Структура методов активизации творческого мышления. Активизация мышления — лучшие методы

Методы поиска идей и принятия решений

Именно методы и системы "думания" позволяют умным людям находить новые идеи и решать возникающие проблемы. Освоив способы мышления умных людей, даже вы, извините, сможете делать тоже самое - решать и изобретать.
Существует множество методов поиска новых идей и решения проблем. С условно их можно разделить на три группы:

1. Методы активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска.

Каждый из приведенных в данном разделе методов имеет целью облегчить поиск идеи для решения стоящей задачи по сравнению, методом "Три П"(пол, потолок, палец) или с методом "набивания шишек"("проб и ошибок"), которыми обычно пользуется основная масса населения. Целесообразность применения того или иного метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи и личных предпочтений человека. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.



Методы поиска новых идей и решений

«Современные технологии управления персоналом». 2003. № 3. Стр. 37-43.

«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».

Альберт Эйнштейн

Самые сильные идеи и элегантные решения представляются простыми, очевидными, «лежащими на поверхности" только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и новых возможностей. Сколько же шишек было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?

Как вообще рождаются на свет новые идеи? Каковы механизмы творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат ли счастливо сложившихся жизненных обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?

Увы, несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок , названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.

Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, супер-Солонку.

Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты - Если сделать так?… нет это уже было. Или так?… тоже не то. А если этак?… не подходит. И так далее. И мучиться ему до тех пор, пока однажды он не проснется с воплем «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события, даже возможно, что столько не живут.

Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:

  • Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления
  • Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов
  • Методы целенаправленного решения творческих задач

Психологическая активизация творческого мышления

Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма» , предложенный А. Осборном (США) ещё в 40-х годах. "Мозговой штурм" - это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея - снятие боязни «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.

Собираем группу заинтересованных в создании супер-Солонки товарищей, запираем их в помещении и - «время пошло!». Кульминационный момент штурма - его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания супер-Солонки.

Еще можно провести "Корабельный совет" , который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения по поводу супер-Солонки высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д.

«Капитан» задаёт вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут на рее, если новой идеи получить не удастся.

К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «Синектика». Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году, он использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи (вспомним героиню Агаты Кристи Мисс Марпл, которая лихо раскрывала самые запутанные преступления, основываясь на аналогиях). Известно несколько видов аналогий, и каждая может быть использована для поиска идеи супер-Солонки.

Прямая аналогия - используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний, с последующей их адаптацией. Подумаем, что может быть аналогом солонки, например, в медицине? Да физраствор (та же поваренная соль, но растворенная в воде), который обычно вводится в организм через иглу из шприца или капельницы. Ну, вот уже и получили идею новой солонки с концентрированным солевым раствором, который выдавливается через узкое отверстие, причем эту плодотворную идею можно развивать дальше.

Личная аналогия - предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы. Воображаем себя общепитовской солонкой с дырявой металлической крышкой на голове и прислушиваемся к внутренним переживаниям. Да, не очень-то приятно, когда тебя трясут вниз головой над тарелкой с горячим супом. Куда комфортнее находиться в естественном положении. Есть! Новая солонка должна иметь дозатор и отверстие с нижней стороны - нажимаешь сверху на кнопочку, снизу открывается крышечка и адекватная порция соли высыпается в тарелку. Очень интеллигентно и никакого риска ошпариться.

Фантастическая (сказочная) аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи. Присаживайтесь поудобнее, я расскажу Вам сказку. Случилось это в те далекие времена, когда не было еще у людей солонок. И когда им нужна была соль, приходили они к великану Соленому утесу и откалывали от него огромными топорами куски каменной соли, а дома потом дробили эти куски молотком на более мелкие кусочки. В одной бедной семье кончилась соль, но некому было пойти к Утесу, потому что папа работал, а мама заболела. Тогда двое маленьких детей пошли к Утесу сами, да только не хвалило у них сил отколоть даже самого крошечного кусочка. Погоревали они сначала, а потом подумали и решили спеть Утесу неприличные частушки. Засмеялся Утес, захохотал, да так, что слезы брызнули из его глаз, и каждая слеза его превратилась в соленую бусинку. Собрали умные дети эти бусинки и отнесли их домой. Вот так и появилась на свет еще одна идея.

Да уж, не так-то это легко, пользоваться аналогиями, и, главное, этот прием не избавляет от мучительных творческих поисков. А нет ли какого-нибудь способа попроще, чтобы не очень напрягаться? Конечно, есть - для этого и существуют психотехники активизации творческого мышления . «Вы отдыхаете, а Ваше подсознание делает всю работу за Вас!».

Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), и самой простой из них является «якорение ресурсов» . Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы, например, состояния творчества, мастерства, совершенства. Для того, чтобы создать «якорь», необходимо вспомнить случаи из своей жизни, когда такой ресурс проявлялся наиболее интенсивно. Для наших целей подходят ситуации, в которых мы фонтанировали идеями, легко генерировали блестящие решения, были переполнены творческими силами и вдохновением. Затем погружаемся в воспоминания, воспроизводим то свое ресурсное состояние и переживаем его заново. Выбираем якорь - своеобразную «кнопочку», которая будет запускать нужное состояние. Это может быть тактильное ощущение, звук, зрительный образ. Далее проделываем следующее.

Возвращаемся ещё раз в переживание ресурсного состояния творчества и, дождавшись пика его интенсивности, ставим якорь, например, прикасаемся к точке на кисти руки. Повторяем несколько раз. Проверяем - если якорь установлен - прикосновение к выбранной точке на кисти руки автоматически воспроизводит ресурсное состояние творчества. Далее - фонтанируем идеями.

Более глубинной техникой является рефрейминг . Слово "рефрейминг" дословно означает «вставить в новую рамку», оно используется в НЛП для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов - основа любого творчества. Для проведения рефрейминга нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.

Один из постулатов НЛП гласит, что то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и другой. НЛП-еры изучают творчество выдающихся деятелей и снимают с них модели. Очень полезной может быть Стратегия творчества Уоллта Диснея , описание которой можно найти в специальной психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уоллт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей - Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.

Ещё более глубинные техники, основанные на невероятных возможностях нашего подсознания, основаны на использовании трансовых состояний . Со стороны это выглядит следующим образом. Сформулирована цель - придумать супер-Солонку. После нескольких туманных фраз, сказанных специалистом или самим подопытным, на непродолжительное время происходит «отключение» последнего от реальности, а затем его возвращение назад уже с готовой идеей великолепной супер-Солонки. Обыкновенное чудо свершилось.

Тем же, кто не ищет лёгких путей, привык действовать осознанно и с опаской относится к вышеописанным манипуляциям, можно порекомендовать использовать

Содержание:

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий. Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует. Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения. А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками - прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Затруднились с ответом?
Тут же вставайте и начинайте ходить. В голове сразу прояснится.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление - это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок. Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража». Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой. Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием. Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив. ..
Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации - рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему - и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия. Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным. Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю - не понимают. Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что - туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно. Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Хитрость - в том, что человек легко пишет о тех вещах, которые понимает.
Хотите хорошо писать — хорошо поймите, о чем пишете.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии - вызов дару слова - вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект - это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов. Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки». Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное - нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину. Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе. Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» - и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном - под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) - но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь. Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности. Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня - ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.

Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата,- все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

Обобщенность;

Опосредствованность.

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

Носит опосредствованный характер;

Всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

В нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека.

Типология и качества мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

Понятия;

Суждения;

Умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

Общими и единичными;

Конкретными и абстрактными;

Эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

Опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

Истинными;

Ложными;

Частными;

Единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

Индуктивное;

Дедуктивное;

По аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Активизация мышления

Мышление является очень важным процессом, поэтому существует целый ряд способов для его активизации, и тем самым ускорения получения результатов.

Три базовых метода или «три столпа» активизации творчества включают: 1. Классический мозговой штурм (Алекс Осборн). 2. Синектику (Уильям Гордон) 3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)

Существуют следующие способы активизации мышления.

Задавание "бессмысленных" вопросов, например: "Как будет звучать хлопок одной ладони?" (Или: почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным, а русские люди - прилагательным? Например, литовец, немец, испанец и - русский?).

Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: "До каких пор заяц бежит в лес?"; "Какая женщина не смотрится в зеркало?"; "Каких камней нет на дне моря?"

Поиск нестандартных решений: "Как можно использовать кирпич? " (Или любой другой предмет). Нужно привести как можно больше решений. Учащиеся обычно приводят их по несколько десятков. Можно модернизировать материал теста Торренса и применить его не для тестирования, а для развития интеллектуальных способностей. Например, предложить необычные способы использования пустых картонных коробок, или найти способы улучшения какого-либо предмета и пр.

Коллекционирование различных парадоксов, например: почему, если сначала смотреть на зеленый кружок, а потом посмотреть на белый лист бумаги, то увидишь красный кружок?

Использование технологии интерактивного обучения, основанной на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого студента и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента. Применение технологии интерактивного обучения позволяет соединить деятельность каждого обучающегося (возникает целая система взаимодействий: преподаватель - обучающийся, преподаватель - учебная группа, обучающийся - учебная группа, обучающийся - обучающийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

Проведение сократовских бесед. Например, задайте детской аудитории вопрос: "Можно ли солить пищу?" Тут же получите ответ - одни будут говорить "Да", другие - "Нет". Это не есть сократовская беседа. Сократ говорил: "Дурак дает ответ, а мудрец ищет истину". Поэтому надо не стремиться тут же дать ответ, а пытаться размышлять, задавая все новые и новые вопросы. После такой информации, представленной детям в виде шутки, посыпятся вопросы: для чего солят пищу? для кого солят пищу? нужно ли солить пищу для животных? все ли люди солят пищу? зачем нужна соль в пище? и т.д. После этого можно переходить к решению учебных проблем по предмету. Например, на уроке физики: Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли? Учащиеся уже не сразу дают ответ, а стараются размышлять: при каких условиях осуществляется горение? что еще необходимо кроме кислорода? будет ли он поступать к горящей свече? при каких условиях он может поступать? и т.д.

При сократовской беседе (эвристическом методе) педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ? Если вопрос учителя задан правильно, то дети, пытаясь найти ответ, расширяют саму область вопроса.

Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления. Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя еще до недавнего времени, например, инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение, - по словам А. Эйнштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий.

Ассоциативные приемы активизации творческого мышления. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. Например, установите ассоциативный переход между понятиями "древесина" и "мяч"; или между понятиями "небо" и "чай". (Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов: небо - земля; земля - вода; вода - пить; пить - чай.)

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту - для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу); ассоциации по смежности - для приемов преобразования в пространстве и во времени.

Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными, наперед заданными условиями. К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только именем существительным, только глаголом и т.д., или ассоциации по сходству, также выраженные словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.

Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово-раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека, его темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности - гирлянды, когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является, в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.

Например, со словом-раздражителем "снег" можно образовать такую группу ассоциации: снег - холод, пасмурно, вьюга, лыжи, боль, бодрость, оттепель, жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: снег - оттепель, оттепель - сырость, сырость - грипп, грипп - постель, постель - отдых, отдых - лес, лес - грибы, грибы - гости, гости - деньги, деньги - работа, работа - праздник, праздник - радость и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект. Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа.

Приемы аналогий. Наиболее полные и систематизированные данные о возможностях и использовании приемов аналогии содержатся в работе Г.Я. Буша "Аналогия и техническое творчество". Рассмотрим основные положения данной работы, относящиеся к эвристическим свойствам аналогий и условиям их использования при поиске новых технических решений. Аналогия в творческом процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания, догадок, гипотез, принципов.

Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи, - основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал, что, чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать, что главное - это найти что-то сверхнеобычное, создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное, оригинальное, фантастическое, иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи. По словам Цицерона, всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение

Область использования аналогий весьма широка. В частности, приемы аналогии могут быть использованы для:

Выявления тенденций развития различных объектов и отраслей науки и техники; творческий мышление суждение аналогия

Прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения;

Проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи;

Нахождения подсказки для поиска принципа решения учебной или профессиональной задачи;

Тренировка памяти и развития воображения.

Все эвристические приемы аналогии, используемые в техническом творчестве, можно выделить в следующие группы: функциональная аналогия; структурная аналогия; аналогия отношений; аналогия внешней формы; группа субстратных аналогий.

Контрольные вопросы как приемы активизации творческого мышления. Списки (перечни) контрольных вопросов по изобретательскому творчеству известны с 20-х годов нашего столетия. Эти перечни содержат вопросы как специальные, так и общего характера. Указанные перечни бывают общетехническими (для решения общих задач); тематическими (для решения конкретных задач) и общими - для тренировки воображения и психологической активизации мышления. В техническом творчестве контрольные вопросы обычно применяются как эвристические приемы с целью облегчения поиска новых технических решений. В соответствии с этими вопросами изобретатель идет к новому решению, идее.

Успех проведения заседания по методу "мозговой атаки" в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседания в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).

Допустимое количество участников заседания - от 4 до 15 человек. Длительность проведения заседания по методу прямой коллективной "мозговой атаки" - от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи высказанных идей выделяется секретарь или используется магнитофон.

Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие идеи для применения в конкретных условиях.

В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная "мозговая атака". При обратной "мозговой атаке", в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.

При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:

Первый этап - формирование группы участников диалога, оптимальной по численности и составу;

Второй этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной широко определенной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

Третий этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки", особое внимание на этом этапе обращается на создание творческой атмосферы и непринужденной обстановки; заранее подготовленный перечень идей зачитывать не разрешается; каждый участник может выступить несколько раз, но не подряд;

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа проблемной ситуации; в процессе систематизации составляется номенклатурный перечень высказанных идей; каждая идея формулируется с использованием общеупотребительных терминов, после чего она анализируется с целью выявления дублирующих и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие идеи объединяются и формулируются в виде комплексных идей; изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы, составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы подхода к решению задачи;

Пятый этап - деструктирование идей, т. е. оценка их на реализуемость в процессе "мозговой атаки"; "мозговая атака" на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;

Шестой этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей, в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи.

Метод "мозговой атаки" обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.

Процессом активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика». Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге.

Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.

В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым. При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:

1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.

2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как:

2.Личная аналогия (эмпатия);

3.Символическая аналогия.

4.Фантастическая аналогия.

Среди преимуществ синектики можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет отыскать наиболее оригинальные идеи и решения; в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения; г) синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.

Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются:

а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами;

б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.

Третьим китом активизации творчества является морфологический анализ или метод многомерных матриц, предложенный в 1942 году Ф. Цвики

Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений, процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.

Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей, проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.

Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.

Систематическое комбинирование различных альтернатив позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения. Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.

Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью являются основные параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных.

В свою очередь на основе «Морфологического анализа» сегодня разработано ряд таких эффективных методов как: Списки атрибутов. Метод ассоциаций атрибутов (Р. Кроуфорд, A. Ван Ганди). Система SCIMITAR (Д. Карсон). Метод детализации компонентов (Вэйкин). Модификационная матрица последовательности действий. «Морфологические принудительные связи» (Д. Коберг и Д. Багналл).

Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б) метод позволяет находить новые, неожиданные и оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.

В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики: а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода, необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е) морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного решения, но не гарантирует его.

В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого анализа поставленной проблемы, полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих.

Список используемой литературы

1) Островский Э.В. Чернышова Л.И. Психология и педагогика М. 2006

2) Р.С. Немов "Психология" книга1 М. "Владос" 99

3) С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии" "Питер" Спб 2002

4) Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.,1992 г

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке. Диагностика и развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения. Интерпретация как форма художественной деятельности личности.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Понятие и факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости, возрастные особенности данного качества характера. Изучение творческого мышления в психологии. База, ход и организация исследования отношений стрессоустойчивости и творческого мышления.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Общая характеристика понятия творческого мышления. Критерии и методы его изучения. Исследование интеллектуальных возможностей человека. Исследование взаимосвязи мышления и речи. Характеристика способов и факторов формирования творческого мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2015

    Проблема формирования творческого мышления в современной психологии. Эмпирическое исследование творческого мышления у младших школьников. Описание методики и выборка исследования, анализ полученных результатов. Обзор коррекционно-развивающих программ.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2013

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Эдвард де Боно - автор метода прямого обучения мышлению в школах. Суть параллельного мышления. Особенности метода "Шести шляп мышления". Правила использования шляп. Преимущества и недостатки. Развитие творческого и критического мышления, толерантности.

    презентация , добавлен 01.11.2016

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2015

    Механизм творческого мышления, логика и интуиция как его компоненты. Процесс творческого решения задач. Понятие интуиции и ее основные виды. Эвристическая интуиция и "интуиция-суждение". Интуитивное решение как ключевое звено творческого процесса.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Творчество -- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью.

Существенным признаком творчества является новизна его продуктов . Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Под новизной понимаются новые мысли, действия, вещи, которые ранее не существовали вообще или усовершенствованы, рационализированы на основе имеющихся объектов.

Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в разработке новых методов, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы.

Для активизации творческого мышления учащихся используются различные методы. В школе чаще всего применяют методы мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Современная модификация этого метода, так называемая «мозговая атака», предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи, во время занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Второй метод, активизирующий мышление, называется синектика (автор Уильям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение разнородных элементов .

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное, чтобы за новой, непривычной проблемой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символической и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

Следующий вид прямой аналогии -- компонентная (или структурная). Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом найти в окружающем мире объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее неизвестным путем. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи или выхода из создавшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Так, речь записывается буквами -- символами звуков, а количество -- цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание.

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии -- войти в роль кого-либо или чего либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13-16..