Система отопления в гараже своими руками. Как сделать водяное отопление в гараже. Система с циркулирующей горячей водой

Многие мужчины автомобилям уделяют времени не меньше, чем женщинам и чем, в свой черед, прекрасная половина человечества собственной внешности. Свидетельством заботы автовладельца о своей машине является не только чистота кузова и салона, отсутствие повреждений и отполированная до блеска поверхность, а также внешнее и внутреннее оформление автомобиля, но и условия, в которых находится транспорт вне «рабочего» времени.

Обезопасить своего автодруга от типичных для транспорта, находящегося в неподходящих условиях, проблем (коррозия, замерзание смазки) и гарантировать себе комфортные условия на случай ремонта поможет установка в помещении гаража отопительной системы. Водяное отопление в гараже –один из лучших вариантов для создания оптимальных условий при хранении автотранспорта.

Не все так однозначно

Тем не менее, отапливаемый гараж для автомобиля в некоторых условиях может стать причиной тех же неприятностей, что и чрезмерная влажность воздуха неотапливаемых помещений. В морозную погоду растаявший снег, скопившись в виде влаги в труднодоступных местах, может вызвать коррозионные изменения металла. Решением проблемы может стать отключение отопления на время, когда воздух сухой и гараж для работ вам не понадобится. При необходимости ремонта или осмотра автомобиля достаточно будет включить систему незадолго до планируемых работ.
Водяное отопление гаража относится к наименее затратным видам отопительных систем. Наиболее удобным будет устройство подобного отопления в случае, если помещение гаража примыкает к дому, так как в этом случае облегчается работа по проведению необходимых коммуникаций и появляется возможность использовать котел, предназначенный для отопления самого дома.

Уже имеющаяся магистраль центрального отопления, проведенного в доме, станет наиболее удобным вариантом для, как уже говорилось, примыкающего к основному строению гаража (прочитайте: " "). Также подобный вариант пригоден для расположенных поблизости от дома технических помещений, при этом расстояние до дома от них не должно превышать 40-ка метров.

Что касается автономной котельной, то строительство ее будет экономически обоснованным только в том случае, если здание гаража находится на значительном расстоянии от центральной отопительной магистрали. Если же гараж находится в группе, состоящей из нескольких гаражей, так называемом гаражном кооперативе, то еще более удачным вариантом будет комплексное оборудование автономной отопительной системы для всех помещений.

Собственноручный монтаж системы водяного отопления гаража

Можно обратиться к специалистам или установить водяное отопление в гараже своими руками, однако в последнем случае желательно обладать некоторым опытом подобной работы, специальными знаниями и по возможности проконсультироваться с мастерами в этом деле (прочитайте также: " "). При отсутствии опыта, но наличии желания, доступа к информации и умелых рук, практически единственным недостатком может оказаться несколько большее количество времени, которое потребуется для работы.

Для собственноручной установки в гараже водяной системы отопления, необходимо следующее оборудование:
  • Предназначенный для водяного отопления котел.
  • Металлические батареи из сплава высокой теплопроводности.
  • Металлопластиковые (наилучший вариант) соединительные трубы.
  • Фурнитура для крепления труб.
  • Инструменты для слесарных работ.

Определение диаметра труб и необходимого количества радиаторов

В ходе проектирования отопительной системы гаража необходимо определить значения диаметра соединительных труб. В зависимости от диаметра подающего воду стояка, в систему войдет разное количество горячей воды, и, следовательно, при большем диаметре труб отопление будет более эффективным. Однако расход электроэнергии на нагрев воды при этом повышается. Задачей этого этапа проектировки является нахождения разумного баланса между затратами электроэнергии и необходимой степенью нагрева воздуха в помещении (прочитайте также: " ").

Металлические трубы, используемые для стояков, следует соединить с помощью сварочного аппарата. При использовании полипропиленовых труб необходим специальный паяльник. При соединении, трубы необходимо расположить немного под наклоном для естественного хода циркуляции теплоносителя.

Количество используемых радиаторов также необходимо определить, исходя из необходимой степени нагрева помещения гаража и приемлемого расхода электроэнергии.

Изготовление и установка расширительного бачка

При установке водяного отопления гаража одним из необходимых компонентов является расширительный бачок. Для изготовления его своими руками отлично подойдет обычная пластиковая канистра с вырезанным в верхней части отверстием, предназначенным для залива воды. Необходимость бачка объясняется тем, что в систему требуется время от времени добавлять воду, компенсируя испарившуюся в ходе работы отопления. Также на случай закипания воды необходимо обеспечить отвод пара.

Подготовка котла к монтажу

Для начала следует герметично заварить с одного конца достаточно большого диаметра трубу длиной от 60-ти до 80-ти см металлическим листом. Далее следует собрать фланец для дальнейшего присоединения к нему ТЭНов. Готовая конструкция при помощи болтов фиксируется на котле. К котлу также приваривается пара отрезков трубы. Диаметр каждого из них должен соответствовать диаметру труб, используемых в системе отопления, устанавливаемой в гараже. Подсоединив к стояку все радиаторы, а сам стояк при помощи прорезиненного шланга – к электрическому котлу, вы получите единую систему отопления. Наглядная последовательность соединения элементов конструкции продемонстрирована на рисунках и фото (прочитайте также: "водяного насоса для отопления .
  • Подвешенные к стене при помощи дюбелей радиаторы должны находиться в 15-ти и более сантиметрах от пола и на расстоянии 3-5-ти см от стены.
  • Герметичное соединение труб на стыках и развилках.
  • При использовании антифриза в качестве теплоносителя исключается возможность замерзания труб при отключении отопления. Прочитайте также: " ".
  • Если кто и считает, что гараж – это просто место стоянки машины, то это женщины. Невдомек им, что гараж – это на самом деле мужской клуб, в котором можно не только заниматься ремонтом железного коня, но и друзей принимать. Одна беда – в нашем климате с октября по апрель температура воздуха не позволяет особо задерживаться в неотапливаемых помещениях. Сегодня мы подробно рассмотрим виды обогрева и выберем самый экономный способ. Отопление гаража и все, что вам следует о нем знать, в нашем материале.

    Читайте в статье:

    О чем следует задуматься на предварительном этапе

    Редким счастливчикам повезло иметь в своем гараже централизованную систему отопления. Такое возможно, если у вас есть место на общей придомовой крытой стоянке или гараж расположен прямо в конструкции загородного дома.


    Следовательно, система обогрева должна быть автономной. Прежде чем рассматривать приобретение отопительного устройства, тщательно подготовьтесь. Что нужно сделать:



    Важная информация для вашей безопасности

    Вторая возможная опасность после отравления угарным газом – пожар в гараже. Здесь всегда есть горючие материалы, включая содержимое топливного бака автомобиля. Пренебрежение мерами безопасности чревато не только потерей гаража и любимого коня, но и серьезным иском от соседей по стоянке.

    По этим причинам считаем нелишним напомнить вам основные правила:

    • используйте для строительства и отделки гаражной конструкции слабогорючие или негорючие материалы;
    • не храните в этом помещении большое количество топлива и масла;
    • заведите за правило курить на улице;
    • не таскайте в гараж домашний хлам, он и станет основной «пищей» для огня;
    • держите под рукой огнетушитель, однажды он спасет ваш гараж от пожара;
    • не устанавливайте в сыром помещении электрические системы отопления;
    • не оставляйте отопительный котел для гаража без присмотра.

    Подумайте о том, что нелишним будет установить в этом помещении самые простые датчики, реагирующие на дым.


    Чем можно отапливать гараж

    Итак, речь идет об автономном отоплении помещения, следовательно, нам нужно выбрать принцип, на котором будет работать отопительная система. Если раньше разговор шел только о банальной буржуйке, теперь выбор подходящих приборов настолько широк, что мы разделим их на несколько категорий.

    Самые экономные способы отопления гаража электричеством

    Этот вид отопления – первый вариант, который приходит в голову. Действительно, выбор электрических приборов для обогрева очень большой. Такие агрегаты отличаются высоким КПД и умеренной ценой. И что важно: не требуют от вас запасаться топливом, оно всегда есть в электропроводке.

    Первый возможный способ – использование тепловентилятора или тепловой пушки. В обоих случаях это очень компактное устройство, занимающее немного места в гараже. Электрообогреватель для гаража установить на пол или на верстак.


    Единственное, что вас будет беспокоить – запах горелой пыли и шум вентилятора.

    Еще один вариант – использование конвектора. Этот способ считается более эффективным. Кроме того, конвекторы можно использовать в помещениях с повышенной влажностью. Небольшой аккуратный конвектор можно закрепить на стене или передвигать по гаражу на колесиках.


    Статья по теме:

    В публикации мы рассмотрим устройство конвекторов, их разновидности, достоинства и недостатки, секреты правильного выбора, обзор популярных моделей и производителей.

    Электрический пол – тоже неплохая идея. Если равномерно уложить греющие кабели по всей площади пола, в гараже всегда будет тепло. Температуру воздуха можно регулировать с помощью . Единственное, что важно в обустройстве такой системы – использование прочных материалов, способных выдержать вес вашего авто.

    Инфракрасное отопление набирает все большую популярность у владельцев жилых и нежилых помещений. Принцип работы ИК-обогревателя основан на воздействии лучей инфракрасного спектра на поверхности. Все, что попадает в поле действия устройства нагревается и отдает тепло воздуху.

    Важно! Имейте ввиду, что ИК-излучение негативно сказывается на автомобильной краске. По этой причине лучше не устанавливать этот прибор непосредственно над автомобилем.

    Несколько советов по обустройству электроотопления в гараже:

    • всю проводку нужно изолировать с помощью пластикового или металлического короба;
    • не стоит использовать проводку с алюминиевым содержимым, она очень хрупкая;
    • розетки в гараже нужно заземлить и защитить от попадания влаги. Не устанавливайте их слишком низко над полом;
    • выключатель для смотровой ямы лучше разместить наверху.

    Способ водяного отопления в гараже без использования электричества

    Традиционная схема водяного отопления такова: в нее входит котел, система труб и радиаторов, расширительный бачок. Решая проблему, как отопить гараж в холодное время года, рассмотрите возможность установки водяного контура. Такой тип обогрева хорош тем, что тепло в помещении сохраняется очень долго.

    Для водяного контура можно использовать однотрубный или двухтрубный контур. В двухтрубном варианте тепло равномерно распределяется по всей площади. Схемы водяного отопления в гараже для монтажа своими руками с естественной и принудительной циркуляцией:

    Единственный недостаток у такой системы – необходимость в постоянном функционировании. Если просто выключить котел и оставить в морозный день гараж без присмотра – вода замерзнет и разорвет трубы. Выходит, что придется либо сливать воду на время морозов, либо постоянно поддерживать работу отопительного прибора. Вот и возникает вопрос: если сливать воду, зачем тогда такая система отопления, которая не может быстро запуститься в необходимый момент? Пока снова зальешь, пока запустишь котел – пройдет не один час.

    Контур на тосоле

    Продолжая тему как отопить гараж зимой своими руками, следует отметить, что контурное отопление – не совсем безнадежный тип. Что, если залить в контур не воду, а тосол? Тосол обычно используют в автомобилях для охлаждения двигателя. Он не замерзает даже при минус 45 градусах, а это как раз нам на руку.


    К сведению! Тосол – ядовитая жидкость, об этом нужно помнить. Он может вызвать ожоги кожи и слизистой, и последствия его воздействия на организм человека могут быть катастрофическими. Особенно он опасен в нагретом виде.

    Если вы решили остановиться на монтаже своими руками отопления в гараже на тосоле, приобретайте специальную смесь для систем обогрева. В ней ядовитый этиленгликоль заменен на пропиленгликоль, не токсичный для человека. Такие смеси дороже, но зато они безопасны.

    Следует помнить, что вязкий тосол нагревается и остывает медленнее воды. Срок его годности в системе – 5 лет. Тосол нельзя использовать для двухконтурных систем.

    Система на газе

    Вероятность того, что в ваш гаражный кооператив проведут сетевой газ очень мала, но, тем не менее, есть возможность использовать голубое топливо для отопления гаража. Можно вооружиться газовыми баллонами и таким образом решить, как дешево отопить гараж. Действительно, газ выгодно отличается по цене от электричества. Можно использовать обычный стационарный газовый котел с контуром на воде или тосоле. Такой вариант отлично подходит умельцам, которые работают в гараже постоянно. С помощью такого устройства можно отапливать помещение круглосуточно, не боясь внезапного наступления морозов.

    Если нет необходимости постоянно находиться в гараже, можно приобрести мобильные газовые устройства.


    Важно! В целях безопасности баллоны с газом должны устанавливаться в железный короб вдали от возможных легко воспламеняющихся предметов и выше пола хотя бы на 20 сантиметров.

    Нужно отметить, что самым экономичным обогревателем для гаража является именно газовый котел.

    Котел на твердом топливе

    Чем еще можно отопить гараж зимой? Не стоит отказываться от традиционного твердого топлива. Дрова, уголь, пеллеты, да хоть навоз, если он у вас в достатке – все это может пойти в топку. Нехитрую печь в гараже можно соорудить своими руками. Кстати именно буржуйки пока не уступили свои позиции в борьбе с холодом в гаражных городках. Новомодные электрические системы пока далеки от популярности.


    Статья по теме:

    Принцип работы, область применения, основные производители, критерии выбора, как изготовить своими руками, особенности монтажа, рекомендации специалистов – читайте в публикации.

    Такой отопительный прибор требует постоянного присмотра, но для временного обогрева он подходит как никакой другой. Вы согреетесь, даже если ваш гараж отключили от электричества за неуплату.

    Современные производители предлагают широкий ассортимент небольших твердотопливных котлов, которые можно использовать для автобункера. Они экономичны, просты в обращении и компактны.

    Важно! Помните о противопожарной безопасности: не храните рядом с котлом горючие материалы.

    Обогрев на отработке

    Если вы занимаетесь в гараже ремонтом авто и, в том числе, заменой масла, то вопрос, чем топиться, вообще не должен вас волновать. Отработка – отличное топливо для обогревателя. Такой обогреватель для гаража легко сделать своими руками из подручных материалов. Устройство котла на отработке довольно примитивно: две камеры сгорания, в одной из них горит масло, в другой – образованный в процессе горючий газ. Все это в комплексе дает большой выход тепловой энергии.

    Для более наглядного представления предлагаем вам посмотреть видео как устроено отопление в гараже своими руками на отработанном масле:

    Важно! Пространство вокруг капельной печи нужно покрыть негорючим материалом, а в самом гараже предусмотреть качественную систему вентиляции.

    Плюсы и минусы разных систем отопления для гаража

    Мы подробно рассмотрели разные виды отопительных систем, давайте сделаем сравнительный анализ их недостатков и преимуществ:

    Плюсы Минусы
    Газ
    Доступная цена топлива Необходимость в профессиональной установке системы
    Экономичность Необходимость в периодической заправке
    Высокий уровень КПД Взрывоопасность
    Возможность круглосуточной автоматической работы Высокие затраты на обустройство
    Электричество
    Простота в установке Дороговизна эксплуатации
    Мобильность Зависимость от электросетей
    Доступная цена приборов
    Твердое топливо
    Независимость от газовых или электрических коммуникаций Пожароопасность
    Вариативность топлива Необходимость постоянного контроля за работой печи
    Экономичность Необходимость в периодическом обслуживании (чистке)
    Отработка
    Доступность топлива Необходимость в периодическом ремонте и обслуживании
    Высокий КПД Пожароопасность
    Экономичность
    Возможность изготовления устройства своими руками

    Какой из перечисленных видов топлива использовать – выбирать вам. В каждом конкретном случае нужно рассмотреть целесообразность того или иного способа отопления.

    Как выбрать самый экономный способ отопления гаража

    После того, как вы определились с видом топлива, нужно рассмотреть необходимый тип отопительного устройства. Прибор отопления тоже должен участвовать в экономии топлива. Если вы остановились на газовом отоплении, лучше всего выбрать конденсационный прибор с автоматической регулировкой. Он может работать в условиях низкого давления и расходует газ почти на 20 процентов экономичнее других моделей.


    Из твердотопливных систем лучше отдать предпочтение пиролизным. Они разлагают топливо на сухой остаток и пиролизный газ. Из всех твердотопливных систем эти – самые выгодные.


    Электрические приборы с тиристорным управлением – самые лучшие в своем сегменте. Их мощность можно регулировать, и таким образом добиться сокращения расходов на электроэнергию.

    Топ 10 популярных приборов отопления в продаже

    Если гараж используется по назначению, то есть в нем стоит ваш железный конь, удобно выбрать недорогой и практичный инфракрасный обогреватель потолочного типа. Вот самые популярные модели по версии Яндекс Маркета:




    Пион ThermoGlass П-10, цена 6950 рублей



    Твердотопливные котлы от отечественных производителей отличаются приятным дизайном и безупречной работой. В числе лучших такие модели: МЕТА Байкал 8, цена 30650 рублей

    Дешево и быстро отопление гаража: делаем своими руками

    Очевидно, что совсем не обязательно заказывать отопительную систему для гаража у профессионалов. Здесь вполне можно обойтись своими силами, при условии полного соблюдения всех мер безопасности. Приобрести и установить один из перечисленных в нашем топе приборов несложно. Все они имеют подробные инструкции по установке, а продавец в магазине непременно проконсультирует вас по любым интересующим вопросам.

    Осталось только рассмотреть, как сделать отопление в гараже своими руками самым простым и дешевым способом.

    Воздушный обогрев гаража в зимнее время своими руками

    Один из дешевых и быстрых способов организации отопления в автобоксе – воздушный. Тепло по трубам подается только в место, где работает человек. Таким образом можно сэкономить, не расходуя топливо на обогрев всего гаража.

    В этом устройстве нагретый воздух циркулирует по металлическим трубам, подается через решетки. КПД такой системы составляет более 90 процентов, а сама конструкция предельно проста и несложна в установке. Прогрев помещения осуществляется всего за несколько минут. Единственный минус – пересушивание атмосферы, но избавиться от этого недостатка можно всего лишь проветрив гараж.

    Видеоматериал по воздушному отоплению:

    Монтаж контурной отопительной системы

    Если ваш выбор пал на систему с водяным или тосоловым контуром, вам потребуется приобрести соответствующий котел и радиаторы отопления. Лучше всего использовать металлические батареи. Рекомендации по такому типу отопления в следующем видеоматериале:

    Рекорд популярности: отопление гаража буржуйкой с водяным контуром

    Как мы уже говорили, буржуйки на сегодняшний день – самый популярный отопительный прибор для автобоксов. Среди таких систем особое место занимают приборы с встроенным водяным контуром. Саму буржуйку несложно сварить самостоятельно из толстой стали, а водяной контру изготовить из металлической трубы небольшого диаметра.

    К сведению! Приступая к самостоятельному изготовлению печи учитывайте вид топлива. Для закладки дров нужно большое отверстие.

    Для того, чтобы вода хорошо циркулировала в системе, потребуется насос. Но в принципе, можно обойтись и без него, если расположить трубы так, чтобы жидкость в них циркулировала самотеком.

    Пример такой системы в видеоматериале:

    Тепло, светло и мухи не кусают

    Что может выгнать мужчину из гаража? Только холод и голод. С первым, как оказывается, справиться несложно. Нужно лишь правильно подобрать отопительный прибор. А уж установить его и грамотно эксплуатировать может любой автомобилист.


    Если у вас есть собственный опыт в обустройстве теплого автобокса – поделитесь с нами в комментариях!

    Самостоятельно сделать отопление гаража сможет каждый, кто хотя бы на уровне теории разбирается в строительстве, сантехнике и электрике или умеет мастерить. В статье описаны преимущества и недостатки различных видов отопления, это поможет вам выбрать наиболее подходящую комбинацию. Следуя инструкциям, вы сможете своими руками проложить трубы или проводку, подключить оборудование и запустить систему отопления.

    Почему гараж необходимо отапливать

    Даже гараж не защитит машину от морозов без отопленния

    Холодный пуск в условиях минусовых температур представляет серьёзную опасность для двигателя и других узлов и агрегатов. Масло густеет и теряет смазывающие свойства, гидравлическая жидкость с трудом проходит через инжекторы, двигатель работает с детонацией. Ремонтировать или обслуживать машину при температуре ниже 5 градусов некомфортно, к тому же можно простыть. Поэтому заботливые автовладельцы утепляют гараж и монтируют в нём систему отопления. Это позволяет повысить температуру до комфортных значений, в результате чего холодный пуск мотора проходит легче, да и обслуживать машину в тепле намного удобней.

    Преимущества и недостатки различных видов отопления

    Для оценки различных видов отопления необходимо ориентироваться на следующие параметры:

    • затраты на создание отопления;
    • мощность отопления;
    • необходимость контролировать работу;
    • затраты на энергоресурсы;
    • пожарная безопасность.

    Воздушное отопление (инфракрасные нагреватели, тепловентиляторы и калориферы, как электрические, так и дровяные или газовые) обойдётся дешевле других вариантов и не требует регулярного обслуживания . Поэтому при ограниченном бюджете выбирают его. Недостатки такого отопления в следующем:

    • инфракрасные устройства хорошо работают лишь в пустом гараже, если же поставить в него автомобиль, то его нижняя часть машины будет гораздо холодней верхней;
    • калориферы и тепловентиляторы обеспечивают эффективный прогрев лишь небольшого участка, поэтому для равномерного отопления необходимо устанавливать несколько устройств в разных местах.

    Водяное радиаторное отопление обойдётся заметно дороже, однако оно лишено недостатков, присущих воздушным обогревателям. Поэтому приходится выбирать лишь между различными источниками тепла:

    • Электрические котлы очень дешёвые, однако требуют постоянного подключения к сети.
    • Газовые котлы обходятся дорого, требуют подключения к электрической сети для правильной работы автоматики и нуждаются в постоянной подаче газа. Если гараж не подключён к магистрали, то приходится параллельно подключать 5–10 баллонов, чтобы обеспечить бесперебойную работу в течение 1–2 недель.
    • Дровяные котлы стоят дорого, требуют частого обслуживания, однако подходят для отопления гаража любых размеров и не зависят от электричества. Установка теплоаккумулятора увеличивает срок между обслуживаниями котла до 2–4 дней, но прибавляет к стоимости работ как минимум 200 тысяч рублей.

    Затраты на создание

    Электрическое воздушное отопление обойдётся дешевле любых других видов. Это вызвано тем, что калориферы, в том числе инфракрасные излучатели, продают в любом хозяйственном или строительном магазине, да и стоят они немного. Недорогие модели электрических калориферов (тепловентиляторы и тепловые пушки) обойдутся в 1–5 тысяч рублей в зависимости от мощности. Инфракрасные напольные и настенные излучатели, в том числе конвекторы, вы сможете купить за 3–8 тысяч рублей. Потолочные обогреватели обойдутся в 8–15 тысяч рублей. При этом вам не придётся вкладывать средства в монтаж водопроводных труб, устанавливать батареи или расширительный бачок, однако потребуется проложить новую проводку, которая выдержит ток, потребляемый устройством.

    Немного дороже обойдётся дровяной калорифер-буржуйка (5–15 тысяч рублей). Её эффективность оставляет желать лучшего, да и греет такая печка, только пока в ней горит огонь. Установка полноценных дровяных калориферов (Булерьян и аналоги), КПД которых заметно выше, обойдётся недёшево, ведь их стоимость начинается от 30 тысяч. К тому же, им присущи основные недостатки буржуйки - требовательность к уходу и обогрев лишь во время горения топлива, поэтому их редко используют для постоянного отопления гаража. Стоимость газовых инфракрасных обогревателей и калориферов составляет 3–8 тысяч рублей, однако одного большого баллона (50 литров) хватит на 30–50 часов работы устройства. Поэтому придётся использовать несколько баллонов, объединённых в единую сеть, иначе вы будете менять их через день.

    Водяное отопление с ТЭН (трубчатый электронагреватель), электродным или индукционным котлом и традиционными батареями, обойдётся заметно дороже газовых и электрических калориферов из-за высокой стоимости регистров. Стоимость таких котлов невысока и составляет 3–8 тысяч рублей, однако для приобретения регистра, расширительного бачка и труб придётся потратить как минимум 7 тысяч рублей. Ещё дороже обойдётся установка газового котла, ведь необходимо выбирать модель с закрытой камерой, потому что лишь такие устройства эффективно контролируют горение топлива и температуру теплоносителя. Отопление с твердотопливным водонагревательным устройством обойдётся ещё дороже из-за необходимости использовать теплоаккумулятор. Стоимость такого котла не меньше 15 тысяч рублей, а цена теплоаккумулятора ёмкостью 500 литров начинается от 500 Евро. Это устройство позволит увеличить время отопления с одной закладки дров или угля до 2–3 суток.

    Выбор по стоимости энергоносителей

    Зачастую именно стоимость энергоресурсов является основным критерием выбора типа отопления

    Основной критерий при выборе отопления - стоимость электричества . В тех регионах, где стоимость 1 кВт*час составляет менее 2 рублей, выбирают электрические обогреватели. При стоимости одного кВт*час в пределах 1–3 рублей, затраты на электричество и дрова будут сопоставимы. При стоимости свыше 3 рублей за один кВт*час расходы на отопление дровами будут меньше, но придётся потратиться на теплоаккумулятор и топить котёл один раз в 2–3 дня, или закладывать топливо 1–2 раза в сутки. В южных регионах России, где зимние морозы стоят не больше 2 месяцев, использование электрического обогрева предпочтительней, даже при цене 5 рублей за один кВт, ведь оно не требует постоянного контроля. Ещё один минус дровяного отопления - необходимость устанавливать котёл в отдельном помещении. Исключение составляют твердотопливные калориферы, но их применяют только для поднятия температуры во время ремонта или обслуживания машины. Поэтому дровяное отопление выбирают лишь тогда, когда невозможно использовать электрические обогреватели.

    Оценка пожароопасности и необходимости частого обслуживания

    Твердотопливные котлы и печи не только требуют ежедневного ухода, но и являются источниками повышенной пожарной опасности. Поэтому такой метод используют, если гараж находится рядом с домом. Газовое отопление менее пожароопасно, однако его выбирают, если есть возможность использовать сетевой газ или необходимо, не считаясь с затратами, увеличить периодичность обслуживания отопления до 2–3 недель. В этом случае устанавливают несколько больших газовых баллонов, которые через редуктор питают котёл водяного отопления. Такую систему необходимо проверять во время каждой замены баллонов.

    Расчёт мощности

    Утеплив гараж, вы снизите затраты на отопление в 2–3 раза

    Чтобы определить мощность источника тепла, необходимо вычислить объем теплопотерь. Это можно сделать как с помощью расчётов, так и приняв усреднённые значения. К примеру, теплопотери кирпичного или шлакоблочного гаража, без отопления и сквозняков, при температуре минус 20 градусов составляют 0,1–0,2 кВт на квадратный метр (кв. м.). То есть для отопления гаража площадью 30 кв. м. необходимо 3–6 кВт в час. Утепление стен и потолка гаража позволяет снизить теплопотери до 0,04–0,08 кВт на каждый квадратный метр площади. Поэтому для отопления хорошо утеплённого гаража площадью 30 кв. м. необходимо 1,2–1,4 кВт энергии в час. Это позволит поддерживать постоянную температуру в 15–17 градусов, что достаточно для обслуживания или ремонта машины. Снизив мощность источника тепла на 15–20%, вы понизите температуру в гараже на 5–10 градусов. Это позволит заводить холодный автомобиль без снижения ресурса мотора, даже если к нему не подключён предпусковой подогреватель. Однако ремонтировать или обслуживать машину при такой температуре будет некомфортно.

    С чего начинать

    Перед выбором системы отопления необходимо заделать щели и утеплить гараж. Без этого расходы на отопление будут очень большими . Для снижения теплопотерь можно использовать как пенопласт или вспененный полиуретан, так и минеральную вату. Желательно укладывать утеплитель снаружи, это избавит стены от появления плесени. Кроме того, необходимо оборудовать вентиляцию. Использование для этого отверстий в стене сильно увеличивает теплопотери помещения, поэтому необходимо установить рекуператор. Средняя стоимость недорогих моделей этого устройства - 15 тысяч рублей. Затем необходимо сравнить затраты на создание и эксплуатацию различных видов обогрева гаража, а также определить, сможете ли вы самостоятельно выполнить необходимые работы или придётся приглашать специалиста.

    Для электрического отопления необходимо проложить новую проводку, которая выдержит потребляемый ТЭН или нагревателями ток. Таблица, которую вы встретите ниже, поможет вам определить необходимое сечение провода. Электрические котлы обладают небольшими размерами, а их мощность регулируют с помощью специального пульта, поэтому их можно установить в любом месте гаража. Для дровяного или газового котла, за исключением устройств с закрытой камерой сгорания, необходимо создать отдельное помещение, место для хранения топлива и утеплённый дымоход. Если его не утеплить, то смесь конденсата и продуктов горения быстро разрушит дымоход из любого материала. Также нельзя использовать для дымохода оцинкованную сталь, поскольку при нагреве она начинает выделять ядовитые вещества. Дымоход можно построить из кирпича (кладка в полкирпича) или заказать жестянщику сэндвич-трубу. Если вы обладаете навыками и оборудованием для жестяных работ, то сможете сделать дымоход самостоятельно, используя кровельное железо и минеральную вату.

    Видео: способ отопления гаража с помощью сжиженного газа

    Монтаж своими руками

    Монтаж отопления состоит из следующих этапов:

    • прокладка проводки (только для электрического отопления, если старые провода не рассчитаны на ток, потребляемый нагревателем);
    • установка котла, калорифера или обогревателя;
    • установка радиаторов и расширительного бачка (только водяное отопление);
    • прокладка труб (только для водяного отопления);
    • установка дымохода (только дровяное или газовое отопление);
    • заливка тёплого пола (только для гаражей, где владелец готов потратиться на него);
    • подключение газовых баллонов (только для соответствующих котлов);
    • заправка системы отопления водой (только для водяного отопления);
    • пуск и проверка отопления.

    Прокладка проводки

    Штроба скрывает проводку и защищает её от повреждений

    Прокладка новой проводки необходима, если старая не рассчитана на такую мощность нагрузки, которую будет потреблять электрический котёл. Если старый кабель спокойно выдержит такой ток, то пользуйтесь им. Для прокладки новой проводки вам потребуются штроборез и перфоратор со специальной коронкой для сверления отверстий под распределительные коробки. Эти инструменты можно купить или арендовать в большинстве строительных магазинов.

    При выборе кабеля учитывайте не только его сечение, но и материал жилы. Алюминиевые провода нельзя подключать к медным напрямую - это приведёт к окислению контакта, увеличению его сопротивления и сильному нагреву под нагрузкой. Со временем это может привести к возгоранию.

    Эта таблица поможет вам выбрать оптимальное сечение кабеля, соответствующее мощности электронагревателя

    Размечая проводку, старайтесь использовать прямые линии и углы. Для отвода кабеля используйте распределительные коробки. Они будут указывать место, откуда провод уходит вертикально вниз. Это убережёт вас от случайного попадания в скрытую проводку во время монтажа полок или другого оборудования.

    Чтобы проложить проводку, сделайте следующее:


    Выбор и установка радиаторов и котлов водяного отопления

    При выборе радиаторов необходимо учитывать не только их мощность, но и срок службы. Если вас не смущает замена батарей через 15–20 лет, то устанавливайте современные стальные, алюминиевые или биметаллические изделия. Если же вам нужен срок службы не меньше 30 лет, используйте чугунные радиаторы (гармошки). При выборе батарей учитывайте их мощность, а также отзывы людей, которые устанавливали их в своём доме. Некоторые производители указывают завышенную мощность теплоотдачи, поэтому такие радиаторы будут греть слабей, чем необходимо. Если по каким-то причинам вам не подходят батареи из магазина, закажите их изготовление хорошему сварщику. Для установки любых радиаторов вам потребуется только перфоратор.

    Байпас позволяет отключить и снять батарею, не прекращая циркуляции воды в системе отопления

    Для установки радиатора или электрического котла сделайте следующее:

    1. Разметьте места для креплений, которые примут вес устройства на себя.
    2. Просверлите стену и установите крепления.
    3. Повесьте на них котёл или батарею.
    4. Закрепите неподалёку от котла расширительный бачок.
    5. Подведите к устройству трубы.
    6. Установите краны, которые позволят заменить котёл или батарею без слива воды из системы.
    7. Параллельно каждому радиатору установите байпас - тонкую трубку, которая обеспечит циркуляцию теплоносителя даже при снятом радиаторе.

    Такой радиатор, при равной мощности, обойдётся заметно дешевле, чем купленный в магазине

    Для установки газовых котлов и баллонов необходимо приглашать специалиста, который разбирается в монтаже этих устройств, потому что любая ошибка может привести к взрыву. Установку дровяных котлов проводите в точном соответствии с прилагаемой к ним инструкцией, ведь для каждой модели и типа существует свой порядок действий.

    Прокладка труб для водяного отопления

    Для любых типов водяного отопления используйте полипропиленовые трубы марки PN25. Они выдерживают температуру до 90 градусов и давление до 25 атмосфер, а их стоимость невысока. Все другие виды труб не отличаются по эксплуатационным характеристикам, но обходятся заметно дороже. Исключение - трубы из сшитого полиэтилена, но их нежелательно использовать из-за необходимости периодически проверять и при необходимости затягивать фитинги. Диаметры труб определяют исходя из типа отопления. Для систем с естественной циркуляцией диаметр должен быть свыше 40 мм. Если в системе отопления установлен насос (в котле или отдельно от него), то достаточно использовать трубы диаметром 20–25 мм. Также необходимо установить расширительный бачок, объем которого должен составлять 7% от общего объёма воды в системе.

    Для работы вам потребуются:

    • паяльник для полипропиленовых труб;
    • ножницы для труб или ножовка по металлу;
    • напильник;
    • перфоратор.

    Пошаговый порядок действий по прокладке труб отопления:


    Так выглядит правильный монтаж полипропиленовых труб

    Создание дымохода

    Проще всего сделать дымоход из сэндвич труб. Их продают в строительных и хозяйственных магазинах. Для создания в первую очередь продумайте, сможете ли вы провести его сквозь крышу, или придётся выводить за стену и потом поднимать над уровнем кровли. Для этой работы вам потребуются перфоратор с зубильной насадкой, монтажная пена и крепёж для сэндвич трубы.

    При выборе формы дымохода и места для его установки учитывайте, что чем больше поворотов у этого устройства, тем меньше будет тяга котла. Поэтому желательно ставить дымовой канал там, где есть возможность вывести его сквозь крышу без изгибов и поворотов. Если вы делаете кирпичный дымоход, то учитывайте, что размер канала должен составлять как минимум полкирпича.

    Чтобы установить дымоход, сделайте следующее:


    Обязательно проверьте тягу. Для этого откройте шибер печи или котла и поднесите к поддувалу горящую спичку. Если вы правильно сделали дымоход, то огонь будет заметно отклонять.

    Создание тёплого пола

    Существуют два вида тёплых полов - электрические и водяные. Разница между ними в том, что в одних укладывают греющий кабель, а в других тонкую (8–12 мм) полиэтиленовую трубу. Такой вид отопления можно делать лишь в тех гаражах, где есть возможность поднять пол на 20–25 см.

    Вам потребуется:

    • ножницы для резки арматуры (можно использовать болгарку);
    • строительный уровень длиной 2–3 м;
    • пассатижи;
    • строительный вибратор;
    • острый нож.

    Вот пошаговое руководство по созданию тёплого пола:

    1. Очистите пол гаража от пыли и застелите твёрдым пенопластом толщиной 2–5 см.
    2. Внутри гаража из арматуры создайте сетку с размером ячеек 20х20 см.
    3. С помощью маленьких отрезков и кусков кирпича поднимите сетку на 5–6 см над уровнем пола.
    4. Поверх сетки уложите петлями греющий провод или трубу. Не делайте радиус изгиба меньше 5 диаметров нагревательного элемента.

      Правильная укладка трубы или греющего кабеля обеспечит гараж теплом

    5. Периметр комнаты застелите вспененным утеплителем, он создаст необходимый тепловой зазор.
    6. С помощью уровня установите направляющие для бетона (маяки).
    7. Залейте бетон и уплотните его с помощью вибратора.

      Благодаря маякам поверхность бетонной стяжки получается очень ровной

    8. С помощью прямой доски выровняйте поверхность бетона по маякам.
    9. Через 10 дней подключайте тёплый пол к системе отопления.
    10. Через 28 дней можете запускать отопление и закатывать машину в гараж.

    Это важно! Для заливки пола применяйте бетон с минимальным количеством воды (не больше 20% от объёма цемента) и добавлением небольшого количества пластификатора, который можно купить в любом строительном магазине. Благодаря этому бетонный тёплый пол получится очень прочным. Проводите заливку за один раз, в противном случае велика вероятность растрескивания стяжки.

    Пуск и первая проверка отопления

    • Электрическое инфракрасное и конвекционное отопление включают и в течение получаса проверяют состояние всех проводов и температуру в гараже. Если вы сделали всё правильно, то провода не будут нагреваться, а электрические приборы станут излучать тепло.
    • Для пуска водяного отопления его заполняют водой, удаляют воздух с помощью специальных клапанов и включают котёл.
    • У дровяных котлов необходимо проверить тягу перед пуском.
    • Электрические котлы проверяют так же, как любые другие отопительные приборы.

    Благодаря отоплению вы сможете зимой не только хранить, но и обслуживать автомобиль в гараже. Благодаря плюсовой температуре, даже в самые лютые морозы вы заведёте мотор своей машины без проблем.

    На сегодняшний день разработано и реализовано на практике множество разновидностей отопительных систем, которые можно с успехом применять для обогрева гаража. Прежде чем отдавать предпочтение какому-то конкретному варианту, ознакомьтесь с ключевыми особенностями каждого из них и уже на основании полученной информации делайте выбор.

    Принцип действия системы базируется на циркуляции подогретой воды по замкнутому контуру из котла, труб и отопительных батарей. Котел вырабатывает тепло, нагревает воду, она, обычно при помощи насоса, направляется по трубам к батареям, а те нагревают помещение.

    Среди неоспоримых преимуществ водяного обогрева нужно отметить:

    • длительный срок службы. При условии качественного монтажа и бережной эксплуатации система будет исправно служить десятки лет;
    • надежность. В случае выхода труб или батарей из строя они безо всяких проблем заменяются своими руками;
    • экологическую чистоту и высокие показатели безопасности.

    Несмотря на множество сильных качеств, водяной обогрев очень редко используется в гаражах. Оборудование такой системы требует серьезных финансовых затрат. Чаще всего подобный обогрев применяют в тех случаях, когда гараж расположен рядом с домом либо же в гаражных кооперативах, при условии подключения нескольких гаражей к котлу и прочим сопутствующим агрегатам.

    Водяное отопление лучше всего использовать в капитальных гаражах из полнотелых бетонных блоков и кирпича. От обустройства такой системе в строениях из металлопрофиля и прочих легких материалов рекомендуется воздерживаться.

    Газ является одним из самых дешевых вариантов топлива, подходящих для обустройства отопительной системы. Наряду с этим нужно помнить, что монтаж системы газового обогрева требует довольно существенных денежных вложений.

    Основная статья расходов – покупка оборудования и оплата услуг специалистов соответствующих служб. Устанавливать газовый котел самостоятельно и принимать его в эксплуатацию без проверок и получения соответствующих разрешений запрещается. Газ является взрывоопасным веществом, поэтому играться с ним явно не стоит.

    Ключевыми преимуществами рассматриваемой системы являются:

    • высокий коэффициент полезного действия, следовательно, и экономичность работы;
    • доступная стоимость топлива.

    Главные недостатки заключаются в следующем:

    • потенциальная опасность топлива. Газ, как уже отмечалось, относится к категории взрывоопасных веществ;
    • большие затраты на обустройство системы.

    Помимо этого, полноценное газовое отопление можно обустроить только при наличии возможности подключения к центральному газопроводу. Вряд ли можно говорить о большом удобстве, если придется регулярно думать о необходимости заправки опустевших баллонов газом и их транспортировке.

    В последнее время все более часто владельцы гаражей решают организовывать обогрев своей собственности с помощью современных электрических приборов. Выбор очень большой: от маленьких тепловентиляторо в до полноценных конвекторов и даже инфракрасных обогревателей.

    Перед организацией такого отопления важно правильно рассчитать мощность, чтобы в результате не мерзнуть или же не переплачивать за нерациональный расход электроэнергии, которая является достаточно дорогостоящей.

    К неоспоримым преимуществам электрообогрева относятся следующие факторы:

    • большой выбор эффективных приборов. Вы сможете без проблем подобрать обогреватель именно для своего гаража;
    • простота установки и подключения;
    • удобство эксплуатации.

    Главный недостаток – большое потребление электрической энергии и, собственно, зависимость от электричества. Во многих регионах стабильность электроснабжения остается скорее мифом, чем реальностью, поэтому перед обустройством электрообогрева следует несколько раз подумать.

    В остальном же такие системы являются самыми удобными и универсальными.

    Воздушное отопление гаража основывается на применение специальных теплопушек, тепловых вентиляторов и завес. Все работают по простому принципу: устройство включается в сеть – встроенный вентилятор нагнетает воздух – он проходит через встроенное же нагревающее устройство – комната обогревается.

    Такие устройства позволяют прогревать помещения самой разнообразной площади в кратчайшие сроки. Существуют как электрические модели, работающие от обыкновенной бытовой сети, так и тепловентиляторы, использующие для своей работы разнообразное топливо.

    Главные преимущества:

    • быстрый прогрев помещений;
    • поддержание температуры на нужном уровне;
    • простота подключения и использования.

    К числу недостатков можно отнести разве что сравнительно высокую стоимость содержания системы в случае использования электроприборов. Также под воздействием потока воздуха в помещении будет подниматься пыль и оседать на различных предметах. Поэтому в гараже придется регулярно заниматься уборкой.

    Сравнительно редким, но от того не менее эффективным вариантом обогрева гаража является использование специальных печек, работающих на отработанном масле.

    При желании такая печка легко собирается своими руками. Конструкция агрегата предельно проста, поэтому с обустройством обогрева проблем не возникнет.

    Большим преимуществом таких печей является возможность использования для их работы отработанного материала, что позволяет экономить на обогреве. Однако отсюда же выплывает и их большой недостаток – необходимость обустройства места для хранения горючего и, собственно, затраты времени и сил на поиск этой самой отработки.

    Хотя обычно удается договориться о покупке отработки с сотрудниками ближайшего СТО. Поэтому данный вариант тоже заслуживает право на жизнь.

    Твердотопливный обогрев. Печь Буржуйка

    С появлением специальных котлов длительного горения твердотопливный обогрев вышел на новый уровень. Современные отопительные агрегаты характеризуются максимальной экономичностью и эффективностью, а обычную буржуйку или тот же булерьян можно сделать своими руками. Существенных затрат на сборку таких агрегатов не требуется.

    К числу преимуществ твердотопливного обогрева нужно отнести:

    • независимость большинства моделей котлов и печек от подвода коммуникаций;
    • возможность сборки отопительных агрегатов своими руками.

    Главным недостатком твердотопливных систем обогрева является их потенциальная пожароопасность. В соответствии с требованиями техники безопасности, если гараж оборудован именно твердотопливным обогревом, в помещении нельзя хранить никакие взрывоопасные вещества.

    За твердотопливной печкой нужно постоянно следить. Помимо этого, такое оборудование требует обустройства качественной системы вентиляции гаража и регулярной чистки.

    Печь Булерьян: руководство по сборке

    Печка типа «Булерьян» прекрасно подойдет для обогрева гаража. Собрать ее чуть сложнее, чем ту же буржуйку, зато рассматриваемый агрегат отличается гораздо более внушительным КПД и в целом имеет повышенные эксплуатационные свойства.

    Конструкция собирается из согнутых трубок и топки. Агрегат оснащается дверцей для загрузки твердого горючего и устройством контроля мощности, позволяющим устанавливать нужную интенсивность горения. В топочное отделение встраивается отсек вторичного сгорания топлива.

    К булерьяну через предварительно встраиваемый патрубок обязательно подключается дымоотводящая конструкция. Настоятельно рекомендуется сделать качественное утепление дымохода, к примеру, минеральной ватой. Утепление дополнительно повысит эффективность эксплуатации печки.

    Конечно же, булерьян оснащается поддувалом, посредством которого в топочное отделение печки будет подаваться воздух. Без него топливо попросту не сможет гореть.

    Для большего удобства устраивается небольшая камера для сбора золы. В целях дополнительного повышения эффективности оборудования заднюю стенку агрегата нужно сделать двойной. Некоторые модели и вовсе предполагают обустройство двухслойного корпуса.

    Работа по сборке печи будет состоять из двух основных этапов: подготовки элементов конструкции и их соединения в единое изделие.

    Первый шаг. Подготовьте исходные материалы. Главные из них – листовой металл толщиной от 6 мм и стальные трубы диаметром порядка 5,5-6 см. Из основных рабочих инструментов следует выделить трубогиб и сварочный агрегат.

    Второй шаг. Нарежьте трубу на одинаковые части в количестве восьми штук. Каждый отрезок должен иметь длину порядка 120 см. Согните каждую трубу с помощью инструмента известного как трубогиб под 225 мм и расположите изделия друг на друге шахматно.

    Третий шаг. Сделайте Т-образный дымоход. В нижней части дымовой трубы смонтируйте кран для удаления излишков конденсационной влаги.

    Четвертый шаг. Изготовьте заслонку для управления уровнем тяги. Также подготовьте глухую заслонку на поддувало. Фиксация задвижек выполняется с применением пружин.

    Пятый шаг. Изготовьте переднюю дверцу печки. Это один из важнейших элементов конструкции. Передняя дверца должна закрываться почти герметично. Чем плотнее дверца будет прилегать к корпусу, тем более эффективной будет работа отопительного агрегата.

    Шестой шаг. Отрежьте от трубы диаметром 35 см 2 кольца. Размер колец должен быть таким, чтобы одно из них практически плотно входило во второе. Для этого отрежьте от трубы упомянутого диаметра две части длиной по 4 см каждая. Один такой отрезок разрежьте и разверните, а затем сделайте из кольца меньшего размера лицевую часть булерьяна.

    Второе кольцо вам понадобится в процессе установки дверцы. Его нужно будет прикрепить к металлическому кругу при помощи сварки.

    Также на дверце будет закреплено сваркой дополнительное кольцо. Диаметр этого элемента должен быть немного меньше, чем диаметр кольца, установленного на лицевой части булерьяна. Вы заполните появившийся зазор между приваренными кольцами дверцы асбестовым уплотнительным шнуром и лишь после этого установите заслонку.

    После подготовки всех основных элементов конструкции можете переходить непосредственно к сборке печки.

    Первый шаг. Сделайте в первых двух согнутых трубах отверстия и приварите в них специальные инжекционные трубки. Последние должны иметь около 15 см в длину и порядка 1,5 см в диаметре. Благодаря инжекционным трубкам будет обеспечиваться должное соединение конвекционных частей и топочной камеры.

    Второй шаг. Сварите трубки в каркас булерьяна. Конструкция печи предусматривает наличие перегородки. Ее делайте из листовой стали толщиной от 6 мм.

    Третий шаг. Закройте все промежутки между сваренными согнутыми трубами металлическими полосками, а затем закрепите сваркой заднюю стенку печи. Так будет сформирован корпус агрегата.

    Заднюю часть, металлические полоски и упоминавшуюся ранее перегородку будет удобнее вырезать по предварительно подготовленным лекалам.

    Четвертый шаг. Изготовьте замок на дверцу. Это эксцентрик для надежной фиксации металлической петли на стене корпуса печного агрегата. Поворот такого эксцентрика обеспечит максимально плотный контакт дверцы с печкой. Изготовление эксцентрика требует наличия навыков выполнения фрезерных и токарных работ. При их отсутствии закажите изготовление замка специалисту.

    Пятый шаг. Закрепите петли и навесьте дверцу.

    Шестой шаг. Приварите к корпусу согнутые опорные ножки.

    Седьмой шаг. Прикрепите к корпусу печи дымоход посредством специально предназначенного для этого патрубка.

    На этом булерьян готов. Можете начинать отапливать свой гараж.

    Удачной работы!

    Видео – Обогрев гаража своими руками

    У автомобилистов часто формируется особое отношение к гаражу. Они воспринимают его как уютное место, где можно заняться любимым делом – уходом за машиной, проводят там свободное время, стараются создать максимально комфортные условия. Поэтому обустройство отопительной системы необходимо не только для обеспечения приемлемых условий хранения машины, но и для удобства ее владельца. Обогрев гаража должен быть недорогим, эффективным и безопасным. Какую систему смонтировать? Каждый автомобилист делает собственный выбор. Рассмотрим, какие варианты наиболее распространены, выясним причины их популярности, проанализируем достоинства и недостатки. Цель – найти самое экономичное отопление, которое с минимальной нагрузкой на бюджет даст наилучший результат.

    Сравнение источников отопления между собой

    Если постройка находится на расстоянии не более 20 м от дома, проблема решается автоматически – обустраивают общую с домом систему. Для гаражей, расположенных дальше, необходимы автономные системы, и в качестве источников тепла могут быть использованы: газ, электричество, твердое топливо и отработанное машинное масло.

    В больших гаражах установка обогревателей не решит проблему обогрева, имеет смысл установить котел и оборудовать водяную систему отопления

    Газ – дешево и эффективно

    Наиболее экономное отопление гаража – конечно, с помощью газа, но требуется подключение к центральной магистрали, оформление документов, разрешение компетентных органов. Несмотря на многочисленные советы по самостоятельному монтажу газовых систем, имеющиеся в сети, рекомендовать установку газовых систем своими руками не будем. Заниматься газовыми системами должны только специалисты. Кроме того, устанавливать оборудование можно, только если помещение соответствует всем санитарным нормам: есть вентиляционные каналы, высота потолка не ниже 2 м.

    Более доступный и простой способ отопления – использование сжиженного газа. В качестве приборов для обогрева устанавливают конвекторы, керамические печи, газовые панели, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели.

    Главные преимущества газового отопления:

    • экономичность;
    • высокий КПД;
    • высокая степень автоматизации систем;
    • бесперебойное отопление в течение круглых суток.

    Недостатки:

    • любое, даже самое надежное, газовое оборудование потенциально взрывоопасно, поэтому нарушение правил техники безопасности при проектировании, установке и эксплуатации может привести к серьезному ущербу;
    • подведение магистрального газа не всегда возможно, связано с хлопотами и затратами.

    Не игнорируйте опасность и не нарушайте нормы и правила, регулирующие установку и подключение газового оборудования!

    Если есть возможность подключения к газовой магистрали, наиболее дешевым вариантом отопления будет установка водяного отопления, подключенного к газовому котлу

    Электрическое отопление

    Вариант установки электрического отопительного котла для большинства отпадает сразу, потому что более дорогостоящего обогрева не придумать. Зато переносной электрообогреватель для гаража – выбор многих автомобилистов. Он прекрасно решает проблему поддержания нужной температуры, всегда можно выбрать модель нужной мощности, но есть и неприятные нюансы. Назвать электрооборудование надежным сложно. Кроме того, невозможно гарантировать бесперебойную подачу электричества, да и доступ к нему не всегда есть. В качестве приборов отопления используют , .

    Обратите внимание, если вы планируете установить электрическое оборудование для обогрева, вам нужно позаботиться об отсутствии в помещении горючих, смазочных, лакокрасочных составов и легковоспламеняющихся материалов.

    Если установка отопительной системы с электрическим котлом – это нецелесообразно из-за высоких расходов, то переносной обогреватель вполне может стать достойной альтернативой. Расходы на оплату электроэнергии высоки в любом случае, но мобильный обогреватель обойдется дешевле, к тому же он не требует монтажа

    Отопление твердым топливом

    Твердое топливо позволяет создать полностью автономную систему отопления, не зависящую ни от наличия электросети, ни от газовой магистрали. Можно поставить в гараже печку или оборудовать отопление с твердотопливным котлом. В качестве источника тепла используют дрова, уголь, опилки. Это экономично, обеспечивает тепловой комфорт, при желании и наличии необходимых навыков печку можно сделать своими руками. Недостаток: нежелательно в помещении хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Работу отопительного прибора необходимо постоянно контролировать. Печь или котел нужно периодически чистить.

    При наличии материалов, времени и желании владелец гаража может смастерить самодельную печку-буржуйку и сэкономить на обустройстве отопления

    Отработка – альтернативное топливо

    Для экономного хозяина , просто подарок судьбы, ведь использование вторсырья позволяет снизить расходы на отопление до минимума. Примерный расход топлива – 1 л в час. Масло перед использованием необходимо очищать в специальных теплоустановках. Такую установку можно собрать самостоятельно. Единственный серьезный недостаток печки на отработке – она может выйти из строя, поскольку топливо низкого качества, невозможно добиться однородности его состава.

    Устройство печи, работающей на вторсырье, несложное. При желании и печь, и систему очистки масла можно сделать своими руками

    Наилучшие котлы отопления

    Когда вопрос с выбором энергоносителя решен, необходимо определиться с типом котла отопления. Он должен быть экономичным, удобным в эксплуатации, отличаться высоким КПД. В зависимости от источника тепла можно выбрать:

    • Газовые. Идеальный вариант – конденсационный котел, оборудованный регулирующей автоматикой. Помимо самой стоимости топлива, сэкономить можно еще и за счет способности котла работать на низком давлении. В теплообменнике агрегата происходит переход воды из пара в жидкое состояние, что приводит к выделению тепла. Благодаря такому принципу работы котел на 15% экономичнее газовых моделей других типов. Также можно установить настенный газовый котел, в котором предусмотрена модуляция мощности.
    • Твердотопливные. Лучше всего покупать . Принцип работы агрегата построен на воздействии высоких температур на древесину, в результате чего она разлагается на пиролизный газ и сухой остаток. Сжигается газ. Для работы котла нужна буферная емкость, она аккумулирует тепло. Из всех твердотопливных моделей пиролизные самые экономичные, но есть и нюанс: в случае отсутствия древесины для отопления нельзя использовать уголь.
    • Электрические. Если нужно эффективно отопить помещение и предотвратить перегрузки в электросети, лучше выбрать котел с шестью тенами и тиристорным управлением. Благодаря особенностям устройства можно ограничить мощность и сэкономить, дополнительный плюс – бесшумная работа. Минус только один, но существенный: отопление с помощью электроэнергии всегда затратно, т.к. электричество – самый дорогой источник тепла.

    Самое дешевое отопление для гаража – газовый конденсационный котел, остальные разновидности агрегатов могут быть более доступными, удобными, но все они дороже в эксплуатации

    Что лучше для капитального гаража?

    Утепленный гараж из кирпича, бетона или ракушечника обычно хорошо изолирован, поэтому можно сэкономить, обустроив правильное отопление. Чаще всего проектируют водяные системы; воздушные используются реже, но тоже популярны. Если сравнивать эти системы по капитальным затратам, то на первый взгляд воздушная кажется дешевле, но эксплуатационные расходы имеют принципиальное значение, и с этой точки зрения водяная лучше. Правильно спроектированное и качественно смонтированное водяное отопление служит значительно дольше и обходится дешевле.

    Обустройство водяного отопления

    Начальный этап – проектирование. Необходимо составить чертеж, на котором будут отмечены все элементы, расположение радиаторов, повороты. При установке котла необходимо соблюдать все рекомендации производителя, отмеченные в инструкции. Для батарей с помощью стеновых дюбелей крепят держатели, после чего навешивают радиаторы на высоте 15 см от пола. Трубы соединяются с помощью фитингов.

    В монтаже водяного отопления нет особых сложностей, его вполне можно выполнить и самостоятельно. Если же нет нужных навыков, то лучше эту работу лучше поручить специалистам. Если планируется , обязательно пригласите газовщика, не рискуйте, монтируя и подключая оборудование сами.

    Воздушные системы обогрева

    Принцип работы воздушного отопления базируется на создании теплых потоков воздуха, которые быстро прогревают помещение. Если система смонтирована так, чтобы воздушные потоки поступали в направлении места, где стоит машина, можно добиться эффективного удаления влаги и предотвращения коррозии. Монтаж оборудования для воздушного отопления менее трудозатратен, чем установка водяной системы. Главное, правильно подобрать модель теплового прибора нужной мощности. Чаще всего автомобилисты выбирают для гаражей тепловентиляторы и тепловые завесы.

    Инфракрасные электрические обогреватели

    Эти приборы пользуются популярностью благодаря способности создавать локальные зоны теплового комфорта, простоте монтажа, экономичному расходу электроэнергии, отсутствию необходимости устанавливать системы дымоотведения и т.п. Приборы не пересушивают воздух, работают бесшумно, прогревают предметы и людей, благодаря чему тепло не рассеивается впустую. Воздух в помещении, отапливаемом инфракрасным обогревателем, прогревается опосредованно – от нагретых предметов. При установке такого прибора следует помнить, что длительное прямое воздействие излучения на лакокрасочные покрытия нежелательно. Главный недостаток все тот же – дороговизна электроэнергии.

    Резюме

    От выбора системы отопления для гаража зависит не только температурный режим в помещении, но и долговечность машины, ощущение комфорта для владельца. Холод и сырость в гараже недопустимы, поскольку стимулируют коррозионные процессы, негативно сказываются на состоянии любой техники. Определитесь с наиболее доступным источником тепла, обдумайте, какая система будет удобна – и принимайтесь за обустройство комфортного гаража. Удачи!