Социальные роли и ролевой набор. Социальный статус и социальная роль

«Положение человека в обществе» - Весь мир – театр. От чего зависит положение человека в обществе. Основные социальные группы. Как связаны между собой социальный статус и социальная роль. Социальная роль. Наказания за убийство. Место, которое человек занимает в социальной структуре. От чего зависит положение человека. Изучение нового материала.

«Социальная роль» - Ребёнок. Возрастные роли. Сын (дочь), брат (сестра). Социальные роли в юношеском возрасте. Студент. Гражданин общества. Неформальные требования. Работник. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. Семьянин, родитель. Ролевой набор. Виды ролевых требований. Гражданин. Человек. Формальные требования.

«Человек в современном обществе» - Человек и общество. Противоречивость прогресса и его критерии. Мировоззрение, его виды и формы. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Понятие общественного прогресса. Структура деятельности. Потребности и интересы. Природное и общественное в человеке. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.

«Учения об обществе и человеке» - Представители. Древняя Греция. Техницизм. Экзистенциализм. Древний Китай. Адам Смит. Ценностный подход. Новое время. Древняя Индия. Средние века. Сущность теории общественного договора. Мифы. Учения об обществе и человеке. Постмарксизм. Г.В.Ф.Гегель. Аристотель. Человек. Возрождение. Функции. Формы государственного правления.

«Социальные статусы и роли личности» - Ролевая идентификация. Личный статус. Портрет. Обязанности. Социальные роли личности. Статус. Достигаемый статус. Специальность «Налоги и налогообложение». Статусный набор. Статусный портрет человека, или статусный набор. Социальная роль. Дистанцирование от роли. Английский историк и юрист Генри Мейн.

«Ролевая концепция личности» - Ролевое поведение. Социальная мобильность. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальный статус. Внутригрупповые роли. Иерархия статусов. Социальный статус и ролевой набор личности. Личность. Ролевое напряжение. Ролевая концепция. Освоение новой роли. Характеристики социальной роли. Социальная роль.

Всего в теме 10 презентаций

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.
Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента - прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки - составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности - изучать на-значенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия - являются правами преподавателя.
Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия*. Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру - школу, больницу, семью, армию и т.д.
Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту - своего сына или более талантливого игрока. Некоторые студенты рассказывают о ролевых конфликтах, возникающих, когда к ним в университетское общежитие приезжают родители. Студенты чувствуют себя как бы на сцене, выступая перед двумя группами зрителей, и каждая из групп ожидает от них поступков, не вполне совместимых с требованиями другой. Один из способов разрешить ролевой конфликт - распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей. Например, студенты могут попытаться отделить свои отношения в университете от отношений с домашними, чтобы исключить необходимость одновременного общения с родителями и сверстниками.

Ролевой набор

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных, норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщимвышесказанное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают.

Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже.

Когда профессор держится на равных, со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.

Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д., - являются личностно не значимыми для человека.

Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия.

Мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.

Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов.

Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всах статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ас­социируемых с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус уни­верситетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "адми­нистратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей об­ласти знаний" и другие.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокуп­ностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией уни­верситета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

    Личность в социологии понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    • Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

      Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

      Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других лю­дей.

      Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с ко­торым они отождествляют его.

      Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

      Несовпадение статусов - это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей.

      Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

      Достигаемым называется статус, который человек получает благо­даря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению.

      Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называетсястатусной ролью или просто ролью.

      возникает неко­торый диапазон , в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав.

      Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ .

      Статусная идентификация - это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом.

      Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ас­социируемых с одним статусом.

Статусный и ролевой наборы

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором . В нем выделяются:

- предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример - женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

- достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

- смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.

- главный статус – статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру).

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями ; 2) в пределах одной роли . Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей - выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей - с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.