Шпаргалка: Механизмы психологической защиты. Типология механизмов психологической защиты

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

А.Фрейд предложила считать защитными следующие «психодинамические» механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация. А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение «Я». 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 19. Перемещение.

В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г., - двадцать три. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л. И. Вассерман с соавторами в качестве примера приводят список из тридцати четырех механизмов психологической защиты.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. Возьмём за основу классификацию, описанную в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация - отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция , в частности Идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Примитивная идеализация - восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Примитивная изоляция , в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Проективная идентификация - когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.
  • Проекция - ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Расщепление Эго - представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  • Соматизация или Конверсия - тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение - бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  • Вытеснение , Подавление или Репрессия - в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
  • Вымещение , Замещение или Смещение - в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
  • Игнорирование или Избегание - контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация - прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Отыгрывание , Отреагирование вовне или Разрядка - cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Поворот против себ я или Аутоагрессия - перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Сексуализация или Инстинктуализация - превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Сублимация - перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Рассмотрим некоторые виды психологической защиты более детально

Всемогущий контроль - ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества. Первым, кто вызвал интерес к «стадиям развития чувства реальности», был Ш. Ференци (1913). Он указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна. По мере взросления ребенка она на последующей стадии естественным образом трансформируется в идею вторичного «зависимого» или «производного» всемогущества, когда один из тех, кто первоначально заботится о ребенке, воспринимается как всемогущий.

Отрицание - это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

Примитивная идеализация - тезис Ференци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по – прежнему важен. Все мы склонны к идеализации. Мы несем в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И появляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питаем детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации – индивидуализации. Побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом – естественное в этой ситуации лекарство.

Примитивная изоляция - психологический уход в другое состояние- это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у самых крошечных человеческих существ. Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ, для изменения состояния сознания так же может рассматриваться как разновидность изоляции. У конституционально впечатлительных людей нередко развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают как проблематичный или эмоционально бедный.

Проекция - вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я»,- на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу.

После осуществления проекции, относясь к ним как к внешним, человек избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, т. к. он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. В этом плане проекция выступает как попытка справиться с недовольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям. Такая переориентация позволяет защититься от неприятия себя окружающими. Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забывания - намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

При подавлении , как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное воспоминание события в целом - блокируют их. В то же время, информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении зависимости от агрессора.

Замещение - это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект - «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения - это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. П.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

Идентификация - разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, т. е. почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

Этот механизм защиты используется как бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь повышения самооценки. Одним из проявлений идентификации выступает предупредительность - самоотождествление с ожиданиями других людей. Важно обратить внимание на то, что становление идентификации имеет своим следствием и ограничение агрессии против человека, с которым идентифицируются. Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

Интеллектулизацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остаётся впечатление отсутствия эмоций.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональными значениями, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно.

Рационализация - это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации - в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. Одна из разновидностей рационализации - уклончивость . Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье - превращается в оленя, а если его догоняют, то оборачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точки зрения,- они правдивы. Ведь правда - это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

Морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализует, это означает: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обстоятельств.

Иногда морализацию можно рассматривать как более высокоразвитую версию расщепления. Склонность к морализации будет поздней стадией примитивной тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В то время как расщепление у ребёнка естественным образом возникает прежде способности его интегрированного собственного «Я» выносит амбивалентность, решение в форме морализации через обращение к принципам, смешивает чувства, которые развивающееся собственная «Я» способно выносить. В морализации можно усмотреть действие супер-Эго, хотя обычно ригидного и наказуемого.

Регрессия является относительно простым защитным механизмом. Социальное и эмоциональное развитие никогда не идёт строго прямым путём; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Подфаза воссоединения в процессе сепарации – индивидуации, становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции.

Для классификации данного механизма он должен быть бессознательным. Некоторые люди используют репрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые у нас реагируют на стресс, вызываемые ростом и возрастными изменениями тем, что заболевают. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для терапевтического вмешательства.

Сублимация - это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней

мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом - творчество. Сублимация - это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату.

Наш организм – система, склонная к саморегуляции. Для стабилизации состояния в моменты конфликтов, особенно внутриличностных, наша психика придумала механизмы психологической защиты. Цель включения механизма – снижение тревоги и переживаний, испытываемых при конфликте. Хорошо это или плохо? Нужно с этим бороться или нет? Давайте разберемся.

Усталость – основа внутренней нестабильности. Вы замечали, что можно долго позитивно смотреть на ситуацию, предотвращать конфликт, но в это время влияние негативных факторов продолжает накапливаться, как и усталость. И тогда вывести нас из равновесия может любой пустяк. От чего мы устаем и становимся уязвимы к конфликтам?

  1. Избыток или дефицит физической либо интеллектуальной активности.
  2. Переедание или голод.
  3. Недостаток или переизбыток сна.
  4. Однообразная или наоборот переменчивая деятельность.
  5. Озадаченность чем-либо и повышенное беспокойство.

Постарайтесь записывать весь свой день, чтобы понять, на что больше всего у вас уходит энергии. Затем исправьте то, что, как вы думаете, вас опустошает. Вместе с этим возьмите за правило помогать людям, но не в ущерб себе. Осваивайте ауторегуляцию и научитесь управлять своими механизмами психологической защиты.

Что такое защитный механизм

Защитный механизм – рычаг предотвращения психических расстройств личности. Однако защитные механизмы обладают двойственностью. С одной стороны, они стабилизируют , то есть налаживают взаимоотношения человека с самим собой, а с другой – могут разрушить взаимоотношения с внешним миром.

Цель работы защиты – предотвращение . Задача – справиться с сильной негативной эмоцией и сохранить самоуважение индивида. Для этого внутри личности происходит перестройка системы (иерархии) ценностей. Это резервные способы решения мозгом поступающих проблем. Они включаются тогда, когда основные нормальные методы дали сбой, а проблема не осознается самим человеком.

Виды защит

В критической ситуации накала эмоций наш мозг, базируясь на предшествующем опыте, включает тот или иной механизм. К слову, человеку под силу научиться управлять своими защитами. Какие же механизмы психологической защиты существуют?

Вытеснение

Замещение мыслей о конфликте другими увлечениями, занятиями, мыслями и эмоциями. В результате конфликт и его причина забываются либо не осознаются. Человек действительно забывает нежелательную информацию, истинные мотивы. Но вместе с этим становится тревожным, боязливым, замкнутым, робким. Постепенно снижается .

Рационализация

Пересмотр ценностей, изменение отношения к ситуации ради сохранения достоинства («она от меня ушла, но не известно еще, кому повезло больше»).

Регрессия

Это пассивно-оборонительная тактика, опасная занижением самооценки. Предполагает откат к моделям поведения более раннего возраста. Это беспомощность, неуверенность, удивление, плаксивость. В результате личность становится инфантильной и останавливается в развитии. Такой человек не способен самостоятельно и конструктивно решать конфликты.

Дискредитация

Принижение достоинства того, кто критикует («кто бы говорил!»). Другая сторона медали – идеализация. Постепенно человек переходит в чередование первого и второго. Это опасно нестабильностью в отношениях.

Отрицание

Сдерживать негативные эмоции, отрицать до последнего, надеясь на неожиданный результат и изменения – суть этого механизма. Включается в ситуации конфликта мотивов личности и внешних условий (информации, убеждений, требований). Из-за такого механизма развивается неадекватное представление о себе и окружающей среде. Человек становится оптимистичен, но оторван от реалий. Он может попасть в беду из-за сниженного ощущения опасности. Такой человек эгоцентричен, но при этом общителен.

Обособление

«Даже думать не хочу об этом». То есть игнорирование ситуации и возможных последствий, эмоциональное отчуждение. Человек уходит от внешнего мира и межличностных взаимоотношений в свой мир. Для окружающих он выглядит неэмоциональным чудиком, но на деле у него высоко развита эмпатия. А уход от стереотипов позволяет нестандартно видеть мир. Так рождаются художники, поэты, философы.

Компенсация, или замещение

Поиск самоопределения и успеха в другой сфере, группе людей. Перенос с недоступного на доступный объект.

Гиперкомпенсация

Утрированное, противоположное нежеланному явлению поведение. Такие люди отличаются нестабильностью, неоднозначностью. Про них можно сказать: «от любви до ненависти один шаг».

Агрессия

Нападения на того, кто критикует. «Лучшая защита – нападение».

Расщепление

Разделение личностью своего опыта ради создания внутреннего мира. Ангел и дьявол, альтернативные личности (которым иногда дают имена), образы помогают человеку оставаться здоровым. Но с другой стороны – его видят разным человеком. Про таких людей говорят «Да он, да вы что?! Он не мог так поступить! Вы лжец!» И снова прекрасная почва для конфликтов.

Идентификация

Перенос своих нежелательных чувств, мыслей, качеств, желаний на других, что нередко выливается в агрессию. Кроме этого, человек постепенно себе приписывает все больше положительных качеств. С точки зрения конфликтов это самая неблагополучная защита.

Сублимация

Перенос материального и обыденного на уровень абстрактного и творческого. Это приносит удовольствие и радость. Это оптимальный и самый безопасный вариант психологической защиты. Постепенно личность самореализуется творчески и защита, как и неопределенность, отпадает сама собой. Любые неудовлетворенные потребности можно преобразовать в творчество. Это самый здоровый тип психологической защиты.

Механизмы нарушения саморегуляции

Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?

  1. Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
  2. Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
  3. Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
  4. Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.

В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.

Возвращение себя

При коррекции поведения человек проходит ряд этапов:

  • игра в образ;
  • осознание своей фальши (страх);
  • неопределенность (потеря привычно и отсутствие ориентиров);
  • осознание реального ужаса ситуации (подавил себя и сам же ограничил);
  • возвращение себе себя и своих эмоций.

К сожалению, самому пройти этот путь практически не возможно. Я рекомендую обратиться к специалисту. В зависимости от ситуации психологи отдают предпочтение гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамме, индивидуальному консультированию или другому методу психокоррекции.

А что можно самостоятельно сделать сознательного?

Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов. Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже).


Трансформация информации при общении

Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.

Самомассаж

Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.

Релаксация

Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей. Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц. Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.

Дыхательная гимнастика

Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.

Нейролингвистическое программирование при тревоге

НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания. Предлагаю вам методику, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов.

  1. Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
  2. Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
  3. Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
  4. В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
  5. В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».

В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.

Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.

Воображариум

  1. Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
  2. Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
  3. Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
  4. Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.

Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.

Для самостоятельного и здорового преодоления конфликтных ситуаций рекомендую вам освоить ряд нехитрых принципов и правил.

  1. Умейте принимать критику и извлекать из нее пользу.
  2. Всегда помните, что критикуют не вас, а ваши поступки или отдельные черты, даже если неправильно формулируют свою мысль.
  3. Умейте отвечать за свои поступки.
  4. Умейте разговаривать.

Послесловие

Психологическая защита – реакция человека на конфликтную ситуацию. Притом механизмы психологической защиты включаются тогда, когда человек не осознает противоречие своего Я-реального и Я-идеального. Механизм включается, но саморазвития и изменений личности не происходит. Когда же до сознания доходит несоответствие поведения индивида его же убеждениям (или других людей, но значимых для него), то начинается путь саморегуляции.

  • Такая разница во включении сознательного и бессознательного обычно обусловлена самовосприятием и самооценкой. Когда человек в целом положительно к себе относится, то отдельные негативные поступки или черты замечает. Если же его отношение к себе в целом негативно, то он не замечает эту «каплю в море».
  • Вывод: чтобы быть здоровым и самому управлять своими эмоциями, нужно иметь адекватную самооценку и самовосприятие. А самому управлять сознанием нужно, потому психологические защиты не оказывают желаемого результата и не предотвращают конфликты, кроме внутриличностного (исключение – метод сублимации).
  • Психологические механизмы хороши в редких и экстренных ситуациях, но при частом включении они калечат личность. Потому важно работать над своей стрессоустойчивостью, чтобы любая мелочь не воспринималась психикой как критичная ситуация и призыв к включению резервного питания.

Литература по теме

В заключение рекомендую вам книгу Вадима Евгеньевича Левкина «Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие». Это практическое руководство для изменения себя, своего поведения и механизмов защиты (сознательных и бессознательных). Материал написан житейским языком, подкреплен примерами, по пунктам разложены все рекомендации. Настоящее руководство к жизни.

Содержание статьи:

Психологическая защита - это присущий каждому человеку рефлекс, который помогает ему поставить для себя спасительный блок при кризисной для него ситуации. Сопротивление людской натуры негативному воздействию извне является вполне природным. Однако далеко не каждый человек разбирается в механизмах и способах постановки подобного барьера между собой и стрессом.

Что такое психологическая защита

Данный процесс давно интересовал человечество, но стал известным после озвучивания его Зигмундом Фрейдом. В конце 19 столетия (в 1894 году) знаменитый исследователь людских душ впервые начал анализировать все способы психологической защиты субъектов от негативных факторов.

В основу своих умозаключений он положил методы борьбы (в виде вытеснения) против аффекта и болезненных видений, которые возникают в сознании человека. Симптомы тревожности поначалу он описывал довольно узко и в категоричной форме, хотя четкой формулировки психологической защиты в его трудах искать не приходится. Чуть позднее (в 1926 году) Зигмунд уже само понятие «вытеснение» не делал главной догмой при озвучении заинтересовавшего его понятия.

Его младшая дочь, Анна Фрейд, пошла по стопам великого отца и, став основателем детского психоанализа, в своих трудах детально изучила все аспекты реакции человека на определенные обстоятельства. На ее взгляд, понятие психологической защиты людей заключается в десяти ее компонентах. В исследованиях этого аналитика четко наблюдается вера в силу и возможности личности любого субъекта.

Подавляющее большинство специалистов и по сей день пользуется данным термином, который ввел в практику Зигмунд Фрейд. В основу современных методик психологической защиты заложено осмысление ее в качестве процесса постановки блока на бессознательном уровне между внутренним миром человека и опасными проявлениями социума.

Механизм действия психологической защиты


Обычно специалистами озвучиваются первичные и вторичные механизмы постановки блока между собой и стрессовой ситуацией. Однако они все же выделяют основные разновидности данного состояния:
  • Вытеснение . Иногда это понятие заменяют термином «мотивированное забывание», при котором происходит переход воспоминаний о трагических событиях из сознания в область подсознания. Однако подобный процесс вовсе не свидетельствует о том, что существующая проблема решена полностью. Следует отметить тот факт, что довольно часто подобный вид психологической защиты становится фундаментом для развития всех остальных механизмов.
  • Регрессия . Истеричные и инфантильные особы всегда стараются при помощи нее избежать ответственности за принятие важных решений в своей жизни. Психиатры в некоторых особо тяжелых случаях считают регрессию благодатной почвой для развития шизофрении.
  • Проекция . Мало кто из нас любит видеть недостатки у себя, а вот в грязном белье других людей довольно часто копается большое количество нечистоплотных персон. При этом бревно в собственном глазу их вовсе не смущает, потому что они заняты активными поисками соринки в нем у ближайшего окружения. При данном увлекательном для них занятии они свои скрытые комплексы маскируют за счет критики посторонних людей.
  • Формирование реакции . Обычно озвученный процесс реализуется в виде желания компенсировать собственные как надуманные, так и имеющиеся недостатки. При этом у таких людей формируется видение мира в черно-белых тонах. Можно в данном случае позиционировать себя сильной особой, которая при нежной натуре постарается сокрушить все вокруг, но не дать слабинку. Не потому что она зла, а вследствие того, что боится боли, которую ей могут причинить. Слабая личность в свою очередь в виде психологической защиты использует браваду, прикрываясь мнимыми влиятельными друзьями.
  • Отрицание . Подобное явление имеет много общего с вытеснением из сознания неприятных или трагических событий. Однако при отрицании человек не просто мотивированно забывает о происшедшем, но и вряд ли вспомнит о том, что с ним случилось. Если же ему рассказать о прошлом, то он посчитает это глупой выдумкой недоброжелателей.
  • Замещение . В данном случае человек будет стремиться с более сложных целей переместить свое внимание на решение легких задач. Такие люди редко появляются в местах с повышенной опасностью, а посещают заведения со спокойной обстановкой.
  • Сублимация . Нежелательные импульсы адекватные личности направляют в нужное русло. То же сексуальное, но нереализованное напряжение они готовы снять при помощи занятия спортом, туризмом и активным отдыхом. Если же не появляется желания подобного позитивного выхода энергии, то речь уже может пойти о садистах и даже маньяках. Механизм сублимации довольно часто включается именно при проблемах интимного плана. Однако при отсутствии явных отклонений в психике человек компенсирует этот недостаток достижением в науке, технике и искусстве. За счет высокого интеллекта такие особы блокируют свои нездоровые фантазии, сублимируя их в плодотворной деятельности, которая приносит пользу обществу.
  • Рационализация . Довольно часто неудачник обесценивает желаемую цель в случае провала предполагаемого предприятия. При этом он делает эффектную позу при плохой игре, утверждая окружающим, что не очень-то и хотелось сделать ту же карьеру. Впадая в другую крайность, озвученные особы завышают ценность полученного приза, хотя изначально не особо в нем нуждались.
  • Идентификация . В некоторых случаях люди считают, что обладают качествами знакомой им удачливой особы. Будучи антиподом проекции, подобное отождествление подразумевает желание собственную неполноценность в чем-либо замаскировать идентификацией с достижениями положительного субъекта.
  • Изоляция . В каждом из нас есть как позитивные черты характера, так и негативные проявления личности, потому что идеальных людей не существует. При изоляции человек абстрагируется от собственных нелицеприятных поступков, не считая себя в чем-либо виноватым.
  • Фантазирование . Многие люди, находясь в тяжелом финансовом положении, по дороге куда-либо мечтают найти кошелек, полный долларов. Согласны они и на приобретение в виде потерянного кем-то золотого украшения. Со временем эта форма защиты от реальности может стать навязчивой идеей. Если этого не происходит, то фантазировать никому не воспрещается.
Иногда люди используют не один, а несколько защитных механизмов. Делают они это часто неосознанно, чтобы по максимуму оградить себя от травмирующих их психику факторов.

Основные способы психологической защиты


Пытаясь избежать последствий тревожной ситуации, люди могут вести себя следующим образом:
  1. Самообвинение . Подобный классический вариант личной защиты довольно часто распространен среди обывателей. Именно таким образом они успокаиваются и считают себя компетентными особами в оценке жизненных ситуаций. Некоторые люди при помощи этого странного и саморазрушающего способа пытаются доказать свою значимость, ожидая лестных оценок со стороны ближайшего окружения.
  2. Обвинение других людей . Легче всего переложить вину за собственные проступки на другого человека, чем признать их самому. Часто, когда что-то не заладилось, можно услышать от таких особ фразы типа «ты сказал мне под руку» или «не надо было стоять у меня над душой».
  3. Зависимое поведение . Кошмары наяву - довольно частое явление для тех, кто просто боится жизни. Среди алкоголиков и наркоманов подавляющим большинством выступают субъекты с зависимым поведением. В итоге у них происходит искажение сознания, когда человек не способен адекватно воспринимать действительность.
Озвученные способы психологической защиты довольно часто являются крайностями в поведении людей. Грань между желанием обезопасить себя и неадекватностью иногда бывает весьма условной.

Когда срабатывает психологическая защита?


Сложно понять какую-либо проблему, если не рассмотреть ее детально на практике. Механизмы психологической защиты обычно срабатывают при возникновении следующих ситуаций:
  • Пополнение в семействе . Первенец в очень редких случаях является нежеланным ребенком. Подрастающий малыш привыкает быть центром Вселенной для всей семьи. При рождении затем брата или сестры у юного эгоиста срабатывает эффект регрессии. Психологическая травма такого рода заставляет ребенка вести себя не в соответствии со своим возрастом. Пытаясь привлечь внимание родителей, он начинает так же капризничать, как его маленький соперник.
  • . Обычно наши страхи формируются в детском возрасте. Некогда культовый фильм «Оно» по мотивам произведения Стивена Кинга повергл в ужас целое поколение юных любителей пощекотать себе нервы. Знаменитый актер Джонни Депп и по сей день страдает коулрофобией (боязнью клоунов). В данном случае срабатывает один из механизмов психологической защиты человека в виде попытки изоляции аффекта и полного его вытеснения из сознания, что не всегда получается на практике. Тот же малыш, повредив какую-либо ценную вещь, будет полностью отрицать свою причастность к содеянному. Подобное поведение не всегда свидетельствует о склонности ребенка к обману. Просто у него реально от мысли быть покаранным родителями срабатывает инстинкт самосохранения, и память услужливо стирает какое-либо воспоминание об испорченной вещи.
  • Поведение отвергнутого кавалера или дамы . Стараясь защитить свое самолюбие, горе-поклонники начинают выискивать всяческие недостатки у коварной особы. В данной случае речь идет о рационализации, которая помогает человеку пережить поражение на любовном фронте. Если же отвергнутый человек достойно ведет себя в этой ситуации (начинает писать стихи и занимается самообразованием), то речь уже пойдет о сублимации.
  • Самозащита жертвы насилия . При помощи внутреннего блока в виде полного отрицания происшедших с них событий или вытеснения их из сознания люди подобным образом стараются избавиться от шока. Особенно это касается тех особ, кто пережил сексуальное насилие. Некоторые взрослые считают, что если их ребенок пострадал от рук извращенца, то с возрастом он забудет обо всем. Специалисты не советуют так расслабляться папам и мамам маленькой жертвы, потому что подсознание будет сигнализировать ей об опасности, которая может исходить от взрослых людей.
  • Поведение больного с серьезной патологией . При помощи одного из видов психологической защиты в виде отрицания человек старается убедить себя, что ничего страшного с ним не происходит. Он будет отказываться от предложенного лечения, считая его бессмысленной тратой денег при надуманной проблеме.
  • Срыв эмоций на близких . Довольно часто членам семьи попадает, когда на их родственника на работе накричал начальник. Постоянные придирки со стороны руководства запускают механизм замещения, когда гнев выплескивается на ближайшее окружение. В Японии (во избежание такого поведения) куклы с обликом начальника после стрессового дня разрешается разделать под орех при помощи биты.
  • Поведение студентов . Молодежь в большинстве случаев затягивает подготовку к экзаменам до последнего или вовсе игнорирует ее. Оправдывая собственную безответственность, они затем обвиняют всех, начиная от профессора-непрофессионала и заканчивая министром образования. Проекция становится для них главным способом обелить себя в глазах общественности.
  • Боязнь путешествий на самолете . Одним из примеров психологической защиты человека можно назвать аэрофобию. В данном случае речь пойдет о замещении, когда вместо авиалайнера люди предпочтут передвигаться на более безопасном, с их точки зрения, транспорте.
  • Подражание кумирам . Обычно такое проявление идентификации свойственно детям. Именно в период созревания, мечтая выделяться среди сверстников, они начинают видеть у себя способности супергероев из блокбастеров.
  • Покупка нового домашнего любимца . Опять же речь пойдет о замещении, когда, тяжело восприняв смерть кота или собаки, люди стараются приобрести похожее на них животное. Назвать они его постараются точно также, что в принципе только усугубит горечь потери.
Что такое психологическая защита - смотрите на видео:


Функции психологической защиты можно рассматривать с разных точек зрения, но в основе ее все же лежит инстинкт самосохранения. С одной стороны, его можно назвать позитивным явлением. Однако при том же гневе и страхе излишняя энергия должна найти свой естественный выход, а не быть заблокирована в глубинах сознания. Озвученный процесс затем становится деструктивным искажением действительности и может закончиться тем же неврозом, язвой желудка и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Психологическая защита представляет собой систему регуляции, предназначение которой состоит в устранении или сведении до минимума различных негативных, травмирующих личность переживаний, которые сопряжены с внешними или внутренними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.

Целью работы психологической защиты является сохранение стабильности самооценки личности, образа мира и ее образа "я", которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Защитные механизмы представляют собой некие психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает уровень интенсивности таких негативных состояний, как фрустрация, конфликт, тревога и стресс.

З. Фрейд к механизмам психологической защиты относил такие явления как вытеснение, отрицание, проекция, замещение, регрессия, рационализация, реактивные образования и некоторые другие. Данные механизмы не осознаются личностью и работают автоматически, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности.

Все защитные механизмы в психологии условно объединяются в несколько групп:

  • -защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицания;
  • -преобразование (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие;
  • -механизм психологической защиты, который составляет механизм разрядки отрицательного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии);
  • -механизм психологической защиты манипулятивного типа: механизм фантазирования, регрессия.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

  • а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций;
  • б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
  • 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
  • 3. Проекция. Данный механизм появляется в отнесении к другому лицу или объекту чувств, мыслей, желаний и мотивов, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие люди некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их у других. Человек склонен винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Данный механизм часто характерен для ранимых и незрелых личностей. При патологии проекция вызывает галлюцинации и бред, теряются способности отличать реальности от фантазии.
  • 4. Интроекция. Это символическая интернализация человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.
  • 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
  • 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них.
  • 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.
  • 8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза.
  • 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей. Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций.
  • 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Введение

В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты.

Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.

Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта.

Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.

Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда

Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе “Нейропсихология защиты” (1894). Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.

1. «Оно» – бессознательная инстинктивная область импульсов и инстинктов, которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь принципу удовольствия.

2. «Я» – cознательная область. Основная задача «Я» – цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.

3. «Сверх Я» – наследник Эдипова комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я», осознавание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и общественной моралью.

Исходя из своей концепции психического аппарата индивида З. Фрейд выдвинул следующие положения :

1. Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное . Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По Фрейду таких инстинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры .

З. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы – это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

3. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами . Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

4. Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики . Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные.

Приспособление в этом случае достигается за счёт изменения восприятия.

Сначала, человек отрицает то, что не желательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало.

Другие люди преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении.

Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четвёртые прибегают к различным формам самообмана.

Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Таким образом, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. В этом случае цена психического здоровья :

– искаженная действительность,

– искаженный образ «Я»,

– искаженный внешний мир.

Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Основные признаки механизмов психологической защиты (механизмов интрапсихической защиты):

1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);

2) искажение реальности;

3) отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты:

1) сохранение личностной целостности,

2) сохранение психического здоровья, определенного «Я-образа». Причем, как установлено в исследованиях разных психологов, для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить;

3) регуляция межличностных отношений.

Механизмы психологической защиты

Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.

Фрустрация – это психическое состояние человека в случае возникновения на его пути к достижению цели препятствий, воспринимаемых им как непреодолимые.

К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение и другие.

Сублимация (в букв. переводе - «возгонка») – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Cублимация является своеобразным переводом энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.

Этот механизм защиты может проявляться и совершенно по-другому. Hапример, человек, который не может реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби или, испытывая эмоциональные затруднения, много ест.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.

Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.

Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требуя предварительного обучения, и характеризуется заметным искажением восприятия действительности.

Отрицание формируется ещё в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднение в поведении.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации.

Вытеснение представляет собой бессознательный психологический акт, при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания.

Ущемлённое самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя.

Истинные, но не приятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и поэтому не вызывающие стыда и угрызений совести.

Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления.

Вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет свои эмоциональные и вегетативные компоненты.

Несмотря на то, что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, тем не менее конфликт сохраняется, а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги. Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

PAGE_BREAK--

Проекция – бессознательный перенос собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо.

Когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.

Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил специальное название – ханжа.

Существуют различные типы проекций.

Комплементарная – приписывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта (например, если я испытываю ревность, то другому приписываю измену).

Атрибутивная – наивное суждение при недостатке знаний («другие такие же, как мы»). Пример: студенты, которые, по свидетельству преподавателей, часто списывают, считают, что все студенты списывают.

Симилятивная – приписывание собственных качеств, которых субъект не осознает, другим людям. Например, собственные негативные черты родители могут приписывать своему ребенку.

Панглосс-Кассандра . Панглосс – герой одной из повестей Вольтера. Этот герой видел мир через розовые очки. Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект (приписываю другому ненависть ко мне, сам чувствую к нему любовь).

Панглосс: сам чувствую к миру враждебность (неосознанно), предполагаю, что все меня любят. Кассандра - наоборот. Данный вид защиты направлен на преодоление тенденции очень сильного сближения с другими людьми.

Приписываться могут как позитивные, так и негативные переживания. Отрицание отвлекает внимание от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Человек просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют.

Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя.

У детей – это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей.

Так, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его тепло и уважение.

Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но не досягаемым объектом.

Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих, желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного.

Рационализация, используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.

Близким к рационализации способом психологической защиты является включение, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора.

Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогда относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных.

Примером защиты по типу включения может быть катарсис – облегчение внутреннего конфликта при сопереживании.

Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их по сравнению с чужими.

Интеллектуализация – основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов и их обсуждения. Это нахождение приемлемых причин для неприемлемых мыслей и действий.

Обычно изобретаются какие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах. Например, врач, который не может добиться успеха в лечении из-за своей некомпетентности объясняет свои неудачи с помощью различных научных теорий, сложностью заболевания и т. д.

Соматизация – уход в болезнь.

Подавление – ограничение мыслей и действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу (например, некоторые люди не летают на самолетах).

Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение). В основном встречается у подростков в период полового созревания.

Фантазирование – бегство в мир мечты, где осуществляются все желания, где ты умен, силен, красив и удачлив. Hекоторые просто бегут в мир мечты, другие – фантазируют вслух, публично, рассказывая о своих «невероятно знаменитых» знакомых или родственниках. Такая «положительная самодемонстрация» должна служить повышению ценности человека в глазах окружающих.

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.

Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели.

Когда человеку не удаётся выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению.

Такое замещение часто видно в жизни, когда человек срывает своё раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Изоляция или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.

При этом неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании.

Этот вид защиты напоминает “синдром отчуждения”, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознаётся.

Феномены дереализации, деперсонализации и расщепления личности могут быть связаны с такой защитой.

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защитой.

Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих.

Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она задаёт почву для самооправдания.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления.

Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь.

Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т. е. человек не может встать на путь самоусовершенствования.

Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Исследование

Объект исследования: группа людей

Цель исследования: выявить взаимосвязь типа темперамента со стратегией психологической защиты в общении.

Метод: анкетирование

Исследование включает в себя проведение двух тестов: на определение типа темперамента и на диагностику доминирующей стратегии психологической защиты в общении. После выполнения одним человеком двух тестов определяются результаты и сопоставляются интересующие характеристики.

Приложение:

Тест «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами»

Инструкция к тесту

Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего

Тестовый материал

Зная себя, вы можете сказать:

я скорее человек миролюбивый, покладистый;

я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

ищете способ примирения;

обдумываете способ не иметь с ним дел;

размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:

будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

постараетесь свернуть с ним общение;

будете горячиться, обижаться или злиться.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

пойдете на значительные уступки;

отступите от своих притязаний;

будете отстаивать свои интересы.

В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;

дипломатичным образом уйдете от контактов;

дадите достойный отпор.

Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы:

сможете сотрудничать во имя интересов дела;

постараетесь как можно меньше контактировать с ними;

будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

пойдете ему навстречу;

уйдете от конкретного решения;

решите вопрос не в пользу партнера.

Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

не станете придавать этому особого значения;

постараетесь ограничить или прекратить контакты;

всякий раз дадите достойный отпор.

Если у партнера есть претензии к вам, и он при этом раздражен, то вам привычнее:

прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

поставить его на свое место или прервать.

Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

тактично выслушаете все до конца;

пропустите мимо ушей;

прервете рассказ на полуслове.

Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

пойдете на уступку ради мира;

уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;

однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счет.

Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу “урвать побольше”, вы:

терпеливо добиваетесь своих целей;

предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

решительно ставите такого партнера на место.

Имея дело с нагловатой личностью, вы:

находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

сводите общение до минимума;

действуете теми же методами.

Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:

спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

уходите от общения;

осаждаете его или отвечаете тем же.

Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:

спокойно отвечаете на них;

уходите от прямых ответов;

“заводитесь”, теряете самообладание.

Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

активизирует желание доказать свою правоту.

Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:

поздравить его с победой;

сделать вид, что ничего особенного не происходит;

“сражаться до последнего патрона”.

В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

“мир любой ценой” - признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;

“пас в сторону” - ограничить контакты, уйти от спора;

“расставить точки над “и” - выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

благодаря дипломатии и гибкости ума;

за счет выдержки и терпения;

за счет темперамента и эмоций.

Ключ к тесту

Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

Вариант “а” - миролюбие ,

Вариант “b” - избегание ,

Вариант “c” - агрессия .

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.

Интерпретация результатов теста:

Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности.

Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество , умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с “хорошим” характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.

Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его “обломала жизнь”, и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная . В конце концов, не так уж важно, что движет человеком - природа или опыт, или и то и другое вместе, - главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие - безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание - психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Избегание носит психогенный характер , если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом , чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: “не возникай со своим Я”. Для этого надо обладать крепкой нервной системой , волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: “не тяни на себя одеяло”, “не плюй против ветра”, “не садись не в свой троллейбус”, “сделай пас в сторону”.

Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера - весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле.

Агрессия - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии - один из “большой четверки” инстинктов, свойственных всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль “передаточного звена” - с его помощью агрессия “нагнетается”, “раскручивается на полную катушку”. Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Тест на определение темперамента

Инструкция к тесту

отвечать «да» или «нет» на вопросы

чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?

легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

любишь ли ты вносить оживление в компанию?

любишь ли ты бывать в большой компании?

держишься ли ты свободно в большой компании?

тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?

испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?

предпочитаешь ли ты уединение большой компании?

молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт в обществе незнакомых людей?

молчалив ли ты в кругу друзей?

держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?

любишь ли ты подолгу бывать один?

всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?

часто ли в разговорах с людьми ты говоришь не подумав?

часто ли ты твои мысли перескакивают одной на другую во время разговора?

возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь не подумав?

можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?

часто ли ты говоришь, не подумав как следует?

начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?

можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?

предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?

долго ли ты мысленно готовишься к тому, чтобы высказать свое мнение?

склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?

ранимый ли ты человек?

часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?

испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?

плохо ли к тебе относятся близкие люди?

обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои недостатки?

возникает ли у тебя беспокойство и тревожность перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?

обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

нуждаешься ли ты в людях, которые тебя утешили и поддержали?

дрожат ли у тебя руки во время ссоры?

легко ли тебя обидеть?

часто ли ты чувствуешь себя неуверенно в общение с людьми?

Определяем результат теста по ключу:

Энергичность в общении с людьми:

ДА в вопросах: 1,2,3,4,5,6,7

НЕТ в вопросах: 8,9,10,11,12

Пластичность в общение с людьми:

ДА в вопросах: 13,14,15,16,17,18,19,20

НЕТ в вопросах:21,22,23,24

Эмоциональность в общении:

ДА в вопросах: 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36

Результаты:

До 4 – низкий показатель

4-5 – средний

8-9 – высокий показатель

Сангвиник – среднеразвитые показатели по всем свойствам.

Холерик – высокие показатели по энергичности, эмоциональности при средних и высоких по пластичности.

Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, высокие по эмоциональности.