Распределение прибыли государственное унитарное предприятие. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Особенности финансов унитарных предприятий

Все предприниматели, которые являются плательщиками страховых взносов за работников, обязаны предоставлять в ИФНС форму РСВ. Помимо этого, работодатели подают сведения о сотрудниках.

В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим правила и порядок заполнения отчета в ИФНС и более детально остановимся на персонифицированном учете (Раздел 3 формы РСВ ). В нижней части страницы можно скачать бланк формы РСВ ПРФ 2019 года и образец заполнения этого документа.

До 2017 года форма РСВ предоставлялась в ПФР. В связи с передачей ИФНС функций администрирования по уплате взносов, с 01.01.2017 года уплачивать следующие взносы и сдавать по ним отчет необходимо в ИФНС по месту регистрации ИП :

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • на обязательное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Форма РСВ: последние изменения в документе утверждена Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 .

Изменения в форме РСВ в 2017 году следующие:

Форма РСВ объединила расчеты РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и частично расчет 4-ФСС . Кроме того, введены новые сроки подачи отчетности.

Сделаем акцент на том, что за 4 квартал 2018 года сдавать РСВ необходимо по форме, утвержденной Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. Дело в том, что в июле 2018 года был опубликован проект приказа о внесении изменений в форму РСВ. Предполагалось, что уже в 2018 году отчетность по страховым взносам будет сдаваться по новой форме.

Однако до сих пор новая форма не утверждена. Но не будет лишним рассказать о тех изменениях, которые будут отражены в новом РСВ. Перечислим их:

1. Добавлен раздел «Тип плательщика». Необходимо будет указать:

  • признак «1», если в течение отчетного периода налогоплательщик выплачивал сумму в пользу физлиц;
  • признак «2», если выплаты в пользу физлиц не осуществлялись.

2. Изменение отчетного периода. РСВ будет заполняться не нарастающим итогом (за квартал, полугодие, 9 месяцев и год), а по-квартально (1 кв. 2019, 2 кв. 2019 и т.д.).

3. В подразделы 1.1 и 1.2 добавятся поля. В новых полях В 2019 году будут отражаться суммы налоговых вычетов (поле «Сумма расходов, принимаемая к вычету в соответствие с п.8 ст. 421 НК РФ»).

4. Исключен подраздел 1.4. В актуальной форме 2018 года подраздел 1.4 отражает расчет страховых взносов на социальное обеспечение членов летных экипажей, отдельных категорий работников угольной промышленности. В новой форме данный подраздел будет подаваться в виде отдельного приложения.

5. Удалены строки из приложения 2.2. В связи с отменой льготных тарифов для предпринимателей на ПСН и на ЕНВД (аптечная деятельность), соответствующие строки в приложении 2.2 удалены.

6. Удалены строки подраздела 2.2, в которых отражались суммы расчетов с иностранными работниками, которые не являются гражданами ЕАЭС.

7. Дополнение строки 055, в которой и будут отражены суммы выплаты иностранцам-негражданам ЕАЭС.

Крайний срок сдачи РСВ в 2019 году

Независимо от формата подачи отчета, отчет РСВ предоставляется ежеквартально, в срок до 30 числа месяца , который следует за отчетным периодом.

Если крайний срок подачи расчета выпадает на выходной день, то документ можно сдать в первый рабочий день (после выходного).

Крайний срок сдачи РСВ-1 за 4 квартал 2018 года - 30 января 2019 года ; за 1 квартал 2019 г. — 30 апреля 2019 г.

Формат отчета РСВ 2019 года

Так же как и в 2018 году, разрешается сдавать на бумажном носителе организациям и ИП, численность работников которых не превышает 25 человек. Если численность сотрудников больше 25 человек, то возникает обязанность сдавать отчет только в электронном виде по ТСК.

Кто и куда сдает расчет?

Все работодатели по итогам каждого квартала должны сдать расчет формы РСВ в ИФНС по месту регистрации.

Обособленные подразделения, которые имеют отдельный расчетный счет и баланс, уплачивают страховые взносы и подают отчетность по месту своего нахождения.

Нулевой отчет при отсутствии деятельности

Если предпринимательская деятельность не велась, зарплата работникам не начислялась и не выплачивалась, но вы зарегистрированы в качестве работодателя, РСВ все равно нужно подать. Нулевой отчет подается и в случае отсутствия начислений взносов за работников.

Структура и правила заполнения документа

Форма РСВ состоит из титульного листа и 3 разделов:

1. РАЗДЕЛ 1 - сводные данные по страховым взносам.
2. РАЗДЕЛ 2 - для глав КФХ.
3. РАЗДЕЛ 3 - персонифицированные сведения о каждом работнике.

Каждый раздел включает в себя несколько подразделов и приложений к ним. На первый взгляд кажется, что отчет РСВ довольно объемный. На самом деле работа по его заполнению не окажется настолько сложной, поскольку заполнять нужно не все разделы. Поэтому сначала выясним, кому именно какие разделы и подразделы необходимо заполнять.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Заполняют все без исключения страхователи.

ЛИСТ «Сведения о физическом лице, не являющемся ИП». Индивидуальные предприниматели и организации не заполняют этот лист. Его заполняют физические лица за нанятых работников.

Раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложения 1 и 2 к разделу 1, раздел 3 - заполняют и сдают все ООО и ИП, выплачивающие доходы физлицам в течение отчетного квартала.

Раздел 2 и приложение 1 к Разделу 2 - заполняют главы крестьянских фермерских хозяйств.

Подразделы 1.3.1; 1.3.2; 1.4 приложения 1 к разделу 1 заполняются, если ИП или организация начисляет страховые взносы по дополнительным тарифам.

Приложения 5; 6; 7; 8 к разделу 1 заполняют ИП или ООО, которые применяют пониженные тарифы при расчете страховых взносов.

Приложение 9 к Разделу 1 заполняют в случаях выплаты доходов иностранным сотрудникам или сотрудникам без гражданства.

Приложение 10 к Разделу 1 подлежит заполнению, если в отчетном квартале выплачивались доходы студентам, работавшим в студенческих отрядах.

Приложения 3 и 4 к Разделу 1 заполняют ИП или ООО, выплачивавшие пособия в отчетном квартале.

Выбрав относящиеся к вашей деятельности разделы, можно приступать к их заполнению.

Правила заполнения документа следующие:

1. Каждое поле отчета содержит определенный показатель, дополнять другой информацией нельзя.

2. Страницы нумеруются в соответствующих ячейках следующим образом: «001», «002»… «033».

3. Для записи десятичной дроби имеется два поля: в первую вписывается целая часть, а во вторую - остаток.

4. Текстовые поля заполняются слева направо, начиная с первого окошка.

5. Стоимостные показатели указываются в рублях и копейках, разделенных точкой.

6. При заполнении документа на компьютере используется шрифт Courier New (16-18 кегль).

7. В полях для количественных и суммовых показателей ставится «0» («ноль»). В остальных случаях, например, когда отсутствуют текстовые показатели, во всех знакоместах поля ставится прочерк.

8. Заполняя расчет на компьютере, ставить нули и прочерки в свободных ячейках не нужно.

9. В конце каждой страницы РСВ нужно поставить подпись, указать дату подписания.

10. При наличии печати она ставится на титульном листе.

Порядок заполнения РСВ в 2019 году

РАЗДЕЛ 1: СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Раздел 1 включает в себя информацию по расчетам пенсионных, медицинских взносов, а так же по взносам на страхование по временной нетрудоспособности и в связи материнством. Используя карточку учета страховых взносов, отражающую начисленные и выплаченные физическим лицам выплаты и вознаграждения в отчетном периоде 2019 года, последовательно заполняются строки от 010 до 123. При этом строка 030 заполняется нарастающим итогом с начала 2019 года, а строки 031; 032; 033 заполняются ежемесячными данными. Аналогично заполняется форма по всем типов взносов.

Далее в строки 120-123 Раздела 1 включаются суммы, превышающие затраты страхователя на пособия над исчисленными страховыми взносами по временной нетрудоспособности и материнству. Если факта превышения не было, то эти строки не заполняются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: РАСЧЕТ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

Сначала указывается код тарифа плательщика от 01 до 016. От него зависят ставки страховых взносов и подразделы, которые необходимо заполнить в соответствии с кодом тарифа.

Данное приложение состоит из нескольких подразделов. Какой из подразделов и кому необходимо заполнять, написано выше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: РАСЧЕТ ВЗНОСОВ ПО НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И МАТЕРИНСТВУ К РАЗДЕЛУ 1.

В начале укажите признак выплат:

«1» - если регион участвует в пилотном проекте ФСС. Т.е. производятся прямые выплаты страхового обеспечения из бюджета ФСС;

«2» - если пособия выплачивают работодатели, а потом зачитывают затраты в счет уплаты страховых взносов.

Затем форма заполняется аналогично предыдущему приложению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РАСХОДЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ И РАСХОДЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РАЗДЕЛУ 1.

Если организация не выплачивала пособия в отчетном квартале 2019 года, то приложение 3 не заполняется и не сдается в составе расчета за отчетный 1 квартал 2019 года. Если же выплаты имели место, то используйте следующий порядок заполнения:

  • по строкам 010-090 - указывайте по каждому виду выплат количество случаев выплат, число оплаченных дней, а также суммы произведенных расходов (в т.ч. те, которые финансируют из федерального бюджета);
  • по строке 100 - указывайте итоговую сумму расходов на названные выплаты (в т.ч. те, которые финансируются из федерального бюджета).

Все остальные приложения заполняются аналогично предыдущим и не вызывают дополнительных вопросов.

Важно: Начиная с отчета по форме РСВ за 4 квартал 2017 года, согласно абз. 2 п. 7 ст. 431 НК ИФНС будут не признавать сданным отчет, если будут допущены ошибки в следующих показателях раздела 3 по каждому физлицу:

  • 210 - сумма выплат и иных вознаграждений за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 220 - база для исчисления пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 240 - сумма исчисленных пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 250 - итоги по графам 210, 220 и 240;
  • 280 - база для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 290 - сумма исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы;
  • 300 - итоги по графам 280, 290.

Cуммарные данные в перечисленных строках по всем физлицам должны соответствовать сводным данным в подразделах 1.1 и 1.3.

Вышеперечисленные правила заполнения отчета РСВ касаются РСВ за 4 квартал 2018 года, сдать который необходимо до 30 января 2019 года.

Теперь поговорим о форме РСВ за периоды 2019 года. На текущий момент на Едином портале для размещения проектов НПА имеется новый бланк РСВ, который предположительно начнет работать по отчетам в ближайшее время.

В новой форме отсутствует приложение, включающее сведения о применении пониженного тарифа, установленного на период до 2019 года. В приложении 2 «Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» появятся новые поля.

В разделе 3 (персонифицированные сведения физических лиц). Появился новый реквизит «Тип корректировки». Аналогично СЗВ-М, в новом РСВ необходимо будет ставить отметку о том, какую форму сдают: исходную, корректирующую или отменяющую.

Обновлено 09.02.2019

Тоже может быть полезно: Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Контакты и адреса Главных управлений ПФР и Управлений ПФР по г. Москве и Московской области:

ГУ - Главное управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Зеленоградский административный округ г. Москвы, Солнечногорский муниципальный район Московской области, Клинский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-717-21-75

ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Западный административный округ г. Москвы, Одинцовский муниципальный район Московской области, городской округ Руза Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Краснознаменск Московской области, городской округ Звенигород Московской области, закрытое административно - территориальное образование посёлок Власиха Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-445-04-38

ГУ - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Юго-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Люберцы Московской области, городской округ Дзержинский Московской области, городской округ Лыткарино Московской области, городской округ Котельники Московской области, Воскресенский муниципальный район Московской области, городской округ Жуковский Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-679-92-51

ГУ - Главное управление ПФР № 4 по г. Москве и Московской области (район обслуживания:Юго-Западный административный округ г. Москвы, Новомосковский административный округ г. Москвы, Троицкий административный округ г. Москвы, городской округ Подольск Московской области, городской округ Домодедово, г. Климовск, г. Щербинка, г. Апрелевка) - телефон "горячей линии" 8-495-679-47-76

ГУ - Главное управление ПФР № 5 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северный административный округ г. Москвы, городской округ Химки Московской области, городской округ Долгопрудный Московской области, городской округ Лобня Московской области, Талдомский городской округ Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-19, 8-495-987-09-20

ГУ - Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северо-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Мытищи Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-26 (по Северо-Восточному административному округу г. Москвы), 8-498-680-34-48 (по городскому округу Мытищи Московской области)

ГУ - Главное управление ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Балашиха Московской области, городской округ Реутов Московской области, Щелковский муниципальный район Московской области, городской округ Фрязино Московской области, городской округ Лосино-Петровский Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Звездный городок Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-499-461-07-96 (по пенсионным вопросам), 8-499-461-07-09 (по вопросам ЕДВ), 8-499-461-07-32 (по вопросам материнского (семейного) капитала)

ГУ - Главное управление ПФР № 8 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Южный административный округ г. Москвы, Ленинский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-258-39-39

ГУ - Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северо-Западный административный округ г. Москвы, городской округ Красногорск Московской области, Волоколамский муниципальный район Московской области, Лотошинский муниципальный район Московской области, городской округ Шаховская Московской области) - телефоны "горячей линии": 8-498-568-80-42 (Главное управление), 8-499-196-09-17, 8-499-196-09-75 (вопросы материнского (семейного) капитала), 8-495-948-79-90 (вопросы заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию), 8-499-190-98-10 (по пенсионным вопросам), 8-498-568-80-56, 8-498-568-80-57, 8-498-568-80-47 (вопросы приема отчетности), 8-498-568-80-36 (вопросы регистрации страхователей и застрахованных лиц) .

ГУ - Главное управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Центральный административный округ г. Москвы) - телефоны "горячей линии": 8-495-987-88-65 (пенсионные вопросы); 8-499-235-29-59, 8-499-235-11-65, 8-499-235-32-68 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №1); 8-495-618-58-43, 8-495-618-39-82, 8-495-618-61-01 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №2); 8-499-235-17-90, 8-499-235-07-75 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №3)

ГУ - Управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Серпухов Московской области, городской округ Пущино Московской области, городской округ Протвино Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-735-29-88

ГУ - Управление ПФР № 12 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-549-21-04

ГУ - Управление ПФР № 13 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Ногинский муниципальный район Московской области, городской округ Черноголовка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-511-99-33

ГУ - Управление ПФР № 14 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Коломенский городской округ Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-615-54-54

ГУ - Управление ПФР № 15 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Раменский муниципальный район Московской области, городской округ Бронницы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-461-77-85

ГУ - Управление ПФР № 16 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Пушкинский муниципальный район Московской области, городской округ Красноармейск Московской области, городской округ Ивантеевка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-580-73-93, 8-496-533-63-00

ГУ - Управление ПФР № 17 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Королёв Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-511-55-52

ГУ - Управление ПФР № 19 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Электросталь Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-576-34-40, 8-496-576-31-78

ГУ - Управление ПФР № 20 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Наро-Фоминский муниципальный район Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Молодёжный Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-343-43-39

ГУ - Управление ПФР № 21 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Дмитровский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-993-91-50, 8-496-227-90-52

ГУ - Управление ПФР № 24 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Орехово-Зуево Московской области, Орехово - Зуевский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-413-39-19, 8-496-413-39-20

ГУ - Управление ПФР № 25 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Ступино Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-496-644-32-89 (для граждан), 8-496-644-12-94 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 27 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Истра Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Восход) - телефон "горячей линии" 8-498-319-69-00, 8-498-319-68-02

ГУ - Управление ПФР № 29 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Егорьевск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-402-41-54 (пенсионные вопросы), 8496-402-41-57 (вопросы администрирования страховых взносов), 8-496-402-41-56 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 30 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Павловский Посад Московской области, городской округ Электрогорск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-432-33-90

ГУ - Управление ПФР № 32 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Шатура Московской области, городской округ Рошаль Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-453-20-10

ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Чехов Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-727-78-18, 8-496-727-78-19

ГУ - Управление ПФР № 34 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Можайский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-382-00-85

ГУ - Управление ПФР № 35 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Кашира Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-693-16-44

ГУ - Управление ПФР № 36 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Дубна Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-212-48-77

ГУ - Управление ПФР № 37 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Луховицы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-632-16-34, 8-496-632-17-56

ГУ - Управление ПФР № 41 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Зарайск Московской области, городской округ Серебряные Пруды Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-662-49-02

ГУ - Управление ПФР № 42 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Озеры Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-702-30-44

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

    государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

    муниципальное предприятие (МУП) - унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

    создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

    сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

    закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    неделимость передаваемого имущества;

    отсутствие членства;

    наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

    осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

    необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    хозяйственного ведения;

    оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    полученные кредитные и заемные средства;

    начисленные суммы амортизационных отчислений;

    осуществленные предприятием капитальные вложения;

    полученные дотации из бюджета;

    Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

    • Актуальные проблемы закупочной деятельности унитарных предприятий

      Действующее законодательство о закупках унитарных предприятий Основным законом, регулирующим закупочную... применения законодательства о закупках унитарными предприятиями Случаи или обстоятельства... предусматривалось. Таким образом, крымские унитарные предприятия, работающие преимущественно в соответствии... * Как видно, в недалеком будущем унитарные предприятия ждет существенное ужесточение закупочной деятельности... злоупотреблений при осуществлении закупок унитарными предприятиями можно достичь лишь...

    • Унитарным предприятиям о взаимозависимости

      Данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица... организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала... права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми... что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если... отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. ...

    • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий

      Создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности... , в частности: – государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии... указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют... 01.09.2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе...

    • Унитарное предприятие получило имущество в лизинг

      Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... техническую и технологическую модернизацию производства? Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... предмет лизинга учитывается на балансе унитарного предприятия – лизингополучателя, оно начисляет амортизацию... 03-06/2/82886. Пример. Унитарное предприятие приобрело по договору лизинга оборудование... лизингового имущества в текущих расходах унитарного предприятия – лизингополучателя не учитывается. После...

    • Изменения законодательства о заработной плате

      Государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... унитарные предприятия, государственные учреждения субъектов РФ, государственные унитарные предприятия субъектов РФ, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия... отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом...

    • Впервые – публикация сведений о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете

      Учреждениям; муниципальным учреждениям; государственным унитарным предприятиям; муниципальным унитарным предприятиям. Где именно в Интернете... учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, расчет среднемесячной... федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства... главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов...

    • Минтруд разъясняет…

      Уровня соотношения зарплат (в частности, унитарными предприятиями), нужно проделать следующие действия: 1 ... несправедливым обойти вниманием непосредственно крымские унитарные предприятия. Условия оплаты труда их руководителей... государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно данному постановлению соответствующая информация... главных бухгалтеров государственных учреждений, государственных унитарных предприятий РК (далее – Порядок) утвержден Постановлением...

    • О перечислении части прибыли УП ЖКХ в бюджет

      Отчетности? Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно... . В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия... -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161 ... 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому... за 2012 год отсутствуют. * * * Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в...

    • Амортизационная премия как способ налоговой оптимизации

      Использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... разногласий с налоговыми органами. Если унитарное предприятие использует указанное право, соответствующие... премия. Общее правило Предположим, унитарное предприятие решило продать основное средство, в... используемого при строительстве объекта Унитарные предприятия могут приобретать основные средства для...

    • Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок

      К чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... .2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки... на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения...

    • Зарплата руководящего состава по новому

      Федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ... субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов... условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) ... учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ...

    • Преобразование оператора связи из УП в АО: определение стоимости ОС

      Созданного в форме унитарного предприятия, в акционерное общество? Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество... в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к... путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Получается, государственное и муниципальное... существующего унитарного предприятия. Создание акционерного общества при приватизации в порядке преобразования унитарного предприятия является...

    • Новый, 2018 год – новые правила закупок

      Чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... 2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник... участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... в Законе № 223-ФЗ Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях... есть и другие новшества. Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31 ...

    • Учет расходов по выделенной субсидии

      Обосновать правильность своих действий? Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение... по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной... исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия); - или в составе прочих... финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы... порядок учетной политикой. * * * Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам: предприятие...

    • Региональная льгота по налогу на имущество

      Основе вопроса, который поступил от унитарного предприятия (ресурсоснабжающей организации). Он посвящен применению... основе вопроса, который поступил от унитарного предприятия (ресурсоснабжающей организации). Он посвящен применению... расценить как обоснованное. Последствия для унитарного предприятия. Поскольку унитарное предприятие (получившее спорное имущество) не... самоуправления – на праве оперативного управления, унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения. И...

Не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:
  • созданием путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами и , . Права и обязанности работников определяются прежде всего . Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество , выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУП ы и МУП ы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП ы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия , основанные на праве оперативного управления , — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия . Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • , полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества , закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения , осуществляются путем продажи имущества на аукционе . Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Программы деятельности унитарных предприятий

Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятия Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия.

В результате распределœения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределœения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в т.ч. на профилактику профессиональных заболеваний;

жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия." 2017, 2018.