Сотворение богом видимого и невидимого мира. Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета. Сотворение неба - невидимого мира. Сотворение земли - видимого мира. Другая короткая молитва

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо , то есть духовный, невидимый мир или ангелов .

Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи , одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие из них называются серафимами, херувимами и архангелами.

Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но, Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать – желают ли они сами любить Его – жить в Боге, или нет.

Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, сатаною. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» значит «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами .

Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана, вместе с бесами, как молния, вниз – в преисподнюю, в ад . «Ад», или «преисподняя», называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.

Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла – не могут грешить, потому и называются святыми ангелами . Слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя , который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ. – Это краткое описание творения неба-ангельского мира – изложено на основании Свящ. Писания и учения свв. Отцов и Учителей св. Православной Церкви.

Подробное описание жизни ангельского мира изложено у св. Дионисия Ареопагита , ученика св. Ап. Павла и 1-го афинского епископа, в его книге: «Небесная Иерархия», написанной на основании всех мест Св. Писания, в которых говорится об ангелах.

Урок_ Сотворение мира видимого и невидимого

Записать в тетрадь: Сотворение невидимого мира → на доске

Слайд 1. Открыть и прочитать → Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия (1:1) В начале сотворил Бог небо и землю Записать в тетрадь

Слайд 2. Все, что мы видим, сотворено Богом.

Но еще прежде чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый . Под « небом » мы понимаем здесь духовный , невидимый мир или ангелов Слайд 3.

Слово «ангел» значит «вестник». Ангелов Бог посылает людям, чтобы открывать им Свою волю. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог хочет, ангелы являются людям в образе человека. Слайд 4. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил очень много ангелов, и все они были добрыми: они любили Бога и слушались Его.

Слайд 5. Но один из ангелов по имени Денница возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро.

Слайд 6. Каждому человеку Бог дает ангела-хранителя. Ангел-хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удерживаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед.

Ангел-хранитель всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю. Слайд 7. Читать молитву по Слайду

Слайд 8. Другая короткая молитва ангелу-хранителю: Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне! Записать молитву в тетр.

Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их не называют ангелами, а бесами , а первого ангела, который восстал против Бога – диаволом или сатаною .

Выполнение Заданий в рабочей тетради_ Урок 1. (см. Материал д/учителя)

Сотворение мира видимого

После сотворения неба – невидимого, ангельского мира – Бог сотворил Своим Словом землю , то есть видимый мир .

Нужно помнить, что Бог не так творит вещи как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем, не заботимся. Но Бог сотворил все из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит и заботится о нем.

Бог сотворил мир Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят – в шесть дней творения. Нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день как тысяча лет.

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 1)

Слайд 10. Бытие 1:2 «Земля же была безвидна и пуста»

Слайд 11. Бытие 1:3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 2)

Записать в тетрадь: Рай – в прекрасный сад Эдем – Царство Божие .

Адам – красная земля (Бог сотворил человека из земли).

Ева – жизнь (Быт 3:20)

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого – ни несчастья, ни болезни, ни смерти. Эта счастливая жизнь в раю изображается в церкви во время богослужения, когда в самом начале всенощной, Царские Врата открыты, священник кадит весь храм, а певчие поют псалом, в котором говорится о том, как прекрасно Бог сотворил мир. Давайте послушаем (01.19)

В творении мира Господь показал Свою славу и Свою крепость, и ангелы все время славят Его. Был однажды такой случай. Слайд 13. В городе Царьграде (Константинополе) было землетрясение, которое долго не прекращалось. Люди покинули свои дома, жили на улицах и в полях. Все в страхе и трепете молились Богу. И вот, во время молебна вдруг поднялся сильный ветер. Одного мальчика подняло на воздух и потом без вреда опустило на землю. Он рассказал, что во время полета слышал пение ангелов, хваливших Бога: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Люди запели ту же молитву, только прибавили слова: «помилуй нас», и землетрясение кончилось.

С тех пор мы читаем и поем эту молитву: Слайд 14.

Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный!» Помилуй нас. Записать в тетрадь

Эту молитву, которая пришла к нам от ангелов, мы называем Ангельской песнью Пресвятой Троице, или «Трисвятое». Послушать (01.30)

Мы называем Бога Святым, потому что в Нем нет никакого греха. Мы называем Его Крепким, потому что Он всемогущ. Мы называем Его Безсмертным, потому что Он вечен.

В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Об этом так же ясно сказано в псалмах: «Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его — все воинство их» (Пс. 32, 6). Здесь под «Словом» разумеется Бог Сын , под «Господа» — Бог Отец и под «Духом усть Его» — Бог Дух Святый .

Бытие.Глава 1.

Первый день творения

1. В начале сотворил Бог небо и землю.

В начале по-еврейски «берешит» значит «сперва», или «в начале времени», т. к. до этого была только вечность.

Сотворил здесь употреблено еврейское слово «бара», означающее сделал из ничего — сотворил; в отличие от другого еврейского слова «асса», означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Слово «бара» (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира: 1) в начале — первый творческий акт, 2) при сотворении «души живой» — первых животных и 3) при сотворении человека.

Бог в этом месте поставлено во множественном числе — «Элогим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эл — Бог), а слово «сотворил» — «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю».

Небо — невидимый, духовный мир, мир ангелов. Ангелы — это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Их — бесчисленное множество. Греческое и еврейское понятие «ангел» обозначает «вестник», поскольку именно они, а не Бог, являлись человеку, передавая Его волю, чтобы человек не умер от потрясения увиденным. Всего существует 9 чинов в 3-х триадах.

Наивысший из серафимов Денница , однажды возгордился своим могуществом и захотел сам стать как Бог. С этой целью он стал клеветать и подговаривать других ангелов противиться воле Божьей («дьявол» — «клеветник», «сатана» — «противник»). Против бунта выступил главный Архангел Михаил -Архистратиг и разразилась на небе война. В результате диавол и к нему примкнувшие (ок. трети всех ангелов), которые стали злыми духами или бесами, были лишены Божьей милости и низвергнуты в Ад — т.е. «место вдали от Бога». Там они мучаются в своей злобе и бессилии. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить. Так возникло зло в Божием творении.
Зло — это все, что делается против Бога и нарушает волю Божию.
Оставшиеся же с Богом ангелы так утвердились в добре, что теперь не могут сделать зла по определению и называются Святыми ангелами .

землю — т.е. видимый, материальный мир.

2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Земля — это материя, которую Бог сотворил одним Своим Словом — основа всего.

безвидна и пуста — первоначальная материя не имела ничего определенного, никакой формы, была совершенно неустроена из которой Господь Бог в шесть «дней» устроил или образовал потом видимый мир — вселенную.

тьма над бездною — вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.

Дух Божий носился — еврейское слово, употребленное в контексте «носился» здесь имеет смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.

над водою — Основой нашего мироздания является водород, он его первый строительный материал. Наша Земля находится в одном из Рукавов Галактики, которые уже существовали в то время, когда Бог создавал Землю, и межзвездное пространство уже было заполнено разреженным водородом. Это и подчеркнуто в Библии.

3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

Свет и чередование дня и ночи появилось с первого дня творения, когда еще не было солнца и других светил небесных. В соответствии с принятой на сегодняшний день Теорией Большого Взрыва первым после взрыва появляется Реликтовый Свет. С этого начинается создание Материального мира. По Библии создание нашей Солнечной Системы тоже начинается со Света.

Современной наукой установлено, что первичная основа материи есть энергия , а первичный вид энергии есть световая энергия . Теперь становится ясным, почему в начале оформления материи Бог создал свет.

Таким образом, первые строки Библии, для нашего поколения, являются лучшим свидетельством Богодухновенности Свящ. Библии. Ибо откуда мог знать Моисей , что творение мира должно начаться со света, когда это стало достоянием науки только в нашем XX веке?

Так бытописатель Моисей, по Божественному Откровению, раскрыл тайну строения вещества-материи, неведомую никому из людей в те отдаленные времена.

Так открытие атомной энергии, «жизни атома», в наши дни есть лишь новое доказательство Божественной истины!

И был вечер, и было утро: день один.

Некоторые толкователи указывают, что древнееврейские слова «ерев » и «вокер » — вечер и утро — означают также «смешение» и «порядок». Св. Иоанн Златоуст говорит: «конец дня и конец ночи (Моисей) ясно назвал одним днем, чтобы установить некоторый порядок и последовательность в видимом (мире), и не было бы никакого смешения».

Второй день творения

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

Твердь посреди воды — это воздушное пространство, или видимое небо.
Первичная материя называется водой, отомучто во второй день творения еще не получила прочного устройства и крепких форм.

Неизмеримо громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Газ иными словами.

7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

Вода над твердью, — это и суть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли, и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердью — это наша планета-Земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами.

8. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.]

Т.е. на конец второго «дня» планета Земля представляла собой газовый сгусток

И был вечер, и было утро: день второй.

Третий день творения

9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Т.е. произошло деление первичной материи на жидкое и твердое, газообразное «небо» уже было.

10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

Постепенное комбинирование атомов в различные вещества и физические процессы с этими веществами привели к образованию собственно воды и суши со всеми минералами, хим. свойствами веществ и тд. и тп.

11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

Все понятно, но интересно тут что Бог сказал «да произрастит «, но земля «произвела » а не произрастила. В условиях горячей земли, когда пар орошал землю, зелень конечно расти не могла, но это были идеальные условия для производства ее основ. Ученые в наши дни воспроизвели эти условия в лаборатории и из соответствующих химических элементов получили все необходимое для сборки простейшего организма. Но самого организма «произвести» так и не смогли.
Земля произвела но не произрастила, потому кк Солнце появилось только на сл. день.

13. И был вечер, и было утро: день третий.

Четвертый день творения

14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

для знамений — Начиная с 1986 года »Знамения» сыплются как из рога изобилия.
1986 г. — появилась комета Галлея, но никто не увидел ее величественного хвоста. По телевизору показали эту комету и кружащие вокруг нее спутники. Самое интересное было то, что из одной точки кометы били две струи, вероятно газа. Что это? Гейзер или реактивный двигатель кометы?
1995 г. — появилась неизвестная ранее комета Хилутаке. Вблизи Солнца она законов не нарушила, хвост ее был хорошо виден, но при подлете к Солнцу она несколько раз изменила скорость и направление движения. Кто управлял этими кометами? Если Бог, то Он явно демонстрирует Свои возможности.
1995 г. — Появилась комета Шумахеров, которая при подлете к Юпитеру разделилась на части. Фрагменты кометы упали на Юпитер и его спутники. Почему вдруг тихо разделилась комета, что Бог, демонстрируя Свою силу, пожалел Юпитер?
В это же время ученые несколько раз сообщали о возможном столкновении Земли с астероидами, но в последний момент они пролетали мимо. Что это, ошибки в расчетах, или Бог угрожал, но в последний момент отводил беду, давая время на исправление ситуации? Вероятно. неоходимость в знамениях отпала, мы на них не реагируем, и »ошибок в расчетах больше нет». Бог начал действовать.
Зимой 1998 г. в течение месяца Северный полюс Земли сместился в сторону Канады на 50 км.
В марте месяце 2001 г. магнитные полюса всех планет сместились на 200 км., а у Солнца они вообще поменялись местами , Солнце начало разогреваться, а на Земле Географический полюс Земли упорно смещается в сторону Канады.
2005 г. — Северный магнитный полюс покинул Канаду.
Как видим, в знамениях участвуют кометы, планеты, Солнце и астероиды.

и времен — Если говорить о светилах, как »определителях времен», то только в последнее время мы узнали, что пирамиды в Гизе воспроизводят карту звездного неба в районе Сириуса и знаков Зодиака Лев и Дева. Сириус на ней расположен ниже этих созвездий. Вместе с пирамидами был создан Сфинкса — Лев с головой Девы.

Легенда гласит, что неприятности могут возникнуть когда отпадет голова Сфинкса. Символически это означает — когда Сириус из верхнего положения переместится в нижнее через голову Девы. Такое положение Сириус занимает при завершении движения Северного Полюса Земли по эклиптике. Здесь мы видим как Сириус и Знаки Зодиака являются определителями времени окончания прецессионного цикла .

Между прочим, задолго до Моисея Майя записали, а мы расшифровали только сейчас, что они знали о прецессионном цикле, который по их расчетам завершится 23 декабря 2012 года . Мы о прецессионном цикле знали давно, но заостряли ли внимание на начальной (конечной) точке прецессионного цикла? В это время ось Земли принимает положение, сориентированное на центр Галактики, и Сириус для наблюдателя Земли виден ниже созвездий Льва Девы. Какое притяжение идет из центра Галактики и как оно влияет на Землю в таком ее положении? Смещение северного полюса началось зимой 1998 года, за 14 лет до критического положения…
Определителями времен являются и все созвездия Знаков Зодиака, которые орбиты всех планет делят на 12 примерно равных частей. Наша Солнечная Система расположена на краю Галактики, поэтому подвергается разным потокам энергетического воздействия, когда находится в разных точках своей орбиты. Мощное излечение идет из центра Галактики, значительно более слабое — из внешнего Космоса. Положение планеты в зоне каждого знака определяет, какой величине излучения она подвергается в данный момент. Учитывается даже то, что положение большой планеты и Луны в этом же знаке экранирует Землю от соответствующего излучения, снижая его уровень. Разный уровень космического излучения по — разному влияет на все живое на Земле. Как мы не знаем, а древние цивилизации знали. Нам передали готовый результат колоссального исследования, а мы даже не соизволили не только его продолжить, но даже просто разобраться в нем.

15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

исследование протопланетных туманностей с помощью телескопа, выведенного на орбиту, показало, что Солнце вспыхивает после формирования планет в протопланетных дисках.(Мы об этом узнали только сейчас, а Библия об этом сообщила 3000 лет назад. Как это стало известно Моисею?)

16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

Пятый день творения

20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

В силу этого Божественного веления совершился новый творческий акт , не просто образовательный, как в предыдущее дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества — из ничего.

Тут создавалась «душа живая», вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе, и действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара — творить из ничего.

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Ученые В. Хоментовский и В.Мисаржевский доказали, что возникновение первых скелетных организмов было массовым и в геологическом масштабе времени внезапным событием. Позднее ученые обратили внимание на то, что именно в кембрийском периоде народились многие группы организмов, живущих поныне: губки, малюски, членистоногие, иглокожие, брахиоподы и многие другие.

22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в собственность их ту силу, чрез которую они получили бытие свое, т. е. дает им способность производить от себя новые существа, каждый по роду своему.

23. И был вечер, и было утро: день пятый.

Согласно Ч. Дарвину, для развития любого вида требовалось значительное время, и он не мог смириться с внезапным и одновременным появлением представителей почти всех современных типов животных . Наука этот вопрос даже приблизительно объяснить не может. Но факт остается фактом, именно, начиная с вечера четвертого дня творения начинают, причем бурно, развиваться организмы животного подводного мира , часть из которых, несмотря на мощные катаклизмы сохранилась до наших дней.
Ордовикский период (490 — 443 млн. лет назад) длился всего 47 млн. лет, но в это время вспышка разнообразия видов в 3 раза превысила кембрийскую. Моря заселили различные виды жизней, появилось большое разнообразие, много хищников, они увеличились в размерах с 1 до 8 м., ракоскорпионы — до 2м. Хищники, в том числе и стремительные конодонты, стали особенно многочисленны.
448 млн. лет назад произошел сдвиг материков — большая материковая масса оказалась на Южном полюсе, одновременно произошли небывалые по величине извержения вулканов и большое вымирание животного мира.
В результате первой катастрофы уничтожено 25% семейств только морских животных и 60% морской флоры. На земле еще ничего нет. Как видим, катаклизм произошел тогда, когда появилось много хищников и они стали слишком агрессивны. Катаклизму предшествовал сдвиг материков, причем, существенный, если один материк оказался на Южном Полюсе. Какие силы это совершили?
Силурийский и девонский периоды (443 — 354 млн. лет назад) длились вместе 99 млн. лет. Во время силурийского периода появились коралловые губки и созданные ими рифы: Мечеганский длиной 1000 км. и Новосибирский длиной 20 км. Останками бесчелюстных рыб переполнены силурийские и девонские осадочные породы.
В силурийском периоде добавились хрящевые и пластиннокожие рыбы, по строению напоминающие акул, длиной 6 — 9 м., кистеперые и двоякодышащие рыбы (пандера и целиканты) длиной до 2 м. До наших дней сохранилась пара видов целикантов и 6 видов двоякодышащих.
В позднесилурийскую эпоху — около 430 млн. лет назад появились челюстноротые (лучеперые рыбы и анаконды)
В начале девонского периода среди рыб появились хищники, в том числе и акулы, самые совершенные из рыб, которые в течение последующих 420 млн. лет почти не изменились.
В самом конце девонского периода (370 — 354 млн. лет назад), появились рыбы четвероноги с кистями, напоминающими плавники кистеперых рыб, но оканчивались они пальцами.
В это время (364 млн. лет назад) резко изменились климатические условия , и при бурном развитии наземной жизни в морях и океанах происходит массовый замор : гибнет 22% семейств только морских обитателей и 57% морской флоры. Это была вторая катастрофа.
На суше только в конце силурийского периода появилось что — то напоминающее наземную растительность: сосудистые споровые растения: плауны и хвощи высотой не более 10 см., колонии бактерий и мхи.
380 млн. лет назад растительный мир сильно изменился: появились древовидные плауны и хвощи, которые размножались спорами . Растения быстро достигли диаметра до 3 м. и высоты до 13 м., у некоторых появилась древесина и кора.
К концу девонского периода (364 млн. лет назад) разнообразие растений стремительно возросло, к споровым присоединились голосеменные растения, на суше колыхались многоярусные леса.
Как видим, растительный мир тоже развивается мгновенно , но с большой задержкой, которая длилась в течение третьего, четвертого и частично пятого дней.
Каменноугольный (354 — 290 млн. лет назад) и пермский (290 — 248 млн. лет назад) периоды. После катастроф мир кардиально изменился. Древовидный плаун вырос до 45 м. и более 6 м. в обхвате, хвощи — калиманты до 30 м. высоты и 1 м. в обхвате. Растения размножались с помощью спор . Все эти растения обеспечили образование каменного угля, давшие название каменноугольному периоду.
Пресмыкающиеся начали появляться только в конце каменноугольного периода, который закончился в начале вечера пятого дня творения. Как видим, основы их по Библии должны были начать создавать в начале пятого дня и появились они первыми в самом начале вечера пятого дня. К концу периода в течение всего 20 млн. лет они увеличились в длине до 3 — 4 м. и весили до 900 кг. Среди них появились хищники.
В подводном мире появилось большое количество лягушек, подобных современным, крокодилов и первые земноводные, размером от 30 см. до 1 м., к концу периода они стали крупнейшими хищниками. Подводный мир усложнился, 350 млн. лет назад от акул произошли химеры, появились двоякодышащие рыбы, мечехвосты. Среди мелких животных изменений почти не происходило. Среди простейших появились гиганты до 1 см. простейших в раковинах стало так много, что они образовали залежи пригодного в строительстве известняка. Именно из него возводились белокаменные соборы и палаты Владимиро — Суздальской Руси, а Египетские пирамиды — из кайнозойских нуммулитов. Все они вымерли после извержения вулканов.

Шестой день творения

24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

Как для произведения рыб и водяных гадов Господь обращался к воде, так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу , а не так, как думают некоторые естествоиспытатели, будто земля, согреваемая теплотою лучей солнечных, сама плодородила животных. Во всей обширной области природы нет ни малейшего намека на то, чтобы какой-нибудь один вид животных тварей мог перейти в другой, напр., травоядное животное в хищное: тем более противоестественно представлять происхождение самой животной жизни из неорганических начал (из газов, минералов и проч.). «Когда сказал Бог: да изведет земля», — говорит Василий Великий, — «это не значить, что земля износит уже находившееся в ней; но Давший повеление даровал земле и силу извести»

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

В этот день Земля производит, но не животных, а только души для них. Животных Бог создает сам.

В прошлом столетии, как известно, получила широкое распространение теория Дарвина, — теория так называемого трансформизма, или постепенного развития (эволюции). Как же она относится к библейской истории творения?

Бытописатель говорит, что растения и животные созданы «по роду своему», т. е. не одна растительная или животная форма, а многие растения и животные. Но это не значит, что все существующие теперь виды обязаны своим происхождением первоначальному творческому акту. Еврейское слово мин , переводимое в смысле «род», имеет очень широкое значение, не укладывающееся в технически научное значение слова «вид». Оно шире его во всяком случае, не обнимая собою все теперешние виды и разновидности животных и растений, не отрицает, возможности постепенного усовершенствования форм.

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Человека (мужчину и женщину) Бог сотворил Сам по образу Своему, по образу Божию, то есть, создает только их души. Но, предлагает им владычествовать над всеми животными и над всею Землею. Так как в Библии нет ни одного лишнего слова, поверим, что человек подобен Богу и в состоянии выполнить Его предложение.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара) , так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Первых людей и животных Бог создал вегетарианцами.

31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, который Он творил и создал. И благословил Бог седьмый день и освятил его».

В следующий затем период, то есть в седьмой «день» мира, который, как учат св. отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот «день», и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел — праздником.

По окончании творения Бог, предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по «законам природы»), но в то же время Он непрестанно заботится о всем сотворенном, подавая каждому творение то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Божия о мире называется «Промыслом Божиим ».

Как Бог сотворил первых людей

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал : «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни , то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом — к миру видимому, вещественному, земному, а душою — к миру невидимому, духовному, небесному.

И дал Бог первому человеку имя Адам , что значить «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни , а другое — древом познания добра и зла . Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».

Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе . Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными — любить и беречь друг друга.

Урок 2. Тема: Сотворение мира невидимого. Часть первая. Ангелы.

Молитва.

Добрый всем вечер! Здравствуйте, ребята! Помолимся перед началом нашего урока. Какую молитву вы уже знаете? Давайте вспомним: Бог сотворил этот мир Своим словом… Поэтому и мы скажем сегодня: Господи, благослови! А также споем и произнесем другие краткие молитвы о том, чтобы учиться нам было не трудно и интересно.

  1. Организационный момент. Благодарю детей за их труд на прошлом уроке, за внимание, терпение и красивые рисунки. Напоминаю об основных правилах поведения. Предлагаю закрепить наше знакомство, а именно, еще раз встать и представиться. (Представляюсь еще раз и я)
  2. Повторение пройденного.

В прошлый раз мы говорили с вами о нашем мире, мире, в котором мы живем. Давайте вспомним, из чего состоит наш мир, назовем то, что мы видим в этом мире… (небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, - и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей… С. Слобоской)

Разве мог такой чудесный, разнообразный, богатый и непостижимый мир появиться сам? Из покон веков (с давних времен, с древних времен) люди передавали своим детям очень важную таинственную весть (информацию, знание) – этот мир сотворил (создал, сделал) благой и непостижимый Господь Бог. Для этого мира, и особенно для человека, для нас с вами – он Отец!

  1. Сотворение мира невидимого.

Сегодня узнаем еще одну великую тайну, то, что нельзя увидеть и узнать, то, что невидимо нашему глазу, и не только глазу, но и всяким сложным приборам и машинам… Кроме нашего видимого мира есть еще мир невидимый, мир духовный, мир ангельский… (и не только, к сожалению, ангельский…)

Если Бог – Свет, то ангелы – отблески, лучики этого Света…

Давайте посмотрим, как Господь Бог сотворил ангелов. Может быть не все будет вам понятно. И тогда после просмотра – задавайте вопросы. Но смотрите внимательно, потому что после фильма я тоже задам вам вопросы, и мы увидим внимательно ли вы смотрели… не пропустили ли чего-либо…

Смотрим фильм «Сотворение неба — невидимого мира» – начинаем с 1.24 мин, всего – 7.10 мин.

/// «Сотворение неба — невидимого мира» — это фильм об ангелах, немного сложный (по книге С. Слободского)… Смотреть со 1.24 минуты (со слов: «Бог есть любовь»). Конвертация видео с помощью Freemake Video Converter , вырезая некоторые, самые сложные эпизоды (Дионисий Ареопагит, упоминание о смерти и др.)

Вопросы по фильму (без какой-либо строгости, больше для того чтобы выяснить основные истины учения об ангелах, по возможности избегать самых острых и сложных моментов):

  1. Почему Бог сотворил мир видимый и невидимый? – Бог есть любовь
  2. Что Бог сотворил сначала, ангелов или наш земной мир?
  3. Какими Бог сотворил ангелов? Добрыми, а еще свободными. Благой Бог всегда творит все благим, добрым, хорошим.
  4. Все ли Ангелы равны? Как называются старшие Ангелы? – Архангелы.
  5. А как появился темный, злой дух, диавол? Как появилось зло? Что называется злом? – Самый сильный ангел стал гордиться собой и думать, сначала, что он самый лучший, а потом – лучше чем Бог…
  6. Кто выступил против зла, как звали этого ангела?
  7. Как вы думаете, как можно нарисовать доброго ангела, а как злого? Какими стали ангелы отпавшие от Бога?
  8. Какими стали добрые ангелы, которые остались с Богом? – Они остались светлыми и стали святыми, потому что никогда не грешат?
  9. Что означает слово «ангел»? – Вестник, посланник.
  10. А почему невидимые ангелы становятся похожими на человека? – Потому что Бог посылает их к людям, чтобы помогать им, давать благие советы, возвещать им Свою благую волю и охранять их от зла.

У Ангелов на самом деле нет крыльев, а рисуют их с крыльями потому, что они скоро (быстро) делают то, что им велит (говорит) Бог. Птицы летают во много раз скорее, чем ходят люди, так и Ангелы гораздо скорее людей делают то, что велит им Бог. И, конечно, никакие земные препятствия не могут им помешать выполнять волю Божью, ни горы, ни деревья, ни моря, ни океаны, ни большие расстояния, ни сильный холод или жара… Потому Ангелов и рисуют с крыльями.

  1. Об ангеле хранителе. Вы слышали, что у каждого из нас есть особенный друг, невидимый, которого Бог посылает охранять, оберегать лично каждого из нас. Это ангел-друг, которого Бог дал нам во время крещения. Как называется такой ангел? – Ангел, который бережет или хранит человека, называется Ангелом-хранителем. Значит, у каждого человека есть свой Ангел-хранитель.

Мы возле себя и доброго Ангела не видим, но он видит и каждого из нас и невидимо оберегает. Только он не ничего не может сделать, если мы делаем плохие дела, не слушаем родителей, обижаем родных и друзей, говорим плохие слова…

Как хорошие люди не дружат с плохими: с ворами, с пьяницами или наркоманами, а любят водиться с хорошими людьми, так и Ангел-хранитель радуется, когда человек делает хорошие дела и старается помогать такому человеку еще больше. Если же человек грешит, совершает нехорошие поступки, то Ангел-хранитель огорчается и отходит от человека. Значит, когда мы грешим, то отгоняем от себя Ангела-хранителя и сами остаемся без его охраны. Но ангел-хранитель не сердится на нас, и если мы вспомним про него, то он опять придет к нам, опять будет о нас молиться Богу. Вспоминать Ангела-хранителя мы можем молитвой.

  1. Молитва ангелу-хранителю.

Молитва Ангелу-хранителю читается так. Встаньте все и слушайте внимательнее:

Читаю текст краткой молитвы ангелу-хранителю: (молитву адаптирую)

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

На соблюдение мне от Бога с небес данный!

(Прилежно) молю тебя: ты меня днесь просвети,

И от всякого зла сохрани, и (ко) благому делу (деянию) научи (настави),

И на путь спасения направи. Аминь.

Поясняю молитву: её части (обращение-приветствие, прошения). «Из этой молитвы можно сделать несколько кратких молитв:

Ангеле Божий, хранителю мой, сохрани меня от всякого зла.

Ангеле Божий, хранителю мой, помоги и спаси меня.

Ангеле Божий, хранителю мой, научи меня делу благому.

И еще одна, хоть и краткая, но очень «сильная» молитва: Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне (грешном)!

  1. Предлагаю посмотреть, как изображают ангелов и послушать, как поют ангелы («Слава в вышних Богу…») Для это смотрим эпизод из «Мультфильма о Рождестве Христове из серии Православные истории для детей» — от 3 мин. 55 сек. – до 5 мин.

Также: «Вы, конечно, в церкви видели на иконах нарисованных людей с крыльями – это нарисованы Ангелы. Где здесь в нашей церкви нарисованы Ангелы?» Находим в церкви иконы ангелов, отмечаем как они нарисованы, крылья, нимбы, светлые тона и проч.

  1. Рисуем ангела.

Предлагаю, посмотреть видео, как нарисовать ангела. Некоторым, старшим детям, можно предложить срисовать ангела с иконостаса. Видео-фильм: «Рисуем с детьми 3-4 лет. Как нарисовать Ангела»

  1. Молитва.

Молитва после учения: Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарю вас ребята за внимание и терпение. В следующий раз мы поговорим об «ангельской» части нас самих, о невидимом мире в нас самих, о нашей душе…

Протоиерей Евгений ПРОЦЕНКО

Петропавловский приход Московского Патриархата в Реджайне. 2015.