Состояние длительного физического и психического напряжения. Как быстро снять нервное напряжение. Эффективные и безопасные методы. Ходьба - отличное средство от состояния полного бессилия

Как снимать нервное напряжение и стресс

Нервно психическое напряжение, симптомы, стадии и как снять нервное напряжение в различных его стадиях, что нужно знать, лечение.

Доброго времени всем! Поговорим о нервном напряжении . Напряжение, которое возникает в следствии различных психоэмоциональных нагрузок будь-то решение какой-то проблемы или переживания.

Очень важно для любого научиться вовремя распознавать то или иное напряжение и вовремя скинуть его. Знать, как и что делать в ситуации легкого или же сильного напряжения, которое запросто может перейти в невроз. Это прежде всего наше здоровье как психическое, так конечно же и физическое. Все ведь рядом.

Как снять напряжение, какие способы и какие вообще стадии напряжения бывают. Для того, чтобы контролировать свои эмоции, управлять ими и своевременно ловить себя на возникновении напряжения - необходимо хорошо знать себя и свои индивидуальные особенности. Только это позволит вам позитивно и правильно реагировать и переключаться. Ну и конечно же это потребует от вас некоторых сил и энергии.

Буду писать своими словами, без всяких научных выражений, так будет проще мне и думаю более понятней вам.

1) Легкое напряжение , которое возникает довольно часто. Такое напряжение мы можем переживать многократно в течении дня. Возникает оно в следствии различных причин, начиная от обычного разочарования в чем-то; раздражения; неудовольствия чем-то не столь значительным; не сильно тревожащем, неприятном воспоминании чего либо; волнения при встрече с каким-то человеком, который вызывает в нас не самые лучшие чувства.

И даже при встрече с тем, кто нам нравиться, но нас что-то может беспокоить. В этом случае, легкое напряжение может даже перетекать в более сильное.

Но сейчас о легком напряжении , которое возникает в следствии чего-то неприятного, но мало значительного для нас. Заметили, почувствовали это напряжение в голове (теле), как его можно снять?

Такое напряжение снимается довольно легко, почти всегда мы сами делаем это бессознательно - отвлеклись чем-то, что заставило нас переключить свое внимание и незаметно для себя напряжение и сама причина его возникновения остается вне нашей головы, без образов и мыслительных процессов.

Здесь думаю не нужно лишних слов, просто важно было переключить свое внимание. А так как проблема была незначительной, то сделать для нас это не составило труда.

Но возможен был и другой вариант развития ситуации. Вы задержали ваше внимание на этом неприятном моменте. Зацепились мысленно и начали прокручивать негатив в голове, возможно искать ответ или же попросту анализировать. Но ведь эта ситуация для вас неприятна, а это значит, что удерживая её, пусть даже незначительную неприятность, вы мысленно прорисовывая её в образах и видя с собой какой-то внутренний диалог, постепенно поднимаете напряжение.

Часто это может происходить, когда человек попутно занимаясь каким-то делом отвлекся, сознательно забылся, но при этом удержал негатив внутри себя, в образах и чувствах, которые он испытывал тогда и начал переживать сейчас. В этот момент лучше всего было остановиться и отпустить всю эту не нужную информацию в голове, но не получилось. В итоге, сознательно или нет, вы перешли в состояние повышенного напряжения .

2) Повышенное напряжение. Напряжение, которое заметно отнимает у нас силы. Мы почувствуем, через какое-то время спад энергии, даже слабость и очень возможно - неприятные ощущения в голове. Такое напряжение возникает при значительном эмоциональном переживании или если человек находится в состоянии мыслительного процесса над решением какой-то важной для него проблемы, решает какие-то нужные ему задачи, находится в мыслительном поиске чего-то.

В принципе, это нормальное состояние, в которым мы все время от времени пребываем. Особенно те люди, которые занимаются бизнесом, политикой и многие другие, которые находятся в постоянном поиске, принимают какие-то важные решения и т.п. Да, это не самое полезное в плане здоровья напряжение, но оно не становится навязчивым .

Человек осознав, что он устал и ему нужно отдохнуть, вполне может собраться с мыслями, отпустить проблему и расслабиться. Или же, если это была какая-то неприятность, достаточно спокойно вытеснить ее из головы занявшись и переключив внимание на какое-то приятное или требующее внимания занятие.

Возможно придется приложить какие-то усилия над собой, но важно, что это состояние контролируемое и при всем прочем, очень хорошо подходит для работы над собой, поиска и анализирования себя.

Тут главное нужно понять для себя, определить ту точку, когда начинаешь чувствовать значительную усталость и не смотря на положительное или нет решение какой-то проблемы, на время отпустить её и дать своему мозгу отдохнуть . На свежую голову всегда легче найти решение. Да и проблемы и неприятности не выглядят такими страшными, если немного отстраниться и отпустить их.

Многие не умеют вовремя остановиться и продолжают поиск решения или прокручивание неприятности надеясь все же разрешить для себя проблему, найти ответ чтобы прежде всего успокоить себя, но тем самым только приводят себя в состояние сильного напряжения. И мало того, что возникает сильное, изматывающее напряжение, но и навязчивые мысли . Проблема попросту не выходит из головы, даже если очень стараться на что-то переключиться, занять себя и тем самым отвлечься.

3) Сильное нервное напряжение и навязчивые мысли. Это состояние, мало того, что оказывает сильнейшее негативное влияние на психику человека, но и на весь организм в целом. Нервная система буквально истощается. И чем дольше продолжается это состояние, тем сложнее из него выйти. Организм ослабевает, появляется сильная, как физическая, так и психическая усталость, возникает вероятность состояния.

Причем, чем настойчивей и быстрей вы пытаетесь разрешить проблему, ведь так хочется поскорей успокоиться, тем быстрее и сильнее изматываете себя. В таком состоянии сложно сосредоточиться на работе, концентрировать внимание и что-то запоминать.

В этом состоянии мы не способны решать и смотреть на проблему конструктивно правильно. Это потому, что каким бы умным вы себя не считали, но ваши интеллектуальные способности в этом навязчивом и нервном состоянии значительно снижены . Кстати человек может и не воспринимать это сознательно и думать внутри себя, что поступает и мыслит правильно. Плюс ко всему этому - огромная психоэмоциональная усталость.

Вы, я думаю, замечали за собой, что в разных состояниях смотря на ту же проблему, мы относимся к ней по разному . Если вас что-то достало, вы вымотаны и инстинктивно отпустили проблему, смогли это сделать, то уже вернувшись к ней, к примеру на следующий день, она не представляется для вас такой уж и проблемой. И решение, как правило, находится довольно быстро, причем без особого напряжения и обдумывания.

Если же навязчивое состояние продолжается достаточно долго, человек становится очень чувствителен к любым, даже незначительным стрессам и отчаянно, нервно реагирует на самые пустяковые неприятности и проблемки. Настоящий .

Как снять напряжение

А сейчас о том, как снять нервное напряжение и избавиться от навязчивых мыслей прежде, чем дело дойдет до невроза.

Итак, как же можно выйти из этого очень неприятного и вредного для нас состояния. Для начала важней всего понять для себя, что решить проблему из-за которой вы и довели себя до такого состояния мало представляется возможным.

Плюс к этому, даже найдя подходящий ответ, мысли о самой проблеме не дадут вам успокоиться , а само решение все равно будет представляться сомнительным. Поэтому прежде всего необходимо сбросить напряжение . Уже понимание этого даст вам возможность легче воспринимать сложившуюся ситуацию.

Теперь нужно сосредоточиться на чем-нибудь другом . Лучше всего в этом случае подойдет занятие любимым делом, именно тем, что вызывает у вас положительные эмоции. При этом негатив и навязчивые мысли будут продолжать держаться в вашей голове.

И здесь самый главный момент - не сопротивляться навязчивым мыслям если они не уходят и позволить им быть, в то же время не анализируя спокойно игнорировать их.

Любые тревожные, навязчивые мысли, если стараться о них не думать, будут одолевать ещё сильнее и сильнее. Пытаясь спорить или избавиться от них вы провоцируете борьбу и тем самым только усиливаете внутреннее напряжение.

Можете наблюдать за мыслями, но без попыток непременно и по скорее избавиться, пусть все пройдет естественно. Не конфликтуя с ними, эти мысли сами постепенно рассосутся.

В итоге, не обдумывая, не борясь с собой и не ища решения проблемы потихоньку все дурное будет терять свою силу, а позитивные эмоции, которые вы постепенно начнете испытывать от занятия тем, что вам по душе, набирать силу . Потребуется время и, в зависимости от силы и длительности навязчивого состояния, меньше или больше. Но это отличный способ выйти из этого состояния.

Если есть возможность можете принять контрастный душ, хорошо снимает нервное напряжение и неприятные симптомы стресса , как и что читайте в статье " ". Или пойти в бассейн, активное физически, плавание и сама вода это то, что надо.

Ещё очень хорошо помогут такие занятия, даже если они и не совсем вам по вкусу, как рисование, вязание, резьба по дереву и т.п.. Важно, чтобы это не требовало от вас большого умственного процесса. Рисуете, значит рисуете спокойно, легко и не слишком усердствуете, чтобы непременно все хорошо получилось. Как получается так и пусть будет.

Как в школе на уроках, со старанием и увлечением, но без лишних темпераментных эмоций и без выкручивания, от старания, языка на бок. Хотя возможно и в школе некоторые очень и очень старались. Сейчас этого не надо, в другой раз. Занялись резьбой по дереву или вышиванием, тоже самое.

Эти занятия относятся к методичным, хорошо успокаивают мозг и не требуют излишней умственной активности. Если только вы, не как великий Суриков и не пишите картину для Третьяковской Галереи.

Другой действенный способ выйти из нервного напряжения и навязчивого состояния подобен предыдущему.Плавно перевести внимание на какую-то другую проблему решение которой так же важно для вас, но менее беспокойно и требует скорей не эмоциональных затрат, а каких-то действий.

Вам потребуется некоторая сила воли и та отрицательная энергия, накопленная в процессе поиска решения первой проблемы. И даже где-то злость. Важно постараться с увлечением решать эту проблему, с поиском и прорабатыванием лучшего варианта её решения.

Ваш мыслительный процесс опять же будет забирать вашу энергию, но здесь самое важное, что вы снимаете остроту той, первой негативной ситуации, которая привела вас к навязчивому состоянию и тем самым не концентрируясь на ней, постепенно освобождаете свой разум от навязчивых мыслей.

То есть, вы использовав энергию сильного напряжения в решении другой задачи, выводите себя из навязчивого состояния, а это уже само по себе хоть и затратно в плане энергии, но успокоит воспаленный мозг. А само решение этой второй проблемы придаст вам уже положительной энергии.

Но опять же, всегда помните, чтобы вы не делали, если навязчивые мысли не отступают, вы никак не боритесь с ними. Таким образом вы учитесь жить когда какие-то такие мысли есть и когда их нет, вы просто не бежите от них. Постепенно ваше восприятие к ним изменится с враждебного на более спокойное и вы перестанете бояться их появления и самих этих мыслей, тревога уйдет и они перестанут на вас давить.

Друзья, если вы чувствуете, что попали в такое состояние психического напряжения и при этом так и не смогли разрешить какую-то свою проблему, найти ответа, будет на все 100% правильно отказаться от дальнейшего её решения.

Оставьте её на потом, дайте возможность вашему разгоряченному мышлению отдохнуть, остудиться. А лучше "переспите" с ней . Утро вечера мудреней, это очень умное и полезное выражение. Вы сможете взглянуть на беспокоящую вас проблему немного со стороны и с отдохнувшим, холодным мозгом.

Иногда вообще нужно отстраниться от проблемы , позволить себе оставить её не решенной для того, чтобы потом ясно увидеть её настоящую суть, так ли она действительно важна для вас. Часто бывает, что проблема вовсе не так была важна, чтобы было на ней так заморачиваться и переживать. В тоже время этот перерыв и свежий взгляд позволит разглядеть новые варианты и возможности её решения.

А для того, чтобы наиболее эффективно и проще справляться с нервным состоянием вы можете кое что узнать для себя интересного и полезного, а так же научиться изменять какие - то старые, мешающие вам убеждения, узнать , о том , сделать переоценку ценностей, узнать как происходит и понять, как и что такое .

Для этого существуют отличные тренинги и книги, эффективные техники и методы релаксации, вы можете ознакомиться с некоторыми из них на моем сайте. А чтобы не пропустить обновления по этой теме, можете подписаться на рассылку.

Нервное состояние и напряжение. Напоследок.

Меньше прислушивайтесь к различным словам. Какие-то злые языки могут сказать что-нибудь касающееся вас, что может быть вам очень неприятно, оскорбления или же наговорить вам всякой гадости, которая вовсе не обязательно является правдой, к примеру, ваш муж или жена вам изменяет.

Вы без обдумывания, с головой бросаетесь в свои переживания даже толком не узнав правда это или нет. Вместо этого, сначала поговорите с ней (ним), а потом уже делайте выводы!

В мире хватает и завистников и пакостников, так что будьте независимы от слов оскорбления одних и подходите разумней к сплетням других. Думайте прежде всего о вашем здоровье, ведь жизнь все равно продолжится и после черной полосы обязательно будет яркая, синяя полоска.

Байка про страуса. Сразу скажу друзья, не связывайте эту байку про страуса с тем, что я писал выше, это так, лишь для вашего настроения. Хотя кое на что и стоит обратить внимание..

Страус не глупая птица, когда возникает опасность, он прячет голову в землю. Зачем? А к чему ему брать в голову все проблемы. Он думает, чтобы не случилось, того не миновать, зато переживать не буду.

Подумаешь, на поверхности останется задница. Ну так лучше все проблемы принять задницей чем головой, голова все таки важнее. А задница,... ну что с ней может случиться? Да ничего страшного и не может.

Чуть что, спрячет голову в землю и отдыхает, не видит ничего, не видит того, что происходит с его задницей. А если проблемы не видно, значит и нет проблемы.

Ну, а если все же такая возникает в виде слона-мазохиста, что поделаешь, главное голова в песке - расслабляется, проблему приняла задница, ей не привыкать, на то она и задница чтобы искать на себя приключения, а в голове покой, никакого напряжения и вообще все супер.

Главное только, чтобы возникшую проблему сородичи не видели, а то объясняй потом что к чему - голова, задница, слон....

С уважением, Андрей Русских

P.S. Подробно о навязчивых состояниях и мыслях, их лечении, читайте здесь ( )

Ещё статьи по этой теме:


Врач-психоневролог высшей категории, доктор психологических наук, профессор Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, полковник. Закончил Военно-медицинскую Академию в С-Петербурге. Более 25 лет возглавлял психологическую службу Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.


О программе:


Стресс – это реакция организма, возникающая в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ключевым в этом определении является слово «реакция»...

Четыре степени состояния нервно-психического напряжения

Нервно-психическое напряжение - особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма.

Различают четыре степени состояния нервно-психического напряжения .

1. Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас. Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, «на ходу». Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой.

Используйте этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел. Также не забывайте отдыхать, хорошо высыпайтесь и питайтесь.

2. Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью.

Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода. Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться.

Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. В условиях офиса - это два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе.

Помните, что лучший отдых - это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3. Третья степень нервно-психического напряжения возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет.

Процесс работы над проектом затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Съездите на рыбалку, на охоту или в дачный домик, сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Если взять выходной невозможно, работайте эти дни с наименьшим напряжением. Коллег, с которыми вы выполняете общее дело, предупредите о своем состоянии, чтобы они на время старались обойтись без вас.

Помните, что продуктивной работы в таком состоянии у вас не получится, а потому и не направляйте свои силы на важные дела.

Займитесь тем, что не требует напряженных усилий (возможно, это будет простая бумажная работа). Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4. Четвертая степень психического напряжения наступает, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают. Ее итог - невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.

Уровень и степень нервно-психического напряжения разнятся в зависимости от различных условий, в особенности, от ресурсов, которыми располагает организм. У физически и психологически тренированных людей даже в экстремальных ситуациях высшие степени психического напряжения возникают редко.

Характеризуя развитие психического напряжения у работников, занятых подготовкой какого-либо проекта, отметим, что психическое напряжение возникает как на начальном этапе работы, так и на заключительной стадии (сдача проекта, его презентация). Но по направленности и содержанию они различаются.

Напряжение в подготовке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выдерживать все более возрастающую психическую нагрузку. В экстремальных условиях презентации проекта к нему добавляется психическое напряжение, определяемое стремлением к достижению результата.

Состояние психического напряжения, если оно не представлено третьей и четвертой стадиями, есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние и на организм, и на психическое состояние.

К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа. В условиях современных предприятий именно этот режим используется все чаще и чаще, так как на сверхвысоком уровне производственных достижений только он обеспечивает значительный прирост результатов.

Руководителям, ориентирующим сотрудников на работу в условиях, вызывающих состояние психического перенапряжения, стоит помнить о том, что такой режим может быть эффективным лишь непродолжительное время.

Психическое и физическое истощение возникает чрезвычайно быстро, ведь организм работает на износ.

При неврозах это более широкое понятие, чем внутренний конфликт, поскольку образуется из более многочисленных источников и не всегда психологически мотивировано. На исходном уровне оно может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.

Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от предшествующих источников, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенно прежде всего блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция возможностей и воспитание в целом, не соответствующее особенностям темперамента, характера и формирования личности. Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно осознаются как травмирующие, но тем не менее способствуют развитию психического напряжения. К тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции - непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится долгое время в непосредственном и тесном общении - контакте. Это характерно для эмоционально чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя, впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая, идентифицируясь с ними. Срабатывают здесь также и психологические механизмы высокой эмоциональной запечатлеваемости, избирательной внушаемости, привязанности и любви.

О хронической психотравмирующей ситуации как источнике напряжения следует говорить при наличии неразрешимых для детей переживаний, составляющих содержание внутреннего конфликта. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы - эмоциональные потрясения - усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта или состояния хронического дистресса, как основного источника патогенного напряжения при неврозах. Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет еще больше нервно-психическую реактивность организма. При этом происходит непродуктивная затрата психофизиологических ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. Следствием хронического психического напряжения будет нарастание церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее восстановление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к продолжающемуся воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются общая выносливость и сопротивляемость организма. Вместе это позволяет говорить о появлении развернутой клинической картины невроза.

О перерастании длительно действующего психического стресса в невротический, патогенно-каузальный стресс позволяют судить следующие психогенные изменения, взятые в динамике их развития: 1) перенапряжение психофизиологических возможностей и систем организма; 2) аффективная переработка жизненного опыта (в виде фиксации переживаний, эмоциональной неустойчивости и беспокойства); 3) повышение чувствительности к действию дальнейших угроз для «я» (эффект эмоциональной идиосинкразии или сенсибилизации); 4) реактивное, психогенно обусловленное изменение отношения к себе и другим (формирование неуверенности в себе, аффективно-тревожного и эгоцентрически защитного типа восприятия); 5) появление защитно-избегающей мотивации поведения (когда ребенок «не слышит», не реагирует на травмирующие стимулы из внешней среды - феномен «избирательного невнимания», когда он избегает трудностей и опасностей, способных понизить еще в большей степени чувство «я», когда боится и чувствует себя неуверенно в новых, непривычных ситуациях общения); 6) снижение жизненной активности, энергии, биотонуса в целом, изменение реактивности и развитие центральных патофизиологических изменений функциональной природы; 7) клинически очерченное нарушение регуляторных и приспособительных (адаптационных) нервно-психических механизмов, в том числе вегетосоматической деятельности организма в местах его наименьшего сопротивления.

Мы уже касались вопроса, почему психическое напряжение при неврозах не уменьшается, а увеличивается, достигая критического уровня.

Отчасти это происходит из-за специфики проявления защитных психологических механизмов. В традиционном понимании у S. Freud (1926) и A. Freud (1936) они расцениваются как непроизвольные формы психического реагирования, имеющие своим мотивом (целью) устранение беспокойства как осознания конфликтной, неприятной для индивида ситуации. Отправными точками для развития этого взгляда были следующие: 1) восприятие угрозы сопровождается мобилизацией защиты с целью поддержки «я»; 2) опыт, несовместимый с представлением человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию; 3) бессознательный перенос собственных чувств, желаний, влечений на другое лицо, если человек не хочет в них сознаться, понимая их социальную неприемлемость; 4) рационализация чувств и влечений как средство их социального контроля.

В настоящем основными защитными механизмами считаются: вытеснение, проекция, отрицание (отказ), рационализация, сублимация, изоляция и регрессия. В дальнейшем ряд исследователей внесли свой вклад в развитие учения о защитных механизмах. В этой связи следует упомянуть о гиперкомпенсаторных психологических механизмах (Adler A., 1928); защитно-пассивном и защитно-агрессивном поведении (Сухарева Г. Е., 1959); трех стадиях развития адаптационного синдрома: тревоге, защите и истощении (Selye H., 1974); защитном значении самой невротической симптоматики и реактивных сдвигов характера (Иванов Н. В., 1974); трансформации отрицательных установок и их замене в системе мотивов в форме подстановок (Бассин Ф. Е., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., 1974). У больных неврастенией ведущие типы психологической защиты - отрицание и рационализация; при неврозе навязчивых состояний - изоляция аффекта; при истерии - вытеснение (Ташлыков В. А., 1981).

Для детей с неврозами не характерен такой тип защиты, как проекция, зато она часто встречается при психопатическом развитии. У детей с неврозами ответственность за происходящие события приписывается себе с появлением чувства вины и рудиментарных идей самоуничижения. Характерны молчание, замешательство, фрустрация, когда ребенок теряется и ничего не может сказать, производя впечатление «без вины виноватого». В норме существует средний тип реакций, когда дети не дают себя в обиду, обнаруживая гибкий, ситуативный тип реагирования. Сублимация встречается у подростков при дисморфофобиях и психогенной анорексии в рамках обсессивного невроза, когда формирующееся половое влечение и вторичные половые признаки отвергаются как нечто грязное и постыдное в противовес высоким достижениям в учебе. Детям с обсессивным неврозом также свойственна излишняя рационализация чувств и желаний, гипертрофия мыслительной деятельности, моральных запретов в ущерб эмоциональному восприятию и непосредственности в выражении чувств. При истерическом неврозе ведущими типами психологической защиты будут вытеснение (часто в виде амнезии неприятных переживаний) и регрессия - психогенная, реактивно обусловленная трансформация «я» по типу возврата к более ранним, эмоционально приемлемым стадиям психического развития. Регрессия и рационализация наблюдаются также при неврастении, в то время как неврозу страха более свойственны изоляция и фиксация аффекта, его прорастание беспокойством и страхом.

При возникшем неврозе определенным защитным значением обладает нарастание активности тормозных процессов, создающее патофизиологические зоны запредельного торможения и предохраняющее нервные клетки от дальнейшего перенапряжения и истощения. Такой ребенок становится все более медлительным, «копушей» при занятиях, еде, одевании, приготовлении уроков. Тем самым предотвращается дальнейшее накопление нервно-психического напряжения, ребенок меньше устает, получая временную передышку. Этой же цели служит и избирательное невнимание, когда больные неврозом дети упрямо «не слышат» требований взрослых, бесконечных подстегиваний и принуждений, часто отвлекаются во время приготовления уроков, начинают заниматься другой, более приятной и эмоционально насыщенной деятельностью. Трудным для детей с неврозами оказывается и начало любой обязательной, ответственной и строго регламентируемой деятельности, поскольку она требует высокой концентрации внимания и работоспособности, уже ослабленных в результате невроза. В то же время родители, не понимая и нередко игнорируя болезненный характер имеющихся расстройств, резко увеличивают психологическое давление на детей, чрезмерно контролируют уроки, заставляют переписывать все заново при малейшей ошибке и постоянно читают детям мораль, которую они не могут усвоить. Типично в этом случае вытеснение переживаний в сновидениях, их аффективная переработка, о чем мы неоднократно говорили. Однако сам сон теряет при этом многие из своих естественных функций, превращаясь из-за ночных ужасов в источник опасности скорее, чем в источник безопасности и восстановления сил.

Условия спортивной борьбы, особенно в ситуационных видах спорта (спортивныхиграх, единоборствах), вызываюту человека повы­шенное нервно-психическое напряжение. Огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени-часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях-к негативным переживаниям-дистрессу.

Стресс (англ. stress - напряжение) - это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

Канадский ученый Г. Селье рассматривал проявления стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адапта­ционный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:

1-я стадия - тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противотока» (мобилизации функциональных резервов).

2-я стадия - резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).

3-я стадия - истощения - общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадапта-ции) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции (А. С. Солодков, 1988).

В спорте возможны различные проявления стресса.

Физический стресс- возникающий во время высокоинтенсив­ной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с каки­ми-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировоч­ные занятия, особенно в стандартных видах спорта).

Эмоциональный стресс - отражающий высокое нервно-психи­ческое напряжение во время соревновательной деятельности и вы­зывающий мобилизацию функциональных резервов организма и значительные психические, вегетативные и гормональные реакции.

При развитии эмоционального стресса чрезвычайные раздражите -ли (стрессоры) действуют на высшие отделы центральной нервной системы. Эти влияния вызывают возбуждение симпатического отде­ла вегетативной нервной системы и выделение связанных с ним гор­монов и медиаторов, а через гипоталамус воздействуют на гормо­нальную активность гипофиза. Гормон гипофиза - адренокортикотропный гормон вызывает выделение надпочечниками адренали­на, норадреналина, глюкокортикоидов и минералкортикоидов. В результате возникает комплекс приспособительных реакций организ­ма. Увеличивается частота и регулярность дыхания, укорачивается фаза вдоха относительно выдоха; увеличивается частота сердечных сокращений и почти исчезает аритмия; повышается артериальное давление; усиливается обмен веществ и энергии; увеличивается амп­литуда ЭМ Г и повышается сила сокращений скелетных мышц; в ЭЭГ уменьшается выраженность ритма покоя (альфа-ритма) и увеличи­вается проявление ритмов напряжения (тета-ритма) и активации (бета-ритма); концентрируется внимание. Все эти реакции обеспе­чивают высокую работоспособность.

Однако, в результате чрезмерного нервно-психического напряже­ния развивается состояние дистресса и могут возникать различные негативные реакции - ухудшается кровоснабжение некоторых отде­лов головного мозга, урежается частота сердечных сокращений, па­дает артериальное давление, увеличивается время двигательных ре­акций и снижается моторная активность. При многократных стрес­сах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

Нервно-психическое напряжение у разных людей может прояв­ляться в различных стрессовых реакциях. Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для нихдос-тижение цели действия (их потребность) и чем меньше у них доступ­ной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности ситуации повышают напря­женность в организме спортсменов.

Успортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с силь­ными и уравновешенными нервными процессами, состояние не­рвно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1 -я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1 -я и 3-я стадии и менее - 2-я стадия общего адаптацион­ного синдрома.

МОНОТОННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач. При длительном выполнении од­нообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

Монотония - это состояние, вызываемое однообразием рабо­ты при большом количестве простых стереотипных движений. Та­кая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.

Одним из механизмов возникновения состояния моното­пи и является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В процессе автоматиза­ции простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активируются неспецифичес­кие тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсут­ствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга. Вус-ловиях монотонной деятельности изменяется рольлевого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей от­мечено снижение активности левого доминирующего полушария го­ловного мозга и повышение роли правого неведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной. Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.

Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью - флегматики. Обследо­вания высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, вел осипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

Имеют значение личностные особенности спортсменов. Интро-вертылегче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.

Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости пе­ремещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают сорев­новательные ситуации и т. п.

Нервно Психическое Напряжение » Степени Напряжения.

Тема — Нервно Психическое Напряжение » Степени Напряжения.

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма. Различают четыре степени состояния НПН.

1) Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов. На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас.

Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, «на ходу». Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой. Используйте этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел. Также не забывайте отдыхать, хорошо высыпайтесь и питайтесь.

2) Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью. Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода.

Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться. Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. В условиях офиса — это два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе. Помните, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3) Третья степень НПН возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет. Процесс работы над проектом затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Съездите на рыбалку, на охоту или в дачный домик, сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Если взять выходной невозможно, работайте эти дни с наименьшим напряжением. Коллег, с которыми вы выполняете общее дело, предупредите о своем состоянии, чтобы они на время старались обойтись без вас. Помните, что продуктивной работы в таком состоянии у вас не получится, а потому и не направляйте свои силы на важные дела. Займитесь тем, что не требует напряженных усилий (возможно, это будет простая бумажная работа). Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4) Наконец, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают, наступает четвертая степень психического напряжения. Ее итог — невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.