С чего начинался рок. Краткая история рок-музыки. Новые жанры рок-мейнстрима

Рок - не искусство; рок - это способ разговора простых парней.

Билли Айдол

История рок-музыки насчитывает уже более 60 лет, считая началом возникновения середину-конец 50-х годов прошлого столетия, когда на основе стиля ритм-энд-блюз, исполняемый большей частью чернокожими музыкантами, стал активно развиваться рок-н-ролл. С тех пор в мире музыка рок заняла одну из самых прочных позиций в музыкальных направлениях вообще. По большому счету, ни один другой стиль нельзя сравнить с рок-музыкой по значимости в истории музыкальной культуры человечества. Разве что, упомянуть можно классическую музыку, которая в свое время оказала наибольшее влияние на развитие культуры и стала своеобразной основой музыкальных гармоний. Неудивительно, что до сих пор все, кто учится в музыкальных школах, получают образование на основе классики. Причем, совершенно без разницы, какой музыкальный инструмент является профилирующим.

Но вернемся к року. С момента формирования рока само название стало слишком тесным для того, чтобы описать все направления этого стиля. Дело в том, что музыка рок претерпела такое огромное количество изменений, что понятие «рок» стало в большей степени обобщающим. Однако, с момента возникновения рок всегда являлся бунтарским выражением чувств и образа жизни молодежи, по крайней мере, на первых порах. Само собой разумеется, что тут же нашлись (и находятся до сих пор) продюсеры разных мастей, которые поставили рок на коммерческую основу. В принципе, эта составляющая присутствует во всех жанрах, особенно сильно это заметно в так называемой «попсе». А вот рок-музыка всегда противопоставлялась такой коммерции. Да и музыка эта намного более серьезная, чем обычный «поп». Неподготовленному слушателю не всегда с первого раза удается уловить гармонию или ритмику рока. Однако, в своем развитии музыка рок достигла небывалых вершин и остается одним из самых уникальных явлений до сих пор. Более того, рок часто называют разрушителем стереотипов и своеобразной субкультурой.

Зарождение и развитие рок-музыки

Интересно знать

Именно в 50-годах на смену негритянскому ритм-энд блюзу и пришла рок-музыка, которая сразу же трансформировалась в так называемый блюз-рок и рок-н-ролл. Блюз опирался в гармониях именно на ритм-энд-блюз, а рок-н-ролл – большей частью на стилях кантри, скиффл и т.д.

Моментом зарождения рок-музыки, как уже говорилось выше, считается начало 50-х годов. Многие эксперты в этой области склонны считать родиной рока Североамериканский континент. Именно туда в свое время перебралось множество представителей негритянской расы. Они сохранили не только свои традиции, но и привезли в Америку национальные инструменты.

Многие специалисты до сих пор спорят, какое произведение считать первым творением в стиле рок. И единого мнения на этот счет нет. На развитие рок-н-ролла наибольшее влияние оказали такие известнейшие исполнители, как Билл Хейли, Фэтс Домино, Бо Диддли, Чака Берри и Литтл Ричард. Кстати сказать, одним их непревзойденных хитов стала композиция Билла Хейли Rock Around The Clock, которую перепело множество исполнителей. И большей частью в этом преуспели рок-группы Америки и Британии. Однако же, всем известно, что корону короля рок-н-ролла завоевал не негритянский, а белый исполнитель Элвис Пресли, ставший уже при жизни легендой. Не менее сильное влияние на развитие рок-н-рола оказали И британцы Клифф Ричард и группа The Shadows. С тез пор корона первенства в роке постоянно оспаривается представителями Америки и Великобритании.

Со временем, рок-н-ролл стал отходить на второй план и к началу 60-х годов прошлого века на музыкальной сцене появились две группы, оказавшие наибольшее влияние не только на музыкальные направления, но и на развитие своеобразной субкультуры в целом. Это были The Beatles и Rolling Stones. Наверняка, многие знают, что чуть позднее на этой основе сформировалось движение хиппи. Эти две группы создали поистине неувядающие хиты всех времен и народов. Хотя, если разобраться, The Beatles поначалу выглядели как пай-мальчики. Их композиции были исполнены романтизма, а главным слоганом группы многие до сих пор считают фразу и одноименную песню Джона Леннона All You Need Is Love. И практически все движение хиппи («цветов жизни») прошло именно под этим лозунгом.

В отличие от битлов Rolling Stones проявили себя более агрессивно, что абсолютно противопоставлялось устоявшимся обычаям и традициям. Молодые бунтари вели себя на сцене крайне вызывающе. Да и тексты с музыкой у них были и остаются явно бунтарского характера с отрицанием всего и вся. Этот период ознаменовался началом повального увлечения наркотиками, особенно марихуаной.

К концу 60-х сформировался так называемый британский бит. Даже Америка, относившаяся к британцам скептически, пала. Началом завоевания Соединенных Штатов считается 1964 год, когда The Beatles впервые ступили на американскую землю и просто произвели настоящий фурор. Вслед за этим событием повсеместно в Америке и Великобритании начали возникать новые группы, как грибы после дождя. Но наиболее значимыми в то время стали The Kinks, The Animals, The Yardbirds, Manfred Mann, Searchers, Hollies, Herman"s Hermits и мод-рок группы The Who, The Kinks и The Troggs, The Small Faces, Creedence Clearwater Revivle и многие другие. Самое интересное, что в составах этих групп играли музыканты, впоследствии ставшие мировыми знаменитостями. Так, например, через The Yardbirds прошли такие известные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бэк и Джимми Пейдж.

Арт-рок и психоделическую музыку разделить чрезвычайно сложно. Очень многие музыканты взяли за основу классическую школу. Иногда добавлялись даже нестандартные размерности. Особенно сильно это проявилось у Pink Floyd, King Crimson и Yes. Впоследствии все это трансформировалось в хэви метал и дало начало еще большему количеству стилей.

Наиболее значимым событием в рок-культуре того времени, как своеобразный итог, стал известнейший сегодня во всем мире фестиваль в Вудстоке. Это было поистине одно из самых первых грандиозных зрелищ в истории рока. Поклонники в буквальном смысле жили на поле, на котором проводился концерт. Это уже было своеобразное братство, связанное не только узами знакомства или дружбы, но и своими музыкальными вкусами и образом жизни. Не зря многие исследователи феномена рок-музыки называют это время «золотым веком» рока. Кстати сказать, именно к этому времени сформировался и инструментальный состав рок-групп. Из инструментов в обязательном порядке присутствовали барабаны, бас, ритм-гитара, лидирующая гитара и иногда клавишные.

Конец 60-х годов принес в рок-музыку еще одно значительное событие. Дело в том, что увлечение марихуаной у многих музыкантов того времени начало сменяться употребление более сильных наркотиков типа героина и мескалина. На основе этого начали появляться группы, описывающие в своих композициях ощущения наркотического опьянения. Большей частью наркотики вызывали галлюцинации. А их описанием занялись группы, исполнявшие психоделический рок. Психоделия развивалась параллельно с прогрессивным роком или, как его чаще называют, арт-роком. В это же время начали зарождаться основы хард-рока, который впоследствии дал толчок к возникновению Heavy Metal, который в своем развитии разделился на множество ответвлений. Для всех этих стилей стали характерными длинные солирующие партии какого-либо инструмента, усиленная ритм-секция и весьма заумные, философские или мрачные тексты.

Основные направления рок-музыки

Современная рок-музыка настолько разнообразна, что описать все стили практически невозможно. Попробуем подойти к возникновению множества ветвей рока с исторической точки зрения и будем следовать хронологии развития рока.

Итак. В начале 70-х годов доминировать стал новый стиль хард-рок. Наиболее яркими представителями стали постоянно борющиеся за пальму первенства Deep Purple и Led Zeppelin. В Америке такой проблемы не было, и группой номер один была признана Grand Funk Railroad. В это же время пика популярности достигли и Black Sabbath с их мрачными мистическими или болезненно-психическими текстами. Неизменными оставались только Uriah Heep.

Со временем хард-рок разделился на глэм (Гарри Глиттер, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Kiss, Элис Купер и т.д.) и Heavy Metal. Здесь сразу выделяется использование риффов и искаженного звука гитар, который был назван драйвом. Тогда ярчайшей звездой и исполнителем с филигранной техникой стал Джимми Хендрикс, оказавший наибольшее влияние на развитие гитарной техники. Популярная рок-музыка явно пришлась по вкусу молодому поколению. Старые музыканты следовали своему стилю (Nazareth). В это же время появилась и рок-опера. Самым известным произведение считается «Иисус Христос Суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера.

Рок-музыка 70-х, музыка рок 80-х и рок-музыка 90-х во многом похожа. Стиль «метал» получил неимоверное развитие. Все началось с Judas Priest, Iron Maiden, AC/DC, Aerosmith, Scorpions и многих других. Сегодня «метал» имеет столько направлений, что сосчитать их просто невозможно. Это thrash-metal (Metallica, Exodous, Anthrax, Slayer), speed-metal, death-metal, hardcore, grindcore, Black metal, nu metal, progressive metal и многое другое. Не менее популярной является и классическая музыка в рок-обработке (Mekong Delta, Ингви Малмстин). Американская и английская рок-музыка всегда задавали моду, а влияние рока вообще трудно переоценить.

Самые известные рок-музыканты

Конечно же, в каждом направлении есть музыканты, внесшие наибольший вклад в развитие рока. Среди гитаристов стоит отметить Эрика Клэптона, Джимми Пейджа, Ритчи Блэкмора, Тони Айомми, Ингви Малмстина, Тони Макалпина, Кирка Хэммета, Стива Вая и т.д. Барабанщики тоже преуспели. Взять хотя бы Йэна Пэйса, Джона Бонэма, Ларса Ульриха – их просто множество. Рок подарил миру и целую плеяду известнейших вокалистов, среди которых присутствуют настоящие рок-легенды: Йэн Гилан, Роберт Плант, Дио, Джо Линн Тернер, Дэвид Ковердейл, Бон Скотт, Брайан Джонсон, Клаус Майне, Винс Нейл, Эксл Роуз, Роб Хэлфорд и других. Наиболее влиятельными клавишными исполнителями до сих пор считают Джона Лорда и Рика Уэйкманна. Многие музыканты даже удостоились титулов от английской королевы. Вспомните Пола Маккартни, Элтона Джона или Джона Бон Джови. Вообще, все музыканты, работающие в стиле рок, представляют собой яркие индивидуальности, непохожие ни на кого.

Зарубежная рок-музыка

Зарубежная рок-музыка всегда следовала своим путем. Дело в том, что, если ранее это было творчеством, то сегодня все это поставлено на внушительную коммерческую основу. Неудивительно, что индустрия рока ярко отображается в таких известных изданиях, как Rolling Stone, Metal Hammer или Rock hard. В этих журналах можно узнать последние новости. Здесь представлено несколько основных разделов, среди которых стоит выделить такие, как: популярная рок-музыка, новости рок-музыки, рок музыка клипы, новая рок-музыка, концерты рок музыки, хиты рок-музыки, метал, легенды рок музыки, фильмы про рок-музыку, рок баллады, исполнители рока, жанры рока – в общем все, что касается этого музыкального направления.

Нередко в журналах можно встретить не только статьи, но и вклеенные диски типа «Лучший сборник рок-музыки», «Новинки рок-музыки 2013», «Музыка 2012 рок», «Рок-музыка 80-х» и т.д. Все эти издания посвящены именно зарубежной рок-музыке. В мире с множеством филиалов по всем странам даже создано специализированное заведение с общим названием Hard Rock Cafe. Главное кафе уже стало чем-то вроде музея рок-музыки. Там можно встретить уникальные вещи: инструменты знаменитостей, диски, одежду, автографы и т.д. Своеобразная голливудская «Аллея славы» только в виде музыкального бара.

Русская рок-музыка

В отличие от Запада, русский рок долгое время находился в подполье, особенно в советские времена и лишь относительно недавно вышел на широкую публику. Среди основоположников музыки русского рока особенно стоит выделить «Машину времени», «Автограф», «Кино», «Алису», «Аквариум», «ДДТ», Константина Никольского, Владимира Кузьмина, «Арию» и многих других.

Вообще, на формирование рока в Советском Союзе и на постсоветском пространстве самое сильное влияние оказал тогда еще Ленинградский рок-клуб. И одним из корифеев русского рока принято считать Бориса Гребенщикова, который внес немалый вклад в развитие этого музыкального направления. Вспомните Виктора Цоя, песни которого пели и поют до сих пор просто под гитару во дворе или сидя у костра. А сколько песен создал Андрей Макаревич, и сосчитать невозможно. Существуют даже фильмы про рок-музыку. К примеру, фильм «Душа», в котором, кроме Софии Ротару и Михаила Боярского, снялась группа «Машина времени». Всего столько, что в одной статье и не перечислишь.

Современная рок-музыка

Ели рассматривать современные направления рок-музыки, то можно сказать, что большей частью в зарубежной рок-музыке наметилась тенденция к ужесточению стилистики или, так сказать, «утяжелению» звучания. Достаточно много групп исполняют black metal или gothic metal, на основе которых сформировались собственные движения типа «готов».

Музыканты старшего поколения все еще следуют своим стилям, не изменяя их, а только дополняя современными инструментами или новыми веяниями в музыке. Отчасти, такая же ситуация наблюдается и в русском роке. Новоявленные музыканты стараются играть более тяжелую музыку, все чаще используя для этого тексты на английском языке, в то время, как «старички» продолжают создавать хиты в собственном стиле. Возьмите хотя бы тот же «Аквариум», «Чайф», «Машину времени» и многих других. Не то, чтобы они не стремятся быть современными. По всей видимости, это просто их жизнь или то, что было им дорого во времена зарождения отечественного рок-движения.

Музыкальные фестивали или концерты рок-музыки всегда проходят с наибольшим ажиотажем. Публика, как и сами музыканты, получает фантастический заряд энергии. И с ними связано наибольшее количество интереснейших случаев.

Так, например, считается, что более популярный исполнитель выступает всегда последним. Во времена расцвета хард-рока на одном из концертов последними должны были выступать Led Zeppelin. Ритчи Блэкмор, считая Deep Purple королями харда, просто по завершении выступления разбил своей гитарой всю звукоусиливающую аппаратуру, заявив, что его группа действительно выступает последней.

Не менее интересным является и поведение самих музыкантов на сцене. Сколько уже говорилось о том, как Оззи Осборн на одном из концертов откусил голову дохлой крысе. Или взять Элиса Купера, чуть не задавленного удавом, с которым он выступал на сцене. Восемь рабочих не могли оторвать змею от рок-звезды. Таких приключений в жизни каждого музыканта, наверняка, найдется немало.

Интересно еще вот что. Многие именитые на сегодняшний день музыканты и исполнители сперва даже не помышляли и такой головокружительной карьере. Стоит привести всего два случая (хотя их, естественно, намного больше). Один из самых известных вокалистов Дэвид Ковердейл, начавший карьеру в Deep Purple, а пото создавший собственный проект Whitesnake, был простым продавцом верхней одежды. А барабанщик группы, Metallica Ларс Ульрих до того, сесть за ударную установку занимался теннисом и даже стал чемпионом Дании среди юниоров.

Что же касается самих концертов и рок-мероприятий, то это всегда захватывающее зрелище. Народу – просто тьма. Тем не менее, особо хочется отметить два грандиозных шоу, которые проходили в Москве в 1989 и 1992 годах. Они считаются самыми большими концертами в истории рока. Первый фестиваль назывался «рок против наркотиков» - туда собралась чуть ли не половина Советского Союза. А на втором концерте Монстры рока в Москве» на выступление групп Pantera, The Black Crows, Metallica и AC/DC собралось аж 800 тысяч человек. На сцене было установлено 600 кВт звука. За несколько километров от Тушинского аэродрома, на котором проходил концерт, даже в метро было слышно любую группу, да еще так, что приходилось перекрикивать друг друга в разговоре.

В заключении хочется сказать, что музыка под общим название «рок» - явление в мире весьма неоднозначное. Влияние рока на всю музыкальную и культурную жизнь человека настолько велико, что представить себе современный мир без этого музыкального направления просто невозможно. Даже противники этого направления утверждают, что рок-баллады настолько мелодичны, лиричны и имеют завидную долю экспрессии, что ни один другой стиль по яркости выражения чувств, эмоций и переживаний с ними просто не сравнится. А вообще, попробуйте поискать в том же Интернете историю рок-музыки. Без сомнения, вы всегда найдете в этой музыке для себя что-то интересное и абсолютно новое.

Суханова Анна обучающаяся 8 класса

Рок музыка - одна из немногих, которую можно назвать интеллектуальной. Сочетание звучания классики, тяжелых гитарных нот, сильный, проникновенный вокал и сложность композиции – вот, чем покоряет нас металл. Тяжелая музыка заставляет испытывать различные чувства: будь то радость и грусть, любопытство и задумчивость, печаль о прошедшем и предчувствие будущего счастливого события – всё это магия рока. Можно сказать, что рок - музыка- это жизнь! Именно поэтому нам захотелось побольше о ней узнать.
Надеемся, что благодаря моей работе, многие смогут понять рок – музыку и посмотреть на нее с другой стороны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

История развития рок - музыки

Вступление

В детстве я впервые услышала эту странную музыку, и не смогла правильно понять ее до конца, так как с первого раза все звуки были смешаны и казались непонятными. Но потом, когда я стала старше, интерес к подобному жанру музыки возрос.

Рок - музыка полна энергии, от каждой песни исходят волны положительного заряда и наполняют душу человека. Эта музыка живет и дышит; ее невозможно подвести под формат! Каждая песня несет в себе великий смысл и располагает к размышлению на самые разные темы. А рок-музыканты? Они все интересные, мудрые и образованные люди и, конечно же, бесконечно талантливые. Рок музыка - одна из немногих, которую можно назвать интеллектуальной. Сочетание звучания классики, тяжелых гитарных нот, сильный, проникновенный вокал и сложность композиции – вот, чем покоряет нас металл. Тяжелая музыка заставляет испытывать различные чувства: будь то радость и грусть, любопытство и задумчивость, печаль о прошедшем и предчувствие будущего счастливого события – всё это магия рока. Можно сказать, что рок - музыка- это жизнь! Именно поэтому нам захотелось побольше о ней узнать.

Надеемся, что благодаря моей работе, многие смогут понять рок – музыку и посмотреть на нее с другой стороны.

2 слайд.
Цель данной работы:
изучить историю возникновения рок-музыки и ее основные направления

3 слайд Рок - это не просто музыкальное направление, под роком понимается молодежная культура, способ самовыражения молодого поколения, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 1960-х годов

Существенными чертами рок-музыки являются:

  • особая ритмическая пульсация в басу (бит),
  • использование преимущественно электромузыкального инструментария.

В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно телевидение), рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. В настоящее время она представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями.

4. слайд Панк-рок возник в середине 1960-х годов. Динамичная, агрессивная музыка. Расцвет пришелся на середину 1970-х годов, когда некоторые молодежные музыкальные коллективы взялись за переделку «застывшего» рока. В результате сложился музыкальный стиль, отличающийся резкостью, быстрым темпом и хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Панк-рок в основном играли любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой. В США первыми группами панк-рока были «The Stooges», «МС5» («Motor City Five» - «Пятерка из города моторов», т. е. Детройта) и «New York Dolls».

5 слайд. Описание первого выступления группы «The Stooges» американскими критиками тех лет: «Игги Поп (лидер группы) извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок».

слабые стороны панк-рока

  • Подмена мастерства исполнения эмоциями.
  • Панк-группы так и не сумели развиться музыкально, хотя их тексты, как правило, отличались глубиной и выражали настроение большей части молодежи того времени.
  • А настроение это было следующее: жизнь потеряла смысл, поэтому живи, как хочется тебе, и никому не подчиняйся.

6 слайд Арт-рок (art-rock - от англ. art «искусство») представляет собой сочетание элементов рока, академической музыки (классической и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Арт-рок берет своё начало в среде лондонского андерграунда второй половины 1960-х гг., в недрах британской психоделики с её интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому

7 слайд: Непосредственно на пороге формирования стиля арт-рока как такового стояла британская группа «Moody Blues», одна из первых (наряду с «The Beatles») использовавшая возможности симфонического оркестра. применение оркестрово-акустических инструментов, обращение к классике, в некоторых случаях выражающееся в использовании цитат, фрагментов чужих произведений, а иногда и в полной переработке старых сочинений на новый лад. Кроме того, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приёмы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также классические формы и жанры (среди них - фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера).

8 слайд . В начале 1970-х годов складывается жанр концептуального альбома, своеобразной «большой формы» в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития (пионерами здесь стали «The Beatles» с их альбомом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», 1967).

9 слайд Стиль хард-рок можно считать классическим направлением рок-музыки, тесно связанным с блюзовой праосновой. От блюза хард-рок перенял композиционно-гармоническую схему, лад и др. Звучание хард-рока характеризуется заметной тяжестью, высокой плотностью, усилением метроритмического начала, ставшего жесткой основой для виртуозной импровизации.

10 слайд Рок-н-ролл. С середины 1970-х гг. слово «рок-н-ролл» подменяет понятие «рок» и включает в себя почти все музыкальные стили: от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриал и модерна. Сформировался рок-н-ролл на основе ритм-энд-блюза. Считается, что первыми музыкантами, исполняющими рок-н-ролл, были Элвис Пресли, Билл Хэйли и его группа «The Comets», Чак Берри и Рэй Чарлз. Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое называло эту музыку сатанинской. С течением времени рок-н-ролл отчасти утратил свою бунтарскую сущность, но зато к творческой манере музыкантов, исполняющих музыку в данном стиле, добавился более высокий профессионализм.

11 слайд Пост-панк является наследником панк-рока второй половины 1970-х годов. Публика устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма панк-рока.
Поэтому в какой-то мере постпанк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных.
На становление пост-панка большое воздействие оказал жанр диско, арт-рок и другие стили музыки.

12 слайд Поп-рок. Под поп-роком принято подразумевать мелодичную рок-музыку, перегруженную звучанием клавишных инструментов. Поп-рок можно охарактеризовать и как коммерческую музыку, к которой предъявляются достаточно высокие требования с тем, чтобы слушатель заинтересовался ею уже с первых аккордов. Одними из наиболее ярких представителей поп-рока сегодня можно считать Джо Кокера, Пола Маккартни, Рода Стюарта, Эрика Клэптона и Элтона Джона, хотя каждый из них в свое время сделал вклад в самые разные жанры, которые ни в коем случае нельзя было назвать попсовыми.

13 слайд. Готика. Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV веках. На рокеров в большей степени повлияла не музыка Средневековья как таковая, а готический роман эпохи романтизма со всеми его образами вампиров и вурдалаков и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, выразившееся в песенных текстах и сценическом действе. Культовыми фигурами готик-рока стали «Sisters Of Mercy», «The Mission» и др. Настроение сосредоточенной скорби, отрешенности, тексты насыщены мотивами любви-смерти, ухода в иные миры.

14 слайд . Хэви-металл - одна из ранних разновидностей металла, выделившаяся из хард-рока в конце 1970-х годов. Оформление получила в творчестве таких групп, как «Deep Purple», «Black Sabbath», «Nazareth», отчасти «Queen» и др. Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к более быстрым темпам, жесткому звучанию, полифоничной фактуре, экзальтиро-ванной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары и ударные. Тематика песен была соответствующей: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи, мифологические мотивы, любовная и рок-н-ролльная тематика. Имидж музыкантов был шокирующим: кожаная одежда, железные цепи, длинные волосы, кое-кто появлялся даже в шкурах животных и т. д. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы.

15 слайд. Сам термин «альтернатива» имеет значение не столько стилевое, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы. Очень важным пунктом в идеологической программе альтернативы является протест, направленный на весь мир вообще.

16 слайд . Хардкорные композиции отличались резким ускорением темпа к концу. Вокал скорее напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии, но при этом содержала и некий конструктивный компонент .

17 слайд. Индастриал – рок. Формировался данный стиль в процессе творческой деятельности германских групп «Krafrwerk», «Tangerine Dream» и «Can». Для их музыки характерны многочисленные электронные эффекты, сознательно искаженное звучание инструментов, сложные ритмы, но все это не идет вразрез с мелодичностью. Творчество «Саn» оказало большое влияние на европейский авангард, психоделический арт-рок и в определенной степени стимулировало появление стиля техно-рок. Музыканты, играющие индастриал-рок, воссоздавали звуковые реалии современного города разными методами. Так, уникальная западногерманская группа. «Einsturzende Neubauten» в качестве музыкальных инструментов использовала стальные листы, рессорные пружины, электродрели, циркулярные пилы, отбойные молотки, пластиковые контейнеры, насосы, сыплющийся песок, капающие в воду куски горящей пакли и др.

18 слайд . Грандж. Одно из наиболее заметных явлений альтернативы рубежа 1980-1990-х годов, сосредоточившее в себе все деструктивное, что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле. Характерными чертами музыки грандж стали грязные аккорды гитар, резкий саунд, надрывный вокал. Вместе с тем грандж был лиричен и на удивление мелодичен.

19 слайд. Вывод : Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло сегодняшнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.

20 слайд . Литература

Для многих рок – это не только музыкальное направление, но и целая культура, средство коммуникации молодежи, а также своеобразное зеркало общества. Изначально данная музыка создавалась как способ самовыражения молодых парней. Это был некий бунт, социальный протест, пересмотр и отрицание всевозможных моральных ценностей мира.

Именно рок породил вечную дилемму родителей и детей, ведь в глазах старшего поколения этот жанр выглядит как обычное детское развлечение, которое иногда может пагубно отражаться на восприятии ребенком мира. Несмотря на то, что рок существует достаточно давно, на нем продолжает расти и сегодняшнее поколение, поскольку перед ним встают такие же проблемы, как и в начале его пути: отвержение и непонимание.

Как появились первые «наброски» рок-музыки?

Сильное влияние на зарождение рок-н-ролла оказали следующие блюзовые исполнители: Мадди Уотерс, Роберт Джонсон и Лидбелли. Само название «рок-н-ролл» происходило из давних песен госпел исполнителей 40-х годов. Это слово обозначало призыв к танцу. Впервые выражение было использовано в песне Роя Брауна «Good Rockin Tonight» в 1947 году. В 1949 году вышла песня «Rock and Roll» легендарного музыканта Уайлда Билла Мура.

Вообще, развитие раннего рок-н-рола неразрывно связано именно с американскими исполнителями, но на сегодняшний день, к сожалению, невозможно установить, какая же пластинка или песня стала первой в подобном жанре. Среди возможных вариантов называют сингл 1950 года «Fat Man» Фэтса Домино . В других версиях встречается записанная в 1951 году «Rocket 88».

Рок-музыка 60-х годов

В 1957-м году гитарист Линк Рей записал композицию «Rumble», в которой впервые можно было проследить эффект фузза (fuzz) на гитаре. Поэтому сегодня принятно считать, что именно от этой песни и начали происходить все «тяжелые» жанры рока, в частности, панк-рок и хэви-метал. Более того, Линк Рей и Дик Дейл положили начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла – серфу , который был основан на гавайском звучании гитары, а также имеющий эффект вибрато (vibrato). К первой серф-записи относят песню «Bulldog» группы The Fireballs, а среди ключеых представителей отмечают The Shadows и The Ventures.

Несколько лет спустя инструментальный серф начал сдавать свои позиции и уступил первенство вокальному серф-попу. Среди наиболее известных представителей выделяют The Beach Boys и Jan and Dean. Именно влияние звука серф и породило серф-рок, совмещающий уникальное серф-звучание и традиционную музыку.

Появление «тяжелых» жанров

Первой песней, в которой прослеживаются истоки «тяжелой» следует считать сингл «You Really Got Me» (1964) группы The Kinks.

Ребята впервые в рок-музыке использовали «тяжелый» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. В первых альбомах группы можно было заметить не только утяжеленный бит-саунд, но и остросоциальные тексты. The Kinks стали главными основателями субкультуры модов (расцвет которой приходится на середину 1960-х).

Основным идеологом движения модов стал коллектив The Who . Их первые два альбома являлись одними из наиболее «тяжелых» для своего времени, а на сцене они прославились тем, что часто начинали крушить свои гитары. Более того, группа впервые стала использовать нойз и фидбэк в роке. Стоит заметить, что некоторые их тексты считались уж слишком вольными для своего времени . Более поздняя музыка коллектива характеризовалась всего двумя словами — пауэр-поп.

К идеологам мод-движения также следует отнести The Pretty Things и The Small Faces. Данные группы играли жесткую версию ритм-энд-блюза. Тексты были такими же остросоциальными, как и у ребят из The Who.

Британскими первопроходцами жесткой музыки считаются парни из The Troggs. Группа отличалась от всех остальных британских коллективов тем, что она была наиболее близка к гаражному року, который появился некоторое время спустя.

Гаражный рок: грязные и шумные пластинки снова в деле!

Помимо музыки, которая постоянно крутилась в чартах и на телевидении, в середине шестидесятых начал зарождаться и развиваться некий андерграунд – это были группы, которые репетировали в гаражах и записывали шумные, низкопробные и грязные пластинки. Однако не все представители гаражного рока ориентировались на тяжелую музыку. Наиболее бескомпромиссные из них стали первыми прото-панк-музыкантами. 80% представителей гаражного рока так и не выпустили ни одного альбома.

Британское вторжение стало своеобразным образцом для подражания у американских рокеров. Стали появляться такие группы как The Sonics (которые записывали сумасшедшие рок-н-ролы с саксофоном и утяжеленной гитарой), The Seeds (игравшие более мягкую музыку с использованием органа), а также The Music Machine, The Standells и The Knickerbockers.

Подобное случалось редко, но иногда песни гаражных групп становились настоящими хитами: это произошло с группой Count Five и их песней «Psychotic Reaction» или, например, с The Standells и их детищем «Dirty Water» .

Наиболее уникально отнеслись к подобному стилю Monks – коллектив, оригинальное звучание которого (фидбэк, остросоциальные тексты, хаотическая гитара, безумные аранжировки) не имеет даже близких аналогов среди рока 60-х.

Вообще, музыка и имидж гаражных команд очень сильно сказались на последующем развитии стилей панк и прото-рока.

Середина 60-х — первые инновации в роке

В конце 1965 – 1966-ых в Америке начинает формироваться новый жанр – психоделический рок. Основой для его создания стали как гаражные группы со своей странной музыкой, так и представители фолк-рока. Впервые данный термин был применен по отношению к фолковой группе под названием «Holy Modal Rounders». Первой гаражной психоделической группой (в названии одного из их альбома упоминается термин «psychedelic») стали ребята из The 13th Floor Elevators. Хороший прирост поклонников психоделической культуры стал возможен благодаря хиппи и психоделическим наркотикам, типа ЛСД, марихуаны и мескалина. Характерным для жанра были «мистические» саунд и тексты треков, а также (в некоторых случаях) философия хиппи, которая выражалась в идеях пацифизма и идеалах любви.

Музыкальные идеи психоделического рока позволили Фрэнку Заппу в 1966 году предоставить обществу основы рок-авангарда – экспериментальной музыки с сатирическим и антисоциальным подтекстом.

Не отставала от всей этой компании и британская музыка, которая популяризировала поп-рок. The Kinks, отказавшись от жесткой музыки, пришли к поп-року без психоделии и с сильным влиянием мюзик-холла. Некоторые идеи коллектива The Kinks стали основой для создания и развития многих групп британского вторжения . В 1965 году The Beatles также решили не отставать и начали заниматься совершенствованием своего раннего звучания. Их работы 1965-1966 годов причислялись к ранней психоделии и брит-попу. Они и стали эталонами поп-рок музыки.

Вторая половина 60-х – популяризация классического рока

Хоть четко разделять музыку 1960-х годов на пласты и нельзя, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшей популяризации и расцвета «классического рока» . Данный термин включил в себя все главные направления музыки 60-х, начиная еще с «британского вторжения». Ну а 1967 год удостоен называться лучшим годом в истории рок-музыки . Именно тогда начали появляться легендарные произведения жанра поп-рока, блюз-рока и психоделии. Более того, одновременно со всем этим развивался и ранний музыкальный андерграунд, истоки которого происходят от гаражного рока.

Музыка конца 1960-х создала тенденцию к ее увеличению в роли общества: из средства развлечения рок-музыка превратилась в феномен контркультуры. С рок-музыкой неразрывно были связаны движения американских хиппи, а также Молодежная революция в Европе. Кстати, эта музыка была связана и с общественными протестами войны во Вьетнаме. Поэтому смело можно заявлять о том, что рок 1966-69 годов заложил основы для всех последующих достижений музыки в этом жанре.

Рок 70-ых – поколение бунта

Рок-н-ролл (который позже назывался «авангард») соответствовал по времени бунтам, возникшим в обществе. Сюда можно добавить отличную цитату Алена Дистера из его книги «Английский рок»: «Рок, который вторгся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по одежде, по его внешним и поверхностным проявлениям, но не замечают, что скрыто за всем этим: под сомнения поставлены практически все традиционные ценности, такие как религия, политика, армия. Возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми… Рок – это средство коммуникации. Он, можно сказать, является звуковым фоном целого поколения, приписывающего себя к нему». В начале 70-х на рок-сцене происходит кризис. Музыка перерастает в коммерческую составляющую… Именно это и повлекло за собой удаление от духовных начал рока, который был создан как результат бунта молодого поколения.

Новое поколение, пришедшее на смену шестидесятникам, стало требовать собственное, непохожее на старое самовыражение, которое бы отрицало современное положение вещей.

К середине 70-х возникла потребность воссоздать что-то новое – протестующее и бунтующее против системы. Этим чем-то стали новые жанры 70-х годов, такие как: хард-рок, прогрессив-рок, брит-поп, фолк-поп, поп-рок, глэм-рок.

Рок-музыка 80-х – новые агрессивные поджанры метала

В 1980-х (после спада в 77 году) возрождается хэви-метал, породивший теперь несколько еще более агрессивных поджанров.

В начале 80-х в Британии начинается известная «New Wave Of British Heavy Metal» (сокращенно NWOBHM, переводится как «новая волна британского хэви-матала»). Хэви-мэтал второй волны базировался на экспериментах AC/DC, Black Sabbath, Judas Priest. Все три группы поддерживали свою активную деятельность на протяжении всех 1980-х годов. Более того, парни из AC/DC смогли создать несколько пластинок, которые на сегодняшний день считаются эталонами жанра, а коллектив Judas Priest сформировал главные принципы NWOBHM`а как в имидже, так и в (тяжелое, агрессивное звучание двух гитар).

Но самой влиятельной группой NWOBHM считается Iron Maiden , которая усовершенствовала стиль, жесткую гитарную атаку и хэви-металлическое соло до идеала. Музыка группы Iron Maiden была динамичной, громкой и отлично сочеталась с мелодичным вокалом.

Рок 90-ых – расцвет гранжа и инди-рока

До 1991 года гранж развивался как некое андерграундное являние сцены Сиэтла. Громкий успех альбома гранж-коллектива Nirvana стал поворотным моментом в музыке 1990-х. Именно тогда инди-музыка начала воспроизводиться на американских теле- и радиоэфирах, а лидер группы Курт Кобейн был признан «голосом поколения». Музыка этих парней вобрала в себя основы гранжа – тягучесть, отчаянность, депрессивность, которая построена на загадочных повторяющихся риффах и смеси панк и альтернативного рока. Несмотря на это, Nirvana была более мелодичной, нежели у ее предшественников.

Успех Нирваны «подарил» вдохновение другим гранж-группам. Сюда следует отнести Pearl Jam, Alice in Chains и Soundgarden. Но если музыка Pearl Jam была гранжем, смешанным с панком, то два остальные коллектива играли немного в другой форме – рок с монументальными элементами, на который большое влияние оказал метал.

Развитие альт-рока в 90-е продолжалось не только на основе гранжа и брит-попа, но и за счет развития классических идей 80-х. Вообще, переход многих альтернативных артистов на более крупные лейблы вызывал возмущения и недовольства среди фанатов. Поклонники называли подобную музыку «ненастоящим инди».

Рок-музыка 2000-х – апогей популярности нео-прогрессива

Воссоздание прогрессив-рока началось еще в конце 90-х, но именно в начале 21-го века популярность прогрессива достигла своего апогея и почти достигла уровня середины 70-х годов, когда данный поджанр рок- находился на творческом и коммерческом пике.

Несмотря на то, что британцами из Porcupine Tree, которые считаются главным прогрессив-коллективом, было внесено много феноменального вклад в развитие этого жанра, наибольший вклад в усовершенствование нео-прогрессива сделали ребята из мексикано-американской группы The Mars Volta, появившейся в 2000-е годы. На протяжении нескольких лет коллектив пользовался невероятным коммерческим успехом, что позволило парням продать более 10 миллионов альбомов.

Развитие нео-прогрессива шло сразу в нескольких направлениях: 1) это и молодые группы, участники которых в прошлом играли в менее-известных коллективах (типа The Mars Volta, занявших место распавшихся At the Drive- In). 2) Это группы, которые, в связи с экспериментаторской деятельностью и творческими поисками усложняют свой саунд. В качестве примера подойдет Muse, которые предали альтернативный рок и перешли на сторону нео-прогрессива.

Что же будет ждать рок в будущем? Если посмотреть его повторяющуюся историю, то точно можно сказать, что впереди у него новые протесты, буйства, падения и взлеты, эксперименты и миксы разных стилей. Рок не будет стоять на месте: вскоре придут новые коллективы, а вместе с ними новые жанры и движения. И так же будет продолжаться конфликт детей и родителей, которые будут запрещать молодому поколению слушать эту «сатанистскую», «грязную» и безвкусную музыку, а дети будут действовать им назло…

Линк Рэй — Rubmle (1958) (видео)

Краткая история рок-музыки

Рок - музыка для каждого... В данной статье мне хотелось бы поговорить о жанре музыки, объединяющем между собой миллионы людей по всему миру. Его фанатов можно найти как среди обычных подростков из школы через дорогу, так и среди известных людей, посещающих концерты мировых рок-звезд . Да и сами музыканты выглядят по-разному, а об обширном спектре звучаний и направлений говорить можно долго. Так что же есть рок-музыка?

Что такое рок-музыка?

С самых первых дней этот жанр ставили в противовес популярной музыке. Рок-н-Ролл зародился в конце 50-х годов. У его истоков стояли такие исполнители, как Чак Берри , Бил Хейли и другие. В то время у них еще не было мировой славы и известности. Это были выходцы из афроамериканских семей, игравшие блюз в барах или на улице. И с детства они видели конфликты: противостояние богатых и бедных, противостояние белых и афроамериканцев, с ранних лет они впитывали в себя эту борьбу, всю злость. А когда брали в руки гитару, то звуком принимали участие в борьбе.

Блюзмен - это бедный человек с гитарой, который противостоит всему миру в тяжелой борьбе. И в тот момент, когда поколение, наблюдавшее жестокость, выросло, набрало сил, то начался протест против обычных устоев. Но это не была война, это был крик, крик о том, что человека ничто не может остановить. Молодые гитаристы из самых низов начали экспериментировать со звуком, давая выход радости и злости, создавая более плотное и яркое звучание. Со временем зародился жанр, названный Рок-н-Роллом . Вскоре новоиспеченное музыкальное направление начало захватывать умы миллионов. Каждый находил в этой музыке звук свободы, манящий привкус опасности, о котором до этого не приходилось и мечтать.

Первым шагом к популярности стал интерес к Рок-н-Роллу со стороны “белых” людей. - стал королем Рок-н-Ролла. Он непросто был звездой местного масштаба или знаменитостью в пределах жанра. Его песни ставили диск-жокеи с различных радиостанций . Весь мир тогда услышал о Роке . Быстрые и зажигательные ритмические рисунки, тексты, от которых бросало в дрожь или хотелось смеяться. Все это притягивало к себе сотни и тысячи людей.

Окончательное становление Рок-н-Ролла как самостоятельного, популярного и перспективного жанра случилось во времена “Британского вторжения” .

Приумножили успех Элвиса Прэсли и стали поистине легендарной группой. Они смогли получить популярность не только в Европе, но и в Америке. Практически каждый сингл группы становился хитом. А альбомы получали статус мультиплатиновых. Характерной особенностью этой группы был легкий, ритмичный и мелодичный звук, а также чувственные, проникновенные и близкие сердцу баллады. Также “битлы” показали всему миру, что рок может говорить не только о проблемах, но и быть веселым, нежным и чувственным. И по сей день редко можно найти группу , у которой нет хотя бы одной песни, раскрывающей душу.

В то же время другой британец по имени Джимми Хендрикс заложил другую основу рока - виртуозное исполнение песен. Он непросто пел и подыгрывал на гитаре, а использовал гитару, чтобы демонстрировать чувства. Тогда начали появляться тяжелые рифы , долгие и быстрые гитарные соло , которые впоследствии будут входить в состав многих

Предпосылкой для создания нового музыкального направления послужили и культурные, и социальные факторы. Это и отгремевшая Вторая , и дискриминация чернокожего населения в ряде штатов, и застойные явления в искусстве. Рок, вобрав в себя различные направления, элементы фольклора и чернокожего, и белого населения Америки, стал демократичным и отвечающим духу времени явлением в музыкальном мире.


На формирование рок-музыки оказали влияние различные направления музыкального искусства. В США к началу 1950-х годов были популярны стили кантри, диксиленд, кантри-энд-вестерн, фолк, буги-вуги, блюз, различался белый и черный джаз. В негритянской среде были свои духовные жанры. Все эти музыкальные течения в той или иной степени оказали влияние на становление рок-музыки, но главенствующая роль все же принадлежит блюзу.


Из двух популярных в негритянских кругах направлений – танцевального блюза (New Orleans Dance Blues) и сити-блюза возник ритм-энд-блюз. Изначально эта музыка имела популярность лишь среди афро-американского населения. К середине 50-х годов под давлением конфликта поколений и реформирования образовательной системы США ритм-энд-блюз сломал расовые барьеры и стал музыкой для всех.


В дальнейшем ритм-энд-блюз получил самостоятельность и стал одним из ведущих направлений музыкального искусства. Элементы белой музыки кантри, слившись с негритянским ритм-энд-блюзом, положили основу для появления нового направления, названного рок-н-роллом (Rock-And-Roll).


Понятие rock-and-roll в афро-американских музыкальных кругах встречалось и ранее (с начала 1930-х годов), оно на сленге чернокожих певцов означало «качайся и крутись». С легкой руки музыканта и диск-жокея из штата Кливленд Алана Фрида (1922-1965) название «рок-н-ролл» приобрело мировую известность и популярность.


Позднее словом рок (госк) стали обозначать все вновь возникающие музыкальные течения, основой для которых служили ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. В настоящее время под понятие «рок-музыка» попадают и прародитель рока – классический рок-н-ролл, и не имеющая ничего общего с блюзом авангардная музыка.

Видео по теме

Русский рок – это особенное направление в рок-музыке, которое приобрело облик, совершенно отличный от рока всех других стран. Возможно, причиной была некоторая изолированность исполнителей от остального музыкального мира, а может, национальный менталитет – но в итоге русский рок такой, как он есть. В чем же его особенности?

Главное - тексты

На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные отличия заключаются в том, что в русском роке главную роль играет текст, а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам.

Единственное, что объединяет русский рок с мировым, это общая идея протеста. Против правительства, тоталитаризма, войны, несправедливости, социальных проблем… Список длинный, и каждый музыкант или коллектив тяготеет к своим любимым темам. Также популярной темой для высказывания в русском роке является внутренний мир героя.

Можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не значит, что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.

Популярность и исполнители

Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять тексты, заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.

К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века.

Связанная статья

Направление музыки рок-энд-ролл возникло в середине 50-х годов прошлого столетия. Среди тех, кто заложил основы жанра можно выделить Фэттса Домино, Бо Диддли, Чака Берри. Сегодня музыкантов, играющих рок, огромное число, у каждого из них своя история становления.

Инструкция

Зарубежные
Американская рок-звезда Брюс Спрингстон считается вторым Элвисом. Это обосновывается его музыкальным даром и работой по внедрению своего творчества в широкие круги общества. Пик его всемирной славы пришелся на 1975 год, когда был выпущен третий альбом музыканта «Рожденный бегать». Некоторые песни из четвертого по счету альбома Брюса Спрингстона под названием «Тьма на окраине города» завоевали лидерские места в чартах.