Процесс организации концертной деятельности. Современные проблемы деятельности концертных организаций. Учет сценическо-постановочных средств в концертных организациях

Методика и организация исследования

включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы:

Теоретические методы;

Контент-анализ документации и материалов периодических изданий;

Анализ материалов социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, научно-методических материалов по изучаемой проблеме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о технологических особенностях концертных программ для разновозрастных категорий населения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в разработке и организации концертных форм, в практических рекомендациях по совершенствованию технологии концертных программ в процессе организации практической деятельности учреждений культуры.

Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Специфика концерта как формы культурной деятельности

Разработка и реализация концертных программ является специфическим видом социально-культурной деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом проведения досуга посетителями учреждения культуры. Для концертной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Концертные программы способны удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в процессе проведения концертных программ в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых – значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация концертных программ по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должны занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключаться с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, с познания – на развлечения, с пассивного отдыха – на активный, и наоборот.



Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

Основными чертами концертной деятельности являются:

Жанровое многообразие исполняемых номеров;

Количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

Тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

Время и аудитория концерта.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии»: «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

виды концертного творчества:

Филармоническое;

Литературное;

Эстрадное;

жанры концертного творчества:

Филармонический (серьезный академический концерт);

Эстрадный (все остальное).

разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

Сольный концерт (один исполнитель)

Сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

Театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

Детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

Концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим концертам относятся:

Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

«Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт - важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.

Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

«Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

«Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

«Театрализация» - это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

«Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

«Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

«Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

«Ревю (фр. revue)» - панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю - яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.

Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения - с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.

Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

Виды концертной деятельности.

1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

Постановочно-организационная работа.

Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

Партитура концерта.

Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

Как выглядит партитура концерта?

Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.

Верховых Екатерина Андреевна,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» . В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» .

В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» .

Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» .
В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» .

Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» .
Индустрия досуга - это « процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» .
Концерт - « один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» . Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие - концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
5. После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов .
На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
- активное участие, вовлеченность, активность;
- переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
- позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» .
Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

  • За 2-3 недели до начала концерта.

Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

  • Перед концертом.

Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
3. Во время концерта.
Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
4. После концерта.
После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
5. Автограф - сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем, то такая встреча, несомненно, станет событием.
Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
В качестве показателей эффективности события могут выступать:
1) мнение участников события;
2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
аудитории);
3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события .
В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.

Список литературы:

  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
  • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
  • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
  • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
  • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
  • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
  • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
  • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с

Ваша оценка: Пусто

Анатолий Коваленко

Концертная организация

Согласно ФЗ 94 ст.55 пп.14.1 осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей;

У меня вопрос- мы Государственное бюджетное учреждение культуры- "центр культурных программ". МЫ проводим и огранизуем различные программы, фестивали, мероприятия в сфере культуры, согласно утвержденной программы и сметы. По видам деятельности которые мы отразили в в Уставе- это и органицация и проведение концертов, культурных и массовых зрелищ. Являемся ли мы организацией осуществляющей концертную деятельность - для заключения договоров по п.14.1.-? Если нет, то что нам необходимо изменить для отнесения нас к организациям указанным в п.14.1.-?

Ответил пользователь,

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности содержится соответствующий код:

«92.31.21 выступлений.
Эта группировка включает:
- деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и групп музыкантов».

В пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ говорится об учреждениях, осуществляющих концертную деятельность. Это, по моему мнению, также подразумевает творческие коллективы.

У бюджетного учреждения не должно возникнуть проблем с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, если, во-первых, в Уставе учреждения соответствующая деятельность записана в качестве основного вида деятельности, во-вторых, если при государственной регистрации данного учреждения такая деятельность была отражена соответствующим кодом ОКВЭД, и, в-третьих, если в штате учреждения есть коллективы (исполнители), осуществляющие концертную деятельность.

Кроме того, в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, учреждениям, осуществляющим концертную деятельность, можно закупать одноименную продукцию в течение квартала на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Т.о., если учреждение занимается только организационными вопросами проведения творческих мероприятий, то у проверяющих органов могут возникнуть вопросы в связи с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ.

Алексей Викторович АЛТЫНЦЕВ, заместитель директора Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. э. н.

Ответил пользователь,

Вид деятельности организации должен быть прописан в уставе организации, а также отражен кодом ОКВЭД.

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором, каждому отдельному виду деятельности присвоен личный цифровой код, необходимый для статистического и иного учета.

В том случае, если Ваша организация имеет соответствующие коды ОКВЭД, то вы вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии со ст.55 пп.14.1 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анна Ивановна ВОРОБЬЕВА, старший аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений

Ответил пользователь,

В ст.149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ)

Законодатель не дает четкого понятия «организация осуществляющая концертную деятельность»

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

— классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

Определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

Разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

Осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

Подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

Кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

Обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

ОКВЭД содержит код

92.31.21 Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Эта группировка включает:

Деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и

групп музыкантов

Таким образом в Устав необходимо внести изменения согласно вышеуказанному коду ОКВЭД и указать что основной деятельностью организации является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений. Следовательно для применения нормы Статьи 55. (Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), пп. 14.1) (осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;)

Норма часть 2 статьи 55 определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом ваша организация может относится к организации осуществляющую концертную деятельность в случае указания в Уставе организации что основным видом деятельности является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.

Размещая заказы у единственного поставщика, в квартал можно разместить заказы на одноименные товары в сумме 500 тысяч рублей с одним поставщиком по одной сделке согласно 94-ФЗ п.14, п.14.1 ч.2 ст.55.

Сфера концертного менеджмента включает в себя множество самых разнообразных форм. Концертный менеджмент может осуществляться как в организациях, так и в обслуживании отдельного исполнителя.

Есть концертные организации в строгом смысле слова: это филармонии, объединения, концертные компании, концертные центры, дирекции, концертные залы и самостоятельные художественные коллективы. Подготовка и организация концертов является их основной деятельностью. Они могут принадлежать как государственной, так и частной сфере, быть некоммерческими учреждениями и коммерческими предприятиями.

Музыкальные и драматические театры хотя и не являются в строгом смысле слова концертными организациями, чаще всего включают организацию и проведение концертов в свою основную уставную деятельность.

Концертами занимаются и другие организации, для которых это не является их основной деятельностью. К ним относятся:

культурно-досуговые учреждения: дворцы культуры, клубы, парки, музеи, библиотеки;

культурно-спортивные комплексы: дворцы спорта и стадионы;

фирмы, банки, производственные объединения: концерты становятся частью корпоративных мероприятий, устраиваемых для своих сотрудников;

общественные организации: музыкальные общества, союз концертных исполнителей, союз деятелей эстрадного искусства и др.

Концертные организации в строгом смысле слова можно разделить на три группы в зависимости от их специализации. Первая группа реализует собственные творческие силы, вторая предоставляет собственные концертные площадки, третья занимается посреднической деятельностью. Возможно сочетание этих специализаций в различных вариантах.

К первой группе, предоставляющей только собственные творческие силы, относятся, как правило, самостоятельные творческие коллективы (например, Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. А. Моисеева и др.).

Ко второй группе, предоставляющей только собственные площадки, относятся самостоятельные концертные залы (например, Государственный центральный концертный зал "Россия" в Москве, Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.).

К третьей группе, занимающейся исключительно посреднической деятельностью, относятся организации, не имеющие ни собственных площадок, ни собственных творческих коллективов (например, Российская государственная концертная компания "Содружество", основанная на базе советского "Союзконцерта").

Филармонии являются организациями, сочетающими, как правило, все три функции: они имеют собственные творческие коллективы, собственные залы и организуют на своих площадках концерты приглашенных исполнителей. В силу своей многофункциональности концертный менеджмент филармонии имеет многоуровневую и разветвленную структуру (рис. 23.1).

Специфическая черта концертного менеджмента заключается в том, что он может осуществляться и в отношении одного, отдельно взятого артиста. Музыкант-исполнитель отличается от артиста драматического театра гораздо большей автономностью. Он может ни от кого не зависеть ни в выборе репертуара, ни в его интерпретации, ни в выборе сценической площадки. Его неповторимая индивидуальность самоценна. Недаром замечено, что для публики важен не репертуар, а имя исполнителя. Но так как творческой личности непременно нужен помощник, который взял бы на себя организацию его выступлений и заботился бы о его материальном благополучии, рядом с артистом всегда существовали импресарио, антрепренер. В последнее время появилась еще одна фигура - продюсер.

Эти три фигуры олицетворяют собой различные формы концертного менеджмента. Известно, что термин "менеджер" имеет два значения: наемный управляющий и предприниматель. Если директор филармонии (т.е. учреждения культуры) является прежде всего наемным управляющим, то продюсер, антрепренер, импресарио - лица, соответствующие более всего второму значению - предприниматель. А. С. Лурье, доцент ГИТИСа, специалист по концертному делу, дает точное определение термина "продюсер":

"Привычный для нас перевод английского слова producer - режиссер - пришел из кино. Однако в данном случае более близким по смыслу представляется его буквальное значение - производитель, человек, который производит. Именно он складывает дело, формирует всю технологическую цепочку, под него дают инвестиции, он принимает основной риск, своим именем и авторитетом продвигая проекты. Продюсер - творец, который обеспечивает необходимое качество продукта, являющегося результатом творчества других" . Александр Станиславович обращает внимание па разницу между продюсером и другими известными истории концертного дела предпринимателями - антрепренером и импресарио: "Продюсер в основном работает с проектами, такими как поиск новых талантов, создание новых коллективов, новых “звездных” имен, подготовка оригинальных

Рис. 23.1.

программ, проведение фестивалей и т.д. Антрепренер (от фр. entrepreneur - предприниматель) - это владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия. В отличие от продюсера антрепренер в основном занимается эксплуатацией этого предприятия - антрепризой. Тем не менее антрепренер, работающий с проектами, может быть продюсером, так же как и продюсер - антрепренером. Импресарио (от итал. impresario , от imprendere - предпринимать, затевать) - это профессиональный устроитель концертов, представлений. Организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий о его имени, заключающий для него контракты. Его специализация - посредническая деятельность, хотя он также может выступать в роли и продюсера, и антрепренера".

Важно запомнить!

Организатор концертного дела может иметь или не иметь музыкального образования, но трудно представить на этом посту человека, который ничего не понимает в музыке, не любит ее. Современный концертный менеджер, особенно если он - руководитель концертной организации, должен быть широко образованным человеком, обладать художественной интуицией и предпринимательским талантом.

Управление концертным делом означает организацию творческо-производственного процесса. При всей сложности этого процесса можно выделить сто основные задачи :

создание условий для предконцертного периода (для репетиций отдельных номеров, сводных репетиций и генеральной репетиции);

обеспечение качества инструментов;

обеспечение акустики, освещения и обстановки концертного зала;

построение программы концерта;

обеспечение посещаемости концертов.

  • Лурье А. С . Управление концертным делом // Управляемость культуры и управление культурными процессами / сост. Г. М. Галуцкий. М., 1998. С. 445.