«Стихи о Прекрасной Даме» общая характеристика. Поэтика А.Блока – поэтика тайны. "Стихи о Прекрасной Даме"

Центральный цикл - это "Стихи о Прекрасной Даме". Жизненный сюжет, который лег в основу этих стихотворений - любовь поэта к Л.Д. Менделеевой, впоследствии ставшей его женой. Именно этот сюжет своей жизни Блок в письме к Белому назвал "мгновениями слишком яркого света" .

В этот период Блок переживает увлечение идеями философа-мистика и поэта Владимира Соловьева. Соловьев провозглашает существование Души мира, Вечной Женственности, Божества, существующего в женском образе, которое стремится в мир, чтобы преобразить его, очистить и спасти от надвигающейся катастрофы.

Романтическое сознание молодого Блока, стремящееся к идеалу, в облике земной девушки, своей прекрасной возлюбленной разглядело черты Божества. Он преобразил историю реальной, земной любви в миф.

Его возлюбленная предстает строгим и величественным Божеством, Девой Света. Она лишена конкретных черт, потому что трудно, просто невозможно разглядеть их в том сиянии, котором она окружена. Ее облик воплощен в символических образах светильника, зари, маяка, пожара, Библейского горящего куста, звезды, пламени.

Она - единственный свет его мироздания. И обращается поэт к своей возлюбленной на "ты", но пишет это слово всегда с большой буквы, и мы понимаем, что это не близкое "ты", а "Ты" молитвенное, с которым человек обращается к Богу. Поэтому для Нее у Блока есть еще один эпитет - "святая". В стихотворениях этого периода образ возлюбленной часто связывается с образом храма, церковных святынь, колокольного звона, икон. И с этим связана цветовая палитра первого тома, где наиболее часто встречающимися цветами являются голубой ("лазоревый", "лазурь"), белый и золотой - цвета храма.

Она - строгая, величественная, таинственная. В ее присутствии все окутано тайной. Эпитет "таинственный" и слово "тайна" выступают в стихотворениях первого тома в самых необыкновенных и причудливых сочетаниях. Здесь есть "таинственный сумрак" и "таинственные соцветия", "мгновения тайн" и "таинство зари". Весь мир в ожидании Ее прихода был "вечной тайной", "древней тайной", "непостижимой тайной". Тайной была и Она сама. Она обладает "таинственным голосом", "таинственным взором". У Нее нет определенного облика, потому что Она не только вспышка света, но и вечная тайна.

Мир в ожидании Ее темен и пуст. Эта тьма, мрак составляют антитезу "световому" образу Прекрасной Дамы. Конкретных примет Ее нет, потому, что Она - ослепительный свет и тайна, а конкретных примет мира нет, потому что он окутан мраком, мглой, ночью, тьмой. Слова этого "темного" ряда в стихотворениях первого тома так же часто встречаются, как и световые образы. Все в мире он воспринимает как знаки Ее появления, которого ждет, надеется и боится.

Себя в ожидании Ее в этом мире он ощущает бесконечно одиноким. А по отношению к Ней чувствует себя рабом, иноком, принявшим добровольное служение, отроком, "зажигающим свечи" в храме и бросающим белые цветы за церковную ограду. Его любовь - застенчивая, робкая, безнадежная. И в то же время его чувство - страстное ожидание, предчувствие чуда.

Чуковский пишет о первой книге стихов с восторгом: "Только об этом он и пел - изо дня в день все шесть лет: с 1898 по 1894 и посвятил этой теме 687 стихотворений… Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой другой литературе. Такая однострунность души!… Ни разу за все это время у него не нашлось ни одного слова - иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону, а все туда - в голубое и розовое". Этими словами очень точно передается настрой главного цикла первого тома - "Стихов о Прекрасной Даме".

"Стихи о Прекрасной Даме", как и стихотворения двух других циклов, написаны в эстетике символизма. Сложность образов-символов, музыкальность, звуковая и цветовая выразительность, метафорическая усложненность языка, иррациональность - вот те характерные черты, которые определяют особенность лирики первого тома. Вот почему сразу же после выхода в свет первого поэтического сборника (а "Стихи о Прекрасной Даме" вышли отдельным изданием в 1904 году) Блок занял ведущее место в кругу русских символистов.Еще одно чисто биографическое замечание. Увы, поэт не сделал счастливой ту женщину, которой посвятил прекрасные и неземные слова любви. Любовь Дмитриевна была обычной женщиной, которая хотела простого человеческого счастья: дома, семьи, детей. А ее возвели в ранг Божества. Она написала Блоку горькие слова о том, что он "тянет" ее на такие высоты, где ей "холодно, страшно и скучно".

С его ощущением бездомности, катастрофичности бытия, с его отношением к земной любви как к "ложной дороге", которая неизменно заканчивается тупиком разочарования и разлуки, конечно, простое человеческое счастье было невозможно. Пережив все это, уже в зрелом возрасте, в стихах третьего тома он скажет горькие слова о том, что за радости и муки творчества поэт расплачивается собственной жизнью (стихотворение "И вновь порывы юных лет…")

[биография ]

Особенности класса: индивидуальное надомное обучение.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Проблема и обоснование использования ИКТ: в настоящее время ученики, в большинстве своем, не проявляют интереса к поэзии, часто не понимают смысла того или иного поэтического произведения. Использование ИКТ на данном уроке направлено на создание зрительно воспринимаемого образа лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на формирование интереса к поэзии.

Цели урока:

  • показать особенности поэтики первой книги А.Блока (ANTE LUCEM, “Стихи о Прекрасной Даме”);
  • уточнить представление о символизме;
  • формировать интерес к художественному слову.

Оборудование урока: схема урока <приложение1 > , презентация к уроку <приложение2 > , компьютер.

Методические приемы:

  • лекция с элементами беседы;
  • комментированное выразительное чтение учеником.

Ход урока

I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.

II. Опрос-уточнение:

Символизм (старшие символисты, младшие символисты – основные принципы:сходства и отличия).

III. Слово учителя

Раздел первой книги А. Блока ANTE LUCEM является прологом цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.“Ante lucem” – то есть “до света” – так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой.

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”.

Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения.

Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.

В ранних стихотворениях А.Блока часто встречаются такие слова:

“Кто-то ходит…кто-то плачет”,
……………………………………….
“Кто-то зовет…кто-то бежит”,
………………………………………
“Кто-то крикнул…кто-то бьется”.

Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно:

“Белый смотрит в морозную даль”,
……………………………………….
“Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне”.

Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения:

“Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу”.

А что блеснуло, метнулось, прильнуло – это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь. А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека.

Такой прием придавал повествованию дремотную смутность”. Таким сбивчивым и расплывчатым языком поэт повествовал о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык как бы создан для тайн. Недаром само слово “таинственный” играет такую огромную роль в ранних стихотворениях А.Блока. Он прилагал это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи.

Релаксация (обращение к ученику):

Закрой глаза, нарисуй в своем воображении образ Прекрасной Дамы на основе впечатлений от самостоятельно прочитанных стихотворений из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Продолжение лекции.

Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов. эту Таинственную он величает: (комментированное, выразительное чтение учеником) Мадонной:

“Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..”

“Она молода и прекрасна была...”

Вечно Юной:

“То Вечно-Юная прошла
В неозаренные туманы”.

Язычницей младой:

Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!”

“Измучен бурей вдохновенья..”

Девой, Зарей, Купиной

“Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина”.

“Странных и новых ищу на страницах…”

Милым другом, Красотой:

“Милый друг! Ты юною душою
Так чиста!
Спи пока! Душа моя с тобою,
Красота!”

“Милый друг! Ты юною душою…”

Виденьем и Спасеньем:

“Торжественно звучит на небе звездный хор.
Меня клянут людские поколенья,
Я для Тебя в горах зажег костер,
Но ты – виденье.
Ищу спасенья.
………………………
Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер,
В Тебе – спасенье!”

“Ищу спасенья…”

Царевной:

“Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что вдохновляла Царевна Сама?”

“Отдых напрасен, дорога трудна…”

Подругой желанной:

“Встану я в утро туманное.
Солнце ударит в лиц
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?”

“Встану я в утро туманное…”

Волшебницей:

“Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла”,

“Я долго ждал – ты вышла поздно…”

Таинственной Девой:

“Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву”.

“Ночью вьюга снежная…”

Владычицей, Красотой:

“Все виденья так мгновенны –
Буду ль верить им?
Но Владычицей вселенной,
Красотой неизреченной,
Я, случайный, бедный, тленны
Может быть, любим”.

“Сны раздумий небывалых…”

Хранительницей:

“Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева”.

“Любил я нежные слова…”

Прекрасной Дамой:

“Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад”.

“Вхожу я в темные храмы…”

Недоступной мечтой:

“Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся верней порою,
В упоеньи мечту обниму

“Ты горишь над высокой горою”

Величавой Вечной Женой, Святой:

“О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!

“Вхожу я в темные храмы…”

Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.

Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.

Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.

Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.

Всю первую книгу А. Блока можно было бы назвать “Книга о Свете и Тьме”:

“Пусть светит месяц – ночь темна…”
……………………………………………..
“Ступлю вперед – навстречу мрак,
Ступлю назад – слепая мгла”.

И единственным огнем его ночи была та, кого он называл “Лучезарная”. Все, что в природе есть огненного, было связано для него с ее образом, а все, что не она – была тьма.

Стоило ему упомянуть о ней, возникало видение огня: либо светильника, либо зари, либо маяка, либо пожара, либо звезды.

И к звукам он прислушивался только к таким, которые говорили о Ней. Все другие звуки мешали ему слушать Ее:

“Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…”

Но что ему до шумных народов. К людям в то время поэт относился холодно. Он еле следил за их смутными мирскими делами. Вся жизнь человечества казалась ему суетными мирскими делами, от которых чем дальше, тем лучше.

А когда ему пришлось на миг оторваться от видений, сновидений и взгянуть на суетливые мирские дела, то он увидел в них только бессмысленную боль.

Святость его возлюбленной была для него непререкаемой истиной:

“О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!”

Ее образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном, хором ангелов, иконами, соборами.

Замечательно, что он никогда не чувствовал ее слишком близкой к себе. Ему неизменно казалось, что она неблагосклонна и сурова, надменно строгая и забыла о нем, но он медлит, прислушивается, шепчет: “Приди…”.

Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице Вселенной:

“…Здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты”.

“Прозрачные, неведомые тени...”

Можно отметить три облика лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”: в космическом плане – Душа Мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – Возлюбленная.

Символ становится знаком иного мира. Мир и все в этом мире рассматривается как символ бесконечного. Весна, заря, туманы, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги. А.Блок метафорический смысл превращает в символы: сквозь привычный смысл просвечивает тайный, запредельный – и мир романтически преображается, становится таинственным. Постичь его можно лишь мистически.

Так символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

Для А.Блока назначение поэзии – откровение бесконечного в конечном, откровение тайн.

Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические предзнаменования переполняют стихи поэта. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую Блок воссоздает в отвлеченных или обобщенных символистских образах.

Вопросы к ученику:

  1. Назови поэтические особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
  2. Имеют ли названные тобой поэтические особенности какое-либо отношение к принципам символистов и, если – да, то какое?

Домашнее задание

Разобрать (по выбору ученика) стихотворение по схеме:

  • история создания;
  • тема;
  • идейный замысел;
  • многообразие символов;
  • центральный образ.

«Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию», - сказал в своей статье «Умер Александр Блок» В. В. Маяковский.

Это, действительно, так как Блока читают и сегодня, читает молодежь, потому что его слово, его стихи – это наша жизнь, наше чувство, наша любовь или нелюбовь. Сама личность поэта-символиста, его творчество оказали огромное влияние на А. Ахматову, М. Цветаеву и др.

Родился в Петербурге, умер в Петрограде. Прошла целая эпоха… Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать - литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где изучал юриспруденцию и филологию. Он стал самым известным поэтом России.

Первая часть данного занятия подготовлено творческой группой студентов (были выучены наизусть стихотворения А. А. Блока) под руководством преподавателя. Она поможет студентам познакомиться с жизнью и основными этапами творчества поэта. Вторая часть посвящается анализу стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», которая поможет студентам вникнуть в мир слова и чувств поэта-символиста.

Сочинение

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к "Прекрасной Даме", в красоте ее,
"Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой - слуга; порою - милый;

И вечно - раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
сам начинает искать свою "Прекрасную Даму": мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное, бессловесное творенье
свое - находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
прозрачную... Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне: «Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».

Александр Блок вошел в литературу как поэт-символист. На рубеже веков европейская культура переживала глубокий кризис в связи с разочарованием в прежних общественных идеалах. Ощущение неизбежной гибели общественного строя и катастрофичности бытия требовало пересмотра прежних моральных ценностей. Так возник символизм - одно из ярких литературных течений в поэзии рубежа веков. Символизм - это эстетическая попытка уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. В поэзии символистов наметился отход от гражданских традиций русской классики. А. Блок, А. Белый, В. Иванов принадлежали к «младшим» символистам, которые определяли символизм как философско-религиозное понимание мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) - первый поэтический сборник А. Блока, оригинальное и уникальное произведение великого поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как в основе его лежат факты его биографии, рассказывается о его переживаниях и чувствах. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» является второй (центральной) частью сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. Уже само название (в переводе с латинского - «до света») говорит об одиночестве лирического героя, о его пребывании во мраке. Стихотворение «Пусть светит месяц - ночь темна…» как раз и рассказывает об оторванности лирического героя от радостей мира:

В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Поэт сравнивает состояние души своего героя с темной ночью. «Ночь распростерлась» над ним, и в душе его такая же темнота. Одиночество героя с характерным романтическим мироощущением усугубляется оторванностью от жизни. Хотя нигде нет прямого противопоставления «я» и «мы», тем не менее, видно, что где-то есть люди («Среди толпы блуждаю я»), которые живут по-другому, но лирический герой не может и не хочет порвать со своим одиночеством. «Пусть жизнь приносит людям счастье», но не ему. Такова его позиция. И она подкрепляется его концепцией двоемирия. Он - творческий человек - пытается постигнуть тайны мироздания, то есть тайны небесного, неземного мира. А, как известно, ночь для раздумий - наилучшая пора. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем, в котором и выражено мироощущение героя:

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, -
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой убежден, что ночь для него останется темной, пусть даже и месяц светит. Однако здесь слышится и намек на возможность появления света в этом сумрачном мире. Мглу поэт называет «передрассветной», а это значит, что надежда на перемены все-таки есть.

Центральным циклом сборника являются стихи, которые так и озаглавлены - «Стихи о Прекрасной Даме», отражающие развитие сложного любовного романа между поэтом и его будущей женой Л. Менделеевой. Здесь тоже, как и в первом цикле, нет ощущения реальности. Все очень зыбко, неясно, неопределенно. Однако поэт намекает здесь на приближение той, кто наполнит его жизнь смыслом, - Прекрасной Дамы. У Блока возникает и получает развитие средневековый мотив рыцарского служения своей даме сердца. Мы не видим ее. Она бесплотна, ее облик неясен, но все намекает на ее появление.

Стихотворение «Ветер принес издалека…» отличается своей динамикой. Именно ветер (так и хочется сказать «ветер перемен») становится здесь свидетельством приближения той, которая является воплощением прекрасной и неземной сущности мира. Она сравнивается с «близкой весной», о ней «реяли звездные сны», а ветер доносил ее «звучные песни».

Теперь у Блока возникают и иные образы. Так, вечная ночь понемногу рассеивается - появляется «клочок неба», который к концу стихотворения расширяется до «бездонной лазури». Меняется не только мир света, но и мир звука. Если раньше лирического героя окружала мертвенная и беззвучная ночь, то теперь ветер приносит «песни намек», который потом переходит в «звучные песни».

Жизнь поэта до появления его Прекрасной Дамы сравнивается с зимой. И сразу же возникает предчувствие скорого борения зимы и весны. Нет, весны еще нет, лирический герой только еще ощущает ее «сумерки», но она уже близка:

В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури…

Если более ранние стихотворения отличались статичностью, то это поражает своей динамикой. Движение передается здесь многочисленными глаголами («принес», «открылся», «плакали», «реяли») и подвижным ритмом. Сама композиция стихотворения строится таким образом, что все говорит о скором разрушении одиночества лирического героя, о предчувствии появления той, которую он пока не знает, но видит в «звездных снах».

Таким образом, центральным сюжетом «Стихов о Прекрасной Даме» становится ожидание той встречи, которая преобразит лирического героя, соединит мир небесный и земной. Лирический герой и его Прекрасная Дама заранее не равны в представлении поэта. Она есть недостижимый и вечно прекрасный его идеал. Он же рыцарь, готовый служить ей и преклоняться перед ней.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воплотилась характерная для символистов идея «двоемирия» - противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного. Прекрасная Дама - это Душа мира - женственная по природе субстанция. Эта идея принадлежит В. Соловьеву, который создал учение о Мировой душе, являющейся духовным началом, гармонией, символом добра и красоты.

В целом, для поэтического сборника Блока характерны возвышенные чувства, разрыв с реальной действительностью, святость неземных идеалов, культ красоты.

Лирический сюжет цикла составляет ожидание встречи героя и Прекрасной Дамы, которая должна преобразить мир, сделать царство божие на земле. Лирический герой - существо земное - испытывает любовь к Прекрасной Даме, к божеству, к неземному идеалу:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

В ореоле святости и божественной лучезарности является герою его мечта, надежда на грядущее счастье. Не случайно действие происходит в храме, где человек через молитву общается с Богом.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Прекрасная Дама - неземное существо, лишь отдаленно напоминающая женский облик. Это возвышенная идея, мечта человека о лучшей жизни, надежда на счастье, тоска по непостижимому.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и изысканным языком, проникнуты поиском идеала, гармонии, красоты, резким неприятием будничной жизни, стремлением к совершенству.