Спящая княжна анализ. Эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика произведений. Теория и методика дополнительного образования детей

Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века. В итоге главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества :

60-е гг.: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.

70-е гг.: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.

80-е гг.: симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.

При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.

Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы:

Русское богатырское.

Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.

Лирика. Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.

Природа. Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).

Юмор. Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

Стиль. В творчестве Бородина воплощены как общекучкистские идеалы, так и своё собственное, индивидуальное. С кучкистами его объединяла приверженность идее создания русской школы на основе развития традиций Глинки. Также был глинкианцем в плане введения в драматургию своих произведений славянских и восточных тем в их контрастировании и противопоставлении. Мастерски владеет вариантно-вариационным методом развития. Увлечён романтическим искусством, один из русских шуманистов. Разделял интерес кучкистов к программной музыке.

С другой стороны, Бородин обладал умом объективно мыслящего учёного. Он более всех кучкистов был влеком к классическим произведениям. С юношеских лет играл партию виолончели в квартетах Гайдна, Моцарта. Он прекрасно владеет формой, первым среди кучкистов написал симфонию. В отличие от кучкистов его влекут формы замкнутые и репризные. С Глинкой его сближало отрицательное отношение к говорной музыке. Музыку стиха он слышал в совершенстве. Даже декламация основана на кантабельности.

Таким образом, в искусстве Бородина объединилось стремление к романтическому высказыванию и строгий рационализм учёного. От Балакирева ему передалась тенденция к долгому обдумыванию своих произведений.

Музыкальный язык: Истоки. Римский-Корсаков определил формулу стиля Бородина: «Глинка+Бетховен+Шуман+своё».

Мелодия. Опора на русское народное песенное творчество различных жанров: былина, протяжная песня, плясовые и хороводные песни, также восточные интонации.

Гармония. С одной стороны – опора на старинные элементы осьмогласия, натурально-ладовые обороты, усиление чувства архаики через параллельные октавы, кварты, квинты. С другой стороны – развивает красочную, колористическую сторону. Очень выразительны «бородинские секунды и кварты». Использует септ- и нонаккорды побочных ступеней, альтерацию доминанты, целотоновую гамму, большетерцовые сопоставления тональностей, длительные органные пункты.

Драматургия. Неконфликтная, эпическая. Интересен метод синтеза, сближения первоначально контрастных элементов на основе заложенного внутреннего единства тем.

Оркестр. Характерна прозрачность, культивирование соло деревянных духовых. Оркестр «чистых тембров».

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации: 06.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

дисциплин

искусств.

направлен

духовно-нравственное

развитие

овладение

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

соотносить

прослушанное

произведение

знакомым

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

стремительность

порывистость,

соединённая

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

вокальной

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

импровизации

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

музыкальной

культуре

воспитывать

уважение

доброжелательное

отношение

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

учащихся

индивидуальной

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

Александр

Порфирьевич

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

скованной

враждебными

когда «час

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

выражает

настроение

сдержанной

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

приблизился

социальной

сатире-жанру,

популярному

творчестве

А.Даргомыжского

М.Мусоргского.

титулярный

советник-это

человеческий

конкретный

представитель

которого

соседству,

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

времени- романтизм.

русского

романтизма

началась

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

Отечественной

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

коренится

исторических

традициях

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

ускользает,

фантастические

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

прикрепить

написаны

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

добивался

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА :

Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007

А.П. Бородин

ВКЛАД В ИСТОРИЮ
Профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. По мнению одних, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других - он ученый большого таланта. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Бородин напечатал 21 химическое исследование; автор более 40 работ по химии. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объему, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Еще при жизни Бородина его произведения были известны и в России и за рубежом. Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" - является образцом национального героического эпоса в музыке. Автор заменил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония. Широкой известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии. После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом “женском вопросе”. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно, бесспорно, занимать одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: “Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин-врачей десяти курсов 1872-1887 годов”.

Музыкальное наследие Бородина

Музыкальные способности Бородина обнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл на фортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военных оркестров, а 13 лет написал первое сочинение: концерт для флейты, на которой довольно бойко играл;


Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; она много играла ему Шумана, Шопена и Листа. В 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Сохранилось много писем Бородина к ней, в которых он давал подробные отчеты о своей жизни и своем творчестве. Эти письма и некоторые другие являются драгоценным источником не только для биографии Бородина, но и для истории русской музыки вообще.

"Князь Игорь" - не музыкальная драма с непрерывно текущей музыкой, основанной на определенных для каждого действующего лица лейтмотивах; это скорее драматизированный эпос, а не драма. Не воспринял Бородин полностью и оперной реформы Даргомыжского, выразившейся в "Каменном Госте", с последовательно применяемым вокальным речитативным стилем. Музыка "Игоря" состоит из ряда закругленных номеров оркестровых, хоровых, ансамблей и сольных. Преобладает ариозное пение, но встречается и мелодически-речитативный стиль, чрезвычайно выразительный. Старые формы не мешают, однако, Бородину осуществить в опере логику действия и логику чисто музыкальную. Его либретто, получающее значение только в связи с музыкой, написано превосходным, характерным языком; действие развивается естественно, свободно. Действующие лица - живые люди, каждое из них имеет яркие вокальные партии, дающие совместно с богатым оркестром целый ряд превосходных, рельефных характеристик. Хоры обрисовывают не менее ярко настроение народных масс. Оркестр то рисует природу (сцена затмения, жгучий колорит половецкой степи), то служит могучим выразителем народного характера (половецкий марш, пляски). Чисто лирический элемент находит широкое применение в ариозном пении. Бородин, преимущественно композитор программной музыки, не писал симфонических поэм. Его прелестная музыкальная картина "В Средней Азии" строго программная, но музыка, предназначавшаяся для живой картины, не могла здесь получить широкого развития, какого бы она заслуживала. Его симфонии тоже программны; хотя программа и не дана композитором, но они не отступают от классических форм. Стасов со слов Бородина говорит, что во второй симфонии в Adagio автор изображает "баяна", в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену пира богатырей при звуке гусель, при ликовании народа. Но, может быть, именно потому Бородин и не дал программы своим симфониям, чтобы не стеснять композиторской свободы в симфоническом развитии, в котором он проявляет громадную творческую фантазию и мастерство. Квартеты Бородина, обнаруживая глубокое знание особенностей квартетного стиля и контрапунктическое мастерство, замечательны как высокие образцы русской музыки в этом роде. Большая часть романсов Бородина - своеобразные эпические картинки ("Песня темного леса", "Морская Царевна" и пр.), иногда с сильно развитым описательным элементом ("Море"). "Спящая княжна", один из оригинальнейших романсов Бородина, есть, вместе с тем, довольно прозрачная аллегория: княжна - это Россия, которую пробудит от сна богатырская сила. Музыкальный эпос Бородина в опере, симфонии и романсе составляет одну из характернейших сторон его таланта, роднящую его с Глинкой. Это особенно сильно сказывается в его опере "Князь Игорь" (посвященной памяти Глинки), многие страницы которой могут быть поставлены наряду с лучшими страницами "Руслана". Объективность музыкальных образов и характеров в симфонии и опере уживается вполне с другой стороной творческого таланта Бородина - с субъективностью, с лиризмом, то нежным, то страстным, иных его романсов ("Отравой полны мои песни", "Арабская песня", "Для берегов отчизны"), многих страниц "Князя Игоря" ("Каватина Кончаковны", "Песня Ярославны", романс княжича Владимира и пр.) и квартетов (прелестный ноктюрн в квартете D-dur). Мелодическое творчество Бородина неиссякаемо, оригинально, типично. Наряду с короткими характерными мотивами, удобными для тематической разработки, составляющей одну из сильных сторон его музыкальной фактуры, он создает и широкую кантилену, льющуюся непринужденно и легко. Он в высшей степени разнообразный и тонкий гармонист, последователь Шумана и Листа, но давший и свое, новое в этой области. Он более склонен к мажору, чем к минору. Его модуляции часто поражают неожиданностью, смелостью, но всегда красивы, логичны. Чрезвычайно богата, часто своеобразна и капризна его ритмика, вносящая в его музыку разнообразие, бодрость, жизненность. Бородин - прирожденный контрапунктист и инструментатор. Соединение разнородных тем встречается у него нередко и отличается естественностью и рельефностью (восточная и русская темы в картине "В Средней Азии", такие же темы в половецких плясках в "Игоре" и пр.). Он часто применяет, и с большим мастерством, имитационный стиль (ноктюрн в квартете). Его оркестровка отличается богатейшей звучностью, пластичностью, вкусом в подборе тембров и их комбинировании и только изредка впадает в излишнюю грузность. Форма у Бородина всегда законченна и совершенно лишена длиннот. Индивидуальность композиторского таланта Бородина характеризуется грандиозностью и цельностью концепции (особенно типична вторая симфония и "Игорь"), жизнерадостностью, здоровой уравновешенностью духа, не исключающей стихийной страстности и изящной нежности. Юмор и комизм одинаково доступны ему; драматизм - менее. Яркий национальный характер, то русский, то восточный, часто грузинский (здесь сказалось грузинское происхождение Бородина) - основная особенность всех сочинений Бородина.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881). Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

С миром русских образов в творчестве Бородина соседствует яркий и полнокровный мир Востока.

Для стиля Бородина характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Гармония отличается насыщенностью, красочностью, необычным строением аккордов, предвосхищая К. Дебюсси и И.Ф. Стравинского.

Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор соединил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей.

Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его 2-я симфония получила название "Богатырская" (1876) и стала вершиной русского эпического симфонизма.

Известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы.
Еще при жизни Бородина его произведения были известны и пользовались в России и за рубежом.

После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов.

Характеристика творчества

Оперы Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка".Содержание оперы Бородин . Опера "Князь Игорь".Содержание оперы Чайковский. Опера "Евгений Онегин".Содержание оперы Музыкальные развлечения Музыкальная...

Нередко - при «парящем» движении 1 Дополнительное усиление экспрессии достигается неполными разрешениями (не разрешаются eis и dis). мелодии. Представим себе две мелодии Бородин а в приблизительном сочетании...

Бородин а, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые...

Напомнить медленные вступления к 4 симфонии Шумана или Шотландской Мендельсона, а также лирическое наклонение, в котором решены первые сонатные части в 3 симфонии Бородин а, 4 Чайковского, 4 Брамса, 9 ...

Шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки. 2) синкопа - несовпадение ритмического...

Вв. возрождаются вновь некоторые принципы модальной гармонии (например, у М. П. Мусоргского, А.П. Бородин а) - ориентация на определённый ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, ...

Смягчает их эффект. Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин , Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при...

Симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II Органный пункт на III ступени мажора. Бородин , "Князь Игорь", II действие, ...

На Дебюсси, - «Спящая княжна» Бородин а. В более широком смысле это произведение едва ли не впервые в истории музыки развертывает «пента-целотонный комплекс» (см. далее). Известно тяготение Дебюсси к параллелизму...

Вспомним в этой связи слова Б. В. Асафьева, относящиеся к стилю Бородин а. Отмечая такие коренные его черты, как эпическое спокойствие, плавность, простор, Асафьев продолжает: «Зато, когда в моменты...

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин ым. Первое...

Школа" (аналогично музыкальной группе во Франции - "Пятёрка" или "Группа пяти"). В "М.к." входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин , Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; к ней временно...

Традиции "кучкистов" развиваются в творчестве А. ГЛАЗУНОВА. Гармонический стиль Глазунова вырастает из стиля Бородин а и Римского-Корсакова при более четкой функциональной логике каждого гармонического...

И Вебера, но и в «Руслане» Глинки, «Тангейзере» и «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, «Князе Игоре» Бородин а, «Кармен» Бизе, «Обручении в монастыре» Прокофьева. Вторую из основных-драматургическую...

Примеров- Л. Бетховен, соната «Appassionata», ч. II; Ф. Шопен, скерцо из сонаты си-бемоль минор; Э. Григ, скерцо ми минор, ор. 54; А. Бородин , «У монастыря»; Ф. Лист, «Похоронное шествие») . Иногда для...

Оперного действия. Можно напомнить о Прологе к «Князю Игорю» Бородин а, в котором своеобразно соединяются сонатная и сложная трехчастная формы; об Интродукции к «Руслану и Людмиле» ...

18. Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки". Гармония Мусоргского, гармония Римского-Корсакова, гармония Бородина, гармония Балакирева
(Гармония/Гармонические стили композиторов)

Симфония А.Бородин а). Общая функциональная направленность тонального плана и гармонии сохраняется и обогащается. Обогащается и мажоро-минорная система, включающая новые квартовые и секундовые созвучия...

Сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородин а, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация...

D b5 Бородин . Каватина Кончаковны. Лист "О, где он?" Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/ Григ. "Весенний цветок" op.26 №4 Римский-Корсаков. "Царская...

Творчество А.П. Бородина позволяет охватить единым взглядом отличительные качества его натуры и кардинальные тенденции его творческого мышления. Это богатырская сила духа, желание с предельной объективностью высветить буквально в каждом сочинении все грани центрального художественного образа, словно бы окружая его кольцом музыкально-поэтических метафор, стремление подняться над конкретностью событий и обозреть их как бы с высоты птичьего полета, а также – весьма ценимое еще в старину искусство подлинно эпического повествования – умение в процессе неторопливого рассказа властно вести за собой слушателей, следуя вместе с ними от корней народной традиции через ствол главной мысли автора к ветвям, сучьям и листьям грандиозного древа песен .

А.П. Бородин – неповторимо своеобразный композитор, во многом продолжатель традиций М.И. Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстью, нежностью и красотой» .

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность . Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все музыкально – выразительные средства используются гармонично и подчинены строгой логике развития .



Его композиторским наследием можно считать две симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии», около 16 романсов, два струнных квартета, «Маленькая сюита» для фортепиано, а также опера «Князь Игорь», так и не завершенная. Однако все, что им создано, несет в себе тот знак самобытности, которым в искусстве отмечены только гении. Круг тем музыки Бородина простирается от «богатырских» образов до тонкой интимной лирики. Но все же ключевыми для постижения его музыки являются понятия «русский народ» и «русская история». В художественном мышлении композитора сплелись чуть отстраненный научный взгляд на историческое прошлое с глубоким пониманием героического русского национального характера.

Сущность стиля А.П. Бородина определяется категорией «музыкальный эпос». Музыковеды не случайно сравнивают композитора с певцом – сказителем Киевской Руси Баяном. Так же, как в древнерусских былинах, в его музыке воплощается мысль о богатырской мощи русского народа. С эпическим сказителем композитора роднит поразительное умение неторопливо и подробно осветить «дела давно минувших дней», рассказать о событиях прошлого объективно и ярко художественно .

Бородин как композитор быстро развивался. Уже в ранних камерных сочинениях угадывалась его самобытность. Общение с композиторами «Могучей кучки», которые особое внимание в своем творчестве уделяли развитию русской национальной музыки, посещение концертов Бесплатной музыкальной школы совершили переворот в художественном сознании молодого композитора. С малых лет он жил в Петербурге, где были все условия для приобщения к западноевропейской культуре. Теперь же он ощутил свое родство с народным творчеством, а результатом стало его умение воссоздать интонации русской песни с замечательной подлинностью. Соединение европейской элегантности музыкального письма с естественностью песенного стиля народной музыки, как русской, так и восточной, отличало творчество А.П. Бородина от его современников .

Особая, внутренне необычайно насыщенная область выражения музыкального гения А.П. Бородина – его камерно-вокальное творчество. Как и все «кучкисты», А.П. Бородин любил писать романсы. Некоторые сочинены на собственные слова композитора . Всего А.П. Бородиным было написано 18 романсов и песен на тексты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Толстого, Г. Гейне. Большинство лучших произведений создано в 1867 – 1868 годах. Тогда родились романсы и песни «Спящая княжна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Песня темного леса».

Среди эпических романсов выделяется «Спящая княжна», написанная композитором на собственный текст. Самим автором «Спящая княжна» названа «сказкой» и посвящена Римскому – Корсакову. В нем выведены традиционные для народных сказок персонажи – спящая красавица и богатырь – освободитель, побеждающий злые чары. Эта сказка аллегорична: в центральном персонаже угадывается образ России, ждущей пробуждения . «Спящая княжна» - сочинение смелое и вдохновенное, в новой, оригинальной манере письма. Достаточно услышать «повисшие» секунды, которые повторяются, подчеркивая ритмическое раскачивание колыбельной и создавая картину зачарованного волшебного сна. Гармоническая красочность, подобная найденной в этом романсе, впоследствии возникнет у французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

«Песню темного леса» А.П. Бородин назвал старой песней. Романс близок песне – сказанию, эпическому сказу о богатырской сильной волюшке. Суровым характером, мужественным звучанием голоса и фортепиано, а также изменчивостью размера «Песня темного леса» сродни былинам. Композитор отказывается от привычного для европейской музыки деления на такты, заменяя его свободным чередованием пяти, трех, четырех, шести долей в такте, присущим былинам и народным русским песням.

Замечательны не только эпические романсы Бородина, но и его лирика, особенно на стихи Г. Гейне и А.С. Пушкина. Пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальной» принадлежит к числу шедевров русской вокальной лирики. Романс посвящен жене композитора Е.С. Бородиной, но написан под впечатлением смерти М.П. Мусоргского. В скорбной и возвышенной музыке воплощены страстное признание в любви, щемящая боль утраты, горечь прощания . Среди юмористических вокальных зарисовок наибольшей популярностью пользуется романс «Спесь» (слова А.К. Толстого). Эта жанрово – бытовая сценка полна юмора. Она заставляет вспомнить комические персонажи «Князя Игоря», декламационные сатирические монологи А.С. Даргомыжского и песни М.П. Мусоргского.

Если романсы Бородин создавал довольно быстро, то работа над крупными сочинениями растягивалась на долгие годы, а иногда и десятилетия. Бородин работал над произведениями очень тщательно, кропотливо, как истинный ученый. Он сочинял много вариантов, отбирал лучшее. Но главная причина долгой работы была, по-видимому, в том, что он разрывался между музыкой, химией и общественной деятельностью и в довершение всего не имел хорошо налаженного быта .

Вот как описывал жизнь А.П. Бородина Н.А. Римский – Корсаков: «Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал, не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Не считая воспитанниц, которые в их доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. Частенько оказывалось, что играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит» .

Заслуги А.П. Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с П.И. Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе с В.В. Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

А.П. Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). В.В. Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако А.П. Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели» .

Отличительные черты эпического симфонизма А.П. Бородина:

· отсутствие конфликта между темами сонатной формы;

· вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;

· опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;

· преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;

· постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;

· перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);

· конечная цель развития – синтез контрастного материала.

Самым выдающимся симфоническим сочинением А.П. Бородина является Вторая симфония («Богатырская»), ставшая классическим образцом эпического симфонизма. Симфония создавалась параллельно с «Князем Игорем» (1869-1876), и их образы тесно взаимосвязаны. Свое название «Богатырская» симфония получила с легкой руки В.В. Стасова, М.П. Мусоргский же называл ее «героической славянской».

Симфонию с ее удивительной конкретностью музыкальных образов можно отнести к сочинениям со скрытой программой. Относительно содержания предполагаемой программы у музыковедов нет единого мнения. Известны слова В.В. Стасова, утверждавшего: «Сам Бородин мне рассказывал, что в adagio он желал нарисовать фигуру "Баяна", в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Однако Б.В. Асафьев усомнился в правдивости этих слов: его смутила слишком большая степень конкретности программы. Музыковед предлагал не принимать ее за догму и рассматривать симфонию в более широком содержательном контексте. Думается, что прав современный исследователь, полагая, что «бородинская музыка воссоздает прежде всего образ исполинской силы, когда в чередовании разнохарактерных тем – напряженно-могучих или прихотливо-нежных, предельно лаконичных или намеренно растянутых – сталкиваются, перекрещиваются и проникают друг в друга миры Руси и Востока» .

В камерно – инструментальном наследии А.П. Бородина выделяется прекрасный чарующий своей лирической образностью Второй квартет (ре мажор). Он написан в 1880 – 1881 гг. и посвящен жене композитора – Е.С. Бородиной. Многообразные чувства, переданные в музыке, относятся к кругу достаточно субъективных переживаний мастера. В квартете заметно влияние лирико-психологического симфонизма, что выражается в цельности драматической концепции сочинения. Внутренние лирические состояния воплощаются в разнохарактерных по природе, но подчеркнуто родственных интонациях, среди которых и городской романс, и бытовой танец, и неожиданные пряные «восточные» обороты, и реминисценции bel canto.

Многогранное искусство Бородина, его музыкальный эпос выросли на почве многовековых духовных традиций русской культуры. Композитор воплотил нравственные заветы предков, переосмыслив их в духе времени силой своего выдающегося таланта и научного интеллекта .

Таким образом, на основе характеристики творчества А.П. Бородина, можно сказать, что произведения композитора написаны в различных жанрах. Это оперы, симфонии, симфоническая картина, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. Тематика произведений – величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Главные качества А.П. Бородина, как композитора – великая сила и ширина музыки, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с красотой и нежностью. К этим качествам можно добавить сочный и незлобливый юмор. Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А.П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.