Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности. Ориентировка в пространстве Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает

Глаз имеет шаровидную форму и расположен в костном углублении, называемом глазницей, или орбитой.

Глазница представляет собой пирамиду, стенки которой образованы костями. Содержимое орбиты тесно контактирует с придаточными пазухами носа, поэтому многие заболевания пазух неблагоприятно отражаются на органе зрения.

Орбита сообщается также с полостью черепа. В верхненаружном ее отделе имеется небольшое углубление, где располагается слезная железа. Выделяемая слезной железой жидкость - слеза - омывает глазное яблоко и затем через слезные точки и канальцы верхнего и нижнего век попадает в слезный мешок, а потом - в полость носа.

Большую часть орбиты составляет рыхлая жировая клетчатка, в переднем ее отделе расположен глаз. Кроме жировой клетчатки, в орбите проходят сосуды, нервы и мышцы, осуществляющие движения глаза.

К защитному аппарату глаза относят веки, слизистую оболочку, костные стенки орбиты, слезные органы. Веки состоят из кожи, мышц, хряща, а с внутренней стороны покрыты тонкой слизистой оболочкой - конъюнктивой.

Диаметр глаза составляет в среднем 24 мм.

Наружная оболочка глаза - белая, непрозрачная склера - переходит в переднем отделе в прозрачную роговицу. Наружная оболочка глаза обеспечивает сохранение формы и защищает внутренние структуры глаза от внешних вредных воздействий.

Роговица принимает участие в преломлении световых лучей, она совершенно прозрачная и сферичная.

За наружной оболочкой глазного яблока расположена сосудистая оболочка - сосудистый тракт, состоящий из множества сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. Сосудистый тракт состоит из трех частей - радужной оболочки (радужки), ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка расположена в переднем отделе глаза и содержит красящее вещество - меланин. В зависимости от его количества у людей бывает различный цвет глаз - голубой, серый, зеленый, коричневый. Если меланина мало, цвет глаз светлый, при большом его количестве глаза темные.

В центре радужки имеется отверстие - зрачок. Величина зрачка может изменяться в зависимости от освещения. Радужка выполняет роль диафрагмы и регулирует количество света, поступающего на сетчатку. Так, при ярком свете зрачок сужается, в сумерках он становится шире для того, чтобы на сетчатку попадало больше света, как в фотоаппарате. Таким образом достигается четкость изображения предметов.

Ресничное тело (цилиарное тело) является промежуточной частью между радужкой и сосудистой оболочкой и представляет собой кольцо шириной около 8 мм. Оно содержит ресничную мышцу и отростки. Сокращение мышцы обеспечивает возможность четко видеть на разных расстояниях (аккомодация), а ресничные отростки и радужка вырабатывают внутриглазную жидкость.

Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) составляет заднюю, самую обширную часть сосудистого тракта. Она состоит из сосудов различного калибра и находится между склерой и сетчаткой. Сосудистая оболочка является энергетической базой, обеспечивающей осуществление зрительного акта.

Внутренняя оболочка глаза - сетчатка (сетчатая оболочка) - наиболее важная и сложно устроенная из всех оболочек глаза. Именно в ней происходит сложный фотохимический процесс переработки световой энергии в нервное возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый отдел зрения, расположенный в затылочной доли головного мозга. В коре головного мозга осуществляется процесс переработки нервного возбуждения, в результате которого возникает зрительное ощущение - образ объективного мира.

В сетчатой оболочке насчитывается около 6 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки предназначены для дневного зрения, они малочувствительны к слабому освещению, с их помощью воспринимаются форма, цвет и детали предметов. Палочки работают в сумерках и ночью. В центральном отделе сетчатки имеется место, называемое желтым пятном, оно является областью наиболее ясного отчетливого зрения. В нем сосредоточена главная масса колбочек. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Зрение периферических отделов сетчатки менее четко, чем центрального, и называется боковым, или периферическим.

Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать детали предметов, периферическое зрение - возможность ориентироваться в пространстве. При значительном нарушении периферического зрения самостоятельное передвижение человека в пространстве становится невозможным.

Позади радужной оболочки и зрачка расположен хрусталик - двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик, так же как роговица, преломляет лучи света, попадающие в глаз, и может менять свою кривизну за счет сокращения мышцы, расположенной в ресничном теле.

Способность хрусталика сильнее или слабее преломлять лучи света позволяет четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях. Хрусталик не имеет сосудов и нервов, его питание осуществляется путем диффузии питательных веществ из внутриглазной жидкости. Он состоит из прозрачных волокон, заключенных в капсулу. В нем постепенно формируется плотное ядро. Пространство между задней поверхностью радужки и передней поверхностью хрусталика называется задней камерой глаза. Позади хрусталика находится большая полость, наполненная прозрачным гелем, который называется стекловидным телом. По своему строению стекловидное тело представляет собой тонкую сеть волокон, между которыми находится бесцветный прозрачный гель. Стекловидным оно называется потому, что совершенно прозрачно и напоминает расплавленное стекло. Стекловидное тело, так же как роговица и хрусталик, является преломляющей средой глаза, с помощью которой лучи света, преломляясь, собираются в фокусе на сетчатке.

Между роговой оболочкой и радужкой находится пространство, наполненное внутриглазной жидкостью, которое называется передней камерой глаза, глубина которой с возрастом уменьшается наряду со снижением в ней объема жидкости. Внутриглазная жидкость питает роговую оболочку и хрусталик и играет большую роль в сохранении их прозрачности. Она вырабатывается в ресничном теле и постоянно оттекает из глаза через угол передней камеры.

Слаженная работа всех отделов глаза обеспечивает зрение вдаль и вблизи, восприятие цветов, ориентацию в пространстве и возможность видеть в сумерках.

Пространственная ориентация лиц с нарушенным зрением – процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчёта.

Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определённой точке, например, в определённом пункте местности, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трёх задач, которые принято обозначать следующим образом:

1) выбор направления,

2) сохранение направления,

3) обнаружение цели.

Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).

Ориентировка в пространстве – важная жизненная потребность человека с нарушенным зрением. От умения ориентироваться в пространстве зависит самостоятельность ребёнка с нарушенным зрением при передвижении, особенно это касается слепых дошкольников. Овладение ориентированием в пространстве при нарушенном зрении осуществляется в течение всей жизни. Однако чем раньше начинается обучение ориентированию, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.

Мобильность – это возможность свободного, активного передвижения в пространстве, обеспечивающаяся благодаря сенсорной системе человека, составляющим эту систему анализаторам.

В науке отмечается зависимость двигательного режима незрячего от его умения ориентироваться. Известно, что образ жизни современного человека характеризуется недостаточной двигательной активностью (гипокинезией), что отрицательно сказывается на его физическом развитии, самочувствии, работоспособности и психической деятельности. Тем более остро нуждаются в движении люди, лишённые зрения. Это относится и к детям дошкольного возраста, воспитывающимся в СДОУ III-IV вида. Развитие мобильности и ориентировка в пространстве указной категории дошкольников затруднена и в связи с тем, что 98 % из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (данные Людмилы Сергеевны Сековец).

В результате овладения ориентированием в пространстве обеспечивается следующее:



Свободное передвижение и перемещение как в помещении, так и на улице;

Знание общих признаков предметов, которые могут служить общими ориентирами в процессе ориентировки в пространстве;

Формирование представлений об окружающей действительности: городе, перекрестках, транспорте;

Освоение техники владения звуковым локатором;

Уверенность в своих силах.

Способность к пространственной ориентации позволяет определить местоположение человека в трёхмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчёта.

Важным психологическим условием свободной ориентировки в пространстве является умение самостоятельно ориентироваться в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов районов, города, т.е. осуществлять перенос усвоенных умений ориентировки в новые условия. Это не доступно в дошкольном возрасте и этого достигают немногие слепые взрослые – требуется большая индивидуальная работа по практической ориентировке на местности.

Уже к 5-6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. Однако овладение способами ориентировки в пространстве требует систематической практики, что обеспечивает самостоятельность при передвижении. Этот факт нашёл отражение в содержании начального курса обучения ориентированию и подвижности в СДОУ III-IV вида.

Овладение ориентированием в окружающей действительности предполагает обязательное формирование системы ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчёта . Ведущей,первой точкой отсчёта для ребёнка является его собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (сзади – спереди, справа – слева и т.п.). В этой связи овладение знаниями о теле человека, о частях тела – это чрезвычайная задача, которая должна решаться в процессе обучения ориентировке в пространстве и при формировании мобильности.



Следующей точкой отсчёта при ориентировании являются предметы окружающей среды. При обучении дошкольников с нарушенным зрением такими ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание СДОУ, клумбы, деревья, забор и др.

Ориентировка в пространстве и овладение ею предполагает обязательное сенсорное развитие. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи для обеспечения возможности ориентироваться в пространстве у детей важно развивать такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная и др. Данный вопрос актуален ещё и потому, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями зрения завышена оценка своих возможностей узнавать предметы окружающей действительности с помощью любого органа чувств. Только у отдельных детей возникают сомнения узнать предмет с опорой на слух (15 %), обоняние (10 %), осязание (15 %), (данные Любови Ивановны Плаксиной). При этом узнавание предметов важно ребёнку со зрительной депривацией для опоры на них в процессе ориентирования в пространстве.

Вне зависимости от возраста, времени возникновения нарушения зрения и психического развития для успешной ориентировки в окружающей действительности требуется развитие пространственного мышления.

Для ориентирования в пространстве необходимо знание основных характеристик окружающих предметов: формы, величины, цвета, фактуры, взаимоположения. Так, чем большим образов предметов будет оперировать ребёнок с нарушенным зрением, тем легче ему ориентироваться в пространстве.

Обучение ориентировке и развитие мобильности детей, посещающих СДОУ III-IV вида, связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также смелости и уверенности в своих силах.

Мобильность обеспечивается благодаря мышечно-двигательной чувствительности, являющейся важным компонентом процесса пространственного ориентирования, а также благодаря уверенности в своих силах. Двигательный анализатор даёт возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Кроме того, двигательный анализатор представляет собой механизм связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.

Однако в связи с патологией органа зрения у детей отмечается нарушение двигательно-пространственной ориентировки, отклонения в развитии двигательных локомоций (ходьба, бег, лазание, равновесие и др.). В свою очередь это вызывает отклонения в личностных проявлениях, обусловливающих двигательную недостаточность:

Страх перед движением;

Скованность в движениях;

Отсутствие желания двигаться;

Малоподвижность;

Уединение и предпочтение сидеть.

Именно на коррекцию этих нарушений и должна быть ориентирована педагогическая работа по обучению ориентировке в пространстве в ДОУ III-IV вида.

Овладение детьми с нарушенным зрением ориентировкой в пространстве обеспечивает им успешную адаптацию и интеграцию в социум.

Благодаря глазам, этим удивительным органам, мы обладаем уникальной возможностью – видеть все вокруг себя, рассматривать вещи вдалеке и вблизи, ориентироваться в темноте, ориентироваться в пространстве, перемещаться в нем быстро и легко.

Наше зрение делает нашу жизнь богаче, информативнее, активнее. Поэтому так важно для человека своевременно решать все проблемы, которые возникают с глазами, ведь даже малейшая вероятность перестать видеть этот прекрасный мир пугает.

Глаза – это окно в мир, это отражение состояния нашей души, это хранилище загадок и тайн.

В этой статье мы уделим особенное внимание центральному и периферическому зрению.

В чем их различия? Как определяется их качество? В чем отличия периферического и центрального зрения у людей и животных и как вообще видят животные? И как улучшить периферическое зрение...

Это и еще очень-очень многое будет рассмотрено в данной статье.

Центральное и периферическое зрение. Интересная информация.

Сначала о центральном зрении.

Это самый важный элемент зрительной функции человека.

Оно получило такое название, т.к. обеспечивается центральным участком сетчатки и центральной ямкой. Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение.

Даже если оно незначительно снизится, человек сразу же это ощутит.

Основная характеристика центрального зрения – это острота зрения.

Ее исследование имеет большое значение в оценке всего зрительного аппарата человека, для отслеживания разнообразных патологических процессов в органах зрения .

Под остротой зрения понимают способность глаза человека различать две точки в пространстве, расположенные близко друг к другу, на определенном расстоянии от человека.

Также обратим внимание на такое понятие, как угол зрения, который представляет собой угол, образующийся между двумя крайними точками рассматриваемого предмета и узловой точкой глаза.

Получается, что чем больше угол зрения, тем ниже его острота.

Теперь о периферическом зрении.

Оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме.

Как разобраться, что такое центральное, а что такое периферическое зрение?

Поверните голову вправо, словите глазами какой-либо предмет, к примеру, картину на стене, и зафиксируйте взгляд на каком-либо отдельном ее элементе. Его вы видите хорошо, четко, не так ли?

Это благодаря центральному зрению. Но кроме данного объекта, который вы так хорошо видите, в поле зрения попадает также большое количество различных вещей. Это, к примеру, дверь в другую комнату, шкаф, который стоит рядом с выбранной вами картиной, собака, сидящая на полу чуть подальше. Вы видите все эти предметы нечетко, но, все же, видите, имеете возможность улавливать их движение и реагировать на него.

Это и есть периферическое зрение.

Оба глаза человека, не двигаясь, способны охватывать 180 градусов по горизонтальному меридиану и чуть меньше – где-то 130 градусов по вертикальному.

Как мы уже заметили, острота периферического зрения меньше в сравнении с центральным. Это объясняется тем, что количество колбочек, от центра к периферическим отделам сетчатки , значительно уменьшается.

Периферическое зрение характеризуется так называемым полем зрения.

Это пространство, которое воспринимается неподвижным взглядом.



Периферическое зрение имеет неоценимое значение для человека.


Именно благодаря нему возможно свободное привычное передвижение в окружающем человека пространстве, ориентировка в окружающей нас среде.

Если периферическое зрение по каким-то причинам утрачивается, то даже при полном сохранении центрального зрения, индивид не может самостоятельно передвигаться, он будет натыкаться на каждый предмет на своем пути, утратится способность охватывать взглядом крупные предметы.

А какое зрение считается хорошим?

Теперь рассмотрим следующие вопросы: как измеряется качество центрального и периферического зрения, а также, какие показатели считаются нормальными.

Сначала о центральном зрении.

Мы привыкли, что если человек видит хорошо, про него говорят «единица на оба глаза».

Что это значит? Что каждый глаз по отдельности может различать в пространстве две близкорасположенные точки, которые дают на сетчатке изображение под углом в одну минуту. Вот и получается единица на оба глаза.

Кстати, это лишь нижняя норма. Встречаются люди, у которых зрение 1,2, 2 и более.

У нас чаще всего для определения остроты зрения используется таблица Головина-Сивцева, та самая, где в верхней части красуются известные всем буквы Ш Б. Человек садится напротив таблицы на расстоянии 5 метров и закрывает поочередно то правый, то левый глаз. Врач указывает на буквы в таблице, а пациент произносит их вслух.

Нормальным считается зрение человека, который одним глазом видит десятую строчку.

Периферическое зрение.

Оно характеризуется полем зрения. Его изменение является ранним, а иногда и единственным признаком некоторых глазных недугов.

Динамика изменения поля зрения позволяет оценить ход заболевания, а также эффективность его лечения. Кроме того, благодаря исследованию данного параметра выявляются нетипичные процессы в головном мозге.

Изучение поля зрения – это определение его границ, выявление внутри них дефектов зрительной функции.

Для достижения данных целей используются различные методы.

Самый простой из них – контрольный.

Позволяет быстро, буквально за несколько минут, без применения каких-либо приборов, определить поле зрения человека.

Сущность данного метода – сравнение периферического зрения медика (которое должно быть нормальным) с периферическим зрением пациента.

Выглядит это так. Врач и пациент садятся друг напротив друга на расстоянии одного метра, каждый из них закрывает один глаз (закрываются разноименные глаза), а открытые глаза выступают точкой фиксации. Затем врач начинает медленно перемещать кисть своей руки, которая находится сбоку, вне поля зрения, и постепенно приближать ее к центру поля зрения. Пациент должен указать момент, когда увидит ее. Исследование повторяется со всех сторон.

С помощью данного метода лишь грубо оценивается периферийное зрение человека.

Есть и более сложные методы, которые дают глубокие результаты, например кампиметрия и периметрия.


Границы поля зрения могут различаться от человека к человеку, зависят, в том числе, от уровня интеллекта, особенностей строения лица пациента.

Нормальные показатели для белого цвета следующие: кверху – 50o, кнаружи – 90o, кверху кнаружи – 70o, кверху кнутри - 60o, книзу кнаружи - 90o, книзу - 60o, книзу кнутри - 50o, кнутри – 50o.

Восприятие цвета в центральном и периферическом зрении.

Опытным путем установлено, что человеческие глаза могут различать до 150 000 оттенков и цветовых тонов.

Данная способность оказывает влияние на различные стороны жизни человека.

Цветное зрение обогащает картину мира, дает индивиду больше полезной информации, оказывает влияние на его психофизическое состояние.

Цвета активно используются везде – в живописи, промышленности, в научных исследованиях…

За цветное зрение отвечают так называемые колбочки, светочувствительные клетки, которые находятся в глазу человека. А вот палочки ответственны уже за ночное зрение. В сетчатке глаза расположено три вида колбочек, каждый из которых максимально чувствителен к синему, зеленому и красному участкам спектра.

Конечно же, картинка, которую мы получаем благодаря центральному зрению, лучше насыщена цветами в сравнении с результатом периферического зрения. Периферическое зрение лучше улавливает более яркие цвета, красный, к примеру, или черный.

Женщины и мужчины, оказывается, видят по-разному!

Интересно, но женщины и мужчины видят несколько по-разному.

Из-за определенных различий в строении глаз представительницы прекрасного пола способны различать больше цветов и оттенков, нежели сильная часть человечества.


Кроме того, ученые доказали, что у мужчин лучше развито центральное зрение, а у женщин – периферическое.

Объясняется это характером деятельности людей различного пола в древние времена.

Мужчины ходили на охоту, где важно было четко сконцентрироваться на каком-то одном объекте, ничего кроме него не видеть. А женщины следили за жильем, должны были быстро замечать малейшие изменения, нарушения привычного течения бытовой жизни (к примеру, быстро заметить заползшую в пещеру змею).

Существуют статистические подтверждения данного утверждения. К примеру, в 1997 году, в Великобритании в результате ДТП пострадало 4132 ребенка, из них – 60% мальчиков и 40% девочек.

Кроме того, страховые компании отмечают, что женщины намного реже, нежели мужчины, попадают на автомобилях в аварии, которые связаны с боковыми ударами на перекрестках. Зато параллельная парковка дается прекрасным дамам сложнее.

Также женщины лучше видят в темноте, в близком широком поле замечают больше мелких деталей, если сравнивать с мужчинами.

В то же время, глаза последних хорошо приспособлены к слежению за объектом на дальнем расстоянии.

Если учесть и другие физиологические особенности женщин и мужчин, сформируется следующий совет – в течение долгой поездки лучше всего чередоваться следующим образом – женщине отдать день, а мужчине – ночь.

И еще несколько интересных фактов.

У прекрасных дам глаза устают медленнее, нежели у мужчин.

Кроме того, женские глаза лучше подходят для наблюдения за предметами на близком расстоянии, поэтому они, к примеру, могут гораздо быстрее и ловчее мужчин вдеть нитку в ушко иголки.

Люди, животные и их зрение.

С самого детства людей занимает вопрос - а как видят животные, наши любимые кошки и собаки, парящие в высоте птицы, плавающие в море существа?

Ученые долгое время занимались изучением строения глаз птиц, животных и рыб, чтобы мы смогли, наконец, узнать интересующие нас ответы.

Начнем с наших любимых домашних питомцев – собак и кошек.

То, как они видят мир, значительно отличается от того, как видит мир человек. Происходит это по нескольким причинам.

Первое.

Острота зрения у данных животных значительно ниже, нежели у человека. Собака, к примеру, обладает зрением примерно 0,3, а кошки вообще 0,1. В то же время, данные животные имеют невероятно широкое поле зрения, значительно шире, чем у человека.

Вывод можно сделать такой: глаза животных максимально адаптированы для панорамного зрения.

Это обусловлено и строением сетчатки, и анатомическим расположением органов.

Второе.

Животные гораздо лучше человека видят в темноте.

Интересно и то, что собаки и кошки ночью видят даже лучше, чем днем. Все благодаря особенному строению сетчатки, наличию специального светоотражающего слоя.




Третье.

Наши домашние питомцы, в отличие от человека, лучше различают движущиеся, нежели статичные предметы.

При этом животные обладают уникальной способностью определять расстояние, на котором находится тот или иной объект.

Четверное.

Существуют различия в восприятии цветов. И это притом, что строение роговицы и хрусталика у животных и человека практически не отличается.

Человек различает гораздо больше цветов, нежели собаки и кошки.

И связано это с особенностями строения глаз . К примеру, в глазах собаки имеется меньше «колбочек», ответственных за цветовосприятие, нежели у человека. Поэтому и цветов они различают меньше.

Раньше вообще существовала теория, что зрение у животных, кошек и собак, черно-белое.

Это если говорить об отличиях человеческого зрения домашних питомцев.

Теперь о других животных и птицах.

Обезьяны, к примеру, видят втрое лучше человека.

Необычайной остротой зрения обладают орлы, грифы, соколы. Последний может хорошо рассмотреть цель, размером до 10 см, на расстоянии около 1,5км. А гриф способен различать грызунов небольшого размера, которые находятся за 5 км от него.

Рекордсмен именно в панорамном зрении – вальдшнеп. Оно у него практически круговое!

А вот всем нам привычный голубь имеет угол обзора приблизительно в 340 градусов.

Глубоководные рыбы хорошо видят в абсолютной темноте, морские коньки и хамелеоны вообще могут одновременно смотреть в разных направлениях, и все потому, что их глаза двигаются независимо друг от друга.

Вот такие интересные факты.

Как меняется наше зрение в процессе жизни?

А как меняется наше зрение, как центральное, так и периферическое, в процессе жизни? С каким зрением мы рождаемся, и с каким приходим к старости? Давайте уделим данным вопросам внимание.

В разные периоды жизни у людей различная острота зрения.

Человек рождается на свет, и у него она будет низкой. В четырехмесячном возрасте острота зрения ребенка составляет примерно 0,06, к году вырастает до 0,1-0,3, и лишь к пяти годам (в некоторых случаях требуется до 15 лет) зрение становится нормальным.

Со временем ситуация меняется. Это связано с тем, что глаза, как и любые другие органы, претерпевают определенные возрастные изменения, их активность постепенно снижается.



Считается, что ухудшение остроты зрения является неизбежным или почти неизбежным явлением в старости.

Выделим следующие моменты.

* С возрастом уменьшаются размеры зрачков из-за ослабевания мышц, которые ответственны за их регуляцию. Как следствие, ухудшается реакция зрачков на световой поток.

Это значит, что чем старше становится человек, тем больше ему необходимо света для чтения и других видов деятельности.

Кроме того, в пожилом возрасте очень болезненно воспринимаются перепады яркости освещения.

* Также с возрастом глаза хуже распознают цвета, понижается контрастность и яркость изображения. Это является следствием снижения количества клеток сетчатки, которые отвечают за восприятие цветов, оттенков, контрастности и яркости.

Окружающий мир пожилого человека будто выцветает, становится тусклым.


Что же происходит с периферическим зрением?

Оно также становится хуже с возрастом – ухудшается боковой обзор, сужаются поля зрения.

Это очень важно знать и учитывать, особенно людям, которые продолжают вести активный образ жизни, водить автомобиль и т.д.

Значительное ухудшение именно периферического зрения происходит после 65 лет.

Вывод можно сделать следующий.

Снижение центрального и периферического зрения с возрастом – это нормально, ведь глаза, как и любой другой орган человеческого организма, подвержены старению.

С плохим зрением не быть мне…

Многие из нас уже с самого детства знали, кем хотят быть во взрослой жизни.

Кто-то мечтал стать пилотом, кто-то – автомехаником, кто-то - фотографом.

Каждому хотелось бы делать в жизни именно то, что нравится – не больше, не меньше. И каково бывает удивление и разочарование, когда при получении медицинской справки для поступления в то или иное учебное заведение, оказывается, что долгожданная профессия вашей не станет, и все по причине плохого зрения.

Некоторые даже не задумываются, что оно может стать настоящим препятствием для реализации планов на будущее.

Итак, давайте же разберемся, какие профессии требуют хорошего зрения.

Их оказывается не так и мало.

К примеру, именно острота зрения необходима ювелирам, часовщикам, лицам, занятым в точном мелком приборостроении в электротехнической, радиотехнической промышленности, в оптико-механическом производстве, а также имеющим профессию типографического профиля (это может быть наборщик, корректировщик и т.д.).

Бесспорно, острым должно быть зрение фотографа, швеи, обувщика.

Во всех вышеперечисленных случаях важно скорее качество центрального зрения, но есть профессии, где играет роль еще и периферическое.

К примеру, пилот летательных аппаратов. Никто не поспорит, что его периферическое зрение должно быть на высоте, также как и центральное.

Аналогична и профессия водителя. Хорошо развитое периферическое зрение позволит избежать множества опасных и неприятных, в том числе, аварийных ситуаций на дороге.

Кроме того, отличным зрением (и центральным, и периферическим) должны обладать автомеханики. Это одно из важных требований к кандидатам при приеме на работу на данную должность.

Не стоит также забывать о спортсменах. К примеру, у футболистов, хоккеистов, гандболистов периферическое зрение приближается к идеальному.

Также есть профессии, где очень важно правильно различать цвета (сохранности цветового зрения).

Это, к примеру, дизайнеры, швеи, обувщики, работники радиотехнической отрасли промышленности.

Тренируем периферическое зрение. Пару упражнений.

Наверняка вы слышали о курсах скорочтения.

Организаторы обязуются за пару месяцев и не за такую уж большую сумму денег научить вас проглатывать книги одну за одной, причем отлично запоминая их содержание.Так вот, львиная доля времени на курсах отводится именно развитию периферического зрения. Впоследствии человеку не нужно будет водить глазами по строкам в книге, он сразу сможет видеть страницу целиком.

Поэтому если вы ставите перед собой задачу в короткие сроки отлично развить периферическое зрение, можно записаться на курсы скорочтения, и уже в ближайшее время вы заметите значительные изменения и улучшения.

Но не все хотят тратить время на подобные мероприятия.

Для тех, кто хочет дома, в спокойной обстановке, улучшить свое периферическое зрение, приведем несколько упражнений.

Упражнение №1.

Станьте возле окна и зафиксируйте взгляд на каком-либо предмете на улице. Это может быть спутниковая антенна на соседнем доме, чей-то балкон, или горка на детской площадке.

Зафиксировали? Теперь, не двигая глазами и головой, назовите предметы, которые находятся возле избранного вами объекта.


Упражнение №2.

Откройте книгу, которую вы читаете в данный момент.

Выберите какое-нибудь слово на одной из страниц и зафиксируйте свой взгляд на нем. Теперь, не двигая зрачками, попробуйте прочитать слова вокруг того, на котором вы зафиксировали взгляд.

Упражнение №3.

Для него вам понадобится газета.

В ней необходимо найти самую узкую колонку, а затем взять красную ручку и по центру колонки, сверху вниз, начертить прямую тонкую линию. Теперь, скользя взглядом лишь по красной черте, не поворачивая зрачки вправо и влево, пытайтесь прочитать содержимое колонки.

Не переживайте, если вы не сможете сделать это в первый раз.

Когда у вас получится с узкой колонкой, выберите более широкую и т.д.

В скором времени вы сможете охватывать взглядом целые страницы книг, журналов.

Глаза позволяют видеть не только те предметы, которые находятся непосредственно прямо перед собой, но и по сторонам. Это называется периферическим зрением.

Центральное и периферическое зрение человека позволяет видеть определенные области пространства, что обеспечивают поля зрения. Поля характеризуются углом обзора в неподвижном состоянии глаз. В зависимости от положения предмета по отношению к сетчатке разные цвета воспринимаются под разными углами.

Центральное зрение – это то, которое обеспечивает центральный отдел сетчатки и позволяет рассматривать мелкие элементы. Острота зрения зависит именно от функционирования этой части сетчатки.

Периферическое зрение – это не только те предметы, на которых фокусируется глаз сбоку от него, но и находящиеся вокруг этого предмета размытые соседние предметы, движущиеся объекты и т.д. Поэтому периферическое зрение так важно: оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, его способность ориентироваться в окружающей обстановке.

Периферическое зрение лучше развито у женщин, а центральное – у мужчин. Угол периферического зрения у человека равен приблизительно 180 0 если рассматривать по горизонтальной плоскости и около 130 0 по вертикальной.

Определение центрального и периферического зрения возможно как простыми, так и сложными методами. Исследование центрального зрения проводится при помощи известных всем таблиц Сивцева с буквами разного размера, располагающихся в столбик. Острота зрения при этом на оба глаза может быть 1 и даже 2, хотя норма считается при прочтении 9 строчек таблицы.

Методы определения периферического зрения

Использование простого метода не требует специальных инструментов и приспособлений. Исследование проводится так: для этого медсестра и пациент закрывают разные глаза, сидя лицом к лицу друг к другу. Медсестра водит рукой справа налево, и пациент должен сказать, когда увидит ее. Поля определяются для каждого глаза по отдельности.

Для других методов определения необходим специальный аппарат, который позволит быстро и без лишних усилий исследовать каждый отдел сетчатки, определить поля зрения, угол обзора. Например, кампиметрия, которая проводится при помощи сферы. Однако такой метод пригоден только для того, чтобы исследовать небольшой отдел периферического зрения.

Наиболее современным методом, позволяющим определить поля зрения, является динамическая периметрия. Это аппарат, в котором располагается картинка, которая имеет различную яркость и размеры. Человек только кладет голову на аппарат, а далее тот сам производит необходимые замеры.

Количественная периметрия используется для определения глаукомы даже на ранней стадии.

Есть еще и визоконтрастопериметрия, которая представляет собой решетки, которые образованы черно-белыми и цветными полосами разного диаметра и размера. При нормальной сетчатке без нарушений решетка воспринимается в первозданном виде. Если имеются нарушения, то происходит нарушение восприятия этих структур.

Исследование поля зрения человека нуждается в некоторой подготовке к процедурам периметрии.

  • При проверке одного глаза необходимо тщательно закрывать второй, чтобы не исказить результаты.
  • Исследование будет объективным, если голова человека будет располагаться напротив нужной метки.
  • Для того, чтобы пациент мог сориентироваться с тем, что ему нужно говорить, ему показывают подвижные метки, рассказывают о том, как будет происходить процедура.
  • Если определяется поле зрения цвета, то необходимо фиксировать тот показатель, при котором четко определяется цвет на метке. Полученные результаты наносят в отдел бланка, где рядом расписаны нормальные показатели. Если выявляются выпадения участков, то их зарисовывают.

Нарушения периферического зрения

За выполнение центрального и периферического зрения отвечают так называемые колбочки и палочки. Первые все направляются в центральный отдел сетчатки, вторые – по ее краям. Нарушение периферического зрения обычно является симптомом патологических процессов вследствие травмы глаза, воспалительных процессов оболочек глаза.

Физиологически различают определенные участки поля зрения, которые выпадают из обзора, их называют скотомами. Они могут возникать из-за начала разрушительного процесса в сетчатке и определяться путем определения предметов в поле зрения. В таком случае говорят о положительной скотоме. Отрицательной она будет в том случае, если для ее определения необходимо исследование при помощи аппарата. Мерцательная скотома то появляется, то исчезает. Обычно ее вызывает спазм сосудов головного мозга. Когда человек закрывает глаза, то он видит круги или другие элементы разного цвета, которые могут выходить за пределы периферического зрения.

Кроме исследования наличия скотомы существует классификация по расположению пятна: периферическая, центральная или парацентральная.

Потеря угла обзора может происходить различными путями:

  1. Тоннельное зрение – это потеря поля зрения вплоть до небольшого центрального участка.
  2. О концентрическом сужении говорят в том случае, когда поля равномерно сужаются со всех сторон, оставляя небольшой показатель в 5-10 0 . Поскольку центральное зрение сохраняется, то и острота зрения может оставаться прежней, однако способность ориентироваться в окружающей обстановке он теряет.
  3. Когда центральное и периферическое зрение теряется симметрично с обеих сторон, то происходит это чаще всего по вине опухоли.
  4. Если страдает такая анатомическая структура, как перекрещивание зрительных путей, или хиазма, то поля зрения потеряются в височной области.
  5. Если поражается зрительный тракт, то на обоих глазах потеря поля произойдет с соответствующей стороны (правой или левой).

Причины потери зрительного поля

Потеря части поля может происходить из-за ряда причин:

  • глаукома или другая патология сетчатки;
  • появление опухоли;
  • отек зрительного нерва и дистрофические изменения в сетчатке.

Глаукома проявляется появлением потемнения в области зрачка, при этом может происходить потеря как центрального, так и периферического зрения. Она приводит к полной потере зрения при прогрессировании патологии, поскольку для него характерно отмирание зрительного нерва. Причиной этого нарушения является повышение внутриглазного давления. Провоцирующим фактором становится также возраст, обычно после 40 лет. При глаукоме зрение нарушается в области носа.

Глаукома обычно начинается с рези в глазах, мелькания мушек, усталости глаз даже при незначительной нагрузке. Далее распространение процесса вызывает затруднения при попытке рассмотреть определенные участки картинки. Процесс может затрагивать один глаз, но чаще поражает оба глаза.

Опухолевые процессы тканей глаза на начальной стадии проявляются выпадением части зрения, до 25%. Кроме того, заподозрить наличие опухоли можно в том случае, если возникает ощущение инородного тела, боль и резь в глазах.

При появлении отека нерва и дистрофических изменений сетчатки потеря периферического зрения человека происходит равномерно и не превышает 5-10 градусов.

Развитие периферического зрения

Не всем понятно назначение тренировки бокового зрения, однако с учетом того, что это определяет активность работы мозга и тренирует внимание, то развивать боковое зрение никому не помешает. Получение косвенной информации об объектах позволяет обработать ее и сохранить в памяти, даже если сразу эта информация и не используется.

Развить центральное и периферическое зрение можно при помощи вспомогательных упражнений:

Центральную часть обзора закрывают, что вынуждает глаз концентрировать внимание на тех объектах, которые находятся на периферии. Периодически объект в центре убирают, чтобы концентрация на боковых объектах происходила по желанию человека.

Второе упражнение тренирует зрение по таблице, в которой вразброс расположены цифры. Их может быть различное количество. В центре таблицы находится красная точка, глядя на которую, нужно подсчитать цифры по порядку. Начинать следует с таблицы с малым количеством цифр, переходя далее к большему. Поиск можно осуществлять по времени, постепенно его сокращая, что будет стимулировать улучшить свой результат.

Физиологический процесс восприятия человеком величины, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, дающий возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеческий глаз воспринимает лишь световые волны определенной длины - от 302 до 950 нм. Лучи меньшей и большей длины, называемые соответственно ультрафиолетовыми и инфракрасными, не вызывают у человека зрительных ощущений.

Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на его светочувствительную оболочку (сетчатку), в частности на ее клетки - колбочки и палочки (1), и вызывают в них нервное возбуждение. Это возбуждение передается по зрительному нерву в корковый центр 3., расположенный в затылочных долях мозга (см. Централь-пая нервная система, головной мозг). Здесь световые раздражения воспринимаются в виде определенных образов, впечатлений.

В сетчатке насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 120 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной области сетчатки, называемой желтым пятном. По мере удале-ния от центра количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью, поэтому они обеспечивают 3. в сумерки или ночью. Ночное 3. имеет важное значение для ориентации человека в условиях пониженного освещения, но при этом плохо различаются цвета, форма и детали предмета. Ночное 3. часто нарушается при нехватке в пище витамина А (см. Витаминная недостаточность). Колбочки, менее чувствительные к слабому освещению, в основном обеспечивают дневное 3. и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета.

Желтое пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только нз колбочек, является местом наиболее четкого так наз. центрального зрения. Другие отделы сетчатки обусловливают боковое, или периферическое, зрение, при к-ром форма предмета воспринимается менее четко. Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать мелкие детали предметов, периферическое - возможность ориентироваться в пространстве.

Чувствительность сетчатки глаза к свету очень высока. Свет обыкновенной свечи воспринимается темной ночью на расстоянии нескольких километров. Высокая приспособительная способность органа 3. изменять эту чувствительность позволяет видеть и при ярком свете, и в темноте.

Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости н"сит название адаптации. Для наступления полной адаптации обьтчно требуется нек-рое время.

Исключительно важна способность глаза различать огромное разнообразие цветовых оттенков. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. М. В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета - красный, зеленый и фиолетовый (или синий), а остальные можно получить комбинацией этих трех цветов. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельм-гольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из к-рых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз цветовых лучей возбуждаются соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать все разнообразие цветовых оттенков. Трехкомпонентная теория цветового зрения - наиболее принятая, но не единственная (см. Цветовая слепота).

Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек (2). Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. У большинства людей минимальная величина угла зрения равна 1 мин. Острота зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1 мин., принята за единицу остроты зрения, но это средняя величина нормы. У нек-рых людей глаз может обладать остротой зрения, несколько меньшей, чем единица, а у других - превышающей единицу. Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами, на к-рые нанесены испытательные знаки различной величины - буквы, кольца, картинки-Для оценки периферического зрения на специальных приборах (периметрах) определяют границы поля зрения, т. е. части пространства, видимой неподвижным глазом.

При рассматривании предмета обоими глазами его изображение попадает на идентичные точки сетчаток обоих глаз, и человек видит предмет не раздвоенным. Если изображение предмета попадает на неодинаковые участки сетчатки обоих глаз, то возникает впечатление двоения. Нормальное совместное 3. обоими глазами называют бинокулярным, или стереоскопическим; оно обеспечивает четкое объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.

Для сохранения нормального 3. большое значение имеет создание благоприятных гигиенич. условий. В этом отношении очень важно правильное и достаточное освещение. Для беспрепятственного попадания в помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Естественная освещенность в помещении зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые, преимущественно желто-зеленые тона.

Для искусственного освещения используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами. Особенно хорошее освещение дают люминесцентные лампы. Свет этих ламп близок к дневному и приятен для глаз. Дома для занятий днем должно быть отведено светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться лампой в 40-60 вт с матовым колпаком. Расположить ее на столе надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть в среднем 30-35 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения 3. и дает возможность сидеть не наклоняясь Нельзя читать при плохом освещении, на ходу, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта затрудняет чтение, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, вызывает быстрое утомление.

Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 мин. занятий нужно устраивать 10-минутный отдых.

При просмотре телевизионных программ нужно находиться от экрана на расстоянии не ближе 2,5 м. Комната в это время должна быть умеренно освещена.

Особое внимание следует обращать на гигиену 3. у детей. С этой целью разработаны нормы зрительной работы для детей. Необходимо следить за их правильной посадкой во время занятий, за должной освещенностью рабочих мест и строгим соблюдением режима дня. При малейших жалобах ребенка на нарушение 3., утомляемость глаз надо срочно показать его глазному врачу