Правое полушарие мозга человека в основном контролирует. За что отвечает правое полушарие мозга. За что отвечает левое полушарие мозга За что отвечает правая половина мозга

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель , а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает а логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Левое полушарие обеспечивает восприятие действительности последовательно, поэтапно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком. Оно отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении, что дает возможность запоминать отдельные факты, имена, даты и их написание. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Организация речи

Левое полушарие мозга обеспечивает общие способности к речи, анализу, детализированию и абстракции. Оно отвечает за грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Это полушарие воспринимает только буквальный смысл слов, поэтому воспроизводит точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

Цвет

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке названий, созданных на основе сравнения с предметами. Это такие названия цветов, как терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Как работает левое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что левое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется правое у правшей, и наоборот. Это так, но лишь отчасти. Например, локализация общих речевых функций в левом полушарии свойственна 95% правшей, а функционирование их в правом у левшей наблюдается только в 30% случаях.

Скорее, особенность функционирования полушарий мозга левшей отражает специфику их взаимодействия. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

Еще недавно считалось, что человек с развитым левым полушарием намного приспособленнее к реальной жизни . И вроде бы понятно почему. Ему легче учится. Он целеустремлен, может четко выразить свои желания и описать эмоции, а также способен быстро обучаться.

Происходило это потому, то основная масса работы, которая давалась людям была основана на постоянном повторении одних и тех же и жесткой сосредоточенности.

Сегодня же мир немного изменился, и люди-мечтатели (а именно так называют тех, у кого развито правое полушарие) получают шанс жить так, как им хочется. Появляется намного больше творческих профессий. И их задумчивость, романтизм и мечтательность воспринимаются, как способность мыслить творчески.

Синхронная работа полушарий

Несмотря на то, что у каждого человека больше развито либо правое, либо левое полушарие, на деле же они работают вместе. Не может быть такого, что за всю деятельность человека отвечает только одна половина мозга.

Каждое полушарие отвечает за те или иные функции. Так, например, если бы вообще у человека не было правого полушария, отвечающего за эмоции, то человек был бы похож на робота без эмоций и чувств, который выстраивает жизнь так, как выгодно ему. И наоборот, если бы левого полушария не было, то человек превратился бы чисто в асоциальное существо, которое никак не может позаботиться о себе.

Благодаря обоим полушариями жизнь становится полноценной. Так, восприятие мира при помощи левого полушария упрощается, а вот правое делает его родным, то есть показывает его таким, какой он есть, со всеми изъянами и достоинствами.

Так же нужно отметить, что в зависимости от того, какое полушарие больше развито у, будет зависеть его способность писать, а именно будет человек правшой или левшой.

Так уж сложилось в обществе, что практики все знают особенности правшей и левшей, и поэтому даже по характеру и способностям легко могут сказать, какой рукой он пишет.

Большинство творческих деятелей (актеров, писателей и т.д.) пишут левой рукой, что лишний раз подтверждает теорию о полушариях.

Функции левого полушария головного очень важны, так как они помогают человеку анализировать информацию, воспринимать мир. К тому же, без таких способностей было бы сложно выжить в нынешнем мире.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону . Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.


Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета , которыми написаны слова.


Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

Головной мозг – это важнейший орган , управляющий человеческим организмом . Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости , сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между проходит продольная щель, в глубине которой располагается. Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое: формы, возможности.

Зачем человеку: связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы , они работают вместе с подкорковыми структурами . Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов . При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов , фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны , а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см.). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём , а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам , умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое: роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о: от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.


Головной мозг человека является самым труднодоступным и тяжелым для изучения. Даже в эпоху введения новых современных методов исследования, мозг так и не был до конца изучен. Мозг делится на 2 половинки полушария, каждое из которых отвечает за свою группу функций.

Существует множество подтвержденных фактов о головном мозге, вот некоторые из них:

  • Число нейронов (нервных клеток) достигает 85 миллиардов
  • Масса мозга взрослого человека в среднем составляет около 1,4 кг, то есть около 2 - 3% от общей массы человека
  • Размерное мозга никак не влияет на умственные способности , что было доказано в недавних исследованиях

В данной статье мы подробно рассмотрим структуру и функции каждого из полушарий и проведем тест, который установит, какое из полушарий является доминирующим.

Функции левого полушария в следующих направлениях:

  • Способность к восприятию вербальной (устной) речи
  • Способность к изучению языков. Можно встретить достаточно много людей, которые знают 3, 4 и более языков, при этом, чтобы их выучить у них это не составило особого труда. Причина запоминания новых языков кроется в высокой развитости левого полушария
  • Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д. Как правило, с хорошей памятью и следственно развитым полушарием люди становятся аналитиками, учителями и т. д. Некоторые люди, так сказать с высокими способностями, способны указать на точную страницу, где располагается определенный текст
  • Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона , тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи
  • Выполняет последовательную (логическую) обработку информации
  • Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку
  • Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника
  • Контролирует правой стороны тела

Левое полушарие характеризуется более взрывным характером человека и управлением поиска и приобретения новой информации


Функции правого полушария

Ещё исторически сложилось, в течение продолжительного периода, что эта часть мозга выступала в качестве отверженного. Многие ученые утверждали, что это полушарие не представляет никакой пользы для человека и является «мертвой» и ненужной частью нашего мозга. Доходило до того, что некоторые хирурги просто удаляли полушарие, ссылались на его бесполезность.

Постепенно значимость правой части повышалась и на данный момент она занимает такие же прочные позиции, как левый отдел. Функции, которые она выполняет, выражается в следующем:

  • Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами
  • Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности
  • Эмоциональность. Хотя эта функция не относится напрямую к полушариям, все же развитие правой части оказывает несколько существенное влияние, чем левое
  • Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой легко поймет, о чем идет речь
  • Творческая предрасположенность. Именно личности с преимущественным развитием этой части, в большинстве случаев становятся музыкантами, писателями и т. д.
  • Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым
  • Контролирует двигательные способности левой стороны тела


Исследования функции полушарий головного ее правой стороны показывает, что оно также отвечает за снижение негативной реакции на стрессовые ситуации , эмоции и старается избегать чего-нибудь неизведанного.

Тест на определение доминирующего полушария

Данный тест позволит выявить более сильную развитость правой или левой части мозга, после несколько последовательных упражнений. Попробуйте выполнить следующее:

  1. Упражнение № 1

Необходимо свести ладони перед собой и скрестить пальцы. Посмотрите на свои большие пальцы и запишите на листочке, какой из пальцев оказался выше.

  1. Упражнение № 2

Возьмите листочек и по центру просверлите маленькое отверстие, но оно должно быть достаточным, чтобы при взгляде через это отверстие вы видели все окружение. Для начала взгляните обоими глазами через него. Далее по очередности посмотрите каждым глазом, при этом когда один глаз смотрим, другой должен быт прикрыт.

Следует быть внимательным при просмотре через отверстие, так как при осмотре какой-либо вещи, она будет несколько смещаться. Запишите на листочке, при каком глазе у вас произошло смещение.

  1. Упражнение № 3

Скрестите руки в области груди и запишите на листочек, оказалась выше.

  1. Упражнение № 4

Пару раз хлопните в ладоши и запишите на листочек какая из рук оказалась доминирующей, то есть, какая ладонь накрывает другую.

Теперь самое время свериться с результатами. За каждое упражнение вы должны были выбрать доминирующую руку П – правая рука, Л – левая рука. Затем сравните с нижеописанными результатами:

  • ПППП – это говорит о том, что у вас скорее отсутствует желание чего-либо менять, то есть присутствуют определенные стереотипы, которым вы и следуете
  • ПППЛ – отсутствие решительности, в каких - либо вопроса и действиях
  • ППЛП – высокая коммуникабельность и артистичность
  • ППЛЛ – решительный характер, но при этом присутствует мягкость по отношению к другим
  • ПЛПП – предрасположенность к аналитике, высокая осторожность при принятии каких-либо решений
  • ПЛПЛ – присутствует подверженность чужому мнению, вы легко поддаетесь манипулированию
  • ЛППП – очень высокая эмоциональность


Заключение

Даже несмотря на то, что в большинстве случаев у людей более развито правое полушарие, чем левое, на самом же деле их работа всегда взаимосвязана. В реальности не может быть, чтобы у человека функционировала только одна часть мозга, а вторая не выполняла никаких функций.

Каждая часть отвечает за свои определенные аспекты деятельности. Даже если посмотреть, что было бы, если отсутствовало правое полушарие, которое отвечает за нашу эмоциональность. В этом случае, человека можно было сравнивать с компьютером, который выполняет определенный ряд логических функций, но при этом не испытывает эмоциональности.

Отсутствие левого, соответственно привело бы к полной потере социализации. Именно благодаря тому, что функции полушарий головного мозга человека работают взаимосвязано, наша жизнь представляется полноценной картиной с логическими, эмоциональными и другими не менее важными составляющими.

Мозг человека - сложная система связанных между собой отделов, которые выполняют различные функции - управляют внутренними органами и вместе с тем отвечают за взаимодействие с окружающим миром. Внутри нас целый мир, так как человек способен не только воспринимать приходящую извне информацию, но и создавать собственные образы, мечтать, общаться с другими людьми. Это возможно благодаря слаженной работе двух полушарий - правого и левого.

Историческая справка

До того, как было выявлено, что каждое полушарие отвечает за отдельные функции, считалось, что левое полушарие «важнее» правого. Такое мнение основывалось на наблюдениях за больными, у которых был поврежден центр речи (центр Брока) в левой полусфере мозга. Так как правое полушарие мозга не брало на себя компенсаторную функцию и речь не восстанавливалась, был сделан вывод о том, что правая часть мозга неразвита.

Истинное положение вещей открыл Роджер Сперри при обследовании больных эпилепсией. В ходе этих исследований ученые оценивали познавательные функции разных отделов головного мозга независимо друг от друга. На тестировании больным закрывали один глаз, к другому подносили всем знакомый предмет, например, яблоко. Информация от того глаза, который видел фрукт, передавалась в противоположное полушарие (волокна зрительного нерва перекрещиваются в мозге). При этом, если импульс передавался в левое полушарие, то человек мог назвать предмет, если в правое - затруднялся сказать, что он видел, но мог легко выбрать из карточек с изображениями яблоко.

Из этого был сделан вывод, что левое и правое полушарие отвечают за разные функции. В 1981 г. Роджер Сперри вместе с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом был награжден Нобелевской премией за «открытия, связанные с функциональной специализацией полушарий мозга».

За что отвечает правое полушарие мозга

После выяснения, что каждая половина мозга отвечает за разные функции, проводился ряд исследований для уточнения этого открытия. Были получены данные, что правая часть мозга доминирует при обработке невербальной информации и мышления:

  • символы и образы;
  • восприятие месторасположения и пространственная ориентация в целом;
  • метафоры и «чтение между строк»: юмор, пословицы и другое непрямое понимание текста;
  • творческие способности: способность как наслаждаться произведениями искусства, так и творить собственные сочинения;
  • мечты;
  • интуиция;
  • способность к адаптации;
  • взаимосвязь между различными событиями, критичность;
  • обрабатывает информацию параллельно, а не последовательно, рассматривая таким образом проблему в целом.

Из этого следует, что хоть левое полушарие головного мозга и отвечает за логику, речь, планирование событий и способность к точным наукам, их целостное восприятие будет невозможным без правой половины мозга.

Как развить правое полушарие мозга

Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество - сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу:

Знаете ли вы

  • более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии, но у части населения она может быть и в правой половине мозга;
  • простой тест на определение доминантного полушария головного мозга - сожмите руки перед собой и переплетите пальцы; сверху окажется большой палец одной из рук - эта сторона и доминирует.

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель , а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Правое полушарие воспринимает информацию в целом, обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно работает сразу по многим каналам и способно восстанавливать целое по его частям, в частности, отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию.

Организация речи

Правое полушарие мозга формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциации. Оно опирается на метафорическое отображение предметного мира.

Распознавание цветов

Правое полушарие мозга человека обеспечивает восприятие и словесное кодирование основных, простых цветов, таких как синий, красный и др. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом.

Как работает правое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что правое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется левое у правшей, и наоборот. Отчасти это так, но есть и свои особенности. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

В настоящее время уже известно, что левое и правое полушария мозга выполняют разные функции. Познавательные процессы, которые они осуществляют, различаются. Научные исследования в этой области проводились неоднократно, и теперь тезис об отличиях функционирования полушарий мозга не вызывает сомнений. В частности, это подтверждают исследования таких специалистов в области нейропсихологии как Р. Сперри, Д. Хьюбел и Т. Визел.

Доказано, что интенсивность использования обоих полушарий одинакова . Так что мнение, что у каждого человека преобладает одно из полушарий — распространённый миф. Но сам принцип обработки информации в них различен. И это является ещё одним доказательством потрясающей многозадачности человеческого организма. Если человеческий мозг не может решить возникшую проблему привычным методом, то он способен применить множество других. Например недостаток вербальной информации он восполнит невербальной, а сложную проблему рассмотрит как совокупность разнообразных процессов.

Специфика работы правого полушария

Суть различий в работе двух полушарий мозга можно кратко выразить в такой фразе: «Левое полушарие не видит за деревьями леса, а правое видит лес, но не различает отдельных деревьев». Соответственно правая часть мозга в своей работе способно осознать какое-либо явление как целостное, без концентрации на деталях. Оно рассматривается как некая общая картина.Такой эффект достигается за счёт одновременного и очень быстрого анализа множества элементов. Таким образом мы подходим к одной из особенностей работы правого полушария мозга — параллельное рассмотрение нескольких задач.

Многозадачность и видение картины «в целом»

Анализирование информации левым полушарием мозга происходит по линейному принципу — сначала обнаружение проблемы, потом анализ проблемы, а затем переход к следующей. А вот правая часть этого органа функционирует по-другому. На данном этапе развития науки можно утверждать, что она анализирует одновременно несколько задач и выявляет связи между ними. Грубо говоря, мозг способен обнаружить сразу несколько проблем (вопросов, задач, объектов анализа), рассматривать их одновременно, на каком-то этапе уделить внимание одной или нескольким из них, а потом, при необходимости вернуться к оставшимся.

Такая специфика работы правого полушария и обуславливает системное видение проблемы. Именно как совокупность множества взаимосвязанных элементов, без отрыва от других проблем и факторов, влияющих на неё. Т. е. левое полушарие «видит» сначала отдельные элементы системы, и потом уже, анализируя их, всю картину. А правое способно улавливать более тонкие, «неочевидные» связи. Из этого проистекает следующая особенность — способность к обработке невербальной информации.

Распознавание и анализ невербальной информации

Это также функция правого полушария. Под этим термином понимают все те сведения, которые передаются не в словесной форме, а в виде символов, знаков, жестов, звуков, цветов и прочее. Например, бледность и нездоровый вид человека — это невербальная информация, которую можно получить с помощью органов зрения, анализируя внешний вид человека. А вот слова о плохом самочувствии — это уже вербальная.

Различают такие виды невербальной информации как:

  • Эмоциональная.
  • Эстетическая.
  • Индивидуально-личностная.
  • Биофизическая.
  • Пространственная.
  • Психологическая.

Правое полушарие головного мозга способно анализировать многочисленные неявные признаки, которые составляют основу невербальной информации. А потом эти признаки складываются в единую картину, или на основании их делаются выводы.

Ориентация в пространстве

Под пространственной ориентацией понимают процесс определения своего положения относительно посторонних предметов и расстояния до них в соответствии с любой системой отсчёта. Именно от этой способности зависит, например ориентация на местности, составление маршрута или успешное складывание пазла.

Распознавание эмоций

Распознавание эмоций и, так называемый, эмоциональный интеллект , также находится в ведении правого полушария головного мозга. Способность к пониманию желаний, мотивов и намерений других людей базируется на возможности улавливать и анализировать множество невербальных посланий.

Понимание метафор

Такая способность человека также обусловлена спецификой работы правого полушария. Для понимания метафор необходимо образное восприятие слов, понимание скрытого и явного смыслов, многозначности одного и того же слова или выражения в разных ситуациях. Ведь даже простое слово «идти» может означать совершенно разный процесс во фразах: «идёт человек» и «идёт дождь». Сюда же относится и распознавание смысла пословиц и поговорок, любых неоднозначных выражений.

Фантазии и воображение

Создание мысленных образов — работа правого полушария. Этим обусловлена способность к творчеству, придумыванию и фантазированию, мистическому мышлению, мистицизму и религиозности.

Вообще, изучение деятельности мозга вообще, и его полушарий в частности, это та отрасль, где большинство открытий ещё только предстоит сделать. То, что известно сейчас — лишь малая часть массива информации.