Пять трендов мирового рынка энергетики по версии BP. Большая энциклопедия нефти и газа

Лопатина Дарья Михайловна

студент 5 курса Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

Попова Татьяна Николаевна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики ШЭМ ДВФУ, г. Владивосток

Нефть является уникальным природным ресурсом, который, так или иначе, используют все страны. Будучи важнейшим источником энергии, нефть стала наиболее торгуемым сырьем в мире. Мировой рынок нефти очень развит и многообразен. Расклад сил на нем обусловливается географией запасов, добычи и потребления нефти.

На конец 2012 года доказанные мировые запасы нефти составляли 1668,9 млрд. баррелей. За последние 20 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись примерно на 600 млрд. баррелей .

По состоянию на 1 января 2013 года чуть меньше 80 % доказанных запасов нефти приходится на восемь стран. Из них шесть стран входят в состав ОПЕК и лишь только две (Канада и Россия) не являются членами ОПЕК. На 12 государств, входящих в ОПЕК, приходится 72,6 % всех доказанных запасов нефти. Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток - на его долю приходится около 48,4 % от общего объема. Уже более полувека мировая карта нефти концентрировалась вокруг этого региона. При этом около 15,9 % мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Однако мировым лидером по доказанным запасам нефти по итогам 2012 года являлась Венесуэла с долей 17,8 %. На Россию приходится же 5,2 % всех запасов . Мировые запасы нефти по странам приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Мировые запасы нефти по странам по состоянию на 01.01.2013

Страна

Запасы нефти, млрд. баррелей

% от мировых запасов

Венесуэла

Саудовская Аравия

Казахстан

Бразилия

Все остальные

Источник :

Стоит отметить, что уровень разведанных запасов за последние 30 лет увеличился в два раза. При этом основной прирост приходится на долю указанных выше стран. Так, в середине 1980-х гг. нефтяные запасы Саудовской Аравии выросли в полтора раза, а в конце 2000-х гг. Венесуэла открыла ряд крупных месторождений в бассейне реки Ориноко, что позволило ей выйти на первое место.

Тенденцией последних лет является снижение запасов легкодоступной нефти и сокращение числа открываемых месторождений с легкодобываемой нефтью, особенно крупных. На сегодняшний день около 80 % добываемой нефти приходится на месторождения, открытые до 1973 года.

География добычи нефти в мире обуславливается ее фактическим наличием в стране, качеством и уровнем нефтяных запасов, а также техническими возможностями регионов, располагающих нефтяными запасами, осуществлять добычу и транспортировку нефти. Кроме этого оказывает влияние уровень экономического развития страны и степень диверсификации отраслей ее промышленности.

Добыча нефти сосредоточена в странах, обладающих значительными запасами этого ресурса. Однако не всегда уровень имеющихся запасов нефти отражает объем и темп ее добычи. Так основной нефтедобывающей страной является Саудовская Аравия - 13,3 % от мировой добычи, при этом по уровню запасов она находится на втором месте - 15,9 % мировых запасов. В то же время Венесуэла, обладающая крупнейшими запасами нефти (17,8%) находится лишь на восьмом месте по объему ее добычи - 3,4 %. На втором и третьем месте по уровню добычи нефти находятся Россия (12,8 %) и США (9,6 %), располагающие только 5,2 % и 1,9 % мировых запасов нефти соответственно. Ниже приведена таблица основных нефтедобывающих стран.

Таблица 2.

Добыча нефти крупнейшими нефтедобывающими странами в млн. тонн

Страна

% от мировой добычи в 2012 году

Саудовская Аравия

Венесуэла

Источник : BP Statistical Review of World Energy June 2013

Среди стран лидерами по добыче нефти в последнее время являются Саудовская Аравия, на которую приходится около 13 % от добываемого объема, и Россия, чья доля в мировой добыче составляет более 12 % в год. На долю двух крупнейших нефтедобытчиков - России и Саудовской Аравии - приходится четверть суммарного объема добытой нефти. В 2009-2010 годах Россия опережала Саудовскую Аравию по уровню добычи нефти, но с 2011 году вновь уступила ей первенство.

Однако сегодня мы наблюдаем кардинальное изменение ситуации: центр добычи нефти смещается в западное полушарие. Новая энергетическая ось проходит от канадской провинции Альберта, через американские штаты Северная Дакота и Южный Техас и до огромных залежей нефти, обнаруженных у побережья Бразилии. Почти одновременно началась активная разработка нефтеносных песков в Канаде, освоение подсолевых месторождений в Бразилии и нефти в малопроницаемых слоях в США.

За предыдущее десятилетие нефтеносные пески Канады превратились в один из крупных источников добычи нефти не только для нее самой, но и для США. Сейчас добыча в Канаде составляет 3,7 млн. баррелей в день - больше чем экспорт нефти из Ливии до начала гражданской войны . В прошлом году ей удалось занять пятое место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии, России, США и Китая, опередив Иран.

Одновременно прорывы в разработке новых технологий геологоразведки и добычи позволили обнаружить значительные запасы нефти в бассейнах Santos и Campos вдоль южного побережья Бразилии, недоступные ранее из-за того, что находятся на большой глубине и под почти двухкилометровым слоем соли. А несколько лет назад в бассейне Santos было обнаружено гигантское шельфовое месторождение Libra, которое может содержать до 15 млрд. баррелей нефти, что сделает его крупнейшей находкой в Западном полушарии за последние 34 года. При условии реализации существующих планов к 2020 г. добыча нефти в Бразилии достигнет 5 млн. баррелей в день, что несколько больше 50 % текущей добычи в Саудовской Аравии.

Третий новый источник нефти был освоен в самих Соединенных Штатах: внедрение горизонтального бурения и технологии гидроразрыва пласта сделало рентабельным извлечение нефти из малопроницаемых слоев. Добыча нефти таким способом породила множество разговоров вокруг сланцевой революции в США. Многие страны высказывают свои опасения относительно появления сильного конкурента на рынке нефти, и этому есть свои объективные причины. Еще 9 лет назад в нефтеносном районе Баккен (штат Северная Дакота) на глубине нескольких километров началась опытная добыча нефти из сланцев. Сегодня же ее объем достиг почти полумиллиона баррелей в день. В результате штат вышел на четвертое место по добыче нефти в стране и на первое по сокращению безработицы.

Добыча нефти из сланцев в США развивается быстрыми темпами: в 2000 г. добывалось всего 200 000 баррелей в день, а в 2020 г. планируется добывать уже около 3 млн. баррелей в день или 30 % всей добычи в стране . Активная добыча сланцевой нефти позволила США в первой половине 2013 г. производить 9,9 млн. баррелей нефти в день, что почти достигло российского уровня в 10,8 млн. баррелей в день . Однако, несмотря на впечатляющие темпы добычи, которые демонстрирует США, многие ученые говорят о низкой рентабельности производства сланцевой нефти из-за слишком высокой стоимости ее добычи. Целесообразной добычу нефти из сланцев делают только высокие цены на углеводороды на мировых рынках, резкое же их снижение станет решающим фактором для сланцевого бурения. Помимо этого американские компании инвестируют в производство, накапливая долг.

При этом США остается основным потребителем нефти в мире. С одной стороны, это свидетельствует о развитости промышленности США, с другой стороны - о ее «нефтяной зависимости». Несмотря на сланцевую революцию, в США добывают лишь около 9% от мировой добычи нефти в год, в то время как потребляют около 20 % .

На втором месте по потреблению нефти находится Китай (9 %), на третьем - Япония (6 %). Россия делит четвертое место с Германией и Индией (более 3 %) . В таблице 3 представлены десять крупнейших стран-потребителей нефти.

Таблица 3.

Крупнейшие страны-потребители нефти в млн. тонн

Страна

% от мирового потребления в 2012 году

Саудовская Аравия

Бразилия

Германия

Южная Корея

Источник : BP Statistical Review of World Energy June 2013

Основными потребителями нефти стабильно остаются промышленно развитые страны. Однако последние годы стремительно увеличивается потребление развивающимися странами и в процентном соотношении уровень их потребления уже почти приблизился к уровню развитых стран. Так в странах ОЭСР в 2012 году потребление нефти составило 50,2 % мирового объема, в остальных же странах - 49,8 % . За последние два десятилетия вырос уровень потребления в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Стремительно и стабильно увеличивается потребление углеводородов в быстроразвивающимся Китае, занимающим второе место в мире по объемам потребления нефти. Так в 2012 году темп роста потребления нефти составил 5% по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, основные запасы нефти сосредоточены на Ближнем Востоке. Однако за последнее время были открыты новые крупные месторождения в Бразилии и Канаде, была осуществлена сланцевая революция в США. Все это смещает центр добычи в западное полушарие. США продолжает оставаться абсолютным лидером по потреблению нефти, тем не менее, основной рост спроса приходится на развивающиеся страны, в особенности Китай.

Список литературы:

1.Pоссия на мировом рынке нефти // Журнал «Экономика России: ХХI век». - № 12. - 2011.

2.США обогнали Россию по производству нефти и газа // Ежедневная деловая газета «РБК daily». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rbcdaily.ru/world/562949989122544 (дата обращения: 04.10.13).

3.BP Statistical Review of World Energy June 2013.

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ. Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же

обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

Россия и Украина согласовали условия контракта о транзите российской нефти через территорию Украины в Евросоюз В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

Из ежегодно добываемых 300 млн. т нефти, около 100-110 в сыром виде идет на экспорт. С учетом вывозимых нефтепродуктов, общий объем экспортируемой российской нефти превышает половину от ее добычи. Для невозобновимого природного ресурса, запасы которого в России весьма ограничены, это очень высокий показатель. Основным потребителем являются страны Европейского сообщества. Перекачанная из Западной Сибири по системе трубопроводов в Европейскую часть России нефть далее следует по нескольким направлениям. Часть ее идет по нефтепроводу "Дружба" на запад, в бывшее братские социалистические страны. Два других потока текут, один - в сторону Балтийского, другой - в сторону Черного моря. На Балтийском море основным пунктом перегрузки российской нефти на танкеры является латвийский порт Вентспилс. На Черном море это происходит в российском Новороссийске и украинской Одессе.

Магистральные трубопроводы, по которым прокачивается российская нефть, жестко контролируются государственной монополией "Транснефть". Попытки достаточно мощных российских нефтяных компаний, построить что-нибудь свое, жестко пресекаются. Более того, им приходится осуществлять дополнительные платежи, за счет которых осуществляется реализация новых проектов "Транснефти". Поставки железнодорожным транспортом гораздо менее жестко привязаны к портам и трубопроводам, однако они более дорогостоящи, и имеют ограничения по объемам.

Экспортеры нефти

Мировые запасы черного золота составляют чуть менее 1,5 млрд. баррелей. В условиях растущего спроса на нефть на мировом рынке, география ее добычи в мире в первую очередь определяется фактическим наличием, масштабами и качеством нефтяных месторождений в данных регионах, а также имеющимися добывающими мощностями и соответствующей инфраструктурой для транспортировки нефти.

Первое место в мире по добыче нефти занимает Саудовская Аравия, причем следует отметить, что объем добычи в этой стране год от года

существенно колеблется, что связано с действием страны в качестве «замыкающего» при регулировании ОПЕК цен на нефть путем ограничения объема производства нефти в стране.

На 18 крупнейших нефтяных компаний (не считая России) приходится около 60% мировой нефтедобычи, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени монополизации мирового рынка нефти. Кроме того, здесь следует отметить большую долю государственных компаний (из перечисленных компаний только 5 являются частными), на долю которых в последние годы приходилось около 40% добытой в мире нефти.

В странах Западной Европы потребление нефти в отдельные годы существенно не менялось, но в целом возросло примерно на 6%. В странах Восточной Европы наблюдается длительный спад потребления, который в последние годы удалось замедлить и даже остановить, но еще не преодолеть.

На фоне многочисленных благоприятных прогнозов о росте мирового потребления нефти цены на нефть по марке Brent сейчас устойчивее, чем когда-либо за последние пять лет: ниже 61 доллара за баррель она с начала ноября 2017 года ни разу не опускалась, а в январе впервые с 2014 года превысила 65 долларов и даже - в моменте - превышала 70.

Среднесуточная волатильность в 1,2-1,3% для нефтяного рынка вполне нормальное явление и инвесторов не пугает, что отражается на росте котировок акций энергетических компаний. Скажем, при закрытии европейского трубопровода на ремонт и соответствующем росте цен на Brent в 3,3% акции всех крупнейших сырьевых компаний в мире, и без того находящиеся в росте, продемонстрировали чуть ли не рекордный прирост за 2017 год (BP +2,2%, Total +1,4%, Royal Dutch Sell +1,7%). Дополнительный импульс к росту цен на нефть придали известия о том, что страны ОПЕК договорились о продлении ограничений поставок нефти до конца 2018 года. Другими словами, на нефть действуют сразу два ключевых условия: обещанный рост потребления в будущем и отсутствие текущего переизбытка нефти на рынке в настоящем. Однако так ли все хорошо и стоит ли сейчас говорить о возвращении ярко выраженной спекулятивной составляющей в ценообразовании нефти?

Давайте вспомним: триумфальное восхождение нефти началось с прогнозов ОПЕК о росте мирового потребления нефти в 2018 году (на 360 тыс. баррелей в сутки больше, чем сейчас). Одновременно с этим неплохо показала себя «песочная» инициатива американских производителей сланцевой нефти (она состояла в том, чтобы добывать нефть прямо в пустыне и транспортировать на нефтеперерабатывающие заводы уже подготовленное сырье), которые заявили, что уже в ближайшее время могут производить порядка 11,8 млн баррелей в сутки. Для сравнения: Россия добывает чуть больше 10 млн баррелей.

Настоящим прорывом стали комментарии крупных нефтяных компаний к долгосрочным прогнозам ОПЕК о росте потребления нефти в 2040 году: картель считает, что суточное потребление может достигнуть 107 млн баррелей в сутки, при этом данный прогноз рассматривается аналитиками картеля как консервативный. Одновременно с этим в середине ноября Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором повысило свой прогноз по нефтепотреблению в 2040 году до 104,9 млн баррелей в сутки, что на 1,4 млн больше предыдущего прогноза. Сейчас средневзвешенное потребление нефти в мире составляет приблизительно 96 млн баррелей в сутки.

Одновременно с этим начали сбываться прогнозы представителей нефтяного бизнеса, которые еще летом в один голос отметили, что развитие электрокаров ценам на нефть не помеха. Действительно, в ноябре Tesla Motors отчитался о рекордных убытках, объяснив их слишком крупными вложениями в разработку собственного процессора для искусственного интеллекта. По факту же роста продаж автомобилей Tesla, прогнозировавшегося на осень-зиму, так и не случилось, а 1 000 заказов на первую электрофуру, ставших главной гордостью компании в декабре, ее финансовому состоянию не помогут. Данных за весь год пока нет, однако инвесторы уже готовятся к худшему.

Инвестиции в возобновляемые источники энергии за последний год выросли почти на 30%, правда, подобные проекты (в первую очередь солнечные электростанции и ветровые генераторы) в основном реализуются в развивающихся странах. Лидером по производству альтернативной энергии на сегодняшний день является Чили, производящая, пожалуй, самую дешевую солнечную энергию в мире. Однако на нефтепотребление в Южной Америке это почти не влияет - основным потребителем нефти на континенте является Бразилия, потребляющая нефти больше, чем все остальные страны Латинской Америки, вместе взятые. Что же говорить об ограничении потребления нефтепродуктов в мире на фоне развивающихся проектов «зеленой энергии»?

За последние десять лет потребление нефти выросло фактически на всех континентах, кроме Европы (скажем, Южная Америка, по данным BP, за последние десять лет увеличила нефтепотребление на 75 млн тонн, а Китай - почти на 100 млн). Производство растет, растет и потребление нефтепродуктов, хотя фактически все авторы долгосрочных прогнозов указывают, что нефтепотребление значительно отстает от ожидаемого, как отстает от ожиданий и рост мировой экономики.

Впрочем, пик потребления каждый из нефтепроизводителей видит по-разному. ОПЕК считает, что наивысшие объемы потребления ожидаются к 2040 году, после чего они начнут снижаться. Royal Dutch Shell PLC и Norway"s Statoil SA прогнозируют, что пик потребления наступит в 2025 и в 2030 годах соответственно. Exxon Mobil Corp. и Chevron Corp. и вовсе считают, что пик нефтепотребления наступит не раньше чем через 100 лет.

Все эти прогнозы имеют равное право на существование. В далеком 2011 году Вагит Алекперов заявил, что нефть в принципе не может стоить дешевле 100 долларов, однако вскоре она упала до 30. Еще недавно аналитики всего мира говорили о том, что предел нефтяных цен - 50 долларов за баррель, однако сегодня нефть стабильно стоит дороже 60 долларов.

Факт остается фактом: нефтяной рынок является крупнейшим сектором реальной экономики по объему задействованных в нем средств. Совсем недавно, 6 декабря 2017 года, цены на нефть снизились сразу на 2,5% именно благодаря большому количеству длинных позиций на рынке и общей тенденции к их закрытию, хотя прочие факторы (снижение запасов сырой нефти в нефтехранилищах США, переговоры по продлению ограничения поставок нефти и т. д.) как раз должны были способствовать их росту. По большому счету в этом ничего экстраординарного нет, если бы не один нюанс: тенденция к фиксации прибыли по длинным позициям на рынке существенно повлияла на котировки нефтяных контрактов впервые с 2012 года. Скорее всего, это явление будет повторяться.

Cтраница 1


Основные потребители нефтепродуктов сосредоточены в крупных промышленных центрах.  

Основными потребителями нефтепродуктов являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт, причем доля последнего в использовании жидкого топлива систематически возрастает, что связано с увеличением количества судовых двигателей, работающих на дизельном топливе, быстрыми темпами роста автомобильного и воздушного транспорта. Главными потребителями газа и мазута как котельного топлива являются электростанции и теплоэлектроцентрали.  

Сельское хозяйство как основной потребитель нефтепродуктов характеризуется высоким уровнем остатков нефтепродуктов, главным образом, у потребителя.  

Транспорт является одним из основных потребителей нефтепродуктов и во многом задает направления развития мировой нефтепереработки. Так, годовое мировое потребление различных видов транспортного топлива достигло 1750 млн. т, что составляет 50 1 % от перерабатываемой нефти. Согласно прогнозам, в ближайшей перспективе эта доля транспортного топлива должна возрасти - в основном, за счет развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие транспорта и потребление моторного топлива в Украине, в целом, отвечает тенденциям, характерным для стран Запада, но имеет и свои национальные особенности.  

Как известно, одним из основных потребителей нефтепродуктов является сельское хозяйство с его мощным парком тракторов, автомобилей, комбайнов и другой техники.  

Автомобильный транспорт является также одним из основных потребителей нефтепродуктов. Нефтепродукты, различные кислоты и щелочи, применяемые при эксплуатации и ремонте автомобильного транспорта, попадают в сточные воды и отравляют пресноводные водоемы и мировой океан. Загрязненная вода не только становится непригодной для использования, но и наносит иногда непоправимый ущерб всей природной среде, с которой она соприкасается.  

Автомобильный транспорт является также одним из основных потребителей нефтепродуктов.  

Диспетчер территориального управления указывает конкретно направления отгрузки и основных потребителей нефтепродуктов. При невыполнении отгрузки выясняются причины и принимаются меры к их устранению.  

Республика Башкортостан, занимающая ключевое положение между нефтегазовыми провинциями Западной Сибири и основными потребителями нефтепродуктов европейской части России, имеющая к тому же самый мощный в России комплекс заводов по переработке нефти и производству широкого ассортимента нефтепродуктов, обладает разветвленной системой трубопроводов, обеспечивающих в транспортной системе республики 64 % перевозок грузов. На территории республики проложены крупнейшие в мире нефте - и газомагистрали; трубопроводный транспорт объединяет все эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы Башкортостана. Общая протяженность Урало-Сибирских магистральных нефтепроводов, проложенных по территории республики, составляет 3 750 км.  

Отношение нефтяников, исследователей и производственников, работающих в области переработки нефти, к проблеме химии сера-органических соединений нефтяного происхождения определялось и определяется запросами основных потребителей нефтепродуктов или, другими словами, нормами на содержание серы в нефтепродуктах. Здесь будет уместно вспомнить, что установление норм на серу связано со специфическими свойствами серы и сера-органических соединений.  

В настоящее время в России ежегодно потребляется около 100 млн т моторных топлив, производимых из нефти. Одним из основных потребителей нефтепродуктов является автомобильный транспорт. Вероятно, ситуация не изменится до 2040 - 2050 гг. Неизбежное истощение нефтяных месторождений, повышение мировых цен на нефть, непрерывное ужесточение требований к экологическим показателям транспортных и стационарных двигателей (в частности, дизельных) вынуждают искать замену традиционным нефтяным моторным топливам. Использование на транспорте различных альтернативных топлив, включая природный газ и получаемые из него топлива, уголь, возобновляемые источники энергии, обеспечит решение проблемы замещения нефтяных топлив, значительно расширит сырьевую базу для получения моторных топлив, облегчит решение вопросов снабжения топливом транспортных средств и стационарных установок.  

Транспортировка нефти и нефтепродуктов может осуществляться трубопроводами, водным путем (танкеры, баржи), железнодорожным (цистерны - бункеры) и автомобильным (автоцистерны, грузовые автомобили) транспортом. Как правило, НПЗ сооружаются вблизи крупных городов - основных потребителей нефтепродуктов, в то же время районы, из которых поступает нефть на большинство заводов, удалены на значительное расстояние, достигающее иногда нескольких тысяч километров. Известно, что наиболее экономичным видом транспорта нефти и нефтепродуктов при больших расстояниях является трубопроводный, так как себестоимость перекачивания нефтепродуктов ло нему примерно в три раза ниже, чем при перевозке по железной дороге, и в два раза ниже, чем водным транспортом. Кроме того, транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам позволяет осуществлять ее непрерывно, с минимальными потерями при сохранении качества продукции.  

Одновременно с этим происходило ускорение оборачиваемости оборотных средств, что значительно замедлило темпы роста остатков нефтепродуктов по сравнению с ростом обобщающих показателей. Как видно из приведенных данных, уровень остатков нефтепродуктов на транспорте по отношению к общему объему их потребления значительно отстает от общеэкономического уровня этого показателя, который в значительной степени определяется сезонностью сельского хозяйства - основного потребителя нефтепродуктов в Украине.  

Страницы:      1

Основные страны и отрасли экономики - потребители нефти

В основном добытая на Ближнем Востоке нефть экспортируется в США, страны Азии и Европы. Главным импортером (и одновременно потребителем) нефти являются США (см. Диаграмму 5 и 6).За ними следуют азиатские страны - стремительно развивающиеся Китай и Индия, а также мощные экономики небогатых нефтью Японии и Южной Кореи. Во второй половине десятки крупнейших стран-импортеров расположились европейские страны. Таким образом, на указанные выше страны приходится порядка 70% мирового импорта сырой нефти.

По прогнозам ОПЕК и компании BP, потребление нефти в Китае к 2030 г. может увеличиться на 8-8.5 млн. баррелей в сутки, и страна обгонит США, став крупнейшим мировым потребителем этого сырья. В основном прирост спроса обеспечат транспорт и промышленность (главным образом, нефтехимическая отрасль).

В целом, в мировой экономике увеличение потребления нефти будет идти не столь быстрыми темпами, как в Китае. В странах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) структура спроса на энергию будет смещаться в сторону газа и возобновляемых источников энергии (включая биотопливо), а доля нефти будет сокращаться во всех отраслях экономики.

Диаграмма 5. Десять крупнейших стран-потребителей нефти (млн. баррелей в день)

Диаграмма 6. Крупнейшие страны-импортеры нефти в 2010 г.

Возможность быстрой замены нефти альтернативой в основных отраслях потребления

Замещение углеводородов альтернативными источниками энергии - это необходимость, обусловленная политикой сокращения вредных выбросов, исчерпаемостью природных ресурсов и вопросом диверсификации энергетической базы государств. Обязательства правительств ведущих мировых стран, принятые на Конференции ООН, прошедшей в декабре 2009 года в Копенгагене, и встрече стран «Большой двадцатки» в сентябре 2009 года в Питсбурге, направлены на сокращение количества выбросов минимум на 50% к 2050 году, ограничение увеличения глобальной температуры до двух градусов выше уровня доиндустриального периода (так называемый Сценарий 450) и отказ от субсидирования добычи и использования ископаемых источников энергии. Однако, согласно прогнозам компании BP, страны ОЭСР смогут сократить собственные углеродные выбросы к 2030 году лишь на 10% по сравнению с текущим уровнем. Несмотря на все меры правительств стран, не входящих в ОЭСР, сильный рост потребления энергоресурсов (особенно угля) их экономиками приведет к увеличению выбросов в этих странах к 2030 году в полтора раза. В целом позитивные тенденции по ограничению влияния мирового энергетического комплекса на глобальный климат присутствуют, но они явно недостаточны для реализации Сценария 450.

Ужесточение политики, направленной на уменьшение «углеродоемкости» экономики, связано также с необходимостью диверсификации топливного баланса стран. По прогнозам BP, доли трех основных ископаемых источников энергии (уголь, нефть и газ) будут сближаться и к 2030 году составят по 26-27%, а неископаемые источники (АЭС, ГЭС и возобновляемые, включая биотопливо) займут порядка 7% каждый. Так, газ и возобновляемые энергоресурсы будут постепенно вытеснять нефть (а также уголь) из электроэнергетической отрасли, а биотопливо, водород и электричество найдут свое применение в качестве движущей силы для транспорта. Однако нефть точно не потеряет своей актуальности в такой отрасли экономики, как нефтехимия, являясь, по сути, единственным источником сырья для нее.

Не стоит забывать тот факт, что резкие кардинальные изменения в мировом топливном балансе вряд ли возможны. И дело не столько в новой экологической парадигме, проблемах невозобновляемости ископаемых природных ресурсов или уникальности физико-химических свойств того или иного вида топлива, сколько в высокой капиталоемкости и немалых временных затратах всех инвестиционных проектов, связанных с развитием энергетических (в том числе и нефтяной) отраслей. И тут на первый план выходит оценка экономической эффективности (окупаемости) проектов, величины издержек будущего производства и, как следствие, вопрос ценообразования, как краеугольный камень в отношениях поставщиков и потребителей энергоресурсов. Как мы сможем убедиться ниже, нефтяные цены уже давно не ориентируются на классические рыночные отношения и движутся согласно собственным законам.