Спасо яковлевский димитриев монастырь. Спасо-яковлевский димитриев мужской монастырь. Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10"28.4"N 39°23"31.7"E

Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он - место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого .

Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля . В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

Путешествуя самостоятельно по городам Золотого Кольца России, мы неожиданно попали на удивительную экскурсию в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом Ярославской области.

Мужская обитель находится в недалеко от Ростовского Кремля, на берегу озера Неро. Это очень необычный водоем: несмотря на большие размеры, его средняя глубина всего 1.5 метра. Но на дне 20-30 см слой ила, который называется сапропель.

Это отличное удобрение для садов и огородов. Но вот купаться из-за него в озере Неро затруднительно: здесь нет песчаных пляжей.

Даже Петр-1 отказался строить свою потешную флотилию на Неро, хотя изначально планировал именно это место. Написав собственной рукой неблагозвучный отзыв: «А Ростовское озеро — это грязная лужа», он уехал в Переславль, где уже и основал свою флотилию на Плещеевом озере.

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века.

История канонизации митрополита Димитрия

Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи. Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.

Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.

Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!

И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.

Великая, святая Русь!

Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.

Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.

А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.

Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…

После революции жизнь в монастыре в корне изменилась

После революции Спасо-Яковлевский монастырь утратил своё особое положение, свою неприкосновенность. В кельях для монахов были обустроены жилые комнаты для рабочих, склады. Здесь же находился Детский дом. Действовал лазарет, при котором жили врачи и служащие учреждения.

Есть даже письменные свидетельства того, что на монастырских землях находилась тюрьма, колония и концлагерь для «заключённых буржуев». За послереволюционный период монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота. Всё перевернулось с ног на голову, но… такое было время!

Но и тут монастырю повезло: его архитектурный ансамбль полностью сохранился, никакая из монастырских построек не была разрушена. И в 80-х годах 20 века он как филиал Ростовского музея стал принимать у себя экскурсионные группы. Но это состояние длилось недолго, и в начале 90-х монастырь вновь стал действующим.

Современная территория монастыря

Величие храма в честь святого Димитрия Ростовского

Большой величественный храм с колоннами в честь Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметьева. 55000 рублей стоило само строительство и 10000 — внутреннее убранство.

В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» — это келейная икона святителя.

Удивительна история её написания. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. А здесь художник немного перепутал: и список написан с точностью до наоборот, в зеркальном отражении. Вот такая история!

В годы советской власти её хранила в своём доме семья одного священника, потом передали её монастырю. Сейчас мощи Дмитрия Ростовского находятся в главном соборе Яковлевсгого монастыря. В правой части от алтаря на возвышении под мраморной сенью установлена рака, а рядом на стене висит чудотворная икона Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского имеет форму триумфальной арки. Такие варианты встречаются в Российских церквях достаточно редко.

Кроме огромных икон святителя Иакова и святителя Димитрия здесь находятся ещё и другие святыни: иконы святителю Николаю чудотворцу и первому святому Ярославской земли — святителю Леонтию, жившему в 11 веке. Две эти иконы необычны тем, что выполнены прямо на холсте, у них нет твёрдой основы.

Удивителен пол, выложенный еще дореволюционной плиткой. Даже не верится, что все это могло сохранится в таком качестве более 100 лет!

Очень красиво выписано подкупольное пространство, стены украшены лепниной. Еще одним элементом дворцовой архитектуры служит изящный балкончик, предназначенный для церковного хора.

Нашей небольшой экскурсионной группе было позволено зайти в потайную дверь и подняться по старинной винтовой лестнице, которая находится внутри храмовой стены, почти на самый верх: под купол.

Пройдя сквозь чердачное помещение, мы оказались именно на этом красивом балконе, где раньше и сейчас располагается церковный хор во время Богослужения.

Было немного страшно от такой высоты и близости церковного купола. Но так прекрасно отсюда был виден весь собор. А уж акустика — просто замечательная!

Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор

Эти две церкви располагаются тесно друг к другу. Та, что с зеленым куполом — освящена в честь святителя Иакова Ростовского, ну а собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находится под 5 куполами: центральным золотым, который окружают 4 синих со звездами.

Храм в честь свт Иакова (основателя монастыря) был построен 1836 году. Его пристроили в притык к северной стене Зачатьевского собора.

Но на самом деле здесь даже 3 церкви! В 1912 году под Яковлевским храмом еще была освящена подземная церковь с элементами некоторых храмов Палестины. Она освящена в честь Воскресения Господня. К сожалению, сейчас не действует из-за проблем с влажностью, потому что находится ниже уровня земли.

В храме в честь святителя Якова — основателя обители — бережно под спудом хранятся его мощи, а также частица мощей преподобного Авраамия, основателя другого монастыря в городе Ростове — Богоявленского. Интересный факт, что монастырь этот был построен на месте языческого капища.

На месте деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы в 1686 году был построен величественный каменный собор ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который построил в Ростове Кремль.

Удивителен иконостас Зачатьевского храма — иконы здесь выписаны художниками прямо на каменной стене. Такие иконостасы редко встречаются в России, а вот в Ростове Великом — наоборот.

На одной из стен храма была найдена надпись, оставленная первыми художниками, которые расписывали этот собор. Современных иконописцев очень удивила расшифровка. Оказалось, что росписью собора занималось 6 ярославских художников, которые расписали церковь всего за 2 месяца и 1 неделю.

В церкви находится мраморный постамент на месте, где изначально был похоронен святитель Димитрий Ростовский в 1709 году и где через 42 года после его смерти были обретены его нетленные мощи.

В Зачатьевском храме есть одна конструктивная особенность, которая не встречается ни в одном другом российском храме: арки переброшены со всех сторон: они идут от стен к столпам, между ними, от столпов к иконостасу. То есть получается как бы промежуточный арочный ярус, а своды и потолок находятся еще выше.

А еще нам рассказали оригинальную историю о том, что при проектировании храма Иона Сысоевич забыл, что на этих арках могут находиться люди. Поэтому была прямо в каменной стене собора сооружена лестница, по которой можно было подняться наверх.

Когда в 1913 году в этой церкви побывал император Николай-2, ему было позволено подняться по ней. Обычным людям, в том числе и современным паломникам, такая честь не оказывается. 🙂

Главная храмовая икона с изображением родителей Пресвятой Богородицы — это святые Иоаким и Анна. Верующие молятся перед этим образом за счастливую семейную жизнь, за здоровье и благополучие детей. Но чаще всего, к ней обращаются люди, которые очень хотят стать счастливыми мамой или папой. Известно много случаев, когда молитва была услышана, и семья наполнялась детским смехом!

Защита обители

Монастырь окружает крепостная стена, построенная во второй половине 18 — начале 19 века. С 4-х углов установлены смотровые башни. Наверху находится Флюгер-Защитник: трубящий Ангел.

Вдоль стены также встроены башни разного назначения. Вход в монастырь проходит под Святыми Вратами.

Оказавшись на территории обители, сразу взгляд падает на противоположную Водяную Башню, похожую на входную.

Еще одним строением в стене является колокольня.

А внизу в удобных нишах крепостных стен очень удачно хранятся запасы дров на зиму. 🙂

Правда, как нам объяснил наш экскурсовод, котельная в монастыре современная: котлы-автоматы работают на природном газе. А вот местная монастырская баня традиционно отапливается при помощи дров.

Смотровая площадка

В юго-западной угловой башне Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря оборудована смотровая площадка.

Чтобы взобраться на нее, нужно преодолеть несколько пролетов по весьма крутой и неустойчивой деревянной лестнице. Но оно того стоит! Отсюда открывается прекрасный вид на неглубокое, но очень красивое озеро Неро.

И сам монастырь виден как на ладони. В лучах заходящего солнца предстает во всей своей красе.

Отсюда есть проход на монастырские стены, можно немного прогуляться вдоль них.

Правда, открыт совсем небольшой промежуток, но даже это позволяет прочувствовать всю мощь древнего строения и лучше сверху рассмотреть монастырские постройки.

Реальности монастырской жизни

При обители существует собственная обширная библиотека, есть ризничная, иконописная мастерская, столярный цех, действует просфорная, своя пекарня, имеются обширные огороды и скотный двор. Там разбит великолепный яблоневый сад, очищен и обустроен пруд, вся территория украшена клумбами и цветниками.

В центре двора бьёт источник, над которым построена деревянная часовенка, утопающая в цветах.

Вода там минеральная с небольшим повышенным содержанием железа. Водичка прохладная, можно попить и умыться.

Здесь работает Духовное училище, в котором учатся будущие пастыри православных церквей. Братия монастыря состоит из 20 человек.

Множество паломников ежедневно посещает мужской Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. И если у кого-то возникнет желание, то он сможет остаться там, пожить некоторое время и помочь в обустройстве обители своим трудом.

Экскурсионная программа

Мы решили заказали индивидуальную экскурсию, во время которой местный батюшка целый час водил нас по храмам и очень интересно рассказывал про историю этого места и о связанных с ним человеческих судьбах.

Побывали мы и на чердаке одного из храмов, что редко где разрешается. Точнее, это было место, где располагался церковный хор, почти под самым куполом. Для нас открывали и те храмы, которые были в данный момент закрыты для посещения другим паломникам.

Продолжительность экскурсии составила около 1 часа. Нам очень понравилось! Без нашего экскурсовода и его интересного рассказа мы бы так глубоко не смогли узнать и полюбить это замечательное место.

Экскурсию можно заказать, приехав в монастырь. Стоимость на группу 500 рублей. Здесь же при входе можно приобрести билеты на смотровую площадку. Их цена 50 руб на человека.

Нужно учитывать, что забраться на юго-западную башню и прогуляться по крепостной стене можно ежедневно с 10.00 до 17.00. Кстати, при заказе экскурсии, вход на смотровую площадку бесплатен, он входит в стоимость экскурсионной программы.

Если у вас нет возможности добраться до монастыря самостоятельно, можете заказать организованную экскурсию заранее. В сопровождении профессиональных экскурсоводов вы сможете увидеть все самые главные достопримечательности Ростова Великого.

Спасо-Яковслевский монастырь расположен в городе Ростове Ярославской области по адресу: улица Энгельса, дом 44. По будням утренние службы там проходят в 7:30, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы проходят ежедневно в 17:30.

В Зачатьевском соборе сейчас не служат, так как он находится на реставрации, но 1 раз в неделю здесь проходит молебен. Можно оставить записку с именами родных и знакомых, чтобы о них тоже помолились во время службы, если сами не сможете присутствовать.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка. Координаты: 57.1753, 39.39296.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Город называется Ростов Великий, но он небольшой, там проживает всего 32000 человек. Но зато здесь 5 действующих монастырей и ещё 2 в пригороде. Приходите, это место намолено веками, и здесь это ощущается!

Наша поездка В Яковлев монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

В Ростове Великом немало достопримечательностей. Посещения достойны озеро Неро, различные музеи. Но отдельного внимания заслуживает место, где в своё время молились императоры России. Это Спасо-Яковлевский монастырь. Когда-то в этих местах была одинокая обитель свт. Иакова. Однако в XVIII веке здесь появился один из самых прекрасных монастырей страны. Что он сегодня представляет собой и какие святыни хранятся в нём? Приглашаем вас на виртуальную экскурсию в Спасо-Яковлевский монастырь!

Средние века

Этот монастырь появился здесь в 1389 году. Его основатель - святой Иаков, ростовский епископ. Когда Иаков был изгнан своей паствой из города за то, что помиловал преступницу, ожидавшую казни, он переселился к югу от Ростова. Обосновался он недалеко от церкви Архангела Михаила, которая была основана в XI веке. Рядом с источником Иаков своими руками построил маленький храм, освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Спустя непродолжительное время возле церкви сформировалась община единомышленников, чуть позже - новая обитель. Когда епископ умер, его начали почитать как святого. Захоронение Иакова оберегалось. А общецерковное прославление было совершено в 1549 году Макарьевским собором.

Изначально Спасо-Яковлевский монастырь именовался Зачатьевским или Иаковлевским. С самого момента основания (то есть с XIV века) и до второй половины XVII века все строения на территории этой обители были деревянными. Разумеется, до наших дней не сохранилась ни одна. Первым из камня отстроили Троицкий собор, немного позже - Зачатьевский. Последний, кстати, возвели на месте одноимённой церкви из дерева. Тогда он не отличался богатым убранством, при нём была лишь шатровая колокольня и три алтарные апсиды.

История Спасо-Яковлевского монастыря в XVIII веке

На протяжении семи лет - с 1702 по 1709 - монастырь опекал митрополит Димитрий Ростовский. Он приехал в Ростов Великий по поручению Петра I. Его торжественно встретили в монастыре. Первое, что Димитрий сделал здесь - отслужил благодарственный молебен. Есть предание, гласящее, что в тот же день митрополит указал место в юго-западном углу храма, где попросил в будущем его захоронить. Погребли в 1709 году в Троицком храме. Над местом погребения митрополита выстроили гробницу, на которую нанесли стихи митрополита Рязанского Стефана, который был близким другом умершего. По воле Димитрия после его смерти в монастырь были привезены сразу две иконы Богоматери - Ватопедская и Боголюбская.

В 1725 году ростовский епископ Георгий велел пристроить к Троицкому собору северный Зачатьевский придел. Позднее, в XIX веке, придел был перестроен в отдельный собор. В 1754 году Троицкий собор переименовали в Зачатьевский, а придел назвали в честь Иакова Ростовского.

В сентябре 1752 года в церкви начался ремонт. При вскрытии пола были обнаружены мощи Димитрия Ростовского. До наших дней дошла информация о том, что ни мощи, ни одежда святителя не были тронуты тлением. Спустя пять с половиной лет Димитрия канонизировали. Это поспособствовало увеличению числа паломников в монастырь, находящийся на берегу озера Неро в Ростове Великом. В 1757 году у западной стены появился гостиный двор для желающих посетить обитель. А митрополит Арсений Мацеевич велел монастырскому эконому завести тетрадь, в которую все паломники могли бы записать истории своего чудесного исцеления у гробницы святого Димитрия. В итоге получилась огромная рукописная книга, охватывающая события с 1753 по 1764 год. В эту книгу записано почти 300 различных историй. Сегодня эта книга хранится в архиве городского музея.

С 1764 по 1888 год Спасо-Яковлевский монастырь считался ставропигиальным - подчинённым Святому Синоду. В 1764 году к обители были причислены и здания, прежде относившиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, который в то время был упразднён. Спустя год обитель получила новое официальное название - Спасо-Иаковлевский Зачатьевский монастырь.

В 60-е годы XVIII века в собор, именуемый Зачатьевским, доставили резной иконостас, а в 1780 году для этого иконостаса были написаны иконы. Автором их был известный харьковский иконописец Ведерский. Ещё одно обновление коснулось деревянных стен монастыря. Их заменили каменной оградой. Над воротами были возведены изящные башни, высокая колокольня. Тогда же во дворе монастыря появились двухэтажные кельи и корпус настоятелей.

В 1794 году началось строительство Димитриевского собора. Средства на это выделил граф Н. П. Шереметев. Проектировали храм архитектор из Москвы Назаров, зодчие Миронов и Душкин. Цель перед строителями Шереметев ставил грандиозную - этот собор должен был стать приютом для мощей святого Димитрия Ростовского. По мнению графа, их стоило перенести именно сюда. Однако духовенство Ярославской епархии приняло во внимание волю самого святого, и графу было отказано. Несмотря на это, Шереметев вошёл в историю как крупнейший благотворитель. Помимо средств на строительство собора, он жаловал монастырю церковную утварь, облачения. А после смерти Шереметева в 1809 году в Спасо-Яковлевский монастырь была доставлена золотая митра с драгоценными камнями, предназначенная для раки с мощами Димитрия Ростовского. Кстати, в память об этом уникальном человеке Димитриевский собор и сегодня нередко называют Шереметевским.

Как выглядел монастырь в XVIII веке

До наших дней дошли описания монастыря, относящиеся к середине XVIII века. Тогда здесь была рубленая ограда, в каждой стене которой были ворота. Главные ворота, украшенные росписью, располагались с восточной стороны. У западной стены находились покои настоятелей. Они были деревянными, с сенями, четырьмя комнатами и светёлкой. У главных ворот располагалась хлебная палата и кухня, в северо-восточном углу были келейные корпуса, а в юго-восточном - пивоварня и поварня. С восточной стороны находились хозпостройки - два больших каменных погреба, амбар, сарай, конюшня. А за восточной стеной в то время располагался монастырский двор с тремя избами. За западной же находился гостиный двор для богомольцев.

XIX - начало XX века

Выстроенный в 1754 году Иаковлевский придел Зачатьевского собора был заменён на храм святого Иакова Ростовского. Произошло это в 1836 году. Средства выделила благотворительница монастыря графиня А. А. Орлова-Чесменская. Росписи тогда выполнял Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней они не дожили.

Крайне важное событие произошло в 1836 году. Именно тогда Святейший Синод удовлетворил прошение архимандрита и утвердил новое официальное название обители - монастырь, расположенный на берегу озера Неро в Ростове Великом, стали именовать не иначе как Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

На богомолье в этот монастырь приезжали Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II и Николай II. В монастыре хранилось огромное количество рукописей, книг и исторических документов. Часть дошла и до нас. Так, из документов известно, что в 1909 году в монастыре появилась традиция перенесения мощей святого Димитрия Ростовского из Зачатьевского храма в Димитриевский. Начиная с 25 мая и до конца октября мощи находились в Димитриевском соборе, как когда-то хотел Шереметев. Каждый раз перенесение мощей сопровождалось массовым крестным ходом.

Начало XX века ознаменовалось освящением новых храмов внутри существовавших строений. Так, в 1909 году появился храм в честь Толгской иконы Божией Матери, в 1912 в Иаковлевской церкви открылся собор в честь Воскресения Христова.

Упразднение монастыря

В 1917 году службы в обители практически прекратились. Исключением стала лишь Яковлевская церковь - здесь богослужения не останавливались. Однако уже в 1923 году монастырь закрыли окончательно, а иноков изгнали. В помещениях были размещены квартиры и мастерские. Часть монастырского имущества, включавшего в себя книги и рукописи, была передана в Ростовский музей, но многие предметы были попросту разграблены. В 80-е годы прошлого столетия в Зачатьевском храме был разобран иконостас XVIII века. Сейчас посетители Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря могут увидеть лишь остов этого иконостаса.

Возрождение обители

Русской православной церкви этот монастырь был возвращён в середине апреля 1991 года. А решением Священного Синода, датированным 7 мая того же года, Спасо-Яковлевский мужской монастырь был открыт. Сюда вновь вернулись монахи, начали проходить богослужения.

Святыни

Желающих посетить монастырь нередко беспокоит вопрос о том, какие святыни в Спасо-Яковлевском монастыре находятся сейчас. В настоящее время здесь пребывают иконы: келейная святого Димитрия Ростовского, Ватопедской Божией Матери. Хранятся в обители и мощи ростовских святых - Димитрия и Авраамия. Кстати, до нашего времени дошел даже монастырский некрополь!

Кстати, в 1996 году над находящимся здесь источником возвели небольшую деревянную часовню. Освятили её 10 декабря в честь св. Иакова.

Как обитель выглядит сегодня

На территории обители сегодня находятся братские кельи, корпус настоятелей. Строгий классический вид обеспечивает расположение храмов - все три выстроены вдоль восточной стены в чёткую линию.

Зачатьевский собор

Здание собора, которое посетители обители могут увидеть сегодня, было возведено ещё в 1686 году. Выполнено оно в необычном узорочном стиле. Своды храма поддерживают 4 столпа. Алтарь же отделён внушительной каменной стеной. В XIX веке вокруг собора появились пристройки. Верующие отмечают, что внутри Зачатьевского собора сохранились фрески, относящиеся ещё к 1689 году. Эти фрески выдержаны в нежных голубых, коричневых и жёлтых оттенках.

Димитриевский собор

Этот храм был построен как холодный. Здесь отапливаются лишь приделы, в которых службы проходят круглый год. Верующие отмечают тот факт, что в Димитриевском соборе всегда очень светло - дело в высоких боковых окнах барабана и алтаря. Перед входом в собор расположена трапезная с двумя приделами, посвящёнными Николаю Чудотворцу и Дмитрию Солунскому.

Изначально все иконостасы в Димитриевском соборе храма были выполнены из дерева. Но в начале 1860-х главный иконостас храма заменили на мраморный в виде триумфальной арки.

Главное украшение собора - настенные росписи. Большая их часть выполнена художником из Ростова Порфирием Рябовым. На центральном куполе художник изобразил Святую Троицу, на стенах собора - Сергий Радонежский, Александр Невский, пр. Иларион и мученица Александра. На стенах трапезной размещены сцены из жизни Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

В 1836 году на месте, где прежде располагался Иаковлевский придел, появился храм святого Иакова Ростовского. Эта церковь пристроена к Зачатьевской буквально вплотную, у них общая паперть. Кстати, в отличие от летнего Димитриевского храма, Яковлевский - отапливаемый. Расписывал церковь Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней росписи не сохранились.

Колокольня

Во второй половине XVIII века на территории Спасо-Яковлевской обители появилась трёхъярусная колокольня. Число колоколов в разные века менялось, так, в конце XVIII их было четыре, а в начале XX века количество их увеличилось до двадцати двух. Вес самого большого колокола составлял 12,5 тонны!

Надкладезная часовня

С давних пор на территории монастыря был источник. Местные жители на протяжении столетий считали его целебным. Легенды связывают источник с именем святого Иакова. Правда, документальных подтверждений этой связи нет. Но здесь выстроена часовня в честь этого святого.

Настоятели обители

Стоит отметить, что имена настоятелей, управлявших обителью после кончины св. Иакова, неизвестны. В отдельных документах можно встретить лишь имена двух игуменов - Иоакима и Павла. Подробные сведения сохранились лишь о настоятелях, которые руководили обителью с первых лет XVIII века.

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове: отзывы

В отзывах верующие, посетившие этот монастырь, отмечают особую атмосферу благости и духовности. Изюминкой обители принято считать архитектуру - с нестандартными для отечественного зодчества элементами. Говорят и о том, что именно отсюда открываются поистине превосходные виды на озеро Неро. Кстати, перед Спасо-Яковлевским монастырём есть палатка, где можно приобрести монастырские продукты.

Кстати, в обители есть возможность взять индивидуального экскурсовода. За умеренную плату можно немало узнать об обители и даже послушать церковный хор!

Как добраться до монастыря

Точный адрес Спасо-Яковлевского монастыря - город Ростов Ярославской области, улица Энгельса, 44. Добраться до обители несложно. На вокзале нужно сесть в маршрутное такси №3, которое довезет вас прямо к монастырю. Автомобилистам необходимо ехать по трассе Е115. В Ростове надо съехать на улицу Коммунаров, после - на Спартаковскую, а затем следует выехать на улицу Московскую, где будет указатель.

Москвичам необходимо ехать по трассе М-8. Доехав до Ростова, нужно съехать на Московское шоссе, а потом - на улицу Добролюбова, которая ведет прямо к монастырю.

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля . Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником. Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
"Яковлевским" монастырь называют по имени основателя. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и "Димитриевским".

Два ростовских святителя - Димитрий и Иаков - духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского , который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.


За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).


Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма - к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).


Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы - самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол - золотой, а малые - синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами. В 1689 - 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля , и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.
Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской. Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова . Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.


Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка , куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.


Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.


Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь - это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году. Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.


При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы - келейная икона святителя Димитрия "Ватопедская" (или "Отрада и Утешение").

Возможно, вам также будет интересно:

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь - старинная монашеская обитель в Ростове Великом, в которой находятся мощи великого русского святого - .

Монастырь был основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковом. За помилование преступницы епископ был изгнан из города и поселился на юге от него. Он построил часовню в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, около которой вскоре образовался монастырь. Первый каменный собор был освящен сначала как Троицкий, а потом как Зачатьевский (XVII век). Его расписывали ярославские иконописцы.

В начале XVIII века монастырю оказывал покровительство святитель Димитрий Ростовский. Он был похоронен в Троицком (Зачатьевском) соборе, что и было исполнено. Екатерина II пожертвовала для его мощей роскошную раку, а с 1763 года до самой революции их ежегодно носили крестным ходом до Ростовского кремля. В течение XVIII-XIX веков обитель неоднократно посещали императоры и императрицы.

В 1927 году монастырь был закрыт, часть имущества поступила в Ростовский музей, часть была разграблена. Вновь обитель была открыта в 1994 году. С тех пор идет ее активное возрождение.

Интересные факты о Спасо-Яковлевском монастыре

    В XVIII веке в монастыре расцвело искусство ростовской финифти. Его принесли в город мастера, приглашенные для поновления икон.

    В честь святителя Димитрия Ростовского в обители был построен Димитриевский собор (1794—1802 годы). Граф Николай Шереметьев, пожертвовавший свои средства, надеялся, что мощи святителя будут перенесены в новый собор, но этого не произошло. По завещанию графа была изготовлена золотая митра с драгоценными камнями для раки святителя.

    В Ростовском музее хранится портрет старца Амфилохия, который жил в XIX веке и в течение 40 лет непрерывно нес особую службу у мощей святителя Димитрия.

    Последним настоятелем монастыря был епископ Угличский Иосиф (Петровых), будущий митрополит Ленинградский, не принявший декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.