черты поведения ребенка при определенных условиях порождают И. Данные теории, несмотря на различия, отождествляют И. животных и человека.

И. у животных - форма манипулятивной сенсорно-двигательной активности в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, с биологически нейтральными предметами или партнерами. В И. у животных совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты и координация основных видоспецифических актов поведения. И. у животных распространена г. о. у высших млекопитающих, особенно у хищников и приматов. В своих высших формах И. сочетается с ориентировочно-исследовательским поведением.

Большое внимание детской И. уделяется сторонниками психоанализа . В русле этого направления И. рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие И. в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная , анальная , фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в И. В связи с этим разработана и получила большое распространение как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

Центральным вопросом теории детской И. является вопрос об ее историческом происхождении. Необходимость исторического исследования для построения теории И. отмечал Е. А. Аркин. Д . Б . Эльконин показал, что И. и, прежде всего, И. ролевая возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение И. происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным включение ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой И. начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка (см. ). В отечественной науке теорию И. в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л . С . Выготский , Леонтьев, Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

И. - важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей . Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация И. лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей И. является .

Кроме роли в структуру И. включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (), отношения между детьми. В И. также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в И. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в И. отношения между взрослыми.

И. обычно носит групповой (совместный) характер. играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В И. выделяются реальные отношения детей (между участниками И.) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

И. проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит И. сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется И. с правилами - осуществляется переход от И. с открытой ролью и скрытым правилом к И. с открытым правилом и скрытой ролью. Михайленко выделяет 3 постепенно усложняющихся способа И.: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И.; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

Дадим более подробную характеристику различных видов И. у дошкольников.

Ролевая И. - основная форма И. детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая И. - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на др. предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с др. детьми в соответствии с их ролями. Ролевая И. вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной И. при реализации ее общего замысла. В ролевой И. происходит развитие важнейших новообразований дошкольного возраста: воображения , становление элементов произвольного поведения, развитие символической функции.

Режиссерская И. - вид индивидуальной И., когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской И. ребенок выполняет и функцию режиссера (удержание замысла И.), и функцию актеров (выполнение к.-л. ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая И. - вид И., организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая И. м. б. и ролевой, и И. с правилами. Дидактические И. являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

С нач. обучения в школе роль И. в психическом развитии ребенка уменьшается, но и в этом возрасте значительное место занимают различные И. с правилами - интеллектуальные и подвижные (спортивные). Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем. (О. М. Дьяченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    ИГРА - игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у… … Российская педагогическая энциклопедия

    Игра в бисер - Профетически утопическая модель элитарной культуры будущего, созданная Г.Гессе в одноименном романе. Вслед за многими крупнейшими мыслителями первой пол. XX в. ощущая реально вершащийся кризис культуры, размышляя о возможных направлениях выхода… … Энциклопедия культурологии

    Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности… …

    ИГРА - – активность организма, направленная на условное моделирование развернутой деятельности. Возникновение И. в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Игровая механика - Геймплей (англ. gameplay) внутриигровая механика, совокупность определенных методов взаимодействия игры с игроком. Термин имеет место исключительно в области компьютерных и видеоигр. Также геймплей сам игровой процесс. Этимологически термин можно … Википедия

    Этимология. Происходит от греч. theraрeia лечение. Категория. Форма коммуникационной психотерапии. Специфика. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления… … Большая психологическая энциклопедия

Обзор материала

Игра и пример – древнейшие средства передачи опыта от поколения к поколению. Игра начала функционировать в этом качестве задолго до появления школ. Человеческая игра формировалась как естественное средство передачи опыта и развития. По мнению Д.И.Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры».

Я.А.Коменский включал игру в распорядок своей пансофической школы, призывал в «Великой дидактике» вести школьников к вершинам науки без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя.

Искусственное вытеснение игры из школы прослеживается еще в эпоху Коменского (игровые занимательные задачники Леонардо Фибоначи – 1228г., Баше де Мезирак 1312г.), являясь следствием академической тенденции к системному изложению, «заботой» о благопристойности и т.п. Последствия такого отделения игры от школы до сих пор полностью не преодолены. В педагогической практике предпринимались попытки изменить ситуацию. Так нем. педагог Фребель широко распространил свою идею школы игры, но идея была дискредитирована тем обстоятельством, что игра совмещалась с непосредственным авторитетом руководителя (учителя), т.е. превращение игры в манипулирование по образцу.

Современный всплеск интереса к игре по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно проявлялись в результатах передовой педагогической практики (М.Монтессори, Г.Дюпюи, Р.Прюдом, Ш.А.Амонашвили и др.)

В процессе педагогической организации игровой деятельности учащихся возникает много сложностей. Педагогу необходимо определить такие параметры игры как правила, роли, логику развития сюжета, временные рамки, материальные средства - эти и другие задачи относятся к области методического сопровождения игровой деятельности ребенка. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия... Но возможно ли свести игру ребенка к четким и однозначным параметрам?

Понятие игры

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры как научного феномена. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры.

С одной стороны, само слово игра столь общепризнанно, что употребление его, будь то в обыденной речи, в литературных произведениях или научных трудах - не сопровождается дефиницией. Понятие об игре вообще, выражается в полифонии народных представлений о шутке, смехе, радости, веселье, детских забавах.

С другой стороны, игра человека многолика и многозначна. Ее история - история превращения пустяка, забавы в инструментарий, прежде всего культуры и, далее, в философскую категорию высокой степени абстракции онтологического и гносеологического значения, подобную таким категориям как истина, красота, добро, в категорию мировоззрения и мироощущения, в универсум культуры.

Таким образом, природа игры сакральна и скрывает в себе истоки не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы интуитивно-художественной деятельности, как живопись, музыку, литературу, кино и театр, и даже более того политике и войне. Действительно человеческую игру нельзя понять при помощи простых схем, кратких формул, и ясных выражений.

Тем не менее, определение любого понятия – это выделение пределов, границ данного понятия. Поиск пределов игры как понятия, весьма сложен и связан с логическим отделением игры как деятельности от других видов деятельности ребенка (труда, общения, учения и т.д.).

Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Однако, непродуктивность как признак игры нуждается в некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой.

Игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил.

Игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и оживляет, делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990).

Игра – как деятельность человека в условной ситуации, создает эффект «как будто». Однако элемент условности, так или иначе, присутствует во всех видах человеческой деятельности и явлений культуры (Й.Хейзинга). Поэтому выявление условной ситуации как таковой еще не решит проблему «игра-неигра».

Игра – привлекательна и обозначает одновременно условность, серьезность, радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной сферой человека.

Т.о. деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда (игра актеров в театре, деловые игры и т.д.).

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

В процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;

В игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения. При этом от «учения понарошку» младших школьников мы можем иметь переход к формам обучения среднего и старшего школьника (тип «игра-учеба-труд»), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.

Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных действий. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Задача – это часть цели, данная в определенных условиях деятельности.

Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.

Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

Процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

Деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

Технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.).

Структура игры как процесса:

1.Роли, взятые на себя играющими.

2.Игровые действия как способ реализации этих ролей.

3.Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными.

4.Реальные отношения между играющими.

5.Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре.

Структура игры как деятельности:

1.Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.

2.Целеполагание.

3.Планирование.

4.Реализация цели.

5.Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности.

Определение понятия «игровые технологии».

Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элемента более обширной технологии,

Как технологии внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

Педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

В качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

Учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве средства игры;

Успешное достижение педагогич. цели связывается с игровым результатом.

Однако говоря об игре в учебной деятельности мл.школьников и подростков мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики (т.е. уже не ВТД) и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры м.б. определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойства игры:

Двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

Неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное;

Добровольность – способствует росту внутренней организованности;

Полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Принципы конструирования учебных игр:

Определение педагогических целей использования игры;

Соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;

Определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;

Выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;

Планирование организационной структуры игры;

Выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;

Создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

Классификация игровых технологий в педагогике.

Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

Игровые технологии в дошкольном возрасте;

Игровые технологии в младшем школьном возрасте;

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в учебном процессе:

По характеру познавательной деятельности:

Игры-восприятия,

Репродуктивные,

Осмысление,

Поисковые,

Закрепления,

Контрольные.

По степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Способы методического сопровождения игровой деятельности детей и подростков.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

радость овладения более совершенными способами деятельности;

удовольствие от процесса познавательной деятельности;

чувство собственного достоинства;

гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной учатсник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

Развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее учестника, приз);

Развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);

Предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;

Формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

Психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения - все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

Педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

Решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. объясняется следующими причинами.

Психофизиологическое обоснование: Развитие ребенка в младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность, особенно в игровую.

Педагогический принцип: В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Решение педагогических задач: Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового так и учебно-познавательного результата:

выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам;

отличать реальные события от нереальных;

владеть собой и др.

Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

Психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

Решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Скачать материал