Проведение текущей итоговой оценки сестринской деятельности. Определение эффективности сестринского вмешательства. Целей и планирование сестринских вмешательств

На пятом этапе сестринского процесса оценивают достижение поставленной цели,

результат предварительной деятельности (определение критериев и кратности оценки

результата), а также деятельности сестринского ухода. Оценка эффективности сестринского ухода складывается:

Из определения состояния пациента на текущий момент;

Оценки достижения целей;

Определения аспектов, влияющих на достижение целей;

изменения в случае необходимости сестринского диагноза, цели и/или плана

сестринского ухода.

Оценивать сестринскую помощь на этом уровне должны обе стороны: и медицинская

сестра, и пациент.

I этап сестринского процесса - сбор информации.

(СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ)

Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи. Суть

сестринского дела состоит в уходе за больным человеком и в том, каким образом сестра

осуществляет этот уход. Независимо от формы план сестринского ухода должен

предусматривать непрерывность сестринского процесса. Помимо плана сестринская

документация содержит биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

Делая записи, следует излагать информацию кратко, четко и недвусмысленно, используя

только общепринятые сокращения.

При первом же контакте с пациентом сестра начинает собирать информацию. В

кратчайшие сроки после поступления человека в систему медико-санитарной помощи

проводится начальная оценка ситуации и ее документирование. В идеале эта начальная

оценка включает в себя подробную историю болезни. Где это возможно, пациента просят

выразить свое собственное суждение и рассказать об имеющихся потребностях. Затем

полученная информация анализируется и кладется в основу определения потребностей

человека в уходе. Сбор информации очень важен. Неправильная информация влечет за собой ошибочные действия. Недостаточная информация сопровождается неадекватными

действиями.

Стратегия общения с пациентом

Субъективное обследование:

 Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.

 Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

 Называйте пациента по имени и отчеству, и на «Вы». Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

 Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.

 Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

 Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

 Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов.

Чтобы составить заключение о проблемах пациента и заполнить сестринскую историю

болезни с картой сестринского процесса, по которой Вы будете работать. Спросите: «Что

привело Вас в наше лечебное заведение?». Внимательно выслушайте его мнение о своем

состоянии, как он его оценивает. Считает ли себя тяжело больным, легкобольным, насколько сосредоточен на своих проблемах, какого ожидает результата от пребывания в данном лечебном заведении (надеется, выздороветь, не ждет улучшения состояния и решения своих проблем, думает, что его состояние будет без изменений).

Затем спросите: «Что Вас беспокоит?»

Жалобы пациента определяются в настоящий момент, ему предоставляется возможность

самостоятельно изложить свои ощущения. Затем студент задает вопросы, позволяющие

систематизировать и детализировать жалобы. Если у пациента есть боли, Вы должны

выяснить:

 Локализацию;

 Иррадиацию;

 Время появления;

 Характер (ноющая, колющая, давящая);

 Длительность (постоянная, приступообразная);59

 Причины вызывающие или усиливающие боль (движение, прием пищи);

 Сопутствующие явления (слабость, тошнота).

Особое внимание следует обратить на раздел «История болезни». Необходимо уточнить с

какого времени он считает себя больным (первые признаки заболевания). Следует обратить внимание на состояние больного непосредственно перед заболеванием, имелись ли психические травмы, переутомление, переохлаждение, погрешности в еде.

Начало заболевания: когда и как появились первые проявления, их характер.

При хроническом течении заболевания необходимо выяснить, как оно протекало в течении этого времени, чем проявлялось, были ли обострения, их периодичность, продолжительность ремиссий.

Проводимые исследования (перечислить какие).

Лечение и его эффективность (группы лекарственных средств, эффект от применения).

Ответы на вопросы раздела История болезни» должны быть записаны в сестринской

истории болезни коротко, ясно, по существу.

Вопросы о сексуальной жизни, гинекологическом анамнезе следует задавать в тактичной форме, не привлекая внимания окружения больного.

При выяснении аллергоанамнеза следует отметить, какие конкретно лекарственные средства, пищевые продукты, бытовые вещества не переносит больной.

При выявлении духовного статуса не следует выражать свое мнение по поводу

моральных ценностей больного.

В социальном статусе больного внимание уделяют здоровью его близких родственников

(родителей, братьев, сестер), акцентируя внимание на патологии, имеющей значение для

заболевания, данного пациента.

Объективное обследование.

Измерьте артериальное давление, температуру тела, исследуйте пульс, частоту дыхательных движений, определите состояние кожных покровов. Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и

инструментальных исследований.

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

 состояние его здоровья с учетом каждой из 14 фундаментальных потребностей,

 что этот человек считает нормальным для себя в связи с каждой указанной

потребностью;

 что этот человек делает или какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой

потребности;

 как и в какой степени, нынешнее состояние здоровья человека или его социальные

потребности мешают ему осуществлять самоуход или помощь на дому;

 какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением

его здоровья;

 способность человека к самоуходу, какую помощь человеку могут оказать его друзья и

родственники;

 врачебный диагноз, принципы лечения и прогноз;

 предыдущие заболевания и социальные проблемы.

Результаты, полученные в процессе сестринского обследования, фиксируют в

сестринской истории болезни.

Информация о физическом состоянии может отражать как нормальные проявления

жизнедеятельности, так и изменения, связанные с определенной стадией развития

(например, младенец, взрослый, престарелый человек) и изменения, вызванные

заболеванием.

Информация о душевном состоянии позволяет дать оценку эмоционального здоровья и

изменения поведения в связи с заболеванием.

Информация о социальном здоровье позволяет дать оценку возможности пациента

осуществлять самоуход в домашних условиях.

II этап сестринского процесса - сестринская диагностика.

После первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации сестра

обобщает, анализирует полученные результаты и делает определенные выводы. Они 60

становятся теми проблемами, т.е. сестринскими диагнозами, которые являются предметом

сестринского ухода.

Вы должны выделить сестринские диагнозы:

1. Настоящие, те, которые имеют место у пациента сегодня, будут завтра и в продолжение

всего времени осуществления сестринского ухода в стационаре.

2. Потенциальные - проблемы, которые могут возникнуть у больного в процессе ухода за

ним или быть обусловлены основным заболеванием.

Сестринские диагнозы записываются в сестринской истории болезни после раздела

«Сестринский анализ лабораторных и инструментальных данных». Затем Вы приступаете к работе по карте сестринского процесса. Заполняете выделенные в ней графы. Особое

внимание уделяете планированию ухода за больным и его реализации.

III этап сестринского процесса - планирование сестринских вмешательств

целей, сосредоточенных на пациенте и установлении стратегии для достижения целей. Во

время планирования устанавливаются приоритеты, определяются цели, ожидаемые

результаты и формируется план сестринского ухода. Помимо общения с пациентом и его

семьей сестра консультируется с коллегами, изучает соответствующую литературу. После

установления специфических медицинских диагнозов сестра определяет приоритеты в

соответствии с серьезностью диагноза. Установление приоритетов - это метод, по которому пациент и сестра вместе устанавливают диагнозы, основываясь на желаниях, нуждах и безопасности пациента. Поскольку у пациента несколько диагнозов, сестра не может приступить к осуществлению ухода по всем ним одновременно после их установления.

Сестра выбирает приоритетные диагнозы в зависимости от срочности, природы

предписанного лечения, взаимодействия между диагнозами. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагнозы, которые могут повлечь гибель пациента, если не оказать срочную помощь, обладают первичным приоритетом.

Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают не экстремальные и

неопасные для жизни нужды пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета:

нужды пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или его прогнозу.

Существует два вида целей, выделенных для пациентов: краткосрочные (меньше одной

недели); долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

Краткосрочными являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период

времени, обычно меньше, чем за неделю.

Долгосрочными являются цели, которые могут быть достигнуты за более длительный

период времени, в течение недель и месяцев.

Эти цели могут быть определены при выписке пациента, при его возвращении домой.

Они направлены на предотвращение, реабилитацию, приобретение знаний о здоровье. Если долгосрочные цели не выделены, это лишает пациента и медсестру возможности

планировать продолжение сестринского уход при выписке. Ожидаемый результат является особым ступенчатым понятием, который ведет к достижению целей и определению причины заболевания для проведения диагностики. Результатом является изменение поведения пациента, как реакции на сестринский уход. Под результатом подразумевают изменения состояния пациента с точки зрения физиологии, социального, эмоционального и духовного состояния. Ожидаемые результаты вытекают из кратко и долгосрочных целей, сосредоточенных на пациенте, и основываются на сестринских диагнозах.

IY этап сестринского процесса - реализация плана ухода. После формулировки целей

медсестра составляет план ухода за больным, т. е. письменное руководство по уходу,

представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры,

необходимых для достижения целей ухода. План ухода координирует сестринский уход,

обеспечивает продолжение ухода и перечисляет критерии результатов, по которым

оценивается уход.

Y этап сестринского процесса - оценка эффективности ухода. Систематический

процесс оценки требует от медсестры мыслить аналитически при сравнении ожидаемых

результатов с достигнутыми. Хода стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выявить причину, для чего весь сестринский процесс повторяется с начала в поисках допущенной ошибки.

Например:

Цель: Пациент будет сам себе вводить инсулин к 7.05.99

Оценка : 7.05.99 Пациент приготовил дозу правильно и сам себе ввел инсулин

Функция совпала со всеми критериями целевой установки, цель достигнута.

Подпись медсестры.

План ухода за больным должен отражать принципы ухода, т. е. основные мероприятия по

уходу за больным, направленные на решение данной проблемы больного. Фиксируйте их в графе «Характер сестринского вмешательства».

В графе «Реализация плана сестринского ухода» Вы пишите, что конкретно сделали,

реализуя план ухода за больным, перечисляя все свои действия.

Оценку результатов Вы должны производить в соответствии с поставленными целями.

Краткосрочные цели - ежедневно или ежечасно (в экстренных ситуациях), долгосрочные

В сроки, указанные в соответствующей графе.

Так как Вы во время учебной практики будете курировать больного 3-5 дней, в графе

«Оценка» у Вас должно быть 3-5 записей, указывающих есть ли прогресс в уходе за больным или нет. Если цели ухода достигнуты, Вы фиксируете в данной графе, ставите дату, свою подпись. Если, несмотря на весь Ваш уход, цели не достигнуты, то необходимо выяснить причины неудачи, повторить сестринский процесс с 1 этапа.

После работы по карте сестринского процесса приступаете к работе с «Листом динамической оценки пациента», делая соответствующие отметки в его графах. Вес, суточный диурез, пульс, артериальное давление, число дыхательных движений отмечаются цифрами. Остальные графы «+» и «-»

Затем приступаете к работе с листом лекарственных препаратов. В него выписываете из

листа врачебных назначений все получаемые больным лекарственные препараты, указываете их фармакологическое действие, показания, побочные действия, дозу, для чего используете справочную и дополнительную литературу.

Оценка успешности сестринской помощи проводится в соответствии с поставленными целями. Это может быть оценка степени независимости пациента, возможности родственников эффективно общаться с ним. Достижение цели эффективного общения означает, что сестринский персонал и члены семьи пациента понимают как вербальную, так и невербальную информацию, правильно реагируют на различные его просьбы и могут предугадать их.

8.10. ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ И ОТДЫХЕ

Общеизвестно, что одну треть своей жизни человек проводит во сне, большую часть - в труде и остальное время - на отдыхе. Труд и отдых - взаимодополняющие понятия, являющиеся в равной степени важными аспектами жизни. Термин «работа» в общепринятом смысле означает главную деятельность человека в течение дня ради заработка, позволяющего обеспечить определённый уровень жизни. Поскольку работа - жизненная необходимость, о ней часто говорят с отрицательным оттенком, хотя зачастую она определяет смысл, а иногда и цель жизни, позволяет общаться с людьми, повышает семейный и общественный статус.

Работа в домашних условиях (не путать с работой по дому) имеет как свои преимущества (экономия на транспортных расходах, меньше снашиваются одежда и обувь, нет строгого графика), так и недостатки (отсутствует общение).

Даже тогда, когда люди работают ради денег, деньги не являются единственным аргументом, ради которого человек трудится. Так, большая часть сестринского персонала, получая небольшую заработную плату, работают из-за потребности оказывать помощь людям, журналистам необходимо самореализовываться через публикации в средствах массовой информации, т.е. люди, выбирая ту или иную профессию, видят в ней не только источник заработка. Важно помнить, что женщина, воспитывающая детей и не получающая за это заработную плату, тоже работает.

Любая работа (платная или бесплатная) - это осмысленное полезное времяпрепровождение. Отдых - то, что делает человек в нерабочее время: игры, спорт, музыка, путешествия, прогулки и т.п. Цель отдыха - получение удовольствия. Часто понятия «работа» и «отдых» переплетаются. Для большинства людей спорт - отдых, а для спортсменов - работа. Можно привести много примеров, когда работа для одних является отдыхом для других и наоборот.



Как правило, человек достигает успеха в профессии в зрелые годы (40-50 лет), в то же время для спортсменов этот пик приходится на 20-30 лет, для политиков, руководителей наступает чаще после 50 лет. В эти же периоды у человека появляются максимальные возможности для отдыха. В пожилом возрасте лучше выполнять привычную работу и обеспечивать себе привычный вид отдыха.

Цели, которые ставит себе взрослый человек, выбирая тот или иной вид отдыха, различны: одни считают отдыхом пребывание на свежем воздухе, другие - поддержание физической формы, третьи - острые ощущения (альпинизм, слалом и т.п.), четвёртые - общение, пятые - эстетическое развитие и просвещение (литература, музеи, театр, музыка и т.п.). Основная цель отдыха - получение удовольствия и предупреждение скуки.

Теоретически человек, выходящий на пенсию, имеет больше времени для отдыха. Однако, учитывая небольшие размеры пенсионного обеспечения, люди очень часто работают, пока есть силы и возможность. Когда же люди прекращают работать, у многих появляются определённые проблемы:

Потеря (изменение) социального статуса и роли в обществе, семье;

Потеря возможности общения;

Потеря заработка;

Утрата смысла жизни.

Таким образом, динамика работы и отдыха изменяется на разных этапах жизни: начало учёбы в школе - окончание школы - начало работы - смена работы - продвижение по службе - пенсия.

Следует помнить, что работа в зрелые годы и отдых в детстве являются важными компонентами в жизни и нарушение их баланса вредно для здоровья. Работа приносит человеку деньги, которые часто дают ему независимость. Часто независимость людей зрелого возраста носит именно финансовый характер, что позволяет выбирать тот или иной вид отдыха, хотя не всегда этот выбор способствует укреплению здоровья.

Естественно, слабость и ухудшение здоровья в преклонном возрасте увеличивают зависимость от других людей или приспособлений (трость, очки, слуховой аппарат и т.п.) как во время работы, так и во время отдыха, хотя некоторые люди пенсионного возраста считают себя более независимыми, чем прежде.

Люди, страдающие физическими недостатками (врождённые заболевания или травмы), неспособные к обучению, с психическими заболеваниями или нарушениями функции органов чувств зависимы при выборе работы и вида отдыха на протяжении всей жизни. На выбор того или иного вида деятельности влияют многие факторы, прежде всего физические данные и здоровье. Например, профессия медицинской сестры требует от претендентки хорошей физической формы и здоровья, хотя в некоторых подразделениях ЛПУ сестринская работа достаточно монотонная и сидячая.

Заболевания, приводящие к ухудшению физического здоровья (ожирение, болезни органов дыхания, сосудов и сердца, опорнодвигательного аппарата, сахарный диабет), часто не позволяют человеку заниматься определённым видом деятельности и отдыха.

На выбор вида труда и отдыха влияют и психологические факторы. Игровые формы обучения в детском возрасте и продуктивная работа взрослых способствуют интеллектуальному, эмоциональному и общему развитию личности, которое является важным фактором, позволяющим человеку выбирать профессию. Темперамент и характер (терпение, раздражительность, общительность, стремление к одиночеству, самодисциплина) оказывают влияние на выбор работы и отдыха. Так, недисциплинированность приводит к созданию опасных ситуаций на рабочем месте, представляющих угрозу для здоровья. Медицинская сестра, не соблюдающая технику безопасности при работе с электроаппаратурой, правильную биомеханику тела при перемещении пациента или подъёме тяжёлых предметов, универсальные меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями организма или инфицированными предметами ухода, подвергает опасности на только себя, но и пациентов, коллег и других людей, в том числе членов своей семьи.

В лозунг «Соблюдайте технику безопасности на рабочем месте» многие люди прежде всего вкладывают понятие физической безопасности, но следует задуматься и о снижении реального и потенциального риска эмоционального напряжения. В сестринском деле, как и во многих медицинских профессиях, эмоциональное напряжение - профессиональный риск, поскольку большая часть людей, работающих в системе здравоохранения, часто видят боль, смерть и сопереживают страдающим. Они находятся рядом с пациентами, пребывающими в состоянии депрессии, обречёнными, часто присутствуют при смерти пациента. Такие заболевания, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, пептические язвы, головная боль и депрессия, часто возникают на фоне стресса.

Отсутствие работы имеет столь же важные психологические последствия, причём как для самого человека, так и для его семьи. Люди, потерявшие работу, чаще страдают бессонницей, депрессией, переживают гнев, свою никчёмность. Безработные чаще кончают жизнь самоубийством, у них чаще наблюдаются соматические и психические заболевания. Страх увольнения создаёт для человека (особенно для мужчины) серьёзные психологические проблемы. Для некоторых увольнение с работы равносильно ранней смерти.

Сестринский персонал, проводя первичную (текущую) оценку состояния пациента, должен учитывать влияние работы на состояние здоровья. Надо уточнить условия, в которых работает человек:

Обеспечивается ли безопасность на рабочем месте (защитные очки, перчатки, одежда), курят ли окружающие;

Контролируется ли уровень шума (повышенный уровень шума приводит к стрессу, раздражительности, усталости, снижению внимания, травматизму, повышению артериального давления, инсульту. При уровне шума 90 дБ и более человек должен быть обеспечен наушниками);

Обеспечивается ли комфортная температура и др.

В литературе описывается так называемый синдром больного здания, длительное пребывание в котором в связи с воздействием шума, жары, холода, высокой влажности воздуха, электромагнитного излучения вызывает у людей головную боль, усталость, снижение внимания, слезоточивость, насморк, першение в горле.

Влияние неблагоприятных условий окружающей среды на женщин и мужчин репродуктивного возраста приводит к серьёзным последствиям. У женщин наблюдаются бесплодие, самопроизвольные аборты, мёртворождение, рождение детей с врождёнными дефектами, онкологические заболевания. У мужчин могут развиться бесплодие, импотенция, а у их детей - онкологические заболевания.

Первичная оценка

Данные об удовлетворении потребности в работе и отдыхе медицинская сестра может получить при проведении сестринской оценки, используя свою эрудицию и знания. Следует выяснить:

Каким видом деятельности занимается пациент, какой вид отдыха предпочитает;

Продолжительность рабочего дня и отдыха;

Где человек работает и кем;

Какие факторы воздействуют на человека на работе и отдыхе;

Что знает человек о воздействии на здоровье условий его труда и отдыха;

Как относится человек к своей работе и отдыху;

Существуют ли проблемы на работе и во время отдыха и как он с ними справляется;

Какие проблемы с работой и отдыхом существуют в данный момент и какие проблемы могут возникнуть.

Ответы на эти вопросы можно получить одновременно при проведении первичной оценки удовлетворения потребностей пациента в движении, поддержании безопасной окружающей среды, поскольку все эти потребности тесно связаны между собой.

Проблемы пациента

Решение проблем, возникших в связи с неудовлетворением потребности в труде, может оказаться за рамками компетентности сестринского персонала. В этом случае медицинская сестра привлекает компетентных специалистов к решению этой проблемы либо даёт совет, куда можно обратиться за помощью.

Следует помнить, что новая работа, увольнение, уход на пенсию играют важную роль в жизни человека. Люди, имеющие такие проблемы, будут рады принять психологическую и эмоциональную поддержку от любого человека, особенно от медсестры.

Все проблемы, возникающие в рамках этой потребности, следует группировать следующим образом:

Изменения состояния независимости;

Изменения работы и отдыха, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя, с безработицей;

Изменения окружающей среды и привычной деятельности из-за пребывания в лечебном учреждении.

Независимость в деятельности, связанной с работой и отдыхом, является крайне желательной для любого взрослого человека. Те, кто не могут её сохранить, чувствуют себя обездоленными, поскольку попадают в зависимость от семьи или государства.

Причины, вынуждающие к зависимости, связаны с физическими или психическими заболеваниями, нарушениями функции органов чувств. Физические заболевания в зависимости от характера и степени поражения органов и систем приводят к тому, что выполнение привычной работы часто оказывается нереальным, а отдых возможен только пассивный. Особенно это касается пациентов, с заболеваниями и травмами, ведущими к инвалидности вследствие нарушения подвижности.

Степень зависимости больных различна, им требуется различная адаптация к новым условиям работы и видам отдыха. Например, люди, работавшие до заболевания вне помещения, спортсмены испытывают значительные трудности в приспособлении к условиям сидячей работы и пассивному отдыху. В то же время люди, занимавшиеся ранее сидячим трудом, легче адаптируются к новым условиям работы и отдыха. Спортивные состязания для инвалидов, включающие даже Параолимпийские игры, позволяют людям, привыкшим к активному образу жизни, реализовать свою потребность в том или ином виде отдыха.

Потеря (снижение) функции органов чувств часто приводит к трудностям в общении, что также влияет на выбор работы и вида отдыха. Снижение зрения (слепота) создаёт проблемы, связанные с необходимостью смены работы. Специальные курсы дают возможность овладеть навыками чтения литературы, изданной с использованием специального шрифта Брайля. Радио, телефон, магнитофон, компьютер (печатание слепым методом) и овладение новыми профессиями позволяют этим людям в некоторой степени сохранить независимость как на работе, так и на отдыхе.

При снижении слуха, даже в самом начале, человек учится читать по губам, чтобы на какое-то время сохранить прежнюю работу и привычки на отдыхе. Если работа человека, потерявшего слух, не связана с интенсивным общением и не ставит под угрозу его безопасность, использование слухового аппарата даёт возможность сохранить определённую независимость в работе и отдыхе (театр, кино, телевизор, путешествия и т.п.). Изложенные выше нарушения речи также могут создавать проблемы в области независимого выбора работы и отдыха, особенно в тех случаях, когда устная речь является необходимым условием работы.

Утрата независимости в работе и на отдыхе из-за хронических заболеваний, приводящих к инвалидности, часто меняет привычки больного. Употребление наркотиков, например, с целью обезболивания часто вынуждает человека оставить работу и любимый ранее вид отдыха.

«Эксперименты» с наркотиками часто начинаются в свободное от учёбы и работы время. Подросткам хочется испытать чувство возбуждения, эмоциональный подъем, более яркие, чем обычно, ощущения. Иногда уже после первого приёма наркотического вещества появляется зависимость, создающая физические, психологические, социальные и юридические проблемы.

Безработица, так же как и наркотики, изменяет привычный образ жизни человека. Потеря (отсутствие) работы влечёт за собой разнообразные проблемы: избыток свободного времени, безделье, невозможность полноценного (активного) отдыха из-за финансовых затруднений. Если этот период затягивается, человек может потерять мотивацию к поиску работы, приносящей удовольствие. Апатия и депрессия вынуждают человека много спать, чтобы убежать от реальности. Всё это ведёт к ухудшению здоровья, причём психического больше, чем физического. Такой человек беспокоен и озабочен, быстро теряет веру в себя, чувство собственного достоинства, страдает нарушениями сна. Всё это предрасполагает к психическим нарушениям.

Семьи безработных также относятся к группе риска: в них чаще наблюдаются разводы, плохое обращение с детьми, аборты, гипотрофия новорождённых, высокая детская смертность.

Выявив эти проблемы, медсестра вряд ли сможет решить их самостоятельно. Однако понимание проблемы и её связь с расстройством здоровья должны вызвать сочувствие как к пациенту, так и к членам его семьи.

Изменение окружающей среды и повседневной деятельности также создаёт проблемы с трудом и отдыхом. Безусловно, лечебное учреждение для пациента - не то место, где работают и отдыхают. Проблемы часто связаны с тем, что обычно пациенты скучают от однообразия, монотонности, часто вынуждены (иногда для этого нет никаких причин) всё время находиться в помещении. Таким образом, если медицинская сестра планирует помочь человеку справиться с дискомфортом, вызванным изменением окружающей среды, она должна, учтя характер работы и обычный вид отдыха человека, спланировать виды деятельности, заменяющие обычные: чтение книг, журналов, теле- и радиопередачи, физические упражнения, прогулки по территории лечебного учреждения ит.п.

Изменение распорядка дня часто вызывает у человека беспокойство. Стиль жизни взрослого человека обычно определяется его работой, вернее, соотношением времени, затраченного на работу и отдых. Во многих отделениях лечебного учреждения существуют веские причины для жёсткого распорядка дня, большинству пациентов это даёт чувство успокоения. Следует помнить, что каждый человек испытывает беспокойство перед неизвестностью, поэтому медицинская сестра должна обязательно проинформировать вновь поступившего пациента о степени жёсткости распорядка дня.

У пациентов возникают серьёзные проблемы из-за невозможности самостоятельно принимать решения в отношении собственного лечения. Иногда персонал лечебного учреждения лишает человека этой возможности, забывая, что человек в этом случае теряет чувство собственного достоинства. Например, если взрослых пациентов обязывают во время дневного отдыха находиться в кровати, особенно мужчины-руководители и женщины, привыкшие быть главой семьи, сопротивляются, чтобы решения за них принимали молодые сёстры и испытывают дискомфорт в подобных ситуациях. Таким образом, персонал часто причиняет человеку излишние, иногда вредные для его здоровья огорчения. Это нарушает привычную роль пациента в повседневной жизни и оказывает плохую услугу при последующем восстановлении в профессиональной деятельности. Если есть возможность (не ухудшается здоровье пациента, не нарушаются интересы других больных), человеку можно разрешить продолжать свою рабочую деятельность. Некоторым пациентам может потребоваться разъяснение, почему им не следует работать, находясь в лечебном учреждении. Обязательно будут пациенты, которые обрадуются временному безделью.

Посещение пациентов близкими людьми, знакомыми и друзьями чаще всего помогает сгладить чувство одиночества и заброшенности. Ф. Найтингейл в «Записках об уходе» писала, что для маленьких детей и больных идеально общество друг друга. Конечно, необходимо руководить таким общением, чтобы никто из участников не пострадал, что вполне возможно. Если есть опасения, что воздух в комнате, где находится больной, вреден для маленького ребенка, то он вреден также для больного. Разумеется, нужно исправить это в интересах обоих. Но сам вид малыша взбадривает больного человека, если они проводят вместе не слишком долгое время.

Посещение больных, как детей, так и взрослых, очень важно. Пребывание вне семьи (в лечебном учреждении) травмирует пациента. Однако не всегда члены семьи являются теми, кого очень хочет видеть пациент. В некоторых случаях пациента нужно оградить от большого числа (или нежелательных для него) посетителей. Приёмные дни и часы в лечебном учреждении могут превратиться в стресс как для посетителей, так и для пациентов и, наоборот, могут послужить средством, позволяющим свести к минимуму дискомфорт, вызванный отсутствием человека в семье.

Есть пациенты, которых нельзя посещать по тем или иным причинам. В этих случаях нужно организовать общение по телефону (если это возможно) или по почте.

Одинокому или престарелому пациенту, которого никто не посещает, может помочь медсестра, если просто найдёт время поговорить с ним, когда человек выразит желание пообщаться.

Целью итоговой оценки является определение результата сестринской помощи. Оценка осуществляется непрерывно до выписки пациента.

Медицинская сестра собирает, анализирует информацию, делает выводы о реакции пациента на уход, о возможности осуществления плана ухода, о новых проблемах.

Если все цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме, ставит дату, подпись.

2.3 Выводы

Проанализировав случаи заболевания гломерулонефрита, можно сделать выводы: знание этиологии, клинической картины, особенностей диагностики, методов обследования и лечения заболевания, профилактики осложнений, а так же знание манипуляций поможет медицинской сестре осуществлять все этапы сестринского процесса.

Медицинская сестра должна знать все правила ухода за пациентами, умело и правильно выполнять назначения врача, четко и ясно представлять действие лекарственных средств на организм больного. Лечение стенокардии во многом зависит от тщательного и правильного ухода, соблюдения режима и диеты.

4. Заключение

Углублённо изучив «Сестринский процесс при гломерулонефрите», проанализировав два случая из практики, сделано заключение, что цель работы достигнута. В ходе работы показано, что использование всех этапов сестринского процесс, а именно:

1этап: оценка состояния (обследование) пациента;

2этап: интерпретация полученных данных (определение проблем пациента);

3этап: планирование предстоящей работы;

4 этап: реализация составленного плана (сестринских вмешательств);

5 этап: оценка результатов перечисленных этапов

Позволяет повысить качество сестринской помощи.

Полученные знания и умения в ходе написания курсовой работы – необходимые условия оказания сестринской помощи, написав данную курсовую работу, лучше узнала о заболевании гломерулонефрит и научилась применять свои знания на практике.

5. Литература

    К.Е. Давлицарова, С.Н. Миронова - Манипуляционная техника; М.: – Форум инфра 2005 . – 480 с.

    В. Г. Лычев, В. К. Карманов - Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: – учебное методическое пособие М.: – Форум инфра, 2010. – 384 с.

    В. Г. Лычев, В. К. Карманов - Основы сестринского дела в терапии – Ростов н/Д Феникс 2006 – 512 с.

    В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, Н.Н. Семенков - Сестринское дело в терапии – М.: - ООО Медицинское информационное агентство, 2008 . – 544 с.

    С.А. Мухина, И.И. Тарновская– Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 368 с.

    С.А. Мухина, И.И. Тарновская - Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: – ГЭОТАР - Медиа 2009. – 512 с.

    Т.П. Обуховец, Т.А. Скляров, О.В. Чернова - Основы сестринского дела- изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д Феникс – 2009 – 552с

На данном этапе оценивается результат ухода, достижение поставленной цели. При этом анализируется не только предварительная деятельность, включающая определение критериев и кратности оценки результата, но и деятельность по выполнению плана ухода:
. определение состояния пациента на текущий момент;
. оценка достижения целей;
. определение аспектов, влияющих на достижение целей;
. модификация сестринского диагноза, цели и (или) плана ухода в случае необходимости.
В оценку сестринской помощи на этом уровне необходимо вовлечь и персонал, и самого пациента.
Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса нужно знать, какой аспект предполагается оценивать; иметь источники информации (пациент, медицинский персонал, родственники), необходимой для оценки; уточнить критерии оценки — предполагаемый результат, который сестринский персонал стремится достичь совместно с пациентом.
Аспекты оценки:
. реакции пациента на сестринский уход;
. получение результатов и подведение итогов;
. оформление выписного эпикриза;
. качество оказанной помощи.
В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. К примеру, при отеках в качестве оценочных критериев могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли — пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если они используются).
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается или прерывается. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:
. отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
. языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
. неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или во время пребывания в нем;
. ошибочная трактовка проблем;
. нереальные цели;
. неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
. недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
. нежелание обратиться за помощью к коллегам в случае необходимости.
При подготовке пациента к выписке оформляется выписной эпикриз. Он предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в процессе пребывания в ЛПУ. Здесь фиксируются:
. проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
. проблемы, присоединившиеся во время пребывания в отделении;
. реакции пациента на предоставленный уход;
. проблемы, с которыми пациент выписывается;
. мнение самого пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который будет продолжать уход за пациентом после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.

Оценка эффективности сестринского ухода

Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями (практическая часть)

В хирургическое отделение больные часто поступают на каталке в тяжелом состоянии. Сестринский персонал, оказывая помощь тяжелобольным, подвергается физическим нагрузкам.

Перемещение пациента в постели, подкладывание судна, передвижение носилок, каталок, а иногда и тяжелой аппаратуры может привести в конечном итоге и к повреждению позвоночника.

Наибольшей физической нагрузке подвергается сестра при перемещении пациента с носилок на кровать. В связи с этим никогда не следует выполнять эту манипуляцию одному. Прежде чем куда-либо перемещать пациента, задайте несколько вопросов, чтобы убедиться, насколько он сможет вам помогать.

Пациент должен знать весь ход предстоящей манипуляции.

Одной из важнейших задач ухода за пациентами является создание и обеспечение в отделении лечебно-охранительного режима. В основе этого режима лежит устранение или ограничение воздействия на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды. Создание и обеспечение такого режима входит в обязанности всего медицинского персонала отделения.

Во всей хирургической работе требуется соблюдение золотого правила асептики, которое формулируется так: все, что происходит в соприкосновение с раной, должно быть свободным от бактерий, т.е. стерильно.

Проблема внутрибольничной инфекции в стационаре.

Сестринский персонал должен знать о проблеме внутрибольничных инфекций, их влияния на течение заболевания, смертность.

Наиболее восприимчивыми к внутрибольничной инфекции являются пациенты хирургических отделений. Наибольший риск развития внутрибольничной инфекции наблюдается у пациента, страдающего тяжелым хроническим заболеванием, длительно находящегося в стационаре и имеющего самый прямой контакт с разными сотрудниками лечебного учреждения.

Не редко встречаются постинъекционные осложнения - инфильтрат и абсцесс. Причем причиной абсцессов являются:

  • 1 загрязненные (инфицированные) руками сестринского персонала шприцы и иглы.
  • 2 загрязненные (инфицированные) лекарственные растворы (инфицирование происходит при введении иглы через загрязненную пробку флакона).
  • 3 нарушение правил обработки рук персонала и кожи пациента в области места инъекции.
  • 4 недостаточная длина иглы для внутримышечной инъекции.

В связи с тем, что руки персонала очень часто являются переносчиком инфекции, очень важно уметь мыть руки и относиться к этому с должной ответственностью.

Пациентов с хирургическими заболеваниями беспокоят боль, стресс, диспептические нарушения, расстройства функций кишечника, суженные способности к самообслуживанию и недостаток общения. Постоянное присутствие рядом с больным медсестры приводит к тому, что медсестра становится основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Медсестра видит, что приходится испытывать пациентам и их семьям, и вносит в уход за больными сочувственное понимание.

Главная задача медсестры заключается в том, чтобы облегчить боль и страдания пациента, помочь в выздоровлении, в восстановлении нормальной жизнедеятельности.

Способность к выполнению основных элементов самообслуживания у пациента с хирургической патологией сильно ограничена. Своевременное внимание медсестры к выполнению пациентом необходимых элементов лечения и самообслуживания становится первым шагом к реабилитации.

В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне и т.п., но и о потребностях конкретного пациента - его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни. Сестринский процесс позволяет грамотно, квалифицированно и профессионально решить как настоящие, так и потенциальные проблемы пациента, связанные с его здоровьем.

Компонентами сестринского процесса является сестринское обследование, постановка сестринского диагноза (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем), выполнение плана сестринских вмешательств и оценка полученных результатов.

Цель обследования пациента заключается в том, чтобы собрать, оценить и обобщить полученную информацию. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Источником информации становится в первую очередь сам пациент, который излагает собственные предположения о состоянии своего здоровья. Источниками информации могут быть также члены семьи больного, его коллеги, друзья.

Как только медсестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается следующий этап сестринского процесса - постановка сестринского диагноза Швыявление проблем пациента).

В отличие от врачебного сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т.п.). Сестринский диагноз может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринский диагноз предполагает сестринское лечение в пределах компетенции медсестры.

Например, под наблюдением находится 36 летний пациент с язвенной болезнью желудка. В данное время его беспокоят боль, стрессовое состояние, тошнота, слабость, плохой аппетит и сон, дефицит общения. Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. У нашего пациента, который находится на строгом постельном режиме, потенциальными проблемами являются раздражительность, похудание, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры).

Для успешного разрешения проблем пациента медсестре необходимо их разделить на существующие и потенциальные.

Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром и стресс - первичные проблемы. Тошнота, снижение аппетита, плохой сон, дефицит общения - вторичные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными, т.е. теми, на которые надо обратить внимание в первую очередь, является вероятность похудания и нерегулярное опорожнение кишечника. Вторичные проблемы - раздражительность, снижение тонуса мышц.

По каждой проблеме медсестра помечает себе план действий.

  • 1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, дать антацидные препараты, снять стрессовое состояние с помощью беседы, седативных средств, научить пациента максимально себя обслуживать, т.е. помочь ему адаптироваться к состоянию, чаще разговаривать с пациентом.
  • 2. Решение потенциальных проблем: установить щадящую диету, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом лечебной физкультурой, проводить массаж мышц спины и конечностей, обучить членов семьи уходу за больными.

Потребность пациента в помощи может быть временной или постоянной. Возможно возникновение потребности в реабилитации. Временная помощь рассчитана на короткое время, когда существует ограничение самообслуживания при обострениях заболеваний, после хирургических вмешательств и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - после реконструктивных оперативных вмешательств на пищеводе, желудке и кишечнике и т.д.

Важную роль в уходе за пациентами с хирургическими заболеваниями играют беседа и совет, который может дать медсестра в определенной ситуации. Эмоциональная, интеллектуальная и психологическая поддержка помогает больному подготовиться к настоящим или к предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при обострении заболевания. Итак, сестринский уход нужен для того, чтобы помогать пациенту решать возникающие проблемы со здоровьем, не допускать ухудшения состояния и возникновения новых проблем со здоровьем.