Правление батыя. Хан Батый: Биография. Образ в искусстве

, ᠪᠠᠲᠤ ᠬᠠᠨ

Эта статья - о монгольском правителе. Об узбекском поэте, писателе, журналисте и общественном деятеле см. Бату (поэт) .

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком» , но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали .

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей . Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он ). Его мать Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном, сыном Дэй-сэчена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре .

Имя

С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом .

Биография

Дата рождения

Точная дата рождения Бату неизвестна. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари в «Списках устроителей мира» называет 602 год Хиджры , то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом . Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти . Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210) , но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году).

В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века» , А.Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты , Р. Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год , в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок . Отсутствие консенсуса наглядно демонстрирует «круглый стол», проведённый по случаю 790-летия Бату-хана 25 октября 2008 года .

Ранние годы

По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм , а также Волжскую Болгарию , Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим - был убит .

В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем» . При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие . В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ .

О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын , что его назначили как многообещающего полководца . Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон - одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ - не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата . При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года , а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии .

Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам .

Западный поход

В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария , поволжские и северокавказские народы.

Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен.

Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату , основанном им в начале 1250-х годов.

Каракорумские дела

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка , давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая , с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя , с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда , он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236-1242 годов , который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке с 100-тысячным корпусом темника Бурундая . После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

Укрепление улуса

В 1243-1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев . В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава - Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй - Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси - Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава . Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам: «Хотя он (Бату ) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства » .

Мусульманин

Семья

Память

Образ в искусстве

В литературе

  • Бату-хан стал эпизодическим персонажем романа В. Г. Яна «Чингиз-хан» () и одним из центральных героев его же романов «Батый» () и «К „последнему“ морю» ().
  • Он действует в романе А. К. Югова «Ратоборцы» ( -).
  • Батый является главным антагонистом и дейтерагонистом предания Владимира Короткевича «Лебединый скит» (1950-е).
  • Последний день Батыя занимает значительное место в книге «Шестиглавый айдахар» - первой части трилогии Ильяса Есенберлина «Золотая Орда» ( -).
  • Бату-Хан является «явно положительным» героем малоизвестного юмористического рассказа «Человек-Хан» (псевдоним автора - Ахётирпалан), а также других рассказов о супергероях из организации «Ш. И.Т». В рассказе того же автора «Сахарский Сахар» хан Бату спасает Человека-Потапа и Сильвию, застрелив из лука мегагиену.

В кино

  • «Татары » () - показан под именем «Тогрул»
  • «Монголы » () - показан под именем «Чингис-хан»
  • «Даниил - князь Галицкий » () - в роли Нурмухан Жантурин
  • «Житие Александра Невского » () - в роли Асанбек Умуралиев
  • «Легенда о Коловрате » () - в роли Александр Цой.

В мультипликации

  • «Сказ о Евпатии Коловрате » () - «Союзмультфильм ». Бату является антагонистом главного героя мультфильма.

Примечания

  1. , с. 254-255.
  2. , с. 12-15.
  3. , с. 65.
  4. , с. 50.
  5. , с. 51-52.
  6. , с. 17-19.
  7. , с. 210.
  8. , с. 296.
  9. , с. 81.
  10. , с. 496.
  11. , с. 17, 296.
  12. , с. 31.

Имя: Батый (Batu Khan)

Дата рождения: 1209 г.

Возраст: 46 лет

Дата смерти: 1255 г.

Рост: 170

Деятельность: полководец, государственный деятель

Семейное положение: был женат

Батый: биография

Смерть великого хана Монгольской империи не положила конец захватническим войнам Золотой орды. Внук гениального полководца продолжил традиции знаменитого деда и организовал самый вероломный поход Золотой орды в истории, названный Великим западным походом. Нашествие Батыя расширило империю Чингисхана до невероятных границ.


В одном из сохранившихся документов времен похода Батыя есть строки:

«Вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва Северо-Восточную Русь, разрушил богатейший город Киев, разбил Поляков, Силезцов и Моравов и, наконец, устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир».

Разорительный поход Батыя на Русь и последовавшее 250-летнее татаро-монгольское иго оставили неизгладимый след в истории государства.

Детство и юность

Точной даты рождения Батыя нет. В исторических документах указывается разный год рождения. Бату, сын Джучи, родился в самом начале XIII века. Отец Батыя – старший сын Чингисхана, которому достались в наследство все земли, находящиеся к западу от реки Иртыш. Также Джучи получил еще не завоеванные земли: Европу, Русь, Хорезм и Волжскую Булгарию. Чингисхан повелевал сыну расширить границы улуса (империи) за счет завоевания российских земель и Европы.


Джучи не любили родственники. Жизнь отец Батыя прожил уединенную, на своих землях. После смерти Джучи при невыясненных обстоятельствах в 1227 году войска на западе от Иртыша назвали Батыя наследником. Чингисхан утвердил выбор наследника. Власть в государстве Батый разделил с братьями: Орду-Ичену досталась большая часть войска и восточная часть государства, а остальное Батый разделил с младшими братьями.

Походы

Биография хана Батыя – история жизни великого воина. В 1235 году у реки Онона курултай (совет знати) принял решение возобновить поход на Запад. Первая попытка дойти до Киева была предпринята войсками Чингисхана в 1221 году. Потерпев поражение в 1224 году от волжских булгар (Волжско-Камская Булгария – государство в Среднем Поволжье), войска Чингисхана остановили продвижение. Возглавить новый поход поручили внуку Чингисхана хану Батыю. Правой рукой Батыя назначили Субэдэй-багатура. Субэдэй ходил во все походы с Чингисханом, участвовал в победной битве с половцами и русскими войсками на реке Калке (нынешняя Донецкая область, Украина).


В 1236 году Батый возглавил войска в Великом западном походе. Первым завоеванием Золотой Орды стали половецкие земли. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи. Нашествий на Русь было несколько. Батый лично руководил захватом земель Рязани и Владимира в 1238 году, в 1240 году – Киева. Завоевав Волжскую Булгарию, Батый с войском пошел на половцев на Дону. Последние войска половцев разбиты монголами в 1237 году. Разбив половцев, татаро-монголы Батыя двинулись на Рязань. Город пал на шестой день штурма.


До наших дней сохранилась древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», датируемая концом XVI века. В древних списках повествуется о нашествии татаро-монгол на Рязань в 1237 году. Хан Батый с ордой стал на реке Воронеж под Рязанью. Князь Юрий Игоревич послал за подмогой к великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу. Одновременно Юрий попытался отделаться от Батыя подарками. Хан прознал о красавице, живущей за стенами Рязани, и потребовал прислать к себе сноху князя Евпраксию. Муж Евпраксии сопротивлялся и был убит. Женщина покончила с собой, спрыгнув с терема. Отказ послужил сигналом для начала сражения. Итогом битвы стали захват и разорение Рязани татарами Батыя. Войско Юрия было разбито, князь погиб.


По преданию, воевода Рязани , вернувшись домой из Чернигова, увидел разрушенный татарами город. Собрав отряд из 177 человек, отправился по следам монголов. Вступив в неравный бой с войском Батыя под Суздалем, дружину разбили. Батый, отдавая дань храбрости Коловрата, проявленной в неравной схватке, отдал тело убитого воеводы оставшимся в живых русским со словами: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». Имя рязанского воеводы вписано в историю России рядом с другими, не менее славными героями.


Разрушив Рязань, войско Батыя отправилось на Владимир. Москва и Коломна, стоявшие на пути хана, были разорены. Осада Владимира началась зимой 1238 года. Через четыре дня татары взяли штурмом город. Батый приказал поджечь Владимир. В огне погибли жители вместе с великим князем. Разорив Владимир, орда разделилась надвое. Одна часть войска отправилась захватывать Торжок, другая пошла на Новгород, по пути разбив русское войско на реке Сить. Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул назад. Проходя через город Козельск, орда встретила упорное сопротивление местных жителей. Осада Козельска длилась семь недель. Захватив город, татары не оставили от него и камня.


Южное направление Батый захватывал в 1239 году. По пути к главной цели – Киеву – хан разрушил Переяславское и Черниговское княжества. Осада Киева длилась три месяца и закончилась победой хана Батыя. Последствия татаро-монгольского нашествия на Русь ужасны. Земля лежала в обломках. Многих городов не стало. Жители уведены в рабство в Орду.

В результате монгольского вторжения на Русь в 1237-1248 годах великим князьям пришлось принять политическую и данническую зависимость княжеств от Монгольской империи. Русские ежегодно платили дань. Хан Золотой Орды назначал князей на Руси ярлыками. Иго Золотой Орды Северо-Восточных земель Руси продолжалось два с половиной века, до 1480 года.


В 1240 году разбитый Ордой Киев передан Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. В 1250 году князь отправился представителем на курултай в Каракорум, где был отравлен. Сыновья Ярослава Андрей и отправились вслед за отцом в Золотую Орду. Андрей получил во владение Владимирское княжество, а Александр – Киев и Новгород. Занятие Киева открыло Золотой Орде дорогу в Европу. У подножья Карпат Западный поход разделился на два войска. Одна группа, руководимая Байдаром и Орду, направилась в поход на Польшу, Моравию и Силезию.


Другая, во главе с Батыем, Каданом и Субудеем, завоевала Венгрию: 11 апреля 1241 года войска короля Бела IV разбиты монголами в битве на реке Шайо. С победой над Венгрией Батыю открылся путь к завоеванию Болгарии, Сербии, Боснии, Далмации. В 1242 году войска Золотой Орды вошли в Центральную Европу и остановились у ворот саксонского города Мейсен. Поход на Запад завершился. Вторжение на Русь сильно потрепало полчище татар. Батый вернулся на Волгу.


Еще одной причиной окончания Великого похода стала смерть великого хана Угэдея, преемника Чингисхана. Новым каганом стал Гуюк, давний враг Батыя. После прихода к власти Гуюка начались межклановые битвы. В 1248 году великий хан отправился в поход против Батыя. Но, дойдя до Самарканда, великий хан Гуюк скоропостижно скончался. По предположению историков, хан был отравлен сторонниками Батыя. Следующим Великим ханом в 1251 году стал сторонник Батыя Мунке.


В 1250 году Батый основал город Сарай-Бату (ныне – район села Селитренного в Харабалинском районе Астраханской области). По отзывам современников, Сарай-Бату – красивейший город, полный людей. Яркие базары и улицы поражали воображение гостей города. Позже, во времена правления хана Узбека, город пришел в упадок и был разобран на кирпичи для строительства новых поселений.

Личная жизнь

Хан Батый имел 26 жен. Старшая жена – Боракчин-хатун. Боракчин родом из племени татар, кочевавших на востоке Монголии. По неподтвержденным данным, Боракчин – мать старшего сына Батыя, Сартака. Кроме Сартака известно о еще двух сыновьях хана: Тукане и Абукане. Существуют данные, что был еще один наследник Батыя – Улагчи.

Смерть

Батый умер в 1255 году. Точной информации о причинах смерти хана нет. Существуют версии о смерти от отравления или ревматической болезни. Наследником Батыя стал старший сын Сартак. Сартак узнал о кончине отца, находясь при дворе Мунки-хана в Монголии. Возвращаясь домой, наследник скоропостижно умер. Ханом стал малолетний сын Сартака Улагчи. Регентом при хане и правительницей улуса стала Боракчин-хатун. Вскоре Улагчи умер.


Боракчин противостояла приходу к власти в Джучиевом улусе сына Джучи, внука Чингисхана Берке. Заговор раскрыли, а Боракчин казнили. Берке – последователь политики брата Бату в расширении независимости улуса. Он первый хан, принявший ислам. За время правления улус обрел самостоятельность. Утвердился гнет Золотой Орды над Русью.

Память

Батый оставил на Руси страшную память о себе. В древних летописях хана называли «нечестивым», «безбожным». В одном из сохранившихся до наших дней сказаний можно прочесть:

«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».

На Востоке к хану Батыю относятся с почтением. В Астане и Улан-Баторе названы улицы в честь Бату-хана. Имя хана Батыя встречается в литературе и кинематографе. К биографии великого полководца не раз обращался писатель Василий Ян. Книги писателя «Чингисхан», «Батый», «К «последнему» морю» известны читателям. О Батые упоминается в книгах Алексея Югова и Ильяса Есенберлина.


Нурмухан Жантурин в роли Батыя в фильме "Даниил – князь Галицкий"

Походам Золотой Орды и хану Батыю посвящен советский фильм 1987 года режиссера Ярослава Лупия «Даниил – князь Галицкий». В 2012 году на экраны России вышла картина Андрея Прошкина «Орда». В картине освящены события, происходившие на Руси и в Золотой Орде в XIII веке.

Лет 15 назад я познакомился с точкой зрения А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, новых хронологов (в дальнейшем НХ) на татаро-монгольское нашествие. С одной стороны аргументы были подобраны неплохие, однако с другой было весьма удивительно читать о том, что хан Батый был одновременно и русским князем Ярославом, так сказать, по совместительству. Никаких иллюстраций, подкрепляющих это мнение, не было, а то, что в таком случае князь Ярослав должен был в качестве татарского хана бороться против самого себя, бросало в оторопь. Иными словами, я как неподготовленный читатель решил, что авторы были слишком увлечены всякого рода параллелизмами в биографиях разных исторических лиц (что в небольшом числе случаев вполне могло иметь место), однако на этом пути они слишком увлеклись и вышли за рамки реальности. Получалось, что история процентов на 90 состоит из такого рода двойников, в разумность чего было крайне трудно поверить. Конечно, историки в некоторых случаях могли ошибаться, в любой профессии возможны ошибки, но ведь не в таком же количестве!

Но если сомнение брало меня как читателя сначала в количестве двойников, то когда я дочитал до того места, что наши князья и наши враги были одними и теми же лицами, я понял, что с исследователями приключилось что-то неладное. Это всё равно, что сказать, будто бы Гитлер и Сталин были одним человеком, которому захотелось поиграть в «войнушку» с самим собой. Так что тогда я решил, что передо мной находится весьма интересная, хотя и ненаучная фантастика.

Первые проверки . В трудах НХ имелась одна любопытная картинка - легенда на монете из Британии, которую НХ попытались прочитать. Я проверил и выяснил - чтение НХ неудачное. И хотя математик имеет полное право ошибаться в проблемах эпиграфики, но эта проверка еще больше укрепила меня в мысли о том, что исторические сочинения НХ далеки от реальности. Это я утверждаю для того, чтобы читатель не подумал, будто бы я являюсь сторонником НХ. Нет, я был их подлинным противником!

Сомнения . Сомнения появились у меня тогда, когда я столкнулся с дешифровкой со стороны НХ нескольких гороскопов. Это - математико-астрономическая работа, требующая достаточно высокой квалификации и дающая либо однозначный результат, либо небольшой ряд значений, часть из которых можно отбросить по весомым основаниям. Такой подход внушает уважение.

Когда я написал книгу об этрусках, мне стало ясно, что они жили совсем не тогда, когда их датирует академическая историография, а примерно на 1100 лет ближе к нам. Иными словами, получается, что Рим был ими основан не в VIII веке до н.э., а примерно в III веке н.э. Тогда я понял, что в ряде случаев концепция НХ может быть близка к истине.

Новый повод . Несколько дней назад мне подарили новое издание книги НХ , в которой содержались иллюстрации. Одна из них меня заинтересовала. Но сначала я процитирую соответствующее место из данной книги. «Поговорим теперь о знаменитом хане Батые. После «завоевания Руси» ханом Батыем, «освобождено было от уплаты дани духовенство, церковное имущество и состоявшее на учёте население. Первым князем в русских княжествах монголами был поставлен суздальский князь Ярослав Всеволодович» . Вскоре после этого «князь Ярослав был вызван в ставку Батыя и отправлен им в Монголию, в Каракорум, где предстояли выборы великого хана… Батый не поехал сам в Монголию, а отправил в качестве своего представителя князя Ярослава (ну не захотел Батый сам выбирать верховного хана - НХ). Пребывание русского князя в Монголии описано Плано Карпини .

Итак, говорят нам, вместо Батыя на выборы верховного хана прибывает почему-то русский князь Ярослав. Не возникла ли гипотеза позднейших историков о том, что Батый якобы «вместо себя» послал Ярослава - лишь по необходимости согласовать свидетельство Карпини с той естественной мыслью, что лично Батый должен был участвовать в выборах верховного хана? Мы видим здесь документальное свидетельство того, что хан Батый - это попросту русский князь Ярослав. Это подтверждается и тем, что сын Ярослава Александр Невский был, как считают историки, «приёмным» сыном Батыя! И снова возникает тождество: Ярослав = Батый.

Вообще стоит отметить, что Батый - это, вероятно, слегка искаженное слово «батя» = отец. У казаков до сих пор предводителя зовут батькой. Итак, Батый = казачий батька, русский князь » .

Итак, тождество Батыя и Ярослава НХ вывели из строк книги А.А. Гордеева.

Условия проверки . Можно ли проверить утверждения НХ эпиграфическим способом? Полагаю, что да. Надписи должны быть на нарисованном персонаже. Причем если на нем написано только «Батый» или только «Ярослав», такой вариант не является эпиграфической проверкой. Подтверждением гипотезы НХ я считаю только такой случай, когда на гравюре или миниатюре написано одновременно и Батый (Бату), и Ярослав. А как он называется тогда - хан, каган, конунг или паша - особого значения не имеет.

Итак, переходим непосредственно к изображениям.

Рис. 1. Хан Батый и моя дешифровка надписей

Изображение . В книге НХ опубликован рис. 3.4 с подписью: ««Монгольский» хан Батый по китайскому рисунку (изготовленному, видимо, в XIX веке как «наглядное пособие» по скалигеровской версии истории, но затем объявленному, надо думать, «весьма древним, как и всё китайское) » . - Это изображение давно известно, и его без труда можно было скопировать с сайта Википедии на слово «Батый». При этом понятно, что как на скульптурах В.И. Ленина, стоящих в СССР в столицах союзных и автономных республик, лицо вождя изображало то узбека, то калмыка, то башкира, так и в данном случае, даже если бы Батый был русским, он всё равно выглядел бы как китаец. Поэтому важно не изображение лица и одежды, а находящиеся на изображении неявные надписи. К их чтению я и приступаю.

Моё чтение надписей . На головном уборе персонажа чуть выше тесьмы слева читается слово КАН , а в продолжение, включая ухо, слово БАТУ . Уже это интересно. А над бантом на груди можно прочитать слово ЯРОСЛАВ . Таким образом, условие проверки выполнено.

Однако на данном изображении можно прочитать и еще кое-что. Губы, шея спереди, мочка уха и прядь за ней образуют надпись Е ТО РУСЬ . Удивительная надпись! Как известно, до середины XIX века указательное местоимение выглядело как СЕ, однако ровно в 1850 году появляется указательное местоимение, которое так и пишется, ЕТО. А уже через несколько лет орфография меняется, и оно пишется как ЭТО. Я долго не тог понять, откуда взялось это новое местоимение. И только сейчас, анализируя данную надпись, осознал: Е ТО означает Е(СТЬ) ТО. Так что выражение ЕСТЬ ТО РУСЬ записано в сокращенном (эллиптическом) варианте Е ТО РУСЬ.

Могло ли выражение Е ТО появиться на три века раньше? Не знаю. Но если исходить из даты 1850 года, то НХ абсолютно правы, и данная гравюра появилась именно тогда, когда они и предположили ее появление, в XIX веке.

И еще один любопытный момент: китайцы, сделавшие данную гравюру, весьма неплохо владели русским языком. Это является косвенным свидетельством того, что Китай когда-то либо сильно зависел от России, либо вообще входил в нее.

Вернёмся, однако, к личности Батыя. Википедия сообщает о нём следующее: «Бату (в русской традиции Батый) (ок. 1209(1209) — 1255/1256) — монгольский полководец и государственный деятель, правитель улуса Джучи (Золотой Орды), сын Джучи и Уки-хатун, внук Чингисхана ». Там же помещена китайская гравюра, рассмотренная выше. А еще там имеется иллюстрация «Взятие Батыем Суздаля в 1238 году. Миниатюра из «Жития Ефросиньи Суздальской» XVI века. Список XVIII века ».


Рис. 2. Взятие Суздаля монголами

Рассмотрение миниатюры . На данной миниатюре изображен человек в короне, на белом коне, который в сопровождении своей дружины въезжает в город. Лицо у него чисто европейское, никоим образом не тюркское, каким положено быть татарину. Зато он въезжает на белом коне при символах власти, как положено только победителю. Возможно, что таким образом показано подавление бунта законным властителем.

При том масштабе, на котором показана миниатюра, многие ее детали не видны. Поэтому для чтения необходимо изменить масштаб. Это я и делаю на рис. 3.

В более крупном масштабе видно, что зигзаги короны образуют буквы; другие буквы возникают поверх короны от деталей лиц воинов. Таким образом, можно прочитать надпись, которая гласит: МАСКВИЧ . Написано именно через А, а не через О. Это подтверждает наше чтение первоначального имени Москва как МАСКОВЫ, места МАСОК (икон). Как известно, Москва входила в Суздальское княжество, поэтому никакого противоречия с тем, что Ярослав Всеволодович был суздальским князем, здесь нет. А на лице князя можно прочитать слово ЯРОСЛАВ .


Рис. 3. Моё чтение надписей на миниатюре

Итак, данный персонаж охарактеризован как москвич Ярослав. А где же надпись Батый? Ее нет, однако складки над поясом образуют слово БАТЯ . Именно так и понимают имя Батыя (Бату) НХ. Так что здесь мы находим самое непосредственное подтверждение их предположению.

А вот на правой руке (кисти) и на отвороте верхней одежды читаются прежде невиданные слова: ЭМИР РУСИ . Слово ЭМИР мы связываем с арабами, например, с арабскими эмиратами. Точный смысл этого слова нам передаёт Википедия: «Эмир или амир (араб. امير‎‎ — ’amir — повелитель, вождь) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул. Также употребляется в значении предводитель мусульман вообще. До возникновения ислама эмирами назывались полководцы, затем — мусульманские правители, осуществляющие государственную и духовную власть (бухарский эмир, эмир Афганистана и др.) ».

Таким образом, Батя (Батый), он же москвич Ярослав, - это «повелитель Руси». Удивительно! - Последнюю надпись можно прочитать над поясом у всадника слева от Бати в виде складок - там начертано слово ВОИНЫ .

Итак, «монгол» Батя - это москвич Ярослав в качестве эмира Руси въезжает в свой родной город Суздаль, истребляя по дороге людей.


Рис. 4. Еще одна миниатюра о взятии Суздаля монголами

Другая миниатюра на ту же тему . На данную тему имеется еще одна миниатюра, «Взятие Суздаля монголами». Лицевой свод, 16-й век, Голицынский том, Ленинград, ГПБ.

Как видим, теперь князь Ярослав показан безусым и безбородым, конь под ним - не белый, а вместо короны - щит и кольчуга. Здесь он не победитель, а участник сражения. Текст под миниатюрой гласит: «И шедъше, взяша градъ Свуздаль. И церьковь е тоую бицоу разграбиша. А прочее все огнемъ пожьгоша ». И действительно, из церкви вырывается огонь, а воины в него бросают то ли книги, то ли иконы. И здесь это вполне похоже на расправу с бунтовщиками.


Рис. 5. Моё чтение надписей на миниатюре

Теперь попробуем прочитать надписи. На башлыке мы читаем слова: СЕ БАТЯ ЯРОСЛАВ . А на седле - МИР ЯРА . Последнее утверждение интересно тем, что в начале карательных экспедиций русское войско еще стояло на позициях ведизма, и лишь к XIV веку перешло целиком на позиции христианства.

Итак, Ярослав и был Батей, Бату или Батыем. Это подтверждает китайская гравюра и две русских миниатюры. Любопытно также прочитать и еще одно предложение из Википедии: «В 1243—1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Монгольской империи и Золотой Орды. Ярослав Всеволодович (князь владимирский) был признан старейшим в Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев ». Что тут удивительно, так это признание князя Ярослава Владимирским, тогда как в другом месте говорится, что он суздальский, хотя на предыдущей миниатюре он подписан князем московским. Вероятно, в то время все эти прилагательные являлись синонимами.

Обсуждение

Если бы подтверждение гипотезы на изображениях было единичным, его можно было бы не принимать во внимание. Однако все три изображения говорят об одном: Ярослав Всеволодович и был Батей, или Бату, эмиром Руси, москвичом, суздальцем и владимирцем. Иными словами, предположение НХ , высказанное ими из анализов текстов, подтвердилось и эпиграфически по самым строгим критериям. Замечу, что никакой симпатии к НХ на стадии проверки я не испытывал, и стремился скорее опровергнуть данное предположение, чем подтвердить его.

Одновременно подтвердилась и наше утверждение, высказанное еще при анализе миниатюр из Радзивилловской летописи: средневековые изображения, в отличие от текстов, не редактировались, и потому сохранили ряд важных для нас пояснений. Именно это свойство гравюр, миниатюр, иллюстраций и икон позволяет производить независимую от текстов эпиграфическую экспертизу. В данном случае, нам было важно найти подписи персонажа как Ярослава и Бату НА ОДНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ.

В таком случае трактовка регулярного войска Руси как татаро-монгол, а карательных экспедиций этого войска как «нашествия» является вымыслом, созданным, как пишут НХ, в угоду «скалигеровской хронологии». Однако, как нам уже давно было ясно, речь идёт не о некой «ошибке», совершенной по неведению Скалигером и Петавиусом. Речь идёт на самом деле о следствиях информационной войны, которая примерно в течении тысячелетия велась Западом против Руси, чтобы доказать 1) краткость русской истории, 2)

несамостоятельность и никчёмность Руси на всём ее тысячелетнем историческом отрезке и 3) из рук вон плохое управление Русью в период династии Рюриковичей (междоусобицы, татаро-монгольское иго) и, соответственно, расцвет Руси при Романовых. Именно поэтому искажение русской истории в сторону ее ухудшения и западной истории в строну ее улучшения явилось следствием не случайных ошибок или просчётов, а результатом целенаправленной деятельности политизированных историографов. Потому и так велик процент двойников и представлений одной личности как нескольких исторических деятелей разных народов (в данном случае русского Ярослава и татарского Батыя). Иными словами - расщепление лиц и событий на несвязные фрагменты.

Заключение . В связи со сказанным возникает интересное новое направление исследований: эпиграфическая проверка ряда положений новой хронологии. А сама проверка попутно предоставляет интереснейшие и до того неизвестные сведения. Например, что русский князь одновременно назывался по-арабски эмиром. На распространенность арабского языка в Средневековой Руси неоднократно указывали НХ.

Литература

  1. Носовский Г.В., Фоменко А.Т . Русь. Подлинная история Великой Русско-Ордынской Средневековой империи в Новой Хронологии. - М.: АСТ-Астрель, 2009, 320 с., ил.
  2. Гордеев А.А. История казаков . - М.: Страстной бульвар, 1992



Новости Партнеров

Монгольский хан, внук Чингисхана, предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу в 1236-1242 годах.


Отец Батыя Джучи-хан, сын великого завоевателя Чингисхана, получил по отцовскому разделу земельные владения монголов от Аральского моря на запад и северо-запад. Удельным ханом чингизид Батый стал в 1227 году, когда новый верховный правитель огромной Монгольской державы Угедей (третий сын Чингисхана) передал ему земли отца Джучи, в которые входили Кавказ и Хорезм (владения монголов в Средней Азии). Земли хана Батыя граничили с теми странами на Западе, которые предстояло завоевывать монгольскому войску - так велел его дед, величайший завоеватель в мировой истории.

В свои 19 лет хан Батый был уже вполне сложившимся монгольским правителем, основательно изучившим тактику и стратегию ведения войн его прославленным дедом, усвоившим воинское искусство конного монгольского войска. Сам он был прекрасным наездником, метко стрелял из лука на полном скаку, умело рубился саблей и владел копьем. Но главное - опытный полководец и правитель Джучи научил сына командовать войсками, повелевать людьми и избегать распрей в разрастающемся доме чингизидов.

То, что молодой Батый, получивший вместе с ханским троном окраинные, восточные владения Монгольской державы, продолжит завоевания великого деда, было очевидным. Исторически степные кочевые народы двигались по проторенному за многие столетия пути - с Востока на Запад. Основатель же Монгольского государства за свою долгую жизнь так и не успел покорить всю Вселенную, о чем он так мечтал. Это Чингисхан завещал потомкам - своим детям и внукам. Пока же монголы копили силы.

Наконец, на курултае (съезде) чингизидов, собранном по инициативе второго сына великого хана Октая в 1229 году, было решено привести план «потрясателя Вселенной» в исполнение и завоевать Китай, Корею, Индию и Европу.

Главный удар вновь направлялся на Запад от восхода солнца. Для покорения кипчаков (половцев), русских княжеств и волжских булгар было собрано огромное конное войско, которое должен был возглавить Батый. Его братья Урда, Шейбан и Тангут, его двоюродные братья, среди которых были будущие великие ханы (монгольские императоры) - Куюк, сын Угедея, и Менке, сын Тулуя, вместе со своими войсками также поступали под его командование. В поход уходили не только монгольские войска, но и войска подвластных им кочевых народов.

Батыя сопровождали также выдающиеся полководцы монгольской державы - Субэдэй и Бурундай. Субэдей уже воевал в кипчакских степях и в Волжской Булгарии. Он же был одним из победителей в битве монголов с объединенным войском русских князей и половцев на реке Калка в 1223 году.

В феврале 1236 года огромное монгольское войско, собранное в верховьях Иртыша, выступило в поход. Хан Батый вел под своими знаменами 120-140 тысяч человек, но многие исследователи называют цифру гораздо большую. За год монголы завоевали Среднее Поволжье, Половецкую степь и земли камских булгар. Любое сопротивление жестоко каралось. Города и селения сжигались, их защитники поголовно истреблялись. Десятки тысяч людей становились рабами степных ханов и в семьях рядовых монгольских воинов.

Дав своей многочисленной коннице отдохнуть в привольных степях, хан Батый в 1237 году начал свой первый поход на Русь. Вначале он напал на Рязанское княжество, граничившее с Диким полем. Рязанцы решили встретить врага в приграничье - у воронежских лесов. Высланные туда дружины все полегли в неравной сече. Рязанский князь обратился за помощью к другим удельным князьям-соседям, но те оказались безучастными к судьбе Рязанщины, хотя беда пришла на Русь общая.

Рязанский князь Юрий Игоревич, его дружина и простые рязанцы и не думали сдаваться на милость врага. На издевательское требование привести в его стан жен и дочерей горожан Батый получил ответ «Когда нас не будет, возьмешь все». Обращаясь к своим дружинникам, князь сказал «Лучше нам смертию славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Рязань затворила крепостные ворота и изготовилась к защите. Все горожане, способные держать в руках оружие, поднялись на крепостные стены.

16 декабря 1237 года монголы осадили города-крепости Рязани. Чтобы измотать ее защитников, штурм крепостных стен велся беспрерывно, днем и ночью. Штурмующие отряды сменяли друг друга, отдыхали и вновь устремлялись на приступ русского города. 21 декабря неприятель ворвался через пролом в город. Сдержать этот многотысячный поток монголов рязанцы были уже не в силах. Последние схватки проходили на горящих улицах, и победа воинам хана Батыя досталась дорогой ценой.

Однако уже вскоре завоевателей ждала расплата за уничтожение Рязани и истребление ее жителей. Один из воевод князя Юрия Игоревича - Евпатий Коловрат, бывший в дальней поездке, узнав о вражеском нашествии, собрал воинский отряд в несколько тысяч человек и стал неожиданно нападать на незваных пришельцев. В схватках с воинами рязанского воеводы монголы стали нести большие потери. В одном из боев отряд Евпатия Коловрата был окружен, и остатки его погибли вместе с отважным воеводой под градом камней, которыми стреляли метательные машины (наиболее мощные из этих китайских изобретений метали огромные камни весом до 160 килограммов на несколько сот метров).

Монголо-татары, быстро опустошив рязанскую землю, перебив большую часть ее жителей и взяв многочисленный полон, двинулись против Владимиро-Суздальского княжества. Хан Батый повел свое войско не прямо на стольный град Владимир, а в обход через Коломну и Москву, чтобы миновать глухие Мещерские леса, которых степняки побаивались. Они уже знали, что леса на Руси были лучшим укрытием для русских воинов, и борьба с воеводой Евпатием Коловратом многому научила завоевателей.

Навстречу врагу из Владимира вышло княжеское войско, во много раз уступавшее по численности силам Батыя. В упорном и неравном сражении под Коломной княжеская рать была разбита, и большая часть русских воинов погибла на поле брани. Затем монголо-татары сожгли Москву, тогда небольшую деревянную крепость, взяв ее приступом. Такая же участь постигла и все прочие небольшие русские городки, защищенные деревянными стенами, которые встречались на пути ханского войска.

3 февраля 1238 года Батый подошел к Владимиру и осадил его. Великого князя владимирского Юрия Всеволодовича не было в городе, он собирал дружины на севере своих владений. Встретив решительное сопротивление владимирцев и не надеясь на скорый победный штурм, Батый с частью своего войска двинулся к Суздалю, одному из самых больших городов на Руси, взял его и сжег, истребив всех жителей.

После этого хан Батый возвратился к осажденному Владимиру и начал устанавливать вокруг него стенобитные машины. Чтобы не дать защитникам Владимира вырваться из него, город за одну ночь обнесли крепким тыном. 7 февраля столица Владимиро-Суздальского княжества была взята штурмом с трех сторон (от Золотых ворот, с севера и со стороны реки Клязьмы) и сожжена. Такая же участь постигла все другие города на земле Владимировщины, взятые с боя завоевателями. На месте цветущих городских поселений оставались только пепелища и развалины.

Тем временем великий князь владимирский Юрий Всеволодович успел собрать небольшое войско на берегах реки Сити, куда сходились дороги из Новгорода и с Русского Севера, из Белоозера. Точных сведений о противнике князь не имел. Он ожидал подхода новых отрядов, но монголо-татары нанесли упреждающий удар. Монгольское войско к месту сражения двигалось с разных сторон - от сожженного Владимира, Твери и Ярославля.

4 марта 1238 года на реке Сити рать великого князя владимирского сошлась с полчищами Батыя. Появление вражеской конницы оказалось неожиданным для владимирцев, и они не успели построиться в боевой порядок. Битва закончилась полной победой монголо-татар - слишком неравными оказались силы сторон, хотя русские ратники бились с великим мужеством и стойкостью. Это были последние защитники Владимиро-Суздальской Руси, погибшие вместе с великим князем Юрием Всеволодовичем.

Затем ханские войска двинулись на владения Вольного Новгорода, но до него не дошли. Начиналась весенняя распутица, лед на реках трещал под копытами коней, а болота превращались в непроходимую трясину. Степные кони за утомительный зимний поход растеряли свою прежнюю силу. К тому же богатый торговый город располагал немалыми военными силами, и на легкую победу над новгородцами рассчитывать не приходилось.

Монголы две недели осаждали город Торжок и только после нескольких штурмов смогли его взять. В начале апреля Батыево войско, не дойдя до Новгорода 200 километров, около урочища Игнач Крест, повернуло назад, в южные степи.

Монголо-татары сжигали и грабили все на своем обратном пути в Дикое поле. Ханские тумены шли на юг загоном, как на охотничьей облаве, чтобы никакая добыча не могла выскользнуть из их рук, стремясь захватить как можно больше пленников. Рабы в Монгольской державе обеспечивали ее материальное благополучие.

Ни один русский город не сдался завоевателям без боя. Но раздробленная на многочисленные удельные княжества Русь так и не смогла объединиться против общего врага. Каждый князь бесстрашно и храбро во главе своей дружины защищал собственный удел и погибал в неравных битвах. К совместной защите Руси никто из них тогда не стремился.

На обратном пути хан Батый совершенно неожиданно задержался на 7 недель под стенами небольшого русского городка Козельска. Собравшись на вече, горожане решили защищаться до последнего человека. Только с помощью стенобитных машин, которыми управляли пленные китайские инженеры, ханскому войску удалось ворваться в город, проломив сперва деревянные крепостные стены, а потом взяв штурмом еще и внутренний крепостной вал. Во время штурма хан потерял 4 тысячи своих воинов. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал перебить в нем всех жителей, не пощадив и младенцев. Разрушив город до основания, завоеватели ушли в волжские степи.

Отдохнув и собравшись с силами чингизиды во главе с ханом Батыем в 1239 году совершили новый поход на Русь, теперь уже на ее южные и западные территории. Расчеты степных завоевателей на легкую победу вновь не оправдались. Города русичей приходилось брать штурмом. Сперва пал пограничный Переяславль, а затем большие города, княжеские столицы Чернигов и Киев. Стольный град Киев (оборону его после бегства князей возглавил бесстрашный тысяцкий Дмитрий) был взят с помощью таранов и метательных машин 6 декабря 1240 года, разграблен и затем сожжен. Большую часть его жителей монголы истребили. Но и сами понесли существенные потери в воинах.

После овладения Киевом батыевы полчища продолжили завоевательный поход по Русской земле. Опустошению подверглась Юго-Западная Русь - Волынская и Галицкая земли. Здесь, как и в Северо-Восточной Руси, население спасалось в глухих лесах.

Так с 1237 по 1240 год Русь подверглась небывалому в ее истории разорению, большинство ее городов превратилось в пепелища, а многие десятки тысяч людей были уведены в полон. Русские земли лишились своих защитников. Княжеские дружины бесстрашно бились в сечах и погибали.

В конце 1240 года монголо-татары тремя большими отрядами вторглись в Центральную Европу - в Польшу, Чехию, Венгрию, Далмацию, Валахию, Трансильванию. Сам хан Батый во главе главных сил вышел на венгерскую равнину со стороны Галиции. Весть о движении степного народа привела в ужас Западную Европу. Весной 1241 года монголо-татары в сражении при Лигнице в Нижней Силезии разбили 20-тысячное рыцарское войско Тевтонского ордена, немецких и польских феодалов. Казалось, что и к западу от испепеленной Русской земли ханское войско ждут пусть хоть и трудные, но все же успешные завоевания.

Но вскоре в Моравии под Оломоуцем хан Батый столкнулся с сильным сопротивлением чешского и немецкого тяжеловооруженного рыцарского войска. Здесь один из отрядов под командованием богемского военачальника Ярослава разбил монголо-татарский отряд темника Петы. В самой Чехии завоеватели столкнулись с войсками самого чешского короля в союзе с австрийским и каринтийскими герцогами. Теперь хану Батыю приходилось брать не русские города с деревянными крепостными стенами, а хорошо укрепленные каменные замки и крепости, защитники которых и не думали сражаться в чистом поле с батыевой конницей.

Сильное сопротивление армия чингизида встретила в Венгрии, куда она вошла через Карпатские перевалы. Узнав об опасности, венгерский король начал сосредоточивать свои войска в Пеште. Простояв под стенами города-крепости около двух месяцев и опустошив окрестности, хан Батый не стал штурмовать Пешт и ушел от него, стремясь выманить королевские войска из-за крепостных стен, что ему и удалось.

Крупное сражение монголов с венграми произошло на реке Сайо в марте 1241 года. Венгерский король приказал своим и союзным войскам встать на противоположном берегу реки укрепленным лагерем, окружив его обозными повозками, а мост через Сайо усиленно охранять. Ночью монголы захватили мост и речные броды и, перейдя через них, встали на соседних с королевским лагерем холмах. Рыцари попытались было атаковать их, но были отбиты ханскими лучниками и камнеметными машинами.

Когда из укрепленного лагеря вышел второй рыцарский отряд для атаки, монголы окружили его и уничтожили. Хан Батый приказал оставить свободным проход к Дунаю, в который и устремились отступавшие венгры и их союзники. Монгольские конные лучники повели преследование, внезапными наскоками отрезая «хвостовую» часть королевского войска и уничтожая ее. В течение шести дней оно было почти полностью уничтожено. На плечах бежавших венгров монголо-татары ворвались в их столицу город Пешт.

После взятия венгерской столицы ханские войска под командованием Субэдея и Кадана разорили многие города Венгрии и преследовали ее короля, отступившего в Далмацию. Одновременно большой отряд Кадана прошел Славонию, Хорватию и Сербию, грабя и сжигая все на своем пути.

Монголо-татары дошли до берегов Адриатики и на облегчение всей Европе повернули своих коней обратно на Восток, в степи. Случилось это весной 1242 года. Хан Батый, чьи войска понесли значительные потери в двух походах против Русской земли, не решался оставить в своем тылу завоеванную, но не покоренную страну.

Обратный путь через южно-русские земли уже не сопровождался ожесточенными боями. Русь лежала в развалинах и пепелищах. В 1243 году Батый создал на захваченных землях огромное государство - Золотую Орду, чьи владения простирались от Иртыша до Дуная. Своей столицей завоеватель сделал город Сарай-Бату в низовьях Волги, близ современного города Астрахани.

Русская земля стала на несколько столетий данником Золотой Орды. Теперь русские князья получали ярлыки на владение своими родовыми удельными княжествами в Сарае, от золотоордынского властителя, который хотел видеть покоренную Русь только слабой. Все население было обложено тяжелой ежегодной данью. Любое сопротивление русских князей или народное возмущение сурово каралось.

Посланник Папы Римского к монголам Джиованни дель Плано Карпини, итальянец по происхождению, один из основателей монашеского ордена францисканцев, писал после торжественной и унизительной для европейца аудиенции у властелина Золотой Орды

«...Батый живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как Император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди - сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины - налево».

В Сарае Батый жил в больших шатрах из льняной ткани, раньше принадлежавших венгерскому королю.

Свою власть в Золотой Орде хан Батый поддерживал военной силой, подкупами и вероломством. В 1251 году он участвовал в государственном перевороте в Монгольской империи, во время которого при его поддержке великим ханом стал Мунке. Однако хан Батый и при нем чувствовал себя вполне независимым правителем.

Батый развил военное искусство своих предшественников, прежде всего своего великого деда и отца. Для него были характерны внезапные нападения, стремительность действий большими массами конницы, уклонение от крупных сражений, которые всегда грозили большими потерями воинов и коней, изматывание противника действиями легкой конницы.

Одновременно хан Батый прославился своей жестокостью. Население завоеванных земель подвергалось массовому истреблению, что являлось мерой устрашения противника. С именем хана Батыя в российской истории связано начало золотоордынского ига на Руси.

Отец его Джучи, сын Чингисхана, получил по отцовскому разделу земли на запад и северо-запад от Аральского моря. На западе его владения граничили с Каспийским морем и землями кипчаков (половцев) и волжских болгар. Чингисхан приказал Джучи продолжать завоевания далее на запад, но Джучи уклонился от исполнения этого приказания и вскоре то ли умер, то был убит. Сын Чингисхана, Угедей , избранный новым верховным ханом монголов, передал земли Джучи Батыю. На курултае (сейме) 1229 г. было решено окончательно привести в исполнение план завоеваний, начертанный Чингисханом. Для покорения кипчаков, русских и болгар были двинуты огромные силы под начальством Батыя. Под его команду были даны младшие принцы: его братья, Урда, Шейбан и Тангут, и его двоюродные братья, между которыми находились будущие великие ханы (монгольские императоры), Гуюк, сын Угедея, и Мэнгу , сын Тулуя. Батый, участвовавший в походах отца своего Джучи, получил еще в свое распоряжение опытных боевых генералов, Субудая и Бурулдая. Субудай еще раньше действовал в земле кипчаков и болгар (см. статью Битва на реке Калке) и собрал о них точные сведения.

Батый составил план дальнейшего движения в Западную Европу. Одна монгольская армия двинулась в Польшу и Силезию; другая прошла в Моравию, сам Батый с Бурулдаем двинулся прямо из Руси горными проходами, а армия принца Кадана с Субудаем прошла Валахию и Трансильванию. Все эти силы соединились в центре Венгрии. При р. Шайо (Солонай) произошла решительная битва , и венгры потерпели в ней поражение. Их страна подверглась страшному опустошению. Монголы проникли даже в Далмацию и разорили Катаро и другие города. Лишь смерть великого хана Угедея отозвала Батыя с запада.

В состав владений Батыя вошли все южные степи до Кавказских гор, земли Русская и Болгарская. В низовьях Волги он основал свою резиденцию, около которой быстро образовался крупный город Сарай . Батый заботился о единстве государства монголов. Когда после смерти Угедея власть великого хана захватил Гуюк, Батый с огромными силами двинулся на восток, чтобы восстановить нарушенный порядок. Гуюк умер до столкновения. Батый пригласил всех монгольских принцев собраться на курултай, на котором под его влиянием в императоры был избран Мэнгу, сын Тулуя, самый способный из семьи Чингизидов. Сам Батый отказался от принятия императорского сана, предложенного ему сначала всеми присутствующими. Во все время своего правления он оказывал Мэнгу полное подчинение. Он посылал к великому хану в Монголию приезжавших иностранных послов, заставлял ездить к нему на поклон русских князей.

В своих владениях хан Батый требовал полного исполнения законов Чингисхана (Ясы ). «Всяк, кто нарушит Ясу, лишится головы», – говорил он. Он строго соблюдал монгольские обычаи, что особенно обнаруживалось при приемах и аудиенциях. Нарушителям или противящимся грозила смерть, как это произошло с черниговским князем Михаилом , который отказался исполнить некоторые обряды при церемонии представления хану. От подчиненных Батый требовал беспрекословного повиновения.

Великие завоеватели - Хан Бату. Видеофильм

Плано Карпини , папский посол, бывший у Батыя, так характеризует его: «сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его; в сражениях он весьма жесток, а на войне очень хитёр и лукав». Батый получил прозвище саин-хан, т.е., добрый хан: говорили, что он очень щедр и все приносимые ему дары раздает, не оставляя себе ничего. И упомянутый Плано Карпини и посол французского короля, Рубрук , свидетельствуют о ласковом приеме их у Батыя. Наши летописи приводят целый ряд фактов такого же отношения Батыя к русским князьям. Вместе с тем он смотрел на последних, как на своих подданных и иногда проявлял по отношению к ним грубый произвол, соединенный с глумлением. Однако в Батые виден и осторожный политик. Он ласкает покорных князей, отличает выдающихся из них, как Ярослав Всеволодович Суздальский (Переяславский) и Даниил Романович Галицкий . На границе с Русью он помещает своего генерала Куремсу (Корензу), человека сравнительно мягкого. Батый, видимо, получает быстрые и точные сведения отовсюду, чем и объясняется оценка личностей князей. Несомненно, за последними хорошо следили. Батый узнает о неверности князя Андрея Ярославича и Андрея Воргальского и немедленно расправляется с ними: воевода Неврюй был послан на первого; вся семья его была избита; Андрей Воргальский был казнен. Следит Батый и за своими принцами. Так он приказывает Берке перекочевать в другие места, так как появилось подозрение, что тот чересчур дружелюбно относится к магометанам. При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Только после его смерти, в 1257 г., Александр Невский приехал из Орды с ханскими чиновниками для переписи населения.

Хан Батый умер в 1256 г., 48 лет от роду. На его место в Золотой орде великий хан Мэнгу поставил сына его Сартака.